Е. П. Маточкин

Н. К. Рерих: космический синтез красоты

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

 

«Вам поручил сказать - Красота! …И заповедаю вам - храните, и покажите, и утвердите её, Красоту. В ней путь ваш». (Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. - М.: Прологъ, 2008. - Т. 3. - С. 22-23). Эти слова были переданы Учителем и записаны рукой Николая Константиновича Рериха 26 июля 1922 года. Наказ этот оказался девизом всей его жизни, начиная с ранних лет.

С детства увлечённый тайной курганов, археологическими раскопками, с трепетом прикасаясь к обнаруженным находкам, он художественным оком не мог не заметить, что всё, созданное когда-то, несло в себе подлинную красоту. Надо было обладать развитой культурой видения, чтобы узреть в древних артефактах свои эстетические достоинства, своё представление о прекрасном, поразительное знание натуры, проявление художественности в воплощении самых заветных идей. В литературных и живописных произведениях Рерих языком слов и художественных образов говорил о красоте, разлитой в каменном веке и в последующих эпохах.

Николай Константинович был в числе первооткрывателей архитектурного и живописного наследия Древней Руси. Пророчествуя о всемирном признании красоты древнерусской иконописи, возрождая её, он обогатил культуру ХХ века «высоким слогом» христианского искусства.

Паломничество по святыням Италии, знакомство с шедеврами ренессансных мастеров значительно расширили диапазон источников, которые вошли в круг художественных пристрастий Рериха. Николай Константинович обращался также к Северному Возрождению - творениям Ян ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена и «как истинный готик», по словам Александра Бенуа, вживался в атмосферу живописной сценографии (Бенуа А. Путь Рериха // Держава Рериха. - М.: Изобразительное искусство, 1993. - С. 58).

Восток с юности вошёл в мечты Рериха. Он глубоко изучал искусство Индии, особенно древнего Китая. Не случайно Ю. Н. Рерих впоследствии писал, что его отец творил «подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы» (Листки воспоминаний // Держава Рериха. - М.: Изобразительное искусство. - С. 326). Н. К. Рерих не мог пройти мимо иранской мифологии и «узорчатости Персидской и Могульской миниатюры» (Рерих Н. К. Пути Благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924. - С. 110). Ему, живописцу синтезирующего стиля, важно было проявить возможности своего искусства в претворении ещё одной значительной художественной традиции. Как ранее Рерих указывал на грядущее значение русских икон, так позднее в Индии, он предсказывал большое будущее древнему Тибетскому и Непальскому искусству.

Задача для Рериха была ясна - утвердить красоту «в апофеозе какого-то нового стиля, сейчас немыслимого», где бы слились живописные искания настоящего с мудрым наследием прошлого. Всё это было близко эстетике Серебряного века, когда понятие красоты приобрело некий трансцендентный оттенок, а искусство - теургический смысл. «Истина - в красоте. Искусство - вот наша религия», - писал М. А. Врубель. Рерих любил повторять: «Под знаком красоты мы идём радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся» (Рерих Н. К. Пути Благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924. - С. 145). Красота - не только цель искусства, но и цель жизни - в том были единодушны философы всеединства. «И цель последняя - не красота как культурная данность, а красота как сущее, т.е. претворение хаотического уродства мира в красоту космоса. Космос и есть красота как сущее. Космическая красота - цель мирового процесса» (Бердяев Н. А. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - С. 455 - 456). Стремление воплотить в своём творчестве «ощущение космической правды» привело Рериха к космизации искусства. «Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса», - утверждал художник в начале 1920-х годов (Рерих Н. К. Цветы Мории. - Берлин: Слово, 1921. - С. 5). Основываясь на идеях Живой Этики, Рерих в своих полотнах расширил художественное представление о пространстве до Беспредельности, а атмосферу духовного Света - до сияния мира огненного. О зрелом искусстве мастера в записях учения Живой Этики сказано: «Если спросят, какую школу искусства представляет Фуяма? Скажите - космического синтеза» (Записи учения Живой Этики в 25 т. - М.: Прологъ, 2008. - Т.9. - С. 106. 22 января 1929 г.).

Наказ показать красоту Рерих осуществлял в общеобразовательных учреждениях в России и США, на многочисленных персональных и групповых выставках своих произведений на Родине и за рубежом, в печатных изданиях, в монументальных храмовых мозаиках, росписях, в написании икон для русской православной церкви, театральных декораций, архитектурных этюдов, славящих творения русских зодчих, в презентации коллекции каменного века на всемирном археологическом конгрессе, в показе предметов восточного искусства, собранных во время экспедиций, в просветительской деятельности основанных им культурных учреждений в России и США, в экспозиции Музея его имени в Нью-Йорке, в литературных эссе, посвящённых искусству Востока и Запада.

Наказ хранить красоту всех веков и народов Николай Константинович реализовал в своих многочисленных выступлениях в защиту архитектурных и художественных памятников, в собирательской деятельности, в учреждении Музея допетровского искусства, в создании Пакта о защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов. В качестве охранительного полотнища был предложен отличительный флаг, названный «Знаменем Мира». И сам Пакт, и Знамя Мира понимались достаточно широко как важный шаг в историческом развитии народов: «Явление Знамени Мира есть тот основной Знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся - Красота, Знание, Искусство и все народы» (Записи учения Живой Этики: в 25 т. - М.: Прологъ, 2010. - Т. 9. - С. 235. 20 апреля 1929 г.).

У деятелей русского космизма вызрела столь созвучная идеям Живой Этики мысль не только о спасительной, но и об эволюционной роли красоты, призванной пересоздать мир: «Императив творить красоту во всём и везде, в каждом акте жизни, начинает новую мировую эпоху, эпоху Духа, эпоху любви и свободы» (Бердяев Н. А. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - С. 457). Можно сказать, этот императив главенствовал в деятельности великого русского художника, учёного, писателя, общественного деятеля, мыслителя. Елена Ивановна Рерих, подытоживая всё созданное Николаем Константиновичем, писала, что он «будил сознание ко всему Прекрасному… Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира…» (Рерих Е. И. У порога Нового Мира. - М.: МЦР, 1994. - С. 123).

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 5.06.2012