Т.Ф.Карбовская

Процессы синтеза в Культурном строительстве

Культура - это почитание Света, служение Свету, Добру, Красоте. В каждое время человечество выбирает различные формы этого служения. Были времена, когда Культура воспринималась людьми целиком как единый, священный Огонь божественного служения. Но были и другие времена, когда этот единый Пламень дробился на множество огоньков поменьше. Сегодня мы живем в такое время, и в качестве примера такого дробления, можно привести огоньки образования науки и искусства. К сожалению, не все понимают, что эти три ипостаси являют собой разные стороны одного целого - Культуры, в которой нет и не может быть никакой разделенности, а есть лишь многообразие форм, через которые она приходит в мир людей. Наглядно эту идею выражает символ, расположенный на полотнище Знамени Мира - Наука, Искусство и Образование, заключенные в круг Культуры.

Тысячелетний опыт показывает, что люди трудно и сложно воспринимают процессы завершения различных этапов эволюции, целью которых является создание условий для развития новых, более прогрессивных построений. Потому уже само осмысление таких процессов будет большим достижением. А чтобы за смещаемыми процессами рассмотреть ростки нового, понять общую тенденцию развития общества, найти свое место и форму служения, необходимо весьма значительное напряжение сил и воли человека.

С середины XIX века некоторые мыслители и духовные просветители человечества (Менделеев, Рамакришна, Вивекананда, Блаватская, Рерихи, Вернадский, многие другие известные деятели науки, искусства и религий), стали говорить о том, что одним из важнейших аспектов духовного роста является объединение разрозненных огоньков Культуры в единое целое, что только синтез всех аспектов и граней Культуры позволит добиться весомых результатов в этом направлении. Идея такого синтеза наиболее активно начала формироваться, обсуждаться и внедряться в сознание масс во второй половине 20 века. Так, например, современная наука создала новые направления, соединив несколько, казалось бы не взаимосвязанных между собою, видов научной деятельности (биохимия, астрофизика, матбиология и т.п.). При этом образование, преодолев период некоторой растерянности, стало активно искать новые формы обучения, а искусство с удивлением обнаружило, что кроме реалистического есть и другие способы отражения мира. Правда, временами увлечение самим процессом поиска уводило в сторону от поставленной цели. По всей видимости это болезнь роста, ибо слишком долго сдерживался творческий потенциал большинства представителей нашей цивилизации.

Радует то, что к творчеству потянулись не сотни, не тысячи, а миллионы. Количество людей, пишущих стихи только в России, составляет около 15% взрослого населения. Возросло количество художников, художников-любителей, соединяющих творчество с достижениями науки (компьютерная графика, например). Сегодня активно развивается декоративно-прикладное искусство, хоровое творчество. Наблюдаются попытки соединения различных жанров искусства, создания комплексных, синтетических программ в сфере образования. Анализируя информацию, поступающую от различного рода изданий, радио, телевидения, Интернет и других СМИ, мы убеждаемся, что именно синтетические разработки в различных видах человеческой деятельности приносят наибольший результат, вызывают широкий интерес. И не обязательно они должны быть грандиозны, широкомасштабны, дорогостоящи.

Если раньше для реализации своего творческого потенциала люди стремились попасть в столицу и крупные города России, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. Жизнь показала, что напряженность такого потенциала не зависит от того, где вы живете, ибо даже в небольшой деревеньке, где проживают всего несколько десятков человек, можно создать заметный очаг Культуры, в то время как живя в многомиллионном городе, творческие способности человека могут остаться не реализованными.

Известно, что только человек является носителем Культуры, что только его мощная целенаправленная энергия может зажечь факел Культурного строительства. Сегодня мы наблюдаем большое количество воспламенения таких очагов культуры во всех регионах нашего государства. Многие, казалось бы весьма далекие от культуры люди, по мнению чиновников от культуры добровольно берутся не за свое дело . Однако именно такие люди способны к синтетическому восприятию явлений Культуры. Именно они, обладая большим багажом знаний в различных областях науки и образования, дают мощную энергетическую подпитку искусству. Так, например, ученый-электронщик (физик, химик, микробиолог и др.) используя свои научные знания, может написать увлекательнейший научно-фантастический роман, тем самым став писателем (примеров тому достаточно). Или художник, использовав достижения современной науки (персональный компьютер, например) способен создать шедевр своего творчества и, что немаловажно, способен тиражировать его в неограниченном количестве. Не говорим уж о мощно развивающемся направлении электронной музыки. Многие из таких людей на местах (именно там, где проживают), пытаются привнести на алтарь Культуры плоды своего творчества. Найдя единомышленников, они объединяются в различные группы и общественные организации, которые ставят перед собой определенные цели и задачи в области культурного строительства. Но многие из них не подозревают о том, что для успешного развития этого процесса крайне необходима:

a) четкая постановка цели и правильной выбор путей ее достижения;
b) реальная оценка своих сил и возможностей;
c) грамотное использование местных условий.

Практика показывает, что многие замечательные, прогрессивные идеи и проекты не воплотились в жизнь только потому, что исполнители пренебрегли этими правилами. В результате - провал, неудача, неуверенность в своих силах. Дабы избежать этого, хочется всем, принимающим участие в культурном строительстве у себя в регионе, городе или селе, дать несколько советов:

1. Внимательно изучите ситуацию, объективно оцените местные условия и определите ту работу, которую вы реально сможете выполнить.

2. Выберите пути и формы реализации, учитывая тот факт, что воплощать задуманное придется именно вам, т.е. необходимо рассчитывать, в первую очередь, только на свои силы.

3. Попытайтесь найти единомышленников и создать общественную организацию, от имени которой вы будете выступать во властных структурах. Опыт показывает, что так гораздо проще реализовать задуманное.

4. Составьте программу действий или хотя бы четкий план, которому вы будете следовать в процессе реализации ваших идей.

5. Аккуратно ведите документацию, складывайте в архив всю информацию о проделанной работе, ибо уже через несколько недель она будет недоступна вашей памяти. Это очень важно, особенно тогда, когда вас спросят: а чем, все же, вы занимаетесь?

Надеемся, что эти советы помогут вам в реализации задуманного.

Карбовская Т.Ф.
Ответственный секретарь Тамбовского отделения
Международной Лиги защиты Культуры

 

Ваши комментарии к этой статье

 

11 осень 2002 г дата публикации: 20.09.2002