Шагиахметов М.Р.,

кандидат юридических наук

Поиск оснований нравственности

Распространённый в философии стиль мышления, состоящий в формулировании точки зрения автора только в сопоставлении с точками зрения других философов, выглядит гегельянством, предполагающим самостоятельное от реальной жизни существование понятий. Мышление с тех пор преодолело пренебрежительное, презрительное отношение к материальной стороне жизни, как к чему-то низменному и порочному, созрело для отказа от противопоставления материи и сознания, души и тела, для восприятия единства человека и природы, для рассмотрения человека в реальной жизни.

Взгляды философов являются лишь отражением состояния мышления современной им эпохи. С этой точки зрения следовало бы отталкиваться от фактов реальной жизни на соответствующем философскому рассмотрению уровне абстракции. Философии пора спуститься с небес на грешную землю, где о ней либо забыли, либо привыкли считать чем-то не очень нужным.

Одна из проблем, которая, как мне кажется, особенно актуальна для народа нашей страны, живущего в эпоху перемен, - поиск духовных ориентиров. Плюрализм мнений – это не духовный ориентир, это условие его эффективного поиска. Кроме тех норм общежития, которые люди вырабатывают в процессе совместной жизни, необходимо хотя бы общее понимание направления движения общества в целом. Уровень понимания людьми направления движения общества реализуется в представлениях о смысле и цели развития общества и человека.

На определённом этапе развития мышления возник разрыв между реальной жизнью и теми идеалами, которые люди исповедовали. Это противоречие явилось результатом развития абстрактного мышления и неудовлетворенности реальной жизнью. Оно выразилось в учении Платона, разделившего мир на идеи и их земное, несовершенное воплощение, а также в христианском учении, согласно которому человек «соотнесён с Богом как с целью» (Ф.Аквинский), в дальнейшем эти представления развивались философским транцендентализмом.

Это противоречие считалось как непреодолимое, сами цели мыслились как потусторонние, трансцендентные миру и человеку.

Марксизм перевернул представления, поставив на первое место материальную сторону жизни, при этом подчинил ей сознание, представив его как производное от условий жизни. В качестве цели было определено создание совершенных условий жизни – коммунистического общества, которое должно сформировать более передовое сознание человека. Движущая сила – объективный ход истории. И здесь цели развития мыслились вне человека, как существующие независимо от его сознания.

Это противоречие между реальной жизнью человека и теми идеалами, которые формировало сознание человека, преодолевалось только одним – верой. Вера, как внутреннее убеждение в адекватности представлений, опирается на достигнутый уровень мышления, уровень знаний и понимания мира. Но мышление человека достигает нового уровня знаний и понимания мира и утрата веры неизбежна. Социализм в нашей стране потерпел крах сначала в наших головах с утратой нашей веры в коммунистические идеалы, а потом уже как политическая система.

По сравнению с религиозными представлениями о царстве божьем, как цели и смысле жизни человека, марксистская идея коммунистического общества была ближе к реальности, в большей степени основана на знании и более глубоком понимании действительности, но не преодолела отчуждения от человека. Сталинский террор, затем отрыв верхушки коммунистической партии от интересов народа ускорили разрушение веры.

Утратив веру, мы снова как ранее находимся во власти стихии жизни, опираясь лишь на отрывочные представления о свободе слова, демократии, правах и свободах личности. Но каждая из этих свобод проявила и свою негативную сторону, которая не объединяет людей, а разобщает их. Свобода слова оборачивается манипулированием общественным мнением, «чёрным пиаром», «жёлтой» прессой. Демократия оборачивается властью денег, права и свободы личности – произволом и безнаказанностью. Демократические свободы не могут заменить того критерия нравственности, который давала вера в высшие цели. Люди замкнулись на своих частных интересах, основной стереотип поведения – стремление к личному материальному благополучию, даже за чужой счёт. Общее состояние общества характерно ростом разобщённости людей, расслоением на богатых и бедных, утратой взаимного доверия, взаимопомощи, ростом преступности, равнодушием. Мы выдержали тяжкие испытания в нашей истории, но не выдерживаем испытания относительным благополучием. Наши представления о том, что нас объединяет, размыты и разрозненны, они ещё в стадии формирования.

Сознание нашего народа переросло веру в отвлечённые коммунистические идеи, но не выработало новой веры, основанной на современном уровне знаний и понимания мира. Вновь стала распространяться религиозность, растёт количество церквей, мечетей, но религиозная идеология вновь навязывает человеку веру в отвлечённые идеи, независящие от воли и сознания человека, противоречащие его знаниям, современному пониманию места человека в мире.

Наши представления основаны на реальной жизни. Представления о действии потусторонних сил основаны на отсутствии знаний о природных силах, проявляющих себя в окружающей среде и в самом человеке. Представления о действии объективных законов истории марксизм выводил из утверждения о стихийности развития производительных сил и их отчуждении от человека и на начальной стадии развития капитализма для этого были основания.

Внешние для человека силы, как трансцендентный дух, так и объективно действующие законы истории не только отражают отсутствие свободы человека, но и ограничивают её и оправдывают такое ограничение. Зависимость от непонятных сил природы порождает представления об олимпийских богах, социальная, экономическая зависимость, нестабильность и историческая непредсказуемость – почва для представлений о действии трансцендентных сил, либо непонятных для человека объективных законов истории. Эти представления подчиняют человека, определяя в качестве главной его функции – служение идолам: богу, власти, необходимости построения справедливого строя, - целям, требующим от человека жертв. Человеку в России никогда не служили, служили Богу, царю, всемирной революции и высшей степенью добродетели считалось отдать себя всего без остатка. В этом религия, философский трансцендентализм и марксизм едины.

Как бы высокопарно не говорили о человеке и гуманизме сторонники трансцендентализма или коммунизма, при определении целей и смысла жизни человека вне его самого, человек становится лишь средством их достижения.

Эти представления отражают и нравственный облик человека: низкую цену человеческой жизни по сравнению с «высшими целями», оценку человека в зависимости от его принадлежности к религии, политической партии, национальности и т.п., низкий уровень уважения индивидуальности и достоинства человека.

Попытки определить смысл и цели жизни человека в каждой, свободной от любой детерминации индивидуальности приводит к крайнему субъективизму и релятивизму (Ницше, Сартр, Камю). На индивидуальном уровне оказывается невозможным определение добра и зла, жизнь теряет всякий смысл, становится абсурдной.

Ограниченность существующих представлений проявляется в явном противоречии. Наличие внешней для человека силы: Бога («абсолютного духа» Гегеля, «сверхединичного духа» Шелера, «Бытия» Хайдеггера) или объективного хода истории (марксизм) даёт основание для построения системы нравственных норм, но определяет человека лишь средством для их достижения. Отсутствие такой внешней силы приводит к относительности любых нравственных норм и к разрушению самой личности. Либо человек всё время кому-то или чему-либо должен, либо он волен делать, что ему вздумается и тогда оправдан любой произвол.

Религия, философский трансцендентализм, марксизм своё понимание человека выводили из противопоставления его дикой природе, определяли сущность человека либо из его сознания, как части божественного (или абсолютного) духа, либо из труда по производству средств к жизни. При кажущейся противоположности этих взглядов, подход в них общий. Вопреки логике, одно свойство человека представлялось как его сущность, а понимание человека становилось неполным, фрагментарным.

Соотнося человека с какой-либо отвлечённой идеей, целью, которая находится вне человека, сторонники трансцендентализма и марксизма создают систему оценки человека на верность, на соответствие. Человек оценивается не в зависимости от его личных качеств, а в зависимости от принадлежности или верности религии, государству, сословию. Фрагментарный взгляд на человека является выражением низкой оценки человека, в котором выделяют хорошее и плохое, духовное и телесное, коллективное начало и индивидуальное.

Выражением возросшего самоуважения человеческой личности, вступившего в противоречие с представлениями о его частичной ущербности, является экзистенциализм с его попыткой вывести сущность человека из свободы, отказаться от детерминированности трансцендентализма и марксизма. Несмотря на философскую несостоятельность экзистенциализма, скатившегося к субъективизму и релятивизму, характерные для него взгляды являются проявлением изменившегося мышления людей, не желающих ставить внешние отвлечённые от жизни идеи выше человеческой жизни, выше личности.

Обоснованная трансцендентализмом или марксизмом система нравственных норм оказывается оторванной от реального человека, что выражается до настоящего времени в разрыве практической деятельности от нравственных идеалов, ценностей, которые мы на словах исповедуем.

И всё же мы переросли эти представления, что подтверждается нашей реальной жизнью. Мы придерживаемся различных политических взглядов, но уже не строим баррикад. В нашей стране существуют несколько религиозных конфессий, но уже нет религиозного фанатизма. Наши люди большей частью озабочены своими личными, частными интересами, но всё же мы научились жить вместе без погромов и кровавых распрей. Мы научились, - пусть, весьма относительно, - уважать человека вне зависимости от его веры, национальности, политических взглядов.

Оглядываясь в наше прошлое, мы с одинаковым уважением относимся к тем, кто беззаветно и преданно служил России, независимо от того, был ли он «белым» или «красным», в противовес тем, кто по головам рвался к власти. С высоты нашего времени мы смотрим на государственных деятелей и знаменитых разбойников, на мятежников и революционеров, на большевиков и монархистов, на православных и раскольников как на ступени собственного развития. Они все – наши предки, наше прошлое, которое нас хранит и направляет:

«Наши мёртвые нам не позволят пропасть,

Наши павшие – как часовые».

В.Высоцкий

Наше сознание стало шире, а точка зрения – выше. В результате политические, религиозные, индивидуальные отличия стали для нас второстепенными, а на первый план выходит сознание общности. Противоречия: экономические, политические, религиозные и многие другие остались, но не они определяют состояние общества. Представления о целях, находящихся вне человека, нас уже не могут разобщить до состояния кровавой драки. В нашем сознании выросла ценность стабильности и единства нашего общества, от состояния которого зависит жизнь: наша и наших близких.

Такое изменение сознания людей: от отвлечённых целей построения царства божьего на земле или коммунизма к заботе о своей семье, о стабильности в обществе, с точки зрения трансцендентализма или марксизма является падением нравов, скатыванием к обывательской психологии. Однако, на самом деле, это процесс развития сознания людей от придуманных, отвлечённых, недостижимых идеалов к реальным жизненным ценностям, которые ничуть не ниже.

Происходит процесс преодоления мышления в рамках противопоставления материи и сознания, души и тела, представлений о том, что духовные устремления к отвлечённым идеям – это высокий уровень, а ко всему материальному – низкий, порочный. И этот процесс преодоления идёт не по пути подчинения духовного материальному, как это сделал марксизм, а по пути сознания единства души и тела, уважения человека со всеми его сущностными свойствами, с его духовными и материальными потребностями.

В нашем обыденном сознании мы уже перестали делить себя на духовное и телесное, научились с одинаковым уважением относиться и к духовным, и к материальным потребностям. Понятия культурности уже не противоречит в нашем понимании понятию сексуальности. Мы уже мыслим, исходя из единства души и тела, человека и природы. К сожалению, философские представления значительно отстали от обыденного сознания.

Понимание единства человека и природы служит обоснованием естественных ценностей, которые существуют независимо от нашего сознания. Главная фундаментальная ценность – Жизнь, как жизнь живой природы, частью которой мы являемся. Человек, как авангардное звено эволюции живой природы, развиваясь сам, развивает жизнь и несёт ответственность за её сохранение и развитие. Производная от этой ценности – жизнь того общества, в котором живёт индивидуум. Это жизнь нашего народа, России, которую сохранили и донесли до нас многие поколения, - эту ценность мы обязаны сохранить и передать дальше - нашим потомкам. Следующая в этой иерархии ценностей – жизнь индивидуума.

Эта иерархия ценностей не принижает роли индивидуальности человека, потому что естественные ценности не существуют независимо друг от друга: жизнь проявляется и существует в форме индивидуальной жизни, у неё нет другой формы существования. Существование индивидуальности немыслимо вне жизни, так она сама является её проявлением и носителем. Эта же иерархия является проявлением заинтересованности общества и жизни в целом в индивидуальном развитии человека, как движущей силы их развития.

Понимание нравственного опирается на понятие долга, но не перед отвлечёнными идеями или целями, а перед жизнью, частью которой является человек. Его долг в сохранении и развитии жизни. Эта внешняя для человека цель неразрывно связана с ним, так как человек является проявлением жизни. Его частный интерес является и общим интересом. В том, чтобы заботиться о сохранении своего здоровья, о развитии собственной индивидуальности, в том, чтобы заводить семью, рожать детей и заботиться о них и своих близких, вкладывать свой труд в сохранение и развитие жизни нашего общества, бороться с теми, кто ей угрожает. Жизнь – главный критерий нравственности. Относительно этого критерия добродетель состоит не в том, чтобы отворачиваться от жизни, погружаясь в духовность (идеализм) а в том, чтобы жить полной жизнью со всеми горестями и радостями, составляющими её содержание. И не в том, чтобы только трудиться на объективный ход истории (марксизм), подчиняясь «осознанной необходимости», а в том, чтобы развивать самого себя и развивать тем самым жизнь.

Нравственным является поведение человека, который несёт по жизни свою ношу, делает дело, помогает другим, развивает себя и развивает общество. Безнравственным является отстранение от жизни, перекладывание своей ноши на других, жизнь за чужой счёт, лень, деградация индивидуальности.

Сохранение и развитие нашей общей жизни невозможно без постоянных усилий. Если нравственную установку, определяемую естественными ценностями выразить обычным языком, то ближе всего будет лозунг: «Делать дело». То, что этот лозунг стар как мир, свидетельствует о том, что люди всегда ощущали истинные ценности, не всегда осознавая их. Нравственность, целесообразность и необходимость здесь не существуют порознь, не противоречат друг другу.

Главный объект усилий – жизнь, которая у нас на всех одна. Сохранение её и развитие – дело не отдельного индивидуума, а человеческого общества. Человек, поддерживающий только собственное существование, бесполезен для жизни, полезность, а значит, и нравственность поведения определяется его вкладом в общую жизнедеятельность. Любой дворник нравственней, чем отшельник, «спасающий» в одиночку свою душу.

Ценность жизни народа, общая для составляющих его индивидуумов, служит основанием и критерием нравственности для каждого человека. Не индивидуальная жизнь, которая неизбежно заканчивается смертью, а наша общая жизнь, сохраняемая и развиваемая благодаря постоянной смене поколений. Судьба России – вот нравственный критерий для каждого из нас. Относительно этого критерия следует оценивать деятельность каждого человека и общественных структур, в том числе, государства.

На определённом этапе развития человека, когда в основном решены задачи сохранения его жизни в борьбе с силами природы, затем в междоусобных войнах, на первый план выходит задача развития человека. Права и свободы личности – условие для развития индивидуальности каждого человека, а, значит, и общества. Этим определяется их ценность.

С точки зрения иерархии естественных ценностей является нелепостью утверждение, что жизнь одного индивидуума, его права и свободы выше или дороже жизни народа, выше интересов сохранения и развития его жизни. Индивидуум – единственно возможная в природе форма проявления жизни. Человек – наивысшая степень развития индивидуальности. Более высокая степень развития означает более развитое сознание, большую свободу выбора, но и большую ответственность. Эта связь степени свободы и степени ответственности – не моральная категория, а природная закономерность, которая прослеживается историей развития человека. Эта закономерность определяется общественными условиями жизни человека и существованием его как вида в природе, которая составляет сложную взаимосвязь взаимодействующих и взаимозависимых систем. Такой взгляд сейчас принято называть синергетическим подходом. Чем активнее ведёт себя человек, тем большее ответное давление среды он на себе испытывает.

Не все люди сохраняют и развивают жизнь, некоторые её губят, тормозят её развитие. С ними необходимо бороться во имя жизни, за жизнь и развитие нашего народа, России.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

21 дата публикации: 01.03.2005