Александр Шпренгер
«Лаборатория Мечты»

Форум народной школы
Очищение Мечтой

Серьёзный искатель приди,
Большой Добычи ловец,
В устремленьи к Высокому
Рождается Красота.

Как победить низменные болезни общества? Как постепенно вытеснить и изжить низкие стимулы, ведущие к этим болезням? Чтобы защититься от этих застойных болотных явлений и создать оздоровительный процесс, нужно выбрать для жизни место повыше и в этом месте собрать все лучшие достижения. Но не музей нужен, а продолжение восхождения к лучшему, площадка живого общения, живого обмена, взаимного обогащения, где достижения всех звеньев образования-становления человека имеют возможность снова возвратиться к первому звену – в семью, где они снова и снова будут давать новые всходы.

Круг замкнётся и змея укусит свой хвост, если найти то последнее связующее звено, которое рождает завершённый цикл. Чтобы этот цикл был жизнеспособным и не погас, он должен стать самодостаточным и достичь устойчивости. Следовательно, нужен положительный обменный процесс, который будет накапливать потенциал культурных достижений. Количество перейдёт в качество и преобразится вся жизнь.

Жизнь социума редко бывает целостной. Разве что в какие-то поворотные моменты истории народ как бы объединяется на пике напряжения, но после великих преодолений и свершений снова какие-то мелкие раздоры могут выйти на первый план. В чём причина этих разъеданий изнутри, потери единства, потери содержательного наполнения каждого мгновения жизни?
При такой разрозненности социальных слоёв и различных отраслей знания и деятельности нужно создать хотя бы единое информационное пространство или поле, через которое осуществлялось бы взаимное питание.

Информационные потоки – как реки на географической карте. Каждый имеет свою зону питания, свою зону влияния, свой характер и свой язык. Где же то место в социуме, где бы они могли пересекаться друг с другом и где мог бы идти этот многотрудный процесс формирования общего языка?

Жизненные процессы протекают и развиваются по каким-то своим внутренним законам, поэтому никакими формальными средствами, договорами или административными мерами не удаётся решить проблему языка, которая состоит в том, чтобы создать обоюдную жизненную наполненность понятий-слов.

Конечно, такой процесс должен быть пройден совместно, но если он будет пройден поверхностно, то и содержание совместных нахождений – совместного улова – с-лова не достигнет необходимой глубины и устойчивости. Достижение глубины в этом контексте можно выразить как совместное восхождение к Истокам, истокам своего сознания, истокам природы вещей, истокам мироздания. Совместное движение в глубину будет порождать вспышки ясных осознаваний-озарений, с которых начинается трудновыразимая словами взаимная трансмутация, ведущая к новому качеству отношений и укрепляющая цемент доверия и единения.

Единение не может придти одномоментно, но оно может постепенно вырабатываться, если процесс воспитания-образования-становления человека станет целостным, если создать прямую возможность для человека, находящегося в любом из звеньев этой лесенки, отдать свои достижения в любой области на Общее Благо, чтобы он чувствовал свою нужность для общества, свою востребованность. Конечно, это особенно важно именно на первых этапах процесса формирования личности и её общественной позиции.

Что происходит с сознанием на последовательных стадиях этого процесса? И все ли структурные элементы процесса достаточно сформированы в обществе?

1. В семье происходит рождение человека – это изначальный базис, зерно сознания.
2. Ясли – рост его.
3. Для роста сознания необходим какой-то «обмен веществ», общение. Структурное звено этой функции – детский сад.
4. В результате обмена «духовных веществ» будет происходить формирование «тела сознания». Структурно этому соответствует школа.
5. Для того, чтобы происходило такое формирование нужен правильный подбор сочетаний накапливаемых элементов (учебных предметов и т.д.) по некоторому созвучию и соответствию. Самостоятельному выбору сочетаний будет соответствовать институт или колледж.
6. Результатом правильного выбора будет развитие и становление человека – структурно это происходит в аспирантуре, на производственной практике или же в процессе самообразования.
7. И, наконец, седьмая ступень – свободный полёт, песня, творчество. Где же эта ступень должна реализоваться? Да, это, очевидно, будет всё поле жизни. Но почему в социуме не сформирован структурный элемент, организация, институт, который облегчал бы обмен достижениями свободного полёта, причём независимо от возраста, в котором начали проявляться плоды творчества или же неожиданно проснулась потребность обучения новым областям знания или развития каких либо новых способностей и талантов? Просто тематические клубы – это не совсем то, да и наиболее интересные находки и результаты чаще рождаются на стыке различных областей знания и при взаимодействии различных возрастов. Такую структурную единицу можно назвать «Форум Народной Школы».

И, наконец, самое главное – чтобы процесс был целостным и имел уравновешенную устойчивую структуру, он должен вырасти из одного корня. Наибольший взаимный магнетизм – в совместном восхождении, в совместном поиске. Поэтому начаться всё может с «Лаборатории поиска» или «Лаборатории мечты».

В чём же будет мера достигнутых результатов, о чём будут чаяния, поиск и устремление? Конечно, найденные открытия и крупицы мудрости должны быть проверены жизнью и созданы они будут ради жизни, поэтому вторая ступень – это «Испытательный полигон», то есть кружки изучения и приложения в жизни различных наук, учений древности или же современных направлений.

Это занятие не покажется искусственным, если есть вдохновляющие примеры – маяки красоты. Чтобы этот элемент процесса не был потерян – и здесь нужна соответствующая структурная ступенька. Клуб любителей искусств, художественные студии и т.д. – всё имеет право на существование, но всегда остаётся одна проблема – проблема взаимопонимания и терпимости во взаимоотношениях различных направлений. Значит, нужен дискуссионный клуб или, может быть, постоянно действующая конференция, в которой все могут говорить со всеми, показать плоды своих трудов и сообщать о своих находках и достижениях. «Единение» – такое название, пожалуй, лучше всего выразит основную направленность и знамя этой ступени.
Достижения различных направлений и отдельных людей нуждаются для своего развития и становления не только в оппонентах, но и в защите, поддержке и закреплении. Значит, должно быть подразделение, которое реализует на практике наивысший этический принцип – найти самое ценное для каждого и возвеличить его. Структурно это будет «Братство культурного общения».

Если этот принцип удастся реализовать практически, то это будет означать возможность осуществления новой формы образовательного процесса – индивидуальное водительство. Конечно, эта форма будет существовать для тех, кто хочет и способен идти вперёд таким путём. Вполне логично ожидать, что наиболее высокие результаты родятся именно здесь. Структурная единица этой ступени – «Колледж индивидуального обучения».

И, наконец, должен существовать орган, который способен квалифицированно проанализировать и оценить достижения, наметить линии дальнейшего развития, организовать необходимые взаимодействия подразделений и людей, издавать какой-то информационный бюллетень и т.д., то есть своего рода мозг, который можно назвать «Лаборатория проектирования Будущего». Основная его функция – создание условий роста и стимулирование достижения вершин.
Представим себе функциональный одномоментный синтез взаимодействия этих ступеней:

Поиск вводит мудрость в жизнь через закрепление достигнутых ступеней расширением и возвеличиванием самого ценного в каждом, которое учит терпимости и создаёт маяки красоты для обретения жизненного водительства и достижения вершин.

Если нет синтеза хотя бы в сознании одного человека, то невозможно говорить и о едином корне. Именно достигнутый однажды синтез порождает поток стабильного качества, из которого может вырасти целостная структура, ведущая себя как новая индивидуальность, которая принимает на себя ответственность и во всём проявляет свой особый целостный характер. Она не будет ни в чём уловлена какой-либо двойственностью, поскольку сопрягает начало и конец любого действия каким-то ей одной ведомым способом или, может быть, неким чувством внутренней гармонии, которое и формирует особую атмосферу и особое качество жизни и достигает раскрытия нового сознания.

Если синтез произошёл в сознании человека, то некая область, некая доминанта станет новым фокусом света. Так же и сам этот человек станет в некоторой степени таким фокусом для других людей. Если синтез достигнут в какой-либо организации или сообществе людей, то и здесь произойдёт то же самое, - высвобождение и концентрация энергии за счёт значительного упрощения и осветления отношений и коммуникаций.

Что же должно измениться в сознании членов сообщества? Проблема отношений – доверие и самое страшное недоверие выражено словами: «Они молятся другому богу»… Это изначально предвзятое убеждение, что их высшая цель может как-то повредить нашей цели и нашей жизни. Идеологическая нетерпимость – самая жёсткая…


Высшая цель… Есть ли у нас понимание высшей цели и вера в то, что реально существует высший смысл существования всех существ? Осознание этого смысла принесёт с собой понимание глубокого сущностного единства всего.

От сердца к сердцу нить
И ауры обмен
Возможен
через высшее общение.
Мы учимся любить
Высокое во всех,
Во всём увидеть
Истины знамение.

Если духовные очи открылись и погасло осуждение, то что может помешать любви? Любовь к высокому во всём сделает её устремляющей - потоком беспредельной мечты о светлом будущем. Так может произойти усиление коллективного магнита – магнита Народной Общины.

Усиление магнита неизбежно ускорит эволюцию всего социума, так как с появлением и утверждением каждого нового Фокуса Света сепарация людей по качествам будет ускоряться. Очевидно, то же самое произойдёт и внутри каждого индивидуального сознания. Степень организованности системы будет зависеть не столько от пространственной сортировки элементов, сколько от коммуникабельности каждого элемента и системы в целом.

Чем можно разблокировать коммуникации? Проблема всегда в том, что, входя в какую-либо систему иерархических связей, человек перестаёт чувствовать себя свободным. Но невозможно быть свободным от общества, идея отрицания всегда приводит к срывчатому мышлению, к агрессивному поведению и провалам.

Не «свобода от…», но «свобода для…», не свобода отрицания, но свобода утверждения, утверждения жизни и любви. Наибольшим утверждением будет утверждение Общего Блага. Вместивший Общее Благо легко примет и дисциплину, которая увеличит многократно и его возможности с пользой приложить свои силы для максимального развития всех.
Настоящее не нуждается в дополнительных материальных вложениях. Ему вполне комфортно в том, что уже есть. Оно просто эффективно использует то, что есть. Это даёт естественный рост. Для настоящего непринципиально увеличение количества членов или последователей. Оно живёт само своей настоящей жизнью и счастливо в этой своей жизни, так как ему ничего не нужно для себя, но в каждом действии своём, направленном к другим, оно приносит радость себе.

Что лучше, помогать или просить помощи?

Высший продукт эволюции – это источник бескорыстной любви, Света и гармонии.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

12 зима 2002 - 2003 г дата публикации: 1.12.2002