Владимир Деревянко

 

Современное состояние и перспективы человековедения

Цикл "Параллельные миры"

 

Введение

Современное человековедение многообразно и неопределённо, как и представления о человеке. Стремясь прояснить ситуацию, мы обратились к данным разных наук, в частности, философской антропологии и истории, физиологии и психологии, кибернетике и педагогике, проанализировали многие произведения литературы. В результате их анализа, обобщения и интеграции была сформирована логически выверенная и взаимосвязанная система знания о человеке, его сущности и её рациональной реализации - человековедение. Впрочем, в силу своеобразия и новизны его положений, не совпадающих с господствующими представленими о человеке, оно не получило распространения, оставаясь как бы "вещью в себе". Будучи уверенными в полезности и перспективности нашего человековедения, мы решили логически осмыслить факты его появления и разработки, некоторые важные положения и попытаться его верифицировать. В первом разделе статьи рассматриваются вопросы о том, что есть человековедение, в чём состоят его научные задачи и каковы вариации его учебных курсов и особенности авторского подхода. Во втором разделе анализируются предпосылки и условия формирования материала человековедения, его задачи и важнейшие положения. В третьем разделе рассматриваются релевантные положения человековедения, в частности, определение сущности человека, которое сопоставляется с представлениями зарубежных и отечественных учёных. В данном разделе реализуется одна из важнейших задач статьи - попытка верификации авторского человековедения с помощью логики, герменевтики и рефлексии для подтверждения его состоятельности и полезности. В заключении даётся резюме статьи и рассматриваются перспективы человековедения, как науки и практики.

 

 

1. Что есть человековедение, - вариации и наш подход?

Прежде, чем говорить о том, что есть человековедение, было бы полезно найти подтверждение его необходимости и пользы. И оно есть и не одно, например, принадлежащее Л. Н. Толстому: "Я твёрдо уверен, что люди начнут разрабатывать единую, истинную и нужную науку, - как жить". Или Р. П. Уоррену: "Если бы человек знал, как жить, он бы никогда не умер". С человековедением связывают свою работу педагоги и философы, актёры и менеджеры. Но что есть человековедение и почему не человекознание? Есть мнение, что основанием для выделения человековедения на первом уровне типологизации наук может быть объект, предмет исследования. При этом нередко человековедение включают в блок обществоведения, что не соответствует ни объекту исследования (человек, а не общество), ни нарастающему числу гуманитарных наук, то есть человековедение - учение о человеке. Что же касается, ведения, а не знания, то знание предполагает некую определённость, точность, верифицируемость, а ведение допускает вероятностно-статистическое толкование, использование установок и концепций.

Мы не разделяем представления о том, что в отличие от физики или химии, для которых важны объективные знания, в системе человековедения важны только подходы или субъективные позиции... И для человековедения важны объективные знания, пусть не такие точные, как в естественных науках, но определяющие человека во всей его полноте-целостности и во взаимодействии с людьми и природой. А по мере своего развития, накопления и систематизации знаний человековедение естественно преобразуется в человекознание. Ярким примером научного субъективизма является философская антропология, собравшая много индивидуальных философских позиций и подходов к определению человека и не сумевшая его определить, вследствие чего он предстаёт чем-то дисперсным, неясным и неопределённым, что есть нонсенс, из которого может быть сделано предположение об очевидных проблемах философии, в силу ли какого-то странного остолбенения исследователей человека перед мнениями философских авторитетов о природе человека, либо зацикливании на различиях в индивидуальных проявлениях людей и нежелании видеть многое общее - существенное, что позволяет их лечить, учить и, объединяя в коллективы, решать масштабные общечеловеческие задачи.

Есть и ещё один аргумент в пользу ведения, - обратившись к любой науке, мы найдём некий массив общих знаний, который может быть представлен, как её базовая часть, доступная для восприятия и изучения представителями своей и других наук, особенно смежных, например, землеведение или общая геология, изучаемые географами. В этом смысле человековедение можно представить и, как общую часть знаний о человеке, составляющих основу гуманитарных наук, например, педагогики и истории, даже философской антропологии до тех пор, пока она не поднимется, если не до определения сущности человека или интеграции субъективных представлений о ней, то хотя бы до их классификации.

Доселе существует немало вариаций человековедения и отсутствует сколько-нибудь устойчивое представление о нём. К человековедению относят литературу, вспомним прямое определение М. Горького, педагогику в представлении В. Сухомлинского, и театр по выражениям известных актёров - Г. Жжёнова и В. Коршунова, И. Климовой и И. Ясуловича... О человековедении упоминают в психологическом и астрологическом, эзотерическом и бизнес-практическом, оздоровительном и развлекательном аспектах, однако, до настоящего времени не сложились чёткие представления о его содержании и задачах. Весьма показательны и различаются в этом отношении учебные курсы человековедения: одни из них в большей степени опираются на психологию, другие - на социологию и философию, но ни те, ни другие не дают новых знаний о человеке и не меняют ничего принципиально в педагогике. Очень немногие современные педагоги, например: Н. Аверин [6] из Украины и В. Жохов [7] из Челябинска, хорошо понимают задачи человековедения и применяют его на практике, добиваясь больших успехов. Однако, это лишь счастливые исключения, которые не делают погоды ни в педагогике, ни в научном человековедении. О последнем можно судить по многочисленным институтам человека, существующим и закрытым, как, например, Институт человека РАН И. Т. Фролова, и работам в области философской антропологии - отечественных и зарубежных учёных, которые не привели ни к формированию цельного видения человека и его сущности, ни к появлению систематизированного и конструктивного знания этого предмета, которое могло бы послужить в качестве основы или точки отсчёта для всех гуманитарных наук. По нашему мнению, это в значительной степени связано с отсутствием общих и объективных подходов к определению человека и его сущности и разнобоем в её толковании, вследствие кризиса-устарения представлений о задачах и методах наук о человеке, о котором говорил М. Шелер. Такая ситуация не может быть бесконечной по нескольким причинам, во-первых, появляются всё новые данные о человеке, расширяющие и углубляющие представления о нём, во-вторых, накопилось много проблем, порождённых человеком, понимание и разрешение которых невозможно без опоры на его разумную сущность в развитии, наконец, для изучения и определения человека формируются новые методологические подходы.

Наш подход к определению сущности человека и содержанию человековедения сложился не сразу, и дело здесь не только в особенностях нашего мышления и мировоззрения, а в странно-тупиковом положении гуманитарных наук и философской антропологии, в частности, вследствие которого представления о человеке являются неоднозначными и неконструктивными. Без этого большой массив современных проблем человечества как бы повисает в воздухе, не имея причинно-следственных связей с сущностью человека и его разумом, которые их и порождают. Яркой иллюстрацией этого является название раздела III из Программы бывшего Института человека РАН И. Т. Фролова: "Человек и человечество перед лицом современных глобальных проблем"... [8]

Действительно, человек многообразен: он животен и духовен, принадлежит нескольким расам и многочисленным национальностям со своими языками, жизненным укладом и вероисповеданием. Люди отличаются уровнем развития и родом занятий, мировоззрениями и убеждениями, темпераментом и нравственностью... Можно ещё продолжать перечисление различий людей, которое наводит на мысль, если не о невозможности, то немалой сложности их обобщения в некоем собирательном образе-определении сущности, разве, что всё перечисленное и многое другое - это части целого - человека в развитии и во всём его многообразии, как ствол, ветви и листья одного дерева... Заметим, что индивидуальные различия не мешают людям успешно взаимодействовать и понимать друг друга, впрочем, не всегда и вполне, но не в силу различий в сущности, а в степени её реализации и развитии...

Человековедение не пытается увязывать и систематизировать разнородные представления о человеке, а ищет и находит то общее, что объединяет всех людей и является основой их индивидуального, социального и видового развития. Анализируя важнейшие отправления и действия человека и социума, наше человековедение обосновало их общезначимые системные критерии - необходимости и пользы, соотносимые с сущностью, следуя которым, человек оптимально развивается и способен с помощью разума, который также развивается (!) в этом процессе, к самосовершенствованию. Ну, и, что самое важное, человековедение [1] определило сущность человека и её важнейшие основания и свойства, логически /системно/ и функционально взаимосвязанные между собой и предопределяющие его действия - индивидуальные, в социуме и природе. Последнее наполняет конкретным содержанием природосообразную педагогическую методологию, о которой говорил ещё Я. А. Коменский, и может быть осуществлено в рамках системы природосообразного поведения человека, которую возможно и необходимо изучать, реализовать и оптимизировать для развития и совершенствования его природных и развиваемых качеств в педагогическом процессе!

 

 

2. Суть и важнейшие положения человековедения. Человековедение в системе наук.

Семнадцать лет спустя трудно припомнить детали начала работы в человековедении, - разве, что в сознании остались некие опорные мысли-антитезы о современном человеке, для которого важнее желания, а не необходимость, делающие его "чужим самому себе", и человеке будущего, хозяине себя - разумном совершенном. Ещё одна мысль-наблюдение состояла в том, что последнее столетие в истории человечества характеризуется исключительными научно-техническими и экономическими достижениями и одновременно самыми кровавыми войнами, социальными потрясениями и экологическими катастрофами... В этом ужасном противоречии естественного и духовного просматривается логическая связь, которая и доселе остаётся вне поля важнейших интересов людей и связана с их представлениями о сущности и смысле жизни. Если люди не поймут всей меры опасности и противоестественности сложившегося и усугубляющегося положения, их жизнь на земле может закончиться мировым катаклизмом и гибелью цивилизации.

Без осознания этих проблем и формирования новых общечеловеческих ценностей, ни у кого не может быть уверенности в будущем, которое закладывается уже сегодня. Возникший и невосполненный пока разрыв между высоким уровнем развития экономики, естественных наук и техники и недостаточным развитием гуманитарных наук, не сумевших пока определить сущность человека и его рациональное взаимодействие с окружающим миром людей и природы, является первопричиной многих индивидуальных, социально-экологических и мировых проблем, без решения которых невозможно улучшение жизни людей и уверенное движение вперёд. Важнейшим условием решения проблем и улучшения жизни людей является рационализация её индивидуальной и социальной сфер на основе объективных знаний о сущности и сообразных ей эффективных развитии и самореализации человека, которые призвано дать человековедение и смежные гуманитарные науки.

"Основы человековедения" [1] формировались постепенно, подчиняясь внутренней логике своего развития. Усложняясь и уточняясь, они сложились по содержанию и основным положениям лишь в 3-й редакции. Заметим, что радость творчества и задача постоянного совершенствования материала высвободила мощную пружину авторского энтузиазма, которого хватило на многие годы, впрочем, теперь почти иссякшего... Выражением содержания и логики материала человековедения стала и его структура, которая в основном сформировалась в 6-й ред.. В последующих редакциях структура "Основ человековедения" существенно не изменялась, что не означает её идеальности, при постоянных её уточнениях и шлифовке содержания, которые будут продолжаться и дальше.

Наше человековедение доказывает, что самая суть человека и основа научного представления о нём состоят в соотношении его желаний, связанных с удовольствиями прежде всего тела, и необходимостью, осознаваемой разумом. К сожалению, пока человек желает то, что ему приятно и выгодно, а не то, что необходимо и полезно, свидетельствуя о преобладании телесного животного начала над духовным и, как следствие, естественных наук над гуманитарными. В результате происходит его самоотчуждение и разобщение с окружающим миром, иначе говоря, нарушение индивидуального проявления сущности и взаимодействия с социумом и природой. В позитивном разрешении противоречия между желаниями и необходимостью человека посредством разума состоят важнейшие цель и задача человековедения! Чтобы помочь людям в развитии разума для осознания и осуществления жизненной необходимости, имманентной его сущности, человековедение даёт системное определение сущности человека с её основаниями и свойствами, процесса её познания и реализации и релевантных категорий жизненной необходимости и высшей пользы. Для обеспечения оптимального развития каждого человека и организации социума, человековедение определяет принципы рациональных самоорганизации и производства и использования жизненных ресурсов и энергии.

Квинтэссенция и сверхзадача человековедения может быть сформулирована как осознание и осуществление жизненной необходимости человека для достижения высшей пользы улучшения вида! Наука разумной жизни человека призвана дать теоретическое обоснование и определить практические рекомендации по осуществлению жизненной необходимости на всех стадиях жизни человека: рождения и воспитания, образования и самореализации - индивидуальных, в социуме и природе. Человековедение рассматривает жизнь человека как открытую систему, у которой есть свои имманентные целевые функции, алгоритмы взаимодействия подсистем и элементов и критерии рационального функционирования. Оно обосновывает оптимальный путь развития и совершенствования человека и его разума, который имеет конструктивное звучание и находит своё выражение в природосообразной педагогике! Являясь комплексной наукой, человековедение входит в блок гуманитарных наук и взаимодействует с ними, как одна из базовых дисциплин. Однако, в силу того, что человек материален, если вспомнить о метаболизме, очевидна связь человековедения и с естественными науками, например: биологией, химией, медициной.

Анализируя действия и проблемы человека, становится ясно, что они системны и взаимосвязаны, а для их понимания и решения недостаточно методов отдельных наук и средств, - необходимы новые подходы и методы, привлечение комплексных данных и общие усилия. Формирование таких системных данных и методов предполагает новую научную методологию и реализующую её комплексную научную дисциплину - человековедение. Как знания о природе составляют природоведение или естествознание, так и знания о человеке должны были складываться в человековедение и человекознание... Однако, с человековедением всё не так просто - пока не сложились ни сколько-нибудь определённые и общезначимые представления о его предмете, ни о методах. И причина такого положения в неопределённости и многообразии представлений о природе-сущности человека вплоть до того, что у него нет сущности...

Рассматривая человека, как элемент универсума, наше человековедение поднялось над многозначностью представлений о нём, нередко поверхностных и индивидуализированных, и представляет его, как цельное системное и доступное для познания, детерминирования и рационализации биосоциальное явление. Через сущность человека человековедение интегрирует-связывает знания о нём и формирует основу системы общих знаний, на которую должна опираться любая наука о человеке, будь то медицина или педагогика, чтобы быть объективно-адекватной в его понимании и отображении. Как человек и его сущность складываются из подсистем - природных и психосоциальных, так и человековедение, а в последствии, по мере его развития и накопления знаний - и человекознание, должны представлять собой иерархическую систему взаимосвязанных знаний - естественных и гуманитарных.

Как вывод, - развитие и изучение гуманитарных и естественных наук о человеке должно быть взаимосвязанным и давать людям цельное видение мира и человека! И связующим разные науки звеном призвано быть человековедение! На такой смысловой и методологической основе должно строиться здание общего и специального образования, ориентированное на человека и помогающее ему эффективнее развиваться и более адекватно сущности реализоваться. Человековедение необходимо и полезно всем людям, создавая основу гуманитарных знаний, придавая гуманистическую направленность их действиям и способствуя созданию более здоровой, насыщенной и продолжительной индивидуальной жизни, более справедливой организации социума и рационализации его взаимодействия с природой. Впрочем, не все так думают и человековедению ещё предстоит стать востребованными наукой и практикой, преодолев скепсис и доказав свою состоятельность...

 

 

3. О необходимости и возможностях верификации человековедения

Что может вызвать в человековедении наибольшие сомнения? Наверное, его базовые положения и категории и, прежде всего, определение сущности человека и её оснований и свойств, на которых строятся его теория и приложения. Многим они могут представляться спорными, но такова нынешняя ситуация, когда о природе человека можно говорить всё, что угодно, смешивая единичное и всеобщее, когда сосуществуют религиозные и научные, общепринятые и частно-субъективные представления о человеке, нередко взаимоисключающие или весьма далёкие друг от друга. Можно не принимать человековедения, которое в своих построениях опирается на развивающийся разум человека, и говорить об абстрактности категорий жизненной необходимости и высшей пользы , как и о том, что человек - есть некая данность и другим не будет. Наконец, в силу различий в разумности людей и сложности развития их разума, можно даже назвать человековедение идеей-фикс, но это ни на шаг не подвинет людей к решению их проблем и улучшению жизни...

Увы, теперь каждое положение или определение человековедения, будь то сущность человека или её основание/свойство, процесс реализации его сущности и развития, основы теории и система природосообразного поведения с её организацией, алгоритмами и технологиями, несмотря на их логичность и системную взаимосвязь, могут быть оспорены в зависимости от точки зрения на человека и его природу. С другой стороны - в силу относительной простоты некоторых используемых понятий и категорий, например, жизненной необходимости или высшей пользы, они могут быть вульгаризованы и подвергнуты остракизму, особенно при рассмотрении вне контекста человековедения. И напротив, сложность системных кибернетических построений, необходимость использования моделей и алгоритмов жизненных процессов человека могут стать поводом для неприятия материала человековедения. Наконец, своеобразный авторский стиль изложения может также вызывать отторжение, - тут уж ничего не поделаешь, если не будет общего стремления к истине...

Сказанное выше делает затруднительным независимый и объективный анализ материала человековедения, потому, наверное, имеет смысл отметить существенные логические моменты и обстоятельства их выделения и формирования. Впрочем, и это может быть неубедительным для критически настроенных по отношению к нашему человековедению людей, но, думается, небесполезным, как для них, так и для человековедения, позволяя ещё раз оценить верность и обоснованность его материала.

Рассмотрим, например, инстинкты и разум. Они есть у каждого живого существа на Земле, самим фактом существования подтверждая иерархичность самоуправления и различное соотношение между ними у низших существ и высших. При этом инстинкты - это некие закрытые для изменения и быстрореализуемые рефлекторные схемы поведения, не всегда целесообразные, а разум - гибкое и способное к более оптимальным и не всегда быстрым, особенно в сложных ситуациях, решениям, средство управления поведением. Если инстинкты реализуют стереотипные поведенческие схемы для некоторых жизненных ситуаций и по мере их изменения заменяются, впрочем, далеко не сразу, то разум в процессе его реализации в новых и более сложных условиях совершенствуется по критериям необходимости и пользы, адекватным его сущности.

Камнем преткновения в понимании соотношения инстинктов и разума человека является специфика проявления инстинктов, живущих как бы своей скрытой жизнью и проявляющихся спонтанно и резко, и общая недостаточность и различия в развитии разума у людей, по-разному способных, а нередко неспособных к анализу инстинктов и своих действий. Человековедение обосновывает потенциальную, постепенно развиваемую возможность контроля инстинктов с помощью разума, как и преодоления дисгармоний и рудиментов в организме и сознании человека, о которых говорил ещё И. И. Мечников [5]. При этом важнейшими проявлениями разумности, доказывает человековедение, являются процессы самоорганизации и рационализации жизненных ресурсов и энергии человека. С разумом связаны жизненные ценности людей, а с повышением разумности - их изменение и улучшение жизни. Безусловно, наиболее сложным для доказательства верности и логичности является определение сущности человека и её оснований и свойств. В определении сущности человека (См. раздел 1.4 "Основ человековедения" [1]) можно усмотреть его чрезмерную сложность, многомерность и идеальность, можно даже усомниться в разумности сущности человека, если встать на генетические представления о сущности человека Ф. Фукуямы, не признающего её энвироментальности, каковыми являются разум и социальность человека, или доказывать невозможность соединения тела и духа (Б. Паскаль). Можно говорить о том, что "природа человека существует как некая данность, но мы не можем представить её конкретную расшифровку" (П. Гуревич) или писать, что "у науки недостаточно данных для её выражения" (Б. Юдин), как и привести суждения о неопределённости сущности (П. Эрлих) или её отрицании (Ортега-И-Гассет)...

В определении сущности, данном человековедением, нет тенденциозности, оно материалистично и рационально, опирается на фундаментальные свойства, интересы и действия человека, имеет свою внутреннюю логику и выражает эволюционно-историческую тенденцию его развития. Определение человековедения кибернетически выверено, рассматривая человека и его социум, как открытую самоорганизующуюся систему, и выражает общечеловеческие устремления к общности людей и их единению с природой. Наконец, в достаточно простых и доступных для понимания многими категориях жизненной необходимости и высшей пользы, увязанных с общеизвестными задачами существования человека, оно выражает высшую цель его существования - улучшение вида, которая в животном мире достигается посредством силы и естественного отбора, а у людей возможна в рамках разумной эволюции!

Человековедение доказательно и непротиворечиво, ибо ещё никто не указал ни на одно из противоречий в нём, и современно по стилю изложения, хотя местами и достаточно сложно. Прилагая к нему герменевтические правила Р. Элиэзера или Мальбима можно видеть, что человековедение в основном отвечает принципам логической индукции и построения основной посылки. Обращаясь к "Основам человековедения", являющихся фундаментом нашего человековедения, нетрудно убедиться в том, что изложение их содержания строится от более лёгкого к более сложному и строгому, от частного к общему, отвечая принципам логической индукции и используя общезначимые и связывающие разные стороны жизни человека понятия и соотношения, например, системы и контура взаимодействий или жизненной необходимости, которую составляют самопознание и реализация сущности, последняя из которых, в свою очередь, подразделяется на самовоспроизводство и самореализацию, предполагая рациональную самоорганизацию. "Основы человековедения" имеют ясную и содержательно обусловленную структуру, используют свою аксиоматику, а многие их теоретические положения могут быть приложимы на практике.

Таковы, например, категории-процедуры индивидуальных жизненного цикла и хозяйства жизни, представляющие собой информационно-логические конструкции, которые являются важнейшим средством описания и определения существенных сторон жизни человека и одновременно эффективным средством самоорганизации и рационализации жизненных ресурсов и энергии. На их основе возможна организация рационального индивидуального поведения человека и природосообразного педагогического процесса, в рамках которых может быть обеспечено значительное повышение эффективности развития человека и его разума, являющихся важнейшим условием улучшения жизни. Впрочем, сколь убедительными и неотразимыми ни были приведённые доводы в пользу человековедения, известны психологические особенности людей в негативно-консервативном восприятии и неприятии нового, с которыми также следует считаться. Тем не менее, обратимся к двум существенным вопросам человековедения и попытаемся рефлексировать их: есть ли у него свои предмет и метод и имеет ли оно право на существование среди наук (1) и что есть система природосообразного поведения и каково её место и значение в человековедении и жизни человека, в том числе, для её улучшения (2)? По первому вопросу можно привести немало высказываний о предмете человековедения, например, С. И. Каменского [3] или А. К. Сухотина [2], определивших его, как учение о человеке, однако, этого недостаточно, более того, они несколько расходятся с нашим видением предмета человековедения - познанием и реализацией сущности человека, и не ограничивают сферы его знаний. Как же быть, если познание сущности - предмет философской антропологии, которой следовало бы определить сущность человека, но она этого не делает?..

Пришлось сделать это в человековедении, хотя было бы естественно опереться на данные философской антропологии. Что касается реализации сущности, то это задача каждого разумного человека, науки и природосообразной педагогики, которые должны научить его этому, вспомним мысль Л. Н. Толстого в начале статьи и Дж. Локка, который писал об этом наряду с рефлексией [4]. Впрочем, природосообразной педагогику, как и другие гуманитарные науки, и призвано сделать человековедение, которое является своеобразным мостом-переходом от философии к гуманитарным наукам и практике. Система природосообразного поведения некоторым может показатьсяабстрактной и идеализированной, однако, в опоре на теоретический фундамент человековедения и его конструктивный потенциал, она становится органичной и реализуемой, например, в природосообразной педагогике. В рамках господствующих жизненных ценностей человековедение действительно может вызывать отчуждение и быть невостребованным, но, как только люди задумаются об улучшении жизни и попытаются сделать практические шаги в этом направлении, оно актуализируется и станет необходимыми и полезными наукой и практикой.

Было бы самонадеянным утверждать, что человековедение объективно, потому что верно, как писалось о марксизме, который очевидно дискредитирован, как и говорить о его полном соответствии герменевтическим принципам или законам рефлексии, - необходимы время и многократные проходы по тексту, как и попытки его приложения на практике. Но не сказать о праве человековедения на существование и пользе, которую оно несёт людям, нельзя, как и забыть о том, что оно является одной из опорных точек-путей в определении и понимании человека для совершенствования его самого и улучшения жизни.

 

 

Заключение

Что бы ни думал автор о своей работе и какой бы она ни была, "всё решается в совете человеческом", - писал Г. Лихтенберг и от этого никуда не денешься. К сожалению, теперь гуманитарным наукам и человековедению, в частности, не оказывается должного внимания, в силу ориентации людей на потребление и удовольствия. Это делает работу в человековедении маловостребованной, а её результаты недооценёнными, из-за чего оно не имеет необходимого приложения и развития. Последнее и послужило одной из причин появления данной статьи, как и критическое осмысление его особенностей, логический анализ существенных положений и попытка приложения правил герменевтики и рефлексии для анализа его содержания и структуры. Перспективы человековедения вообще, и определения сущности человека, в частности, теперь не вполне ясны. Тем не менее, как человек не может бесконечно оставаться неопределённым, ибо без этого невозможны понимание и решение современных проблем, так и на смысловой и методологической основе человековедения может быть выстроено здание общего и специального образования, ориентированных на человека и помогающих ему эффективнее развиваться и более адекватно сущности реализоваться. Как метасистеме знаний о человеке и его социуме, человековедению ещё предстоит углубление и уточнение, - являясь своеобразным переходом от философии к гуманитарным наукам и практике, оно призвано сделать более сообразными сущности человека педагогику и другие гуманитарные науки. Опираясь на высокий потенциал совершенствующегося разума человека, человековедение будет способствовать его рациональной эволюции в единении с людьми и природой для улучшения вида!

18.08.2012

 

Литература

1. В. И. Деревянко. Основы человековедения. 9-я ред., 2012.

2. А. К. Сухотин. Превратности научных идей. М., 1991.

3. С. И. Каменский. Аксиоматика человековедения.

4. Дж. Локк. См. "Википедия".

5. И. И. Мечников. Этюды о природе человека.

6. Н. Аверин. Обесчеловеченная школа, "Зеркало недели", N33 (408).

7. А. Б. Коренная. О новой технологии школьного образования, "Грани эпохи", N48, 2012 (О В. И. Жохове), http://grani.agni-age.net/articles12/4820.htm

8. И. Т. Фролов. Программа Института человека РАН.

 

Примечание. Все материалы из списка имеются в Интернете.

 

 

Sapienti sat - мудрому достаточно

(Краткие мысли-парадоксы. Новые разделы.)

 

18. Что мы знаем о человеке?

19. О человеке и природе

20. Человек на земле и во вселенной

21. О самом важном для человека

22. Готовы ли люди ко встрече с инопланетянами?

23. О возможностях разума человека

 

 

18. Что мы знаем о человеке?

 

18.1. О человеке так многое известно, что это мешает людям однозначно определить его сущность.

 

18.2. Накоплено немало знаний о человеке, но их недостаточно для того, чтобы говорить определённо, какой он?..

 

18.3. Фактическая история человека составляет 2 миллиона лет, письменная - 5-7 тысяч, но пока не определена его сущность, не будет объективного понимания происходящего с ним ни в прошлом, ни теперь

 

18.4. Если жизнь человека сопровождает много проблем, то это говорит не о том, что жизнь проблемна вообще, а о том, что человеку необходимо дальнейшее развитие и совершенствование.

 

18.5. В отличие от животных человек способен сознавать и осуществлять жизненную необходимость и оценивать полезность своих действий, однако, далеко не все и вполне реализуют это.

 

18.6. Мы знаем о человеке то, что не препятствует нашим действиям в рамках господствующих жизненных ценностей.

 

18.7. Если бы люди хорошо знали и исполняли законы природы, то есть жили по разуму, их жизнь была бы справедливой, человечной и все более совершенной!

 

18.8. Говорят, что все люди разные... Но почему люди учат и лечат других, объединяются по интересам и целям, а самые большие задачи и проблемы людей можно решить только всем миром?..

 

18.9. Мы знаем о человеке, что он двойствен и биосоциален, но почему мы не знаем, как это лучше объяснить и реализовать? Может быть, потому, что этому мешают наши невежество или нежелание?..

 

18.10. О человеке известно многое, но пока нет объективных знаний о том, для чего человек живёт и как надо жить, чтобы было хорошо ему и другим людям.

 

18.11. Известно, что все дети немножко гении. Но почему, когда они вырастают, их гениальность куда-то исчезает?..

 

18.12. Что бы не говорили о человеке и каким бы он ни был, не познав его сущности, нельзя решить его многочисленные проблемы и улучшить жизнь!

 

 

19. О человеке и природе

 

19.1. О человеке и природе обычно говорят раздельно, в то время, как они составляют единое целое.

 

19.2. Многие люди дистанцируются от природы, даже пытаются господствовать над ней, забывая, что являются её органической составляющей и весьма зависимыми от неё...

 

19.3. Когда говорят, человек - венец творения или развития природы, забывают, что всё находится в развитии и движении к совершенству, которые не имеют предела.

 

19.4. Любое действие человека в природе, не учитывающее возможных последствий, связано с риском их непредсказуемости, иногда весьма опасным.

 

19.5. Человек находится в развитии, средний уровень которого теперь сравнительно невысок, и действует по законам, весьма близким законам джунглей...

 

19.6. Человек, не знающий и, тем более, нарушающий законы природы, подобен рубящему сук, на котором сидит.

 

19.7. Чем менее человек разумен во взаимодействии с природой, тем дальше отодвигается время, когда ему станут подвластны энергия, пространство и время...

 

19.8. Человека нельзя рассматривать вне природы, поскольку он не может существовать без солнца и воздуха, воды и пищи.

 

19.9. Человек - продукт и разумное явление природы, способное её познавать и контролировать для снижения её энтропии.

 

19.10. Каким бы комфортом ни был окружён человек, условия его жизни должны быть сообразны его сущности.

 

19.11. Что бы ни делал человек, он не должен вредить природе, ибо нанося ей вред, он вредит самому себе.

 

19.12. Чем лучше человек познаёт законы природы и будет им следовать, тем лучше будет его жизнь и тем большими будут его возможности!

 

 

20. Человек на земле и во вселенной

 

20.1. Земля очень велика для одного человека, но становится недостаточно большой для растущего человечества.

 

20.2. Человек в одиночку может освоить небольшое пространство, но чем больше людей объединятся для достижения этой цели, тем большим вплоть до целой вселенной оно может быть!..

 

20.3. Чем менее зависим человек от ресурсов и условий существования, тем более он свободен в волеизъявлении и перемещениях в пространстве.

 

20.4. Чтобы освоить вселенную и найти разумную жизнь, человек, как ни странно, должен оптимально организовать свою жизнь на земле.

 

20.5. Человек - микрокосм и, чем лучше он себя узнает, тем доступнее станет для него вселенная!

 

20.6. Будучи явлением и частью природы, в том числе, и вселенной, человек для своей пользы должен не отчуждаться, а сближаться с ней!

 

20.7. Когда человек станет хозяином на земле, ему станет легче осваивать и космос.

 

20.8. Земля - часть вселенной, осваивая которую, человек приближает к себе иные миры.

 

20.9. Чем более природосообразным и совершенным будет человек, тем ближе к нему станут иные миры и встреча с инопланетянами.

 

20.10. Познавая и осваивая вселенную, человек становится лучше сам и улучшает жизнь на земле.

 

20.11. Человек - разумное начало вселенной, которое, соединившись с другими разумными существами, может стать совершеннее сам и понизить её энтропию

 

20.12. Человек, не важно - по Божьей воле или объективным причинам, существует для того, чтобы познать, откуда всё пошло, каково его место в происходящем и как достичь свою высшую пользу!

 

 

21. О самом важном для человека

 

21.1. Чем более разумен человек, тем важнее для него здоровье, работоспособность и близость к людям и природе.

 

21.2. Самое важное для человека то, что необходимо и полезно для всех людей - самосовершенствование для улучшения вида как наиболее существенного условия улучшения его жизни.

 

21.3. Очень важно для человека развитие его психофизических и нравственных возможностей, - без развития человек деградирует до хилого животного.

 

21.4. По мере достижения зрелости для человека ставятся более важными общезначимые ценности и достоинства!

 

21.5. Оптимальное соотношение индивидуальных, социальных и общечеловеческих интересов в действиях человека являются важнейшим условием его разумности и счастья!

 

21.6. Самое важное для человека - быть сообразным своей сущности, что означает познание и эффективную реализацию определяемой ею жизненной необходимости для улучшения вида!

 

21.7. Представления человека о важности формируются в процессе осмысления им своих действий и оценке их по необходимости и пользе.

 

21.8. Как существуют возрастные рамки людей, так и стратифицируются их представления о важном, которые интегрируются в смысле жизни.

 

21.9. Самое важное для человека то, что имеет для него наибольший смысл!

 

21.10. Когда человек живёт насущным, сиюминутное торжествует над разумным, добрым и вечным.

 

21.11. Задача воспитания и образования - научить человека пониманию и осуществлению самого важного для всех людей - действиям для улучшения вида!

 

21.12. Самое важное для человека - быть разумным!

 

 

22. Готовы ли люди ко встрече с инопланетянами?

 

22.1. Все ждут прилёта инопланетян, но пока люди разобщены и отдалены от природы, они могут не найти с ними взаимопонимания...

 

22.2. Многие люди хотели бы полететь в другие миры или встретить инопланетян на земле, но пока они стремятся иметь больше и быть выше других, это маловероятно.

 

22.3. Чем совершеннее будет человек, тем более ему будут доступны энергия и бесконечность пространства и времени, и тем скорее произойдёт встреча с инопланетным разумом.

 

22.4. Готовность людей ко встрече с инопланетянами определяется степенью разумности или природосообразности их действий как важнейшему условию их сближения.

 

22.5. Встреча с инопланетянами состоится лишь тогда, когда человек вполне осознает себя частью вселенной /микрокосмом/!

 

22.6. Можно объездить весь мир, даже побывать в ближнем космосе, и быть чужим ему, оставаясь эгоистом, думающим о своих выгоде и удовольствиях, а не общей, тем более, высшей пользе!

 

22.7. Чем больше людей соединят свои желания и энергию, тем дальше от земли они смогут улететь и скорее встретят инопланетян.

 

22.8. Каким бы отличным от земного ни был посетивший её инопланетный разум, он никогда не будет жестоким и несправедливым, потому что эти качества несовместимы с разумом.

 

22.9. Одними из важнейших условий готовности землян ко встрече с инопланетянами являются преодоление несправедливости и их совместные усилия для достижения этой цели!

 

22.10. Вселенная поразительно велика в сравнении с человеком, но его возможности таковы, что когда-нибудь он сможет заглянуть в самые дальние её пределы!..

 

22.11. Сближение с людьми и природой - наиболее важные действия человека на пути установления контакта с другой цивилизацией.

 

22.12. Когда люди преодолеют противоречия в отношениях между собой и природой, они станут готовы ко встрече с инопланетянами, которая состоится при первой же возможности!

 

 

23. О возможностях разума человека

 

23.1. Человек без разума - ограниченное ареалом существования животное, с разумом - существо, способное познать и освоить безграничную вселенную.

 

23.2. Возможности разума, как и мышц человека, велики и потенциальны, ибо определяются степенью их развития и тренировки!

 

23.3. Несмотря на большие возможности разума, средняя разумность людей пока ограничена задачами выживания, накопления ресурсов и достижения более высокого положения в социуме, что весьма близко отношениям животных в стае...

 

23.4. Говоря о безграничных возможностях человека, следует иметь в виду их идеальность и труднодостижимость, но не невозможность, если он будет постоянен в своём стремлении к совершенству!

 

23.5. Чтобы реализовать возможности своего разума, человеку нужно регулярно и активно его использовать, но не для достижения личной выгоды, а для решения общезначимых и всё более сложных задач.

 

23.6. Возможности разума человека тогда можно вполне реализовать, когда его жизненные ценности будут способствовать его совершенствованию - индивидуальному и во взаимодействии с социумом и природой!

 

23.7. 10% интеллектуального потенциала, как известно, максимально реализуемые далеко не всеми людьми, показывают, насколько велики и неиспользуемы пока возможности их разума.

 

23.8. Все люди потенциально способны к разумным действиям, если их этому научат с момента включения разума /в первые два-три месяца жизни/!

 

23.9. Возможности разума человека столь же безграничны, сколь и ограничены, если он не заставляет себя каждый день выходить за пределы повседневности.

 

23.10. Немало людей пренебрегают тренировкой мышц и со временем страдают от болезней. То же происходит и с разумом, вследствие чего возникают и болезни и проблемы людей.

 

23.11. Жизнь, построенная на достижении максимальной частной выгоды, противна разуму, который по мере своего развития стремится к достижению общей - высшей пользы!

 

23.12. Чем более разумны будут люди, а этому их можно и нужно учить, тем скорее они решат свои проблемы и жизнь станет лучше для всех!

 

03.08.2012

 

Примечание. Первые семнадцать разделов мыслей парадоксов опубликованы в номере 32 журнала "Грани эпохи", кроме того, наряду с другими материалами их можно найти на сайте Владимира Деревянко - http://ocheloveke.narod.ru//

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

51 дата публикации: 7.09.2012