Владимир Кузин,

г.Владимир

«Возьми свой крест…»

(Евангелие от Матфея, глава 16, стих 24)

Недавно встретил свою бывшую коллегу по работе. Разговорились. Узнал, что она уже в третий раз замужем. Первый муж оказался, по её словам, ''беспробудным пьяницей'', пропивал почти всю свою зарплату и даже принялся продавать за бесценок одежду и мебель. Женщина не выдержала и ушла от него к человеку непьющему, трудолюбивому; однако, как выяснилось позже, ''ужасному скряге'', ''дрожавшему над каждой копейкой'' и постоянно ругавшему свою супругу за ''неоправданные расходы''. И тогда моя знакомая ''сбежала'' к ''новому русскому'', который уже не отказывал ей ни в чём; однако в последнее время завёл любовницу, причём своих отношений с ней совсем не скрывает.

- Одни непутёвые мужики мне встречаются, - с негодованием заключила она, – хоть опять разводись…

Такая вот судьба. И подобных случаев, когда человек, стараясь выйти из нелёгкой ситуации, попадает в аналогичную или более худшую, я знаю немало. Например, одна женщина, узнав от врачей, что её новорождённая дочь имеет серьёзную патологию мозга, грозящую девочке пожизненной олигофренией (умственной отсталостью), написала заявление об отказе от своего ребёнка. А её родившийся затем сын оказался хроническим астматиком.

Или такой случай. Моя знакомая, решив избавиться от своего котёнка, коего, по её словам, ей стало ''не на что кормить'', вывезла его за город и бросила в овраг; а примерно через неделю её обокрали, вынесли из квартиры почти всё; и теперь она стала нуждаться ещё больше.

К чему я привожу эти примеры? Да к тому, о чём уже давно предупреждают Святые Отцы Православной Церкви: НЕЛЬЗЯ СТРЕМИТЬСЯ СБРОСИТЬ С СЕБЯ КРЕСТ, посылаемый нам Господом, иначе Он может возложить на наши плечи ношу в несколько раз тяжелее прежней – для вразумления!

Цель сотворения человека заключается не в том, чтобы он сидел в мягком уютном кресле и, отхлёбывая из чашечки кофе, смотрел телевизор (такие ''существа'' не представляли бы для Неба абсолютно никакой ценности!), а в его духовно-нравственном развитии (''БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, как совершенен Отец ваш Небесный (Ев.от Матфея, гл.5, ст.48)). И крест как раз посылается людям для того, чтобы они не предавались весёлой и разгульной жизни, животным страстям и похоти, не были бы эгоистичны и себялюбивы, горды, надменны и равнодушны к страданиям окружающих. А в иных ситуациях – и с целью спасения души ближнего. Так, в описанном выше случае с моей знакомой, её муж-пьяница, возможно, избавился бы от своего порока, прояви его супруга к нему терпение и доброту, молясь о нём и уповая на Бога (что Творец от неё и хотел!); она же вместо этого бросилась на поиски ''красивой жизни'', без трудов и забот, тем самым не только не способствовав спасению души своего несчастного мужа, но и, вероятно, погубив свою.

Давно замечено, что среди прихожан есть такие, кои веру в Бога как раз и воспринимают в качестве возможности получить от Него спокойную и ''комфортную'' жизнь, молясь исключительно о телесном здоровье, о счастье в личной жизни, успехах, карьере и т.д., - по сути, прося Господа снять с них крест. Таким людям апостол Иаков (гл. 4, ст. 3) сказал:

- Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений…

Порой такие ''христиане'' (возможно, сами того не осознавая) разделяют убеждения Льва Толстого, считавшего, что и евангельские заповеди даны человеку исключительно ради облегчения его земного существования. Действительно, если бы все люди, как один, ''возлюбили ближних, как самих себя'', многое в нашей жизни изменилось бы к лучшему – исчезли бы войны, терроризм, преступность. Однако главные и очень существенные следствия первородного греха, связанные с изменением физиологии человеческого организма, - болезни, старение и смерть – все равно бы ОСТАЛИСЬ (ибо таков закон Всевышнего, возвещённый в Библии: ''Человеку ПОЛОЖЕНО УМЕРЕТЬ…'')! А они перечеркнут любые попытки людей обрести счастье в физическом мире. Наконец, вспомните слова Спасителя:

- Царствие Мое НЕ ОТ МИРА СЕГО (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 36);

- В мире будете иметь СКОРБЬ (там же, гл.16, ст. 33).

А потому, по мнению Святых Отцов, земля – не место для рая, а всего лишь ''стартовая площадка'' к нему, ''полигон'' для испытания человека на предмет его сознательного выбора между грязью и чистотой, эгоизмом и милосердием. И выбор этот, дающий мощный импульс к дальнейшему духовному развитию человека (отнюдь не ограниченного рамками его земного бытия), без попущенных Господом страданий и скорбей - а попросту говоря, без несения человеком Креста - АБСОЛЮТНО НЕВОЗМОЖЕН.

Милостыня

Диву даёшься, какими порой неожиданными путями Господь помогает человеку избавиться от порока и обрести душевную чистоту и веру. В этой связи хочу поведать Вам о моём приятеле Юрии, ставшего прихожанином одного из православных храмов нашего города.

Ещё в молодости Юрий пристрастился к рюмке. Тяга к ''зелёному змию'' не оставила его и после женитьбы. По настоянию супруги он начал лечиться: пил отвары специальных трав, принимал таблетки, даже ездил к ''знахарке'', якобы исцеляющей заговорами. Однако ничего не помогало. Хочется выпить – и всё тут! А без водки Юрию жить было просто ''тошно'' (кодироваться боялся, поскольку знал немало случаев, когда этот метод приводил пациента в дальнейшем либо к беспробудному запою, либо к серьёзным отклонениям в психике).

Постоянные скандалы в семье, порой доходившие до рукоприкладства с его стороны, а также то, что он пропивал большую часть своего заработка, вынудили жену Юрия подать на развод. Оставшись один, он запил с ещё большей силой. Со временем из-за систематических пьянок его уволили с работы. В поисках денег на вино он начал продавать свою мебель, одежду. А однажды с двумя своими собутыльниками они избили и ограбили старика, жившего в соседнем доме. Через несколько дней, кое-как возместив ущерб, уговорили родственников пострадавшего не подавать заявление в милицию. В противном случае Юрию с приятелями грозила бы тюрьма…

Как-то утром, проснувшись с головной болью после очередной вечерней попойки, он бросился к бутылке, но та оказалась пустой. Оглянулся: из мебели остались табуретка и стол, из продуктов – заплесневелая корка хлеба. В который уже раз грудь сдавило отчаяние. И вдруг будто голос внутри:

''Сделай петлю – и решишь все проблемы разом!''

''А ведь это выход, - мелькнуло у Юрия в голове. – Тогда и ''опохмелка'' не понадобится, и тоска пройдёт''. (Только впоследствии, в беседе со священником, он узнает, что после самоубийства бессмертная душа человека страдает ещё сильнее). Так и решил: вечером покончит со всем!

И он вышел на улицу.

В поисках пустых бутылок обследовал помойки возле частных домов – безрезультатно. А когда заглянул в мусорный бак возле универмага, чуть не подпрыгнул от неожиданности: целый контейнер стеклянной посуды!.. В несколько заходов сдал её, собрав пятьдесят два рубля с копейками. ''Это ж поллитра!'' – сладко засосало у него под ложечкой. И, не медля ни секунды, он поспешил в ближайший продуктовый магазин.

А у его двери увидел мальчишку лет десяти в потрепанной одежонке и с протянутой рукой. Замедлил шаг.

- Дяденька, я очень есть хочу, - запричитал подросток, глядя на Юрия.

- А родители твои где? – полюбопытствовал тот.

- Мамка давно болеет, сейчас тошнит её – ужас как!

- Что с рукой? – он заметил на другой ладони мальчишки рваную рану.

- О гвоздь порезал, теперь нарывает…

Юрий хотел было ещё с ним поговорить; однако жажда выпить у него была так сильна, что, сунув в карман бедолаги мелочь, он вошёл в магазин.

Увидев рядами стоящие бутылки с заветной жидкостью, сглотнул слюну. Но едва протянул продавцу деньги, перед его глазами возник страдальческий взгляд мальчугана.

''На те копейки, что я ему дал, он не сможет купить даже хлеба'', - подумал Юрий.

И вдруг ноги сами понесли его в соседний отдел, где он взял сдобную булку, несколько сосисок и бутылку лимонада. Затем опять подошёл было к витрине с водкой, чтобы на оставшиеся деньги купить хотя бы ''чекушку''; однако, подумав о гноящейся ране на ладони пацана, в отделе лекарств приобрёл всё необходимое – пузырёк йода, вату, бинт; а вспомнив бледное, измождённое лицо ребёнка – ещё и плитку гематогена…

Они отошли в сквер неподалёку и сели на скамейку. Мальчишка набросился на еду с нескрываемой жадностью… Затем Юрий обработал рану на его руке. А из разговора с Сашей узнал, что его отец никогда с ними не жил, теперь у того где-то на Урале своя семья; что кроме матери, нигде в последнее время не работающей, а теперь и серьёзно больной, у Саши из родных никого нет; что сам он уже около года не ходит в школу, поскольку денег нет не только на одежду и учебники, но даже на питание.

Юрий отдал пацану оставшуюся у него ''десятку'' и сказал:

- Купишь молока и дашь мамке – может, попьёт. А завтра приходи сюда в это же время, что-нибудь придумаем…

- Спасибо, дяденька, - тихо заплакав, мальчишка прильнул к нему.

Юрий ласково погладил его по макушке, и вдруг у него самого по щеке покатилась слеза. Он внезапно почувствовал в груди что-то тёплое. И понял, что в его жизни появился смысл, несравненно чище и прекраснее желания напиться. Он отчётливо увидел, что по сравнению с заботой об этом несчастном ребёнке, все мирские удовольствия – ничтожество! Он ощутил в своей давно огрубевшей душе ЛЮБОВЬ – это неземное, бесконечно-радостное и великое чувство, напрочь вытесняющее из сердца всё гадкое и низкое. И хотя Юрий пока не понимал, что будет делать дальше, он ясно осознал, что к своей прежней жизни не вернётся никогда…

Покаяние истинное и ложное

Не так давно я услышал разговор двух женщин, вышедших со мной из церкви после литургии:

- Ты сказала на исповеди, что снохе губу разбила?

- Обязательно.

- А перед самой-то извинилась?

- Обойдётся, она первая начала…

Диалог поучителен для тех, кто считает себя христианами.

В Евангелии от Матфея (5,23) сказано: “… Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой”.

К сожалению, в приведённом выше случае дело обстояло иначе.

Как-то один мой знакомый священник признался мне, что многие прихожане, с энтузиазмом рассказывая о своих грехах исповеднику, даже не пытаются ни попросить у ближнего прощения, ни возместить причинённый им ущерб. Но если нас не волнует то, что, например, обворованный нами человек остался без средств к существованию, или, скажем, получил от нас, бывших в гневе, телесные увечья, - ни о каком исполнении важнейшей Божией заповеди – о любви к ближнему – не может быть и речи. Ибо во время такой исповеди мы печёмся не о тех, кому причинили физические и моральные страдания, а исключительно о себе! Желая поскорее быть прощёнными Господом. Не подозревая, что в этом случае нам не только не простятся грехи по отношению к людям, но и совершение самих таинств Покаяния и Причастия будет только в осуждение. Святые Отцы в своих творениях не раз подчёркивали это. А апостол Павел смысл христианской веры сформулировал так:

- Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал., 6,2)

Однажды я стал свидетелем случая, как мальчик лет семи нечаянно наступил на лапку крохотному щенку и тот от боли громко завизжал. Тогда ребёнок, приложив к ушибленному месту бедолаги носовой платок, принялся горько плакать, гладя несчастное животное по головке. Думаю, Господь наблюдал происходящее с гораздо большим умилением, нежели за тем, как многие из нас, перечислив свои грехи священнику, сочли свой христианский долг по отношению к обиженным ими людям полностью выполненным…

Раб, наёмник или сын?

Как-то в нашей Владимирской Епархии я присутствовал на лекции о. Михаила (Морочева) по книге Сергия Страгородского “Православное учение о спасении”. Честно скажу: она раскрыла мне глаза на то, о чём я давно подозревал, но в чём боялся признаться даже самому себе. Объясню подробнее.

“Не поверишь в Бога, не признаешь Его своим Владыкой и Господином – не только ничего хорошего от Него не получишь, но и вообще, Он тебя в такой бараний рог скрутит, что мало не покажется…” Примерно такие слова я неоднократно слышал от иных бабушек, искренне полагающих, что таким образом они приводят людей к истинной вере. Чего греха таить, я тоже начал свой путь к Богу, когда, задумавшись о причинах своих бед и несчастий, внял подобным словам. Возможно, на первом этапе моего духовного развития “страх Господень” (который, как известно, есть “начало премудрости”) и был для меня необходим; однако в дальнейшем я всегда ощущал явное несоответствие такого понимания Творца с его сущностью (“Бог есть ЛЮБОВЬ”). “Неужели, - думал я, - Господу приятно приводить людей к Себе с помощью кнута или пряника? Разве отцу отрадно слышать от своего сына или дочери такие слова: “Папа, если ты больше не будешь меня наказывать и станешь постоянно угощать вкусненьким, я каждый день буду говорить тебе, что ты – самый лучший, самый умный и добрый в мире!”

Книга Сергия Страгородского развеяла все мои сомнения. “Раб! – сказал я о самом себе. – Самый настоящий! С небольшим оттенком наёмника. Но никак не “сын”. И сразу было отчаялся, видя, в каком ужасном положении нахожусь; да вовремя спохватился: “врагу рода человеческого” только это и нужно – посеять в человеке мысль о невозможности своего спасения и духовного возрождения. И тогда я начал вспоминать о своём восприятии Творца в самые первые моменты моего прихода к вере. И нашёл то, что, в конечном счёте, и привело меня в тупик и о чём патриарх Сергий сказал в своей книге. Страх! Ничего общего с Любовью не имеющий и даже его отрицающий (“Совершенная любовь изгоняет страх” (посл. Иоанна, 4-18)). И явный эгоизм, ставящий во главу угла собственное благополучие. Рано или поздно каждый из тех, кто ищет Бога, искренне желает к Нему прийти, неизбежно столкнётся с ситуацией, когда необходимо будет честно ответить себе на вопрос: кто для меня Господь и что я от Него желаю получить? От этого зависит не только земная жизнь человека, но и его посмертная участь.

Итак, согласно Сергию Страгородскому, “раб” и “наёмник” Бога НЕ ЛЮБЯТ - как бы они от этого утверждения ни открещивались и ни пытались его опровергнуть! Они могут систематически ходить в храмы, выстаивать многочасовые службы и т.д. и т.п. – но делать это не из любви к Богу, а по совершенно другим мотивам: “раб” – из СТРАХА НАКАЗАНИЯ (либо в земной жизни – в виде болезней и скорбей; либо в загробной – боясь адских мук); а наёмник – с целью ПОЛУЧЕНИЯ ПЛАТЫ за свой “труд” (опять же или в нынешнем мире – здоровья, успехов, карьеры и т.д., или в небесном – “сладости рая”). Евангельские заповеди они выполняют с явной неохотой, но в обязательном порядке; поскольку чётко усвоили, что их исполнение сулит им личную выгоду, и притом немалую.

Не имеют “раб” и “наёмник” и любви к ближнему. Например, нищему такие люди кладут в ладонь денежку из жалости не к нему, а к СЕБЕ – мол, Господь увидит моё “благодеяние” и избавит от геенны, да к тому же воздаст мне, как и обещал, “седмерицею”.

“Раб” и “наёмник”, даже если истово говеют, то с нетерпением ожидают окончания поста. Ибо чают после него вкушение обильной и изысканной трапезы, вожделенных плотских утех и возобновления столь желанных для них проявлений шуток, смеха, лицезрения развлекательных телепередач и т.д. Избавления от стремлений к удовольствиям мира сего они не хотят и готовы лишь к временному от них воздержанию (на период поста), дабы не прогневать Бога. Не понимая (или не желая понимать), что смысла в таком говении нет никакого, ибо человек в таком случае остаётся точно на том же уровне своего духовного развития, на каком он был до начала поста. Впрочем, и самого желания духовного совершенства у них нет; им вполне достаточно чисто ВНЕШНЕГО исполнения “закона” (то есть они остаются на уровне “ветхозаветного” человека).

Молитва “раба” в основном сводится к просьбам о ПОЩАДЕ, а “наёмника” – об УДОВЛЕТВОРЕНИИ НУЖД - личных или членов семьи.

Совсем не то - “сын”. Он воспринимает Бога не в качестве господина с розгами в руках или начальника-благодетеля, а как своего личного ОТЦА. Он любит Его потому, что ощущает в себе частицу Его Духа (“Излию от Духа Моего на всякую плоть” (Иоиль, 2-28)); или, говоря языком земных понятий, имеет с Ним кровное родство.

Пост и воздержание для “сына” не есть тягость и бремя. Это – радостный и светлый период, в который он чувствует себя возвратившимся в Отчий дом, уподобившимся Отцу. “Сын” оканчивает пост духовно обновлённым, победившим многие свои дурные наклонности; и главное – готовым этот свой потенциал сохранить и приумножить в дальнейшем, хотя бы не загадить полученную во время говения чистоту в последующие “скоромные” дни. Он ставит своей целью не просто исполнение буквы “закона”, но главное – согласно заповеди Христа, духовное совершенство, то есть стремится стать ЛУЧШЕ.

Милостыня для “сына” – вовсе не способ получения награды от Бога. Это средство ПОМОЩИ своему страждущему брату (поскольку “сын” воспринимает Господа как Отца всех людей, то окружающие для него – его родные братья и сёстры). Для “сына” творить добро просто приятно; оно ему так же необходимо, как дышать. А зла он не делает не из боязни отцовского “ремня”, а потому, что испытывает к любому виду зла НЕВЫРАЗИМОЕ ОТВРАЩЕНИЕ!

Молитва “сына” дышит непритворной ЛЮБОВЬЮ к Богу, искренним ВОСХИЩЕНИЕМ Его величием и святостью. И если в ней бывают просьбы об удовлетворении каких-либо нужд, то чаще всего не своих, а окружающих (нищих, калек и т.д.); причём для него не имеет значения, связаны эти страждущие с ним родственными узами или нет, “сын” желает добра ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ (а по большому счёту – и всей Божией твари, как об этом сказал Исаак Сирин). Как-то митрополит Сурожский Антоний в своей книге “Духовное путешествие” поведал, что однажды нечаянно услышал молитву одного юного прихожанина:

“Господи, - говорил тот, - я великий грешник пред Тобой и людьми. Но если, когда Ты явишься судить живых и мёртвых, я буду достоин геенны, то я готов быть ввергнутым в неё, лишь бы поскорее пришло Царство Добра и Справедливости…”

Это слова истинного “сына”. И я думаю, что именно такого человека радостно встретит у дверей Небесной Обители Отец и введёт в Своё Царство… А “рабы” и “наёмники”, не способные на жертвенную любовь, останутся не у дел – пусть они в течение всей своей жизни точь-в-точь исполняли церковные обряды и таинства и евангельские заповеди. Ибо апостол Павел в своём первом послании к Коринфянам (гл. 13, ст. 1-3) предупредил совершенно однозначно, что от “веры” и исполнения заповедей (даже “если я раздам всё имение своё”) при отсутствии Любви – человеку нет “НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ”…

Узаконенное свинство

О том, что рано или поздно Европа докатится до того, что произошло недавно в Швейцарии, предупреждали великие русские публицисты и писатели ещё XIX -го века (в частности, Фёдор Михайлович Достоевский), а также известные православные пастыри (например, святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Вообще, по поводу официальной регистрации однополых браков, а ещё раньше о легализации употребления наркотиков и эвтаназии, в прессе было высказано немало точек зрения - как “за”, так и “против”. Однако мнение Святых Отцов Православной Церкви о сущности и природе вышеперечисленных явлений (а оно включено в контекст учения о страсти в целом) нигде не упоминалось. А между тем, именно духовная (а никак не социально-нравственная) основа этих пороков является единственно верной, поскольку была подтверждена откровениями свыше, коими были удостоены святые подвижники веры за свою благочестивую жизнь.

Православное учение о страсти довольно объёмно. Вкратце отмечу его основные положения, с истинностью которых в последнее время, наконец-то, согласились многие авторитетные психологи.

Первое: страсть засасывает человека подобно болотной трясине. Всем известно, что первые рюмки человек выпивает с целью получения удовольствия. На тот момент он даже не подозревает, что рано или поздно обязательно наступит время, когда спиртное для него станет жизненно необходимо, когда без него он начнёт испытывать душевные и физические страдания. А один мой приятель, заядлый курильщик, поспорил как-то со мной, что целых два дня может обойтись без сигареты. Хватило его лишь на несколько часов. Причём без табачного дыма ему стало плохо: сильно заболела голова и участилось дыхание (как выяснилось позже, резко подскочило артериальное давление, чего раньше никогда не было). Самочувствие улучшилось сразу после первой затяжки. Комментарии, как говорится, излишни…

Второе: любая страсть заставляет людей изобретать всё более её утончённые и изысканные формы. Если взять, например, жажду богатства и славы, то здесь этот факт наглядно продемонстрировал в своей знаменитой “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкин. Помните? Старуха начала с желания получить корыто, затем избу, после стать дворянкой, царицей и, наконец, “владычицей морскою”! Аналогично и в сексуальном плане: пресытившись обычными супружескими отношениями, человек начинает жаждать чего-нибудь “новенького”, как-то по-иному потешить свою плоть. Отсюда поиск связей “на стороне”, затем интимные отношения со стариками, подростками, далее - с представителями одного пола, затем - с группой лиц. Наконец (подобные случаи уже были описаны в прессе), – совокупления с животными и трупами, порой применяя различного рода изуверские методы – здесь человеческой фантазии нет предела!

И третье. Неоднократно приходится слышать фразу: “Да пускай они занимаются, чем хотят, лишь бы никому не мешали”. Увы, так может говорить человек, находящийся в духовной слепоте.

Вспоминаю такой случай (о подобных фактах уже предостаточно сообщали СМИ).

Подросток изнасиловал несовершеннолетнюю девушку. Родители, соседи и друзья юноши в недоумении: тот всегда был скромным и вежливым. Но впоследствии выяснилось, что тайком от отца и матери молодой человек почти ежедневно просматривал видеокассеты с откровенной порнографией. Заметьте, при этом он ничего плохого окружающим не делал. Однако со временем, не в силах вынести всё возрастающую в нём страсть, пошёл на прямое насилие… Вот вам пример превращения “нормального” и “невинного”, на первый взгляд, увлечения в общественно опасное деяние (не из таких ли вот “скромных” “увлекающихся” людей и вырастают маньяки?). Я уж не говорю, например, о наркоманах, готовых ради получения денег на очередную “дозу” пойти на грабёж и убийство!

Православие учит, что греховную страсть нужно решительно подавлять в себе ещё при её возникновении (так называемом “прилоге”), что заигрывать с ней, услаждаться ею даже в мыслях – крайне опасно! Человек, сам того не подозревая, может попасть как бы в наркотическую зависимость от неё, при которой уже не он ей, а она им начинает управлять. Вот почему, отвергнув главнейшую евангельскую заповедь, данную человеку его Творцом (“Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Матф, 5-48)), сделав своими кумирами пресловутые “свободу” и “права человека” (понимаемые как возможность предаваться любому пороку) и одновременно с этим привив обществу потребительскую мораль (“живи в своё удовольствие!”, “бери от жизни всё!”), Запад обрёк себя на духовную деградацию, превратил некогда христианскую цивилизацию в сообщество “жвачных животных” (по меткому выражению одного из европейских журналистов). И если в ближайшее время ничего в этом смысле не изменится, то человечество может сотворить такое, перед чем однополые браки покажутся детской шалостью…

Пелена с глаз

Любопытная вещь: очень многих моих собеседников, с коими мне довелось вести разговор о недавнем урагане на юге США, поражают не столько масштабы разрушений или неспособность власти оказать своевременную и эффективную помощь населению затопленных районов, сколько совершенно неожиданное, порой просто шокирующее, по их словам, “озверение” до этого “законопослушных” и “респектабельных” американцев.

“Идти в душ одной было невозможно. Тот, кто решался направиться туда в одиночку, рисковал быть изнасилованным или убитым…” Это слова 37-летней Африки Брумфилд, пострадавшей во время стихии (газета “Труд” за 8 сентября 2005 года).

А вот свидетельство 45-летнего Ника, рыбака из Нового Орлеана: “Это было хуже, чем в тюрьме… Вооружённые люди уходили ночью, а утром продавали нам еду, одежду и лекарства…” (там же). Думаю, понятно, где они их брали…

А это уже пишет корреспондент одной из европейских газет, сумевший проникнуть в зону бедствия: “Десятки исчезнувших людей были объявлены пропавшими без вести; а затем их тела находили в канавах, под мостами, в контейнерах для мусора… Они были застрелены из винтовок или пистолетов…” (там же).

Что и говорить, картина жуткая; четыре дня Новый Орлеан (и не только он) жил по закону джунглей: сильный пожирает слабого. А весь остальной мир недоумевал: откуда в “самой развитой” стране, в “сердце цивилизации” в одночасье появились сотни убийц, насильников и грабителей?

Между тем ответ очень прост: они никуда и НЕ ИСЧЕЗАЛИ! Только сытая, комфортная и спокойная жизнь, а также исправно работающая правоохранительная система не предоставляли им шанса себя проявить.

Вообще, насколько я успел заметить, ураган “Катрина” “промыл” мозги многим из тех, кто полагал, что только американская (или, в целом, западная) модель общественного развития может осчастливить человечество; что материальное изобилие, высокий уровень образованности и интеллекта, а также эффективно функционирующие демократические, правовые и государственные институты гарантируют становление гармонично развитой личности, достойной звания человека.

Разберём каждый пункт в отдельности.

Помню, один из моих знакомых, преклоняясь перед западным образом жизни, говорил мне: “Пока человек не будет сыт, одет и обут, он не перестанет воровать. Удовлетворите его насущные потребности, и мир изменится к лучшему”. Казалось бы, логика железная. Однако мне не раз приходилось видеть, как наши бедно одетые старушки вынимали из своих тощих кошельков монеты и отдавали их нищим или калекам. Не подозревая, что таким поступком разбивали подобную идеологию в пух и прах. Впрочем, как и чиновники (в том числе в странах Западной Европы и США), имеющие огромные личные состояния (способные удовлетворить не только “насущные”, но и “утончённые” потребности), и, тем не менее, уличённые во взятках, – в прессе подобных сообщений немало. Выходит, “как волка ни корми…”

То же самое можно сказать и об уповании на интеллект. Старец Серафим Саровский не имел высшего образования. Однако люди, беседовавшие с ним, выходили из его землянки со слезами на глазах; многие из них после встречи с преподобным в корне меняли свою жизнь (например, небезызвестный помещик Мотовилов, продавший своё имение и употребив полученные средства на помощь бедным и устройство Дивеевского монастыря). В то время как единственные в мире атомные бомбардировки были санкционированы образованным “отцом американской нации”.

Однако более всего людей ослепила надежда на создание мощных силовых структур и спецслужб, якобы способных гарантировать обществу спокойную и безопасную жизнь. Но в том-то всё и дело, что перспективой попадания за решётку или на электрический стул человека можно только запугать, заставив его быть осмотрительнее и хитрее, но никак не СДЕЛАТЬ ЕГО МИЛОСЕРДНЕЕ. Эффективная правоохранительная система способна лишь уменьшить проявление в человеке самых негативных, отвратительных качеств его души, загнать их глубоко вовнутрь; однако ИСКОРЕНИТЬ их она не в состоянии. Потенциальные убийцы и насильники в “полицейском государстве” – это мило улыбающиеся, здоровающиеся с вами за руку граждане. Но разве подобную ситуацию можно назвать “счастьем”? Неужели кого-то из нормальных людей устроит совместное существование с соседом или сослуживцем, который, когда его вынудят к тому обстоятельства и подвернётся подходящий случай, не замедлит всадить вам пулю в лоб или ограбить? Я думаю, после Нового Орлеана ответ на этот вопрос может быть только отрицательным.

И есть иной путь развития цивилизации – тот, по которому стремилась идти дореволюционная Россия, а вместе с ней и ряд европейских стран, на тот момент не утративших христианские ценности. “Я хочу не такого общества, в котором человек не мог бы совершить преступления, а такого, в котором он МОГ БЫ, НО НЕ ХОТЕЛ его совершать!”- это изречение Фёдора Михайловича Достоевского вошло в сокровищницу человеческой мудрости. Хотя до урагана в США иные из моих знакомых считали подобную цель “бредовой”. Слава Богу, кое-что в их сознании изменилось. И хотя, к великому сожалению, Россия сейчас во многом копирует западный (то бишь, американский) образ жизни, возможно, под влиянием последних событий в мире люди, наконец-то, поймут, что достичь гармоничного состояния общества можно только на пути ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, что ставка исключительно на улучшение условий жизни человека и создание механизмов реагирования на уже совершённое зло ошибочна в корне. Второе понять особенно важно, поскольку в последнее время западная культура воспитывает своих граждан в духе борьбы не столько с причинами возникновения зла (даже ошибочно понятыми), сколько с его ПОСЛЕДСТВИЯМИ.

Например, “герой” большинства американских кинофильмов – это борющийся с убийцами и насильниками “супермен”, который, не моргнув и глазом, ломает руки и челюсти своим противникам или расстреливает их из ультрасовременного оружия, - словом, совершенствует технику противостояния преступнику. Ему, мягко говоря, “до лампочки”, что толкнуло этих людей на противоправные действия; и уж тем более, как вернуть им человеческий облик. Ему важно лишь изолировать их от общества или физически уничтожить (а создателем такого фильма – заворожить зрителя трюками и спецэффектами и получить прибыль). И люди, особенно молодёжь, под влиянием такой “культуры”, не получая никакой духовной подпитки, становятся озабоченными исключительно своими мускулами и наличием у себя в кармане пистолета или гранаты. Жизнь такого общества становится похожей на существование пауков в одной банке.

И совершенно иного “героя” явила миру, например, русская классическая литература XIX -го века. Образ слабого, беззащитного Акакия Акакиевича из гоголевской “Шинели”, у которого в зимнюю стужу украли верхнюю одежду; спивающегося и плачущего Мармеладова (“Преступление и наказание” Достоевского); умирающей беспризорной девочки Маруси (из “Детей подземелья” Короленко); или брошенной с младенцем на руках Катюши (“Воскресение” Льва Толстого), которая, разочаровавшись в искренности человеческих чувств, стала проституткой, – все они рождали в читателях СОПЕРЕЖИВАНИЕ, заставляли задуматься о нечто более высоком, чем поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя.

А такая “культура” способна явить миру настоящее чудо. Человека, воспитанного на традициях русской духовности (опирающейся на православие), уже не нужно будет пугать тюрьмой, приставлять к нему полицейского или агента спецслужб; ибо сама мысль отнять у голодного последний кусок хлеба или покалечить, удовлетворяя блудную страсть, душу подростка – станет для него настоящей МЕРЗОСТЬЮ, от которой он шарахнется, как от зловонной кучи! Напротив, мир и покой в душе такой человек обретёт лишь тогда, когда накормит голодного, утешит плачущего, навестит старика или инвалида. Он будет ощущать великую радость не от личного приобретения и накопления, а от возможности быть кому-то НУЖНЫМ; а наслаждение станет испытывать не от сытого брюха и плотских утех, а от светлых улыбок окружающих .

И только такие люди будут в состоянии построить на земле по-настоящему счастливую жизнь…

Экзамен на милосердие

Территория Богородице-Рожденственского монастыря. Возле мусорных контейнеров – большая картонная коробка с тряпьём. В ней – маленькие пушистые котята: два рыжих, с белыми грудками, и один дымчатый. Недавно на моих глазах они весело кувыркались в траве и карабкались по стволам деревьев, радуясь жизни. Теперь съёжились и прижались друг к дружке. Замёрзли бедолаги. Да и не мудрено: дни стоят холодные; ветер дует северный, сильный. Кладу в коробку кусочки сосиски. Зверята жадно их заглатывают, почти не разжёвывая… Поели, немножко ожили. Укутываю их потеплее и иду ко Всенощной…

Пару дней спустя снова навещаю четвероногих мальцов. Гляжу – один “рыжик“ болен: сидит, понуро опустив головку, из носа течёт жидкость… Взял его на руки и прижал к себе. Его крохотное тельце, почуяв тепло, задрожало; сердечко котёнка забилось чаще.

- Как быть? – думаю. – Взять себе нельзя: у меня уже трое таких; а мой тесть, хозяин квартиры, предупредил, что следующего не потерпит. Отвезти бабе Шуре? Она, по своей сердобольности, конечно, не откажет принять зверёныша; однако в её тесной однокомнатной квартире нашли приют уже около двух десятков котят и кошек, которых пожилая женщина содержит на свою мизерную пенсию...

С полчаса метался я туда-сюда, не в силах принять решение.

- Какой красавец, - подошла ко мне одна из моих знакомых прихожанок и погладила котёнка.

- Вот, - говорю, - захворал, бедный. Надо бы его куда-нибудь пристроить: синоптики обещают в эти ночи заморозки.

- Что поделать, - вздохнула женщина, - это же не человек, а к твари слишком привязываться нельзя. Главное – не обижать их, а дальше как Бог даст…

Согласившись, я положил зверёныша назад в коробку, решив в следующий раз напоить его и остальных котят тёплым молоком. А когда направился к выходу, бедолага выбрался из своего жилища и, хрипло замяукав, быстро поковылял следом за мной.

- Ах ты сорванец! – сердито крикнул я и, схватив его за шкирку, отнёс обратно в коробку…

… А через день в обглоданных рыбьих костях копошились только двое котят. Я налил им в миску молока и пошёл искать больного…

Он лежал в грязи возле небольшой лужицы. Притрагиваюсь. Тельце его уже твёрдое и холодное…

Когда я шёл назад, у меня внутри было пусто.

“Да, это верно, - подумалось мне, - я не поднял на несчастного палку, не причинил ему умышленного вреда. И совесть вроде бы должна быть спокойна. Только почему ощущение такое, будто я на земле самая последняя сволочь?“

И вдруг как обухом по голове:

“Да человек ли я, если эти две ночи мог спокойно спать, в тепле и уюте, зная наверняка, что в этот самый момент Божия тварь гибнет от холода и болезни? Христианин ли я, если бросил беспомощного мальца на произвол судьбы, когда тот бежал за мной и буквально плакал, прося помощи? Неужели одно то, что я его “не обидел”, способно привести меня к нравственному совершенству? И разве может Дух Святой “прийти и вселиться“ в того, у кого в груди вместо сердца камень, - сколько бы этот человек за свою жизнь ни поставил в храме свечек и ни отдал поклонов?

Да, этот котёнок – не “образ и подобие Бога“, он не имел интеллектуального и духовного развития. Но ведь он в этом не виноват! Значит, согласно Божиему замыслу, он необходим на земле именно такой, каков есть! И в глазах Творца так же бесценен, как и человек (“Ты любишь ВСЁ существующее, и НИЧЕМ не гнушаешься, что сотворил“, - сказано в “Премудрости Соломона” (гл. 11, стих 25)). И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа, - тем более, что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Но главное: разве несчастный зверёныш испытал голод, холод и физическую боль меньшую, чем может чувствовать человек? Ведь любая тварь, подобно нам, состоит из плоти и крови! А если он ещё и понял, что я его предал? (В последнее время доказано, что такое осознание у высших животных имеется!) Каково же было ему вместе с физическими муками ощутить и ужас покинутости, обречённости?

Одно утешает: этот четвероногий малыш наконец-то согрелся, больше он не страдает. И я верю, что милосердный Господь – Создатель всего сущего – в Своей Небесной Обители одарит несчастного зверёныша тем, что по своему недомыслию, лености или чёрствости не смог ему дать “венец творения“ – человек…”

Владимир Кузин,

православный мирянин

 

Ваши комментарии к этой статье

 

24 дата публикации: 05.12.2005