Александр Херсонов

 

«Посеешь мысль, пожнёшь… бурю!»

(Читая и перечитывая А. И. Клизовского)

 

Космос как мыслящее существо

Можно ли «посеять» мысль? И если «да», то можно ли «пожать» посев мысли? Ответы на эти вопросы мы находим в главе «О мысли» капитального труда А. И .Клизовского (1874-1942) «Основы миропонимания Новой эпохи».

В середине XIX века в Европе родилась мысль, последствия которой определили направление развития жизни человечества на протяжении более чем ста лет.

Два немецких философа - Карл Маркс и Фридрих Энгельс - объявили миру: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Вскоре чуткая и плодотворная мысль философов обрела плоть: появился «Манифест коммунистической партии».

В России эта мысль воплотилась в создание новой политической партии - РСДРП, затем в создание «первого в мире государства рабочих и крестьян», затем в образование СССР, затем в создание мировой социалистической системы… И кто знает, чем бы закончилось пророчество Маркса и Энгельса, если бы не бурный рост науки и техники, поставивший человечество ХХ века на грань всеобщего уничтожения...

А ведь всё действительно начиналось с мысли, могущественной, чутко уловившей веяния всепобеждающей эры Водолея…

…Но вернёмся к А. И. Клизовскому. Сын военного музыканта, Александр Иванович связал свою судьбу с армией (воевал, был ранен, четыре года провёл в немецком плену), но поскольку тяготел к философии, главную часть жизни посвятил познанию мира. Он увлёкся трудами Е. П. Блаватской, вступил в кружок восточной философии В. А. Шибаева, а в 1927 году стал членом Латвийского Рериховского общества.

А. И. Клизовский состоял в переписке с Е. И. Рерих и получил одобрение вышедшему трёхтомнику «Основы миропонимания новой эпохи» (1934-1938). Более того, Елена Ивановна в письмах называла труд А. И. Клизовского «любимой книгой».

Е. И. Рерих писала: «Книга Клизовского… дала и даёт много радости ищущим душам… В ней не больше ошибок и недоговорённостей, чем в любой книге во всех областях знания» (24.05.1936). Что же нового мы узнаём о феномене мысли из столь уважаемого источника?

Во-первых, мысль - это «великая энергия, которая существует в Космосе».

Во-вторых, «это самая могущественная энергия, обладающая как созидательной, так и разрушительной силой».

В-третьих, «мысль есть источник мироздания, первоисточник всего сущего, ибо всякое творчество зарождается и начинается в мысли».

В-четвёртых, «закон, управляющий миром мысли, тот, что чем выше мысль по своему содержанию, тем она сильнее».

В «Беспредельности», 372 читаем: «Мысль даёт форму, мысль даёт направление, мысль даёт жизнь, мысль даёт творчество».

Человек проявляется на ментальном плане своими мыслями.

Итак, Космос или, иначе говоря, Макрокосм насыщен мыслями. И это понимал К. Э. Циолковский, воспринимая Космос как разумное, живое существо. Но также насыщен мыслями и созданный по образу и подобию Микрокосм, то есть Человек.

Всё дело в том, какими именно мыслями насыщен человек…

«Иерархия», 172, 173 поясняет: «Люди думают, что их мысль мала и никуда достичь не может. Между тем потенциал мысли велик, и для мысли не существует ни пространства, ни времени… Каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство».

Можно сказать, что какова мысль, таковым будет и следствие мысли, её действие. Мелкая, ничтожная мысль порождает такое же действие: «Нет сомнения, что действие мысли будут тем сильнее, чем больше вложено в неё мыслительной силы».

 

 

Сколько весит мысль?

Более того, сила мысли не эфемерна, она видима, осязаема и может быть выражена количественно, а именно, взвешена на сверхчувствительных весах.

А. И. Клизовский упоминает о любопытном опыте: «Известно, что один и тот же человек, взвешенный во время сосредоточенного мышления, весит больше, нежели тогда, когда он ничего не думает. Эта разница в весе факт, известный нашей современной науке, - являет сущность мысли, показывая вместе с тем её материальность».

Материальность мысли безусловно доказана в научных экспериментах многих НИИ СССР, сотрудничавших с экстрасенсом Нинель Кулагиной, которой удавалось силой мысли передвигать в пространстве предметы. Но учёные оказались бессильны объяснить видимое собственными глазами… «Тяжесть» мысли можно ощутить и на собственном опыте. Например, когда вы бездумно отдыхаете, ваша голова воспринимается вами «пустой», невесомой и, как говорится, «бездумной». Но стоит вам сесть за решение трудной задачи и начать напряжённо мыслить, как голова тутже в ваших ощущениях тяжелеет…

Субъективное ощущение тяжести и есть следствие рождения мысли-материи. Но вот мыслительная работа окончена, вы встали из-за стола и ваша голова через десяток минут «просветляется», обретает прежнюю лёгкость.

 

 

«Всяк сверчок знай свой шесток»

Известно, что во Вселенной действует закон притяжения подобного подобным. Этот закон можно сформулировать иначе, но суть его остается прежней: «Родное принимает родное». Простой пример из любимой мной химии: полярные вещества, как правило, растворимы в полярных растворителях. Например, кислота или щёлочь хорошо растворимы в воде, но не растворимы в ацетоне. Неполярные керосин или ацетон в воде не растворяются, зато хорошо смешиваются со скипидаром…

Закон универсален, поскольку то же самое наблюдается и в мире людей: интеллектуал вряд ли «притянется» к недалёкому человеку, а гурман найдёт общий язык с человеком всеядным.

А. И. Клизовский пишет: «Мысль сильная, яркая, с определённой целью сознательно посланная, создаёт из ментальной материи живое пространственное существо - мыслеобраз, которое будет стремиться осуществить вложенную в него идею. Эти мыслеобразы живут столетиями и тысячелетиями, ожидая исполнения вложенных в них мыслей».

Существует мнение, что одиночные, слабые, неясные, туманные, мысли безвредны для окружающего пространства. Но это далеко не так! Вероятно, именно они, отмеченные выше «мыслишки» в подавляющем большинстве бродят в пространстве. Но беда в том, что по закону «родное принимает родное», они притягиваются друг к другу, группируются по содержанию, отталкивая в сторону сильные и яркие мысли, образуют безбрежный и далеко не безобидный конгломерат мыслеобразов серости, а то и «чернухи».

 

 

Трагедия Спитака

7 декабря 1988 года в СССР произошла трагедия: Армянскую ССР потрясло землетрясение магнитудой в 7,2 балла. Город Спитак в 11 часов 41 минуту оказался «стёрт с лица земли». Сильно пострадал Ленинакан (теперь Гюмри), Кировакан (теперь Ванадзор), Степанован, другие города Армении. Погибло около 25 тысяч человек, 511 тысяч человек оказались под открытым небом, пострадало 40 % территории страны…

Я хорошо помню кадры кинохроники того времени, как на место трагедии выезжала правительственная комиссия во главе с Николаем Рыжковым, как много было построено жилья, как оперативно оказывалась гуманитарная помощь пострадавшим.

В то время с женой и маленькой дочкой я проживал в дачном посёлке в Подмосковье. Деревянный «железнодорожный» дом был рассчитан на четыре семьи. Наша семья занимали две комнаты. В доме были газ и вода. И мы считали, что живём с комфортом.

В тот день, когда страна узнала о трагедии Спитака, мы с женой решили, что возьмём к себе на временное проживание армянскую семью из трёх человек. И отправили в Ленинакан телеграмму, в которой сообщали, что приглашаем к себе на жительство семью, лишившуюся жилья. Однако, ответа не последовало и никто из пострадавших к нам и не приехал…

Но вот что важно: оказывается, помощь в ликвидации последствий землетрясения Армения получила из 111 стран мира! Великобритания, Бельгия, Италия, Норвегия, Франция, ФРГ, Швейцария, Ливан…

Хорошо известно, что друзья познаются в беде. Вот и выходит, что в «перестроечные» годы у СССР было немало друзей во всех уголках земного шара и к «перестройке» нашей жизни многие за границей относились одобрительно и даже доброжелательно.

Что и говорить, Армения находится в зоне повышенной сейсмичности, и землетрясением здесь никого не удивишь. Случались они и раньше: в 1880, 1920, 1926, 1940 годах. Казалось бы, люди к разразившейся катастрофе не имеют никакого отношения… Они жертвы буйства Природы. Но, оказывается, что и здесь не всё так просто.

 

 

Гроза в Обществе «аукнулась» грозой в Природе

Вернёмся к тезису «могущество Мысли». Зададим вопрос: может ли коллективная агрессивная мысль реально сформировать природный катаклизм, за которым последует катаклизм общественный?

Для ответа на заданный вопрос я изучил хронику общественных отношений между Арменией и Азербайджаном и событий в Нагорном Карабахе в период, непосредственно предшествующий землетрясению, то есть декабрю 1988 года.

Открыв страницы истории Нагорного Карабаха, можно без труда определить, какие именно, светлые или чёрные, мыслеформы копились в пространстве региона накануне разразившегося землетрясения. Читаем:

Итак, «с объявления политики «демократизации» и «гласности», вопрос о Нагорном Карабахе остро встал на повестку дня. Волна индивидуальных и коллективных писем от армян с требованием воссоединения Карабаха с Арменией захлестнула Кремль.

В Карабахе со второй половины 1987 г. активно проводилась кампания по сбору подписей за присоединение области к Армении.

В Москву отправлялись делегации от карабахских армян «проталкивать» своё дело в Центральном Комитете КПСС. Влиятельные армяне активно лоббировали карабахский вопрос за границей.

В октябре 1987 г. в селе Чардахлы на севере Азербайджана произошёл инцидент между армянскими жителями и местными властями.

18 октября в Ереване прошла акция протеста в связи с событиями в Чардахлы. К концу года неформальный референдум о «воссоединении» с Арменией дал уже 80 тысяч подписей.

В ноябре 1987 - феврале 1988 азербайджанцы, компактно проживавшие в Кафанском и Мегрийском районах Армянской ССР, выезжают в Азербайджан.

13 февраля 1988 г. в Степанакерте состоялся первый митинг с требованием передачи НКАO Армении; спустя неделю митинговали уже тысячи человек.

20 февраля Совет Народных Депутатов НКАО принял постановление (в форме обращения к Верховным советам СССР, Армении и Азербайджана) с просьбой об объединении области с Арменией. Действия армян не могли остаться без ответной реакции со стороны 40-тысячного азербайджанского населения Нагорного Карабаха.

22 февраля под Аскераном произошло столкновение между армянами и двигавшейся в Степанакерт толпой азербайджанцев, намеревавшихся выразить свой протест против отделения Нагорного Карабаха.

27 февраля 1988 г. выступил по ЦТ СССР, заместитель Генерального прокурора А. Катусев. В последующие часы в городе Сумгаите начался антиармянский погром, продлившийся с 27 по 29 февраля.

Сумгаитский погром вызвал бурную реакцию армянской общественности: в Армении начались митинги, на которых звучали требования в должной мере осудить погромы.

13 марта 1988 г. сформировали из наиболее активных участников митингов первую серьёзную организацию московских армян - Комитет «Карабах», который оказывал всемерную поддержку Нагорному Карабаху.

Осенью 1988 г. возобновились нападения на армян в Азербайджане, сопровождавшиеся их изгнанием в Армению; аналогичным нападениям и насильственным депортациям подверглись и азербайджанцы, проживавшие в Армении.

В результате погромов к началу 1989 г. из Армении бежали все азербайджанцы и значительная часть курдов-мусульман, из Азербайджана - все армяне, кроме проживавших в Нагорном Карабахе и отчасти в Баку».

 

 

«Громадные резервуары хаотической силы»

Вывод очевиден: Армения готовилась вести непримиримый военный спор с Азербайджаном за обладание Нагорным Карабахом. Но полномасштабная война с многочисленными жертвами с обеих сторон разразилась уже после землетрясения, в 1991 году, и окончилась в 1994 году. Помнится, в годы, последовавшие за природной катастрофой, ходили разговоры о том, что землетрясение в Армении - «наказание Божие», что люди заслужили «кару небесную».

В те времена, далёкий от знаний Учения Живой Этики, я воспринимал подобные суждения как нечто нереальное, фантастическое. Но прошли годы, жизнь неузнаваемо изменилась, неузнаваемо изменилось и моё мышление. Живая Этика, наконец-то, вошла и в мою жизнь. И теперь я понимаю, что те «досужие» разговоры о «Божьей каре» не были надуманы, за ними стояло тайнознание.

А. И. Клизовский пишет: «Они (негативные мысли, - А. Х.) усиливают одна другую, образуя громадные резервуары хаотической силы, в которой нет даже тени творческого импульса, но есть избыток энергии отрицательного характера. Эта энергия, не находя для себя применения в творческой деятельности, обрушивается на человечество в виде всевозможных стихийных бедствий, как то: эпидемий, наводнений, голода, землетрясений, войн и тому подобных следствий».

Не означает ли это, что сейсмически более устойчивый Азербайджан выдержал натиск «хаотической силы», а вот «вечно беременная» трясением земли Армения под гнётом чёрных мыслеформ не устояла, рухнула…

Итак, выраженные в крайней форме массовые мыслеформы ненависти, злобы, агрессии противоборствующих сторон, в конце концов, сформировали условия, когда скопившаяся отрицательная энергия вырвалась на простор разрушительным землетрясением.

 

 

Ждать ли нового природного катаклизма?

Хочется надеяться, что таковой, хотя бы в ближайшие годы, не повторится. Не те ныне времена. Десять прожитых лет, хочется надеяться, существенно изменили сознание и армян, и азербайджанцев, и они вряд ли поднимут «за Нагорный Карабах» друг против друга оружие. В наше время не сила, а разум обязаны править миром. В противном случае обе неразумные стороны ожидает катастрофа, даже отдалённо не сравнимая с катастрофой Спитака и жертвами прошедшей войны. Необходимо с обеих сторон проявить добрую волю, создать мощные, светлые мыслеформы на будущее благо обоих народов.

И всё же тревога остаётся. В прошедшие десятилетия многократные усилия на дипломатическом поприще по «Карабахскому вопросу» (в том числе, и международные), так ни к чему и не привели. Желанного соглашения, которое бы устраивало обе конфликтующие стороны, нет до сих пор. А потому в Интернете «гуляет» тревожная мыслеформа о том, что проблемный регион близок к войне…

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

51 дата публикации: 7.09.2012