В.Л.Мельников
Рериховский центр
Санкт-Петербургского
государственного университета

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ПАКТА РЕРИХА

(К 70-летию со дня подписания)

Подводя итог деятельности Николая Константиновича Рериха в области охраны культурного достояния человечества, его сын, известный востоковед Ю.Н.Рерих писал: «Проблема мира во всем мире, охрана памятников культуры давно привлекала внимание Николая Константиновича Рериха». И в этом давно– огромный многолетний труд и временное расстояние более чем в полвека.

Несомненно, знания, полученные на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1893–1898гг., пригодились Н.К.Рериху, когда он формулировал положения международного договора, известного во всём мире как Пакт Рериха или Пакт Мира.

Ф.Ф.Мартенс. 1897
(Фото из Музея истории СПбГУ)

В годы учёбы Рериха в Санкт-Петербургском университете уже более двадцати пяти лет развивалась школа международного гуманитарного права, во главе с её основоположником Ф.Ф.Мартенсом, выдающимся юристом и общественным деятелем, автором первого в России полного руководства «Современное международное право цивилизованных народов» (1882–1883). Именно этот учебник, переведённый на основные мировые языки ещё при жизни автора, ставший во всём мире настольной книгой дипломатов, был положен в основу курса, прослушанного Н.К.Рерихом весной 1897г. в университете. Н.К.Рерих близко воспринял основные идеи Ф.Ф.Мартенса и знал его последующие труды. Авторитет Фёдора Фёдоровича был непререкаем в тех вопросах, с которыми Н.К.Рерих тесно соприкоснулся в своей международной деятельности спустя годы (мирное решение столкновений между странами, международный третейский суд, охрана культурных ценностей и другие). Ф.Ф.Мартенс являлся фактическим автором программы Первой Гаагской конференции мира, созванной в 1899г. по инициативе России и положившей начало процессу разоружения и установлению правил ведения войны. Ф.Ф.Мартенс и его ученики активно участвовали в разработке основных соглашений и Второй Гаагской конференции мира 1907г. В преамбуле и основных положениях Пакта Рериха, даже в самом его названии («Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», «Договор в целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время»), прослеживается прямая преемственность с гуманистическим наследием Мартенса и его учеников, из которых в университете наиболее известен его преемник на кафедре международного права профессор барон Михаил Александрович Таубе (1869—1963). Многие годы он был близок Рериху, уже в эмиграции художник советовался с ним по вопросам защиты культурного достояния. В 1920–1930-егг. Таубе являлся профессором международного права в Гааге и одновременно председателем Французского комитета Пакта Рериха.

Фактически первый раз предложение об охране памятников материальной и духовной культуры было сформулировано Н.К.Рерихом в 1899г. Художник читал курс в Санкт-Петербургском Археологическом институте и производил раскопки на территории Санкт-Петербургской губернии. Тогда он впервые заговорил о необходимости защитных мероприятий в отношении памятников археологии, донесших до нас мироощущение и миросозерцание древних. Речь шла, с одной стороны, о воспитании правильного, бережного и вдумчивого отношения к национальному достоянию, а с другой, о предохранительных мерах против зачастую воинствующего невежества обывателей и чиновников и хищничества разорителей. Это явилось одной из основных целей создания художником в 1900–1903гг. «Археологической карты Санкт-Петербургской губернии», так же как и его знаменитой серии этюдов памятников древнерусского зодчества 1903–1904гг.

Как писал Ю.Н.Рерих, первая мысль о международном договоре по охране культурных памятников всех стран возникла у Николая Константиновича именно тогда, в 1904г., под гром орудий Русско-японской войны.

Известно, с каким жаром выступал Рерих против разрушения историко-архитектурного пейзажа под Великим Новгородом при строительстве железной дороги, какой значительный вклад он внёс в дело сохранения уникального ансамбля Ферапонтова монастыря. За отечественное искусство, прежде всего древнее, не всегда по достоинству ценимое в то время соотечественниками, непрестанно болело сердце художника. Невозможно перечислить всё, сделанное им для того, чтобы русские древности были не только охранены, но и поняты, прочувствованы. Упомянем лишь наиболее заметные вехи в этой сфере деятельности: в 1910г. Н.К.Рерих входит в Совет Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины; с 1910г. он– в комиссиях по сохранению регистрации памятников Санкт-Петербургской губернии и по реставрации Ферапонтова монастыря; в 1915г. становится одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси, объектами внимания которого были исторические памятники и музеи.

Перед лицом небывалых разрушений Первой мировой войны 1914–1917гг., перед разрушением Лувена и Реймса, он обратился к верховному командованию русских армий, призывая к охране культурного достояния.

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся документы, позволяющие точно установить время и обстоятельства первого выхода Николая Константиновича Рериха с инициативами по охране культурных ценностей на международный уровень. События Первой мировой войны дали художнику опыт действенного формирования общественного мнения в отношении проявлений вандализма, а также окончательно утвердили его в мысли о том, что единственно продуктивными в борьбе против хаоса и тьмы, за сохранение животворящих основ жизни являются объединение усилий и организованный отпор представителей всех слоёв и уровней общества. В сентябре 1914г. Н.К.Рерих и весь коллектив возглавляемой им Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств обратился к главам двух мировых держав того времени– США и Франции.

В своей телеграмме президенту Французской Республики Н.К.Рерих писал: «Потрясённый новым актом вандализма со стороны нашего варварского врага– разрушением прекрасного, несравненного Реймского собора– я прошу Вас, господин Президент, соизволить принять выражение моих чувств самого глубокого сожаления в связи с этой невосполнимой потерей. Имея честь быть членом Реймской Академии, я уполномочен передать Вам те же чувства от имени Педагогического совета Школы Общества Поощрения Художеств, общества “Мир искусства”, редакций газет “Русское слово”, “Вечернее время”, “Биржевые ведомости”. Член Реймской Академии, Директор Школы Императорского Общества Поощрения Художеств в Петрограде Николай Рерих».

В послевоенный период призрак нового столкновения народов не покидал его, и он снова, после завершения Центрально-азиатской экспедиции 1923–1928гг., обратился ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников.

С самого начала движение за Знамя Мира, за охрану культурных памятников привлекло внимание всех, кому дорого культурное достояние человечества. Не случайно, что деятели культуры Франции и Бельгии были первыми, откликнувшимися на призывы Н.К.Рериха. Французские юристы-международники доктор Г.Шклявер и проф. Ж. Ла Прадель разработали юридическую форму основного документа Пакта в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию наций».

В 1929–1930гг. для распространения идей Пакта было создано пять Комитетов — во Франции, Бельгии, Индии и два в США.

В 1930г. проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев в Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества.

Н.К.Рерих. Мадонна-защитница ( Madonna protectrix ). 1933
Местонахождение картины неизвестно

Параллельно с выше указанными мероприятиями, предпринятыми в компетентных учреждениях Лиги Наций, многочисленные общественные организации и крупные деятели мировой культуры и науки присоединили свой голос к обращению Н.К.Рериха. Проект Пакта был опубликован в американской и европейской прессе и сразу же привлек к себе большое внимание как выдающихся деятелей науки и искусства, глав государств, так и мировой общественности. В поддержку Пакта выступили А.Эйнштейн, Т.Манн, Р.Тагор, Г.Уэллс, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, президент Чехословакии Т.Масарик, президент Латвии А.Квиесис, вице-президент и министр просвещения Эстонии В.Пятс, а также военные деятели. Выдающийся бельгийский поэт и драматург Морис Метерлинк призвал всех, кому не безразлично будущее человечества: «Соберем вокруг этого благородного движения все наши моральные силы».

Великий поэт Индии Рабиндранат Тагор, сам пламенный борец за мир, писал в 1931г.: «Я зорко следил за Вашей великой гуманитарной работой во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом по делам музеев Лиги Наций, и я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».

В Бельгии г. К.Тюльпинк, член Королевской Комиссии по охране памятников Бельгии, предложил сделать город Брюгге, столь богатый памятниками прошлого, центром для распространения идеи Пакта Мира. В 1931г. г. Тюльпинк основывает Международный Союз Пакта Рериха. В сентябре того же года в Брюгге созывается Первая Международная конференция Пакта Рериха.

Конференция, в работе которой приняли участие как представители правительств, так и деятели общественных и культурных организаций, приняла план действия по распространению идеи Пакта Мира. Было обращено особое внимание на пропаганду идеи Пакта Мира в школах и среди молодежи, а также установлен постоянный контакт с такими международными учреждениями, как Международный комитет по делам искусства и Бюро конференции по ограничению вооружения. Выполняя постановление Первой Международной конференции, Музей им. Н.К.Рериха в Париже и Международный Союз Пакта Рериха в Брюгге активно выступили за принятие Пакта Мира всеми государствами.

В августе 1932г. была созвана Вторая Международная конференция в Брюгге. Одновременно с конференцией была организована выставка фотографий памятников, подлежащих охране. На этой выставке, состоявшей из более 6.000 фотографий известных архитектурных памятников, приняли участие 22страны. Вторая Международная конференция постановила основать в г.Брюгге специальное учреждение для всемирного содействия проведению в жизнь идей Пакта Рериха. Конференция также постановила войти в сношения с различными государствами в целях признания Пакта как международного документа.

В ноябре 1933г. состоялась Третья Международная конференция в Вашингтоне, в которой приняли участие дипломатические представители 36 государств. Эта конференция была поддержана уже 35странами. 16 декабря 1933г. на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео была принята резолюция, рекомендовавшая правительствам американских государств подписать Пакт.

Николай Константинович Рерих. 1926–1928

В телеграмме послу США Чарльзу С.Вильсону, отправленной ещё в сентябре 1914г. из Петрограда, Н.К.Рерих писал: «Вы, представитель Правительства Северно-Американских Штатов, не можете оставаться безучастным зрителем уничтожения лучших созданий искусства и Ваше Правительство не может спокойно смотреть на варварские деяния, подобные которым трудно найти на самых жестоких страницах истории, во времена справедливо считавшиеся дикими. Именем священного искусства, именем высшей молитвы человечества, именем всего, что совершенствует и возвышает мир просим Вас всеми силами протестовать против преступных разрушителей, т.к. высоко-культурное Правительство Северно-Американских Штатов не может взирать на уничтожение всего, чем светла земная жизнь, и не может присоединяться к врагам рода человеческого». Потребовалось 20 с лишним лет напряжённой работы, прежде чем именно в столице США– Вашингтоне 15апреля 1935г. был подписан международный договор по защите культурных ценностей, известный во всём мире как Пакт Рериха. Большую роль в успешном выполнении этой задачи сыграл Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, ставший официальным инициатором Пакта.

Подписание Соединенными Штатами Америки и другими странами состоялось в Белом доме в присутствии президента Франклина Д.Рузвельта. В своей речи президент Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа».

В сентябре 1936г. Н.К.Рерих присоединил свой голос к призыву о мире Рабиндраната Тагора.

В октябре того же года Международный Центр Пакта Рериха в Брюгге организовал Международный день искусства в борьбе за мир.

Идея Пакта Мира была забыта в пожаре Второй мировой войны. За это небрежение памятниками мировой культуры Европа поплатилась грудами новых развалин.

После войны идея Пакта снова стала привлекать внимание культурной общественности. Многих из деятелей движения унесла война. Ушёл г. К.Тюльпинк. В декабре 1947г. ушёл Николай Константинович Рерих.

Вся деятельность по продвижению Пакта Рериха в мире легла на плечи вдовы художника, основателя десятков философско-этических обществ по всему миру, писательницы Елены Ивановны Рерих (1879—1955) и двух сыновей – известного востоковеда, путешественника, директора Института гималайских исследований «Урусвати» Юрия Николаевича Рериха (1902—1960) и известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха (1904—1993).

В Индии за Пакт охраны культурных памятников высказались премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, вице-президент Индии д-р С.Радхакришнан, проф. Чандра-Секхара Венката Раман, покойный Маулана Абул Калам Азал, д-р Хумаюн Кабир и многие другие. За Пакт Рериха высказалась Всеиндийская конференция культурного единства в 1946г. В 1948г. за Пакт высказалось правительство свободной Индии.

В 1950г. Комитет Пакта Рериха направил д-ру Торезу Бодэ, главному директору ЮНЕСКО, копию Пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1930г.

Подписанный 15апреля 1935г. в Вашингтоне главами стран западного полушария в присутствии президента США Франклина Д.Рузвельта, Пакт Рериха достойно продолжил традиции российской школы международного гуманитарного права, основные представители которой на рубеже XIX – XX вв. трудились в Санкт-Петербургском университете.

Пакт Рериха продолжает играть выдающуюся роль в деле защиты Культуры от современного варварства и мракобесия. В 1954г. он стал ядром Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, в настоящее время подписанной большинством стран мира.

14мая 1954г. на конференции, созванной ЮНЕСКО, была принята эта конвенция и к ней Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а 26марта 1999г.– Второй протокол к Гаагской конвенции 1954года, с целью повысить её эффективность.

В тексте Гаагской конвенции прямо указано, что руководством для её принятия являются принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907гг. и в Пакте Рериха. Мы можем гордиться этим, ведь упомянутые принципы были предложены россиянами– петербургскими универсантами.

Использованная литература:

 

Ваши комментарии к этой статье

 

21 дата публикации: 06.04.2005