Ерика Лазарова,
старший научный сотрудник,
доктор Института исследования обществ и знания,
Болгарская академия наук

 

НУМА ПОМПИЛИЙ ИЛИ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЛАСТИ ТВОРИТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ГАРМОНИЮ

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

 

В истории культуры есть много недостаточно исследованных персонажей и событий, которые представляют развитие цивилизации и духовного творчества человечества в разных сферах. Один из них - Нума Помпилий, второй римский царь, которому культурная память приписывает роль культурного героя и зачинателя цивилизаторских реформ в римском обществе.

Немногим известно также, что Елена Рерих указывает на Нуму в качестве духовного учителя и наставника блестящей личностой эволюции Елены Блаватской. Лапидарно, но отчётливо ясно Елена Ивановна в своих «Записях» цитирует слова Учителя Мории, который в ответ на её вопрос сообщает о значении легендарного римского реформатора для развития современного оккультного знания: «Кто был Коганом при Блаватск[ой]? -Нума Помп[илий]»[1].

В этих строках он предстаёт в ипостаси дхиан-когана, что на санскрите означает «Духовный владыка»[2] . Таким образом, о царе Нуме говорится как об одном из воплощений Космического разума.

В бытность свою создателем основ образцового государства древности Нума сочетал патерналистические традиции с нравствеными критериями справедливости и гуманности, а так же успешно соединял принципы управленческого долга с принципами уважения к подданным.

Фольклорная память бережно хранит легенды о «добром и справедливом царе». Но благодаря сведениям из «Истории Рима» Тита Ливия[3] и «Жизнеописаниям» Плутарха мы встречаемся с воплощением этой, кажущейся утопической, идеи в общественных реалиях в личности второго царя Рима[4] - Нумы Помпилия (753 - 672 гг. до н.э.). Он является создателем социальной структуры государства, основанной на принципах целесообразности, гармонии и справедливости. Высокая мораль, чистое религиозное чувство, неподкупность и стойкость в добродетельной жизни стали для сенаторов поводом после смерти Ромула - основателя древнего римского царства, выбрать Нуму в 715 г. до н.э. царём так называемого «SenatuspopulusqueRomanus» или «Сената и римского народа».

По историческим свидетельствам Тита Ливия, сначала он отказался от этой чести, но под влиянием своего отца - знаменитого сабинянина Помпония[5] , согласился возглавить государство и заботиться о мирном сосуществовании римлян, сабинян (сам он был сабинянского происхождения), латинских и этрусских племён, работая на процветание Рима[6] . Он преодолел межплеменную вражду тем, что вместо племенного ввёл цеховое деление граждан: «народ был разделён по роду занятий… вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всём гармонию и единодушие». Это деление позволило Плутарху подчеркнуть: «следует заметить, что Нума - поклонник крайней демократии, сторонник народа»[7].

Как любил говорить сам Нума, он согласился стать царём, чтобы смягчить сердца воинственых римских граждан, возбудить в них благородные чувства и научить их жить разумно. Он обращал внимание на тождество общественых и личных добродетелей, указывая на необходимость почитать богов как носителей универсальной этики, уважать личность каждого римского гражданина, трудиться честно и соблюдать нормы общежития, воспринимая их как осознание своего долга по отношению к Родине и к Пантеону бессмертных.

Имя Нумы связано с реформами, которые реально цивилизовали Рим и создали более благоприятный социальный климат в государстве. Сам он давал пример гармонизации личного и общественого бытия, стремясь жить скромно и достойно. Отказался от помпезной публичности и охраны, и в этом отношении его практика весьма актуальна. Плутарх пишет об этом благородном властителе: «Богато одарённый нравственными качествами от природы, он ещё более преуспел в своём умственном развитии благодаря учению, несчастьям своей жизни и серьёзным размышлениям. Он укротил в себе не только низменные желания, но и отрешился от страстей невежественных народов, - от насилия и корысти. Обуздывать желания силой рассудка он считал истинным подвигом. Он изгнал у себя в доме всякую негу и роскошь», отказался от телохранителей, стремился жить скромно и достойно[8].

Он воевал с пережитками межплеменной вражды и запретил кровную месть за непредумышленое убийство. Смягчил рабство, являясь в этом пункте своей державной деятельности тоже одним из счастливых исключений древности и даже Нового времени с его колониальной и неоколониальной политикой.

Ещё до индийского императора Ашоки с его декретом о вечном мире существовал правитель, о последовательной миротворческой деятельности которого нам свидетельствует Плутарх: «В царствование Нумы никто ни один день не видел его (храм Януса) растворённым: все 43 года он стоял запертым. Всюду было устранено всё, дававшее повод к войне… Всех охватила страстная любовь к порядку и миру, к занятиям земледелием, к тихой семейной жизни… В царствование Нумы не было ни войны, ни восстаний или волнений»[9] .

Это бесценный опыт для современного мира! Для Нумы Помпилия мир и мирное сосуществование племён и народов было основой благоденствия и процветания общества. Говорят, что во время его правления храм Януса оставался закрытым, а по древнему обычаю, его врата оставались символически открытыми во время военных конфликтов, чтобы солдаты могли беспрепятственно вернуться домой. Нума Помпилиус создал культ нового бога - Бога мира Фидеса, и это действительно замечательный случай в исторической практике античности, где обычно самым торжественым образом чтили богов войны[10]. Это исторически первый в мире государственный акт признания ценности мира, который, к сожелению, не приобрёл достаточно популярности и официального признания[11] .

Для Нумы мир и мирное гармоничное сосуществование племён было основой благоденствия и процветания общества. Благодаря его благородному пацифизму созидательные усилия граждан сосредоточились на ставших традиционными видах деятельности, таких, как ремесло, земледелие и торговля. Первой общественной группе он помог, создавая их професиональную коллегию, а второй - развивая практику землемерия и устанавливая культ Бога границ Термина. Этим он учредил систему норм для разумного охранения частной собственности и предотвращения междуусобного напряжения. В то же время он позаботился и о безземельных крестьянах, наделяя их землёй. Это уникальная попытка установить социальное равновесие и укрепить дух общественной солидарности, уменьшая напряжение бедность-богатство. Таким образом, «добрый царь» стал действительным законодателем социальной гармонии.

Нума Помпилий явился также создателем культа Весты, узаконив религиозную общину весталок в качестве общественной и нравственной опоры добродетельной семейной жизни, утвердив тождественность личной и общественной морали.

В то же время Нума заботился о равнопоставленности религиозной и светской власти. Его религиозные реформы имели значение как для институционализации системы культа, так и для исторически ранной секуляризации общественной и религиозной жизни. Легализируя колегию жрецов, во главе с «потифаксом максимумом», он сделал шаг к консолидации системы государственой религии и постановил правила для превращения религиозной жизни в условие для гармониизации общества[12 ].

Миру и гармонии была подчинена и реформа солнечного календаря. Новый солнечный календарь, связанный с правлением Нумы, был, по тем временам, максимально усовершенствован. Если до него в году было 10 месяцев (304 дня), то Нума добавил ещё два - январь и февраль, увеличив длительность года до 355 дней[13] . Календарная реформа имела значение и для регламентации религиозных и государственых праздников, указывая на даты, благоприятствующие государственным начинаниям, что также способствовало созданию позитивного общественного климата.

Все свои идеи о возможности социальной и религиозной гармонии Нума Помпилий документировал в своих книгах. По преданию их было 12 [14], и по желанию царя все они были захоронены вместе с ним (а умер он в возрасте 80 лет). Вероятно, он полагал, что для его гуманных идей время ещё не настало. Рассказывают, что когда 400 лет спустя открыли могилу в Яникуле[15] , то нашли в ней письменное наследие Нумы нетронутым. Но городской управитель (претор) сжёг их, явно считая опасными для государственного и религиозного порядка. Известно также, что в Средновековье алхимики считали, что некоторые из сочинений Нумы Помпилия были сохранены его последователями и почитателями, что они сберегли тайну философского камня как жемчужину мудрости.

Гуманной идее о роли социальной и религиозной гармонии суждено было подождать более двух с половиной тысячелетий, чтобы снова стать основой разумной социальной жизни, основанной на принципах гармонии, справедливости и управленческой мудрости, которая так редка в культурной истории человечества. И мне хотелось подчеркнуть, что нужно вернуть в культурную память человечества имя и благородные принципы управления Нумы Помпилия - царя, который создал образец власти, творящей мир из гармонии.

 

 

Примечания:

[1] Е. И. Рерих. Записи Учения Живой Этики. - Т. 8. - Москва: Пролог, 2010. - С. 36.

[2] Дхиан Коганы - (санскр.) букв., «Владыки Света», Высшие силы, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор над Космосом (по Теософскому словарю Елены Блаватской).

[3] Сведения Тита Ливия доказывают, что это вполне реальный персонаж, политический строитель Древнего Рима (Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3 томах. - М.: Наука, 1989 - 1993), а Плутарх в своих «Жизнеописаниях» дал его прекрасный психологический портрет (Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 томах. М., 1990).

[4] Это был первый период развития Рима, известный под названием „Римское царство”, в отличие от Римской республики и Римской империи.

[5] Марсий воспитал своего четвёртого сына в духе исключительной строгости и скромности. В его доме презирали роскошь, а уважали стремление служить общему благу, чтить нравственные достоинства личности и утверждать мир как естественое состояние общества.

[6] В известном отношении он был подготовлен для поста, посколько был женат на дочери соправителя Рима - Тация, которая умерла в возрасте 13 лет. По преданию, неутешный супруг долго жил в полном уединении, но у озера Албано сама нимфа Егерия стала обучать его искусству законотворчества.

[7] Плутарх. Избранные жизнеописания. В двух томах. - Т. 1. - М., 1990. - С. 145, 152.

[8] Там же. С. 126, 132.

[9] Там же. С. 147 - 148.

[10] Не случайно, что во время правления Ромула, бог Марс стал основной фигурой официального культа, а первый знакомый из истории римский царь считался создателем институции легиона.

[11] Парадоксально, но до сих пор в исторической науке первой формой утверждения универсального значения мира считается революционная инициатива императора Ашоки в Индии, который отрицал военные конфликты как способ решения межгосударственых конфликтов и почти на три столетия позже стал говорить о необходимости существования человечества в состоянии взаимоуважения, за что получил титул «отца вечного мира».

[12] Постепенно религиозная жизнь перешла к признанию Юпитера в качестве верховного бога или «оптимума максимума»; большое значение приобрела коллегия весталок, так же, как и коллегия авгуров или гадателей, которые имели специальное державное значение, поскольку предсказывали выход из военных конфликтов или роль правящих личностей.

[13] По старинной традиции считалось, что зимой ход месяцев остановливается. Но добавленные дни не были достаточными для синхронозации солнечного и лунного календарей, и поэтому каждый второй год добавлялся тринадцатый месяц.

[14] Другие источники говорят об огромном письменном наследии, включая алхимические тексты. Даже считалось, что Нума якобы открыл тайну философского камня.

[15] Так было доказано историческое сущствование царя Нумы Помпилия.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 5.06.2012