Э.А.Мирзоян

Краткий историко-философский анализ архитектуры храма Звартноц и его архетипов

Историческое введение

Как известно, храм Бдящих Сил, а именно так переводится название Звартноц с древнеармянского, был основан в середине седьмого века, в 641 году, по распоряжению Нерсеса Третьего Халкидонита, и завершён в 660 году. К тому времени, уже развалилась некогда могущественная Сасанидская Империя и на политическую арену Ближнего Востока взошёл Арабский Халифат, оспаривающий первенство с Византией. Нельзя с полной уверенностью утверждать тот факт, что Армения в период правления Сасанидов, особенно при последних императорах этой династии, начиная с Хосрова I Ануширвана, который вступил на престол в 531 г. и правил около пятидесяти лет, была сильно угнетена в аспекте христианской религии. Этому свидетельство – знаменитый Эдикт Хосрова, в котором он запрещает преследования иноверцев и утверждает, что только благой мыслью, благим словом и благим делом человеку должно поступать. Сила Империи, по справедливому утверждению Хосрова, зиждется на единении народов её населяющих, на единении императора с народом и церковью. Посему не насилием, но благом можно показать праведность Авесты. Такими ли были многие «благочестивые» христианские и «правоверные магометанские» монархи? Даже самые суровые маздеистские владыки Ирана не совершали тех зверств, которые кровью запечатлела христианская и, в особенности, магометанская религии.

Рис.1 и Рис.2. Храм Звартноц (реконструкция Т.Тораманяна).

Всё вышеизложенное, а также близость армян и парсов (эту близость невозможно отрицать) послужило активному развитию армянской христианской культуры в середине IV-го, до середины VII-го столетий, невзирая на многочисленные войны между Ираном и Арменией, в которых были повинны обе стороны.

В связи с этим следует привести один пример из истории Армении относительно насильственного принятия христианства и разрушения самого великого храма Армении - Ахура Мазды - в Багаване. Багаван или Дьюцазаван - современный Диадин (корень сохранился от древнего названия). Великий храмовый город у подножья Священной горы Нпат в провинции Багреванд Айраратского княжества Великой Армении. Этот город был знаменит древнейшим в Армении храмом Арамазду (Ахура-Мазда), а также двенадцатью большими храмами, посвящёнными авестийским Богам. Кроме того, в городе была огромная библиотека, на подобие Великой Анийской библиотеки в провинции Екелац, которую в самом начале христианской эры Армении разрушили и сожгли. Город сей был Священным не только для армян, но и для иранцев, халдеев, эллинов и даже для индийских адептов. В IV-м веке нашей эры, предположительно от 301 до 303 года город, в большинстве своём, был разрушен, а архивы – сожжены. На месте Великого храма была построена убогая деревянная часовенка, посвящённая Св. Иоанну Предтече; в последствии она не раз была перестроена, пока, приблизительно, в 630 году н.э., по распоряжениям Византийского императора Константина III Македонской Армянской династии и католикоса Езры на её месте не возник самый большой христианский храм Армении Сурб Ованнес работы гениального армянского зодчего Иоанна. Предположительно, именно этот архитектор построил храм Звартноц в 641-660 годах, уже при Нерсесе Третьем Строителе Халкидоните. По заверениям многих исследователей, в том числе и князя И.А.Орбели, храм сей имел множества потаённых камер, в которых вплоть до начала XX века хранились бесценные рукописи, относящиеся, по всей видимости, не только к христианской, но и к авестийской эпохам Армении. В начале 50-х годов XX-го столетья Багаванский собор был взорван турецкими вандалами.

Вот ещё один пример из той же истории, но касательно другого храмового комплекса маздеистской Армении, посвящённый индийскому Део-Нису. Храм Гисанэ и Диметру (две ипостаси Великого Диониса Загрея индийского происхождения) в провинции Туруберан (Тарон) был так же, как и храм Арамазда в провинции Багреванд, о котором уже говорилось, варварски разрушен хорошо образованным вандалом князем Григором Пахлавуни, сыном цареубийцы Анака. Григор Пахлавуни объявив крещение в водах Ефрата-Арацани волею Ованнеса или Оаннеша, обманным путём насадил христианство, начиная с области Багреванд.

Оаннеш - имя аккадийское, которое сохранилось ещё со времен Урарту и относилось к Великому Оаннешу Дагону – Человеку Рыбе, который выходил из морских глубин и обучал человечество арийской расы наукам и искусствам. Его древнеарийское имя - Нараяна Вишну (одно из воплощений Бога Охранителя). Печальна была участь храма Гисанэ и Диметра в Тароне. Разрушению предшествовала великая битва новообращенных «христиан» и авестийцев; в сражении участвовали по 7000 человек с каждой стороны, как описывает Зеноб Глак в «Истории Тарона». Победа изначально была на стороне авестийцев, но после прихода регулярных царских войск сопротивление было сломлено, а защитники и жрецы Великого Города убиты. Но перед этим было объявлено короткое перемирие для захоронения тел погибших, после чего на месте захоронения был водружён обелиск с надписью: «За Гисанэ и за Христа». Жрецы пожелали быть умерщвлёнными прежде, чем будут разрушены статуи Богов и сам Храм. Так же поступили со всеми древними авестийскими, буддистскими, ведическими, халдейскими, эллинскими и гностическими общинами Великой Армении. Эти акты варварства были одними из первых в ряде жестокостей лицемерных новообращённых «святых», но именно после этих святотатств некогда добрую Армению захлестнул Ужас длительных гражданских войн, которые очень быстро подорвали устои единого государственного базиса, что, в конце концов, привело к окончательному уничтожению Аршакидской армянской династии в этой стране. Но даже после восстановления Армянского Багратидского Царства Армения оправилась от войн и насилия лишь на 100 лет во времена царствования от Аббаса Первого Миротворца до Гагика Первого Великого. В 1045 году Армения окончательно потеряла государственность, если не считать период Киликийского Царства и полузависимых армянских княжеств.

Но вернёмся к храму Звартноц. Есть определённое мнение относительно того факта, что прототипом этого величественного храма являются некоторые храмы Великой Сирии, а именно храмы в Апамее, Босре и в Селевкии. Все эти сооружения датируются VI-м веком. В связи с этим следует рассмотреть весь генезис ближневосточной архитектуры, проведя при этом архитектурный анализ, начиная с оснований наличествующих в данных архитектурных шедеврах. Здесь сразу возникает вопрос относительно преемственности данного типа архитектуры и её распространения на всём Ближнем Востоке. Как и храмы Сирии, храм Звартноц в основании имеет равносторонний крест, выложенный из экседр, которые скреплены между собой свободно стоящими пилонами. Пространство между крестом и внутренними стенами было свободно, а сами стены выложены были по окружности. Таким образом, крест с пилонами был вписан в окружность, как это показано на рисунке. Подобная планировка храмов была известна с древнейших времен и вбирала в себя цельный философский смысл, о котором здесь следует упомянуть в отдельности.

Рис.3. Селевкия, Босра, Апамея. Планы; Селевкия (рек. Смита); Босра (рек. Кроуфута).

Крест в круге - это один из самых древних символов, восходящий своими корнями к эпохе доарийских цивилизаций. Его философское значение столь же многогранно, сколь и сокровенно; не хватит и целого тома для полного описания его. Посему здесь следует упомянуть лишь об одном или о двух значениях данного символа. Круг, как известно, является символом одновременно и начала, и конца; круг – это совершенная законченная форма, не требующая никакого дополнения. Круг всегда олицетворял сам Цикл проявления. Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части1; вертикальная линия олицетворяет Мужское – Духовное Начало, а горизонтальная линия в круге олицетворяет Материю или Женское Начало. При прибавлении к данному символу непреложного аспекта Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира, т.е. Свастику. Не правы те, кто утверждает, что колесо не было известно в глубокой древности, в противном случае древние не знали бы о существовании данного символа Космоса задолго до появления великих пирамид Египта даже по современной историографии2.

Рис.4. Древнеарийские символы Вечности.

Здесь также следует упомянуть одну немаловажную деталь относительно философского значения данного символа, которая присутствует и в выше упомянутых храмах. Речь идёт о скрытом (эзотерическом) значении свободно стоящих пилонов и их аналогичной связи с символом Мирового Колеса. Ниже, на рисунке представлена очень древняя схема, которая была известна всем древним азиатским и европейским народам. Четыре точки вокруг описанного креста, отображают тот же крест, но уже в круговом движении, то же имеет и показанная Свастика. Кроме всего прочего, полностью этот символ означал также и Солнце3. Таким образом, приэкседровые свободно стоящие пилоны в храмах типа Звартноц играли не только конструктивную роль, но глубокую философскую, дополняя органически основание, которое отображало весь проявленный Космос в Движении. Необходимо отметить, что из всех христианских храмов данного типа именно основание Звартноца наиболее точно отображает Мировое Колесо и, в первую очередь, из-за простоты архитектурного замысла.

Христианские храмы IV-VII-го веков не были первыми сооружениями, которые содержали в основании своём крест в круге. Подобную планировку имели многие сооружения дохристианской эпохи, которые не ограничивались одними храмовыми постройками. В связи с этим следует упомянуть древние индийские и иранские архитектурные сооружения, такие как буддистская ступа в Санчи (I-й в. до н.э.), авестийский храм в Нисе, комплекс Кой-крылган-кала в Хорезме. Ниже представлены чертежи планов этих сооружений. Особый интерес представляет знаменитая ступа в Санчи, план которой полностью отображает Свастику в движении. Но эволюция крестово-купольной архитектуры восходит к первым сооружениям типа Вара, именно так были устроены древнейшие храмовые сооружения во всей Арьяварте4. Правильные квадратные сооружения также олицетворяли проявленный Мир. В дальнейшем уже в официальную христианскую эпоху, с IV в., эта крестово-купольная архитектурная форма была полностью заимствована из Индии и Ирана и первыми из христиан, кто применил эти древние формы, были армяне и сирийцы, т.к. уже в конце IV-го - в начале V-го столетий в Армении и Сирии были возведены первые христианские крестово-купольные церкви. Византия переняла эту форму построения от этих двух стран в середине V-го - начале VI-го веков.

Рис. 5. Санчи. Ступа №1, I в. до н.э. Фасад и план.
Рис. 6. Ниса. Дворец. Аудиенц-зал (реконструкция).
Рис. 7. Хорезм. Кой-крылган-кала IV - III в. до н.э. План.
Рис.8. Чортак в Нейсаре. План и разрез.
Рис.9. Храм Огня в долине Джерре, 5 в. План, разрез.
Рис.10. Ступы в Хадде, Топи-Рустем в Балхе, Айбаке II - V в н.э. (Афганистан).

Теперь, после детального рассмотрения основных философских аспектов заложенных в основания древних сооружений Азии, вновь вернёмся к архитектуре храма Звартноц и поговорим уже о символике храма.

Раздел I
Преемственность в символике храма Звартноц

Как известно из реконструкции Т.Тораманяна, храм Звартноц был спроектирован и возведён в виде трёхъярусного сооружения, напоминающего причудливую дворцовую архитектурную композицию. Интерес к Звартноцу проявляется не только из-за его, не свойственной для христианской архитектуры раннего средневековья, форм, но и из-за кажущейся, на первый взгляд, загадочности, которую таило в себе само здание.

Храмы подобного типа в христианских государствах впервые появляются, как было уже отмечено, в самом начале VI-го столетья и подобные архитектурные типы продолжают господствовать вплоть до середины XI-го века. Здесь необходимо упомянуть ряд армянских храмов типа Звартноц, а именно Банак (VII-VIII века. Северо-западная Армения), Лякит (VII в. Кавказская Албания), Ишхан (VII в. Построен до Звартноца. Северо-западная Армения), Гагикашен (X в. г. Ани Западной Армении). Но, когда и где в Азии впервые появились подобные сооружения? Ведь не могла же «с воздуха» появиться подобная форма даже в самой древней христианской архитектуре? Аспект преемственности господствует в любом виде Творчества, тем более, доподлинно известно, что первые значимые храмы христианской эпохи были построены на основе уже существующих более древних святилищ. Пример тому, некоторые древнейшие христианские храмы Армении: Ереруйкская (Айрарайкская) базилика, Текорская базилика, базилика в Касахе, в Яштишате, в Апаране и др. Не исключено, что и храмы типа Звартноц и построенных до него храмы в Апамее, Босре и Селевкии, имели свои архетипы в более древней эпохе. Интерес вызывает ещё тот факт, что все подобные христианские храмы впервые появляются именно в Передней Азии, в регионах близких друг от друга. Что собой представлял величественный храм Бдящих Сил на протяжении более трёх столетий как архитектурное детище, известно многим, но какой философский смысл включал в себя Звартноц, мало кому известно. Таким образом, мы подошли к самому интересному явлению в архитектонике Звартноца и его типов – символизму. Но для того, чтобы подетально рассмотреть данный аспект в храмах типа Звартноц, необходимо вновь обратиться к философским и историческим истокам в Архитектуре, которую по праву Древние считали выразительницей космической геометрии и математики.

Многоярусные храмовые постройки известны ещё со времен Древней Индии, Египта и Аккада. Большинство из них, в особенности египетские и халдейские сооружения, представляют собой пирамиды, которые также можно отнести к многоярусным строениям первого типа, т.к. именно от пирамид берёт начало данный архитектурный тип.

Первый философский аспект, который «бросается в глаза» при взгляде на вышеуказанные строения, это принцип Иерархии. Но кроме этого, в данные строения заложен и принцип Семеричности и одновременно Додекаэдра. Если мы будем рассматривать каждую апофему, к примеру, в пирамидах Египта в отдельности, то найдя её по форме треугольной и объединив с четырёхугольным базисом, общим для всех апофем пирамиды, обнаружим, что в сумме они дадут число 7. Если же количество углов каждой апофемы помножим на число самих апофем или основания, то получим число 12 или число Додекаэдра. Тот же принцип заложен и в халдейских, и в индийских зданиях подобного типа. Об эзотерическом аспекте будет сказано в следующем разделе, здесь следует перечислить ряд древних сооружений, которые могут являться архетипами данного храма. Ниже представлены рисунки храмов типа Зиккурата в Месопотамии, которые также можно отнести и пирамидному типу. Ниже также представлен образец поздней индийской архитектуры: буддийский храм I-го в. до н. э. в Парашупуре. Данный четырёхъярусный храм своими формами напоминает Звартноц, построенный уже в VII-м веке н. э.

Рис.11. Пурушапур. Многоярусный храм I в. до н.э. (рек. Фергюссона).
Рис.12. Звартноц. Большепролётные своды с опорами на разных высотах (реконструкция Т. Марутяна)
.

Таким образом, многоярусные храмовые здания на Востоке, прошли целый этап развития в своих формах, сохраняя основную идею Пирамиды, идею Иерархии Начал.

Небезынтересна также и орнаментировка в храме Звартноц, которая, также как и архитектоника, уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Разберём для начала единственный поясной фриз первого яруса храма. Данный фриз, сохранившийся в деталях, представляет собой богатый, сплетенный из гранатового и виноградного барельефов узор. Фриз высечен таким образом, что заполняет всё пространство между круглыми окнами второго этажа и архивольтами арок первого этажа того же яруса. Что представляют собой гранат и виноград в эзотерическом аспекте?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос необходимо вникнуть в суть самого растительного орнамента, который является одним из древнейших типов мировой символики. Идея орнамента подобного типа кроется в символах Мирового Древа и Лотоса.

Мировое Древо – великий символ всех древних народов, несущий в себе, прежде всего, идею как Космогенезиса – вечного иерархического развития Миров, так и Атропогенезиса – развития принципа Человека, как принципа Микрокосма в Макрокосме. Все последующие изменения в данном символе в большей степени являются дополнениями и декоративными мелизмами. Что же касается фриза храма Звартноц, то он почти полностью перенят от более древней иранской и индийской символик, вбирает в себя четыре основных Идеи:

1. Идея Иерархического космического развития,

2. Идея Жертвы,

3. Идея Тайны,

4. Идея очищения и освобождения, как взаимосвязанные между собой.

Таким образом, сам фриз вмещает в себя Древо Жизни: Иерархическое космическое развитие – виноградную лозу, Идею Вечности, Идею Очищения и Освобождения, как взаимосвязанные между собой; гранатовое дерево: Идею Жертвы, Идею Мудрости и Праведности, как взаимосвязанные между собой, так же, как и виноградная лоза.

Все вышеизложенные символы, как было отмечено, являлись священными и у индоиранцев. Вообще нужно отметить, что нынешнее христианство, также как и ислам и иудаизм, всецело обязаны Зороастризму. Продолжая анализ декора храма Звартноц, необходимо обратить внимание также и на орнамент капителей колон, как экседр, так и отдельно стоящих позади пилонов, о которых вкратце уже отмечалось выше. Колонны экседр имеют корзинчатые капители с волютами, скорее парфянского эллинистического типа, нежели чисто греческого. Нужно к этому добавить, что византийский орнамент, в основном базируется на двух типах символик: иранской и греческой, отсюда и синтез стилей. Сама капитель колонны также несет в себе сокровенный смысл. Обратите внимание на древнейшие колонны Египта эпохи Тутмоса, Сети или Рамсесов. Оригинальные ордеры величественного Храма Аммона в Карнаке, олицетворяют собой Лотос – священный цветок. Именно из Лотоса, символа божественной Чистоты и Мудрости, рождается Спаситель Мира – Бодхисаттва-Падмапани: Гор, Саошъянт-Астват-Айрета, Христос, Майтрейя. И все они происходят из Вод космической Глуби.

Дорический ордер эллинских колонн, олицетворял вместе с самой колонной мужское творческое начало, тогда как ионический ордер, вместе с колонной, прародитель корзинчатого ордера в сирийских, иранских и армянских храмах, отображал идею Агнца – Овна, как символа Жертвы и Солнца.

Прототипом данных капителей являются скульптуры бога Солнца Хнуф в Египте с головами овнов, в том же Карнаке и в Гелиополисе.

Коринфский ордер произошёл от синтеза восточного – индо-иранского и ионического. Он несёт в себе как символ Мирового Древа, так и идею, заложенную в ионическом ордере.

Особый интерес вызывают отдельно стоящие колонны с капителями в виде орлов, которые стояли позади трапециевидных пилонов в храме Звартноц. На этих колоннах держалась основная масса от большепролетного каменно-бетонного пояса двойной кривизны, посредством удержания в местах сочленения каждых двух больших сводов. В каждом таком своде брали начало шесть малых, которые садились на капители экседровых колон. Данный большепролетный пояс, имея поясное сводчатое перекрытие, держал на себе второй этаж первого яруса храма. Подобная конструкция, по всей видимости была и в копии Звартноца Гагикашене зодчего Трдата, в Ани.

Рис.13. Звартноц. Капитель с орлом отдельно стоящих колон позади пилонов (фото Т.Тораманяна). +
Рис.14. Корзинчатая капитель одной из экседровых колон (фото Т.Тораманяна).
Рис.15. Звартноц. Разрез по пилону и колонне, стоящей за пилоном (реконструкция Т.Марутяна).

Так вот, вышеуказанные колонны с орлиным ордером также имеют свои архетипы в древнейшей архитектуре Востока. Орёл, наряду с Овном и со Львом, – символ Солнца. Этот символ известен со времён Египта и Аккада. Именно оттуда он перекочевал в Иран и стал символом Ахура-Мазды, олицетворением Солнца, как в Египте символ Гора.

Следует отметить, что сам академик И.А.Орбели при исследовании барельефов ряда армянских церквей, таких как Звартноц, Ахтамарский собор Св. Креста (X в. арх. Мануэл) и др., отмечал тесную близость скульптурного стиля в Армении со скульптурным стилем Сасанидского Ирана.

Особое место занимают барельефы людей-строителей в архивольтах наружной стены первого яруса. Зодчий Иоанн, чьё имя высечено под одним из барельефов, неслучайно поместил из людей в архивольтах только строителей. В этом, незаметном, на первый взгляд, шаге, который ныне расценивается, как дань уважения труду строителей, кроется чрезмерно глубокий философский смысл, ключ к которому заложен в некоторых петроглифах, найденных при раскопках руин храма Тораманяном; они представлены на рисунке. Некоторые из этих петроглифов вошли после в тайное идеографическое письмо масонов, которые раньше, до осквернения этого братского ордена тщеславием и жаждой власти, именовали себя вольными каменщиками и строителями Храма Истины. Конечно же, я не хочу сказать, что архитектор храма Звартноц был масоном; он им просто не мог быть, т.к. первые масонские ложи появились в Европе лишь в начале XVIII-го столетя, но сами масоны являлись продолжателями дела гностиков и именно от последних они переняли как свою Доктрину, так, собственно, и титул «Вольные каменщики»; именно так нарекали себя многие адепты раннего и срединного периодов Средневековья. Данному утверждению есть хотя бы одно веское подтверждение. В Армении с самых первых веков существования христианства в этой стране, еще до IV-го в. н. э. и вплоть до XII-го столетья существовала достаточно большая и сильная община христиан-солнцепоклонников, которые, почитая Иисуса как великого провидца человечества, считали его лишь простым смертным, когда как принцип Христа, которого он достиг путём неимоверного труда и подвига, данные гностики не без оснований отождествляли с принципом Солнца, ссылаясь на более древние восточные Доктрины, некоторые из коих дошли и до нас. Кроме того, в Армении, как из Ирана, Сирии, так и из Малой Азии и Греции, прибывали различные гностические философы, о которых упоминается даже в искаженном и неполном варианте «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. Речь идёт о величайших гностиках первых веков нашей эры, какими были Василид, автор труда «Пистис София», Бардезан, Маймонид и многие их последователи, тем более, ещё в I-м веке н. э. Армению посетил сам Аполлоний Тианский, которого, по его философским и практическим достижениям в Оккультизме, до сих пор сопоставляют с великим Иисусом.

Рис.16. Петроглифы храма Звартноц.

Стоит ли после всего этого удивляться тому факту, что зодчие армянских Храмов раннего Средневековья могли быть последователями Гностического Учения?

Философское объяснение пирамидообразного купола и арки

Некоторые исследователи армянской христианской архитектуры склонны полагать, что армянские храмы VI-VII веков были построены под влиянием византийской архитектурной школы, одной из отличительных особенностей которой являлся сфероидный купол. Прежде, чем опровергать или подтверждать данные утверждения, которые большей частью своей базируются на достаточно веских исторических фактах, следует детально рассмотреть сам принцип купола в архитектуре. С глубокой древности принцип храма представлял собой модель Космоса в различных его проявлениях, выраженной с помощью ряда символов, о которых было сказано выше. В рассматриваемом нами примере храм олицетворял собой принцип Космоса в виде Колеса Мира или Свастики. Как было отмечено, многие армянские христианские храмы с начала V в. н.э. являются носителями именно этого Принципа и именно в данном проявлении. Кульминацией в построении подобных храмов являлся купол на массивном барабане. Важно отметить, что в самой Византии центральнокупольные и крестовокупольные храмы появились лишь в VI-м в. н.э., один только этот факт может лечь в основу для опровержения мнения о том, что армянская храмовая архитектура эпохи христианства базируется на византийской. Существует ряд предположений относительно того, откуда происходит крестовокупольный храмовый тип в христианской архитектуре. Естественно, что данный тип отображает саму христианскую идею Распятия, как Вселенскую Жертву. Но как уже отмечалось выше, Крест – символ Мира – древнейшая космогоническая форма. Таким образом, Крест и есть вместитель центра, т.к. он – Крест есть сам Центр – Изначальная Точка в своём вечном проявлении.

Из вышесказанного явствует, что в архитектуре идея купола могла зародиться только после претворения Идеи Креста, т.к. первый есть отображение второго. И, если Крест в Круге является носителем Идеи Вечного Проявления, т.е. Движения, то купол несёт в себе Идею уже завершённого локального миропорядка, тот же принцип вовлечён и в арку как один из самых древних символов Неба. В основе этих двух символов Мира лежит сфера и круг.

Рис.17. Звартноц. Кольцевой каменноизвестковобетонный массив (реконструкция Т.Марутяна).

В древней архитектуре, как уже отмечалось, посредством символов, включённых в геометрию самих зданий, отображали модель Вселенной; как будет показано ниже, так же был спроектирован и Храм Бдящих Сил – Звартноц. В течение времени, при различного рода исторических изменениях менялась, порой до неузнаваемости, истинная трактовка того или иного символа, но геометрия этих символов не менялась никогда, тем самым сохраняя свои истинные значения, символы эти господствовали и господствуют ныне в архитектуре. Таким образом, купол как в дохристианской, так и в христианской средневековой архитектурах, равным счётом, как и в исламе, купол являл собой символ законченного, но постоянно обновляющегося цикла Проявленного Космоса.

Почему же в армянской архитектуре, в отличие архитектуры византийской или славянской, была принята форма пирамидообразного или конусообразного куполов? Ответ на сей вопрос кроется также в философии. Вновь обратимся к архитектуре египетских пирамид. Кроме уже рассмотренных вселенских принципов (Иерархия и Додекаэдр), пирамида представляет собой символ Проявления и одновременно Затухания Космоса. Эти этапы Бытия великолепно описаны в первой части первого тома «Тайной Доктрины»5.

В комментариях к станцам Блаватская поясняет, что Зародыш в Мировом Яйце – это и есть Логос, который проявляется в нашем непостоянном мире; поэтому Он – не-вечный. Самыми ранними изображениями Зародыша в Яйце являются изображения в виде точки в круге. Причём, как проявление исходит из центральной точки, так и во время Пралайи, всё входит в неё. Если смотреть на пирамиду или пирамидный купол изнутри снизу, то можно найти аналогию с точкой в круге, от которой расходятся радиусы по всему периметру купола или пирамиды. Таким образом, как пирамида, так и купол, являют собой символ Мирового Яйца с Зародышем-Логосом в центре. Рёбра пирамиды, также как ребра пирамидного купола, аналогичны и Лучам, о которых сказано в тех же Станцах, что они выявляют Четыре Стихии, и – Семи Лучам Иерархии Строителей. Вот почему в армянской архитектуре, сечения куполов проводилось по 6, 8, 12, 16 радиусам, т.к. все эти числа скрывают в себе одно число – СЕМЬ. Купол и основание храма, как это будет показано ниже, на примере храма Звартноц, тесно взаимосвязаны. Если основание олицетворяло собой основу Мира, то купол был олицетворением постоянного обновления на основе Вечного Закона Движения.

Раздел II
Краткое изложение эзотерики и скрытой геометрии храма Звартноц

При рассмотрении планов ярусов великого храма, а также реконструированной модели храма в целом, сделанной Тораманяном, бросается в глаза не только совершенство и простота всей архитектурной композиции, во всех ее деталях, но и, как говорилось раньше, некая таинственность и необычность во всём сооружении. Звартноц вообще не походит на христианские храмы. В чём же загадка этого армянского храма? Чтобы полностью ответить на данный вопрос, необходимо рассмотреть его в аспекте геометрии и символики.

Рис.18. План первого яруса храма Звартноц (реконструкция Т.Тораманяна). +
Рис.19. План первого яруса храма Звартноц с галереей второго этажа (реконструкция Т.Марутяна).
Рис.20. Звартноц. План второго яруса храма (реконструкция Т.Марутяна).
Рис.21. Звартноц. План третьего яруса - купола (реконструкция Т.Марутяна).

Звартноц является одной из тех немногих христианских святынь, которые отображают в своей явной геометрии древнейшую дохристианскую символику безо всяких изменений и добавлений. В этом разделе будет сказано об общем и частном числовых анализах этого храма, а также и той скрытой символике, которая присутствует чуть ли не в каждом орнаменте, каждой детали храма. Здесь же следует обратить внимание на скрытую геометрию самого основания первого яруса храма Звартноц. С этой целью привожу вновь план храма, но с той дополнительной геометрией, которая выявляется при внимательном анализе самого основания. Если абстрактно провести от трапециевидных пилонов с каждой стороны по две линии, а после построить с их помощью равносторонние треугольники, то мы получим знаменитую Звезду Вишну, которую евреи именуют печатью Соломона и Давида. Построенная звезда, будучи вписанной в основание тетраконха, внутри себя будет содержать купель храма, как центр. Если построить такую же звезду перпендикулярно первой, полученный двенадцатиугольник, кроме того, что является олицетворением додекаэдра, о котором говорилось выше, является также схематическим отображением самой конструкции храма. На рисунке чётко виден ход силовых траекторий от пилонов к центру по диагоналям (фиолетовые линии), а так же ход силовых траекторий от экседровых колон. Таким образом, посредством данных силовых линий, храм приобретал особую прочность. Здесь также нужно отметить, что линии самих звёзд тоже являются силовыми траекториями от несущих конструкций храма по всему внутреннему периметру основания. Та же скрытая геометрия прослеживается и в сновании второго этажа первого яруса, а так же в основании второго яруса Звартноца.

Рис.22. План первого яруса храма Звартноц со скрытыми шестиконечными звёздами (анализ Э.А.Мирзояна).
Рис.23. План первого яруса храма Звартноц со скрытыми шестиконечными звёздами и силовыми линиями (анализ Э.А.Мирзояна).

Не исключено, что подобной схемой при построении пользовались строители и при возведении храмов в Апамее, в Босре и в Селевкии. Учитывая ещё тот факт, что в V-VI столетьях, когда были построены данные сооружения Сирии, последняя частично находилась под властью Сасанидов. Именно из иранской архитектуры как сирийцами, так и армянами были заимствованы многие архитектурные типы.

Ныне же следует обратиться к самому скрытому исчислению этого величественного сооружения.

А

1. Наружная круговая стена первого яруса – физическое тело.

2. Арковые перекрытия 1-го яруса – Прана.

3. Кольцевая галерея 1-го этажа первого яруса – Астрал.

4. Кольцевая галерея 2-го этажа первого яруса – Кама-Рупа.

5. Наружная стена 2-го яруса – Кама-Манас.

6. Галерея 2-го яруса – Высший Манас.

7. Третий ярус – Буддхи.

8. 8. Купол и центр храма – Атман.

Круг в Кресте, в основании храма – Атман в Проявлении, а подкупольное пространство Третьего яруса – Атман Непроявленный.

В

1. В основании храма 4-е апсиды, три из которых – экседры с 6-ю колоннами и 7 колонной, стоящей позади каждого пилона, и 8 – объединяющей колонной – в нише каждого пилона.

2. Алтарная апсида сплошная без колонн.

3. Каждая апсида соответствует одной из Юг, а алтарная апсида соответствует Кали Юге [6].

4. Колонны в апсидах соответствуют 7 Кругам каждой Юге.

5. Тоже соответствие – на 2-м этаже Первого яруса и во Втором ярусе.

Исчисления Храма Звартноц

В основу Храма заложено число 8, т.к. все грани Храма кратны числу 8. Первый ярус содержит 64 грани, что соответствует восьми 8 конечным звёздам. Что представляют собой восьмиконечные звёзды? На самом деле – не что иное, как шестиконечные звёзды с развёрнутым 7 принципом. Отсюда вытекает, что первый ярус содержал в себе 8 6-ти конечных звёзд со скрытыми двумя такими же звёздами: один додекаэдр. Второй ярус состоит из 32-х граней и содержит в себе 4 6-ти конечные звезды, плюс – одну скрытую звезду. Третий ярус содержит 2 шестиконечные звезды – один додекаэдр, плюс – скрытый крест.

Полный числовой итог

1. Первый ярус: 8+2=10. Число первого яруса.

2. Второй ярус: 4+1=5. Число второго яруса.

3. Третий ярус: 2 звезды + 4 стороны креста = 6. Число третьего яруса.

Соединим все эти значения: 1056. Данное числовое значение связано как с Космогенезисом, так и с Антропогенезисом и являлось числом всех древних Мистерий. Именно с ним связана одна из тайн Божественного Человека. Число 1056 является одним из самых сокровенных в Эзотерике.

Литература.

1. Торос Тораманян. «Звартноц». Ереван, изд. «Советакан грох» 1978г. (на арм. языке).

2. Н.М. Токарский. «Архитектура Армении IV – XIV веков». Ереван, изд. «Армгосиздат» 1961г.

3. «Всеобщая история архитектуры». Т. 1. Москва, 1970г.

4. Тиран Марутян. «Архитектурные Памятники». Ереван, изд. «Хорурдаин грох» 1989г.

5. Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», в 3-х томах. Москва, изд. «Сиринъ», 1993г.

6. Е.П. Блаватская «Смерть и Бессмертие». Изд. «Сфера» Московского Теософского Общества. 1997г.

7. Г. Гоян «2000 лет армянского театра». Т. 1. Изд. «Искусство». Москва. 1952г.

Э.А.Мирзоян
2000-2003гг.



1 Сравните с принципом Тетраксиса из Доктрины Пифагора.

2 Обратите внимание на древнейшие наскальные изображения, которые разбросаны по всей территории Передней и Центральной Азии, они датируются современной наукой VIII-VII тысячелетиями, тогда как самая древняя пирамида Джосера, зодчего и придворного медика Имхотепа датируется той же наукой лишь V тысячелетьем.

3 Слово Свастика происходит от санскритского Савитри, что значит Солнце.

4 Арьяварта – страна Ариев или Арийский Простор, подобно Ариане Ваэджо и Ариане Иджеджо, и Великому Айрарату. Географически это название объединяет две страны: одну - за Полярным Кругом, откуда пришли первые Арии; другую - на территории северной Индии от современного северного Афганистана (Древний Балх) до современного Бангладеш. Но на самом деле Арьяварта простиралась от Малой Азии и Армении до Юго-Восточной Азии, включая даже территорию Тибета!

5 Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», т. 1, ч. 1-я. «Станцы Книги Дзиан», Станца 2 и 3-я. Москва, изд. «Сиринъ», 1993г.

6 Юга – это определённый большой Космический Цикл, проявляющийся, как на Земле, так и во всей Солнечной системе. Согласно фундаментальной Арийской Тайной Доктрине, существуют четыре Юги:

1. Сатья,

2. Трета,

3. Двапара,

4. Кали.

Все четыре Юги составляют одну Кальпу. Каждая из Юг состоит из семи кругов. Идея воплощения Юг присутствует не только в храме Звартноц, но и во многих индусских, индонезийских, тибетских и китайских храмах. Присутствовала эта Идея, по всей видимости, и в храмах Ирана.



 

Ваши комментарии к этой статье

 

15 осень 2003 года дата публикации: 07.09.2003