N.Granova

 

Платон. Академия. Наука.

 

Платон (428-348 гг. до н.э.) был замечательным идеологом, организатором и теоретиком науки, проницательным учёным, высказавшим большое число важных и плодотворных идей. Платон был блестящим художником слова и гражданином Афин, глубоко ощущавшим кризис политической формы города-государства вообще и афинской демократии в частности.

По Платону, за внешними явлениями (греч. plainomenon – то, что является), которые предстают как видимость действительности, существует вечная, неумирающая идея[1]. Явления суть отражение идеи, к которой должно стремиться каждое человеческое существо, чтобы прожить правильную жизнь. В своём сочинении «Государство» Платон пишет о Сократе и его друзьях, рассуждающих об идеях, которые ведут к идеальному государству.

Из тридцати шести дошедших до нас сочинений, которые традиция связывает с именем Платона, большая часть посвящена нравственным, эстетическим и другим чисто человеческим проблемам. Многие диалоги Платона имеют остро полемический характер: в них он критикует софистов и, прежде всего, – их релятивистские установки в вопросах морали и политики. Платон ищет абсолютных ценностей; он хочет найти опору для морали, которая не зависела бы от человеческого установления. Идя по пути абсолютного, он приходит к своей знаменитой теории идей, изложенной в ряде диалогов, принадлежащих к зрелому периоду его творчества («Федон», «Федр», «Пир», «Парменид», «Государство»…).

Теория идей явилась важнейшим вкладом в развитие понятийного научного мышления, представляя собой дальнейшую разработку проблем, поставленных элеатами.

Вернувшись на родину, в 387 г. до н.э. Платон открывает Академию, которая впоследствии на протяжении более чем тысячи лет будет являться центром культурного классического наследия. Научная школа – Академия была размещена на участке специально купленном для этой цели в роще, носившей имя древнеаттического героя Академа (отсюда и ее название). Это была подлинно научная школа, над дверями которой, согласно преданию, было написано «Необученным геометрии вход воспрещён». Высокая оценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, что занятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин. В «Государстве» Платон рекомендует включить четыре дисциплины – арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию – в число предметов, подлежащих изучению «стажами», стоящими во главе идеального государства. При этом он подчёркивает, что имеет в виду не практическую полезность этих наук, которую он не отрицает, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. Позднее, приняв идеи пифагорейцев, Платон был склонен отождествлять свои идеи с пифагорейскими числами.

Влияние Платона на развитие математических наук было значительным. Он руководил научной деятельностью внутри своей Академии и находился в дружественных отношениях с крупнейшими математиками того времени – Феодором, Теэтетом и Евдоксом. Математические проблемы рассматриваются в ряде диалогов Платона, в частности, в «Миноне», «Теэтете», «Государстве». В своём сочинении «Послезаконие» Платон изложил теорию непрерывных пропорций Архита. С историко-научной точки зрения основной заслугой Платона является то, что он был первым греческим мыслителем, осознавшим значение математизации знания, то есть того пути, по которому пошло развитие науки в александрийскую эпоху и по которому оно продолжает идти до нашего времени.

Умозрительное, математическое знание ставилось Платоном выше знания эмпирического[2].

В нескольких диалогах Платон касается и астрономических вопросов. В «Федоне» он прямо утверждает тезис о шарообразности Земли. В последней (10-й) книге «Государство» содержится набросок пифагорейской картины космоса.

Наиболее обстоятельное изложение космогонических воззрений Платона находим в «Тимее»[3] - одном из поздних и вместе с тем знаменитейших Платоновских диалогов. Рассказ об устройстве космоса здесь ведёт некий Тимей из Локр, который характеризуется как «глубочайший знаток астрономии». Однако Тимей не просто пересказывает пифагорейское учение. Все общие рассуждения и обоснования, содержащиеся в диалоге, несомненно, принадлежат самому Платону. Космос в целом рассматривается им как произведение, созданное высшей творческой силой – Демиургом – в подражание некоему идеальному первообразу. Следовательно, космос зрим, осязаем, телесен, а все вещи такого рода, по мнению Платона, возникают и порождаются. Космос един – это живое существо, наделённое душой и умом.

Основными компонентами при образовании космоса послужили огонь (носитель зримой предметности) и земля (носитель осязаемой предметности). Между этими двумя компонентами помещены ещё два средних члена – воздух и вода. В соответствии с пифагорейскими представлениями, между четырьмя элементами существует отношение пропорции.

Космосу как совершенному существу придана форма абсолютно гладкой сферы. Космос не обладает никакими органами, направленными наружу; ничто не выходит за его пределы и не входит в него. В центре космоса помещена его душа, откуда она распространяется по всему его протяжению и облекает его извне. Структуре души, подробно описываемой Платоном, точно соответствует телесная структура космоса.

В теле космоса Демиург выделил два вращающихся круга, соответствующих, согласно нашей терминологии, плоскости экватора и плоскости эклиптики. Один из этих кругов является внешним по отношению ко второму, причем оба они вращаются в противоположных направлениях образуя друг с другом угол, подобно углу между стороной прямоугольника и его диагональю. Внешний круг отражает собой природу – тождественного (истинного, благого); его движение едино и нераздельно – это движение внешней небесной сферы. Внутренний круг отвечает за природу иного (изменчивого, неразумного); он разделяется на семь неравных кругов, по которым движутся Луна, Солнце и пять планет. Из планет в «Тимее» называются только «звезда Гермеса» (Меркурий) и «Утренняя звезда» (Венера). Имена внешних планет находим в «Послезаконии» - диалоге, принадлежность которого Платону оспаривалось многими учёными.

Платон, несомненно, оставил глубокий след в истории всей античной культуры.

 

 

Источники и литература

 

I . Источники

Платон. Федон. Пир. Федр. Теэтет. Софист. Парменид. // Соч. в 4 т. – М., 1993, Т.2.

 

II. Литература

1. История Европы: Науч.-попул. изд-е / Ред. Л.С.Мельник. – М.: «Просвещение», 1996. – С. 50-59.

2. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах, названиях. Минск, 1997.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1994.

4. Родин А.В. Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля / А.В.Родин; Ин-т философии. – М.: Наука, 2003. – 211 с.

 

III . Периодические издания

1. Антонов Т.В. Эволюция понятия «идея» в философии Платона // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. Философия. Политика. Социология. Психология. Право. Международные отношения. Вып.2., 2005. – С. 26-31.

2. Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии, 2003. – С.142-154.

 

[1] История Европы: Науч.-попул. изд-е / Ред. Л.С.Мельник. – М.: «Просвещение», 1996. – С.58.

[2] Родин А.В. Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля / А.В.Родин; Ин-т философии. – М.: Наука, 2003. – 211 с.

[3] Платон. Федон. Пир. Федр. Теэтет. Софист. Парменид. // Соч. в 4т. – М..1993. Т.2.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

28 дата публикации: 01.12.2006