Мысль и
слово
К двухсотлетию
со дня рождения Ф.И.Тютчева
Silentium! Молчи, скрывайся и таи Как сердцу высказать себя? Лишь жить в себе самом умей – |
Ключевая фраза этого стихотворения кажется парадоксальной: «Мысль изречённая есть ложь». Что есть мысль для Тютчева?
Начнём с цитаты из статьи И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», опубликованной в 1854 году в четвёртом номере «Современника»: «…каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
Итак, стихотворения Тютчева начинаются мыслью, которую Тургенев сравнивает с огненной точкой. Но мысль не просто является сердцем тютчевских стихотворений: само размышление о феномене мысли становиться предметом его внимания.
В стихотворении «Волна и дума» (1851) поэт размышляет:
Дума
за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, безбрежном ли море, - Здесь – в заключении, там – на просторе, - Тот же всё вечный прибой и отбой, Тот же всё призрак тревожно-пустой. |
Тютчев подчёркивает непрерывность думы, мысли, сравнивает её с постоянно волнующимся, безбрежным морем, отмечает её стихийность и неоформленность («призрак тревожно-пустой»).
Мысль – стихия. Она непрерывна и не оформлена. Тютчев ещё раз подчёркивает это в стихотворении «Фонтан» (1836):
Смотри, как облаком живым О смертной мысли водомёт, |
«Смертная мысль» рвётся к небу. Человек стремится постичь Бога,
следуя «закону непостижимому».
Мысль человеческая находит своё выражение в слове: «мысль изречённая». Но человек
иногда испытывает такое состояние, когда ему кажется, что «внешний мир ушёл».
Об этом поэт говорит в стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» (1848-1850):
Святая ночь на небосклон взошла, На самого себя покинут он – |
Обратим внимание на слова: «…Упразднен ум, и мысль осиротела…» - у человека исчез разум, мысль потеряла возможность выразить себя в слове, «осиротела». В результате чего? «На самого себя покинут он…» Кем покинут? Почему чувствует себя человек «сиротой бездомным»? Возможно, что Тютчев говорит о таком состоянии, когда человека покидает Божественная благодать.
Слово, то есть возможность выразить свою мысль, думу, дано человеку свыше. Почему же тогда поэт восклицает: «Мысль изречённая есть ложь»? Может быть, он чувствует, что слово произносится всё же человеком и не может выразить всей беспредельности жизни. Возможно, именно поэтому Тютчев в знаменитом стихотворении «Нам не дано предугадать…» (1869) употребляет инверсию:
Нам
не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, - И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… |
Мы продолжаем работу с двумя понятиями: «мысль» и «слово». Заглянем в толковый словарь.
Мышление – способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Мысль – 1. То же, что мышление. 2. то, что явилось в результате размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума. (Сноска: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 16-е. – М., Русский язык, 1984. С. 315.).
- Какое из значений, данных в словаре С.И.Ожегова, наиболее соответствует тому значению, в котором употребляет слово «мысль» Ф.И.Тютчев?
Слово – 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. 2. Самая речь, способность говорить. 3. Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. 4. Устное публичное выступление, речь в собрании. (Сноска: Там же. С. 634).
- Какое из перечисленных значений наиболее близко к тютчевскому значению «слова»?
Вот как определяет это понятие В.И.Даль:
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства
свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь.
Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной
жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира (К.Аксаков). (Сноска:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – С.-Пб.: Диамант, 1998.
Т. IV. С. 221.)
В тютчевской парадигме слово – это «мысль изречённая», но слово человеческое
всё же не Божественное, а «наше»: оно не может выразить всей полноты мира. Но
даже несовершенное «слово наше» – «благодать», ниспосланная свыше сила, которая
низошла на человека. Благодать, сила выразить свою мысль словом даётся человеку
вместе со способностью «сочувствия», то есть умения со-чувствовать, проникать
в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. «Слово наше»
появляется только благодаря «сочувствию» и несёт в себе отзвук переживаний всего
мира. «Мысль изречённая», ставшая «словом нашим», отзовётся в другом разумном
существе, но каким будет этот отзвук – человеку предугадать не дано.
В четырёх строках Тютчев утверждает единство мира, связь каждого человека со
всем сущим и присутствие в мире высших сил, законы которых ещё не постигла человеческая
мысль:
Нам
не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, - И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… |
Март 2003 года
Ваши комментарии к этой статье
№13 весна 2003 г дата публикации: 19.03.2003