Александр Логинов

Апостол Павел
и учение о перевоплощении

Учение о перевоплощении много веков разделяет религии. Для сторонников индуизма, буддизма, талмудического иудаизма, многочисленных анимистических культов и даже некоторых мусульманских сект, переход из жизни в жизнь некоей сердцевины человека - души, духа, «потока сознания» - является мистической истиной. Христианство же и ислам признают возможность только одной жизни на земле, после которой следует посмертное воздаяние. Для доказательства истинности своих взглядов сторонники и противники учения о перевоплощении ссылаются на священные тексты и мистический опыт.

Однако нам известно, что в главных текстах христианства – Евангелиях Нового Завета - есть неоднократные указания на перевоплощение (Евангелие от Марка – 9:11-13, Евангелие от Матфея – 17:10-13, Евангелие от Иоанна – 9:1-3, 34)[i]. О многократном существовании человека сообщается в Евангелии от Фомы (см. ниже), тексте, возникшем раньше канонических Евангелий, не позже середины I века н.э. Также известно, что гностики, игравшие значительную роль в первые столетия христианства (например, один из гностических учителей начала II века – Валентин - выдвигался на должность епископа Рима), были сторонниками перевоплощения.

Самыми ранними (50-60-е гг. I века н.э.) каноническими текстами христианства являются послания апостола Павла. В них отражены религиозные взгляды первого поколения учеников Христа. Именно эти послания могут ответить на вопрос: было ли в первичном варианте христианской традиции учение о перевоплощении?

Во-первых, следует сказать, что до своего обращения Павел принадлежал к фарисеям, которые признавали перевоплощение. Иосиф Флавий о верованиях фарисеев сообщает следующее: «Души, по их мнению, бессмертны; но только души добрых после смерти переселяются в другие тела, а души злых обречены на вечные муки»[ii] (Иудейская война. II, 8, 14).

О своем фарисейском прошлом Павел не забывал и после обращения в новую веру. В Деяниях апостолов приводятся его слова, сказанные на синедрионе: «Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят» (23:6). Фарисеи понимали воскресение мёртвых как возвращение душ в этот мир для новой жизни. Примечательно, что в самом раннем из канонических Евангелий – от Марка - Христос, после вопроса учеников: «…что значит: воскреснуть из мёртвых?», сообщает, что Илия уже второй раз пришёл на землю (9:9-13).

Упоминание о перевоплощении встречается практически в каждом послании апостола. Его описание можно прочесть во Втором послании к Коринфянам. «Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устраняемы от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водворится у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (5: 6-10).

Из слов Павла следует, что люди могут «водворяться в тела», из-за чего они «устраняются от Господа». Это означает, что перед своей земной жизнью человек[iii] находится в сфере инобытия, в котором возможно прямое восприятие – «видение» Бога. Вернуться туда – «водвориться у Господа», можно, но только после смерти: «…выйти из тела» (5: 8).

«…Стараемся, водворяясь ли, выходя ли…» – означает процесс в несколько попыток, ведь задача: быть после смерти «угодным Богу», означает, что человек, уйдя из этого мира, ещё не достиг Царства Всевышнего. «Когда настанет совершенное…» (1 Кор 13:10) и человек придёт к Господу, уже не будет необходимости «угождать» Ему, то есть стремиться к духовному совершенству. Также мы видим здесь предсуществование душ, через пятьсот лет после написания посланий официально отвергнутое Церковью.

Как-либо иначе истолковать данный фрагмент послания практически невозможно. Представить, что Павел и первые христиане, подобно шаманам, выходили из тел во время транса или в «тонком сне»? «Водвориться у Господа» не может означать некое видение - апостол однозначно указывает, что «водворение» происходит после смерти: «когда земной наш дом… разрушится…» (2 Кор 5:1).

То, что Павел был сторонником перевоплощения, доказывает отрывок Первого послания к Коринфянам, 15:19. «…И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Павел считает, что для спасения необходимо надеяться на Спасителя и в последующей жизни. Здесь подразумевается не «жизнь будущего века» в Царстве Бога, а новое существование на земле, ведь надежда есть добродетель именно земной жизни христианина. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь…» (1 Кор 13:13). Надеяться на Бога можно лишь «устранившись от Господа», то есть, живя в этом мире. Когда же человек будет воспринимать Бога «лицом к лицу», необходимость в надежде - ожидании будущих благ, отпадет.

Другое свидетельство апостола в пользу перевоплощения содержится в Послании к Галатам. «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца…» (1:4). «Лукавый век» - это наш мир, подчиненный разрушению и смерти, «тлению». Избавление означает прекращение жизни в этом мире, значит, само наше существование на земле есть зло! Но мы и так все умрём, зачем крестные муки Христа?

Другой вариант истолкования: «избавить» означает устранить сам мир, полный зла… Но Спаситель умер на кресте и воскрес, а лукавый век и сейчас порабощает людей. Павел же говорил уже об избавлении «нас» - первого поколения христиан. Что, апостол ошибся или обманывал?

Противоречия исчезают, если под избавлением понимать прекращение рождений в этом мире. Достигается оно духовным пробуждением – «малым воскресением», до которого человек «мёртв» (См., например, Мф 8:22). Духовно непробуждённые люди после физической смерти рождаются в этом мире вновь или попадают в ад, так как не могут войти в Царство Бога. Духовное пробуждение восстанавливает связь человека с Богом, «воскрешает» его ещё в земной жизни (см. Ин 5:24, 40 и далее, Рим 11:15 и т. п.). Окончательное же воскресение происходит уже после смерти, когда преодолевается «устранённость от Господа». Духовно совершенные люди не возвращаются в наполненный страданиями мир, а переходят в Царство Бога. Поэтому апостол так ждёт выхода из мира и тела: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:25). «…Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несомненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил 1:23-24).

Интересно, что по мысли Павла человек должен стремиться избавиться от жизни в физическом мире и «тела смерти», а не от ада (как учит современная церковная доктрина). Однако спасение от новых воплощений совершенно не отрицает само его существование. Ад - это более отдаленный от Бога, чем наш мир (см. Фил 2:10), и поэтому более мучительный уровень посмертного бытия. Восходя к Богу через череду жизней в различных мирах, каждый человек хоть раз на какой-то срок оказывается в аду. Об этом сказал Сам Спаситель: «Ибо всякий огнём осолится…». Христос говорит здесь именно об адском огне (см. Мк 9:43-49) и отсюда следует, что перед тем, как достигнуть Царства Бога, человек воплощается на земле минимум два раза – до ада, и после него.

Только идея перевоплощения позволяет «удобовразумительно» истолковать следующее высказывание апостола в Послании к Римлянам: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер…» (7:9-10). Заповеди «закона», как известно, были провозглашены Моисеем примерно за тысячлетие до рождения Павла. Значит, апостол считал, что прожил тысячу лет?

Возможное возражение: высказывание Павла - всего лишь метафора, означающая осуждение всякого человека, нарушившего ветхозаветные заповеди. Однако однозначное заявление: «я жил некогда», и свидетельство об осуждении самого себя именно «когда пришла заповедь», можно истолковать только как провозглашение перевоплощения.

С рассмотренным фрагментом перекликается другой отрывок из Послания к Римлянам. «…Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей… что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников, и так весь Израиль спасется…» (11:25-26). Спасение иудеев, в том числе и отвергнувших Мессию, осуществится через обращение в христианство «полного числа язычников». Отсюда следует, что «противящиеся» Спасителю израильтяне воплотятся в «образ» язычников и тогда примут крещение во имя Христа. Как-либо иначе спастись весь Израиль, в том числе обрекшие Иисуса на крестную смерть иудеи, не могут.

О спасительном промысле Божием, действующем через перевоплощения, Павел говорит в Послании к Римлянам: «…Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» (8:38-39). Смерть и жизнь здесь рассматриваются как попытки отлучить человека от Бога, т.е. как этапы существования, «устранившись от Господа». Показательно, в этом перечислении Павел ставит «жизнь», отлучающую от Господа, после «смерти».

Послание к Филиппийцам свидетельствует, что христианин может духовно возрастать, проходя через различные воплощения: «…Я ни в чем посрамлён не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (1:20-21).

Послание к Ефесянам: «…Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (3:14-15). В синодальном переводе высказывание Павла оказывается маловразумительным: «всякие отечества» на земле и сейчас не носят имя Христа, тем более этого не было в I веке. Непонятно, что вообще означает глагол «именуется»… Такой «тёмный» перевод – попытка скрыть мистический смысл речения апостола, расходящийся с современной церковной доктриной. «Отечество» более правильно перевести как «место рождения», «именуется» – как «станет известным». И тогда мы узнаем из слов Павла, что Христос учил о возможности нескольких рождений на земле и «небесах» - разных уровнях инобытия.

Согласно апостолу, перевоплощения проходят не только люди, но и все живые существа вообще. В Послании к Римлянам это изложено достаточно ясно: «…Нынешние временные страдания ничто не стоят по сравнению с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих… потому что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу Сынов Божиих». Пока же «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне…» (8:18-22). Понятно, что под «всей тварью» подразумеваются не только христиане или люди вообще, а все творения Бога. «Тлением» обозначаются процессы разрушения и смерти, господствующие в нашем мире. Каким образом все творения могут освободиться от этого мира и стать «сынами Бога»? Только став людьми, которые достигли религиозного совершенства – святыми, а такое возможно только после череды воплощений.

Наконец, Павел свидетельствует в пользу перевоплощения следующими высказываниями: «…Как преступлением одного всем человекам осуждение, так и правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5:18); «…Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11:32); «…Да будет Бог вся во всем» (1Кор 15:28); «…Бог во Христе примирил с Собою мир…» (2 Кор 4:19); «…Бог… благословивший нас… дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефес 1:3-10); «…Благоугодно было Отцу… чтобы посредством Его (Христа – А. Л.) примирить с Собою все… земное и небесное» (Кол 1:19-20)[iv]. О спасении всех живущих говорится также в Первом послании к Тимофею (2:3-4, 4:10), которое приписывается апостолу и включено в Новый Завет: «…Угодно также Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. …Уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (2:3-4, 4:10). Далее (4:11) идёт совет, проигнорированный многими поколениями церковных проповедников, отвергнувших спасение всех людей: «Проповедуй сие и учи»).

Официальная церковная доктрина признает, что в рай никого насильно не помещают - для спасения требуется свободное желание человека и многолетняя духовная работа. Однако очень немногие люди прилагают усилия к собственному спасению. Соответственно, чтобы достигнуть Царства Бога, всем людям нужно когда-нибудь стать религиозными подвижниками. И если человек не стал святым в течение одной жизни, он должен стать им в следующей. Такой вывод из учения о всеобщем спасении, содержащемся в Новом Завете, полностью соответствует уже рассмотренным нами высказываниям апостола.

Свидетельства Павла в пользу перевоплощения, как видим, многочисленны. Но, поскольку доктрина современного христианства исключает неоднократный переход из жизни в жизнь, её апологеты пытаются обосновать это, ссылаясь на писания апостола. Обычно для доказательства отрицания Павлом перевоплощения приводится фрагмент Послания к Ефесянам: «Одно тело и один дух[v], как вы и призваны к одной надежде вашего звания...» (4:4). Однако здесь речь идет не о человеке, а о Церкви - объединении верующих (см. также 1 Кор 3:9, 12:12-26), внутри которой нужно «сохранять единство духа» и не затевать раздоров: «снисходить друг другу...» ( 4:1-6).

Для доказательства отрицания Павлом перевоплощения также цитируется Послание к Евреям: «...Человекам положено однажды умереть, а потом суд...» (9:27). Но, во-первых, Послание к Евреям написано не апостолом - это доказано специалистами и так считали даже в «Римской церкви» в первые века христианства. Во-вторых, в том же послании есть высказывание в пользу предсуществования души (а предсуществование, на самом деле, есть вариант перевоплощения). «Все сии... (верхозаветные персонажи - А. Л.) говорили себе, что они странники и пришельцы на земле... что они ищут отечества. ...Они стремились к лучшему, то есть небесному...» (11:13). Согласно автору послания, человек возник на небесах до своего телесного рождения в этом мире, и поэтому стремится обратно к Богу.

Кроме того, в том же послании сказано: «...Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они (верхозаветные персонажи - А. Л.) не без нас достигли совершенства» (11:40). Этот фрагмент также можно трактовать в пользу перевоплощения. Из него следует, что ветхозаветные герои не достигли совершенства при первой земной жизни, но при поддержке христиан они получат возможность её «достичь», снова приложив свои усилия. Такое возможно, если попаданию на небеса предшествует новая жизнь в этом мире. (Говоря о перевоплощении персонажей Ветхого Завета, можно вспомнить свидетельство Христа, что Иоанн Креститель есть Илия).

Наконец, как несовместимый с перевоплощением ортодоксальные апологеты оценивают фрагмент Первого послания к Коринфянам: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе… мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (15:52). Он, однако, является поздней вставкой, полностью противоречащей предыдущему и последующему стихам послания. (Например, во вставке сказано, что изменятся только «мы» - дожившие до Второго Пришествия, а не «все», как у Павла. Это не единственный случай «поправки» посланий, см., например, противоречия между 15:5 и 15:7 в 1 Кор). Эта вставка сделана как раз для того, чтобы скрыть явное указание Павла на перевоплощение: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор 15:51, 53).

Если понимать «не все мы умрём» буквально, то апостол обманул: физической смерти не избежали все поколения христиан. Если же под смертью понимать новое воплощение в «тело смерти», тогда мысль апостола понятна: не все христиане вновь родятся в мире и «устранятся» от Бога. Однако все люди: и духовно совершенные, и «земные» после смерти «изменятся», - получат новый образ. Святые, вышедшие из череды перевоплощений и вошедшие в Царство Бога, будут, очевидно, «как ангелы на Небесах».

Главная причина, по которой церковные христиане отвергают идею перевоплощения - её кажущееся противоречие с учением о Втором Пришествии и загробном воздаянии, также многократно провозглашённым в Новом Завете. Однако буквальное понимание Второго Пришествия - как некоего глобального изменения, которое произойдёт в будущем, весьма сомнительно. Апостолы ждали Второго Пришествия Христа ещё при их жизни, см. 1 Кор 7:29, 1 Птр 4:17, 1 Ин 2:18 и т. д. При этом они ссылались на Его слова. Если считать Второе Пришествие глобальным изменением физического мира[vi], то в I веке оно не состоялось. Неужели апостолы обманывали или ошибались?

Сам Христос учил, что воскресение - достижение нового, совершенного уровня инобытия. «...Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны ангелам...» (Лк 20:34-36). Слово «сподобившиеся» показывает, что какая-то часть людей уже смогла достичь воскресения и это произошло разновременно. В Евангелии от Иоанна - самом духовном тексте Нового Завета, сообщается, что суд над людьми и воскресение человека происходят «уже сейчас», при его земной жизни (см. Ин 3:18, 5:25-29).

Описания Второго пришествия в Новом Завете есть такая же компиляция из различных речений Иисуса, как и знаменитая «Нагорная проповедь» (см. противоречия между Мф 5:1-2 и Лк 6:17, 20). Предсказания о разрушении храма и гонений на христиан объединены с цитатами из Ветхого Завета (которые сейчас воспринимаются многими как речь Иисуса), и даже комментарием переписчика (см. Мф 24:15). Однако если не рассматривать речения, которые сообщают о грядущих бедствиях для жителей Палестины, то оказывается, что Сын Человеческий обещает прийти к каждому в его особый срок: «…Двое будут в поле, один берётся, другой оставляется» (Мф 24:40). Отсюда единственный вывод: Второе пришествие или «день Господень», есть смерть, когда для человека «прекращается» этот мир, и он встречает Бога – Свет, «лицом к лицу»[vii].

Тексты Нового Завета действительно провозглашают посмертное воздаяние. Однако, говоря о воздаянии, нужно определить, что же идёт в рай или ад. Мы знаем, что личность, душа-«Я» возникает в момент зачатия и заканчивает свой земной путь в момент смерти. Если считать, что душа перевоплощается, то личность окончательно прекращает существовать - ведь новой жизни для умершего «Я» уже не будет. Но данные мистиков всех религий показывают, что «Я» живёт после смерти. (Сам Христос сказал, что у Бога все живы. См. Лк 21:38). Душа продолжает некое существование в инобытии, при этом сохраняя свои личностные особенности. Её посмертная участь зависит от духовных результатов земной жизни (по словам Климента Александрийского, смерть есть «окончательное самопогружение души»). Если человек не смог развить свой дух, греховная грязь земной жизни превращает посмертное существование его самопогруженной души в непрекращающийся кошмар, то есть ад.

Но мы также знаем, что человек обладает мистической сердцевиной - духом, который, по определению Григория Богослова, есть «частица Бога». Мы знаем, что дух принципиально отличен от личности-«Я» человека. Он может быть непроявленным, а может совершенно преобразовать Эго. Дух не возникает, как душа, в момент зачатия, так как он частица Вечности в человеке. Соответственно (и об этом многократно говорится в посланиях Павла), он существует с тех пор, как существует Царство Бога, из которого он отпал в этот мир.

Именно развитие духа дает человеку возможность спасения и об этом учил Сам Спаситель: «Иисус сказал: Образы (явления и существа этого мира – А. Л.) являются человеку, и свет (дух – А. Л.), который в них скрыт. В образе света Отца он (свет) откроется…» (Евангелие от Фомы, 87-я логия. Ср. Рим 1:20). Цель духа - по словам Христа – вернуться на Небеса. «Иисус сказал: Я – свет, который на всех. Я – всё: всё вышло из Меня, и всё вернется ко Мне. Разруби дерево, Я – там; подними камень, и ты найдёшь Меня там». (81-я логия, ср. «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт…», Ин 6:37). Христос учил, что именно дух, «сохраняя» в себе души, образованные в результате всех его воплощений, даёт им возможность вечного существования. «Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы увидите образы, которые произошли до вас, - они не умирают, и не являются (больше не рождаются – А. Л.) – сколь великое [удивление – А. Л.] вы перенесёте?» (88-я логия).

Спасение – это возврат духа в своё небесное отечество, когда он, пройдя многие воплощения, достаточно проявил свои качества «частицы Бога». Его последним носителем-«образом» должен стать религиозный подвижник, достигший состояния святости. После смерти святого его «обоженный» дух преодолевает преграды демонов - потусторонних «властей» этого мира, и встречается с Духом (см. Ефес 2:14-18). Вся череда прежде существовавших «образов» просвещается вечным Светом, и все зло их когда-то прошедших жизней уничтожается; они спасены. Бог становится «вся во всём».


[i] Извечный борец с теософией диакон А.Кураев утверждает, что в указанном фрагменте Евангелия от Иоанна перевоплощение отвергается. Он ссылается на слова Спасителя: «…Не согрешил не он, ни родители его, но… чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). По мнению дьякона, «…чудо, которое должно было привести к вере самого этого человека и явить слепоту фарисеев… и было причиной рождения… слепым» (Сатанизм для интеллигенции. Т. 2, М., 1996, С. 44).
В данном случае Христос действительно указывает на особую причину врождённой слепоты. Но как Кураев ответит на следующий вопрос: ради каких чудес родились миллионы инвалидов с детства: слепых, глухонемых, умственно отсталых, которых никто сверхъестественным способом не исцелил? Из 9-й главы следует, что ученики Христа считали возможной причиной слепоты грехи до рождения, и Спаситель такую возможность в принципе не отвергал.

[ii] Верования фарисеев почти дословно совпадают с описанием перевоплощения, сделанным в Третьей книге Ездры (этот текст включен в Библию православными и католиками). «…Владыко Господи! а мы все наполнены нечестием. И, может быть, из-за нас не наполняются житницы праведных… Тогда он сказал мне: подобны ложеснам и обиталища душ в преисподней. Как рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения, так и эти спешат отдать вверенное им». (4:38-42) Согласно «Ездре», души праведников после смрти попадают в преисподнюю и через какое-то время возвращаются обратно на землю. О перевоплощении сообщает и другой текст христианской Библии - Книга Премудрости Соломона: «Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошёл и в тело чистое» (8:19-20).

[iii] Апостол не использовал термины «дух» или «душа», а говорил о перевоплощении человека. Здесь вспоминается Эммануил Сведенборг: «Всякий человек по внутренним началам своим есть дух».

[iv] О том, что, в итоге все люди будут спасены, многократно свидетельствуют новозаветные Евангелия. «Так нет воли Отца вашего, чтобы погиб хоть один из малых сих» (Мф 18:14). (Современный перевод; в синодальном допущено искажение: «чтобы погиб один из…»). «…Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир…»; «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт…»; «И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 1:9, 6:37, 12:32). Также идея всеобщего спасения следует из Мк 9:49: «Ибо всякий огнём осолится…».
Учение о спасении всех людей долго сохранялось в Церкви, несмотря на анафему V Вселенского собора 553 года (некоторые ученые оспаривают сам факт этого анафематствования). Св. Иоанн, автор трактата «Райская лестница», в VII веке писал так: «Хотя не все могут быть бесстрастными [высшая ступень духовной подготовки для посмертного перехода в Царство Бога – А. Л.], тем не менее, не невозможно, чтобы все спаслись и примирились с Богом» (26:82). Такая возможность не просто допущение, а мистическая реальность, ведь спасения всех хочет Сам Бог (см. 1 Тим 2:3-4). Иоанн Лествичник также советовал монахам «…не оставлять спасительного подвига до последнего издыхания, и до тысячи смертей тела и души не уступать врагу…» (4:93).

[v] В традиционных изданиях синодального перевода слово «дух» пишется с маленькой буквы, а в «брюссельском издании» 1989 года – уже с большой. В таком контексте под «Духом» подразумевается Бог, и приведенный отрывок тем более не может считаться опровергающим перевоплощение.

[vi] Главным текстом Нового Завета, на котором основывается такое представление, является Откровение Иоанна. В его 21-й главе красочно описывается Страшный суд, заканчивающийся осуждением воскресших грешников на вечные муки.
Однако апостол Иоанн не является автором апокалипсиса, и авторитет этого текста отвергался многими христианами в течение нескольких веков. Евсевий Кесарийский (IV век) в своей Церковной истории писал об этом тексте так: «К подложным относятся: ...я бы сказал, пожалуй, Иоаннов Апокалипсис, который одни отвергают, другие относят к признанным книгам» (III , 25, 4). Только в 412 году Откровение Иоанна было окончательно включено в Новый Завет. Кстати, этот текст также свидетельствует о перевоплощении: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон…» (3:12).

[vii] В Символе Веры говорится об ожидании Христа «…паки грядущаго со славою судити живым и мёртвым». Если понимать под «славой» известность, то получается нечто маловразумительное. Но греческое слово, переведённое здесь как «слава», переводится и как «сияние» (См. 2 Кор 3:7). Возможно, это след раннехристианской традиции, в которой хранилось знание о Спасителе - потусторонннем Свете, судящего умерших и живых, и воплотившегося в Иисуса.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

10 лето 2002 г дата публикации: 05.08.2002