От редакции: редакция журнала не разделяет мнение авторов, но сочла возможным опубликовать это письмо, поскольку обе точки зрения (А.Пузикова и авторов письма) отражают сложившуюся сегодня ситуацию в Рериховском движении.

Игорь Муханов и Алёна Цами

 

Открытое письмо Андрею Пузикову

 

Здравствуйте, Андрей.

 

Позвольте назвать Вас своим братом, поскольку нас с Вами объединяет один Учитель. Именно Он, характеризуя качества своих учеников, сказал о том, что они не могут не ладить между собой. Ибо Его ученики составляют в настоящем точку кристаллизации, а в будущем - кристалл единого братства человечества.

 

Как Вы знаете, любое событие, мысль или поступок человека можно трактовать с двух различных точек зрения. Всё зависит от того, в каком состоянии сознания мы находимся. Мы все живём у моря, именуемого «низший астрал», и только от нас зависит не замочить ноги в его водах. Очевидно, чтобы понять что-то правильно, следует добрым глазом посмотреть на это явление.

 

Минувшим летом Вы посетили МЦР, и после этого разместили в Интернете статью, из которой можно понять, что Вы изначально испытывали недоброжелательные чувства по отношению к этой организации. Находясь в таком состоянии, Вы забыли о существовании ряда этических норм, которые должен выполнять человек, считающий себя культурным. Вам не понравилось, в частности, то, что экспозиция музея включает в себя не только произведения искусства, но и предметы культового поклонения. Но Вы находились в это время в десятке метрах от монумента, в котором хранится прах Николая Константиновича и Елены Ивановны. В священных местах не принято предаваться худым мыслям, находиться в неуравновешенном состоянии, критиковать. Такие места - точки соприкосновения земного и небесного, и право на тишину есть неотъемлемое право этих мест. Несмотря на запрет работников музея, Вы произвели в этом учреждении фотосъёмку. Как видите, факты налицо. О каком правильном взгляде человека, то и дело нарушающего этические нормы, можно говорить? Народная мудрость учит не входить в чужой монастырь со своим уставом. Если Вам не нравится характер работы МЦР, создайте свой центр, наполните его красотой, теплом человеческих отношений и конструктивной работой. Тем самым Вы проведёте более длинную параллельную прямую, полезную всем.

 

Вслед за этим Вы разместили другую статью, в которой представили Людмилу Васильевну Шапошникову (Л.В.) - законного хранителя наследия семьи Рерихов - человеком, способным присваивать материальные ценности этой семьи и подделывать документы. Вы исказили факты до неузнаваемости, ибо подлинность подписи С. Н. Рериха на его «дополнении к завещанию» можно проверить с помощью экспертизы. Вы этого не сделали, но предпочли засорять пространство своими домыслами. Как известно, передача наследия, длившаяся не один день, происходила на глазах общественности. Очерняя и унижая Л.В., Вы тем самым очерняете волю Святослава Николаевича.

 

Теперь о Б. И. Булочнике, о возглавляемом им «Мастербанке» и о той финансовой составляющей, на которую опирается в своей работе МЦР. Как Вам должно быть известно, Л.В. в начале своей деятельности, будучи учёным и не имея к бизнесу, приходившему вместе с перестройкой в Россию, никакого отношения, пыталась организовать финансовую деятельность МЦР на добровольных пожертвованиях и взносах со стороны региональных рериховских организаций. К тому времени уже появились общества, разбогатевшие на изготовлении рериховской продукции настолько, что покупались квартиры, машины и площади производственного назначения. Но эти общества отказались помогать МЦР. Усадьба Лопухиных стояла с облупившейся штукатуркой посреди отстроившейся, приобщившейся к западному образу жизни Москвы, и выглядела организацией, объединившей вокруг себя странных, оторванных от реальной жизни людей. Именно тогда со стороны мэрии Москвы был подан иск на отторжение от МЦР вышеназванной усадьбы. Не будем говорить о заслугах Людмилы Васильевны в этом деле, они известны каждому. Именно в это время и появился Борис Ильич Булочник - человек, начавший свою трудовую жизнь рядовым каменщиком и доросший до начальника участка, строивший в своё время Камский автозавод, здание пресс-центра Олимпиады-80 в Москве и Вьетнамскую ГЭС.

 

Создав в годы перестройки «Мастербанк», Б.И. занялся благотворительной деятельностью, оказывая ещё до знакомства с Л.В. помощь отдельным людям и культурным организациям, возрождая в России традиции меценатства, заложенные ещё в дореволюционные годы Морозовым, Мамонтовым, Третьяковым и другими.

 

С приходом Б. И. Булочника в МЦР в истории этой организации открылась новая страница. При поддержке «Мастербанка» стала развиваться издательская деятельность, ныне насчитывающая более 200 печатных изданий. Экспозиция Музея стала пополняться новыми работами. Были выкуплены из частных коллекций картины из серий «Санкта» и «Знамена Востока», триптих «Жанна д’Арк» Н. К. Рериха и большой «Портрет Н. К. Рериха» кисти С.Н.

Бескорыстная поддержка Борисом Ильичом коренных малочисленных народов России была отмечена медалью. В 2004 году Российская академия естественных наук приняла его в свой состав, отметив его заслуги в развитии науки и экономики России. Скажите, Андрей, а что подобного в своей жизни совершили Вы, чтобы выглядеть убедительным в своей оценке деятельности этого человека?

 

Как известно, Учение, принесённое людям Рерихами, провозглашает идею Верхнего пути. Оно не требует от человека, соприкоснувшегося с высокими нравственными идеями, ухода от действительности. Лишь честность, культура и служение общему благу в кармически выбранной профессии - вот что требуется от человека. Из жизни Н. К. Рериха известно, что он осуществлял свою общественную деятельность благодаря поддержке меценатов. При непосредственном участии Н.К в 30-е годы были созданы издательство «Алатас» и кооператив «Белуха». Намечалось создание других кооперативов и, в частности, банка. «Должен быть создан банк, тогда многое станет ещё проще», - писал Н.К. своему корреспонденту в письме от 22.02.1935 г.  Как видите, Андрей, финансовая составляющая работы МЦР не противоречит основам Учения.

 

Вы упомянули в своей статье о работе МЦР, и для этого Вам хватило одного предложения, а вот на критику у Вас ушло несколько страниц. Вы не хотите видеть хорошего. Быть может, мы повторяемся, но слова Учителя о том, что «надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства», для нас имеют большое значение.

 

Нередко споры между людьми возникают в результате различного понимания ими того или иного явления. Давайте уточним, что же является главной задачей деятельности МЦР? С нашей точки зрения, эта организация призвана выполнить волю С.Н., который пожелал, чтобы творческое наследие его семьи находилось в руках общественной организации, а не государства. Многолетняя тяжба МЦР с Музеем Востока - это не своеволие со стороны Л. В. Шапошниковой, а исполнение ею воли С.Н., как бы мы к этому ни относились. Мы можем иметь свою точку зрения на этот вопрос, сообразуясь с конкретной ситуацией, сложившейся в данное время в России. Но желание С.Н. в этом вопросе не подлежит обсуждению. И мы должны научиться не подменять чужую волю своей.

 

Второй задачей, которой призвана заниматься эта организация, аккумулировавшая в своих стенах культурно-философское наследие семьи Рерихов, должно стать развитие науки, поскольку эпоха Водолея, согласно пророчеству Учителей, проявит себя в полной мере на слиянии религии и науки. И с этой задачей МЦР справляется блестяще. Ныне в России нет ни одного серьёзного ученого, от филолога и психолога до математика и философа, который какой-либо гранью своей деятельности не соприкоснулся с Живой Этикой. И то, что научные конференции, регулярно проводимые МЦР, ныне расширились до Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и ряда других городов, есть добрый знак для России.

 

Идейная составляющая наследия семьи Рерихов является манифестацией духа Учения. Новая наука - душа этого Учения. Физическим телом Учения является рериховское движение, способное стать поистине народным. Если мы пойдём по правильному пути.

 

Живя в Уймонской долине, указанной Рерихами как место построения города Знания - Звенигорода, мы нередко сталкиваемся с людьми, приезжающими с желанием осуществить этот замысел, и не умеющими в самых простых вопросах ладить друг с другом. А это в любом деле главное. Именно по этой причине не состоялось в своё время теософское движение, на которое Учителя возлагали большую надежду. Сегодня мы наступаем на те же самые грабли, что и теософы. Без внутреннего роста человека не может быть и внешних перемен, имеющих эволюционное значение.

 

Рядовые ячейки РД, ныне существующие почти во всех городах России, должны стать лабораторией алхимика, в которой раскрываются лучшие стороны души человека. Ассимиляция Учения требует одиночества и тишины, поскольку относится к сфере духовной жизни. И только после этого сила, рождённая в человеке, должна быть направлена в мир, на служение людям.

 

Одной из главных причин критического отношения к деятельности МЦР и лично к Людмиле Васильевне со стороны рериховских организаций являются, на наш взгляд, разрушенные надежды. Многие ожидали, что Л.В. поведёт их на баррикады социальных перемен и быстрого личного роста. Иными словами, внутреннее было подменено внешним. И последовательность этапов ученичества, которые каждый человек, соприкоснувшийся с Учением, должен пройти, а именно - встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий и так далее, была нарушена.

 

Вас, Андрей, а заодно и организацию, возглавляемую Вами, лишают права использовать «Знамя Мира» - символ единства и сотрудничества - в своей деятельности. И разве это несправедливо? Разве Вы не разрушаете своими статьями это единство? Разве не идете против Иерархии и воли Святослава Николаевича, выраженной им в завещании?

 

Существует и ещё одна проблема, которой, считаем, следует коснуться в этом письме. Вместе с Вами лишаются права использовать священный символ и члены Вашей организации. Кто они? Думаем, что в большинстве своём это женщины, прожившие нелёгкую жизнь, понявшие всю бесплодность земного пути без света Учения. Их 10, 20, а может быть, и больше человек. В чём виноваты эти люди, добрые по своей натуре, которые сегодня, вполне возможно, полны «справедливого» негодования? Но Вы - их избранник. Они избрали Вас как своего руководителя, и несут за это ответственность.

 

В начале своего письма мы назвали Вас братом, и подтверждаем это в конце. Верим в Вас сердечно и ждём на том берегу, на котором наше Высшее Я, способное видеть вещи и явления в истинном свете, обретает радость существования.

 

 

 

Приложение

 

СУДЬБА ДАНДАРА

 

или история воссоединения Дандара с Сэсэгмой -

своим Высшим Я -

на просторах Тибета

 

Человек, учившийся в Тибете, принимал участие во всех философских диспутах, проводившихся в этой стране. Звали его Дандаром, и он был молод и красив собой. Дандара не мог победить никто, и вскоре даже самые именитые философы этой страны стали величать его «солнцем и луной Тибета».

Однажды, когда Дандар читал философский трактат в своём домике, что-то вылетело из стены и влетело ему в голову. Это «что-то» окутало его мозг плотной пеленой, и с той поры удача покинула философа.

Дандар проиграл один за другим несколько философских диспутов, и в учёных кругах о нём стали распространяться самые нелепые слухи. Завистники Дандара, скромно молчавшие до сей поры, стали открыто его критиковать. И Дандар не знал, что ему делать.

Желая выяснить, что ожидает его в будущем, Дандар явился к своему Учителю. И тот, отведя глаза в сторону, сообщил:

- Хочешь ты этого или нет, но тебе придётся покинуть монастырь и прожить эту жизнь простым человеком. Такова твоя карма, от которой никуда не уйти. Твоя будущая жена уже родилась, и сейчас крепко спит в своей колыбели. Очень тебя прошу: прими свою судьбу с пониманием!

В тот же день, повесив на плечо сумку, Дандар отправился в странствия по чужим землям. Теперь он ощущал в своём сердце, прежде не знавшем никаких забот, и боль от расставания с близкими людьми, и страх перед будущим.

 

 

* * *

Однажды, пребывая в незнакомой ему местности, Дандар набрёл на заброшенный домик, стоявший возле горы. В домике имелась печка, и Дандар приготовил себе еду. И перед тем, как попробовать самому, предложил её духам, обитавшим в этой местности.

Вскоре Дандара потянуло ко сну, и он прилёг на лавку. И услышал в полудреме голоса…

- Сегодня у наших соседей праздник: их дочке исполнился ровно год. Мы пришли к ним по этому случаю в гости, а эти жадные соседи даже не предложили нам хлеба и молока! - жаловались голоса, неизвестно кому принадлежавшие.

- А нас накормил вкусной похлёбкой господин, который отдыхает сейчас на лавке, - сообщили другие голоса. - Он - тот самый человек, который женится на дочке наших соседей, когда она станет взрослой!

Услышав эти слова, Дандар тут же проснулся. Ещё бы, ведь они в точности совпадали со словами, сказанными его Учителем! И Дандар отправился искать соседей, желая увидеть их дочку - виновницу всех, как он в то время считал, своих злоключений.

Вскоре Дандар отыскал юрту, возле которой увидел мужчину и женщину. Сидя возле костра, они пили чай и о чём-то беседовали. Стараясь двигаться неслышно, Дандар проник в юрту и разыскал в потёмках колыбель. Самые разные чувства переполняли его в тот миг. Почти не осознавая, что он делает, Дандар вынул из-за пояса нож и вонзил его в тело малютки, которая сладко улыбалась во сне. И тут же покинул эту юрту…

 

* * *

Долго странствовал Дандар по разным землям, пока, наконец, не облюбовал себе место в горах, среди облаков и вечного безмолвия. Там он построил себе хижину и стал жить, занимаясь йогической практикой и сочиняя комментарии к трудам буддийских философов. Дандар отпустил длинные волосы, зарос бородой, и хотя был молод годами, выглядел глубоким стариком.

Как-то осенью в местности, в которой поселился Дандар, случилась сильная гроза. Молнии сверкали по всему небу, неутихающий ливень грозил затопить округу. И в такое вот время распахнулась дверь, и в хижину вошла девушка. Её мокрое платье прилипло к телу, а губы посинели от холода. Едва перешагнув порог, девушка потеряла сознание и стала падать, но Дандар успел её подхватить.

Уложив девушку рядом с печью, Дандар стал переодевать её в сухие одежды. И тут он увидел шрам на её боку… И прошлое, казалось бы, навсегда им забытое, снова возникло перед его глазами!

 

 

* * *

Больше месяца девушка пребывала в сильном жару, находясь между жизнью и смертью, и всё это время Дандар заботливо ухаживал за ней. И лишь с наступлением зимних холодов, особенно лютых в этой местности, девушка пришла в сознание и стала понемногу принимать пищу.

Девушку звали Сэсэгмой. И Дандар, который успел уже сильно к ней привязаться, чувствовал себя самым счастливым человеком.

 

 

* * *

Однажды, постирав в ручье бельё, Сэсэгма грела свои руки у печи. И Дандар, давно уже собиравшийся спросить её о шраме, набрался, наконец, мужества и спросил. Девушка опустила глаза и поведала такую историю:

- Когда я была совсем маленькой, в юрту моих родителей прокрался какой-то человек. Он ударил меня, лежавшую в колыбели, ножом, и я проснулась и заплакала. Родители прибежали на мой плач, но было уже поздно. Безумец успел покинуть нашу юрту…

- Этим безумцем был я! - признался Дандар и упал перед Сэсэгмой на колени. И Сэсэгма, которая уже успела полюбить Дандара как своего родного отца, простила его и осталась жить в его хижине.

Сэсэгма была по-настоящему счастлива с Дандаром, которого годы страданий и одиночества сделали совсем другим человеком. Счастлив был и Дандар, получивший, наконец, возможность познать и дружбу, и любовь.

 

 

* * *

Как-то раз в хижине Дандара и Сэсэгмы остановились на ночлег два монаха, возвращавшихся из Тибета в родные места. Утолив голод и отдохнув с дороги, монахи завели разговор. Темы, которые они затрагивали в нём, были не совсем обычными. И вскоре Дандар уже знал, что перед ним сидят люди, которых в Тибете считают мастерами философского диспута и называют «солнцем и луной Тибета». Точно такими же словами называли когда-то и его!..

В Дандаре взыграла прежняя удаль, и он вызвал своих гостей на диспут. Монахи с удивлением посмотрели на него - человека, по их мнению, неучёного, но вызов приняли. И в этом диспуте Дандар их победил.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

51 дата публикации: 1.11.2012