Виталий Цилиакус

ЭХО
Экологически Художественное Образование


Весной 2002 года судьба позволила мне встречу с замечательным человеком - Людмилой Васильевной Шапошниковой. Итогом нашего общения явилась выставка студии ЭХО «Сокровенное созвучие» в июне 2002 года в Международном Центре – музее им. Н.К.Рериха - 239 работ живописи, графики, керамики. И решение издать статью о студии и репродукции с детских работ в журнале «Культура и время», издаваемом там же

В сентябре 2002 г. мы собирались скромно отмечать 10-летие студии, а получилось неожиданное замечательное подведение определённого итога наших трудов в стенах, излучающих идеи вечности, красоты и движения к свету. И пришло звучавшее в душах и ранее название. Созвучие между учителями и учениками, устремлением и дорогой…

Недавно я получил из редакции журнала «Культура и время» известие о публикации в № 3/4 – 2003 моей статьи с некоторыми сокращениями и работ наших учеников. «Дети ЭХО, их родители, Е.А.Тарантул, В.Б.Цилиакус благодарят сотрудников Музея и лично Людмилу Васильевну Шапошникову за внимание к нам, прекрасную организацию выставки и подарки детям! Благодарим также за душевную помощь Чирятьева М.Н.! Желаем здоровья и успехов!» - Этот текст из статьи не вошёл в публикацию. Выражаем признательность Б.Р.Корженьянцу, редакции журнала, Т.И.Мельчаковой, создателю волшебного действа - оптического театра Зорину С.М.

Благодарим редакцию журнала «Грани ЭПОХИ» за размещение ссылки на наш сайт и предложение написать о нашей работе. Предлагаю статью, написанную для журнала «Культура и время» в её полной версии. Я внёс в неё небольшие уточнения и коррективы. Конечно, затрагиваемые темы, сложны и дают повод для всестороннего рассматривания и развития. Также как и задания, предлагаемые детям, имеют в себе по несколько планов и могут быть развёрнуты. Но это отдельная большая работа, которая, возможно, и состоится. Здесь же обозначены главные наши устремления, направления и пути.

Ушёл двадцатый век с его великолепными прорывами во всех направлениях знания, трагедиями и откровениями, нагромоздив баррикады частных и глобальных проблем, за которыми всё отчётливей просматривается бездна несуществования нынешней цивилизации. Энергетический духовный поток начала ХХ века дал мощный толчок и направление искусству в глубины человека, высветив его воспринимаемое одиночество, отчаяние, разделённость и тоску по манящей гармонии бытия. Где же ответы, где решения?

Всё в человеке – в его детстве. Но что есть детство? Часто оно воспринимается как полуфабрикат будущего «взрослого человека», который примитивно чувствует, «плохо» понимает и совсем ничего не знает, эдакий пустой сосуд, который надо наполнить. У нас другое понимание детства, как бы странно это ни звучало, – это возвращение на Землю и постепенная адаптация и развитие в земное существо. И таинственная фраза - «Будьте как дети» - раскрывает этот смысл. Талантливые гениальные люди, как правило, несут в себе много детского и так и не могут превратиться во «взрослого человека», оглушённого грубыми земными энергиями. А у многих детей открыты каналы, свежа память, открыты чувства для тончайшего. Меня в моей юности поразили мудростью и глубиной «рассуждения» четырёхлетнего ребёнка соседей–алкоголиков, не слышавших не только себя, но и своего дитя. А кто не помнит пронзительную свежесть восприятия детства и юности вне всяких слов и разъяснений?

Все дети младшего возраста любят рисовать. И они рисуют всё с высоты птичьего полёта и любимых человечков головастиков. Их работы всегда вызывают у чувствующих взрослых восторг и удивление так называемой «непосредственностью». Существует мнение, что все дети талантливы, с чем нельзя не согласиться. Но куда уходит талант и желание творить в более старшем возрасте? Есть замечательное детское искусство, но практически отсутствует замечательное подростковое художественное творчество.

Есть разные подходы к занятиям детей изобразительным искусством. Так называемая «материнская школа» предлагает вообще не вмешиваться в рисование детей. Другие считают, что достаточно только немного «подправить» и всё. Иные считают, что надо «научить» «правильно» рисовать с натуры и т.д. Но в каждом случае речь идёт об «объективном» или «объективно-субъективном» отражении «объективной действительности», существующей вне человека, вне ребёнка. А где же мир ощущений, чувств, эмоций, образов, ассоциаций, осознаний, составляющих объективную реальность внутренней жизни каждого человека, от которой зависит восприятие внешнего мира?

В современном мире человек живёт в прямоугольных коробках с квадратными окнами с видом на другие квадраты в прямоугольниках, далёкий в повседневной жизни от природы и её исцеляющих энергий. Культ вещей и обладания ими достигает маниакального уровня. Сознательно идеологизированная пошлость примитивной рекламы и рейтинговый телевизионный мусор становится потолком детского сознания. И эта «квинтэссенция человеческой культуры» закрепляется убогими мультсериалами западной массовой культуры в сверкающей упаковке. Проблема ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, сохранения лучшего в Российской культуре и самого сокровенного - детской души - становится главным в педагогике.

Развивающийся ребёнок жадно впитывает новый для него мир и быстро усваивает приоритеты окружающих его людей, их эмоциональные потоки. Скоро он узнаёт, что всё внимание окружающих направлено вовне, на сугубо материальные проблемы. В детском саду, в школе он узнаёт много нового о том, чтo вокруг, какие правила, законы, что как сделано и устроено. От него требуют знания и успехов, а каковы его чувства и эмоциональное состояния, никто не знает и это никого не интересует, если это не проявляется как-либо неординарно. Родителей интересуют его успехи и, как правило, если интересует, то в последнюю очередь, его психическое состояние. Существующая ныне система воспитания и образования мало развивает юное существо, чаще просто калечит внутренний мир – «будь первым, бей первым».

20-летний опыт работы с детьми в художественной школе выявил те же проблемы и привёл к пониманию неправильности постановки начального художественного образования. Однообразное в течение многих лет штудирование натюрмортов в стремлении добиться правильного изображения и внешней красивости тона и цвета предельно сужает творческое развитие способностей детей, стандартизирует, нивелирует и угнетает их. Детей непомерно рано начинают учить перспективе, когда восприятие ещё не готово к этому. На это неравное сражение с бесконечностью формы тратится 90% учебного времени. В результате на второй-третий год обучения дети теряют интерес к изобразительному искусству. В этом возрасте /12-14 лет/ идёт сложный переломный этап в развитии подростков, когда обостряется чувство неуверенности в своих силах и возникает потребность в самостоятельности. Существующая система начального художественного образования усиливает это чувство, так как подросток ещё не может нарисовать правильно , похоже и ставит крест на своей тяге к искусству.

Эти проблемы и желание помочь детям заставило искать новые подходы и методы, соответствующие новому времени. И стала развиваться идея экологически-художественного образования - ЭХО. А на Руси говорят: как аукнется, так и откликнется.

Необходимостью стало познакомить детей с их собственной живой душой и направить интерес на внутренний мир ребёнка. Возникла задача выражения внутренних эмоциональных состояний, которая, в свою очередь, потребовала специфических изобразительных форм, соответствующих предмету изображения и доступных возможностям детей.

Отказ от натурной работы в классе первые два года обучения на основном общехудожественном курсе ЭХО и обращение ребёнка к внутреннему миру приводит к определённым положительным результатам. Снимается проблема так называемой правильности изображения. Оценка верности изображения мотивируется внутренним, присущим ребёнку психофизиологическим ощущением ритма и цвета. Смягчается болезненная проблема оценки результата труда сверстниками, ибо она зависит не от отстранённого от ребёнка идеального объекта, а от субъективного соответствия между ощущением и его выражением. Возникает углубленное внимание к собственным ощущениям, концентрация на близком и родном. Поскольку существуют архетипы внешнего выражения эмоциональных состояний, происходит сближение между учащимися. Высвобождение внутренних ощущений облегчает процесс их осознания, приводит к определенному очищению, катарсису, гармонизации и эмоциональной устойчивости, а педагог получает возможность ближе подойти к внутреннему миру воспитанника, отслеживать его состояния и более тонко корректировать их.

На примере одного из многих заданий первого года обучения основного курса можно проследить направленность экологически-художественного образования.

Занятия монотипией это самостоятельное создание учащимися оригинального, практически неповторимого оттиска на листе бумаги, состоящего из случайного сочетания форм, цвета, ритма, обладающего сложной графической фактурой - аналог пятен Роршаха , - используемых в психологии, как тест для выявления особенностей восприятия.

Задание интересно своим внутренним потенциалом, оно привлекательно для детей, поскольку предполагает создание сложного изображения при посильной простоте изготовления. Рассматривание необычного, при котором происходит естественная концентрация внимания. Включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное похожестью того или иного силуэта, пятна на конкретный объект действительности. Создание эмоционального состояния радости, переживаемого в процессе узнавания. Выявление увиденного обводкой карандашом, фломастерами, подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями - если это собачка, то нужно проследить глаза, ушки, хвост и т.д., что требует точного следования контуру пятна и создаёт определённые навыки. Высвобождение образов сознания и подсознания ребёнка, создающее терапевтический эффект. Переживание чувства удовольствия от непременно успешно выполненной работы. В то же время это задание обеспечивает педагогу возможность проследить акценты восприятия ребёнка и корректировать дальнейшую индивидуальную работу с ним.

Как выразить средствами изобразительного искусства чувство, эмоцию? Печаль в виде плакучей ивы? А радость в виде фейерверка? Но причём здесь ива, если на сердце печально от того, что не получается решить задачу. И причём фейерверк или что-то другое, если сердце ликует от увиденного сна необъяснимого словами? А чувство так ярко и его так хочется выразить на бумаге, чтобы его увидели и многие другие и засветились и их сердца, и им стало теплее на душе! Зачем лукавство иносказания, когда есть возможность выразить это ясно и просто, если есть искренность чувств. Ведь у живописи есть средства присущие только ей – это линия и её ритм, понятные детям. На заре искусства древний человек в Ориньякских макаронах открыл для себя её мощную выразительную силу. Маленький ребёнок, впервые берущий в руки карандаш или кисть, именно в линии выражает свои чувства и движения души. Но многие непонятливые взрослые не ценят эти перлы открытия, поскольку не находят там изображения столь любимых ими предметов, которыми можно обладать. Так возникла линейно-ритмическая композиция, которая является основным методом в развитии детей по пути ЭХО. Линия в данном методе рассматривается, как главный сущностный формообразующий элемент изображения на плоскости. Линия, её движение, ритм - есть основа, с помощью которой открывают для себя миры дети в начальных классах ЭХО. А важность ритма в жизни человека, Земли и Вселенной сейчас понятна всем, но сути этих ритмов нам придётся открывать ещё очень долго.

Цвет в живописи также явно служит не для того, чтобы им раскрашивать рисунки предметов или моделировать форму. Во всяком случае, это не главное его назначение в развитии и воспитании детей. В нашей практике он является замечательным индикатором диагностики духовного состояния ребёнка и его душевного развития, как в медицине измерение температуры и т.п. Проблема образа как сплава смысла, чувства, структуры, ритма, цвета также облегчается при выражении определённого эмоционального состояния, где спонтанно реализуются многие составляющие и указывается путь к решению более сложных задач. Ведь рисуя страшные или нежные линии, ребёнок выражает только ему присущее чувство ритма, формы, цветовых сочетаний, сплавленных воедино смыслом темы и при этом создаёт нечто общее, вызывающее сопереживание, понятное и его сверстникам, и взрослым людям.

Сняв оковы предметности, цвет открывает такие богатства детской души, что изумлённые взрослые, профессионалы-художники и менее подготовленные зрители воспринимают это как залетевшее неизвестно откуда чудо гармонии.

Но этого чуда не случается, если нет эмоционального настроя, если у ребёнка нет уверенности в своих силах и в полном доверии к нему педагога. Поэтому осознание учеником своей неповторимости, уникальности и ценности создаваемого им, независимо от несовершенства , - необходимое условие ЭХО. У нас нет звёзд в классе, плохих и хороших учеников. У нас все замечательные и достойные уважения. И это не красное словцо. Если тебе дано больше чем кому-то, то честь тебе и хвала, но и ответственность от того не меньше. Всё развиваются по-разному. Кто быстрее, но может остановиться, кто медленнее, но может позже засверкать удивительно и идти дальше и глубже. Главное мерило - это желание и трудолюбие, но и это тоже развивается.


Рисунки из серии «НАСТРОЕНИЯ»:

Рис.1. Павлова Арина 13 л, «Мечта».
Рис.2. Малова Ксения 12 л, «Летний дождь».
Рис.3. Чижов Алеша 13 л, «Тайное».

И преподаватель не может быть демиургом, сидящим на троне и с высоты своей «мудрости» изрекающим непогрешимые истины. Его место рядом с ребёнком, который знает, что он тоже может огорчаться и радоваться, что у него тоже не всегда получается так, как хотелось бы. Просто он старше и немного больше знает и всегда готов попытаться подсказать, как справиться с возникшей трудностью. Он может предложить поступить так или иначе, но ученик сам принимает ответственность за своё решение. Создание психологически комфортной атмосферы, уважение к индивидуальности, снятие предметного барьера раскрывает душевность воспитанников, открывает путь для духовного воспитания и развития.

В чём же это воспитание и развитие? В пути к красоте единства мироздания и человека. Всё пронизано этим единством творчества. Развитие ощущения этого единства через собственное творчество ребёнка открывает перед ним большие возможности в познании. Сама природа творчества состоит в слиянии с познаваемым объектом внутри самого себя, хотя бы он и находился пространственно как угодно далеко. Древние поняли человека, как микрокосм, связанный многими нитями со всем бытиём. И обращение к поиску положительного образа в ребёнке создаёт связь и слияние со всем положительным искомым, что может ощутить и принять в данный момент его душа и сознание.

А поскольку все задания так или иначе направлены на переживание положительных эмоций и осознание своей неразрывной связи с жизнью всего мироздания, происходит целительная гармонизация личности, то, что сейчас называют арт-терапией. Шесть лет назад нас попросили принять в студию девочку, которая не могла заниматься в школе. У неё был медицинский диагноз «органическое изменение мозга» и мой - «тяжёлое цветоэмоциональное состояние». Через два года она смогла пойти в школу и постепенно стала заниматься всё лучше и лучше. И в прошлом году поступила в Санкт-Петербургский университет. Конечно, её мама приложила много душевных сил в занятиях с нею, но нам приписывают эти положительные изменения. К сожалению сейчас девочка оставила студию, хотя осталось многое, что нуждается в коррекции и развитии. Сейчас у нас занимается третий год девочка, больная церебральным параличом. Она не может говорить, у неё работает только одна рука, плохо ходит и сильно отстаёт в развитии, но уже реальны изменения в её творчестве и внутреннем состоянии. Речь не идёт об идиллии и успехах, мы говорим о необходимой работе, где есть и горечь неудач, и радость достижений.

Прекрасное терапевтическое и магнетическое действие музыки и природы известно давно, поэтому соединяющая их воедино тема проходит сквозной линией через весь цикл ЭХО. Работая над темами музыка зимы, весны, осени, лета , ребята получают непосредственное впечатление не только от прогулок на природе, но и от прослушивания Времён года Чайковского и Вивальди. Но, конечно, ставится более сложная задача, чем нарисовать тот или другой пейзаж. (Это могут делать, когда даётся свободная тема, идущая обязательно после заданной.) Это попытка выразить действительно музыку своих ощущений от лёгких ритмов летящих вьюг, плавных движений снежных просторов, геометрической зачарованности кристаллов снежинок, алмазности граней льда, ажурности морозных окон и т.д. в работе над темой «Музыка зимы». И каково же было наше удивление и радость, когда маленькие дети через четыре месяца после начала их занятий в эксперименте ЭХО, взявшись за такую трудную задачу, с удовольствием сделали не только графические, но и живописные композиции. И выразили прежде всего музыку своей души, звучащей в унисон с белоснежным праздником природы, эхом звенящим, радости неизречённого милосердия Бога. И на самой первой выставке студии в 1993г. были показаны эти работы в выставочном зале Академической Капеллы Санкт-Петербурга с хорошим откликом в сердцах у зрителей.

Следующим шагом в развитии у детей синтеза музыкальных ощущений стало непосредственное переживание и изображение понравившихся им музыкальных произведений. Здесь уже нет образов природы, а только заполняющая всё собой музыка и она так удачно ложится на уже знакомый ученикам ключ линейно-ритмических цветовых композиций.

Хорошая музыка уже несёт в себе открытую гармонию, поток смысла, образную глубину, пережитую культуру чувств, осуществлённую связь с мирозданием, и является прекрасным учебником по настрою и развитию души. Музыка «формует» культуру восприятия, порождает особую атмосферу занятий, помогает собирать, ритмизовать композицию, создавать образное решение. Подобные занятия проходят в студии от подготовительной группы, где ребята делают эскизы по знакомым им песенкам, до старшей группы, реализующей синтез своего понимания и чувствования.

Обращая внимание ребёнка внутрь своего существа, невозможно миновать важную составляющую внутренней жизни – его сновидения. Постоянная попытка их изображения развивает другую память и чуткость, даёт некоторым удивительные встречи и прозрения, рассказывает педагогу о развитии сознания.

Однажды ко мне пришла встревоженная и даже напуганная мама замечательного одиннадцатилетнего мальчика, занимающегося в студии второй год. Оказывается, её семью очень обеспокоило, что их ребёнок вдруг стал верующим. Выпросил у какой-то бабушки икону во время летнего отдыха в деревне. В своём уголке в детской комнате, в которой жил вместе с младшей сестрой, выделил почётное место для иконы и стал оберегать её от любопытства домашних, а маму настойчиво просил сводить его в церковь. А в их семье и старшее поколение, и родители далеки от какой-либо конфессии и духовных поисков и их очень обеспокоило это непонятное движение в сердце ребёнка. Я посоветовал никак не препятствовать его чувствам и поздравил с вступлением её сына на духовный путь развития. А поскольку он растёт в любви и заботе, следить, чтобы он не зашёл в какое-либо сектантство, хотя сам я был уверен, что этого с ним не случится. Дело в том, что через полтора года после начала занятий у него стали меняться сновидения и прекрасная духовная природа их не вызывала сомнения и было ощущение, что он стал под защиту. И это случилось задолго до того, как мы стали более внимательно знакомиться с духовными поисками человечества. Затем этот мальчик удивительно развернулся в своём творчестве и посетители выставок студии благодарны за встречу с его работами. Сейчас он учится в художественной академии и, судя по его интересам и делам, духовный путь его активно продолжается. И это, к счастью, не единственный случай в нашей практике.

В развитии чувствования и образного мышления неоценимую помощь оказывает этнокультурный материал, несущий в себе тысячелетний опыт переживания бездны бытия. Знакомясь с обычаями, обрядами, впитывая песенный родной и ласковый слог былин, дети учатся одухотворенности природы, осознают неразрывную связь всего живого. Сырьё для пищи и технологического производства превращается в живое, чувствующее, сражающееся и жертвующее собою. Знакомясь с космогоническими мифами о сотворении мира разных народов, дети встречаются с могучими древними многозначными образами мифологического сознания, расширяют свои представления о времени, о волнующей тайне истока и силах созидающих вечность.

И здесь, можно сказать, находится сердцевина и середина ЭХО. От космического пантеизма язычества дети идут к духовности монотеизма, как новому витку развития сознания, знакомясь по мере собственных сил и ограниченных знаний и сил педагога с великими духовными учениями мира. Реализуется попытка осознания детьми единства времени, идеи и её воплощения, решающей роли личности в малом или большом деле. Мы не ставим перед собой цели, и я думаю, не имеем права, не смотря на собственные предпочтения, приобщать детей к определённой конфессии или учению. Но мне хотелось бы, чтобы они почувствовали свою не случайность, необходимость появления на Земле. Что все мы ЭХО Вселенной, её дети и строители и каждое наше движение, минуя теорию относительности, мгновенно отзывается на бесконечных окраинах, как в едином организме. Что впереди у них на трудном и очень интересном пути предстоят обязательные потрясающие и преображающие их открытия и Встречи. Когда вдруг им станет всё ослепительно ясно и легко и они будут Беспредельностью, грандиозно звучащей в своей нежности и любви Музыкой, и узнают, что мы все только на пути к Человеку. И задачи, стоящие впереди в совместном созидании этой Беспредельной Музыки Творения Гармонии.


Рисунки из серии «МИФЫ НАРОДОВ МИРА»

Рис.4. Назимова Женя 13 л, «Бог света Ра и бог тьмы Апоп».
Рис.5. Боброва Оля 13 л, «Рождение Венеры».

Рис.6. Шарифова Аня 13 л, «Миф о Минотавре».
Рис.7. Чижов Алеша 13 л, «Битва с драконом».

На занятиях по культуре народов мира читается поэзия Востока и Запада, России, драматургия от Калидасы до Лорки и Блока. По возможности, впечатления от прочитанного реализуются в домашних заданиях или в классе.

Подготавливаясь к серьёзной будущей работе на общую для старших 13-14 летних ребят тему «Событие – Рождество Христово», за год до начала композиции читалась «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. Это было необходимо, чтобы заинтересовать и подготовить к более глубокому пониманию и вчуствованию детей в Евангелия. Затем попросили заинтересовавшегося нашими работами на одной из выставок священника рассказать ребятам о Христе. Было важно, чтобы они услышали другой язык, другую образную систему, идущую от незнакомого человека, а не только от близкого педагога и поняли сокровенность и серьёзность того, к чему им предстоит прикоснуться и пережить, создавая отклик своего сердца.

Не всегда видимая внешне, в работах на эту и другие темы, существует внутренняя структура композиции. Она является основной проблемой, «добыванием ритма», приближением и поиском на начальной стадии работы и основным импульсом к разворачивающемуся в дальнейшем действию. И у каждого автора она своя, хотя все пытались выразить ритмически суть одного события и по-своему выразили его. Это уже работа интуиции.

Тема человека становится всё более важной в старших классах ЭХО. От музыки природы к музыке человеческого духа. От выражения эмоций до переживания и осмысления целостности бытия в его временной динамике и осознания своего предназначения. От сохранения индивидуальности к развитию личности.


Рисунки из серии «МУЗЫКА ВЕСНЫ»

Рис.8. Мушников Игорь 7л.
Рис.9. Родина Катя 11л.
Рис.10. Егорова Таня 13 л.

В сентябре 2002 года исполнилось 10 лет как мы стали вести кружок ИЗО в общеобразовательной государственной школе. Так мы никогда не назывались, но именно так это именуется в системе дополнительного образования в школах. Оглядываясь назад в 1992 год, видишь как всё не случайно выстраивается в жизни и судьбах. Проработав долгие годы в художественной школе, я собирался работать там же до пенсии и дольше и не предполагал, что могу по собственной воле уйти, да ещё в общеобразовательную школу. Но этот шаг из привычного в неизвестное, подчиняясь импульсу, был сделан. И тут же мы получили подтверждение в верности этого. Директор 507-й школы г.Санкт-Петербурга К.В.Полушкин, к которому мы обратились по трудоустройству, увидев работы начавшегося ранее эксперимента ЭХО, не только принял нас, незнакомых людей, но и уступил свой кабинет для наших занятий, а сам перешёл в маленькую комнатку. Так не бывает - скажут, и я скажу то же, но ТАК БЫВАЕТ! Предложив родителям наших маленьких учеников, с которыми начал «ЭХО» в художественной школе, перевести детей вслед за мной, с радостью узнал, что им тоже это надо. Никто из них не пожалел о своём решении. Поддержка Жизнью нашей работы очень дорога. Складывающиеся обстоятельства, неожиданные встречи, неожиданная помощь говорят об этом. И хотя не всё, о чём мы мечтали с первыми студийцами, совершилось, мы благодарны уже совершившемуся.

У нас очень серьёзные проблемы, очень трудные обстоятельства, мешающие работать и тормозящие реализацию и развитие нашего эксперимента, но есть и отрадные моменты, приходящие от незнакомых до того людей, которых мы про себя называем посланниками ЖИЗНИ.

Наша жизнь полна входящими чудесами, конкретными и реальными. Их много. Чудо, что побывавшие на выставке студии «Песни птицы Гамаюн» в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге в 1994г. замечательные люди, супруги Хурамшины Светлана Д. и Анатолий Г. и их дочь Светлана Иноземцева, предложили в 1996г. организовать выставку в Сиэтле в музее Белвью. Чудо, что находящаяся при смерти журналистка из Сиэтла Татьяна Каргина, увидев наши работы, написала в газете Сиэтла самую замечательную статью о работах детей из всех, написанных до сих пор. Чудо, что журналистка Нью-Йоркской газеты «Новое Русское Слово» Софья Раскина, прочитав эту статью, тоже написала о студии. Чудо, что увидев репродукции во второй статье, прекрасный человек из Филадельфии Сэм Фукс потратил свою премию и прислал нам художественные материалы для работы, а затем убедил музей Франклин Минт, который до этого никогда не делал детских выставок, сделать нашу выставку. Чудо, что крохотную школьную студию приглашают с большой выставкой в престижный музей в Америку и делают детям дорогие подарки. Чудо, что в Нью-Йоркском музее Н.К.Рериха в выходной день музея Аида Тульская дарит более полусотни прекрасных, больших репродукций с картин Н.К.Рериха. В другое время, в другом месте, другое чудо. Незнакомая нам, школьный библиотекарь Г.П.Яцунова, зарабатывающая мизерные деньги, дарит нам многотомник Агни-Йоги и за свой счёт везёт в Москву в МЦР информацию о нашей работе. Чудо, что мы вообще получили, а тем более не официальное, а как близким людям, доброе письмо от Л.В.Шапошниковой и предложение сделать выставку в Музее им. Н.К.Рериха.

Чудо, что многие сотни людей пишут взволнованные, прекрасные отзывы о творчестве детей, оказывая тем нам мощную эмоциональную поддержку. Много у нас чудес, хотелось бы всех их назвать. Это живые дела. Живые отклики на зовущее нас всех Будущее.

Кто-то подумает, скажет: какой пафос, какое чудо? Это естественно! ДА!

Но когда встречаешь, в лучшем случае, вежливое равнодушие... Когда знающий великие учения «благотворитель» использует в корысти имя детей, забывая тут же о благе детей... Когда звонят с телевидения и предлагают короткое интервью с детьми стоимостью в мою трёхмесячную зарплату... Когда начальник КУГИ предлагает для занятий детей затопленный фекалиями, весь в трубах, подвал без окон, а другой предлагаемый адрес не существует на планете... А дети мечтали о доме среди деревьев... Когда… Когда… Когда…

Тогда покупающий тебе картон для оформления детских работ является Чудом.

«Но к миру лжи и миру лживых мер

Есть правды неподкупный антимир.

В нём вызревает эра Доброты.

Вглядись в него и вдруг увидишь ты,

Что проступают ясные черты

И наступает эра Доброты !

А антимир, где чёрное бело,

А антимир, где тёмное светло, -

Во сне, уйдя от всех земных забот,

Сегодняшнего вижу антипод».

.................................. М.К.Чюрлёнис

Творчество прекрасного Миколаюса Константинаса не сон, а вдохновляющее очищающее работающее действо, как и подвиг семьи Рерихов, где каждый светоч и алмаз - призыв к действию.

Музей им. Н.К. Рериха – не сон, пласты времени на Здании!

Сокровенное созвучие!!!

В августе журнал «Юный Художник» разместил статью и репродукции с работ студии ЭХО, а ранее, весной журнал «Отчий дом» также откликнулся на наше творчество. Мы рады, что от ЭХО есть эхо. Правда, пишущий эти строки, не видел ещё ни одного из этих журналов. Всё впереди.

Наиболее развёрнутую информацию о студии, а главное работы детей можно увидеть на постоянно наполняемом сайте студии ЭХО, www.ecostudio.oformitel.ru/ru

Руководитель студии «ЭХО» Цилиакус В.Б.

1 октября 2003г.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Татьяна КАРГИНА,
Сиэтл, США


РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ДЕТСКОЙ ВЫСТАВКЕ

Мало кто знает, что в Сиэтле сейчас проходит небольшая выставка детей из Петербурга, детей, которых святой и очень добрый человек научил чувствовать и мыслить с помощью кистей и красок. Это первое спонтанное впечатление, это небольшой набросок того, о чём хочется написать подробнее. Но это нужно видеть! Первое, что вспомнилось - это Набоков: «Все мы гусеницы ангелов на Земле» и ещё Чюрленис: «Вселенная представляется мне большой симфонией, где люди ноты». Каждый человек имеет своё звучание, неповторимую тональность и цвет и ЭТИМ детям, на первый взгляд, вундеркиндам, открыто многое. Это их художественные работы отбрасывают легко и мощно одновременно современных маститых живописцев. Их Учитель выпускает их на волю как птиц и они летят, летят и заставляют взрослых смотреть вверх в небо, а не вниз под ноги. Они будто из сказочных рощ, которых мы никогда не видели. Их детские руки будто простираются к самым далям, превращая фантастические видения в осязаемую реальность каких-то совершенно новых фресок, открывая действительность волшебным ключом от каких-то старинных сказов в их великой доброте и человечности. Они живут в своём северном городе с восстановленным историческим названием Санкт-Петербург, широко раскрыв талантливые детские глаза на всё, что Прекрасно, до такой степени, что забываешь, куда ты идёшь и откуда ты. В cyщности, это и есть талант. Прекрасное, потому прекрасно, что не терпит лжи! От этих картин трудно оторваться и вдруг начинаешь понимать, что смотришь на мир их глазами, чистыми глазами этих детей. А может об том сказал когда-то Мандельштам:

Быть может, прежде губ, уже родился шёпот,

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящаем опыт,

До опыта приобрели черты?

Вот ведь как! Дети вместили в себя целый мир со всеми его звуками, красками, бесчисленными ритмами безошибочно выбрав средства выражения! Как? Какими средствами? Вот что значит внутренняя свобода! Они уже постигли и внешний мир, и глубокую духовность. И звучит с их картин музыка сфер: голубая музыка неба, зелёная музыка лесов, янтарная музыка солнца! И звучит она неподражаемо, особо. Удивительное слияние звуков, красок, очертаний и форм. Мечта, реальность, сон, будущее. Им ведомы воспоминания предков и светлые видения потомков. Ничто не исчезает бесследно. Человеческая память вечна, а дети открыли двери сокровищницы памяти. И начинаешь понимать, что Бог создал нас по образу и подобию своему не внешней, а творческой силой, вдохновенностью. Эта выставка «Сотворение мира», скорее многих разных миров. И это первые корабли человечества к далёкому горизонту, где «не все мы умрём, но все изменимся». Мы очень ошибочно полагаем, что дети наше продолжение, они пришельцы. И они щедро уносят нас в гармонию Золотого века. Студия называется Эхо и мы слышим истоки. Это и небесный горизонт Рериха, это и драгоценные россыпи Врубеля, и иносказанность Шагала, и первозданные цвета Рублёва. Всё это вместе полно и независимо. Впрочем, слова не передают всего ошеломляющего впечатления, разве что работы эти музыкальны в самом высоком смысле этого дарования. Они обладают не просто абсолютным слухом, но истинным слухом. Новая реальность творится этими юными создателями. Ни слов, ни любви просто не хватает. У Бога, действительно, «обителей много». Совершенно потрясают работы, связанные с Реквиемом Моцарта и ленинградской симфонией Шостаковича. Какая-то терпкая философичность и угаданно-скорбное состояние трагизма и смерти. Они будто впитали в себя кладбища в Петербурге и в Вене, которые и взрослый-то человек не сможет вместить. И наше самодовольство и самоуверенность разрушены! Это радостный и светлый День. Это найденный и обретённый Китеж. Невиданное, неизмеримое пространство и полёт. Модильяни однажды заметил: «Мир - это большой детский сад, устроенный очень злыми взрослыми». Так вот: сейчас дети снизошли до нас и доверили нам чудо! Неужели мы останемся глухи к этому Зову? Неужели мы навсегда забыли, что все мы родом из Детства? Своим внутренним оком они видят то, что подвластно только таким взрослым, как Андерсен. Они часть природы. Они умеют видеть внутренним взором всю картину целиком, как писал музыку Моцарт. Это нужно хранить. Эти дети зовут за собой, им хочется подчиниться, они дарят нам крылья просто и щедро, не задумываясь, нет, не дарят, а даруют. Ибо «божество живёт в любящем, а не в любимом», потому что давать большее счастье, чем получать. Посетите эту выставку детских картин, она принесёт вам радость.



Евгения Омская,

Санкт-Петербург


Студия «ЭХО»

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

В Санкт-Петербурге в физико-математическом лицее №366 уже 11 лет существует детская художественная студия «ЭХО» (экологически художественное образование).

В памятном 1991 году, когда наша страна получила мощный импульс к новому творчеству, к свободе, в Санкт-Петербурге, в одной из художественных школ начался эксперимент. Инициатор его, Цилиакус Виталий Борисович, проработал к тому времени с детьми уже 20 лет.

За эти годы у него сложилось совершенно другое, новое понимание предназначения учителя изобразительного искусства, его сотрудничества с учениками. Сберечь творческий импульс ребёнка, с помощью ритма, цвета и музыки дать раскрыться богатствам детской души, помочь ощутить гармонию природы и мироздания, освободить от имитационно-иллюстративного взгляда на искусство, научить выражать свои мысли и чувства, впечатления и настроения – главные цели педагога. Уже первые пробы построить по-другому занятия в отличие от общепринятой программы привели к непредсказуемо интересным результатам и послужили основой эксперимента, длящегося двенадцатый год.

Вдохновлённый первыми удивительными успехами своих учеников, Виталий Борисович в 1992 году покинул художественную школу и перешёл в физико-математическую школу №366 и, в рамках дополнительного образования, организовал студию «ЭХО» совместно с педагогом Тарантул Евгенией Абрамовной, чтобы продолжать эксперимент. В студии всего два педагога, но они дают детям полноценный объём знаний и навыков, ведя шесть предметов: композиция, живопись, графика, керамика, история искусств, культура народов мира. Дети принимаются без экзаменов. Единственное условие - это желание заниматься серьёзно, поэтому в студии остаются только по настоящему увлечённые.

Подобно нотам в музыке, по словам Цилиакуса, существуют ритмические движения в изобразительном искусстве, позволяющие наиболее выразительно реализовывать образные задачи. С первых занятий каждый ребёнок получает графический и цветовой ключ к передаче различных эмоциональных состояний. В отличие от художественной школы, где начинающий ученик терпит массу неудач в попытках передать как можно точнее внешнюю оболочку материального мира, в ЭХО ребёнок с первых работ испытывает восторг и изумление от собственных достижений. Дети рисуют весёлое и грустное, сокровенное и страшное… Здесь не может быть образца, здесь неуместны сравнения – у кого лучше. Работы детей отражают их внутреннее состояние, их мироощущение. Гармония цвета, музыкальность ритмического построения, образность в работах детей дополняется проработанностью, законченностью каждой композиции, что особенно характерно для студии. Ребёнок, не научившийся доводить работу до состояния цельности и гармонии, входя в подростковый период теряется, чувствует неуверенность и часто бросает занятия искусством. Умение педагога организовать кропотливую, серьёзную работу над каждой темой раскрывает учащимся путь перехода от детского творчества к подростковому, к дальнейшей зрелости, к поиску собственного пути в жизни и искусстве.

Особое внимание в студии обращено на работу с подростками. Удержать подростка в сфере творчества, эмоционально поддержать и помочь ему, развить его душевность и духовность в столь сложный, «трудный» во всех отношениях возраст – сложнейшая задача педагогов, с которой им удаётся успешно справляться. По отзыву председателя совета по детскому художественному творчеству при Санкт-Петербургском союзе художников России, з.д.и., профессора О.Л.Некрасовой-Каратеевой: «Разрабатывая новые подходы и методы, педагоги сумели гармонично и целостно подвести своих воспитанников к полноценному творчеству в этот “стрессовый” период их жизни, добиваясь взаимопонимания, любви и доверия, помогая и ориентируя детей на позитивное мировосприятие и творчество».

Кроме того, они ведут большую выставочную работу в Санкт-Петербурге, других городах и за рубежом. Ежегодно ими проводится 10 – 15 выставок, оформлением которых всецело занимаются те же двое педагогов. За последние 10 лет организовано более 140 выставок, не считая участия в многочисленных городских и международных выставках детского художественного творчества. Наиболее объёмные по количеству (200-400) работ выставки прошли в Этнографическом музее, музее А.Ахматовой, галерее Московского района, в галерее Свободного Русского Современного Искусства в Санкт-Петербурге. За рубежом: в Филадельфии в музее Франклин Минт (США), галерее «Т» в Таллинне. В городах: Петрозаводске в Республиканском художественном музее и музее им. Н.К.Рериха в Москве в июне этого года.

Сотни отзывов показали, что творческие работы, в которых звучит музыка детской души, способны вызвать резонанс в душах самых разных зрителей и дать им импульс к жизни и творчеству. Отзывы звучат на единой волне, будь это в России или в США:

Это живопись будущего. В ней опыт веков, их духовная гармония, устремлённая к совершенству , семья Грачёвых.

Если красота спасёт мир, то студия ЭХО занимается спасением , с уважением. Черняк А.Л.

Нужна постоянная большая выставка, это должны видеть все! Марченко С. По телевизору увидел только чуть. Искал. Нашёл. Восторг. Фантастика. Сны. Чюрленис. Музыка. В городе нужно остановить движение на один день, - никуда - пусть Все идут - смотрят, радуются. I раз в неделю - ЭХО для всех. Фомин А. Б.

Дорогие Евгения Абрамовна и Виталий Борисович! Очень рада, что в суете Питерских дней удалось посетить ваш чудесный островок радости . Вы благороднейшие люди, учителя, сподвижники. Да поможет Вам Бог в вашем таком нужном и таком замечательном деле. Да продолжится путь вашей студии, и чтобы ЭХО отзывалось далеко-далеко и было бы услышано… Спасибо вам. Сати Спивакова.

У России прекрасное будущее, если её дети так рисуют . Юрий Жуковский. Филадельфия.

“Вы позвали меня в даль светлую . Это Диво-дивное! Это волшебство! Это - вибрация души. Это - общение от сердца к сердцу - по Рериху. Это - откровение. Это- встреча. Гори огонь, гори!” В.Акулиничев, художник-керамист.”

Вы – человек Мира - жизнь на Земле , с любовью, Бредфорд Алстен. Сан-Диего, США.

“Редкостное соединение культурных традиций и обучения мастерству”, Ю.Шевчик.

Картины восхищают богатством фантазии, тонкостью художественного восприятия, ощущением глубокой гармонии. Это прекрасный образец современной живописи , С.Бенуа-Рогальский. кандидат искусствоведения.

“Потрясающая выставка! Вы на пути к постижению гармонии очень высокого порядка”, Трубицын B.A., исследователь игрового мышления.

“После вашей выставки, ощущение лёгкости и энергетической насыщенности - астральное, духовное состояние ума и тела”! ВПУ № 8 Онищук Светлана.

“Мы потрясены. Если таких выставок, как «ЭХО» будет больше, мир станет прекраснее. ВПУ №5, 214гр.

“Вы, как педагог, не смотря на мои 78 лет, пробудили во мне желание творить, слушать, видеть всё другими глазами. “ С уважением к Вам Л.А.Этмар.

“Дорогие друзья! Мы, артисты балета Мариинского театра, благодарим Вас за чудесную выставку и желаем дальнейших творческих успехов.“ Худ. рук. балета Олег Виноградов.

“Здесь уместно лишь одно слово – это КРАСОТА”. Подпись.

”Столько гармонии пластики цвета и ритма, Скрябин бы прослезился, будь он сегодня на вашей выставке в Манеже. С уважением А.Анисимов.

“Спасибо за глубину и красоту, и космически-музыкальное восприятие мироздания! художник-модельер М.Томашевская.

“Это настоящее творчество. Спасибо Вам за то, что сохраняете творческий потенциал России... Фомин А.

“Трудно выразить то, что по сути не укладывается в рамки словесной оценки. Все слова просто теряют всякий смысл. Что бы ни сказал - всё будет искажено. Я очень рада, что есть на свете такие сердца, которые смогли затронуть струны и моего сердца. Спасибо”!! Зуева Н.В.

“Потрясена глубиной духовного мира ребят и их способностью его выразить”, Подина.

“Потрясающе! Удивительно, как можно в таком возрасте делать такие мощные философские обобщения и так изящно их выразить”. У.0.В.

“Насколько легче и радостнее становится наше непростое время, когда видишь какой глубины духовные движения идут совсем-совсем рядом, в одном городе. Пусть хранит судьба всех Ваших художников” Шкурикова Е.

“Если есть такая школа, которая вызывает радость творчества, значит, НАМ ЖИТЬ, У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ! Спасибо”! Преподаватель Евптух Н.С.

“Выставка нас потрясла. Невозможно словами выразить то богатство, что мы здесь увидели... МЫ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ”, 301 гр.

“Я считаю, что выставка достойна лучших выставочных залов мира, дабы вернуть людям понимание, что настоящее искусство живет и будет жить”, Подпись, 302 гр.

“Пусть Господь благословит ваш благородный труд во имя Человечества, во имя этой прекрасной планеты Земля. Пусть вас не касаются невежество, злоба, зависть грешного мира и Царица Небесная охраняет вас от всего злого долгие годы. С Уважением и Любовью”. Директор ИЧП НПЦ “Реле” Г.Пахомова. Зав. отделом нетрадиционного искусства А.Пиликова.

“В огромном восторге от выставки. За такие выставки просто необходимо брать деньги” Ученица 526 гимназии Диана.

“Это просто изумительно, ничего подобного раньше я не видел. То, что пишут дети – глубоко и человечно. Искренне радуюсь за Вас и Ваших юных единомышленников” И.С.Бердышев.

“Ваши картины – это душа, духовность и душевность. Гармония музыки, воплощённая в цвете. Ваши картины не заканчиваются своими рамками – они проникают в сердце”. А. Чекалова.

“Во все времена нужно хранить то, чем жив Дух человеческий!” Н.К.Рерих. Да будет так!!! ” Подпись. 20.10.98.

”Всем, кто причастен к этому проявлению Любви, желаю не гасить искру. И Дар сказать о Любви так, это то, что Господь Вам дал в пользование. Не предавайте Дар Господа. Любви Вам. И я Люблю Вас! ” 27.01.1999г. В.Р.

”Your artwork is a fabulous gift to the world. Thank you for sharing it with us!”, Marilyn Beyerl. ”Ваши произведения - это сказочный подарок всему миру. Спасибо за то, что вы с нами им поделились!” Мерилин Бейерл.

”The spiritual nature of your art is so evident... The world of angels and demons is real but the light overcomes. Lea Wilson. ” ”Духовная природа Вашего искусства так очевидна ... Настоящая борьба ангелов и демонов, но свет побеждает. ” Ли Вильсон.

”How wonderful it is that you have all been able to express yourselves so beautifully, for all the world to see. You surely are all very blessed. Thank you for sharing with us. ” Mrs. M.L. Thompson. ”Как прекрасно, что вы все смогли так красиво выразить себя перед всем миром. На всех вас просто благословение Божие. Спасибо за всё, чем вы с нами поделились. Миссис М.Л. Томпсон.

”I am thrilled to know that such a talented group of youngsters is growing up in my lifetime. I only hope to see more of their contribution as adults-it helps balance the horror children of the society. ” Rosany Goldbuy. ”Я с волнением узнаю, что растёт в наше время такая талантливая группа молодёжи. Надеюсь, что взрослыми они сделают ещё больше, - что поможет уравновесить «детей ужаса» в современном обществе. ” Розани Голдбай.

”Your ART is very beautiful and breathtaking. ” The Johnsons. 5/14/99. ”Ваше ИСКУССТВО прекрасно настолько, что дух захватывает! ” Семья Джонсон. 5/14/99.

”Your work is absolutely phenomenal. The paintings are all very inspiring. Never give up your dreams! ” Amy Morgan. PA USA. ”Ваши работы просто феноменальны. Они очень вдохновляют. Не прекращайте мечтать!” Эми Морган. Пенсильвания, США.

”Everything is very realistic. I have had dreams just like some of the paintings that you have done. Keep your good work. Sincerely”, San Lopez. Good luck to all of you. ”Всё очень реально. Мне иногда снятся сны, похожие на ваши рисунки. Держитесь! Искренне ваш. ” Сан Лопез. Наилучшие пожелания всем вам.

”Thank you for sharing with us in America. Good gifts and inspiration too all of you. God bless you. ” N.L.Maher. ”Благодарю вас за то, что поделились с нами в Америке своим Божьим даром и вдохновением. Благословит вас Господь. ” Н-Л.Махер.

”Your exhibit is awesome - lovely beyond words.” Mary Lee McKeiney. 6/7/99. ”Ваша выставка внушает благоговейный трепет - прекрасно, нет слов. ” Мэри Ли Маккейни 6/7\99.

“Выставка детских рисунков студии «ЭХО» производит сильное впечатление абстрактным мышлением детей, восприятием Миротворения, чистотой их души и духовной устремлённостью. Спасибо за направленность детских душ”. 26.07.2001. Группа преданных Саи Бабы.

“Ваши дети – это новое поколение людей, людей, которые видят мир во всём многообразии, людей 6-ой расы. Вам дано предназначение – творить, рождать, формировать этих новых людей. Спасибо вам за выставку, за ваш труд. С уважением, Нафталиева А.А. Храни Вас Господь”!

“Посмотрев такое, 99% зрителей почувствуют себя… грязными и обветшалыми. «Талант пишет, потея, а гений ворует у Бога». Квинтэссенция жизни, чистота невероятная. Правдивость. Понимаю теперь окончательно ясно, что 99% художников – рисуют свою смерть. Эти – нет. Долгой жизни всем”. 18.09-02. Подпись.

Декабрь 2002г. Санкт-Петербург.


 

Ваши комментарии к этой статье

 

15 осень 2003 года дата публикации: 05.10.2003