Р. Г. Баранцев,
Санкт-Петербургский госуниверситет

 

Смысл жизни - вклад в культурное наследие

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 10-11 февраля 2012г.

 

Понятию смысла (и особенно смысла жизни) посвящено множество работ ([1-3] и др.). Но определить его строго оказалось чрезвычайно трудно. Ю. А. Шрейдер, например, предлагает так: «Смысл феномена - это внеположенная ему сущность, о которой он призван свидетельствовать» [4]. А В. И. Смирнов, апофатически отстраняя такие термины как мысль, знание, ценность, значение, бытие, сущее, решается на следующий катафатический вариант: «Смысл есть обстоятельство позволительного вхождения знания в со-знание» [5]. В. В. Налимов рассматривает смысл как интуитивную компоненту сознания, наряду с текстом (рацио) и языком (эмоцио) [6]. В поисках смысла можно видеть потребность в постижении целостности.

Выступая однажды перед земляками в Вятском госуниверситете, я говорил, что смысл человеческой жизни состоит в максимальном осуществлении личности, в реализации того, что заложено в человеке природой [7]. Создатель заботится о всех, но каждый ли человек нужен для культурного наследия? Хочется думать, что культура наполняется только добрыми деяниями. Однако на земном уровне добро сопутствует со злом, встречаясь с ним в душе каждого человека, наделённого свободой выбора. И Божество спускается в человеческую юдоль, чтобы помочь человеку достичь божественной сферы путём постепенного уподобления. В троическом космосе дьявол уже не имеет подобающего пристанища, так что «Зло есть “privatio boni”. Эта классическая формула лишает его абсолютного бытия и превращает в какую-то тень, обладающую лишь относительным, зависимым от света бытием. Добро, напротив, наделяется позитивностью и субстанцией» ([8], с.70).

Осуществление Замысла становится возможным на уровне ноосферы, куда человечеству предстоит подниматься согласно предсказанию В. И. Вернадского. «Познавая, наш разум не наблюдает, он формирует действительность… Мысль - самая мощная сила», - писал В. И. ([9], сс. 281 и 353). Через активность проявляется внутренняя способность материи к саморазвитию. Любопытно, что о творческой способности сознания писал и Ленин, указав, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» ([10], с. 204). Не удивительно, что это место послужило предметом изощрённой и мучительной спекуляции со стороны философов, заинтересованных в материалистической трактовке такой фразы (см., напр., [11]).

Современный петербургский писатель замечает, что «Человеческая жизнь ослепительна лишь в первой её части. Затем всё более настигают страхи и понимание трагизма бытия» [12]. Мысленно отвечая, говорю, что страхи меня не берут, но понимание действительно настигает. Трагизм бытия есть уже в том, что оно остаётся незавершённым, недоопределённым, оно продолжает становиться, и человек - активный участник этого процесса. М. К. Мамардашвили, провозглашая онтологический принцип неполноты бытия [13], вероятно имел в виду, что мир постепенно становится действительностью в ходе осмысления его человеком. Полнота нуждается в асимптотическом подходе. Живое не может быть абсолютно полным.

Остросюжетные события, доминируя локально, сами по себе с течением времени обычно утрачивают значение. Длительное влияние оказывают лишь глубинные процессы. Масштабная инвариантность коррелирует тут с культурной ценностью [14]. Сама культура есть целостность, объединяющая достижения науки, искусства и религии [15, 16]. Синтез этих ветвей, реализованный в творчестве Рерихов [17], осуществлял также Гёте - натуралист, поэт, философ. В России аналогичной фигурой был Ломоносов. Или Достоевский, о котором В. С. Соловьёв писал: «Будучи религиозным человеком, он был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником. Эти три стороны, эти три высшие дела не разграничивались у него между собою и не исключали друг друга, а входили нераздельно во всю его деятельность. В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своём художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. И он был прав, потому что эти три живут только своим союзом. Добро, отделённое от истины и красоты, есть только неопределённое чувство, бессильный порыв, истина отвлечённая есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Для Достоевского же это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи» ([18], с.305).

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Память культуры избирательна. Но если история, определяя рейтинг людей, народов, государств, учитывает степень их актуализации, то, реализуя наш потенциал, мы тем самым вносим нужный вклад в культурное наследие, раскрывая при этом смысл самой жизни.

 

 

Литература

1 Поиски смыслов. СПб, 2004, 176 с.

2 Трофимова Н. А. Мозаика смысла: элементы и операторы их порождения. СПб, 2010, 110 с.

3 Шарма О. Беседы о цели и смысле жизни. М.: Саттва. 2010, 480 с.

4 Шрейдер Ю. А. Этика. М., 1998, 270 с.

5 Смирнов В. И. О понятии смысла // Человек и современный мир. СПб, 1997. С.37-39.

6 Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989, 287 с.

7 Баранцев Р. Г. Воспоминания // Сборник трудов Международной научной конференции   «Методология современной науки. Моделирование сложных систем». Киров, 2007. С.5-23.

8 Юнг К. Г. Попытка психологического истолкования догмата о Троице // В кн. «Ответ Иову» М.: Канон, 2006, 352 с.

9 Аксёнов Г. П. Вернадский. - М., 1994. - 544 с

10 Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Соч., 4-е изд. - М.: ГИПЛ. - 1958. - Т.38. - С. 73-231.

11 Цзэсюнь. Является ли мыслью Ленина положение, что сознание творит мир? // Вопросы философии. - 2007. - №5. - С.85-98.

12 Рекшан В. Хорошая книга про себя // Газета «Невское время» за 29.10.10.

13 Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984, 82 с.

14 Истина и благо: универсальное и сингулярное. М.: ИФ, 2002, 376 с.

15 Борзова Е. П. Триадология. СПб, 2007, 672 с.

16 Баранцев Р. Г. Культура как синтез науки, искусства и религии // Тезисы докладов. Первый Российский культурологический конгресс. СПб. 2006. С.94. Фундаментальные проблемы культурологии. Том 1. Теория культуры. СПб: Алетейя, 2008. С.274-278.

17 Баранцев Р. Г. Целостность рериховского наследия // Дельфис, 2005, №1. С.7-9; Рериховское наследие. Том IV, СПб, 2009. С.685-689.

18 Соловьёв В. С. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. 822 с.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 3.06.2012