Александр Логинов

Свет Воскресения: что знали апокрифы

Место апокрифов в церковной традиции всегда было неоднозначным. С одной стороны, – они определялись как писания, которые несут в себе внеканонические, и потому еретические – «поддельные» данные. С другой стороны, апокрифические тексты использовались для дополнения канона информацией, не отражённой в Священном Писании. Но в любом случае, содержащаяся в апокрифах информация считается сомнительной для «настоящего» богословия.

Уже достаточно давно Церковь вынуждена отстаивать истинность своей веры в постоянной полемике с представителями «гиперкритического метода», «мифологической школы» и другими исследователями, a priori считающими христианские догматы несовместимыми с историческими фактами. Думается, что для современных апологетов Церкви было бы полезным обратиться ко всему спектру источников по истории раннего христианства, а не только к его «официально признанной», совпадающей с каноном части.

В последние десятилетия острые споры велись вокруг определения возраста Туринской Плащаницы, одной из главных реликвий христианства. Верующие столетиями считали полотно древней ткани теми самыми погребальными пеленами, в которые было обёрнуто тело распятого Христа (Мк. 15:46). Только на рубеже XX века, случайно, при фотографировании на Плащанице было обнаружено негативное изображение распятого мужчины, которое, при проявлении дало необыкновенно чёткий образ Того, Кто был обёрнут в погребальную ткань. Научные исследования Плащаницы показали, что изображение возникло в результате вспышки энергии неизвестного происхождения. Эта вспышка исходила от самого Погребённого и Его тело мгновенно исчезло, не повредив ткань.

Туринская Плащаница была расценена практически всеми исследовавшими её учёными как убедительное доказательство воскресения Спасителя. Однако вскоре их выводы были поставлены под сомнение результатами радиоуглеродного датирования реликвии. Многие средства массовой информации поспешили объявить святыню поддельной. Но проверка самого метода радиоуглеродного датирования показало крайне низкий уровень его достоверности. Достаточно сказать, что контрольные образцы, чей возраст был точно известен, при проверке были посланы в 38 лабораторий, применяющих радиоуглеродный метод, но правильно установить возраст образцов смогли лишь в семи. Также выяснилось, что, например, одна из трёх лабораторий, участвовавшая в датировке Плащаницы, отнесла рог викингов (VIII - IX вв.) к 2006 г. до н.э. В другой лаборатории, определяя дату изготовления древнеегипетской ткани, ошиблись на тысячелетие. Наконец, данные радиоуглеродного датирования оказались в непримиримом противоречии с результатами всех остальных, гораздо более надёжных экспертиз.

Другой попыткой поставить под сомнение подлинность Туринской Плащаницы стало утверждение об отсутствии каких-либо указаний на её существование в церковном предании первого тысячелетия н.э. И действительно: есть какие-либо свидетельства раннехристианских источников о столь важной святыне? Почему в церковном предании о Туринской Плащанице нет в течение нескольких веков I тысячелетия н.э. никаких сообщений?

В раннехристианский традиции есть, по крайней мере, одно неоспоримое свидетельство того, что о нерукотворном образе на погребальной ткани Христа знали ещё в первые века христианства и это знание идёт от самих апостолов. Священник Глеб Каледа в своей книге «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа», сообщает: «В древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: «Пётр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес». (Цит. по: Каледа Г. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. 1997, М., С.10). Из приведённого отрывка следует, что после воскресения Иисуса на погребальной ткани возникло изображение – «ясные следы», и его видели апостолы. Это уникальное сообщение о нерукотворном образе на погребальной ткани является подтверждением подлинности Туринской Плащаницы. Но как возникло изображение на святыне?

Косвенным свидетельством того, что о погребальной ткани с изображением Спасителя знали ещё в первые века христианства, является традиция называть первый образ, послуживший прототипом для всех последующих иконописных изображений лика Христа, Спасом Нерукотворным. Само определение «нерукотворный» указывает, что некий первообраз икон возник сверхъестественным способом. Но каким? В церковном предании о возникновении Спаса Нерукотворного ничего не говорится о вспышке энергии. Легенда сообщает, что Иисус вытер пот с лица платком, на котором тут же возникло изображение.

Интересно, что предание о платке, сохранившем нерукотворный образ Христа, частично соответствует результатам исследований Плащаницы. Учёные установили, что долгое время погребальные пелены хранили, свернув в несколько раз, очевидно затем, чтобы было видно только лицо Иисуса, а не изображение Его обнажённого тела. Можно предположить, что легенду о плате создали христиане, видевшие лик Спасителя на свёрнутой погребальной ткани. Они видели, что лик отображён на материи нерукотворным, сверхъестественным способом, и попытались объяснить для себя и других верующих, как же такое чудо могло произойти.

Знание о действительной причине сверхъестественного изображения на погребальной ткани Христа мы находим в гностической традиции христианства. Климент Александрийский (конец II - начало III веков н.э.), приводя в «Извлечениях из Теодота» выдержки из учений гностиков, пишет: «Когда тело умерло и смерть овладела им, Спаситель, метнув молнию огромной силы, уничтожил смерть и воскресил мёртвое тело...» (61, 7 Цит. по: Афонасин Е.В. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002, С. 201). О таком же знании гностиков свидетельствует Ириней Лионский (середина II века н.э.): «Христос не забыл Своего Иисуса, но свыше послал в Него силу, воскресившую Его в теле, которое они называют душевным и духовным телом…» (Против ересей. 1. 30. 13.).

Из данных гностической традиции следует, что воскресение было действием сверхъестественной энергии – «огромной силы», которая пришла из Царства Небес – «свыше», и проявила себя как вспышка – «молния». Единственное недоумение вызывает то, что воскресение произошло после смерти тела – «когда тело умерло». Неужели Христос умер в гробнице? Или воскресение произошло уже на кресте?

Кажущееся противоречие разрешается просто - знание гностиков о воскресении здесь удивительно соответствуют данным научных экспертиз. Вот что пишет Глеб Каледа: «Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем за 40 часов посмертный процесс прекратился, в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т.д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости». (Каледа Г. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. 1997, М., С. 19). Вспышка произошла, как только завершился процесс умирания тела, что доказывает чёткость изображения на погребальной ткани пятен крови и лимфы. И когда плоть Иисуса полностью подчинилась смерти, Бог тотчас же оживил её.

Описания гностического знания о воскресении Господа, к счастью, сохранились не только в сообщениях раннехристианских писателей. Они присутствуют в гностических апокрифах из библиотеки Наг-Хаммади. Вот слова воскресшего Христа, приведённые в тексте « Беседа Спасителя» : «Разве Я не сказал вам, что подобно...вспышке молнии, Благо будет взято в свет?». (Текст приблизительно датируется концом I - началом II веков н.э. Перевод Русской апокрифической студии. http://tower.vlink.ru) . Вспышка потусторонней энергии вознесла Христа в вечный Свет Отца. Апокриф также свидетельствует, что Христос предсказал, как произойдёт Его воскресение, описав вспышку энергии.

Аналогию с данными исследований Туринской Плащаницы можно найти и в гностическом «Послании к Регину» из той же библиотеки Наг-Хаммади. «Он преобразил Себя в нерушимый Эон (Царство Бога – А.Л.) и вознёсся,поглотив видимое невидимым…». (Датируется началом II века н.э. Перевод Русской апокрифической студии. http://tower.vlink.ru). Автор послания сообщает, что в момент воскресения тело Иисуса стало невидимым и бесплотным, и на это же указывают современные исследования Плащаницы. Преображение в нерушимый Эон – это переход в Царство Бога, которое мистики практически всех религий описывают как вечный Свет. Действие этого Царства проявляет Себя в этом мире как вспышка божественного сияния, что следует и из описания преображения Господа в канонических Евангелиях: «есть некоторые… которые увидят Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своём» - «…и просияло лицо Его как солнце…» (см. Мф. 16:28 и 17:2).

Подтверждение того, что гностические свидетельства о вспышке сверхъестественной энергии при воскресении были частью общего раннехристианского предания, мы можем найти у Ефрема Сирина в его комментарии на «Диатессарон». Как известно, «Диатессарон» был Евангелием, «объединённым» раннехристианским писателем Татианом ( II век н.э.) из четырёх канонических, и, как предполагают специалисты, с возможным использованием апокрифических текстов. Сообщение Ефрема Сирина о моменте воскресения отличается от повествований новозаветных Евангелий: «Потом же Божество явило себя и умерщвлённому, чтобы он не был оставлен (в гробнице – А.Л.), и убийцам, так как они не могли выполнить своего дела, то есть охранить гроб и удержать в нём умершего». (Творения Т. 8. М., 1995, С. 317).

Таких данных в Новом Завете нет, но описание Ефрема Сирина полностью совпадает с данными гностиков: В момент Воскресения энергия Бога («Божество») низошла на мёртвое тело, после чего оно исчезло из гробницы. Энергия Бога «явила себя» и «убийцам» - стражникам, охранявшим гробницу, причём так, что те уже не смогли «выполнить своего дела». Что же произошло? Они увидели вспышку божественной энергии.

В момент воскресения было сияние божественного Света – об этом Ефрем Сирин сообщает в том же комментарии на «Диатессарон». «Одежду, коей обвит был во гробе, оставил там, дабы человек вступил в рай без одежды… Или для того оставил там одежду, чтобы означить таинство воскресения мёртвых, потому как Он воскрес в славе Своей, а не в одеждах Своих, так и мы должны воскреснуть делами своими». (Святой Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Творения. Том 8. С. 332). Греческое слово доксо – в прямом значении «слава», здесь (и чаще всего в Новом Завете) употребляется в значении не «известность», а «сияние», «блеск». //Примечание. Например, в 2 Кор 3:7 «…сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей…»//. Слова «оставил одежду» показывают, что Ефрем Сирин знал об исчезновении тела Иисуса, после которого в гробнице осталась лишь погребальная ткань. Также рассуждение Ефрема о вступлении в «рай без одежды» указывает на то, что ему было известно об изображении обнажённого тела на Плащанице.

Итак, мы нашли в раннехристианской традиции весомые свидетельства о вспышке сверхъестественной энергии при воскресении Иисуса Христа. Эти свидетельства, оставленные до последнего времени без должного внимания, полностью совпадают с результатами современных исследований изображения на Туринской Плащанице, полученным совершенно независимо от информации в раннехристианских апокрифах. Таким образом, мы получаем новые подтверждения истинности реликвии, и более того – воскресения и божественности Спасителя.

Знание гностиков о вспышке энергии-«силы» при Воскресении порождает вопрос: откуда им известно о сверхъестественном явлении, произошедшем в запертой гробнице? Ответ один: им сказал Сам Воскресший. Тогда сравнительный анализ данных гностических апокрифов и исследований Плащаницы свидетельствует о том, что, по крайней мере, часть «тайного знания» действительно содержала учение воскресшего Христа.

Также, возможно, мы приблизились к ответу на вопрос, почему информация об изображении на Плащанице не стала частью канона. Возможно, она хранилась, по преимуществу, в гностической традиции и была доступна достаточно немногочисленному кругу лиц. Когда, в дальнейшем, мистическое учение гностиков было в значительной степени выведено за рамки, так сказать, «общехристианского» предания, оказалось отвергнутым и описание воскресения. Но после исследования Плащаницы, казалось бы, навсегда утерянное знание о божественном Свете воскресения вновь возвращается человечеству.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

18 лето 2004 года дата публикации: 1.06.2004