В.И.Лотов


Живая этика о единении
Доклад на конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха,
Новосибирск, 2002


Творческое наследие великой семьи Рерихов многогранно. Исследователи выделяют философские проблемы, изобразительное искусство, востоковедение, археологию и ещё ряд областей, где вклад Рерихов так значителен. Но внешне различные направления творчества имеют общий объединяющий фундамент. Все члены этой великой семьи, каждый по-своему, своей деятельностью утверждали в жизни Учение Живой Этики.

Перечитывая Советы на каждый день Ю.Н.Рериха, мы видим, какое большое значение он придавал изучению и претворению в жизнь Учения Живой Этики. Это его произведение просто дышит Учением. Приведём некоторые выдержки.

Надо изучать психическую энергию, наблюдать за её выявлениями. Записывать.

Вечером надо продумать, что сегодня сделал по Учению. Не то, что уже по твоей натуре согласно с Учением, но то, что ты по Учению совершил наперекор своей натуре.

Живая Этика - норма поведения, приложенная к жизни .

Поэтому, отдавая дань памяти Юрия Николаевича, мы вновь и вновь обращаемся к основным положениям Учения.

В качестве темы обсуждения мы выбрали единение. Принцип единения - один из основных в Учении. Читаем в книге Озарение :

Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших.

Первый - почитание Иерархии. Второй - Сознание единения. Третий - Сознание соизмеримости. Четвёртый - Применение канона “Господом твоим” (Озарение, 10).

Как мы видим, сознание единения является одним из основных принципов Учения. О каком же единении идёт речь? Каждый человек в своей жизни в той или иной степени бывает причастен к объединительным процессам разного вида. Мы знаем, к примеру, провозглашение единства партии и народа, нетрудно представить единение членов общественной организации или, скажем, объединение усилий в борьбе со СПИДом.

Учение Живой Этики исходит, прежде всего, из единства всего сущего. Имеет место единое бытие, являющееся воплощением единой идеи. Всё в космосе и в мирах связано между собой и развивается по единому эволюционному закону. Непонимание или недооценка этого обстоятельства во многом связана с ограниченностью сознания людей, которая, в свою очередь обусловлена ограничениями физического мира. С помощью пяти органов чувств трудно разглядеть или распознать те истинные связи, которыми соединены предметы или субъекты нашего мира.

Представим себе, для лучшего понимания, большого осьминога, который пребывает под водой, и только концы его щупальцев на долгое время высунулись над поверхностью. Вообразим, что в результате саморазвития эти концы щупальцев научились видеть поверх воды и осознавать себя как отдельные существа. Вследствие этого они стали утверждать свою независимость и самостоятельность и даже конфликтовать между собой. В действительности же их независимость является иллюзией, ведь они являются частями одного большого организма, и чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть под поверхность воды.

Таким образом, нужно расширить кругозор, чтобы видеть истинные связи.

Не уподобляемся ли мы в своих суждениях и оценках щупальцам этого сказочного осьминога? На физическом плане мы не можем наблюдать, чем соединены, скажем, два человека. Но, допуская в сознание существование более тонких форм материи и зная о существовании тонких тел у человека, мы не можем отрицать, что в тонком мире нет соответствующих связей. Всем известны термины макрокосм и микрокосм . Микрокосм – это человек. Слово короткое, но в нем заложен огромный смысл. Человек по своей сущности, потенциалу тождественен макрокосму, то есть вселенной. То есть в нём заключено все, что есть вообще во вселенной. Это пока трудно осознать, но ясно одно: всё связано воедино. Надо научиться осознавать в себе весь остальной мир и видеть себя и других родственными частями одного большого организма. И если произойдёт осознание этого факта, то никому не придёт в голову истреблять друг друга, насаждать вражду и устраивать войны. Левая рука не будет враждовать с правой, это было бы глупо.

Осуждению действий одного человека другим тоже можно было бы положить конец, ведь в отношениях между братьями чаще присутствует желание понять друг друга и не осуждать. Живая Этика рассматривает эволюцию человека как бесконечный процесс восхождения и вполне естественно, что разные индивидуальности делают это с разной скоростью. Поэтому разные люди неизбежно находятся на разных ступенях эволюции и задачи, которые стоят перед ними в данном воплощении, также различны. Было бы немудро профессору осуждать школьника за то, что он ещё не овладел основами дифференциального исчисления. У ребёнка свои задачи, у взрослого человека – свои.

Нас ведь не осуждают Учителя человечества за то, что мы не достигли ещё божественного совершенства. Даже привычные нам родственные отношения людей подразумевают идею одинаковой крови и неодинакового развития.

Мы являемся жителями одной планеты, мы едины по общей цели нашего бытия, по направлению эволюционного развития, а различие в достигнутых нами ступенях должно восприниматься как неизбежный факт и вызывать в нас чувства понимания и терпимости.

На Единстве зиждется всё утвержденное Бытие. Орудующий закон настолько мощен, что созидание космическое держится на этом принципе. Во всём своём проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу. Этот великий закон есть Венец Космоса (Беспредельность, 449).

Собственно говоря, единство всего проявленного космоса существует как факт вне зависимости от того, признаёт это человек или отрицает. Своим неведением законов природы человек не может изменить её неизменного поступательного движения. Эволюция может быть сравнена с мощным потоком и если кто-то не желает согласовать с ним своё движение, то он неизбежно будет сокрушён этим потоком. Поэтому людям ничего другого не остаётся, как привести свои жизни в согласие с космическими законами. Не имеет прочного будущего ни одна цивилизация, построенная на разъединении людей, ни один народ, допускающий поругание братства.

О единении люди должны слышать, как о хлебе насущном. Если кто станет уверять, что он достаточно слышал о единении, это будет верным признаком его ненадёжности. Со временем каждое слово о единении найдёт применение. Великое свободное единение будет ступенями эволюции (Надземное, 249).

Любовь предполагает единение душ. Учение Христа Возлюби ближнего как себя самого означает как раз, что нужно осознать единство и тождественность себя с остальным миром. Сострадание также невозможно без осознания единства; ведь истинное сострадание возникает, когда чужая боль воспринимается как своя. Далее, мы знаем, что построение общины также основывается на объединении устремлений.

Единение указано во всех верованиях, как единственный оплот преуспеяния. Можно утвердить лучшее достижение, если есть уверенность в единении сотрудников. Можно перечислить множество примеров, когда вера в сотрудников помогала высоким решениям. Пусть люди от очага до пространственных предопределений помнят о ценности сотрудничества (Община, 4).

Объединение согласованных устремлений ведёт даже не к сложению, а к умножению сил и энергий. Об этом неоднократно подчёркивается в Учении.

Психическая энергия толпы должна быть наблюдаема. Можно установить возрастание силы в усиленной прогрессии, - именно, где двое объединены одною мыслью, там уже сила трёх. Но не нужно забывать, что каждая противодействующая мысль поедает много окружающей энергии, потому так редко можно наблюдать успешное единение. Именно один конь может задержать весь караван, и успешное следствие может быть разрушено. Снова будет соткана ткань лучших энергий, но человечество щедро расточает сужденные ему достижения. Так легко прийти к пониманию ценности объединенных энергий. Это не отвлеченность, но сама физическая действительность (Аум, 281).

Изучение прогрессии коллективной энергии может доказать, что единение не только нравственное понятие, но и мощный психический двигатель. Когда твердим о единении, Мы хотим внушить сознание великой силы, находящейся в распоряжении каждого человека. Невозможно представить неопытному исследователю насколько возрастает собирательная энергия. К такому проявлению надлежит подготовить сознание. Удача опыта зависит от устремления всех участников; если хотя бы один не пожелает участвовать всем сердцем, то лучше и не приступать к опыту.

Уже в древности знали мощь объединенной силы. Одинокие наблюдения иногда объединялись в общие исследования, получалась целая цепь, и наблюдатели полагали руку на плечо предыдущего. Можно было видеть необычные колебания энергии; при согласованном устремлении получалась напряжённая сила. Таким образом, когда Говорю о единении, Имею в виду реальную силу.

Пусть запомнят все, кому нужно запомнить (Аум, 377).

Урусвати знает, насколько Мы настаиваем на единении. Люди думают, что это наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь происходит сбережение энергии. Она напрягается в одно место, и такая концентрация даёт яркое усиление энергии.

Пусть люди приучаются понимать, что каждое нравственное указание есть и научный совет. Повторяю эту истину, ибо вижу, что даже читающие Учение не применяют это к жизни.

Но, кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз. Такая прогрессия может быть вычислена, и люди ещё раз могут убедиться, что доверено им в земной жизни. Убедить можно лишь научным путём. Пусть учёные покажут, как возрастают сложенные силы. Явно пусть убедятся, что сотрудничество есть лучшая магия. Но пусть даже не знающие о Нас подумают, - может быть, где-то находится ценный источник энергии, который можно приложить к жизни. Каждое такое допущение уже будет приближением к Нам (Надземное, 385).

Несмотря на то, что на жизненную необходимость объединения и на несомненную пользу от этого указывалось Великими Учителями столько раз на протяжении истории человечества, по сей день человеческое общество на всех уровнях раздирают разъединительные процессы. Об этом с горечью отмечается в Учении.

Сколько человечеству нужно перестрадать, прежде чем оно догадается о пользе единения. Самые разрушительные силы направлены, чтобы омрачить зачатки объединения. Каждый соединитель подвергается лично опасности. Каждый миротворец похуляется. Каждый работник высмеивается. Каждый строитель называется безумцем. Так служители разложения пытаются стереть с лица Земли знамя Просвещения. Труд невозможен среди вражды. Строение немыслимо среди взрывов ненависти. Содружество борется с человеконенавистничеством.

Удержим в памяти эти старые заветы (Община, 273)

Мир страдает от расчленения, которое поглощает все великие начинания. Вместо единства проповедуется везде расчленение. Не осталось ни одного принципа, который бы не был искажён в своей основе. Каждое начинание утверждается, прежде всего, как часть великого Целого. Но так ли обстоит дело с человеческими исканиями? Незримое отделяется от видимого Мира. Высшее отделяется от Земли. Только устремление к объединению понятий величин может установить необходимую связь Миров. Без насыщения сердца невозможно обнять Миры, ибо как утвердить связь космическую без принятия Единства всего Космоса? В малом и в великом явим понимание этого Великого Закона. Расчленение Миров приводит к одичанию. На пути к Миру Огненному запомним об единстве Миров (Мир Огненный-2, 124).

Далее мы приводим выдержку из Надземного , в которой раскрываются новые качества объединения.

Урусвати знает, как упорно Мы настаиваем на гармоничном единении. Мы часто говорим о единении, но теперь вносим ближайшее определение этому качеству. Только гармоничное единение производит усиленное воздействие. Конечно, каждое единение уже умножает энергию. Даже единение во зле может быть весьма значительным, но оно не будет гармоничным, ибо зло уже в основе своей дисгармонично, и такое единение не длительно и смутны последствия его. Но гармония есть добро и только она может дать следствия знаменательные. Так, когда говорим Мы о гармонии, тем самым Мы утверждаем добро.

Каждое качество имеет многие свойства и невозможно преподать их сразу, они не будут восприняты. Так и единение Мы указывали первоначально в общем значении, но наступает необходимость указать истинные условия, при которых единение действительно” (Надземное, 349).

…единение есть гармония с Иерархией (Аум, 433).

Осознание единства всего проявленного мира включает в себя объединение в своём сознании мира физического с миром тонким. Об этом говорит Учение как о главной задаче человечества на данном этапе.

Когда человечество научится понимать Космическое единство, тогда утвердится строительство космическое. Главное задание человечеству - соединить материальный мир с духовным. Разграничение сфер слишком резко происходит, потому так редко сочетание предназначенного с механическим миром, в который погружаются люди. Когда планетное сознание направлено на объединение всех факторов, тогда явление космических перемещений захватывает все сферы. Потому планетное сознание устанавливает космическую энергию. Устремление Агни-йога и работа центров помогают установлению космического сознания. Потому самое главное утверждение энергии есть продвижение сознания. Творчество Наших Братьев направлено к этому, развивая в человечестве космическое сознание. Потому так сотрудничество центров утверждается Нами.

Истинно, Мы ценим трансмутирующую мощь огней! (Беспредельность, 360).

Когда всё приводится к единству, то и мир плотный можно уже не отделять от Тонкого Мира, но рассматривать их как одно неделимое целое, тесно связанное между собою в своих выявлениях. И, действительно, ни одно явление плотного мира нельзя взять независимо от Тонкого или отсечь от него. Даже цветок полевой, внешняя форма которого украшает цветущий луг, сущностью своею касается Тонкого Мира и в нём пребывает. И семя этого цветка, будучи предметом плотного мира, в невидимости своей несёт и форму будущего цветка и энергию, которая даёт ему жизнь. Так, ни одно явление плотного мира нельзя отделить от Тонкого, ибо два мира - это всего-навсего только два полюса вещи единой, единой по существу, но двойственной в проявлении (Грани АЙ, т.10, 86).

Поговорим о том, как может состояться объединение и что ему мешает.

Казалось бы, просто - только объединиться и пожинать плоды этого блага. Но что-то мешает. Что? Не малые ли комочки, иглы и шипы, которые временами засоряют сознание и которые, допущенные в мыслях по отношению к близким, явно и остро мешают полному, гармоничному единению. Мелкие обиды, недовольство друг другом, и особенно осуждение и прочие очень мелкие и недопустимые чувства, возникающие в сознании, служат неодолимой преградой полноте единения. Их из сознания надо изъять. Именно самая их ничтожность препятствием служит светоносности неограниченного единения. Не нужны эти малые чувства для гармонического слияния аур. Они подлежат полному устранению, сознательному и безоговорочному (Грани АЙ, т.10, 293).

…Разъединение подобно самой отвратительной разноголосице. Ничто так не поражает пространство, как диссонанс. Но когда люди преисполнятся злобными разъединениями, немедленно получаются разрушительные разгромы в пространстве. Такие люди вредят не только себе, но и создают пространственную карму, вовлекая в неё многих себе подобных. Ужасно бороться с таким новорожденным хаосом.

Люди, вносящие разъединение, называются созидателями хаоса. Тяжки последствия таких злобных поносителей. Мы принуждены постоянно бороться с ними. Не следует удивляться, что такая борьба бывает тяжелее, нежели столкновения с некоторыми пространственными токами. Везде, где приходится встречаться со свободной волей человека, там происходит особая затрата энергии. Мощь свободной воли велика, она равняется самым мощным энергиям. Люди могут в злобе достичь разрушения слоёв астрала. Сколько усилий опытных Ткачей потребуется, чтобы залечить эти раны пространства!

Мы должны бороться против разъединения. Не песнопения с арфами, но труд и борьба. Немногие устремятся в Братство, когда узнают о труде в поту (Надземное, 7).

Каждое объединение может состояться лишь на кооперативных началах. Стоит только допустить элемент завоевания, подавления и уничтожения, чтобы рано или поздно эти отвратительные тени превратились в отвратительных чудовищ. Потому каждое насилие не может входить в построение Твердыни. Можно найти мощь радости в сотрудничестве, но такое сотрудничество требует искусства мышления. Кто распределит силы для производительного труда? Лишь тот, кто умеет представить полезное сотрудничество. Он должен уметь вообразить такую общую работу, но, как знаете, воображение нужно образовать. Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения (Мир Огненный-2, 63).

Все достижения нужно начинать с их основы. Также и в объединении надо начать с самого основного - единения с Иерархией. И тогда состоятся и все остальные виды единения. Почему так? Потому что при единении с Иерархией происходит наполнение сознания сознанием Иерарха, и таким образом уничтожаются все преграды, препятствующие объединению. В высшем сознании не имеет места разъединение, так как это комплексное свойство принадлежит к разряду низшего астрала. Чувство разъединения состоит из многих свойств, исходящих из основного - самости. В число этих свойств входит зависть, соперничество, нетерпимость. Совершенно понятно, что эти отрицательные качества не входят в высокое сознание.

Потому указывается на наполнение существа сознанием Владыки, и тогда падут все преграды, и придёт всевмещение, всеобъединение. Ибо высшее сознание вмещает всё. Также становится ясным, почему объединение, начатое снизу, кончается неудачей, так как не может земное сознание вместить высокий принцип единения, сущность высших миров (Грани АЙ. т.13, 6.11.53).

Понятие единения обнимает собою единение между принявшими Учение и единение их с Иерархией Света и Тем, Кто Ведёт. Единение направлено и вверх и вниз по линии Иерархии и к близстоящим… (Грани АЙ, т.12, 328).

В книге Надземное подчеркивается:

Мы достаточно говорили о единении, под ним Мы прежде всего разумели согласие об основах (Надземное, 289).

Объединимся же в своей преданности основам Учения Живой Этики!


 

Ваши комментарии к этой статье

 

15 осень 2003 года дата публикации: 17.08.2003