В.А.Орликов,

г. Барнаул, Алтайский край

Как строить общину?

Главы будущей книги

Публикуется по: рериховская газета «Устремление», Барнаул, №1 декабрь 2004, №2 февраль 2005.

Самой любимой книгой Рерихов была книга Община , данная Великим на Алтае. Все самые заветные мечты, проекты и дела были связаны со словом община . За общиной будущее. В ней единственный разумный способ существования человечества.

Сегодня дума и реальность общины отдалена. Идёт в России возрождение торговища, всеобщей капитализации на всех уровнях - от сердца до общегосударственной экономики. Ящур древний снова поднялся. Но сумеем обратить препятствия на пользу. Препятствиями растём, будут благословенны они. Сколько бы не убеждали Ивана стотысячного в преимуществе и эффективности процессов образования частной собственности, всё равно следствия не заставят себя ждать. Статистика ярко доказывает и повествует суть торговища мирового. И снова вспоминаются слова из Учения о построении общины, о сотрудничестве, о единении, о братстве.

Пытаешься соотнести - возможно ли физическая реализация сегодня этих понятий в полной мере при условии и наличии частной собственности? Возьмём на себя смелость сказать: Возможно! И частная собственность не будет помехой в строительстве лучших образцов сотрудничества и единения при развитии духа.

Но не помешает ли она самому развитию огней сердца? И снова можно сказать: Нет, не помешает . Ибо можно иметь, но не считать своим. Таким образом, нет препятствий, а есть лишь стереотипы сознания. Нет преград, а есть лишь предрассудки. Нужно знать и применять Великое Учение Живой Этики в полной мере (или стараться это делать) и тогда свершится заповеданное.

О формах общины

Многие рериховцы, обжегшись на первом опыте неудачных рериховских общин пугаются самого слова община . Но как без него? Ведь оно многопланово, и синонимом слова община будут и сотрудничество, и кооперация, и единение, и объединение, и согласие, Братство. Сколько много ипостасей одного алмаза истины!

Каждая грань говорит о своём уровне соединения - от мимолётного совместного дела до совместного жития единомышленников.

Сегодня ещё говорят: нужно не говорить и не изучать, а просто сотрудничать. А иногда даже говорят так: Не нужно рассуждать об общине, а нужно строить её во всех видах и чем быстрее, тем лучше .

Но ведь любой здравомыслящий человек знает, что для того, чтобы делать, нужно накопить и собрать знание. Получить некоторый багаж теории и опыта других людей. Иными словами, нужно исследовать ПРОБЛЕМУ - Если община является самым эффективным способом существования человечества, то почему она не построена до сих пор? Что мешает этому свершению?

Многие хором скажут: Самость . Скажут, но не применят к себе. Потому само понятие хвостатая самость не определено, не изучено (как бы это не парадоксально звучало). И опять тот же случай, что и с общиной, - казалось бы, знаем, но не применяем к себе. Оттого и неудачи первого опыта (который тоже нужно изучать и осмыслять).

Но понятие самость , её изучение, определение и познание всех её лабиринтов есть лишь первая станция на пути к Великой Общине. Далее, надо определить понятие Благости в человеке. Ведь если на самости мы разъединяемся, то на Благости мы должны соединяться. Логично?

Здесь мы должны определить не только лабиринты лучших проявлений человека, но условия, при которых они растут. А это и понятие Общего Блага , и понятие Психической энергии , и понятие Высшего Мира , и понятие Великого Учителя и др.

И, наконец, когда мы определим - что есть плевелы, а что есть зёрна, лишь тогда мы можем говорить о формах и методах объединения. Пока только теоретически, т.к. на этой станции нужно проанализировать весь исторический практический опыт прошлого, настоящего и будущего в этом ключе.

И вот, наконец, перед нами вершина. Назовём её научно-обоснованной концепцией построения общности. Здесь у нас будут определены необходимые и достаточные условия, экономические формы системы, план реализации, устав общиножительства, кодекс общинника, системный мониторинг места построения и т.д.

Образ яркий и чёткий в мельчайших деталях построен в мыслях. Пора брать топор и рубить Избу, предусмотрев все мелочи и призвав Бога в помощь. Лучше, если бы начиная с первого этапа, мы привлекли к этому творческому процессу как можно больше пылающих сердец. Пусть не все из них дойдут до финиша, но некоторые ещё присоединятся по пути. Но к вершине дойдут познавшие, прозревшие в будущее строение людское, которое, может быть, можно будет назвать ОБЩИНОЙ в полном смысле этого слова.

ГЛАВА 1. Камень у порога.

Не то оскверняет человека, что входит в уста его, но то, что выходит из уст. То оскверняет, что сокрыто в сердце. Сами ищем себе ямы и сами прыгаем в них, а потом всю жизнь пытаемся вылезти, но не всем удаётся.

Самым главным недугом является предательство. Начинается оно с малого, еле заметной уступочке себе - мол, возможны исключения. Так рождается ложь, ибо появляется потребность скрывать истину. Нет более заразительного червя в сердце, чем ложь. Немногие освободились от неё, а кто освободился, тот святым человеком стал. Люди никак не могут понять, что ложь материальна и заразительна. Это тонкая энергия, как туманное облако-мысль, которая сидит в сердце и обрастает всё новыми туманностями. И вот уже на глаза человека надета пелена заблуждения. Разных она цветов - цвета себялюбия, цвета страсти телесной, а, может, и жалости к себе, и т.д. Неисчислимы облики майи и оттенки её. Человек попал в беду, попал в глубокую яму страданий. Не вылезти самому.

Но вот сверху опускается лестница помощи. По разному ведут себя сидящие на дне. Кто смотрит на лестницу с недоумением и называет больным и сумасшедшим зовущего наверх. А кто даже выталкивает лестницу наверх, предпочитая оставаться в прохладной тени страданий. Некоторые, взойдя на половину, вдруг оглядываются назад и падают ничком на дно. Лишь немногие, ждавшие помощи, поднимаются на свободу и слегка ослепившись солнечным светом истины, начинают заново путь свой, стараясь уже не попасть в ловушку лжи.

Есть ямы, из которых можно выбраться самому. Но есть и такие пропасти, попав в которые, назад уже дороги нет. И тогда придётся служить Хозяину этой пропасти, ибо другого пути не даётся. Если в служении свету получаем Благо свободы и радость эволюции, то в служении Хозяину получается бесконечный круг страданий и лишений. Вот тогда-то и задаются вопросы - почему мне так не везёт в жизни, почему я так несчастен, за что я страдаю? Но мало задавать вопрос, важнее найти причину страданий.

Что самое главное в общине?

Что самое главное в общине? С чего могут начаться и развиться община, согласие, единение, сотрудничество, Братство?

Один скажет - Иерархия . Но как распознать её? И в ком? Другой скажет - совместные дела. Но чем будет отличатся такая община от колхозного кооператива? Третий скажет - Учение? Но все понимают его по разному. Четвёртый скажет - положительные качества. Но трудно изменяется сознание людское. Трансмутация одного качества может продолжаться годы. Но вот кто-то встанет и скажет - чистый огонь сердца будет в основании общины. В нём и Иерархия, ибо не будет огня без неё. В нём и аккорд лучших качеств ученика. В нём и знание Учения. ибо без знания его не прийти к Иерархии. В нём и совместный труд. Ибо без огня труд превратится в тяжёлую повинность. Не в рассудке и интеллекте, а в воспитании огней сердца придём к удачной общине.

Община имеет много имён - кооператив, ассоциация, федерация, союз, согласный круг и т.д. Не будем чураться самого главного, будущего человечества, лучших возможностей и удачных построений. Нужно только освободится от хвостатой самости.

Глава 2. Как снежные вершины лучшие качества наши.

Коль огнь сердечный светлый поставили в основание общины, то проложим стезю в познании его. Вот встретились злодей и праведник. Злодей говорит праведнику: Давай строить общину . Но праведник отвечает: Твои излучения сердца смердящие. Плохо моему сердцу рядом с тобой, тошнит меня и я умираю от касания излучения твоего. Где же ты растерял свет сердца? Как помочь тебе? И пожелаешь ли принять мою помощь? А злодей отвечает ему: С чего ты взял, что тебе плохо от меня? Может, ты болен от чего-то другого? И почему ты решил, что у меня нет огня в сердце? У меня он есть. И чем докажешь ты, что у меня его нет? Я тоже молюсь, как и ты. И знаю Бога не понаслышке .

Как быть в данной ситуации? Чем доказать отсутствие сердечного светлого огня и присутствие чёрного? Следствиями светлого огня духа, который рождается из трепетного и преданного почитания Иерархии Светлых Сил, будут положительные личностные качества. Отрицательные же будут следствиями чёрного огня.

Рассмотрим сначала положительные. Учение Живой Этики насчитывает 29 положительных личностных качеств (если что-то упустили - дополните): качества, взыскующих Общего Блага, терпимость, великодушие, доброта, дружелюбие, доброжелательность, устремлённость, чуткость, зоркость, готовность, находчивость, подвижность, самоуверенность, самообладание, дерзновение, самоотверженность, самопожертвование, правдивость, искренность, равновесие, спокойствие, простота, устремление к целесообразности, чистота намерений, единение мышления, признательность. Если их нет, то нет и света в сердце. Наличие их есть надёжный критерий присутствия духа в сердце.

Качества, взыскующих Общего Блага:

Н, 724 «..Люди иногда говорят об Общем Благе, но возможно оно лишь при вмещении Высшего Мира. Только так цель совершенствования станет мудрой и может обобщить все искания человечества. Можно допустить и понять путь различных странников, они пытаются идти по одной стезе, и только слова их различны.

Мыслитель говорил ученикам: Вместите, поймите и любите .»

ОЗР, 3.4.6; «Укажу качества взыскующих общего блага. Первое - постоянство устремления. Второе - способность вмещения, ибо плох коммунист отрицающий, но ищущий правды достоин общего блага. Третье - уменье трудиться, ибо большинство не знает ценность времени. Четвёртое - желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое - отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое - изгнание страха. Седьмое - бодрствование явить среди тьмы. Так нужно сказать тем, кто, обуянный страхом, покрывается отрицанием.

Указать нужно, что миллионы людей ждут открытия врат. Узы тягости не заменить оковами боязни. Сравнить можно боязнь с проказою, обе покрывают человека инеем отвратительности.

Серые сумерки приниженности сложили лохматое понимание жизни. Теперь оно должно кончиться в грозе и буре.»

Следующее для рассмотрения - терпимость.

Хотелось бы сразу сказать и об отрицательных качествах. Отрицательных качеств насчитывается в Учении 23 (если что-то упустили - дополните): самость, страх, гнев, раздражение, осуждение, нетерпимость, сомнение, уныние, обида, подозрительность, малодушие, равнодушие, зависть, жажда наград, месть, смущение. сожаление, шатание, самообольщение, небрежность, половинчатость, удовлетворённость, похоть.

Продолжение --->

 

Ваши комментарии к этой статье

 

21 дата публикации: 01.03.2005