Составил В.И.Лотов

Об общине

Поговорим об общине. Это понятие является одним из самых важных в Учении Живой Этики - не случайно ей посвящена одна из первых книг Учения.

Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. (О.29)

Община-сотрудничество есть единственный разумный способ человеческого сожития.

… Только сознание сотрудничества-общины утверждает эволюцию биологического процесса. (О.200)

Утверждающий Общину способствует ускорению эволюции планеты. Всякое окаменение и неподвижность будут означать возвращение к первичным формам. Обратите внимание на историю прошлого, вы увидите ясные толчки преуспеяний, вы наглядно увидите, что эти толчки совпадают с проявлением идеи Общины-сотрудничества. Разрушались деспотии, проникали достижения науки, возникали новые способы труда, сияли благие дерзновения, когда развертывалось знамя сотрудничества. (О.212)

Община-Сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты и дать новые возможности сообщения с силами материи. (О.72)

Было бы полезно выделить и проанализировать основные положения Учения об общине. С одной стороны, это будет попыткой упорядочить наши знания об общине как таковой. С другой стороны, многие объединения сторонников Рериховского наследия в той или иной степени стремятся строить у себя общинные отношения. В этом случае подборка основных положений об общине может им помочь проанализировать: действительно ли выбранные формы сотрудничества соответствуют принципам общины.

Итак, каковы же основные признаки общины?

Основой общины является совместный труд на общее благо. Община предоставляет возможность для любого вида созидательной деятельности, а сотрудничество, кооперация членов общины умножают эффективность такого труда.

…В сознательной общине место есть для каждого труда. Может каждый выбрать труд по желанию, ибо каждый труд изощрён новыми достижениями. Нет скуки механического выполнения, ибо работник является в то же время испытателем. Он понимает значение задачи, чтобы, не нарушив общий комплекс движения, внести совершенствование работы.

Приведем пример Нашей Общины. Наш Друг химик В* хочет заняться новым разложением лучей, никто ему не мешает. Наш Друг К* хочет усовершенствовать радио применением новых световых волн, ему никто не мешает. Наша Сестра П* занята социальной проблемой соседней страны, ей никто не мешает. Сестра О* любит лечебные растения и вопросы образования, ей никто не мешает. Брат Х* поставил замечательный ткацкий станок и также работает над преобразованием общины. Брат М* занят историческими исследованиями. Наш сапожник пишет замечательные философские трактаты. Решительно каждый находит работу по себе и по желанию может изменить её. Таким образом, нужно желание работы и раскрытое сознание, при котором каждый труд становится увлекательным. Ведь работа идёт для будущего, и каждый несёт лучший камень. И Мы сейчас в виду гор говорим для будущего. И вы эти слова передадите жителям долин, и они ещё раз вспомнят о возможности существования Общины. (О.202)

Кстати, достижения технического прогресса не противоречат деятельности общины.

Правильно думаете, что без достижений техники невозможна община. Каждая община нуждается в технических приспособлениях, и Нашу Общину нельзя мыслить без упрощения жизни. Нужна явленная возможность применять достижения науки, иначе мы обратимся в обоюдную тягость. (О.119)

Важным свойством общины является принцип добровольности.

Община должна быть добровольной. (О.9)

Всякая насильственность осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждают возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная община. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую. (О.219)

Заметим, что для того, чтобы человек мог реализовать возможность добровольного вступления в общину, она должна быть открытой, с ясными правилами жизни и работы. Это, впрочем, совсем не означает, что каждый может быть принят. Нам явлен образец общины – это Великая Гималайская Община. Несмотря на то, что, по-видимому, лишь единицы из живущих на Земле могут быть приняты в её члены, а для остальных путь до этих вершин невообразимо долог, тем не менее в Учении Живой Этики дано весьма подробное её описание. Мы имеем представление о том, кто может быть позванным, знаем о самоотверженном труде Членов Общины, направляющих человечество на путь эволюции. Можно найти даже описание структуры Великой Общины (см. Е.И.Рерих, У порога нового мира; запись от 14 апреля) и многое другое. Путь открыт и каждый может устремиться.

Разумно ли нам, строя общину, окружать её глухим забором закрытости?

Следующий принцип: община строится на основе равенства всех её членов.

Всякое неравенство ведёт к тирании. (О.200)

При устройстве общин наблюдайте, чтобы под личиной исполнения Заветов не обнаружилось своекорыстия. Уничтожение творческих завоеваний следует за тёмным своекорыстием. Скажут - этот червь слишком свойственен невежеству человечества. Тем более нужно знать причину его зарождения. Самая существенная причина будет преимущество. Надо всеми силами разрушить этот вредный призрак. Устройство общины прежде всего предусматривает равенство - и вы сразу натолкнётесь на губительное преимущество. Явление неравенства создает качели - больший подъём одного создаёт лишь больший подъём другого. Единственный выход избавиться от расшатывания столбов - это равенство. (О.165)

Подчеркнём, что принцип добровольности и равенства касается всех сторон жизни общины. Не может один общинник подчинять своей воле других под угрозой отлучения от общины. Не может и не будет общинник пытаться возвыситься над другими, обосновывая это своим более высоким духовным развитием или большей близостью к Иерархии. Такая степень самомнения означает только одно - человек не готов быть членом общины.

Возникает вопрос: может ли вообще иметь место какая-то иерархия внутри общины, подчинение одних членов другим? Ответ находим в Учении.

Чуждое учение настаивает на явлении подчинения, но община настолько насыщена возможностями, что единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень. Учитель будет естественным вождём. (О.215)

Сознательная община исключает двух врагов общественности, а именно первенство и наследование. Наследование является компромиссом и вносит гниение основы. (О.200)

Культ себеслужения, как одно из проявлений самости, является разрушителем общины. Приведем параграф 59 из Мира Огненного-3.

Самый распространённый культ есть культ себеслужения. Поборники этого культа не остановятся ни перед чем, и виды их посягательств так же разнообразны, как и многочисленны. В кривых зеркалах этих поборников зла можно наблюдать, как уродливо преломляются благие начинания. Воистину, ничем не поступятся поборники себеслужения, начиная с мельчайших поступков, угождающих самости, и кончая разграблением даров Высших. Проявление себеслужения может проявиться самыми неожиданными следствиями, например, лженаследник наложит veto на пространственное решение. Не перечислить проявлений всех искажений себеслужением. Кто же берёт на себя жертвенный труд? Тот, кто заменяет Силы Небесные на Земле. Тот, кто знает огненный культ самоотречения. Тот, кто знает Космическое Служение. Общинник, яви понимание губительности себеслужения. Так пусть запомнит общинник-удачник на пути к Миру Огненному: жертвенный труд есть венец духа. (МО-3.59)

Никакое продвижение невозможно, никакая строительность невозможна без самых мощных затрат энергий со стороны Иерархии, когда общинники запыляются личными чувствами. Общинники должны помнить первый закон, который утверждает первую ступень - изъятие чувства личной мести, ибо чувство мести есть мощное проявление беспринципности самости. Из личной мести общинник поступится величайшей ценностью. Когда общинник забывает ради самости, какое утверждение нужно усмотреть в духе своём для того, чтобы не забыть Служение, ущерб бывает неизгладимым. Примитивный человек жил и веровал местью, но сознание расширилось, и не может человек пребывать больше в тех чёрных понятиях. Ибо знающий значение Кармы может понять, что человек мстит лишь себе. Не утвердится общинник самостью и посягательством на сердце близкого. И не навязывать уважение, но заслужить его должен общинник-удачник. Царь духа должен, прежде всего, проявляться в тесном кругу жизни. Рост размеров идёт изнутри, и дух может облечься во все венцы человеческой славы, но всё же остаться нищим. Так пусть запомнят больные самостью и самомнением. На пути к Миру Огненному эти цепи не приличествуют. (МО-3.56)

Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие. Кто-то скажет: Хотите ангелов набрать . Мы же спросим: Разве в вашей земле все лжецы или пьяницы? Мы же знаем многих мужественных и правдивых . Опять скажут: Слишком высоки требования . Ответим: Неужели у вас все сквернословцы и своекорыстники? Все эти условия страшны только для мещанина, прячущего под порогом богатство. У Нас, в Гималаях, давно нашлись люди, которым сказанные условия - не пугало . (О.178)

Пища должна быть в общине растительная, ибо члены общины должны преследовать наибольшую целесообразность. (О.148)

Поговорим об организации общины. Те, кто уже предпринимал попытки объединяться на принципах общины, знают, насколько это бывает трудно. Что лучше: стремиться вовлечь в общину всех желающих или ограничиться более узким кругом сотрудников?

Учение даёт разъяснение по этому вопросу.

Община-содружество, прежде всего, ставит условием для вступления два сознательных решения - труд без границ и принятие задач без отказа. Устранить слабоволие можно двухстепенной организацией. Как следствие труда безграничного, может быть расширение сознания. Но многие недурные люди не мечтают о следствии, запуганные непрестанным трудом и непомерными заданиями. Между тем, они в основе восприняли идею общины. Было бы пагубно включить этих ещё слабых людей в общину, но, чтобы не погасить их, нельзя отвергнуть. Для этого нужно иметь другую организацию - друзей общины. Там, не покидая обычного уклада жизни, пришедшие могут углубить осознание общины. Такая двухстепенная организация позволяет сохранить более искренности в работе. Если же допустить формальный приём в общину, то придётся периодически исключать негодных. Иначе говоря, тогда община вообще не будет существовать. Просто будет заведение под фальшивой вывеской, перед которым синедрион фарисеев был бы высоконравственным учреждением. (О.133)

В жизни каждого содружества бывает положение, когда развитие по одному направлению должен найти путь новых задач, достаточно широких, чтобы поглотить трение. Не будем называть трение соревнованием или худшими именами. В опасных проливах корабли идут поодиночке, также в развитии общины могут быть надобности расчленить движение участников. Вместо возможного вреда получится овладение новыми областями. Когда набухают мышцы, умейте дать выход энергии. Если не предупредить тесноту движения, то обеспечена рознь. (О.261)

Могут ли быть в общине содружества женщин, мужчин и детей? Конечно, могут. Истинное содружество может разделиться по многим признакам возраста, пола, знаний и мысли. Надо, чтобы такие ветви росли здоровыми и не только не мешали устремлениям людей, но и помогали друг другу; чтобы помощь была добровольной. Следует способствовать каждому разумному объединению. Именно, когда сотрудничества разнообразны, тогда особенно возможны расцветы. Не оковы надеваем, но расширяем горизонт. Пусть дети усвоят самые углубленные задания. Пусть женщины несут высоко суждённое Знамя. Пусть мужчины порадуют Нас с вами построением Града. Так поверх преходящего выступят знаки Вечности. (О.274)

Мы видим, что Учение не даёт каких-то жёстких предписаний по размеру общины, её структуре. Во всём нужно следовать принципу соизмеримости и целесообразности. Если в интересах дела лучше расчленить движение, то нужно это сделать. Если выделение отдельных содружеств по половому или возрастному признаку принесёт новые возможности, то почему бы это не сделать. Если имеется много людей, близких к общине, но включение их в общину пока преждевременно, то предлагается устроить двухуровневую систему – создать организацию друзей общины. Отторгнуть потенциальных сотрудников проявлением недоверия не будет лучшим решением.

И в заключение приведём параграф о необходимости постоянного памятования об Иерархии как источнике, без которого невозможен успех общины.

Меньше всего люди понимают удачу. Обычно, когда поручение, данное Иерархией и насыщенное помощью Иерархии, записывается духом самости как своя заслуга, удача обращается в занозу духа. Когда общинник требует поклонения за данное ему поручение, он этим закрывает рекорды пространства. Сколько обнищавших духом являют рекорды жизни, рекорды, прошедшие во славе земной! Общинник, дающий помыслы общине в том, что Иерархия поступит, как утвердит общинник преуспевший, конечно, вносит умаление Иерарха. Но как тяжко являть понятие удачи среди общинников! Между тем, лишь смирение духа и явление благодарности соответствуют удаче. Кто же дал все возможности? Кто же дал направление? Кто же явил всё добро? Лишь Иерарх, лишь Вождь, лишь Силы Светлые. Удачник-общинник, осмотри доспех свой, на каждом кольце написано: Иерархия, не я, не моё, но Твоё, Владыка! Так на пути к Миру Огненному нужно помнить, что смирение есть спутник удачи. Общинник да не окажется мнимым удачником, ибо тонки огненные энергии, и грубая самость не может вместить огни. Так запомним о смирении, когда желаем быть истинными удачниками. (МО-3.52)

 

Ваши комментарии к этой статье

 

18 лето 2004 года дата публикации: 1.06.2004