Саади

Максимы

Правила поведения в жизни

Из книги Розовый сад (Гулистан), книга VIII 1258 год

Перевод с английского И.Бугаева

По материалам сайта http://classic.mit.edu/Sady/Gulistan.mb.txt

и по книге The Rose Garden (Gulistan) of Saady by Saady, Omar Ali-Shah (Translator)

Часть 3-я (окончание)

Максима 56

Любого, кто попал в компанию дурную, считать все люди станут негодяем, даже когда компания никак на добрый нрав его не повлияет. Подобным образом, когда в таверну средь руин заходит человек, чтоб помолиться, то многие готовы говорить, что он туда ходил, вина напиться.

Ты сам дурацкий на себя надел колпак,

Коль другом стал тебе невежда и дурак.

Я мненье мудреца на этот счёт искал.

«Держись подальше от невежд, - он мне сказал, -

Ослом учёный рядом с ними предстаёт,

А недалёкий будет вовсе идиот».

Максима 57

Верблюд своей покорностью известен. Коль за его узду ребёнок взялся, то и за ним верблюд пойдёт, куда угодно. Но если есть смертельная опасность, к которой по неведенью ребёнок направился, верблюд из рук уздечку вырвет и более не станет подчиняться. «Податливость во времена несчастий достойна порицаний», – говорят. А также сказано: «Любезностью врага не сделать другом. Враг только лишь ещё опасней станет».

Тому, кто будет добр к тебе, стань пылью под ногами,

Но пыль в глаза швырни тому, кто действует, как враг.

Не стоит мягко говорить с жестоким грубияном:

Не замшею счищают грязь со ржавых железяк.

Максима 58

Кто прерывает разговор других, чтобы они могли узнать его таланты, невежество своё лишь всем покажет.

Разумный человек не отвечает,

Пока ему вопрос не зададут.

Даже когда болтун и прав бывает,

Абсурдным люди его мнение сочтут.

Максима 59

Когда была у меня рана, которую скрывал халат, шейх каждый день справлялся, «как она?», но не спросил ни разу, «где же рана?» Я оценил, как деликатно он всегда умел задать свои вопросы, ведь открыто не обо всём необходимо говорить и может тема оказаться щекотливой.

Мудрец сказал: «Кто взвешивал вопросы, того не огорчают и ответы».

Пока не убеждён, что речь твоя уместна,

Уж лучше рта совсем не открывать.

И лучше быть в плену и оставаться честным,

Чем обрести свободу, но соврать.

Максима 60

Похожа ложь на раздирающий удар, уже давно и рана зажила, но ещё долго остаются шрамы. Не помнишь разве, как, прослыв лжецами, братья Иосифа доверия лишились и их словам уже отец родной не верил? И он сказал: О нет! Вам души ваши подсказали всё это дело вымыслом украсить. Одно терпенье для меня теперь прекрасно …11

Тому, чья честность всем известна,

                                    обычно промахи прощают.

Но всем известному лжецу,

                        хоть сто раз прав, не доверяют.

Максима 61

Все признают, что человек – венец Божественных творений, а низшей тварью называется собака, но полагаю, мудрый согласится, что благодарная собака – это лучше, чем человек, не помнящий добра.

Не забывает пёс полученную кость,

Хоть сотню раз потом в него ты камень брось.

Но жизнь на подлеца потратишь ты,

А он вцепиться может из-за ерунды.

Максима 62

Кто страстям потворствует своим, тот себя усовершенствовать не может, а уж кто собою не владеет, не годится и других вести.

Не будь к быку-обжоре милосердным:

Кто всех презренней, тот и жрёт усердно.

Кто сам себя кормить обязан точно вол,

Тот служит телу, как погонщику осёл.

Максима 63

Как Библия гласит: «О, сын Адама, если тебя Я сделаю богатым, ты мной пренебрежёшь, ища услад, а если бедным сделаю тебя Я, ты недовольным будешь и печальным. Так как же сладость поклоненья ты узнаешь? Когда Мне поторопишься служить?»

Богатство делает тебя, заносчивым, небрежным,

Когда ты беден, то погряз в страданьях безнадежных.

Таков ты в счастье и в нужде; так что должно случиться,

Чтоб ты сумел себя забыть и к Богу обратиться?

Максима 64

Одного свергает с трона воля Всемогущего, а другого сохраняет даже и во чреве рыбы.

Минуты счастья обретает тот,

Кто поклонению Тебе их отдаёт.

Максима 65

Когда меч гнева вынимает Он, то и пророки в страхе головы попрячут. Когда же милости Он бросит взгляд, то в добродетельных и нечестивцев превращает.

Если в Судный день Он в гневе обратится,

Как тогда пророки смогут заступиться?

Молви: «Милости лицо яви, открой вуаль,

Чтоб надежды даже грешник не терял».

Максима 66

Кто в результате наказаний в этом мире не смог себе путь добродетели избрать, тот в следующем испытает муки. Как сказано Всевышним: «Дал вкусить Аллах им униженье в этой, ближней жизни, ведь наказание последней будет больше»12.

Совет – великих обращенье,

А дальше могут быть оковы.

Кто не внимал предупрежденьям,

Те быть должны к цепям готовы.

Максима 67

Удачлив тот, кто принимает во вниманье предупрежденье и совет пред ним идущих, так чтобы его собственную жизнь идущие вослед использовать не стали как притчу. Воры укорачивают руки и до того, как их палач отрубит.

Не будет птица подлетать к зерну в кормушке,

Другую увидав, попавшую в ловушку.

Сумей урок извлечь из неудач чужих,

Чтоб не пришлось другим учиться на твоих.

Максима 68

Что может сделать, чтоб услышать тот, кто изначально создан был глухим, и как успеха избежать тому, на ком затянут был аркан удачи?

Для друга Бога мгла кромешная ночная

Светла. Она как яркий день сияет.

Не силой рук удачу эту добывают,

Лишь Бог–даритель ею награждает.

Кому пожалуюсь? Ты здесь единственный судья.

Здесь нет руки другой, сильнее чем Твоя.

Кого ведёшь Ты – никому не сбить с пути,

Кого покинул, тем дороги не найти.

Максима 69

Земля получает ливни с небес, а отдаёт им лишь пыль. Каждый сосуд способен отдать лишь то, чем наполнен был.

Если даже непростительно греховным я казался,

Лишь бы Милостивым Ты и Прощающим13 остался.

Максима 70

Лучше нищий, что обрёл конец счастливый, чем султан, который плохо кончил.

Лучше радости узнать после печали,

Чем печаль в конце, а радости вначале.

Максима 71

Всевышний, видя все грехи, молчит, сосед их и не видит, да кричит.

Да будет нам защитою Аллах!

Оставят ли кого-нибудь в покое люди,

Коль слабость наша им известна будет?

Максима 72

Добывают золото, в земле копая шахту, а у скряги, покопав в его душе.

Не тратит скряга деньги, зарывает,

И приговаривает: «Предвкушенье лучше трат».

А завтра глядь: сбылись врагов его желанья,

Сам скряга умер и остался только клад.

Максима 73

Кто жалость к слабому в себе не обнаружил, тот тиранию сильного узнает.

Не каждая рука, что силой обладает,

Чтоб показать её, запястье слабое ломает.

Одно лишь сердце беззащитное ты ранишь –

Сам жертвой тирании сильных станешь.

Максима 74

Мудрец, когда случается раздор, не станет вмешиваться, а бросает якорь там, где он найдёт покой. Ведь безопасность один раз – в стороне, на берегу, в другой – вся сладость может быть и в середине.

Максима 75

Три шестёрки нужны игроку, только вышли ему три туза.

Выпас в сотни раз приятней, чем дорожка круговая,

Да вот, выбор скакуну здесь никто не предлагает.

Предание 1

Дервиш так молился: “О, Господь, негодяям этим милости яви, ведь хорошим людям Ты уже помог, сделав их из милости достойными людьми”.

Максима 76

Как говорят, правитель Персии Джамшид был первым, кто на свой халат повесил знаки отличия и украшал перстнями он руку левую. Когда его спросили, зачем он перстни носит лишь на левой, хотя достойна больше правая рука, ответил он, что правая уже вполне украшена своею правотою.

Феридун14 швеям китайским повелел

На шатре своём каймой такую надпись вышить:

«Грешникам дари заботу, мудрый человек,

Праведный и так уже удачлив и возвышен».

Предание 2

У мудреца спросили, отчего кольцо на руку левую надел он, тогда как все достоинства у правой. Ответил он: “Да разве ты не знаешь, что лишь достойными всегда пренебрегают?”

Кем горе, радость, да и человек был сотворён,

Тот дарит или Свою милость, или трон.

Максима 77

Кто не цепляется за жизнь свою, не ожидает золота в награду, тому позволено увещевать и падишахов.

Верующего возможность распроститься с головой

Так же мало занимает, как и ливень золотой.

Никого он не боится, и надежд он не питает.

В этом суть единобожья, и основа, и фундамент.

Максима 78

Нужна власть падишаха, чтоб беречь страну от нападений; стража служит, чтоб граждан от убийц оберегать; кади15 – воров наказывать обязан; но два противника охотно согласятся, что лучше бы к кади не обращаться.

Когда понятно, что придётся другому должное отдать,

Плати спокойно, без печали, не стоит сердце надрывать.

А у того, кто не захочет сам заплатить по доброй воле,

Чиновники отнимут силой. Да плюс кади получит долю.

Максима 79

Людям зубы горечь разъедает, у кади их разъедает сладость.

Пятью огурцами подкупишь кади,

И десять бахчей, он докажет – твои.

Максима 80

Что остаётся делать старой шлюхе? Да только целомудренностью клясться. И дряхлый стражник тоже поклянётся, что никогда он никого не притесняет.

Только юный, что в углу сидит –

рыцарь на Божественном пути,

Ведь старик сидит в своём углу

просто потому, что встать не может.

Юноша, чтоб похоть победить,

должен силу духа обрести,

А старик хотел бы вспомнить страсть,

только у него уж встать не может.

Максима 81

 «Бог создал множество деревьев разных видов, обильно все их наделив плодами. Но ни одно из них, за исключеньем кипариса, «свободным» никогда не называют. Скажи, какая этому причина?» – у некого спросили мудреца. «Деревья все цветут и плодоносят, и увядают в соответствие с сезоном, и время года им свою диктует волю, – сказал мудрец, – и только кипарис в любое время остаётся свеж и зелен. Он не меняется и это качество – свобода».

Ни к чему, что временно и тленно,

Не привязывайся сердцем никогда.

Если и уйдёт Халиф последний,

Тигр всё также будет течь через Багдад.

Будь подобен пальме финиковой летом,

Стань таким же щедрым, благородным.

Ну а если не способен ты на это,

Будь как кипарис – всегда свободным.

Максима 82

Двое в грусти умирают, унося с печаль собою: этот нажил состоянье, не сумев им насладиться, а другой набрался знаний, но не смог их применить.

Будь ты даже совершенен, но немного скуповат,

Только о твоих изъянах все вокруг и говорят.

Если ж ты великодушен, сотню слабостей имей,

Недостатки все покрыты будут щедростью твоей.

Из заключения

Дали мы совет, исполнив обещанье,

Жизни часть задаче этой посвятив.

Если ж чуткого он уха не достиг,

Что ж, глашатай передал своё посланье!

Милость у Аллаха испроси, читатель,

И для автора, и для владельца книги этой,

Попроси, чтоб ты искомое в ней встретил,

Пусть простит и переписчика Создатель.

Благодарение я возношу Творцу за то, что книгу эту завершить Он дал мне прежде, чем жизнь моя была подведена к концу.



11 Коран. Сура 12.

16.    И поздно вечером
Они к отцу в слезах явились
17.    И молвили: О, наш отец!
Мы бегали вперегонки,
С вещами же оставили Йусуфа.
Волк проглотил его (и знаем мы):
Ты не поверишь нам,
Хотя и говорим мы правду .
18.    И пришли они (к отцу)
Со лживой кровью на рубашке,
И он сказал:
О нет! Вам души ваши (подсказали)
Всё это дело вымыслом украсить.
(Отныне для меня) прекрасно лишь терпенье,
(Пока Аллах не выявит всю мерзость вашей лжи)
Лишь у Него искать мне помощь
Против того, что (так речисто)
(Сейчас) вы расписали (мне) .

12 Коран. Сура 39.

26. Подверг Господь их унижению в сей жизни,
А наказание последней – больше.
О, если б они только знали!

13 Милостивый и Прощающий – два из девяноста девяти имён - атрибутов Аллаха, открытых в Коране.

14 Феридун - седьмой из первой династии правителей Персии. Победил и заключил в тюрьму тирана Захака.

15 Кади – исламский судья (судья по законам шариата).

 

Ваши комментарии к этой статье

 

16 зима 2003-2004 года дата публикации: 7.12.2003