Г. Н. Дульнев,
доктор технических наук,
заслуженный деятель науки и техники РСФСР,
академик РАЕН, проф. Санкт-Петербургского НИУ ИТМО,
проректор по науке института биосенсорной психологии

 

Философские основы процессов массоэнергоинформационного обмена

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

 

1. Материально-духовный мир человека

 

Объектом исследования выберем человека, который в своей деятельности проявляет себя как с материальной, так и с духовной стороны. Известно, что организм человека обменивается с окружающей средой массой, энергией и информацией, т. е. происходит массоэнергоинформационный (МЭИ) обмен. Последний состоит из физических (масса и энергия) и информационных взаимодействий. Такой взгляд включает целостное представление о природе. Материальный мир находится в движении, которое придаёт ему различные структурные разнообразия или состояния. В таком представлении масса является мерой количества вещества (кг); энергия - источником и мерой движения (дж); информация является мерой структурно-смыслового разнообразия (бит) [1].

К этой тройке понятий, характеризующих материальный мир (масса - энергия - информация), примыкают два термина - сознание и Дух. Они составляют восходящую по содержанию и значимости триаду: информация - сознание - дух. Иногда последнюю триаду называют тонким миром. Это позволяет утверждать, что основа нашего мира построена не только из материальных, но и из материально-духовных элементов, а информация - соединяющий их мостик. Если материя и энергия всесторонне изучены и составляют основу современной науки, то мостик “информация” чрезвычайно зыбкий и это несмотря на то, что по данной теме опубликовано громадное число работ, несмотря на то, что XXI век и современную цивилизацию часто называют информационными. В статье рассматриваются философские основы такого взгляда на мир.

С философских позиций такой взгляд на природу можно отнести к реалистической философии, признающей равнозначность материальной и духовной составляющих мира. Иными словами, реалистическая философия является диалектическим синтезом крайних философских направлений - материализма и идеализма. Основоположниками таких взглядов стали известные философы и естествоиспытатели: Аристотель, Д. Бруно, Лейбниц, Шеллинг, Гёте. К отечественным представителям реалистической философии можно отнести А. И. Герцена, П. А. Флоренского, Д. И. Менделеева, В. И. Вернадского и др. В настоящее время центром мировой реалистической мысли становится Санкт-Петербург [1,2].

 

 

2. Энтропия и негэнтропия

 

Организм человека рассматривается как открытая система, обменивающаяся со внешней средой массой, энергией, информацией. Связь между этими параметрами определяется на основе законах термодинамики открытых систем, предложенной в 1978 г. лауреатом Нобелевской премии академиком бельгийской академии наук И. Р. Пригожиным.

Одним из основных параметров в термодинамике является изменение энтропии ΔS, равное отношению тепловой энергии ΔQ (Дж), которая выделяется (поглощается) в системе, к абсолютной её температуре Т (К), т.е.

 

 

Известно, что в изолированных системах энтропия меняется только в одну сторону - она растёт [3]. Каждый процесс в природе приводит к увеличению энтропии в той части мира, где это происходит. Энтропию рассматривают как меру хаоса в системе. Живой организм также производит энтропию и при её максимальном значении приводит к смерти. Как пишет один из основателей квантовой механики лауреат Нобелевской премии австрийский физик Э. Шрёдингер, организм может избегнуть этого состояния, т.е. оставаться живым только путём постоянного извлечения из окружающей среды отрицательной энтропии, или негэнтропии. Это означает, что в живом организме, а это открытая система, происходит не только производство энтропии, но и отток её во внешнюю среду [4]. Роль негэнтропии частично выполняет информация, которая рассматривается не как сообщение, а как статистическая характеристика организованных форм движения. Энтропия и негэнтропия являются универсальными параметрами в природе. Как пишет проф. М. В. Волькенштейн, «Всё, чем отличается этот мир от серого, однородного хаоса, возникло и существует вследствие оттока энтропии в окружающую среду. Отрицательной энтропией питается всё живое и всё созданное жизнью, а значит, наука и искусство. Человек творит отрицательную энтропию, создавая новую, незаменимую информацию» [4]. Выскажем предположения, что энтропийные процессы связаны в основном с преобразованием в системе массы и энергии, а негэнтропийные - преимущественно с преобразованием информации.

 

 

3. Информация, сознание, Дух

 

Эти понятия, как правило, определяются на интуитивном уровне. Предпримем попытку дать им более чёткое выражение и начнём с понятия информация, которое американский инженер К. Шеннон в середине ХХ в. определил как меру разнообразия [6]. В дальнейшем оно было расширено Эшби как мера структурного разнообразия [7], а проф. В. Н. Волченко предложил информацию как меру структурно-смыслового разнообразия и степень свободы его выбора [8]. В 2007г. проф. Дульнев Г. Н. назвал информацией меру структурного эмоционально-интелектуального разнообразия и степень свободы его выбора [9]. Доктор медицинских наук проф. А. И. Крашенюк предложил такое определение информации; информация - мера структурно-смыслового разнообразия и мера (степень) отклика на качество раздражения [9].

Такое разнообразие мнений по данному понятию предполагает необходимость дальнейшего обсуждения этой проблемы.

Переходим к определению второго понятия - сознания, которое проф. В. Н. Волченко определил как высшую форму информации, как творящую информацию [8].

Информация на разных этапах эволюции определяется по-разному. Она не может быть воспринята непосредственно сознанием человека и его органами чувств. В компьютере это совокупность данных и программ на носителе информации. Во вселенной - абсолют. Во всех ипостасях непроявленная информация может явиться программой.

Второй вид информации - проявленная информация. Она может быть воспринята непосредственно сознанием человека или через его органы чувств. В компьютере они представляются через интерфейс посредством устройств выводов, видео-, аудио-, печатная и другая информация. Во вселенной - весь тварный мир, проявленное бытие. В процессе преобразования проявленная информация может испытывать отражение и отображение, что происходит по программе.

И, наконец, третий вид - творящая информация. В компьютере творящей информации нет. Во вселенной - вселенское сознание. Творящая информация рассматривается как сознание, а сознание предполагается как способность систем к информационным взаимодействиям. Сознание по числу степеней свободы эволюционирует от информации в простейших системах до сложных живых систем, вплоть до сознания человека с бесконечным числом степеней свободы.

Понятие «Дух» будет дано по определению доктора философии проф. Обухова В. Л., представителя реалистической философии [2]. Дух - это не элементы природы, а способы их взаимодействия, закон их функционирования. Дух - нематериальное начало мира, определяющее его способность к движению, к бесконечному многообразию, гармонии, порядку. Дух - это то, что древние греки называли мировым разумом и что действует на основе свободы и необходимости.

 

 

4. Стремление к гармонии - закон природы

 

Анализ всевозможных состояний природы приводит к выводу, что она содержит случайные и закономерные (детерминированные) процессы. Первые, как выше указывалось, характеризуются энтропией, вторые - негэнтропией. Энтропия - статистическая характеристика хаотических форм движения. Её роль частично выполняет информация. Академик В. И. Вернадский ввёл в науку ёмкий термин эмпирическое обобщение - общее утверждение, не противоречащее опыту [10]. Одно из эмпирических обобщений гласит: эволюция природы следует гармоническому принципу при котором соотношение явлений закономерных и случайных подчиняется принципу золотого сечения, т.е. приблизительно 60% явлений носят закономерный, а 40% случайный характер. Более точное определение связано с числами Фибоначчи 0,618 и 0,382. Эта закономерность проявляется на всех этапах вселенной как в макро и в микромире, так и в мегамасштабах природы [9].

Следующее эмпирическое обобщение отмечает такой тип эволюции больших систем, в которых наряду с борьбой в системе возникают процессы кооперации, коллективные действия или когерентности. Чёткое определение этому явлению дал известный русский физиолог П. К. Анолин [11]. «Система - такой комплекс избирательно вовлечённых элементов, в которых взаимодействие принимает характер взаимоСОдействия компонентов на получение полезного результата». Или, иными словами, взаимодействие элементов системы может переходить во взаимоСОдействие, направленное на получение полезного для системы результата. Это очень важный принцип эволюции, предопределяющий тенденцию к объединению. Это тот путь, который приводит к прогрессу если за ним стоит высокая одухотворённая идея.

 

 

5. Оценка качества информации

 

Отмечено, что суждение о ценности (качестве) информации возникает после её восприятия рецептором (приёмником). Иными словами, уровень подготовки рецептора в значительной степени определяет ценность полученного сообщения. В монографии [5] профессор В. М. Волькенштейн приводит убедительный пример в восприятии некоторой математической информации различными лицами - школьником, студентом математического факультета и профессором математики, обладающими различным уровнем тезауруса в этой области. Если предшествующий запас знаний школьника нулевой, а для профессора полученная информация не представляет ничего нового, то для студента ценность полученного сообщения велика.

Иными словами, ценность информации связана с её рецепцией. Напомним, что теория информации разрабатывалась К. Шенноном для решения задач связи и рецепция при этом не учитывалась, что и придало работам К. Шеннона характер универсальности [6]. Однако известно, что существуют ситуации, в которых ценность полученной информации играет большую роль, чем её количество.

Рецепция информации связана с появлением упорядоченности в воспринимающей системе, которая становится диссипативной. Для рецепции информации необходим определённый уровень восприятия, должно реализовываться стремление к цели, достижение которой есть переход из менее в более устойчивое состояние. Этот процесс становится возможным только благодаря оттоку энтропии из рецепторной системы. В работах [6,7] показано, что формула (8) является первым шагом при оценке качества информации, т.к. их величина позволяет судить о тенденции информации к порядку или беспорядку. В 2004 году в работах сотрудников СПбГУ ИТМО предложено оценивать качество информации по критериям хаоса Кх и порядка Кп, выраженным через суммарную величину энергетического и информационного потока [9].

По кривым изменения критериев К во времени τ Кх  = Кх(τ), Кп  = Кп(τ) можно судить о тенденции качества информации, т.е. делать вывод о стремлении этой величины к порядку или хаосу в каждый момент времени. Для оценки ценности информации свяжем её с достижением цели до и после получения информации, выраженной через критерий хаоса. Целью будем считать достижение системой гармонического соcтояния [12, 13]. Как уже отмечалось, при гармоническом состоянии любой системы критерии хаоса и порядка примерно равны Кх = 0,4 и Кп = 0,6.

Мир создан Творцом по законам гармонии на всей этапах Вселенной. Закон так называемого «божественного сечения» или по выражению Леонардо да Винчи «золотой середины» можно наблюдать в микро- мега и метамирах, этим законам подчинена вся наша жизнь. Их можно не замечать или нарушать, но они есть и многое определяют в отношении отдельного человека или социума.

В материальном мире информация проявляет себя  как объективный параметр, а в духовном - информация может рассматриваться как объективно-субъективный параметр. Последнее связано с особенностями рецепции информации воспринимающейся субъектом.

Рассмотрим гармоническое государство в разных сферах его деятельности. Начнём с экономической сферы. Здесь хаотические процессы в экономике связаны с деятельностью рынка, а закономерные - с плановой государственной экономикой. При соотношении случайных и закономерных процессов в пропорции 0,4 и 0,6 должно возникнуть гармоническое состояние общества, т.е. состояние, соответствующее основному закону природы. Науку о сохранении цивилизации на Земле и построении гармонически развитого общества академик М. Н. Моисеев предложил назвать наукой о ноосферогенезе; основные её положения изложены в работе [14].

Опираясь на рассмотренные признаки гармонического развития, проф. И. А. Гундаров выяснил причины демографической катастрофы в России [15]. Он отмечает, что идеология общества определяется дальней исторической памятью хода, его этническим архетипом. Как показали его исследования, физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных факторов).

Духовность - это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определении критериев добра и зла. Благополучными («благостными») считаются действия по общечеловеческим понятиям, закреплённым народной мудростью в религиозных заповедях. Противоположные мотивы относятся к сфере духовно неблагополучных («греховных»). Проф. И. А. Гундаров сформулировал закон духовно-демографического детерминизма: при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовного состояния общества сопровождается снижением (ростом) заболеваемости и смертности. Рассмотрение динамики здоровья населения СНГ в 1991 – 1996 гг. выявило, что процесс устойчивости в эти годы на 70 - 80% определялся духовным состоянием общества и на 20 - 30% материальным уровнем жизни. Эти цифры близки к соотношению «золотого сечения» что позволяет считать оптимальным такое соотношение между противоположными духовными чертами: 60% должно быть связано с коллективизмом, высокими идеалами, патриотизмом, а 40% - личными интересами, конкретными материальными ценностями. Наверное, для развития России необходимо опираться не на подавление одной из сторон, а на их обоюдное существование.

 

 

Заключение

 

Показана исключительная роль информации в природных процессах. С одной стороны информация выступает как составляющая материального мира в триаде материя-энергия-информация; с другой информация является составляющей триады духовного мира: информация-сознание-дух. Из этого следует, что информация является мостиком между материальным и тонким мирами.

В материальном мире информация проявляет себя как объективный параметр, а в духовном информация может рассматриваться как объективно-субъективный параметр. Последнее связано с особенностями рецепции воспринимающейся субъектом.

 

 

Литература

1. Обухов В. Л., Зобов В. А., Сугакова Л. И. Манифест реалистической философии. СПб: Химиздат, 2004, 63с.

2. Обухов В. Л., Ситников В. Л. Основы человековедения (человек как микрокосм). СПб: Химиздат, 2001, с 270.

3. Базаров И.П. Термодинамика, учебное пособие. М.: Высшая школа, 1976, с 447.

4. Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика? М. ИЛ, 1997.

5. Волькенштейн М. В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986, 191 с.

6. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Издат. ин. лит. 1963, с. 259.

7. Эшби Р. Введение в кибернетику. М.: 1959.

8. Волченко В. Н., Миропонимание и экоэтика. МГТУ им Н. Э. Баумана, 2001, 431с.

9. Дульнев Г. Н., Крашенюк А. И., От синергетики к информационной медицине. СПб; Институт биосенсорной психологии, 2010, 168 с.

10. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

11. Анохин П. К. Очерки физиологии функционирования систем. М.: Медицина, 1975.

12. Колков А. И. Мир и гармония. Кемерово, 1998 с. 131.

13. Дульнев Г. Н., Введение в синергетику. С-Петербург: Проспект, 1998, 253 с.

14. Моисеев И. Н. Современный рационализм. М.: Кокс, 1995.

15. Гундаров И. А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. 2001 М.: Центр творчества «Беловодье», с. 349.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 3.06.2012