Тодор Яламов

 

Мост культур. Паломнические дороги Рерихов по Азии и Европе.

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

1. Исторические пути культуры

 

Паломничество или хождение верующих к святым местам на поклонение возникло в очень древние эпохи, когда ещё не было письмености и информация передавалась устным путём.

В самих старых религиях, существовавщих в Индии, Непале и Тибете, - это была Кора - ритуальный обход вокруг какой-либо святыни. У индусов - это посещение Алахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов – Сарнатх /Индия/, у синтоистов - посещение Нара (Япония), у ламаистов - посещение Лхасы (Тибет) и другие.

В Элладе - посещение Дельфийского храма, участие в Самофракийских мистериях или в Олимпийских состязаниях входило в жизнь каждого образованного грека.

Возникновение христианства создало новые пути - путешествие к Святой земле и другим географическим местностям - Риму /Италия/, Сантьяго де Компостела /Испания/, Афону /Греция/, Эфесу /Турция/ и многим другим, имеющим сакральное значение для христианской веры, с целью поклонения и молитвы.

С появлением мусульманства образовались новые пути и Хадж - посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов, сделалось для них обязательной практикой.

Обычай паломничества основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Буддой, Мохаммедом, Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Ганг и Иордан и святые источники.

Слово паломничество возникло от слова «палома» - пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа, а пилигримство в Западной Европе от слова «пилигрим» - специальный плащ, пелирина, который носили верующие богомольцы на своём пути.

В древнем мире существовала разветвлённая сеть караванных дорог, по которым развозились разнообразные товары из Азии в Европу и обратно. Самый известный - это Великий шёлковый путь, связывающий Китай, Тибет, Индию, Иран со средневековыми европейскими государствами. Это были мощные торговые магистрали, которые оказали существенную роль в развитии Востока и Запада. Они строились в течении многих столетий, менялись или разрушались во время войн, но потом быстро восстанавливались и снова по ним с риском для себя и товаров шли караваны верблюдов, коней или яков в высокогорных районах. Весь путь был усыпан скелетами животных и погибших путников, но это не останавливало следующих торговцев и паломников.

Семья Рерихов прошла значительную часть Шёлкового пути в Китае, Тибете и Индии, поэтому их наблюдения очень ценны для всех исследователей миграции народов и обмена культурными идеями.

Чтобы понять, почему Рерихи успели увидеть глубокое значение караванных путей для переноса культурных ценностей, необходимо проследить их развитие в этом направлении.

 

 

2.Пути семьи Рерихов

 

Молодой Николай Рерих начал изучение древних культур ещё с школьних лет и это оказалось серьёзным увлечением на всю жизнь. Он первым в России изучает орудия каменного века с художественной стороны. С 1898 г. ведёт факультативный курс лекций и практические работы "Художественная техника в применении к археологии" в Императорском Петербургском Археологическом институте /ИПАИ/ и проводит археологические экскурсии.

Так он на практике столкнулся с древними торговыми путями, по которым расспространялись товары и культурные идеи, и которые также были путями древних народов на поклонение к святым местам. Вместе с Еленой Рерих он в 1903 г. изучал Поволжье, потом Кавказ, Северо-Запад, Новгород и всюду ему сопутствовала большая удача в находках. Pерих собрал огромную научную коллекцию - более 1 500 предметов, часть которых показал в 1905 г. на международном научном конгрессе в Перигё, Франция. До начала Первой мировой войны он много ездит по Европе, участвует в международных выставках своими оригинальними картинами и паралельно изучает коллекции древних эпох в Прусском и Римском музеях. Открывает большое сходство с европейскими каменными и янтарными предметами. С 1906 г. он получает диплом действительного члена в Археологическом Обществе "Пруссия" (Кёнигсберг), а с 1909 года в Обществе по доисторическим исследованиям (Франция) и становится почётный протектором Исторического общества Парижской академии.

Ещё в 1897 г. Николай Константинович, начинающий художник, избран членом-сотрудником ИРАО /Императорское Российское археологическое общество/, а с 1905 года он его действительный член.

Николай и Елена Рерихи были активними паломниками и это началось в мае 1903 года и продолжалось до сентября, чтобы следующим летом 1904 г. возобновиться.

Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Москва, Смоленск, Изборск, Печоры, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Валдай и Звенигород - основные памятные вехи этого паломничества и летописной живописи Н. К. Рериха. А почин столь длительному путешествию положила поездка в Старую Ладогу, которую описал Николай Константинович в очерке «По пути из варяг в греки».

«Старина, притом старина своя, ближе всего человеку... Именно чувство родной старины наполняет вас при взгляде на Старую Ладогу».

Художник видит Россию как «чудесный и единственный на земле край, куда по воле судеб текут пути многих странников мира, где сталкиваются достояния народов далёких и даже незнакомых друг другу - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное зрелище русской культуры» (Сергей Эрнст).

Ещё активнее его исследования древних путей переселения народов и распространения культуры продолжаются во время Центрально-Азиатской експедиции в1925 - 1928 гг. Эта уникальная по размаху экспедиция собрала удивительную коллекцию предметов быта, легенд и мифов, священные книги тибетцев. По дороге исследовали мегалиты, могилы, наскальные рисунки, каменные изваяния, пещерные храмы, проводили фольклорно-этнографические исследования. Это позволило создать Гималайский Институт „Урусвати”, где эти исследования и пополнение коллекций продолжались до начала Второй мировой войны.

Вся эта огромная культурная и научная деятельность семьи Рерихов позволила им поверх тривиальных фактов осмыслить значение караванных и паломнических путей как магистрали культуры.

В своей книге «Дары Востока” Николай Рерих пишет: „Соприкасание с народами Востока явилось одним из важнейших импульсов средневековья. Оно вызвало во всех областях неожиданное пробуждение. Это был первый расцвет, первый Ренесанс.” /1, 449/. Для Рериха самое главное при соприкосновении разных народов - это не битвы или разрушения, а культурное влияние друг на друга. Торговые магистрали сыграли свою главную роль не в переносе товаров, а как культурная магистраль для духовных ценностей.

Глубокое изучении истории позволило Рериху развить этот вывод многими конкретными фактами в разных областях. „Широкоохватно, как и всё проникновение Востока на Запад под знаком Крестовых походов и по следам Великих Путников. Часто Запад забывает, сколько наследий Востока он воспринял во все века, в века Марко Поло, Плано Карпини, Рубруквиса, Лонжюмо, д’Анселино и других смелых духом.

В 1202 году итальянец Леонардо да Пица издает математический трактат „Либер абаци” с арабскими цифрами У него же впервые и арабское „зифир” - нуль, пустота. Арабские цифры. Но сами арабы называют их индийскими. Дары Востока безграничны... Алгебра, алидад, зенит, надир, азимут, наконец Альдебаран, Алгол, Алтаир - всё от арабов, всё от Востока.” /1, 447/

Семья Рерихов идёт по следам Великих Путников, исследователей огромного континента Азия, дополняя новыми находками сокровищницу истории. Елена Ивановна и Николай Константинович изучают наследие Великих Путников - Учителей целых народов и Николай Рерих воспевает их подвиг в картинах: „Приказ Ригден Джапо”, „Майтрейя”, „Буда и его ученики” и много других. Николай и Юрий Рерих публикуют свои путевые дневники, которые дополнительно осветляют древнюю и новую историю Азии.

Елена Рерих записывает книги „Агни Йога” под руководством Учителей, исследует буддизм и другие религии во время многолетней Центрально-Азиатской экспедиции. Юрий Рерих изучает древние культуры и языки, он внёс неоценимый вклад в исследовании Центральной Азии. Особую роль в успешной этой деятельности играет организованный ими Институт гималайских исследователей „Урусвати”. Почти 10 лет, до начала Второй мировой войны, Институт проводит успешные исследования и экспедиции по Тибету.

Очень точно обобщает культурный подвиг Рерихов Г. Кольжамова: «Чтобы принять энергии Живой Этики и найти земной язык для передачи всего познанного и принятого, нужно было пройти всё, что прошла семья Рерихов, нужно было прикоснуться ко всем мировым культурам, древним и современным, ко всем философским и религиозным системам мира. Глубочайшее изучение старославянской и древнерусской культуры - от язычества к христианству, затем глубинное проникновение в основы буддийской, исламской культур, знакомство с вероисповеданиями всех стран и народов. И когда современные религиозные деятели говорят, что был художник, который служил русскому православию, но изменил своей вере, - они не знают, о чём говорят. Он ничему не мог изменить, этот мудрый и знающий человек. Ему был дан великий дар синтеза, и в своих полотнах и литературных трудах Рерих принёс человечеству все лучшие накопления Земли и Неба.”

Всё больший поток почитателей Рерихов устремляется сегодня в долину Кулу, в Нагар. Более 100 тысяч людей посещают это священное для многих место. Открываются новые музеи и памятники семье Рерихов, делаются попытки востановить деятельность Института „Урусвати” в наши дни.

Рерихи своей деятельностью заложили магнит, который притягивает и таким образом образует новый поклонический путь - путь культуры.

 

Использованая литература

Дары Востока. Н. Рерих. Листы дневника. Москва, МЦР. 1995. с.447.

Рерих Ю. По тропам Срединной Азии. Самара. „Агни”.

http://www.iru-nelti.org/index/ru_activities_index

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 5.06.2012