Вик Спаров

АКБАР ДВАЖДЫ ВЕЛИКИЙ

Наш интерес к личности, жизни и деятельности Акбара, прозванного Великим (хотя само имя Акбар в переводе с арабского тоже означает Великий), вызван тем, что он, если верить эзотерическим и, в первую очередь, теософским источникам, был одной из предшествующих инкарнаций Учителя Мории, одного из высочайших духовных Учителей, давшего человечеству через Е.И.Рерих Учение Живой Этики. В более раннем воплощении, согласно тем же источникам, Учитель Мория был мудрым царём Соломоном, которому приписывают авторство нескольких книг Ветхого Завета.

Изучая столь выдающуюся личность, как Акбар, мы вправе ожидать, что обнаружим в её чисто экзотерической деятельности свидетельства выдающихся административных способностей, а также дальновидность, мужество и решимость в деле ниспровержения старых и утверждения новых идей, поскольку Учитель Мория – это душа, управляемая первым лучом; но мы также вправе ожидать, что встретим здесь мудрость и любовь, потому что сокровенным побуждением всех душ, относящихся к первому лучу, является любовь ко всему и вся и, в первую очередь, – к своим ближним.

Все эти качества, как и многие другие, мы находим в изобилии в жизнеописании Акбара, которого все без исключения историки и исследователи по праву считают одним из величайших правителей мира.

Империя Великих Моголов

Великие Моголы – это шесть мусульманских царей или императоров, правивших с XVI по XVIII век на огромной территории, включавшей большую часть современных Индии и Афганистана, и владевших несметными богатствами.

Хроника царствования Моголов напоминает некоторые повести из «Сказок тысячи и одной ночи» и является одной из самых своеобразнейших в мировой истории. Среди восточной роскоши, окружённые прекрасными наложницами и падающими ниц подданными, под охраной многочисленной стражи и в сопровождении суетливой свиты царедворцев Моголы царствовали в империи, не сравнимой по величине и народонаселению ни с одной страной в мире, за исключением, пожалуй, только Китая.

К сожалению, в XVIII веке господство над Индией перешло в руки их «наследников» – английских торговцев и промышленников, основавших в Лондоне «Ост-Индскую торговую компанию», которая, собственно, и стала основой утверждения британского владычества в этом регионе, длившегося до 1947 года, когда Индия обрела, наконец, национальную независимость.

Империя Моголов была основана дедом Акбара, Бабуром, талантливым военачальником, который помимо воинской доблести и смекалки обладал также незаурядным поэтическим талантом. После его смерти в 1530 году у него нашли рукописи мемуаров и множество стихов, которые, по мнению современных искусствоведов, принадлежат к числу лучших поэтических творений того времени. Этот интерес к культуре и искусству в той или иной мере был унаследован многими из его преемников, однако ярче всего он проявился у самого великого из династии – царя Акбара, правившего с 1556 по 1605 год.

Рождение Акбара и его гороскоп

Как это часто случалось накануне воплощения многих великих душ, незадолго до рождения Акбара было зарегистрировано несколько знамений, свидетельствовавших о том, что на свет должна появиться исключительная личность. Многочисленные источники того времени единодушно утверждают, например, что его отцу, Хумаюну, привиделось во сне, будто всемогущий Господь вознамерился подарить ему сына, чьё величие будет отмечено на его челе. А одному из родственников приснилось, будто ему с неба в руки упала Луна и голос произнёс, что из межбровной точки на лбу матери Акбара во время зачатия будет исходить яркий луч света.

По сведениям Абула Фазла, придворного историка и ближайшего сподвижника царя, Акбар родился 15 октября 1542 года по юлианскому календарю, примерно в 1 час 42 минуты по полуночи, в местечке Умаркот в юго-восточной части современного Пакистана. Если юлианский календарь перевести в григорианский, то окажется, что Акбар родился в день, когда Солнце находилось в знаке Скорпиона под углом 0,47 º, что единодушно подтверждают и все западные астрологи того времени.

В своей знаменитой хронике «Акбарнаме», посвящённой царствованию Акбара, Абул Фазл приводит четыре гороскопа, составленных для царственной особы. Поскольку между астрологами не было единогласия по поводу того, какое из созвездий зодиака – Дева или Лев – находилось в асценденте, то Абул Фазл попросил известного астронома и астролога Амира Фатхуллу определить, какой из этих гороскопов наиболее правилен и точен. После тщательных расчётов тот установил, что асцендент на момент рождения составлял 28,36 º в созвездии Льва, каковой факт подтверждает и коррекция, сделанная на основе важнейших событий в жизни Акбара. Мы приводим здесь тот из четырёх гороскопов, который, по мнению Абула Фазла, является наиболее точным, а поскольку Акбар сам консультировал Амира Фатхуллу по поводу важнейших политических событий, то именно этот гороскоп и был выбран в качестве исходного для этого небольшого очерка.

Гороскоп Акбара Великого (р. 15.10.1542 в 1 ч. 40 мин.)Поскольку одной из основных задач, стоящих перед душой в ходе очередной инкарнации, является, согласно эзотерическому учению, достижение асцендента, то рождение с асцендентом в знаке Льва как нельзя лучше соответствует личности такого властелина и культурного реформатора, каким был Акбар. С незапамятных времён этот знак считался самым благоприятным для рождения человека, если тот выбирал путь служения человечеству в сфере политического руководства, образования, искусства и культуры.


Среди известных деятелей, рождённых с асцендентом во Льве, были такие выдающиеся личности, как Бисмарк, Голда Меир, Индира Ганди, Лев Троцкий, Гарибальди, лорд Монтгомери, Вильгельм Оранский, Мартин Лютер и другие.

Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком, всю жизнь стремившимся выявить и постичь сокровенную истину. Он был неизменно добр и внимателен к простым людям, охотно выслушивал их мнения, мысли и жалобы, что делало его необычайно популярным у представителей низшего сословия, в том числе и среди индусов, с которыми до его правления обращались как с людьми второго сорта.

Акбар почитал женщин и очень любил свою мать, которой на протяжении всей жизни выказывал глубокое уважение, хотя и не позволял вмешиваться в свои дела.

Живой, подвижный, обаятельный, наделённый чувством юмора, верный в дружбе, он, тем не менее, в иные моменты впадал в бешеную ярость, непомерно жестоко наказывая подданных, особенно высших сановников и царедворцев, злоупотреблявших своей властью и положением.

Как дипломата, судию, законодателя и администратора его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так, например, несмотря на то, что его кровный брат, Мирза Хаким, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли.

Это, бесспорно, указывает на то, что Акбар – личность, характеризуемая вторым лучом, поскольку идеальное сочетание второго и первого лучей отличает, помимо всего прочего, талант мудрого правителя.

Детство и юность

Детство Акбар провёл в Кабуле, однако счастливым этот период его жизни не назовёшь, поскольку дважды, в 1543 и 1546 году, он становился пленником и заложником врагов своего отца; однако уже в этом возрасте мы встречаем у него всё те свойства и качества, которые характерны для личности первого луча: мужество, безрассудство, упрямство и своеволие, – что делало его трудным и порой неуправляемым ребёнком.

Его наставники, например, так и не смогли научить Акбара чтению и письму, так что на протяжении всей жизни он оставался неграмотным. Тем не менее, ещё в Кабуле он начал проявлять интерес к поэзии, с лучшими образцами которой его постоянно знакомили, и вместе с отцом прилежно учился искусству живописи.

Кроме того, Акбар был страстным охотником (он даже самолично убил тигра), любителем спортивных состязаний и подлинным мастером в искусстве объезжать лошадей и верблюдов. Однажды, участвуя в качестве погонщика в соревнованиях слонов (состязание, очень популярное в Индии тех времён), он на распалённом животном преследовал своего противника до понтонного моста через реку Ямуна. А в другой раз, переодевшись в платье обычного горожанина (он часто проделывал подобный трюк, чтобы иметь возможность ближе познакомиться с жизнью простого народа), вступил в драку с бандой уличных грабителей и действовал с проворством и ловкостью, достойными Гаруна аль-Рашида из «Сказок тысячи и одной ночи».

Чтобы научиться административному опыту, Акбар в ноябре 1551 года занял должность наместника провинции Газни (и тогда же впервые женился), а год спустя вместе с отцом принял участие в военном походе в Афганистан.

Годы царствования

Акбару было всего тринадцать лет, когда в январе 1556 года умер его отец, оставив империю в состоянии хаоса, раздираемую войнами и мятежами. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, которую вели между собой сыновья Бабура, 14 февраля в Каланауре в срочном порядке был созван совет и высшие сановники и военачальники провозгласили правителем Акбара. Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Хан. Однако и в 1560 году, когда семнадцатилетний император удалил от себя Байрама Хана и полностью взял власть в свои руки, оставалось неясным, сможет ли уцелеть Могульская империя его деда, от которой остались жалкие крохи – к этому времени во владении Акбара оставались лишь Агра, Дели, Пенджаб и прилегающие к ним территории.

В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну, которой, вопреки общепринятому обычаю, разрешил сохранить свое вероисповедание – индуизм. В последующие годы он обзавелся многими женами, среди которых было и много индийских девушек, и всем им дозволялось сохранять своё вероисповедание. Эти браки, поддерживаемые индийской знатью, в политическом отношении обеспечили ему большое стратегическое преимущество.

В 1562 году он издал указ, запрещающий обращать пленников в рабов и примерно в тот же год впервые дал индусам возможность делать карьеру при дворе и занимать государственные должности. Этими реформами он снискал себе поддержку индийской знати и в дальнейшем, опираясь на её военную мощь и используя её в качестве противовеса мусульманским царедворцам, в значительной степени укрепил свои позиции.

16 мая 1562 года его единокровный брат Адхам Хан предпринял попытку покушения на жизнь Акбара и это событие оказало значительное влияние на процесс формирования его личности: из беззаботного юноши он превратился в целеустремленного, волевого мужа. Интересно, что 1562 год стал определяющим не только для становления личности Акбара, но и для его мировоззрения, что было вызвано глубоким духовным кризисом. Он почувствовал, что его жизнь до сих пор была бесцельной и напрасной, поскольку вся его деятельность не приносила блага ни ему, ни окружающим. Он пришёл к убеждению, что единственный путь, ведущий к духовному освобождению, – это путь бескорыстного служения и помощи всем людям, невзирая на их пол, положение, расу и вероисповедание. Именно эти философия и понимание и стали фундаментом для его последующей жизни и деятельности.

Политика и идеология

В начале правления Акбар в своей политике руководствовался желанием подчинить себе те территории, которые были завоёваны его дедом, но затем утеряны в ходе междоусобиц и распрей между его сыновьями. «Монарх, – говорил он, – должен всегда вести завоевания, иначе соседи будут совершать на него вооружённые нападения». В последующие годы эта философия оформилась в чёткую задачу – сделать Индию единой политической, административной и культурной державой. Он верил в мировое правление или единое государство, управляемое просветлённым монархом. Об этом, в частности, свидетельствуют его слова: «…Если бы цивилизованный мир, ныне разобщённый по причине небрежности, проявляемой со стороны великих душ, подчинялся умному, справедливому правителю, наделённому необычайными способностями, то пыль раздоров улеглась бы и смертные нашли своё место. Поэтому наши времена на земле счастливы и благословенны, ибо [Акбар] постоянно занят завоеванием других стран».

Акбар разделил свою обширную империю на чётко разграниченные провинции и области, где местная иерархическая власть подчинялась хорошо отлаженной столичной администрации. Эта новая по тем временам структура была настолько стабильной, что держава, созданная Акбаром, несмотря на многократные войны и распри между наследниками престола, выстояла под напором времён и продержалась многие столетия.

Акбар-полководец

Как и многие другие военные гении, личность и душа Акбара находились под сильным влиянием Плутона (планеты 1-го луча) и Марса (планеты 6-го луча), являющихся, соответственно, символами экзотерического и эзотерического правителей в Скорпионе – солнечном знаке Акбара.

Как полководец он обладал незаурядным личным магнетизмом, привлекавшим к нему симпатии солдат, обожавших своего командира, однако одержанным им великим победам он в первую очередь обязан своим выдающимся стратегическим и организаторским способностям.

Огромные территории, завоёванные Акбаром за время долгого правления, включали современные Афганистан, Пакистан и всю современную Индию, исключая только юг полуострова. В 1572 году он завоевал Гуджерат, в 1576-м – Бенгалию и Бихар, в 1585-м – Кашмир, в 1590–93-м – Синд, в 1595-м – Белуджистан, в 1599-м – Декан.

Во время завоевательных походов Акбар, как правило, не был склонен проявлять излишнюю жестокость, кроме только одного случая: в феврале 1568 года при взятии города Читар его защитники оказали такое упорное сопротивление войскам Акбара, что он пришёл в ярость и, захватив город, повелел истребить все его население, составлявшее на тот момент 20000 человек. Захват Читара и расправа над его жителями произвели на самого Акбара неизгладимое впечатление и стали причиной того, что другие индийские города-крепости присоединялись к империи Акбара более мягким и миролюбивым путем.

Акбар отличался необыкновенной работоспособностью и, как все подлинно великие правители, приближал к себе лишь способных и одарённых соратников. Он постоянно заботился о повышении благосостояния своих подданных, развивал скотоводство и торговлю, покровительствовал наукам и искусствам, особенно поэзии и живописи, которые в годы его правления достигли небывалого расцвета. Кроме того, он проявил себя и как великий зодчий, оставив глубокий след в архитектуре Индии.

Религиозная политика

Многие основатели мировых религий и великие реформаторы Церкви (такие, например, как апостол Павел, святой Августин, Эразм Роттердамский, Уильям Пенн, Билли Грэхем и другие) рождались с Солнцем в Скорпионе; это, согласно эзотерическому учению, вполне согласуется с тем, что эзотерический правитель этого знака, Марс, излучает шестой луч, который связан с религией, в том числе и с христианством. В этой связи стоит сказать, что и протестантство, и инквизиция тоже возникли под знаком Скорпиона.

В гороскопе Акбара Марс также играет весьма значительную роль применительно к религиозно-политическим вопросам. Это вызвано тем, что Марс находится в напряжении и в квадрате с двумя другими «религиозными» планетами – Нептуном (6-й луч) и Юпитером (2-й луч). Поскольку обе планеты находятся в знаке Овна и Весов в 8-м и 2-м доме, то несомненно, что важнейшим аспектом жизненной задачи Акбара была выработка собственной позиции по вопросам религии и стремление объединить две большие враждующие религиозные группировки – мусульман и индусов, на которые делилось всё население Индии того времени; впрочем, это же соотношение остаётся неизменным и в наши дни.

Хотя Акбар всю жизнь оставался неграмотным, его с юношеских лет глубоко интересовали теологические вопросы и ещё в детстве он увлекся одним из мистических направлений в исламе – суфизмом, а в последующем свёл знакомство с индуистской мистикой и бхактиведантой. Его самого тоже нередко посещали мистико-религиозные озарения и вся его жизнь была проникнута неутомимыми поисками духовной истины. Именно по этой причине его религиозные взгляды, идеи, да и сама политика привлекали к нему в последующие времена пристальное внимание исследователей.

Он решительно порвал с религиозной политикой своих предшественников, которые относились к индусам как к людям второго сорта, подвергали их гонениям, разрушали индуистские храмы и облагали их непомерным налогом, выплачивать который были обязаны только они. В 1563–64 годах Акбар отменил этот налог, а в 1576 году, когда начал набирать силу и зримо проявлять себя на физическом плане второй луч – луч любви-мудрости, он основал в новой столице государства, Фатехпур Шикри, специальный молитвенный дом, который назвал «Поклонным домом». Здесь в его присутствии должны были вестись споры и дискуссии по теологическим и религиозным вопросам, чтобы он сам мог рассудить, кто их спорящих прав.

Самадхи и идеологические преобразования

22 апреля 1578 года Акбар, которому в то время было 35 лет, затеял грандиозную охоту на берегах реки Джелум – одного из притоков Инда. Растянувшись дугообразной цепочкой на расстоянии 70 километров, загонщики с трещотками гнали огромное стадо испуганных животных к берегу реки, где их поджидали охотники. И вдруг в кульминационный момент к охотникам прибыл посыльный от Акбара со срочным приказом – немедленно прекратить охоту.

Один из царедворцев впоследствии так описал это событие: «Когда загонщики, идущие навстречу друг другу с противоположных концов, уже почти встретились, Акбар вдруг впал в странное состояние, сопровождавшееся дикими конвульсиями, и всё его существо претерпело радикальную метаморфозу, подобной которой никто ещё прежде не испытывал». Он повелел прекратить охоту и приказал сложить у подножия дерева большую гору золота для факиров и нищих, а затем остриг себе волосы. Место, где произошло это событие, потом назвали «Маленькой Меккой».

Преданный слуга и советник Акбара Абул Фазл, да и многие другие считали, что Акбар пережил самадхи, или духовное озарение, во время которого он напрямую общался с Богом. Хотя у Акбара и раньше случались религиозные кризисы и откровения, но именно с этого дня его поиски истины, тщательно скрываемой учёными мудрецами за символическими и мало кому понятными высказываниями, стали по-настоящему целенаправленными и серьёзными.

В 1578 году Акбар издал необычный для того времени и совершенно революционный указ, который фактически провозглашал свободу вероисповедания для всех религиозных групп в его обширной, но религиозно-разноликой империи.

Из-за нетерпимости и бурных разногласий между учёными и проповедниками Акбар начал сомневаться в том, что ислам – единственно правильная религия. Поэтому он призвал к себе индуистов, джайнистов, парсов и сикхов с тем, чтобы каждый из них на встречах в «Поклонном доме» смог объяснить, отстоять и защитить свою веру. На эти дискуссии в Фатехпур Шикри были также приглашены христианские миссионеры – три монаха-иезуита из португальской колонии Гоа на западном побережье Индии, которые надолго обосновались в столице и прожили там два года – с 1580-го по 1582-й.

Дневники и записи, оставленные этими миссионерами, донесли до нас живой облик и черты характера Акбара: «Внешность и лицо владыки соответствовали его царскому достоинству, так что с первого взгляда было понятно, что это – царь. У него широкие плечи, светло-коричневая кожа, а голову он держит немного склонённой к правому плечу.

У него широкий открытый лоб, глаза лучатся и сверкают подобно озеру, искрящемуся в лучах солнца. Всё его тело необыкновенно пропорционально. Он ни худ, ни толст, зато силён, здоров и крепок. Смеётся он совершенно непринуждённо, изъясняется спокойно, ясно и открыто, с сознанием собственного достоинства, а если бывает сердит – то и с внушающим страх величием.

Вопреки обычаям своего рода он стрижёт волосы и носит на голове не накидку, а тюрбан, из-под которого выбиваются пряди волос; говорят, он это делает для того, чтобы понравиться своим индийским подданным».

Очень интересен тот факт, что Акбар, в противоположность своим соплеменникам, носил тюрбан – головной убор, который, судя по описаниям Е.П.Блаватской и портретам самого Учителя, является характерной чертой облика Учителя Мории.

Акбар – духовный глава

Естественно, что либеральная религиозная политика Акбара вызвала серьёзное противодействие со стороны ортодоксальных исламских кругов, а поскольку Акбару всё больше и больше претила их догматическая близорукость, то 26 июня 1579 года, в день рождения пророка Мухаммада, он решил, что пора положить этому конец и объявил себя бесспорным религиозным главой всех поданных своего государства. В сентябре того же года он вынудил священнослужителей подписать декларацию, где говорилось, что как повелитель своего народа он, Акбар, отныне объявляется высшим духовным авторитетом во всех вопросах вероисповедания.

Когда в следующем году в Бихаре и Бенгалии вспыхнул мятеж, мусульманские лидеры попытались придать ему характер религиозной войны, объявив Акбара неверным и призвав всех мусульман подняться на борьбу с ним. Это носившее религиозно-идеологическую подоплеку восстание стоило Акбару немалых сил и было с трудом подавлено после долгой, упорной борьбы.

Братство божественной веры

В начале 1582 года Акбар заболел – его начали одолевать внутренние боли; в этот период он принимал лишь те лекарства, которые ему советовали или прописывали лишь проверенные, преданные друзья и врачи. Затем в течение трёх дней он постился и мало-помалу через месяц выздоровел.

В марте того же года, когда Юпитер проходил через Водолей и находился в сочетании с Плутоном, Акбар основал религиозное братство, названное им «Дин-и-илахи», что означает «божественная вера». Этот орден представлял собой что-то вроде масонской ложи и был выстроен по тем же принципам, то есть его ядро составляли сам царь и круг его ближайших сподвижников.

Культ, принятый в братстве, возносил императора на недосягаемую прежде высоту и это нашло выражение в новых дворцовых церемониалах. Символика и ритуалы для них были заимствованы из различных религий и религиозных направлений, хотя само вероисповедание не очень сильно отличалось от суфийских течений в исламе. Таким образом, Акбар ещё раз подтвердил официально провозглашённую им в 1579 году религиозную политику, в которой он занимал центральное место и фактически был на положении Папы. Вопреки утверждению современников Акбара, учреждение Братства божественной веры не следует рассматривать как свидетельство его желания создать новую религию, ибо с самого начала и до конца численность братства была ограничена узким кругом наиболее преданных царедворцев.

Сыновний мятеж и смерть

В молодости Акбар часто сетовал по поводу того, что у него до сих пор нет сыновей. По этому случаю он посетил некоего суфийского мудреца и пророка, жившего в маленьком городке Шикри, и тот предсказал ему, что его желание иметь наследника скоро осуществится. Предсказание сбылось и 30 августа 1569 года первая жена Акбара родила ему мальчика, названного именем святого – Салим, впоследствии царя Джаганира.

Так как в империи Моголов не было закона о престолонаследии, в 1601 году Салим поднял мятеж против отца, поскольку боялся, что тот провозгласит престолонаследником не его, а другого сына. К счастью, этот конфликт не стал причиной многолетней вражды и ненависти между отцом и сыном, они примирились и в том же 1601 году Салим был объявлен наследником престола.

Осенью 1605 года Акбар тяжело заболел дизентерией и умер 15 октября того же года.

Подводя итог деятельности Акбара как человека, верховного правителя, политика и религиозного деятеля, можно со всей уверенностью сказать, что мы в данном случае имеем дело с необычайно высокоразвитой душой. К сожалению, его дальновидная и мудрая религиозная политика не оказала какого-либо заметного влияния на жизнь индийского общества и Индию по сей день раздирают мелкие междоусобицы, вызванные взаимной неприязнью и нетерпимостью со стороны различных религиозных группировок.

 

---------------------------------------------

Литературные источники :

Blochmann H. Ain-i-Akbari, edited by D.C.Phillot, Calcutta, 1927.

Briggs John. History of Mahomedan Power in India (till the year 1612 A.D.), Vol.2. Calcutta: S. Dey Publication, 1966.

Shelat J. M. Akbar. Bombay: Bharatiya Vidya Bhawan, 1964.

Shrivastava A.L. Akbar the Great, Vol.1, Agra: Shiv Lal Agarwal and Co., 1962.

Smith V. Akbar, The Great Mogul, 2nd Edition. Delhi: S. Chand and Co., 1958.

Todd James. Annals and Antiquities of Rajasthan. London: Routledge and Kegan Paul Ltd., 1957.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

22 дата публикации: 01.06.2005