Ольга Фабричева,
ст. преподаватель
ФГБОУ АДПО УЦПР

 

Идеи Живой Этики как инструменты управления стрессом

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

 

Если вам не нравится мир, в котором вы живёте, - измените своё сознание, и мир изменится вместе с вами!

Лестер Левенсон

 

Жизнь современного человека наполнена многочисленными факторами, «прессующими» людей. Сегодня мир живёт в эпоху глобальных перемен. На языке СМИ это явление в нашей жизни определяется как кризис мировой экономики, государственные перевороты, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, тотальная компьютеризация, урбанизация, ускорение ритма жизни. Каждый человек, будучи руководителем своего дела и жизни, постоянно ощущает на себе условия цейтнота и растущей конкуренции, поэтому пребывание в состоянии стресса стало для многих людей нормой.

 

Возрастающая интенсивность и напряжённость жизни отражаются в первую очередь на состоянии психофизического здоровья человека. Неотработанные негативные эмоции, накапливаясь, вызывают выраженные и длительные стрессовые состояния. Это ведёт к увеличению риска развития целого ряда заболеваний, так называемых «болезней стресса». Такое заболевание, как синдром хронической усталости, было открыто ещё в середине прошлого века. Сегодня считается, что 70 - 90% всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны именно стрессом. Европейская конференция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 2005 года констатировала, что стресс, связанный с работой, является актуальным примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения этих проблем составляет в среднем 3 - 4% валового национального дохода (Т. В. Нещерет, 2011).

 

Стресс (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие (Г. Селье, «Стресс жизни», 1956).

 

Впервые понятие «стресс» сделал достоянием общественности американский физиолог Уолтер Кеннон, описавший универсальную реакцию организма «бороться или бежать» (Walter B. Cannon «The Wisdom of the Body», 1932). Люди по-разному реагируют на стресс. В зависимости от характера отрицательного воздействия и особенностей личности, воспринимающей это воздействие, выделяют два типа реакции на стресс: агрессивно-протестную (стресс «льва») и капитулятивно-депрессивную (стресс «кролика»).

Позднее канадский физиолог Ганс Селье опубликовал свою работу по общему адаптационному синдрому (Г. Селье, 1936), и с 1946 года начал систематически использовать термин «стресс».

Г. Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома:

1. стадия тревоги или стадия мобилизация адаптационных возможностей (реакция борьбы или бегства, когда организм реагирует на опасность взрывом энергии и силы, увеличивающим физические и психические возможности);

2. стадия сопротивления (прилив сил и энергии);

3. стадия истощения (наступает, когда нет больше сил справляться с продолжающимся стрессом).

 

По определению Селье стресс - это скорость изнашивания и разрушения организма.

Вместе с тем Селье утверждал, что «Стресс - это аромат и вкус жизни. Поскольку он связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Поэтому важно научиться не избегать стресса, а находить удовольствие от него» (Г. Селье, 1956).

Другими словами, по учению Селье, человек не может полноценно жить и работать, если на его органы чувств не действует нужное количество соответствующих раздражителей. Стресс - это жизненно важный и абсолютно естественный процесс защиты организма. Он необходим для нашего благополучия, способствует нашему развитию и помогает достижению поставленных целей.

Елена Ивановна Рерих по этому поводу писала:

«Не следует опасаться чрезмерного напряжения, ведь лишь натянутая струна может звучать…» (Е. И. Рерих, 28.06.32.).

Теория реверсивности (М. Аптер, 1982) утверждает, что некоторые люди, на самом деле, даже нуждаются в стрессе и получают удовольствие от того, что находятся в стрессогенных условиях.

Так, люди, склонные к состоянию телика[1] , чем больше испытывают стрессов тем хуже себя чувствуют. Но абсолютно противоположная ситуация происходит с людьми, склоненными к состоянию парателика[2] - чем беспокойнее их жизнь, тем они счастливее, по крайней мере до определённой степени (Maтин, Кипер, Oленжер и Доббин, 1987).

Но в зависимости от выраженности стресс может оказывать на здоровье, как положительное влияние, так и отрицательное. «Положительный» стресс ведёт к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует. Но, с другой стороны, чрезмерные раздражители могут вызвать дистресс, который повлечёт за собой соматические заболевания или деформацию психики.

 «Отрицательный» стресс надолго выбивает человека из колеи и заметно подрывает его здоровье. Признаками «отрицательного» стресса могут быть упадок сил, нежелание что-либо делать, рассеянность, повышенная возбудимость, потеря чувства юмора, веры в улучшение ситуации в будущем, возбуждённое состояние, желание идти на риск, рассеянность, ухудшение памяти, нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию, переменчивое настроение, усталость, вялость, резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам, ухудшение сна, аппетита, памяти, полное отсутствие источников радости, психогенные головные боли, боли в области спины или желудка.

Если вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит, необходимость выработки личной антистрессовой стратегии для вас критически велика. Поскольку стресс легче предупредить, чем лечить.

Ниже представлена шкала степени тяжести актуально действующего стресса, разработанная американскими исследователями Холмсом и Рейем (5). В таблице приведены жизненные события (стрессоры), которые, в соответствии с давлением, оказываемым на психику человека, оцениваются авторами по шкале интенсивности от 0 до 100 баллов.

Ознакомьтесь с представленным в таблице списком. Отметьте те события, которые произошли в вашей жизни за последний год. Подсчитайте общее количество набранных вами баллов.

 

№ п/п

Список избранных стрессоров

Количество баллов

  1

Смерть партнёра

100

  2

Развод

73

  3

Разлад в супружеской жизни, разрыв

65

  4

Тюремное заключение

63

  5

Смерть близкого члена семьи

63

  6

Серьезная травма или заболевание

53

  7

Брак

50

  8

Потеря работы

47

  9

Примирение и другие перемены в семейной жизни

45

 10

Выход на пенсию

45

 11

Изменение в состоянии здоровья члена семьи

44

 12

Беременность

40

 13

Сексуальные проблемы

39

 14

Появление нового члена семьи

39

 15

Перемена места работы

39

 16

Изменения в финансовом состоянии

37

 17

Смерть близкого друга

37

 18

Перевод на другую работу

36

 19

Серьёзные разногласия с партнером

35

 20

Долг более чем в 1000 долларов

31

 21

Срок уплаты долга

30

 22

Перемена ответственности по месту работы

29

 23

Уход сына или дочери из родного дома

29

 24

Конфликты с родителями мужа / жены

29

 25

Исключительный личный поступок или достижение

27

 26

Супруг (а) поступает на работу или заканчивает её

26

 27

Поступление в школу или её окончание

26

 28

Перемена в условиях жизни

25

 29

Смена привычек

24

 30

Проблемы и конфликты с начальством

23

 31

Изменение рабочего времени или условий работы

20

 32

Смена жилья

20

 33

Перемена школы

20

 34

Смена видов отдыха

19

 35

Перемена церкви

19

 36

Перемена в общественной деятельности

18

 37

Долг менее чем в 1000 долларов

17

 38

Перемены, связанные со сном и режимом дня

16

 39

Перемены в семье

15

 40

Перемены в привычном образе питания

15

 41

Отпуск

13

 42

Рождество

12

 43

Проступок (штраф

11

ИТОГО:

 

 

Интерпретация результатов: Суть проблемы в том, что общий показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, критическим показателем, вызывающим опасную реакцию организма (депрессия, психосоматические заболевания) является сумма в 300 баллов.

Важно понимать, что не каждый человек способен осознать состояние напряжение и замедлить скорость изнашивания организма в большинстве случаев. Специалисты считают, что многие люди уязвимы перед стрессом только потому, что не имеют навыков управления им. Не напряжение разрушает человека, а отсутствие жизненной антистрессовой стратегии (3).

Ещё в начале прошлого века Учение Живой Этики, переданное в мир семьёй Рерихов, по-своему описывало механизмы управления психическими состояниями и давало необходимые советы и практические рекомендации на каждый день, помогая преодолевать трудности и препятствия, решать самые сложные жизненные вопросы, особо выделяя самообладание:

«Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания… Так сложно самообладание, но оно неизбежно при вступлении в Миры Высшие. Следует очень заботливо развивать это синтетическое качество» («Мир Огненный» 1, 634).

«Очень сложное время, ненависть между людьми приняла необычные размеры. Нельзя помнить о вражде старых родов, это была детская игра в сравнении со злобою теперешней. Так будем проявлять то самообладание, о котором Говорил» («Мир Огненный» 1, 636).

Учение Живой Этики настаивает, что в основе всего лежит психическая энергия. Это основа, источник жизни Вселенной, всё в ней создано и действует этой жизненной энергией, она - в основе всех творений Природы. Психическая энергия - это и энергия наших мыслей, чувств, слов, действий.

«Психическая энергия потому так важна, что она имеет основу мыслительную, но основа мысли есть чувство, и основа чувства есть мысль… - един источник, но чувство идёт впереди» (Е. И. Рерих, 12.04.54.).

Цель данной статьи - ознакомить читателя с основными шагами, позволяющими разработать личную антистрессовую стратегию, способствующую восстановлению психической энергии, применяя на практике, в том числе, и идеи Живой Этики, которые, с точки зрения автора, актуальны и сегодня, и могут быть с успехом использованы в качестве инструментов управления стрессом.

Николай Рерих писал: «От смуты, от страха нужно лечиться. …Новые сильные мысли и мощные действия будут спасительны, чтобы вывести смущение духа в обновлённое состояние». (Н. К. Рерих. Благожелательство. 29 Декабря 1934 г.)

В общем виде построение личной антистрессовой стратегии является пошаговым процессом и сводится к следующим основным этапам:

Шаг первый: Осознание состояние напряжение.

Шаг второй: Определение личных стрессоров, разделение их на внешние и внутренние.

Шаг третий: Работа с внешними стрессорами.

Шаг четвертый: Работа с внутренними стрессорами.

Шаг пятый: Выявление стрессогенных ограничивающих установок и иррациональных умозаключений.

Шаг шестой: Переформулирование ограничивающий стресогенных установок в позитивные высказывания (аффирмации).

 

Учение Живой Этики - это тот источник мудрости, из которого сегодня каждый нуждающийся, находящийся под жизненным прессом, может получить поток животворящей силы, исцеляющей, вдохновляющий и дающий инструменты управления собой. При этом осознанность отмечается в учении, как главный инструмент преодоления трудностей, повышающий уровень сознания человека, а значит, делающий его всё более стрессоустойчивой зрелой личностью.

«…Нужно приучаться из каждого напряжения выделять и осознавать искру. Не следует по примеру сумеречных людей избегать напряжения. Нужно каждую огненную вибрацию приветствовать, как очистительное начало» («Мир Огненный» 1, 201).

Специалисты утверждают, что стресс - это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией (3). Другими словами, стресс - это состояние, вызванное негативной оценкой человеком событий, происходящих с ним в жизни. В осознании этой психологической реальности, по мнению автора, и заложен жизнеутверждающий механизм управления стрессом.

Любое наше конструктивное действие начинается с осознания. Именно осознанность ощущений включает чувственно-мыслительный процесс осознанного принятия решений, приводящий к сознательным действиям.

Механизм осознанного принятия решения можно представить себе в форме пирамиды, где основанием служат осознаваемые нами ощущения, от количества и качества которых зависят и наши чувства, и мысли.

Такая структура пирамиды позволяет нам принять точно выверенное осознанное решение и приступить к выполнению необходимых и адекватных ситуации действий.

С трудностями при принятии решения человек сталкивается в том случае, когда наша пирамида имеет перевёрнутую форму, при которой механизм принятия решения нельзя назвать осознанным.

Другими словами, человек с ограниченным восприятием сферы личных ощущений, не проверенных на собственном чувственном  опыте, часто в ситуации приятия решения бывает погружен в длительный мыслительный процесс, при котором вынужден опираться, в большей мере, не на собственный мало проявленный ресурс, а на чужой жизненный опыт. При такой организации процесса трудно принять верное решение. Опасность состоит и в том, что таким человеком легко управлять, легко манипулировать, легко подчинить его чужой воле. Это пирамида «зомби».

Поэтому осознанность - один из ведущих рычагов в управлении стрессом, где первый шаг к реализации антистрессовой стратегии заключается в определении личных стрессоров.

В качестве одного из инструментов, повышающих осознанность, можно воспользоваться рисунком этих пирамид и ответить на вопрос: сколько процентов (из 100%) личного времени у вас занимают процессы:

- осознания собственных ощущений?

- осознания переживаемых вами чувств?

- погружения в мысли?

Если полученные результаты сложатся в перевёрнутую пирамиду, то инструментом в управлении стрессом для вас может являться знакомство с личной чувственной сферой и развитие эмоционального интеллекта.

Если результаты вашего исследования сложились в пирамиду правильной формы, то можно предположить, что в процессе принятия решения вы будете демонстрировать стрессоустойчивое поведение.

Следующим шагом в преодолении стресса является разделение выявленных личных стрессоров на внешние и внутренние. Внешние стрессоры проявляются как  результат давления со стороны.

По мнению профессора Г. И. Косицкого (Г. И. Косицкий, В. М. Смирнов, «Нервная система и стресс», 1970), условия, приводящие к возникновению состояния напряжения, в самом общем виде могут быть выражены формулой:

СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс), где:

СН - состояние напряжения;

Ц - цель (задача);

Ин, Эн, Вн - информация, энергия и время, необходимые для достижения данной цели;

Ис, Эс, Вс - информация, энергия и время, имеющиеся в наличии.

Таким образом, чем значительнее цель и больше дефицит средств, тем выше степень состояния напряжения.

Из формулы видно, что важным моментом в построении личной антистрессовой стратегии является умение организовать свою деятельность, эффективно распределять время.

Здесь в качестве инструментов управления стрессом могут быть использованы элементы оптимизации труда руководителя (время, разграничение, планирование, делегирование и проч.), методы и технологии организации работы и распределение обязанностей в коллективе, методы эффективного управления временем, техники эффективной коммуникации, стратегии управления конфликтами и др.

Всё это помогает увеличивать резервы времени, уменьшать вероятность возникновения высоких степеней напряжения.

И. Г. Касицкий также отмечает, что нервное напряжение у неопытных, мало информированных работников возникает чаще, чем у компетентных и знающих людей. Иначе говоря, степень состояния напряжения зависит от тех ресурсов, которыми располагает организм, и ресурсы эти необходимо постоянно пополнять. Обучение, повышение квалификации - один из важных инструментов управления стрессом.

При этом интересно отметить, что Учение Живой Этики обращает наше внимание на такую форму взаимодействия людей как сотрудничество:

«…Пусть люди от очага до пространственных предопределений помнят о ценности сотрудничества. Зерно труда сохнет без влаги взаимности…» («Община», 4).

«…Не труд вреден, но невежественные условия труда. Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Не только качество труда должно быть высоко, но должно окрепнуть обоюдное желание сделать условия работы ясно понятными. Нельзя проклинать трудом, нужно отличать лучшего работника» («Община», 11).

Следующим этапом в построении личной антистрессовой стратегии будет исследование  внутренних стрессоров, которые являются результатом нашей собственной системы ценностей, потребностей и ожиданий:

- жизненные ценности;

- убеждения и установки;

- верность данному слову;

- самооценка и др.

Позитивная психотерапия (Н. Пезешкиан, 1996) описывает четыре формы переработки внутреннего конфликта:

- тело / ощущения;

- профессия / деятельность;

- информация / контакты;

- фантазия / будущее.

Так люди, склонные перерабатывать свои внутренние конфликты через зону ощущений, в стрессовой ситуации предпочтут обратить внимание на своё тело, занявшись его совершенствованием в случае конструктивного подхода, и, в случае деструктивного подхода к решению проблемы, - уйдут в болезнь.

Люди, предпочитающие разряжаться в деятельности, при конструктивном подходе будут неимоверно активны, при деструктивном подходе - впадут в депрессивное состояние, характеризующиеся крайней пассивностью.

Те, кто привык перерабатывать свои внутренние переживания через информационную зону, при конструктивном подходе расскажут всему миру о своих проблемах, прорабатывая их таким образом. При деструктивном подходе такие люди объявят бойкот источнику раздражения или его заменителю, и будут получать свои дивиденды, манипулируя ими таким образом.

Те же, кто любит мечтать, при конструктивном подходе выработают план действий, для преодоления возникших проблем, при деструктивном подходе - будут мстить в грёзах.

Таким образом, из описанных выше четырех форм переработки внутренних конфликтов можно выделить четыре конструктивных  направления управления стрессом:

1 внимание к физической культуре и здоровью;

2 самореализация в творческой деятельности;

3 выстраивание эффективной коммуникации;

4 формирование позитивного мышления.

Позитивная терапия утверждает, что имея в наличии все формы переработки конфликтов каждый из нас, тем не менее, пользуется ими в ограниченном объёме. Выявить дополнительные ресурсы поможет экспресс-диагностика определения доминирующей формы переработки внутренних конфликтов:

Определите, сколько процентов из 100% лично у Вас занимает каждый из четырёх способов переработки конфликтных ситуаций, ответив на вопросы:

- Сколько ежедневного времени у вас занимает осознание собственных ощущений?

- Сколько ежедневного времени у вас занимает деятельность, направленная (осознанно или неосознанно) на снятие стресса?

- Сколько ежедневного времени у вас занимает проговаривание собственных проблем с окружающими вас людьми?

- Сколько ежедневного времени у вас занимают фантазии того, как бы вы могли «разобраться» со своими обидчиками?

Рекомендации: Обнаружив в результате исследования предпочтение одной из четырёх форм переработки внутренних конфликтов, посмотрите на остальные формы как на неиспользованный вами ресурс.

Возьмите лист бумаги и с карандашом в руках заполните его, тщательно прописывая любые способы снятия стресса для каждой из форм переработки конфликтов, даже не свойственные вам. Подойдите творчески к этому процессу, позвольте вашей фантазии и жизненному опыту отыскать скрытый до сих пор от вашего внимания ресурс управления стрессом.

Затем проведите анализ получившихся списков, и безжалостно вычеркните все деструктивные варианты преодоления внутренних конфликтов.

Помните, что, избегая доминирования среди ваших предпочтений какой-либо из форм переработки внутренних конфликтов, вы не только расширяете круг своих возможностей в сфере управления внутренними конфликтами, но и становитесь обладателем почётного звания «Управляющий стрессом».

При этом тексты Живой Этики могут стать своеобразным учебником для работы с внутренними конфликтами. Ниже представлены отдельные рекомендации, вышедшие из-под пера Е. Рерих в начале прошлого столетия, которые комментируют каждую из форм переработки внутренних конфликтов, выделенных позитивной терапией.

1. Тело (ощущения) - Внимание к физической культуре и здоровью.

«…Можно посоветовать при признаках раздражения глубоко вдыхать десять раз. Явление вдыхания Праны имеет значение не только психическое, но и химическое, ибо Прана благодетельна для огней и погашает раздражение» («Иерархия», 272).

Сегодня специалисты в качестве первой помощи в стрессовой ситуации предлагают дыхательную гимнастику (5, 13), которая сводится к медленному дыханию через нос, продолжительностью не более десяти вдохов: вдох длительностью в два счёта, задержка дыхания на некоторое время, затем - на четыре счёта выдох, с концентрацией внимания на движении плеч.

«Упражнение энергии полезно. Каждое испытание её пробуждает новое качество её. Каждая энергия должна быть испытана в действии. Даже мускулы должны быть упражняемы - так люди могут постоянно пробуждать дремлющие в них силы.» («Аум», 352).

Психофизиологии отмечают, что для преодоления стресса большое значение имеет физическая тренированность организма. Так, исследования показывают, что у людей физически тренированных даже в экстремальных ситуациях высшие степени состояния напряжения возникают редко. У них медленнее наступает утомление, по мере развития которого возрастает и степень нервного напряжения (Г. И. Косицкий, 1970).

Американский исследователь С. Кови считает, что физический интеллект (PQ) необходимо развивать, поскольку тело - это инструмент ума, сердца и духа:

«Если человек сможет подчинить тело духу, т.е. физические потребности и страсти - совести, он станет хозяином самого себя» (7).

Его рекомендации по управлению стрессом с помощью развития физического интеллекта сводятся к следующему:

во-первых, это рациональное сбалансированное питание;

во-вторых, постоянные сбалансированные занятия физкультурой;

в-третьих, правильный отдых, релаксация и профилактика стресса.

Интересные практические советы, перекликающиеся с рекомендациями Кови, описанными выше, можно найти на и страницах Живой Этики:

«Молитва есть очиститель. Не следует понимать это определение отвлечённо. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва как реальная связь с Высшим Источником будет лучшим очистителем организма от всех заболеваний. Заражение появляется, когда тело даёт вход явленным посланцам зла. Каждое тело предрасположено ко многим заболеваниям, но духовная крепость не даёт развития таким восстаниям. Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей. Потому можно утверждать, что молитва есть очиститель» (Агни Йога «Озарение», 57).

«Молитва есть выражение лучшей мысли…. Не прошение и не спор раздражения, но устремлённый сердечный обмен умножает великую Благодать» (Агни Йога, «Мир Огненный» 3, 495).

«Люди напрасно не обращают внимания на последствия еды при раздражении и волнении. Очень сильные яды образуются при этом неразумном действии. Много дней должно пройти, прежде чем растворится этот яд. Нужно помнить, что голод много полезнее, нежели вредная пища.

При раздражении и волнении Советую молоко во всех видах как обычное противоядие. Сода укрепляет действие молока. Умение осознать волнение уже есть значительный шаг к воспитанию сердца. Если волнение приключилось, то нужно уметь обезвредить его. Но часто волнение смешивается с усталостью, тогда не забудем мускус или некоторые виды фосфора, так называемую субстанцию семенной жидкости и употребляющиеся среди северных народов рыбий жир и молодой кумыс» («Сердце», 534).

«Цветы передают свою жизненную эманацию по волокнам ткани белых шариков, защищающих цитадель змея. В природе змей любит цветы, так же и змей солнечного сплетения питается ими.

Свиньи тоже мнут цветы, но без результата. Потому без потребления жизненной эманации можно миновать лучшие лекарства. Отсюда желание видеть несорванные цветы» («Озарение», 133).

«В создании цветочной пыльцы как бы осаждаются кристаллы праны. Не шутя можно сказать, что в цветах оседает небо на землю. Если бы лишить землю цветов, то исчезла бы половина жизнеспособности» («Озарение», 128).

«Мята может принести пользу даже как комнатное растение, ибо эманации живых листьев самые тонкие и естественные, так же и розы. Там, где можно иметь цветы, там не нужны масла. Так, самое живое и самое естественное лучше всего. Не забудем, что мята и розы - отличная дезинфекция» («Мир Огненный» 2, 197).

«Когда не время цветам, полезно иметь маленькие хвойные деревья; как машина электрическая, они накапливают жизнеспособность - опережают правильность дыхания. И вместо ритуальных дыханий можно получить самый конденсированный запас праны. Конечно, то же условие покоя усиливает действие» («Озарение», 159).

«Не только растения служат целебно своим экстрактом, но их растительная эманация даёт сильное воздействие на окружающее» («Община», 142).

«Из чистых ароматов нужно предпочесть розу, она содержит очень стойкое масло. Указываю на розы, ибо они содержат наибольшее количество огненной энергии» («Мир Огненный» 1, 227).

Современные диетологи также отмечают, что сбалансированное питание (часто, но небольшими порциями) способствует преодолению стресса:

- Калий способствует правильному функционированию нервной системы. Он содержится в абрикосах, апельсинах, зерновых культурах, орехах, овощах, птице, молоке и сыре.

- Магний заботится об общей защите организма от напряжения. Он содержится в артишоках, шпинате, ростках пшеницы, бананах, арахисе.

- Витамины группы В поддерживают сопротивляемость состоянию страха, помогают предотвращать колебания настроения и раздражительность. Они содержаться в рыбе, авокадо, картофеле.

- Витамин В1 (тиамин) смягчает течение депрессии. Он содержится в рисе, бобах, зёрнах подсолнечника и зерновых.

Человеку, переживающему состояние стресса, для выхода из этой ситуации, необходимо приложить для этого всю свою энергию. Исследования показывают, что в ситуации стресса, организм, как правило, автоматически стремится использовать только одно полушарие головного мозга, а именно левое, логическое полушарие, которое привыкло к стереотипным действиям и охотнее работает линейно, последовательно, шаг за шагом и в строгом соответствии с принципом причинно-следственных связей (8).

При этом, правое полушарие, отвечающее за фантазию, творчество, образы, чувства, интуицию, остаётся практически не задействованным. Многие деловые люди сегодня разучились полноценно использовать эту сторону своей натуры.

Исследования специалистов показывают, что только когда оба полушария полноценно взаимодействуют между собой, человек может полностью использовать свои ресурсы.

Выявить асинхронную работу полушарий достаточно просто. Для этого можно использовать теппинг-тест определения коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (4), который позволяет выявить асинхронную работу моторной зоны полушарий головного мозга.

Ниже предложены задания, которые, одновременно являются простым и доступным диагностическим материалом, позволяющим выявить рассогласованную деятельность полушарий. Вместе с тем, систематическое выполнение этих упражнений поможет восстановить согласованную работу правого и левого полушарий мозга, что в свою очередь будет способствовать повышению стрессоустойчивости организма в целом.

Гимнастика против стресса. Гармонизировать работу правого и левого полушарий можно с помощью упражнений на координированную последовательность движений:

Зеркальное рисование. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, выполнение рисунка будет более точным.

Колечки. Как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя их поочередно с большими пальцами.

Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга, увеличивая темп постепенно (8 -10 раз).

Змейка. Скрестить руки перед грудью и сцепить пальцы в замок. Поочередно пошевелите пальцами обеих рук, ускоряя темп.

Ухо - нос. Возьмитесь правой рукой за нос и одновременно левой рукой за правое ухо. Потом поменяйте руки: левой возьмитесь за нос, а правой - за левое ухо. При этом рука, держащая ухо, всегда должна лежать перед другой рукой. Повторяйте эту последовательность движений с возрастающей скоростью.

Круговые движения руками в противоположных направлениях со сменой направления вращения рук через 8-10 взмахов.

 

2. Профессия (деятельность) - Реализация в творческой деятельности.

Учение Живой Этики отмечает, что «Психическая энергия растёт при труде и прекращается, когда труд замирает» (Грани Агни Йоги, 1963, 401), при этом говорится не только о необходимости организации эффективного труда, но и о его творческом характере:

«Труд ненавидимый является бедствием не только для неудачного работника, но он отравляет всю окружающую атмосферу… Кроме того, империл, порождаемый раздражением, усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество...» («Братство», 92), а «…Труд творческий, труд радостный - благодетелен. Труд дан на радость человечества. Творческий труд - высшее счастье людей» (Грани Агни Йоги, 1963, 92).

Стивен Кови, специалист по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению, утверждает, что главная причина, по которой так много людей не получают удовлетворения от своей работы, испытывая глубокое эмоциональное напряжение, приводящее к депрессии, заключается в фундаментальном представлении о природе человека:

«Всё дело в том, что люди - не вещи, не существа, которых нужно побуждать к действию и контролировать; в каждом человеке есть четыре измерения: тело, разум, сердце и дух» (Стивен Кови, 8-ой навык: От эффективности к величию, 2010).

С. Кови выделяет четыре основные потребности и мотива деятельности «целого» человека:

- жить (выживание);

- любить (взаимоотношения);

- учиться (рост и развитие);

- оставить после себя наследие (смысл и вклад).

Неудовлетворение этих основных потребностей вводит человека в стрессовое состояние. Известно, что в любой ситуации каждый из нас (пусть иногда и неосознанно) действует в соответствии с правом свободного выбора. Этот выбор, в зависимости от того как с нами обращаются, может быть различным: от протеста и ухода с работы до творческого азарта. По мнению Кови, лестница свободного выбора выглядит следующим образом:

 

 

Принятие парадигмы целого человека, внедрение её в сферу профессиональной деятельности также является одним из главных инструментов управления стрессом. Поскольку очевидно, что творческий азарт может возникнуть естественным образом у того, в ком уважают целого человека, кому платят по справедливости, с кем хорошо обращаются, чьи творческие способности востребованы для служения человеческим потребностям на основе общечеловеческих принципов. Учение Живой Этики отмечает, что «творчество - удел человека и на Земле и в Мирах».

3. Информация (контакты) - Выстраивание эффективной коммуникации.

В учении Живой Этики сказано: «Изучение прогрессии коллективной энергии может доказать, что единение не только нравственное понятие, но и мощный психический двигатель» («Аум», 377).

«Любите друг друга» - эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию. Все высокие собеседования основаны на чувстве и также благотворны для психической энергии. … Если же человек умеет судить о своих чувствах, он среди них изберёт достойнейшее, и оно будет любовью» («Аум», 515).

В современной литературе по самоменеджменту (Стивен Р. Кови, 2006) стратегия сотрудничества определяется как общая философия взаимодействия между людьми и обозначается как парадигма  «выиграл / выиграл». Автор термина, Стивен Кови, даёт следующее определение этому понятию: «Выиграл / выиграл» - это особый настрой сердца и ума, направленный на постоянный поиск взаимной выгоды при всех взаимодействиях людей» (6).

Другими словами, использование стратегии сотрудничества в повседневной жизни может стать профилактикой стрессовых ситуаций, поскольку этот принцип взаимодействия обеспечивает огромную эмоциональную свободу в сфере наших взаимоотношений, используя все уникальные свойства личности человека, такие как совесть, самосознание, воображение, независимость воли, включая механизмы взаимообучения и взаимовлияния.

Учение Живой Этики особо отмечает необходимость внимательного отношения к негативным чувствам, мыслям и словам: «Не столько больные люди могут отравить атмосферу, сколько раздражение, гнев и всякая злоба… Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои зараженные, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасается ухудшить его, то уже может начаться оздоровление… Мыслитель просил: «Не допустите злобу, она есть источник болезней» («Надземное», 413).

При этом выделяются такие отрицательные качества духа, как болтливость, боязливость, волнения, суетливость, беспокойство, страх, сомнения, заискивание перед людьми, отсутствие достоинства духа, раздражение, уныние, недовольство, жалобы, которые ведут к пораженческим настроениям и вводят человека в стрессовое состояние.

«Помнить нужно, что грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создаёт такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. Карма грубости весьма тяжкая. Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость - так можно убеждаться, насколько грубость недопустима» («Братство», 58).

«Звучание слов должно быть прекрасно, - такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несёт понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь… Потому люди должны понимать свою ответственность за каждое пущенное слово» («Братство», 394).

«Раздражение делает наш сосуд хрупким», - писала Е. И. Рерих, настаивая на постижении равновесия, которое «возможно лишь при наличии сдержанности, упорной, сознательной и суровой», указывая на трёх нарушителей равновесия: страх, сомнение и саможаление (Е. И. Рерих, 1930).

Современная психология в качестве инструментов эффективной коммуникации кроме стратегии сотрудничества, пропитанной идеологией «выиграл / выиграл», предлагает техники активного слушания и ассертивного поведения. Действенную помощь в стрессовой ситуации может оказать и формула снятия эмоционального напряжения, которая может быть сведена к трём главным шагам:

1. Обозначение травмирующих вас фактов.

ВНИМАНИЕ! Формула не будет работать, если заменить факты их интерпретацией.

2. Обозначение ваших чувств, связанных перечисленными фактами.

ВНИМАНИЕ! Формула не будет работать, если заменить чувства умозаключениями.

3. Высказывание ваших предложений, которые смогут стабилизировать ситуацию, приемлемых для другой стороны.

ВНИМАНИЕ! Формула не будет работать, если ваши предложения будут игнорировать интересы партнёра.

Кроме того, с точки зрения реверсивной теории (М. Аптер, 1982) состояние беспокойства может быть преодолено не только путём уменьшения уровня возбуждения, необходимость чего подтверждается любой терапией, но и путём стимулирования реверса (переворота), что позволяет перейти к приятному чувству восторга вместо беспокойства. Один из способов, с помощью которого реверсивная теория добивается такого переключения - это использование юмора, т.к. юмор по своей сути является парателическим способом восприятия (Марготройд, 1987).

Психолог Д. Карнеги советует в целях профилактики стресса чаще улыбаться: «Ничто не даётся нам так легко и не ценится так дорого, как улыбка. Она - дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей» (Д. Корнеги, 1948).

Учение Живой Этики комментирует это так: «Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможности. Давно они начали своё разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Тёмные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала - радость лишь в личной выгоде. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния самые жалкие двуногие» («Надземное», 231), предлагая проживание чувства радости в качестве аккумулятора психической энергии, отмечая, что состояние радости и восторга есть лучшая профилактика стресса.

«Научитесь радоваться каждому листку, проснувшемуся к жизни. Научитесь, как зазвучать центрами к зову радости. Научитесь понять, что такая радость не есть безделье, но жатва сокровища. Научитесь накоплять энергию радостью, ибо, в чём же соединим нить дальних миров!» (Знаки Агни Йоги, 546).

Интересно отметить и то, что ещё в первой половине прошлого века известный немецкий врач Христофор Гуфеланд в своей книге «Макробиотика, или Искусство продлить человеческую жизнь» писал, что «родители чаще вредят детям, устраняя с их пути всё, что может заставить прилагать усилия, напрягаться, утомляться. Тем самым они воспитывают натуры слабые, ибо нет силы без упражнения». Простота и строгость воспитания - основа долголетия, подчёркивал он. Здоровым может быть только человек, умеющий преодолевать трудности и стресс, способный понять и принять новое, повышающий свою осознанность.

Е. И. Рерих указывает на одну важную сторону общения, рассматривая его как лабораторию по воспитанию духа: «Лишь общение с людьми зажигает наши внутренние огни, лишь при соприкасании с ними можем мы испытать себя и заострить и закалить клинок духа нашего» (Е. И. Рерих, 24.09.35.).

Действительно, отношение к происходящему как к учебной жизненной ситуации является ключом к повышению стрессоустойчивости организма. Осознание и восприятие общения как самой обучающей и развивающей игры, способствует расширению нашего сознания, и помогают человеку встать на путь преодоления стресса. Ведь общение - это искусство, материалом для которого служим мы сами (13). Оно не только настраивает на творчество, даёт работу уму, но и способствует развитию эмоционального интеллекта (EQ), нашему духовному обогащению, развитию духовного интеллекта (SQ), обучая взаимодействию с миром не по картинкам и учебникам, а через непосредственный контакт с ним.

Находясь в непосредственном контакте с постоянно меняющимся миром, человек вынужден постоянно самосовершенствоваться, реализовывая свои способности и раскрывая свои безграничные возможности, чтобы соответствовать своему предназначению. Только процесс такого непрерывного самообразования даёт человеку возможность в каждый момент времени быть в гармонии с самим собой и окружающим миром. Такой подход к восприятию мира помогает формировать позитивное мышление.

 

4. Фантазия (будущее) - Формирование позитивного мышления.

Слово «кризис» в китайском языке выражается очень образно:

- верхний иероглиф обозначает «опасность»;

- нижний - «нераскрытые возможности».

Другими словами, стрессовая ситуация - это катализатор раскрытия творческих возможностей человека, их активация и воплощения.

 

«Сказано также, что мир сложен мыслью, или мысль рождает действие, потому многие, полагая, что мысль выше действия, погружаются в мечтания, принимая их за творческие мысли, и воздерживаются от действий, забыв, что лишь мысль, насыщенная огненной волей, творит. Но волю эту мы можем приобрести лишь путём долгого упражнения в проведении в жизнь, в действие мыслей своих и чужих» (Е. И. Рерих, от 18.10.34).

Психолог Гаррет ЛоПорто утверждает, что «судить всех и вся – значит, обрекать себя на нестерпимое напряжение» (8).Многим из нас очень хорошо удаётся описывать в подробностях наши страхи и ошибки, трудности и препятствия, отрабатывая таким образом переживания, связанные с ними. При этом внимание и мысли наши неосознанно направлены на прошлое, прошлые ошибки и обиды. Всё это только усугубляет и без того болезненную ситуацию, ограничивающую или попросту блокирующую поток позитивных мыслей, направленных в настоящее и будущее, на реализацию жизненно важных целей. Ведь, как известно, если хочешь раздуть проблему и потратить на неё лучшие годы своей жизни, затаи обиду и выясняй с особым пристрастием:

- в чём проблема?

- что её вызвало?

- чья в том вина?

Психологи утверждают, что каждый из нас являет собой либо часть решения, либо часть проблемы. Поэтому в ситуации управления стрессом в сторону её стабилизации и преодоления  каждому из нас рекомендуется задуматься и ответить на три вопроса:

- что он хочет в данной ситуации?

- как этого достичь?

- что для этого необходимо?

Главным шагом в формировании личной антистрессовой стратегии является признание того факта, что выход из стрессовой ситуации зависит, прежде всего, от самого себя, от своих жизненных установок и образа жизни. Здесь важным становится выявление этих ограничивающих установок и иррациональных умозаключений, которые приводят нас к стрессу. Цель этого этапа - составление и изучение списка ограничивающих стрессогенных установок, путём анализа нашей собственной системы ценностей, потребностей и ожиданий.

Поскольку наша позиция, наши поступки определяются нашим мировоззрением, которое отражается в первую очередь в нашей речи, то исследование наших речевых установок может дать ключ к управлению стрессовой ситуацией.

Стивен Кови считает, что речь реактивного человека, сильно подверженного воздействию стресса и глубоко на него реагирующего, «основана на парадигме детерминизма, и вся её суть заключается в перекладывании ответственности (6). Учение Живой Этики говорит о материальности мыслительной энергии, поэтому серьёзная проблема для таких людей заключается в том, что эти реактивные высказывания становятся самореализующимися прогнозами, и люди всё больше ощущают себя жертвами, не способными контролировать ситуацию и не отвечающими за свою судьбу.

Проактивные люди - психологически зрелые личности, не стремящиеся переложить ответственность за всё, что с ними происходит в жизни на чужие плечи, менее подвержены стрессу потому, что, по мнению С. Кови, превращают любовь в действие, расширяя тем самым круг своего влияния, в том числе и на ситуации управления стрессом. «Действенность энергии возрастает от усиления чувства любви» («Надземное», 239) - так говорит об этом феномене учение Живой Этики. Речь таких людей отличается, прежде всего, своей позитивностью и оптимистичностью.

Известно, что именно установки формируют наши чувства, мысли и поступки. Жизнеутверждающие установки способствуют нашему продвижению к цели, благоприятствуя нашему личностному росту, нашей самореализации. Ограничивающие установки, к которым специалисты относят иррациональные умозаключения человека относительно его прошлого, его ожидания по поводу того, что другие люди ждут от него, а также его ожидания по поводу того, какими должны быть другие люди и мир в целом, вводят нас в состояние стресса и депрессии.

Альберт Эллис (15)выделяет четыре основных группы иррациональных идей, к которым относит суждения «долженствования», «надлежит» и «следует», «ужасающие» и «порицающие» суждения. Именно эти суждения, по мнению Эллиса являются ловушками, блокирующими свободу человека, мешающими ему двигаться вперед по пути самореализации.

Альберт Эйнштейн утверждал: «Нельзя решить проблему при помощи того же мышления, которое её породило». Поэтому использование творческих подходов в ситуации управления стрессом даёт возможность не только найти нестандартные ответы на поставленные вопросы, но и расширение поля сознания, что уже само по себе является прививкой от стресса.

Поэтому для работы с ограничивающими установками нами была использована и расширена креативная методика перестановки слов, которая представлена ниже.

Практика и утверждения специалистов (И. Г. Касицкий, 1970) показывают, что чаше всего люди испытывают стресс, связанный с дефицитом ресурсов. Поэтому в качестве примера стресогенной установки представлена чаще всего встречающаяся у современных руководителей ограничивающая установка: «Я должен в минимальный срок сделать максимальный объём работ», которая для удобства работы с ней записывается так, чтобы каждое ключевое слово высказывания было написано на отдельном листе бумаги. Следующим шагом предстоит подобрать синонимы или понятия, заменяющие ключевое слово, записав их эпод ключевым словом. Это уровень «0» - «жертва».

Уровень трансформации «1» - «могу» сводится к тому, что из списка синонимов выбираются слова, которые отвечают глаголу «могу» в вашем понимании.

Например:

- Я и Ко (список сотрудников).

- Могу!

- Реальный срок.

- Синонимы.

- Всевозможные объёмы (виды) работ из вашей профессиональной компетенции.

- Всевозможные виды вознаграждения.

Уровень трансформации «2» -  «хочу» преобразует утверждение первого уровня в соответствии данным глаголом и подобранными синонимами.

Например:

- Я.

- Хочу!

- Конкретный срок.

- Синонимы.

- Конкретный объём (вид) работ.

- Желаемые варианты вознаграждения.

Уровень трансформации «3» - «делаю» превращает исходное утверждение в оперативный план действий.

Например:

- Я / ОНИ (список сотрудников).

- Делаю / делают.

- Конкретные сроки.

- Синонимы.

- Конкретные объёмы (виды) работ.

- Конкретные виды вознаграждения.

Уровень трансформации «4» - «зачем» позволяет осознать ценность предполагаемых действий с помощью методики «Двадцать шагов» Мэрилин Аткинсон (10), которая сводится к следующему:

Шаг 1: утверждение, полученное в результате трансформации иррациональной идеи на третьем уровне («делаю»), поставьте под «микроскоп» вопроса «зачем мне это надо?».

Шаг 2: полученный ответ вновь поставьте под вопрос «зачем мне это надо?».

Шаг 3, 4, 5…. и так до тех пор, пока ваш взгляд не озарится осознанием истинных мотивов своего намерения. Как показывает практика, у особо искренних с собой искателей клада в себе это, как правило, происходит на 7 - 8 шаге.

       Переформулирование ограничивающих стресогенных установок в позитивные высказывания является заключительным этапом в создании личной антистрессовой стратегии. Эта деятельность подразумевает, что каждую разрушительную инструкцию ограничивающего утверждения (иррациональную идею) необходимо превратить в полную её противоположность. При этом необходимо учитывать следующее:

• Аффирмация должна быть сформулирована позитивно.

• Речевая конструкция позитивного утверждения формулируется от первого лица в настоящем времени, даже если исходная фраза употребляется в прошедшем или будущем времени.

• Созданная аффирмация должна быть, по возможности, прямой противоположностью той фразы, из которой она построена, и быть с ней несовместимой.

• Аффирмация не должна содержать отрицаний и должна быть построена так, чтобы в ней не содержалось новых разрушительных инструкций, направленных на осуждение и сравнение достоинств людей

• Аффирмация должна быть стилистически близка к речевым оборотам, которые свойственны вашей речи.

• Аффирмация должна вызывать хорошие чувства, т.к. позитивное утверждение является своего рода мантрой, для которой важен её вибрационный настрой.

• Афирмация должна быть лаконичной.

Так, лишая негативной оценки события своей жизни, а вместе с ними и себя самого, мы не только получаем могущественный навык управления стрессом, но и, повысив самооценку, обретаем возможность счастливо и беспрепятственно шагать по жизни и пути самореализации. Сам термин стресс в соответствии с изложенной выше стратегией требует позитивной жизнеутверждающей формулировки. Так, например, воспринимая стресс как вызов нашим творческим способностям, мы, демонстрируя их всему миру, становимся с каждой минутой сильнее духом, а реализация возможности делится своим опытом и знаниями со всеми нуждающимися, с позиций учения Живой Этики, очищает жизненное пространство в планетарном масштабе, расширяя его границы и наполняя его светом.

Серафим Саровский говорил: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

 

 

Список использованной литературы:

1. Биркенбиль Ф. Вера. Коммуникационный тренинг: Наука общения для всех. / Пер с нем. Н. Чупеева - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - с. 71.

2. Тони Бьюзен. Могущество Духовного Интеллекта. / Пер. с англ. Е. Г. Гендель.- Мн.: ООО «Попурри», 2004. - 240 с.: ил.+вкл. 8 с.

3. Гейссельхарт Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс. Лучшие техники релаксации. - М.: Омега-Л, 2006, - с. 13.

4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2003. с. 200-202.

5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 1994. - с. 123.

6. Кови Ст. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 375с.

7. Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию. / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 422с.

8. ЛоПорто Г. Метод да Винчи: Открой в себе гения. / Пер с англ. - М.: ООО Издательство «София», 2007. - 256с.

9. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер с нем. - М.: Медицина, 1996. - 451 с.: ил.

10. Сальникова Н. Е. Работа с детьми: школа доверия. - СПб.: Питер, 2003. - с.146.

11. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. 8-е издание. / Пер. с англ. под ред. Е. Г. Молл. - СПб.: Питер, 2004.- 637 с.: ил.

12. Элкин А. Стресс для «чайников».: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006 - 320 с.: ил. - Парал. тит. англ.

13. Фабричева О. А. Пройти ультрамариновым путем или Тренинг, меняющий жизнь. - СПб.: А-принт, 2009 - 176 с. с илл.

14. Apter M. J. The experience of motivation: The case of reversal theory. // J. Phenomenological Psychology. - 1982. - № 12. - P. 173 - 187.

15. Ellis, Albert. Feeling Better; Getting Better; Staying Better. Atascadero, California: Impact Publishers, 2001.

16. Cannon, W. B., The wisdom of the body. New York: W. W. Norton, 1932.
Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.

 

Примечания:

[1] Телик - состояние (греч. telos - цель) - в реверсивной теории метамотивационное состояние, которое являет собой состояние сосредоточенности, направленности на результат.

[2] Парателик - состояние (от древнегреческого «пара», что означает «наряду с») - в реверсивной теории метамотивационное состояние, которое является игривым состоянием, когда действия совершаются ради их самих или ради сиюминутного наслаждения, которое они доставят, характеризуются направленностью на процесс.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 19.06.2012