А. И. Херсонов

Поэты и писатели.
Взгляд астролога.

Кто создавал «шекспириаду»?

 

22 января 2011 года исполнилось 450 лет со дня рождения великого учёного Френсиса Бэкона, родоначальника английского материализма, члена парламента, лорд-хранителя печати, лорд-канцлера, барона Веруламского, виконта Сент-Олбанского и прочая, прочая, прочая. Да, но при чём здесь произведения Вильяма Шекспира? А при том, что сразу же после смерти творца «Гамлета» и «Отца Лира» современники заявили о том, что эти произведения написал вовсе не Шекспир. А кто же? Френсис Бэкон!

 

 

Человек предполагает

 

За минувшее время, и время немалое, скопилось столько «разного», сеющего сомнения в авторстве написанного Вильямом Шекспиром, актёром и совладельцем лондонского театра «Глобус», что «отмахнуться» от этого не представляется возможности. Вот, например, красноречивая фраза из «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона»: «Вильям Шекспир - величайший драматург христианского периода жизни человечества, биографические сведения о нём далеко не соответствуют той безграничной славе, которой окружено его имя».

«Не соответствуют» - мягко сказано! По мнению современников, Вильям Шекспир не был столь могуществен и гениален, чтобы единолично создать то, что подписано его именем. Кто же в таком случае создал гениальные, на грани творческих возможностей, художественные произведения?

И тут, как говорится, «возможны варианты». Во-первых, сам Шекспир, как о том и принято считать, к чему склоняется официальная точка зрения. Во-вторых, Френсис Бэкон, писавший под псевдонимом «Вильям Шекспир», на что намекали и прямо указывали некоторые современники. В-третьих, и это компромиссный вариант, оба автора творили совместно, в едином творческом союзе, но подписывали произведения лишь именем одного из них - Вильяма Шекспира. Есть и четвёртый вариант: под именем «Вильям Шекспир» писал некто третий. Именно эта точка зрения в последние годы пользуется популярностью. У неё есть автор, в защиту точки зрения написана книга, но сегодня не она будет предметом рассмотрения. Мы же рассмотрим означенные три версии.

 

 

О Шекспире и Бэконе

 

Вильяма Шекспира без натяжки можно назвать «великим неизвестным». Да и как может быть иначе, если первые сведения о жизни драматурга «благодарные» потомки удосужились собрать спустя 80 лет после его смерти? Кстати, это показатель того, что при жизни Шекспир вовсе не считался выдающимся, не говоря уже гениальным автором. За прошедшие столетия многое кануло в лету, забылось, получило превратное толкование. Безусловно, сегодня мы знаем о Шекспире не более, чем двести лет назад, а в те времена первый шекспировед Стивенс писал: «Родился в Стратфорде на Авене, там женился, прижил детей, отправился в Лондон, где сначала был актёром, писал поэмы и драмы, вернулся в Стратфорд, сделал завещание, умер и похоронен». То есть, почти ничего существенного.

О Френсисе Бэконе известно гораздо больше, поскольку являлся общественным человеком, занимал высокие должности, носил высокие звания, состоял «при короле». Да и происхождение имел далеко «не простое»… Бэкон безусловно прославился на научном поприще, призывая современников к экспериментальному изучению природы, написал массу научных работ, например, «О достоинстве и преумножении наук». И не написал ни одной литературной работы. Бэкон пережил судьбоносное падение: обвиняясь во взяточничестве, попал под суд, был лишён всех званий, должностей и наград. Позже король простил учёного , но оправиться от удара Бэкон так и не смог. Потеряв всё, Бэкон оставил за собой занятия наукой и литературным творчеством.

 

 

«Нет дыма без огня»

 

Так были или не были основания приписывать Френсису Бэкону авторство «шекспириады»? И как мог Вильям Шекспир умолчать тот факт, что некто творит под его именем, а он пожинает плоды чужого труда? Во-первых, Френсис Бэкон действительно обладал огромным жизненным опытом, имел разносторонние и глубокие познания, которые вполне могли перекочевать на страницы шекспировских произведений. Во-вторых, по мнению знатоков, Бэкон оставил на этих страницах прямые указания, своего рода «метки» соавторства.

Так на титульном листе Первого Фолио произведений Шекспира изображены две правые руки. Что это, прямой намёк на то, что «писали двое»? По-видимому! Далее, портрет сэра Френсиса Бэкона в издании 1640 года «один к одному» совпадает с портретом Вильяма Шекспира, изображённым в первых четырёх томах Фолио его произведений. И таких следов незримого присутствия Френсиса Бэкона на страницах Шекспира специалисты усматривают с добрый десяток.

Да, но что же заставило современников усомниться в творческой потенции самого Шекспира? Многое! Например, то, что в 14 лет он оставил учёбу, дабы помогать по хозяйству отцу, и более не учился. Шекспир, попросту говоря, не обладал необходимыми знаниями, чтобы сотворить «Гамлета» или «Короля Лира». По свидетельству хорошо знавшего Шекспира Бэна Джонса «он вынес немного латыни, а ещё меньше греческого». И потом, почему не обнаружено ни одной рукописи Шекспира? Писал не Шекспир? Почему так странно и равнодушно, если не сказать больше, Шекспир отнёсся к судьбе собственного творческого наследия, даже не оставив литературного завещания? Почему не удосужился вести хронологию всему написанному? И, наконец, что это за загадочная фраза завещания: «Будь проклят тот, кто потревожит мои кости»? Кто, а главное почему, по предположению умирающего Шекспира должен был «потревожить» его кости? Какая причина могла быть для столь кощунственного события? Не уж-то «шекспириада» рождена не Шекспиром, а Френсисом Бэконом и тот бессовестно пожинал плоды чужого труда?

Но мог ли Френсис Бэкон «в одиночку» создать «шекспириаду»? По силам ли учёному гениальное творчество? Оказывается, не по силам. Спелдинг, знаток жизни Бэкона, свидетельствовал о том, что «Бэкон не обладал литературным даром». Однако, по словам того же Спелдинга, Бэкон «обладал даром мистификатора и виртуоза-шифровальщика». Из сказанного следует разумное предположение: Шекспир и Бэкон не могли в одиночку, каждый сам по себе сотворить «шекспириаду», но вполне могли это сделать вместе, объединив усилия и возможности.

 

 

Дуэт на все времена?

 

А почему бы и нет? Оба были почти ровесники. Шекспир родился 23 апреля 1564 года, Бэкон - 22 января 1561 года. Оба жили в Лондоне. Почему бы бывшему лорду Бэкону после жизненного падения не «снизойти» до «актёришки, но не бесталанного драматурга Шекспира и не предложить ему услуги в совместном написании пьес? При условии, что это будет держаться в строжайшей тайне.

Одно дело «кропать» в отставке скучные научные трактаты, которые почти никто не читает, другое - отдавать обширные знания человеку, который сумеет облечь их в яркую художественную форму, то есть Вильяму Шекспиру…

И дело вовсе не в желании славы! Бэкону и своей «славы» было достаточно. Славу целиком можно отдать Шекспиру, а самому оставаться в тени его имени, чем и заинтриговать читателя… Читателя многих поколений. Читателя на все времена! Что ж, это было бы в духе времени, обожавшего слово «аркана», тайна. А чтобы не остаться вовсе безвестным, так, на всякий случай, следовало на страницах совместно написанных с Шекспиром произведений оставить следы своего присутствия. Оставить, а самому «из-за кулис» следить за разворачивающейся интригой линии «произведение-читатель». Рано или поздно правда всё равно вылезет наружу. Всё встанет на свои места, но пока идёт установление истины и «ломаются копья», нет высшего блаженства, чем втайне следить за тем, как имя Бэкона соединяется с именем Шекспира! Впрочем, особой, неразрешимой по сути загадки, Бэкон не оставил потомкам, поскольку судя по всему о творческом дуэте знал или догадывался современник Бэн Джонс. Тот, что умудрился (в стиле времени) зашифровать «читателю» стихотворения следующую фразу: «Фигура, которую ты здесь видишь, Ф.Бэкон, изображённый как Шекспир». Фразу, которую сумел раскрыть прозорливый Спекман…

Что ж, если предположить, что Шекспир и Бэкон творили вместе и «шекспириада» по праву принадлежит обоим, то многое становится на свои места и странные вопросы обретают разумные объяснения. Например, почему Шекспира в зените славы больше всего волновала не судьба написанного, а «закупка солода для пивоварения». Или почему в «Короле Генрихе Четвёртом», в первой части слово Френсис встречается неоправданно много - 33 раза?! Да и цифра эта явно не случайного происхождения, а подобрана мистификатором Френсисом специально, поскольку цифра магического происхождения. Объяснение одно: у написанного было два автора.

 

 

«Большое видится на расстоянии»

 

Теперь от предположений-версий перейдём к доказательной части и попытаемся обосновать версию «творили вместе». Например, с помощью космобиологии, поскольку с расстояния Космоса можно увидеть большое, то есть истинное. Это правда, что все мы родом из детства, вернее, «из дня рождения». Рассмотрим же особенности строения космограммы рождения Френсиса Бэкона и Вильяма Шекспира, дабы определить, каковы заложенные природой потенциальные творческие возможности обоих. Когда речь идёт о поэте или писателе, то, по выражению С.А.Есенина, можно обнаружить «словесную походку».

В космобиологии личности считается, что к планетам, формирующим писательское творчество, относятся Меркурий, Венера и Нептун. В какой-то степени и Луна.

Особенности Меркурия определяют специфику мышления, интеллекта поэта. Вот почему один поэт способен создать эпическое произведение, многоплановую поэму. Другой поэт, способен «замахнуться» на балладу, а третьего «хватает» всего лишь на лирические миниатюры. Луна формирует эмоциональный настрой поэта. Венера определяет особенности восприятия эстетизма и мира прекрасного. Нептун - специфику творческого воображения, полёта фантазии, без чего истинное творчество невозможно.

Открытие первое. Космограммы рождения Шекспира и Бэкона существенно отличаются друг от друга, что даёт возможность их сравнительного анализа. Говоря кратко, планеты рождения В.Шекспира, безусловно, указывают на личность выдающегося художника, литератора, но не человека энциклопедических знаний. О Бэконе можно сказать следующее: космограмма рождения принадлежит выдающемуся учёному-энциклопедисту, но не литератору, однако, вероятно, человеку, не лишённому таланта в искусстве.

Начнём с Шекспира. Венера в Близнецах, гармонично поддержана Меркурием и стабильно благотворно Луной, однако, конфликтует с Плутоном. Луна в Весах предполагает повышенную чувствительность к словам и оценкам окружения и партнёров, ловкость в общении с публикой и возможность попасть под чужое влияние (Ф.Бекона?). Из выведенной формулы астрохимии (определение Е.И.Рерих) следует, что у В.Шекспира предполагается натура красноречивого остроумца, который заинтересован в дружбе с интеллектуалом (Ф.Бэконом?). Это литератор с «поэтической жилкой», ловкий в языке и коммерческой деятельности, человек приятный в обмене мыслями. У В.Шекспира, вероятно, выражены женские качества, любезность и услужливость, и не просто художественные способности, а необыкновенный талант в изобразительном искусстве. Благотворные отношения Луны и Нептуна  предполагают живое воображение и талант в искусстве с некоторой склонностью к парапсихологии (вот почему пьесы Шекспира обнаруживают интерес автора к астрологии). Что касается изъянов характера, то можно предположить вероятные неприятности в общественных отношениях, поскольку эмоции не дают ясно и объективно мыслить и высказываться, могут мешать нервозность и эмоциональное возбуждение (Луна противостоит Меркурию).

Перейдём к оценке вероятного характера и способностей Ф.Бэкона. Здесь Луна располагается в Тельце, гармонично расположена к Лунному узлу и конфликтует с Меркурием. Это означает, что Ф.Бэкон нуждается в богатстве и обеспеченности (после жизненного краха богатство пропало, но оно было у зажиточного В.Шекспира), популярен, ловок в планировании дел, идёт в ногу с обществом, но подвержен настроению, нервозен, его могут не понять и даже оклеветать. А что же Венера? Венера в Рыбах в «обнимку» с Плутоном даёт возвышенную, обновляющую любовь с глубиной чувств и переживаний, дар понимать других. И, вероятно, талант в актёрском искусстве. Меркурий Водолея формирует ум, открытый для всего нового, непредвзятое мышление, способность к высшей интуиции, а гармоничная поддержка Марса обеспечивает решительность, способность провести идеи в жизнь, проявить духовную энергию и остроту ума.

Близнецовый Сатурн стабильно и благотворно влияющий на Солнце, формирует практический и логический ум, строгое мышление, дисциплину в умственной работе, когда всё должно быть «разложено по полочкам». Это аспект учёного с организаторским талантом, достигающего цели упорным трудом, на которого однако давят тяжёлые обязанности и высока опасность заговоров и интриг (Сатурн в конфликте с Плутоном). Юпитер в Овне вызывает интерес к духовным вопросам, к воспитанию, способность руководить и обновлять философию, желание обновлять окружающую жизнь.

Как видим, Бэкон вполне мог быть наставником и учителем малообразованного Шекспира… Находясь в Стрельце Марс формирует «рыцаря идеалов», сильные философские и религиозные убеждения, патриотизм, а при конфликте с Венерой - сарказм и бесцеремонность, свободолюбие, во что бы то ни стало, вредные страсти, напряжённые отношения с женским полом. А вот «шекспировский» аспект Нептуна здесь отсутствует вовсе и это не даёт Бэкону возможности блеснуть живым воображением в искусстве.

Открытие второе. Как видим, любознательный Шекспир, не имея должной широты мышления и достаточных знаний , вполне мог явиться благодарным учеником Бэкона. Да только психотип Тельца постоянно приземляет, возвращает Шекспира с творческих небес на грешную землю…

Открытие третье. Бэкон несёт психотип Водолея, то есть открыт для мира и страдает болезнями мира. Марс, Юпитер и Сатурн Бэкона таковы, что «создают человека мужественного и стойкого, богатого на идеи и чистоту творческого духа, руководителя и духовного наставника, человека науки с умом практичным и логичным». И Шекспир, и Бэкон вполне могли дополнять друг друга «до недостающего», до идеально целого, работать в едином творческом союзе. И только при таком условии можно объяснить, каким образом из-под пера «Шекспира» выходили шедевры мировой литературы. На самом деле ларчик открывается просто: безбрежные знания и опыт жизни Бэкона вкупе с оригинальным воображением и литературным талантом Шекспира. Сколь долго просуществовал тайный союз, можно только догадываться. Видимо, до тех пор, пока Шекспир имел возможность придавать нужную «огранку» идеям и задумкам Бэкона. Но за несколько лет до смерти Шекспира союз с Бэконом распался…

Как человек «логичного ума» Бэкон вполне был доволен положением человека в тени, за кулисами, понимая, что его время впереди. А вот Шекспир перед лицом смерти разволновался, засомневавшись, правильно ли его поймут потомки. Только так можно объяснить странную просьбу в завещании «не трогать его кости». Но куда там! Кости Шекспира «тронули» сразу же после смерти, а вот Бэкон, как и предполагал, ещё десять лет с наслаждением наблюдал, как между современниками разгорается спор о том, кто же всё-таки творил под именем «Шекспир».

Кстати, слово «Шекспир» переводится как «потрясающий копьём». Надо понимать, творческим копьём, который одновременно сжимали две руки…

 

 

 

Антуан Экзюпери - отшельник Сахары

 

Имя писателя Антуана Экзюпери было хорошо известно в Советской России, «стране мечтателей, стране учёных». Великий романтик ХХ века смотрел на мир людей взглядом особенным. Но мало кому известно, что на долю Экзюпери, как это не редко бывает с романтиками, выпала жизнь трудная, противоречивая, полная опасностей и сомнений.

 

 

Школьник со странностями

 

Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе, в семье аристократа. Ранняя смерть отца и «домашнее» воспитание не могли не оставить следа на психике эмоционального и восприимчивого мальчугана. Воспитанию он был обязан матери. До подросткового возраста ничто не предвещало серьёзных жизненных неурядиц и будущих испытаний судьбы. Безоблачное детство в родовом замке, множество друзей, разнообразие интересов и увлечений. Склонность к учению, тяготение к точным наукам, технике и даже изобретательству - вот что составляло мир мальчика.

Но, с переходом в подростковый период, в каверзный этап перестройки нервной системы, а значит, и психики, душа Антуана почувствовала приближение фатального, неодолимого, такого, с чем справиться самому крайне тяжело. Того, что называют роком…

И здесь надо искать ответ на вопрос, почему юноша не спешил во взрослую жизнь. А когда ему намекали на затянувшееся детство, отвечал: «Я странный школьник, я счастлив тем, что я школьник, и не слишком тороплюсь вступать в жизнь».

 

 

Первые неприятности

 

Самостоятельную жизнь Антуан начал с поступка. В 1917 году он поступил на службу в ВМС Франции. Романтизм натуры уводил юношу в морские просторы. Но подвёл экзамен , вернее, он сам себя подвёл на экзамене и осечка больно ударила по самолюбию. Антуана подвело не отсутствие знаний, нет. Подвёл характер: резкий, категоричный, несговорчивый. Фиаско больно отозвалось в душе и Антуан и он сразу же потерял веру в свои силы.

После этого Антуан готов был занять самую «плохонькую» должность, словно забыл, что рождён графом. Иначе и не объяснить, почему юноша согласился сбывать автомобили на торговой фирме и даже работать бухгалтером на черепичном заводе.

Но прошло время, Антуан мало-помалу пришёл в душевное равновесие и сделал новую попытку к восхождению. Решив стать архитектором, он поступает в Парижскую академию искусств. Но и на этом поприще его подстерегла неудача.

Ему не удалось найти «общий язык» с товарищами и преподавателями, после чего не осталось ничего другого, как уйти в армию. Антуана «ждал» истребительный полк авиации. Закончив военную службу, он ушёл в запас, получив права лётчика. Самолёт пришёлся Антуану по нраву «молчаливым характером», тем, что всецело подчинён воле лётчика. Его воле. Сослуживцы острили: «Антуан и самолёт словно созданы друг для друга». В 1922 год Экзюпери получил звание «младший лейтенант авиации» и это поднимало его в собственных глазах, причисляло к когорте людей рисковых и бесстрашных. И, в конце концов, определило дальнейший жизненный путь.

 

 

«И я чего-то стою!»

 

Спросим себя : «Получился бы из Экзюпери выдающийся писатель, не повстречайся в его жизни самолёт»? Ответ будет таков: «Вряд ли бы получился». Именно самолёт пробудил в Антуане интерес к писательству, к самовыражению внутреннего «Я», развил незаурядные способности. Став лётчиком, Экзюпери, как бы стал проживать две жизни.

Он смотрел на мир с птичьего полёта, потом садился за письменный стол и начинал смотреть на мир глазами писателя. Одно помогало другому. Самолёт возвращал душевное равновесие, делал значительным. Закрывая перед полётом пилотскую кабину, Экзюпери с полным правом мог сказать: «И я чего-то стою!» Для него это было самое важное: «Мотор может отказать - ну и пусть. На земле - тоска, в воздухе спокойствие и радость». Садясь в самолёт, он «убегал» от нерешительного себя, от всего, что удручало и отравляло существование.

Но вот что интересно: в юности Антуан не был равнодушен к аристократизму, гордился графским происхождением, поддерживал необходимое «реноме». Но со временем «опростился», ушёл в народ, отказался от привилегий по рождению, легко променял соблазны Парижа на «красоты» пустыни Сахары, где в невзгодах и лишениях провел долгие 17 месяцев. Жар пустыни для странного лётчика оказался милее парижского воздуха. Почему? Ответ прост: «Этот город для меня как стена». Париж и Антуан оказались несовместимы…

За испытанные унижения необходимо было взять реванш, почувствовать вкус победы, сделать нечто такое, что приподняло бы его над обыденностью. Подобно философу , Экзюпери воспитывает в себе «волю поступка, кующего победу» и 1926 году поступает на службу в Генеральную компанию авиационных предприятий. Он летает на почтовой линии Тулуза-Касабланка, Касабланка -Даккар, после чего возглавляет аэродром в Марокко, затем директорствует в авиакомпании в Буэнос-Айресе. И, не смотря на руководящие должности, при малейшей возможности старается залезть в самолёт! Любопытный факт: однажды, желая хорошо заработать, Экзюпери устраивается на должность лётчика-испытателя, но очень скоро уходит с испытательской работы. Почему? Оказывается, испытатель управляет машиной считанные минуты, ему же, как незаменимый друг, самолёт необходим в длительное пользование. Лишь проводя в кабине долгие часы полёта, Антуан испытывал состояние свободы и независимости.

И вожделённой защищённости.

Игра со смертью.

 

Но самолёт не лучшее место для мечтаний, на которые был горазд романтик Экзюпери. Того и гляди, может отказать мотор. Самолёт - это место, где люди играют со смертью. Но похоже, это вовсе не пугало Экзюпери . Примеры? Их немало и все они впечатляют.

1935 год. Полёт из Парижа в Сайгон с катастрофой в Ливийской пустыне. В 1938 году авантюрная попытка побития рекорда полёта на время по маршруту Нью-Йорк - Новая Земля. С катастрофой в Гватемале. В обоих случаях - последствия самые тяжёлые, увечья, переломы костей. Примеров, когда самолёт «по-чёрному» подводил лётчика, может набраться с добрый десяток. Что же думал обо всём этом Экзюпери? Его мысль проста и понятна: «Дело человека важнее его жизни».

В 1935 году в качестве корреспондент газеты «Пари-Суар», Экзюпери приезжает в СССР. Страна «первопроходцев» будоражит воображение писателя . Антуан Экзюпери решает рассказать Европе правду о социализме, к которому питает неподдельный интерес.

Он знакомится со многими советскими лётчиками, в качестве пассажира летает на «Максиме Горьком», дружит с экипажем самолёта-гиганта. И… присутствует при его катастрофе.

Начинается Гражданская война в Испании. Экзюпери погружается в мучительные раздумья, пытается определить, на чьей он стороне, за кем правда. Трагические события шокируют писателя и он приходит к выводу, что «война - суррогат подвига , война - болезнь вроде тифа».

 

 

«Ищите меня в том, что я пишу»

 

Последуем совету писателя. В 1929 году в Аргентине вышел «Ночной дозор», где в лётчике Жане Бернисе, угадываются черты самого писателя. Из исповеди лётчика: «Мы боролись, страдали, перелетали над бескрайними землями, любили женщин, иной раз играли в орла и решку со смертью, и всё это делали только ради того, чтобы избавиться от страха, угнетавшего нас в детстве». Откровеннее не скажешь.

После «Ночного дозора» последовало многолетнее молчание и лишь в 1939 году вышла автобиографическая «Планета людей», призвавшая землян объединиться ради общего блага. Книга, пророчески заглянувшая в день сегодняшний.

В 1941 году появился «Военный лётчик», честное размышление о том, что в годину испытаний каждый должен быть со своим народом. А на следующий год вышел всепобеждающий «Маленький принц». Книгу признали «светлой и грустной», гуманистической утопией, которая, как, оказалось, особенно пришлась по душе читателям из России. Надо признать, что писательская карьера Экзюпери складывалась удачно, хотя и не ровно. Его читали при жизни, продолжают читать и сегодня, причём как в Европе, так и в Америке. Писатель-лётчик по праву отмечен несколькими престижными литературными премиями Франции.

 

 

Во спасение Экзюпери

 

Нелёгкий характер заставил Антуана обратиться с просьбой к матери: «Мамочка, не пиши на конверте «граф». Мы знаем, сколь спасительной оказалась для Экзюпери авиация, но и здесь ему не было покоя. Начальник Дора Дидье вспоминает: «Антуан был в состоянии моральной и физической депрессии». И даже считал, что «Экзюпери надо спасать».

Из письма Антуана: «Моё грустное настроение вызвано, вероятно, моей трудной жизнью. Я едва свожу концы с концами. Мало помалу у меня создаётся ощущение крайнего не уюта». Антуана подводит непростительная для лётчика рассеянность. То по оплошности он едва не топит гидросамолёт, то пытается сесть с невыпущенными шасси, то забывает закрыть дверцу пилотской кабины. Начальство гневается, устраивает переэкзаменовки, отстраняет от полётов. И заставляет вспомнить о Боге: «Будь я верующим, я бы стал монахом».

Антуан временами испытывает сильнейшее беспокойство: «Ночью я сам не свой. Иногда становится жутко. Ночью я размякаю, и мне жалко самого себя».

Где же выход? Выход в ницшианстве, в культе героя-победителя. У Ницше он научился главному: «Действие освобождает от смерти, а уважаемо только то, что живёт дольше людей».

Не надо бояться смерти.

 

Его герой лётчик Бернис «тяготеет к смерти, не верит в спасение, мечен смертью». Неужели, как и сам Экзюпери? Похоже, что так. Критик и литературовед Анна Буковская отмечает одной из причин подобного состояния «болезнь века», стойкое ощущение бессмысленности жизни и нависшей над всеми катастрофы.

Но у Экзюпери в вопросе «о смерти» добавляются и философские воззрения: «Какая-то форма бытия присутствует и в смерти». Неужели странную смерть Экзюпери следует рассматривать , как считает критик, «трагически-патетической»?

В 1983 году обнаружились ранее неизвестные «Записки о войне» Экзюпери, где автор геройствует в довоенном времени, но пессимистичен во времени военном. Это приводит к мысли, что Экзюпери не дорожил своей жизнью. Надо быть самоубийцей, чтобы с высоты в 300 метров под огнём противника проводить аэрофотосъемку немецких позиций. Без особой на то надобности. Но тогда, 23 мая 1942 года, ему повезло.

Не повезло 31 июля 1944 года, когда Антуан вылетел на воздушную разведку с базы на Корсике в оккупированную Францию. И пропал без вести в небе родного Лиона. Лётчик-испытатель Марк Галлай видит в том особый знак: погиб там, где и родился, где был предназначен к смерти… Известно, что Экзюпери буквально силой вырвал у начальства разрешение на последний полёт. Заметим, как и наш Юрий Гагарин…

26 сентября 1998 года в бухте между Марселем и Кассисом в сети рыбаков попал серебряный браслет. Очистив браслет рыбаки обнаружили выбитую надпись, куда входило имя Экзюпери, имя жены Консуэлы, а кроме того, адрес американских издателей писателя. Нашли и обломки кабины. Но сам самолёт так и не был найден.

 

 

Каким родился?

 

Повествование об Антуане Экзюпери было бы не законченным, если бы мы не заглянули в состояние небесной сферы на 29 июня 1900 года и не обнаружили истинные причины «отшельничества» великого романтика. В тот день между Луной, Меркурием и Венерой были хорошие отношения, что, в общем, и определило писательский успех Антуана. Однако, в тот день Марс противостоял Юпитеру. В тех же напряжённых отношениях находились Солнце и Сатурн, Сатурн и Нептун. Как же трактует классическая астрология негативы рождения Экзюпери? В характере вероятно упрямство, агрессивность в пропаганде своих взглядов, что может не понравиться окружающим. Авантюрность и непоседливость характера, страсть к приключениям и путешествиям. Вероятно, не хватает постоянной и упорной работы. Сближению с людьми мешает врождённая трудность самовыражения, холодность, сдержанность и официоз. Малая вера в свои силы и возможности, требуется огромный труд, для преодоления преград. Негативный отпечаток мог отложиться в слишком строгом воспитании в детские годы. Возможны беспричинные страхи из подсознания и прошлых воспоминаний, отчуждённость и пугливая сдержанность не способствуют открытым и дружеским отношениям. Вероятны глубоко сидящие психологические трудности, не поддающиеся диагнозу и лечению.

 

 

 

«Папа Хэм» - человек-марсианин?

 

Имя классика американской литературы Эрнеста Хемингуэя принадлежит пошлому веку. В своё время в СССР в среде интеллигенции создавался культ личности Хемингуэя. Интеллектуалы в мудрёных беседах именовали кумира по свойски - «папа Хэм», а портреты мужественного бородача, одетого в грубый свитер, украшали интерьеры столичных квартир.

 

 

Человек-планета

 

По уверению космобиологов, каждый человек представляет собой своеобразный микрокосм, в котором в той или иной степени отражены все планеты Солнечной системы. Такова незримая связь человека и окружающего космического пространства.

В ком-то из жителей планеты Земля проявлено больше «Солнца», в ком-то «Юпитера», а в ином природа ярко запечатлела качества «Сатурна»… Что касается Эрнеста Хемингуэя, то в выдающемся человеке и писателе, как будет показано, природа отразила «львиную долю» Марса, планеты с древнейших времён отражённой в коллективном бессознательном такими качествами, как «энергия, мужество, воинственность и агрессия». Можно сказать, что в момент рождения Эрнеста в колыбель символически «заглянула» планета Марс и оставила на младенце неизгладимый отпечаток. Иными словами, в минуты рождения на Востоке восходил «бог войны», который и зарядил «марсианскими флюидами» новорождённого. Наша задача воедино связать астрологию и жизнь, показать, как именно отразилось на жизни и судьбе великого писателя грозное «дыхание» Марса.

 

 

Человек войны

 

У почитателей творчества Эрнеста Хемингуэя наверняка сложится впечатление, что своего главного героя писатель «лепил» с самого себя, поскольку от природы унаследовал характер стремительный, волевой, энергичный , воинственный.

«Марсианские» качества натуры Эрнест проявил рано, ещё в детстве и юности, отдав дань таким агрессивным видам спорта, как бокс и борьба, позже - стрельба. Хорошо известны «военизированные» увлечения Эрнеста: охота на диких животных и ловля рыб-хищников, увлечение боем быков, коллекционирование охотничьих трофеев. И уж если на то пошло, то и последнюю точку в жизни писатель поставил чисто «по-марсиански», огнестрельно, поразив измученное жизнью тело.

Сидевшее внутри писателя «марсианство», конечно же, не могло не выразиться в творчестве. Однажды и навсегда Эрнест выбрал тему войны и человека на войне, а говоря шире - тему борьбы человека с окружающим миром и самим собой. Писатель вошёл в ряды военных журналистов, много и неформально общался с военными, был вхож в дела Красного Креста, посещал госпитали , подолгу беседовал с ранеными, вникал в работу хирургов. Всё это весомые и зримые символы проявления «марсианского» характера Хемингуэя. Сюда же надо отнести и осознанные попытки поставить своих героев на грань между жизнью и смертью, в ситуацию гибели или катастрофы. Почти все герои Хемингуэя вынуждены жить в мире хаоса, насилия, жертвенности, риска для жизни, жестокости и преступности. Известно, что Марс - бог войны, а металл войны - железо. Во время Первой мировой войны осколки австрийской мины нашпиговали ногу будущего писателя. Символично? Ещё как!

И ещё символ. Подводя итог жизни, Эрнест выстрелил не в сердце , как символ солнца, а в голову, как символ Марса. А разве насквозь политизированное творчества писателя как и непосредственное участие Хемингуэя в военных действиях не признак активного марсианства?

Известно, что взявший в руки оружие и тем самым нарушивший Женевскую конвенцию журналист Хемингуэй вынужден был давать показания в прокуратуре. А разве не в стиле «Марса» оборудовать личный военизированный катер «Пилар», набрать боевую команду, вести борьбу с немецкими подлодками?

Известно, что над правой бровью «папы Хэма» красовался заметный шрам. И это тоже символ «марсианства», принадлежность воина. Любопытно и то, что писатель гордился военным шрамом, который украшал лицо старшего сына Джона…

 

 

Человек физической боли

 

Близкий друг писателя Дос Пассос свидетельствует: «Я не знал другого атлетически сложенного крепкого мужчину, который бы столько времени проводил на больничной койке, как Эрнест Хемингуэй». Ему же вторит биограф писателя Деффери Майерс, составивший реестр разнообразных «ЧП», случившихся с Хемингуэем.

И приходит к выводу: не было и года, чтобы жизни и здоровью Хемингуэя не угрожала серьёзная опасность. Похоже на то, что Эрнест сам «притягивал» опасность!

Согласитесь, обычному человеку трудно понять следующее заявление: «Я не могу чувствовать себя нормально, если не переношу физическую боль». Любопытно, что астрологи отмечают у «людей Марса» наличие некоего врождённого недостатка. Что касается Хемингуэя, то «марсианин» от рождения имел нездоровый левый глаз.

Он действительно «притягивал» к себе «болячки», чтобы жить «нормально», то есть постоянно ощущать состояние боли. В юные годы это были многочисленные спортивные травмы. По приезду в Париж - серьёзные ожоги, разрывы связок на ноге.

Потом последовали приступы малярии, несколько операций, травмы глаз, ранения головы, переломы. Надо ли говорить, что всё перечисленное выше имеет явно «марсианский» оттенок? Хемингуэй признавался, что не менее восьми раз был «на волосок» от смерти…

Кстати, о фактах. Они не менее красноречивы, чем символика.

Ноябрь 1930 года. Машина Хемингуэя, ослеплённая фарами встречной машины, летит в кювет. Результат - тяжёлые травмы, двухчасовая операция.

Январь 1934 года. Заболевание острой формой амебной дизентерии.

Конец 1943 года. Машина Хемингуэя в темноте врезается в стальной бак, наполненный водой. Тяжелейшие травмы, сотрясение мозга, 57 наложенных швов.

Зима 1948 года. При выстреле во время охоты пыж от пули попадает в глаз Хемингуэя, наступает угроза заражения крови и потеря зрения. Летом Хемингуэй тушит огонь загоревшегося охотничьего домика, падает в пламя, кожа покрывается незаживающими ожогами…

Напомню читателю, что огонь - один из атрибутов Марса, его стихия. Это на земле. Но и в воздухе оказывается то же самое! Самолёт «Сесна» с Хемингуэем на борту сталкивается с огромной стаей птиц и падает. Писатель получает многочисленные тяжёлые травмы. За ним посылают самолёт, чтобы срочно отправить в больницу и … Самолёт разбегается, во время взлёта загорается и так же падает, принося новые травмы страдальцу. Просто невероятно! Кто-то даже поторопился поместить в газете некролог о гибели выдающегося писателя…

 

 

«Душа смерти не мыслит»

 

Однажды Марина Цветаева философски объяснила мотив, по которому люди спокойно, обдуманно и по своей воле уходят из жизни: «Смерть страшна только телу, душа смерти не мыслит». А разве не так? Но для этого как надо не любить, ненавидеть собственное тело, чтобы своими руками пустить его в расход… Впрочем, что касается Хемингуэя, то тут всё более чем объяснимо.

Тело «марсианина» до предела изувеченное физически, не оставляло для себя возможности существования. Иное дело душа писателя! Душа - бессмертна, она и сегодня с нами. Достаточно открыть любую из его книг…

Но что делать творцу, смысл жизни которого рождать духовное, а роды проходят мучительно трудно, безрезультатно, бессилие парализует дух и волю? Хемингуэй во спасение путешествует по Европе, пытается развлечься и отвлечься. Но разве себя обманешь? Психическое здоровье по-прежнему остается в серьёзной опасности…

Эрнесту поневоле вспоминался студеный декабрь 1928 года, когда отец, доктор Хемингуэй, в состоянии психической депрессии покончил с собой. Эрнест Хемингуэй так и не узнает, что после его «традиционного» семейного ухода, та же история (из-за несданных в колледж экзаменов) произойдёт и с младшим сыном Патриком. А это уже нечто наследственное…

Писателю начинает изменять память, повсюду мерещатся агенты ФБР. Под чужой фамилией в состоянии крайней депрессии Эрнеста помещают в клинику, где лечат электрошоком. Заметим, опять таки методом «Марса»! Двухмесячное лечение в клинике приносит облегчение. Но весной наступает обострение болезни. И в апреле происходит попытка самоубийства.

Тогда Эрнеста спасла жена, которая вовремя заметила в руках мужа ружье.

 

 

«Внизу так же, как и наверху»

 

Этот знаменитый астрологический афоризм, следует понимать в том смысле, что творящееся в далёком космосе эхом откликается на планете Земля. Если в «небесах» всё спокойно, то и на Земле в эту же минуту царит благодать. Но если планеты в какой-то час «не поладили» друг с другом, повернулись не тем боком, то этой же «неполадки» жди на Земле. И знать о том дано астрологам.

 

 

Посмотрим на небо в день рождения Эрнеста Хемингуэя, уделив особое значение Марсу.

Родился Хемингуэй 21 июля 1899 года в пригороде Чикаго (США). В предлагаемом мной гороскопе рождения Марс находится в 3 доме, формируя натуру писателя-политика. Но Марс «не тем боком» повёрнут к Сатурну и Плутону, между ними происходит конфликт, который в полной мере отразился и в Хемингуэе. Конфликтует и Солнце с Юпитером, Луна и Венера в оппозиции. Что же из этого следует? Это несчастливое рождение. Астрология указывает по этому поводу: «Честолюбивые планы, вероятно, разбиваются, возможны трудности в браке и общении, физические недостатки, несчастные случаи, переломы костей. И далее: «Человека притягивает революция, война, а потому вероятна насильственная смерть. Предполагается тяжёлый, даже опасный труд, профессиональный риск, возможно, закончится смертью».

30 июня 1961 выздоравливающего окончательно выписали из клиники. Эрнест отправился домой и первый день прошёл спокойно. Следующий тоже. Но тишина в доме казалось зловещей. Улучшив минуту, Хемингуэй спустился в подвал, взял хранящееся там оружие и поднялся с ним в кабинет. Вскоре раздался выстрел…

2 июля 1961 года совершилось пророчество, отмеченное астрологами в гороскопе рождения: «Профессиональный риск, возможно, закончится смертью».

 

 

 

КОГДА УМИРАЮТ ЛЮБИМЦЫ

 

«Я одержим подозрением о существовании иного порядка вещей, более таинственного и менее постижимого».

Хулио Кортасар

 

В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» ушёл из жизни выдающийся национальный русский поэт Сергей Есенин. Спустя несколько дней, на могиле С. Есенина покончила жизнь самоубийством большой друг и любящая поэта женщина, Галина Бениславская. Этой смертью началось удивительное общественное явление, в последствии названное обидным словом «есенинщина», корни которого, безусловно, уходят в психологию коллективного сознания.

 

 

«БОЛЬНИЦА» ИЗ ПОДПОЛЬЯ

 

В последний год жизни Сергея Есенина Галина Бениславская стала самым близким другом, личным секретарём и хранителем архива. В то время она работала машинисткой ВЧК. Работа была нервная и напряжённая, требовавшая здоровой психики, которой у Г. Бниславской как раз и не было. Когда Есенина не стало, Г. Бениславская решила, что жизнь потеряла для неё всякий смысл. Так прозвучало первое «эхо» есенинской смерти. За ним последовали и другие, вызвавшие в печати волну публикаций «против упадничества, против есенинщины». В одной из них писалось: «Увлечение мрачными, упадническими стихами Есенина вызвало отказ части молодёжи от активной жизненной позиции, уход в мир иллюзий, прокатилось волной самоубийств». Среди тех, кто «зачитывался» Есениным, было немало людей с подорванной психикой, без перспектив на будущее, особенно среди богемы.

Так, за короткий срок в ВХУТЕМАСЕ произошло три самоубийства и две попытки самоубийства. В предсмертной записке одного из самоубийц значилось: «На мой поступок оказало большое влияние чтение Достоевского и увлечение Есениным». Любопытно, что чтение Достоевского оказывало и на психику С. Есенина самое тягостное впечатление. В то же время в ВХУТЕМАСЕ была раскрыта подпольная группа студентов, называвших себя «Больница», которая провозгласила своим гимном «Москву кабацкую».

Однако, среди писавших о С. Есенине были и люди чуткие, понимающие, что нельзя ставить знак равенства между поэтом Сергеем Есениным и уродливым восприятием некоторых его стихов. Такие поэты, как Г. Бергман, А. Безыменский, Г. Лилевич настаивали на необходимости оградить имя Есенина от «есенинщины», оградить светлый образ поэта и человека от безобразного явления, которое вызвала его смерть. В одной из статей А. Безыменский писал: «Увлечение Есениным отзывается на молодняке не только тиражированием есенинских томов, но и достаточно устрашающем количестве самоубийств». 20 сентября 1924 года добровольно ушёл из жизни талантливый комсомольский поэт и писатель Николай Кузнецов, которому от роду было 20 лет. По поводу его смерти писали: «Самоубийство скрыло опасную болезнь, распространённую в известной части нашего молодняка». Действительно, в последние годы жизни, самые тяжёлые и кризисные для С. Есенина, поэт позвал молодёжь «не туда», куда хотелось бы руководителям победившего социализма. Анафема «есенинщине», а заодно, под «горячую руку», самому Сергею Есенину и его творчеству прозвучала со страниц газеты «Известия» из-под пера Николая Бухарина. Так, имя поэта и его поэзия оказались почти на сорок лет под официальным запретом и только с 60-х годов пришли к читателю.

 

 

РЕЦИДИВ СТАРОЙ БОЛЕЗНИ

 

Тиражи есенинских книг стремительно росли. Имя поэта обрело должное звучание. Казалось бы, всё становится на свои места. И Сергею Есенину и его поэзии отвели заслуженное место в отечественной литературе. Но… Старая болезнь под названием «есенинщина» неожиданно дала рецидив.

Произошло это 12 февраля 1997 года. Только на этот раз болезнь приняла новую, неожиданную форму. В указанный день, как автор нескольких исследований и публикаций о Сергее Есенине, я был приглашён на заседание Всероссийского Есенинского комитета, который проходил в Институте Мировой литературы (ИМЛИ). Заседание приурочили к выходу в свет книги-расследования обстоятельств гибели поэта. Оказалось, что надобность в создании такого Комитета возникла ещё 1988 году, когда впервые проявилась болезнь «неоесенинщины». И, заметим, проявилась в годы активной перестройки общественного сознания.

Суть болезни заключалась в том, что наиболее «чуткая» часть общественности пришла к мнению, что «Есенина убили», что не было самоубийства, а был чей-то злой умысел. В памятный для меня день февраля 1997 года я стал свидетелем того, как группа из 10-15 взбудораженных людей, временами доходя до истерических криков, бросала в «лицо» сидящих в президиуме учёных, а также всем, кто находился в актовом зале, грозное: «Есенина убили!» На предложение привести заслуживающие внимание факты, подтверждающие версию убийства поэта, сторонники версии убийства отвечали нечто невразумительное, выдвигали догадки, сомнения, предположения.

Ни одного заслуживающего внимание факта так и не было приведено! Зато была проявлена железная воля и вера в свою непогрешимость, упорство, граничащее с фанатизмом. Был момент, когда мне даже захотелось усмехнуться феномену «неоесенинщины», ожившему и бушевавшему на моих глазах. Но когда фанатики, а лучше сказать, заложники идеи убийства поэта, потребовали извлечь прах Есенина для нового расследования, стало не до улыбок.

Бедный Есенин! Предполагал бы он, каким «эхом» спустя семь десятков лет прокатится его смерть по Руси! И ещё долго будет «аукаться»…

Между тем, над выяснением обстоятельств смерти С. Есенина в течение почти десяти лет работала большая группа авторитетных специалистов по самым разным отраслям знаний: медиков, юристов, химиков, криминалистов, физиков, баллистов. Это были люди, доселе незнакомые друг с другом, но высоко ценящие поэзию С. Есенина и личность самого поэта, а потому кровно заинтересованные в установлении истины. Истины, и ничего более. Все эти годы они работали на общественных началах, безвозмездно, на голом энтузиазме, ведомые к цели любовью к поэзии С. Есенина. Вывод комиссии был однозначным: «Смерть Сергея Есенина наступила в результате самоубийства через повешенье», тем самым подтвердив выводы расследования, последовавшего сразу после смерти поэта.

 

Книга «Сергей Есенин» с автографом, подаренная автору членом Есенинского комитета,
сотрудником ИМЛИ С. П. Кошечкиным

 

 

Силы внеземные

 

Образованнейший человек своего времени, доктор «трёх наук» наук» и отец парапсихологии Франц Антон Месмер в 1766 году защитил диссертацию под названием «О влиянии планет». В этом труде учёный уверял, что планеты излучают на Землю «тончайшее пламя», способное влиять на здоровье человека. Идея Месмера оказалась плодотворной, доказательством чему служат реалии лунно-земных связей, в частности, такое хорошо известное явление, как «лунатизм».

Но Луна - лишь один из примеров подобного влияния. Пример, конечно же, наиболее наглядный, поскольку Луна - ближайшая соседка Земли. Безусловно, Луна не исключение. На Землю оказывают влияние эманации «тончайшего пламени» и других планет Солнечной системы. Влияния эти внешне незаметны, а потому не очевидны, но это не значит, что их нет вообще. До открытия рентгеновских лучей о них так же никто не имел ни малейшего представления…

Как раз во времена проявления «есенинщины», в 20-е годы, выдающийся русский космист А. Л. Чижевский писал: «Есть некая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах». Следуя логике А. Л. Чижевского, надо признать, что феномен «есенинщины», а позже и «неоесенинщины» есть результат воздействия на массовое сознание означенной «внеземной силы».

Проведённое мной космобиологическое исследование, работа с гороскопом рождения и смерти С. Есенина привели к выводу, что добровольный уход из жизни поэта был не столь уж «добровольным», что уход этот был спровоцирован крайне неблагоприятными космопланетарными воздействиями на «микрокосм» Есенина, тем самым «тончайшим пламенем» Космоса, о котором когда-то писал Месмер. Удалось установить, что в сложном спектре планетарных воздействий особенно негативную роль сыграла именно Луна, вначале растревожившая, а затем и резко нарушившая психику С. Есенина. И в связи с этим надо признать, что заявления «неоесенинцев» о том, что «Есенина убили», не так уж беспочвенны. Да, «Есенина убили», но убили не люди, убил Космос, его тайные и всё ещё малопонятные воздействия на здоровье людей. Возможно, подсознательное восприятие и понимание реальности таких «убийственных» влияний и побудило часть наиболее «чуткого» общества говорить об убийстве поэта…

 

 

И МНОГИЕ МОГУТ ЗАБЛУЖДАТЬСЯ

 

Своеобразное восприятие коллективным сознанием смерти С. Есенина, вызвавшее бурную реакцию в обществе, не единственное в своём роде, что свидетельствует об универсальности и всеобщности этого явления. Нечто подобное произошло и с восприятием смерти П. И. Чайковского. В книге А. Познанского «Смерть Чайковского» говорится: «Смерть великого человека часто оказывает мощное влияние на умы современников. Известно немало случаев, когда даже достаточно очевидные обстоятельства трагического исхода порождают, тем не менее, многочисленные слухи и легенды в возбуждённом людском воображении. Этот феномен массовой психологии не так уж непонятен». Эти слова полностью относятся и к обстоятельствам смерти С. Есенина. К концу жизни поэт сравнивал себя с «проржавевшим желобом». Что он имел в виду? Неудачи в личной жизни, серьёзный кризис творчества, опасное нарушение психического здоровья? Нужен был только толчок, всего лишь одна «капля»… Та «капля», что оборвала жизнь Владимира Маяковского. Та «капля», что обрушилась на С. Есенина из Космоса.

Изучив обстоятельства смерти П. И. Чайковского, А. Познанский пришёл к выводу о том, что великий русский композитор не покончил жизнь самоубийством, как того «хотелось» части общественности. И, тем более, его никто не убивал, как того «хотелось» другой её разновидности. На самом деле, П. И. Чайковский скоропостижно скончался в результате заболевания холерой. Но обстоятельства жизни композитора, противоречивой, сложной, своеобразной дали богатую пищу для работы «возбуждённого людского воображения».

Другой пример - смерть Моцарта. Как известно, в смерти гения современники обвиняли его друга и соперника Сальери. А как же иначе? Завистник Сальери просто-напросто отравил недостижимого Моцарта. Но Моцарт умер в результате болезни и ничего другого. Как же трудно представить «возбуждённому воображению», что великий человек может уйти из жизни по самой простой причине…

На этот счёт есть и отечественные примеры. После смерти М. Ю. Лермонтова в обществе долго ходили слухи, что Н. Мартынов не виновен в его гибели. Лермонтов «погиб от руки агента, посланного царём». Дескать, «агент затаился с ружьём в кустах у места поединка и…»

Народная мифология неисчерпаема, но истина, как известно, существует в единственном экземпляре. Космобиологические исследования загадочных событий вполне могут выявить истину, тем самым, обнаруживая и разоблачая проявления феноменов общественного сознания.

 

 

Сайт автора: www.hersonov.ru

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

50 дата публикации: 1.06.2012