Марианна Яцышина

 

Тадж Махал

 

Я лишь жилище Возлюбленной.

Руми

 

Часто думаю, что в день памяти Елены Ивановны Рерих всегда говорится много красивых слов, зачитываются прекрасные строки из её трудов, но порой именно в этот день хочется побыть в тишине, послушать тишину, услышать её звучание.

Говорить о Елене Ивановне? Но что, по сути, о Ней знаем? Едва ли сотую долю из известного, и лишь самую малую часть из подлинного. Говорить о том, что она для нас сделала? Но зачем об этом говорить, когда лучшей благодарностью будут поступки и применение Учения в жизни каждого дня. Может быть, рассказать о том, что было Ей близко, - о Красоте, о Любви, о Подвиге? Но достойное ли дело рассказывать о том, что не прочувствовал и не пережил сам, рассуждать умозрительно о Высоком? И разве было бы интересно самой Елене Ивановне слушать историю о не пережитом и несуществующем опыте?

В такой день, возможно, имеет смысл поделиться чем-то глубоким, хранящимся в тайниках сердца. Нам хорошо известно, как трудно порой бывает распахнуть своё сердце!

Помните такие слова: о тройственном мышлении, которому отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, и сознание мудро. (Надземное, 489.)

Когда происходит их замечательное объединение, мир становится целостным, восприятие обостряется, жизнь обретает особую значимость и совершенно новые краски.

Так случилось в тот памятный день, вернее, в ночь с 12 на 13 февраля. Отчётливо помню раннее пробуждение, около четырёх утра. Почти вся ночь прошла без сна, как в детстве в ожидании чуда наступления нового года. В то незабываемое утро было суждено увидеть и прочувствовать величайшее творение рук человеческих - Тадж Махал.

Надо спешить оказаться среди самых первых, самых ранних, не в шумной разноголосице, не в мареве полуденного зноя и даже не в величественных закатных лучах, а именно на самом рассвете сокровенного памятного дня увидеть. Увидеть глазами? Да глаза уже всё не раз видели на многочисленных фотографиях, картинах, в книгах, но сердце ещё ничего не почувствовало.

Конечно, волнение. Что же там на самом деле, «сосуд, в котором пустота или огонь, пылающий в сосуде»? Величие мраморных форм, изумительные изгибы резьбы, сверкание мозаик, всё это чудно, но сердце не этого ждёт. Оно ждёт настоящей встречи с Красотой, осознанной незабываемой встречи.

И вот стою перед входом, крепостной стеной, которая служит оправой, стражей в сокровищницу. Ещё совсем темно, звуки пробуждающейся утренней жизни города едва касаются ворот. Несколько сонных человек вглядываются в темноту.

Проходим стражу и оказываемся в тихом парке, ухоженном и просторном. За ним следуют снова какие-то мощные стены, башни, колоннады, свежие лужайки с отдельными деревьями, где-то плещется вода, едва различимы в сумерках большие розовые кусты.

Промелькнули, чьи то редкие тени, и снова предрассветный покой. Наконец, входим в огромные ворота, и сердце в предчувствии замирает. Становится различим знакомый образ.

Неужели вот он, Тадж Махал, прямо передо мной? Ещё несколько минут, и смогу подойти очень близко, увидеть всё так отчётливо и ясно, как это наступающее утро?

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Всё в Облике Одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, и молча жду, тоскуя и любя» - ведь так, наверное, и мог говорить в глубине своей души Шах Джахан, когда смотрел на Тадж, сотворённый по его могучей императорской воле. Предчувствуя уже в Иных Мирах встречу с той, ради памяти которой  трудилось сотни тысяч художников, строителей, зодчих, камнерезов, мастеров инкрустации, мужчин и женщин, воинов и крестьян. В XVII веке внук Великого Акбара и Незабвенной царицы Джодбай возвёл подлинный Храм, в котором смерть побеждена Любовью и Красотой.

Впервые в истории возведён столь величественный мавзолей, где хранится память и покой не всесильного правителя, покорителя мира, и даже не мудрейшего святого, а ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, Супруги, Матери, Жены!

Прах самого правителя, носящего титул Шах Джахана, «повелителя мира», покоится рядом со своей драгоценной супругой Мумтаз Махал. Но Хуррам, ставший впоследствии именоваться Шахом Джаханом, мечтал об ином. На другом берегу реки Джамны, прямо напротив снежно-мраморного Тадж Махала должен был быть возведён точно такой же, только из чёрного мрамора мавзолей Тадж Джахан. Два Таджа соединил бы мост над потоком, и тогда, по мысли правителя, произведение стало бы законченным. Символ встречи Земли и Неба, ночи и дня, и между ними мост любви. Но такой грандиозной мечте не дано было воплотиться. Старший сын Шаха захватил престол и заточил отца в его же покоях до самой смерти. Из окон дворца в Агре, одинокий и забытый миром шах мог видеть вдали любимый и совершенный силуэт Таджа. Впоследствии его сын, ставший фанатичным деспотом Аурангзебом, разрушил много древних и прекрасных храмов Индии, сооружая на их месте мрачные мечети, так не похожие на гармоничные и непревзойдённые памятники времён своего великого отца и титанического деда. Династия Великих Моголов, победоносных потомков Тимура, шла к неминуемому закату. На их смену появлялись другие завоеватели с берегов Великобритании. Но Тадж Махал пережил их всех, подобно невиданной райской птице, каким-то чудом залетевшей на Землю, он продолжает свою удивительную песню Красоты.

Как же хорошо, что ещё так рано. Не слышно щелчков тысяч фотоаппаратов, не видно шумных экскурсий, то и дело произносящих имена Шах Джахана и Мумтаз Махал и рассказывающих их историю, кажется, на всех языках мира.

Прохожу искусные пруды, призванные отражать в себе весь удивительный ансамбль, пока пустые мраморные скамейки и ступени, поднимаюсь по ослепительно белой лестнице и оказываюсь перед входом, изумительно украшенным цветочными побегами и изысканной арабской вязью.

Небо приобретает густо-виноградные и золотистые оттенки, когда оказываюсь внутри сокровищницы. Мрамор прямо на глазах начинает напоминать заснеженные склоны перед рассветом, всё переливается, искрится, наполняется внутренним светом. Внутри Храма пока темно, слышу только стук своего сердца.

Как же, всё-таки, прекрасен мир, созданный Богом и украшенный человеком!!

Это была последняя мысль перед входом. Наступила совершенная тишина.

Нет, впрочем, снаружи совсем не было полной тишины, но внутри… Глаза различали огромный, чистый, как небо, купол, две похожие на персидские миниатюры гробницы на возвышении.

Но самое главное - ЗВУК! Не просто мириады маленьких звучаний попадающих сюда через открытую дверь. И не тишина самого мавзолея, со своей историей и судьбой.

Этот ЗВУК не был похож ни на что из известного и окружающего.

Звучала Нескончаемая Песня Любви, Звук самого Сотворения, Всего Живущего, во всех Мирах, во всех временах.

Поток, поднимающийся от основания Земли, сливался с нисходящим водопадом Света. Именно слияние этих встречающихся потоков и рождало неповторимый звук, вмещающий все Миры.

Абсолютно всё являлось нотами, которые с радостью присоединялись к общему невидимому Хору.

Тем временем краски стремительного восхода, нарастающие возгласы вокруг, всё пробуждение нового дня только усиливало гармонию всеобщего звучания.

И в это мгновение совершенно точно осознаю, что стою босыми ногами на мраморном полу в Святая Святых всего громадного комплекса Тадж Махала, что наступило 13 февраля, что нахожусь здесь всего несколько минут и могу продолжать быть здесь хоть целую вечность. Просто потому, что прямо сейчас и здесь живу в этой вечности. Руки и сердца бесконечного числа людей слагали этот Храм на Земле, Храм Беспредельного созвучия, и сейчас ты в нём со всеми и все в тебе.

В Храме Любви, В Храме Матери Мира.

В открытые двери влетела стайка голубей, воркуют под куполом. Вот вошёл человек, что-то тихо запел, вот застыли шаги на пороге - группа удивлённо смотрит по сторонам, а это служитель сметает забавным веничком пыль с резных решёток. Забежали заспанные дети и выбежали со смехом, звучит какой-то незнакомый язык, несколько человек кивает, глядя на экскурсовода.

А вокруг - Беспредельность. Всё это происходит в Беспредельном пространстве, которое не где-то там далеко, а прямо вот здесь!

Вдруг более отчётливо и звонко стало слышно птиц, они призывают увидеть неповторимый Восход, мудрые птахи.

Выхожу наружу и, правда, краски совсем изменились, мрамор стал голубым, а небо вбирает в себя палитру всех чистых тёплых оттенков.

Сколько можно пробыть здесь, если ты в вечности? Сколько восходов встретить, сколько полнолуний, сколько увидеть звёзд?

И возможно ли теперь жить просто так, без ощущения счастья, без осознания? Зная, что где-то на Земле воплощена Красота, Мечта, Любовь. Она под этим же самым небом, солнцем, облаками. Она призывает нас творить, создавать, не бояться воплощать свою мечту, вливаться в торжественный гимн со своей неповторимой нотой.

У каждого из нас была, будет и есть прямо сейчас своя встреча с Вечностью. В созвучии наших встреч, мы вливаемся в Великий Хор Мироздания.

Что значат прожитые дни без осознания, без наполнения Духом, без Любви?

Песок в часах эпох. Всё проскользнёт сквозь тонкий часовой пролёт, исчезнет, станет прошлым днём.

Зато дни Духа! Это полный мир, где всё живёт, поёт, вонзается живым огнём в открытые врата души.

И жизнь! Такую жизнь мы в силах заслужить.

«Живи в сознании, что от тебя должен исходить лишь свет и теплота его должна согревать…», - говорит Елена Ивановна, - «излучая свет, освещаем и согреваем и себя». ( Письма Е. И. Рерих. т.8, с.295. М.: МЦР, 2008. Письмо от 29.11.1949.)

 

01  02  03

04   05

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

52 дата публикации: 20.01.2013