Владимир Деревянко

 

Человековедение, природосообразная педагогика и будущее науки, техники и производства

 

 

Из раздела 5.6.4 "Основ человековедения" 9-я ред.
"Человек и проблемы его развития и разумности"

 

Выстраивая наше человековедение, мы, как впрочем и другие люди тоже, в рассуждениях о человека и его разуме поначалу исходили из представления о некоем усреднённом потенциале разумности, одинаково понимаемого людьми без каких-либо оговорок и безотносительно индивидуальных различий в её уровне. Однако при ближайшем рассмотрении разумность, как и физиологические особенности человека, необходимо индивидуализировать, поскольку она может иметь существенные различия от одного человека к другому, как в общем уровне, так и по её составляющим, предопределяя необходимость их дифференциации и усложняя задачу совершенствования человека. К сожалению, пока нет массовых и репрезентативных данных об индивидуальных различиях и показателях разума человека, разве что методики определения IQ позволяют в какой-то мере восполнить их. Но самое неприятное состоит в том, что этой проблеме не уделяется должное серьёзное внимание и нередко мы сталкиваемся с примерами, если не дебилизма, то очевидной примитивизации поведения людей.

Будучи не всегда явно связанной с качеством жизни, разумность является сложной производной негативной наследственности, необеспечения внутриутробного или раннего развития человека. Недостатки разума, будь то слабый интеллект в целом или его важнейшие составляющие: способность к умозаключению и воображение, память, рефлексия и креативность, не говоря уже об уровне самопознания и самореализации, могут не только усложнить, но быть серьёзным препятствием оптимального поведения человека, вызывая его патологию и сводя на нет решение задачи улучшения вида. Последнее заключение следует рассматривать, как основание для весьма серьёзных выводов о необходимости учёта и введения поправки на разумность при взаимодействиях людей и их воспитании, образовании и лечении.

Отмечая неравномерность и различия в структуре составляющих разумности людей, мы не только акцентируем это весьма важное обстоятельство, которому пока не придаётся должное значение, но и призываем к исследованию этого явления для последующей его нормализации. Это имеет огромное практическое значение во всех сферах жизни человека и его социума ибо неравномерность или слабость разума людей делает их взаимопонимание и взаимодействие не только неоднозначными и неэффективными, но проблемными. В качестве примера можно привести сферы образования и медицины, где разночтение обучаемых и обучающего, больных и врачей вкупе с неготовностью или неспособностью к адекватности и резонансу передачи-восприятия информации может свести на нет эффект обучения и лечения, и административно-правовую сферу государства, в которой недостаточность или неравномерность разума приводит к неэффективности управления и несоответствию юридических установлений законодателей уровню развития и естественной логике взаимодействия людей, с одной стороны, и неверному толкованию и исполнению либо неисполнению указаний руководителей и законов - с другой.

Не поддаваясь пессимизму или, что не лучше, неприязни к людям, о которой писал замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов: "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей", необходимо после глубокой проработки и обоснования отмеченного нами эффекта неравномерности и недостаточной разумности поведения человека отработать его в соответствующих поправках и положениях для повышения уровня взаимопонимания и эффективности взаимодействия людей. Учитывая недостатки разума в методиках преподавания и обучения и нормативных документах, важно, во-первых, считаться с этим обстоятельством, во-вторых, в некоторых случаях вводить дополнительную ответственность лиц, работающих с людьми, за неразумность их действий и в-третьих, всеми способами и прежде всего с помощью природосообразной педагогики стимулировать повышение разумности, как необходимого условия позитивного развития и совершенствования человека и всех сфер его жизни.

В связи с этим уместно вспомнить о том, что разумность является важнейшим качеством человека и для эффективного действия разума необходимы регулярная тренировка, энергия и информация, а сам процесс мышления требует значительных усилий. Природосообразная педагогика, выводя на передний план необходимость уточнения представлений о высшей пользе и оптимизации самоорганизации человека, балансирования взаимодействия с окружающим миром и рационализации использования жизненных ресурсов и энергии, будет однозначно способствовать повышению и накоплению потенциала разумности через всё более эффективное использование важнейших положений, понятий и механизмов человековедения. Эта системная задача будет постепенно завладевать человеком и его разумом, обещая блестящую перспективу развития и совершенствования человечества и его цивилизации. Тем не менее, оценивая возможности реализации природосообразной педагогики, это обстоятельство нельзя ни недооценивать ни, тем более, игнорировать, чтобы не подходить к людям, как к статистическим единицам с усреднёнными характеристиками, выхолащивая и примитивизируя их реальные жизнь и интересы.

Затронутая тема является весьма серьёзной, даже не проблемой, а сверхпроблемой человечества, имеющей огромное теоретическое и практическое значение и предполагающей глубокую фундаментальную проработку. Её нельзя решить быстро ибо современная жизнь является следствием и отражением объективных факторов, порождающих неравномерность и недостаточность развития и разумности людей и связанных с ними разнообразных и парадоксальных явлений и процессов, в том числе, господствующих жизненных ценностей и несправедливости в отношениях людей. Некоторые "мудрецы" называют это единством противоположностей или многообразия, выдавая за нечто самоценное, незыблемое и богоугодное... Что ж, если это так, то тем самым принижаются значение разума и духовности человека перед силой животного. При этом нельзя не видеть и того, что сходство в организации поведения многих людей так велико с животными, что непросто узреть различия и, особенно, преимущества людей... Может быть, это не так важно? Пожалуй, если забыть о том, что человек разумен?..

Человековедение определяет разумное поведение как приведение потребностей и желаний человека в соответствие его сущности, которая задаёт смысло-мотивационную основу поведения человека, предопределяя жизненную необходимость и полезность его самопознания и оптимальной самореализации. Считаясь с животным происхождением человека, о чём свидетельствуют около сотни рудиментов и атавизмов в его организме, нельзя не отметить того, что в отличие от своих предшественников он способен не только сознавать себя, свои необходимость и пользу, но и влиять на своё развитие. Эта способность объективно отражает меру познания и реализации его сущности, которая производна развитию и совершенству человека и его социума. Имеющиеся данные позволяют судить о значительной неравномерности развития и разумности отдельных людей, племён и народов, среди которых есть и примитивные племена, развивающиеся и высокоразвитые страны. Впрочем, необходимость решения жизненных проблем людей и развитие науки и техники способствуют активизации и развития их разума, но целенаправленно и эффективно это возможно делать в системе природосообразной педагогики.

Важнейшими условиями и направлениями этого процесса являются формирование мотивации потребностей и желаний человека под углом зрения его сущности и рационализация педагогического процесса на основе человековедения и системы природосообразного поведения. Человека естественно представлять элементом системы природы и социума, отразив это в иерархии знаний о нём от метаболизма и потребностей тела до духовных устремлений и улучшения вида - идеальной цели существования, осознаваемых его разумом. Формируя знания и прививая практические навыки учащимся в виде, приближённом к их природе, возможно существенно повысить эффективность воспитания и образования, способствуя их лучшему развитию и достижению действительной зрелости мыслей и действий. Однако, как в современной жизни людей торжествуют процессы накопления, потребления и преобладания желаний над необходимостью, силы над разумом, так и в педагогике акцентируется не развитие разума, а накопление знаний...

Что же должно произойти, чтобы изменить эту жизнь и человек становился разумнее? Прежде всего, он должен полнее и объективнее познавать и сознавать свою сущность, для чего человека надо с раннего возраста учить желать то, что необходимо и полезно. Это важнейшая задача воспитания и обучения, для решения которой необходимо переориентировать педагогический процесс с накопления знаний на более эффективное психофизическое развитие учащихся, включая и освоение значительного объёма жизненно необходимых и полезных для них знаний и навыков в контексте познания и осуществления жизненной необходимости, определяемой их сущностью!

03.01.2012

 

 

Цикл статей 9/4: "От естественного отбора к разумной эволюции человека"
Человековедение и методологическая основа природосообразной педагогики

 

Введение

 

Определив сущность человека и связав её через категории жизненной необходимости и высшей пользы в системе природосообразного поведения с задачами существования, человековедение создало методологическую основу познания человека, на которой возможно формирование рационального педагогического процесса, сочетающего возможности обучения детей знаниям и умениям лучше жить в социуме и природе. Контекст жизненной необходимости и природосообразности призван оживить учебно-воспитательный процесс, помогая человеку понимать смысл его существования, развития и образования, стремиться к сознательному целенаправленному познанию. Целью природосообразной педагогики на основе человековедения является ориентация на учащегося, его всестороннее развитие и подготовку к эффективной деятельности по способностям и общественной необходимости и, что самое примечательное, развитие разума! Из этого следует, что школа не только должна и будет давать знания, но и готовить людей к непрерывному развитию - индивидуальному, в социуме и природе. То есть педагогика на основе человековедения - это педагогика эффективного природосообразного развития и совершенствования людей и их жизни, короче говоря, педагогика улучшения жизни!

 

1. Цели и задачи человековедения и их взаимосвязь с педагогикой,

в том числе, природосообразной

 

В настоящее время в школе даётся много разнообразных знаний о природе и людях, которые не всегда связаны между собой, а нередко противостоят друг другу в сознании учащихся, обесцениваясь и постепенно забываясь... Природа и человек сложны и многомерны, но человека нельзя выхватить из системы природы и социума, - естественно представлять его элементом этой системы, отразив это в иерархии знаний о нём от метаболизма и потребностей тела до духовных устремлений и улучшения вида - идеальной цели существования, осознаваемых его разумом. Формируя знания и прививая практические навыки учащимся в виде, приближённом к их природе, возможно не только существенно повысить эффективность воспитания и образования, способствуя их лучшему развитию, но и достижению действительной зрелости мыслей и действий, кои необходимы для последовательного улучшения жизни людей. Для этого необходимо переориентировать педагогический процесс с накопления знаний на более эффективное психофизическое развитие учащихся, включая и освоение значительного объёма жизненно необходимых и полезных для них знаний и навыков!

Современные воспитание и образование, используя новые методы и технические средства способствуют формированию у учащихся определённых деловых качеств и накоплению всё большего объёма знаний в отрыве от их сущностно-смысловых задач. От этого теряют все и прежде всего сами учащиеся. Исходя из важнейшей задачи человековедения - познания и эффективной реализации сущности человека в природосообразном поведении, естественно соотносить её с педагогикой и находить возможности интерпретации в педагогическом процессе. Определив сущность человека и связав её через категории жизненной необходимости и высшей пользы в системе природосообразного поведения с задачами существования, человековедение создало методологическую основу рационального педагогического процесса, благодаря которой возможно не только учить детей больше знать, но и лучше жить в социуме и природе, развиваясь и совершенствуясь.

Представление о сущности и выражающей её жизненной необходимости послужит в качестве живительной основы образования и поднимет его на новый более высокий уровень. Контекст жизненной необходимости не только оживит учебно-воспитательный процесс, но станет тем самым его корнем по Я. А. Коменскому или стволом древа познания по К. Д. Ушинскому, помогая человеку понимать смысл его существования, развития и образования, стремиться к сознательному целенаправленному познанию, смысл которого стал бы по словам Ушинского "мотором их духовного и морального развития". Но задачи человековедения состоят не только в оживлении и переориентации педагогического процесса на учащегося, оно обосновывает и ставит задачу развития и совершенствования людей, развития их разума, вследствие которых может быть улучшена жизнь!

Впрочем, логическая взаимосвязь человековедения с педагогикой столь естественная и необходимая, хорошо понимаемая лучшими педагогами, пока не реализуется, как и не определены направления рационализации образовательного процесса. По-видимому, это проистекает из особенностей современной жизненной практики, которая предопределяет выбор предметов и методов преподавания, отношения учащихся к занятиям и учителям и учителей к ученикам, и в конечном счёте, нелучшие качества педагогического процесса и людей, выходящих из этой системы. Человековедение видит важнейшие направления совершенствования образования в сближении интересов учителей и учащихся, определении и достижении общих целей на основе задачи непрерывного развития и совершенствования, когда возникает и поддерживается дух конгениальности и дружеского единомыслия. Рациональная педагогика должна учесть возможности человековедения и, опершись на них, помогать учащимся не только в познании мира, но и себя для наилучшей самореализации в социуме и природе.

 

2. Интерпретация положений и задач человековедения в природосообразной педагогике

 

Освоение знаний в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости для оптимального развития - важнейшая задача не только прикладного человековедения, но и образования вообще, которое теперь нередко противоестественно, заставляя учащихся порой через силу усваивать новое и запоминать его вне своих сущностных человеческих задач развития и совершенствования - физического и духовного. В контексте осуществления жизненной необходимости всё идёт по-другому - по необходимости, которая познаётся, осознаётся и мотивирует учащегося в гораздо большей степени, чем высокая оценка по предмету. В жизненной необходимости присутствуют информационная - познавательная и практическая - исполнительная составляющие, знания и действия идут рядом, способствуя развитию и самореализации и побуждая к осуществлению жизненной необходимости наилучшим образом, с максимальной пользой для себя, общества и природы! Это в самом общем виде, а применительно к учащемуся это выразится в укреплении здоровья и высокой работоспособности, стремлении к оптимальному развитию тела и разума для достижения эффективной самореализации и наиболее яркого самовыражения!

Основа природосообразной педагогики - изучение и освоение важнейших положений и принципов природосообразного поведения, в том числе, 1 - предварительная /от зачатия ребёнка/ подготовка /психическая и физическая/ учащегося к школе, обеспечивающая нормальное развитие и освоение самых общих знаний и навыков исполнения жизненной необходимости, 2 - использование организующих механизмов и процедур при постепенном нарастании сложности психических и физических действий, 3 - применение вспомогательных механизмов и дополнительных средств, включая мониторинг процесса, прежде всего для начинающих, а при их больших различиях в способностях и результатах использование дифференцированного подхода, 4 - постепенное осуществление жизненной необходимости и обеспечение эффективного/всестороннего развития учащегося по объективным критериям, 5 - групповые формы и организация достижения коллективных целей для формирования социальных и морально-волевых качеств, 6 - регулярный контроль состояния организма и психики, 7 - итоговые/поэтапные проверки учащихся на достижение зрелости в индивидуальном развитии и приобретении необходимых знаний и навыков.

Целью природосообразной педагогики на основе человековедения являются не только знания и связанные с ними практические навыки и действия в контексте осуществления жизненной необходимости, но и доведение наклонностей и способностей каждого учащегося до положительных социально значимых результатов. Достижение эффективного физического и психоинтеллектуального развития человека до наступления его зрелости - содержательная основа природосообразной педагогики. Основой методологии природосообразной педагогики являются положения и принципы системы природосообразного поведения человековедения, адаптированные для конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса. Его суть состоит в ориентации педагогического процесса на поступательное всестороннее развитие учащегося как элемента социума и природы.

В отличие от обычных проверки выполненных заданий и новых знаний каждое занятие должно начинаться с психофизической разминки и анализа состояния учащихся для доведения их до оптимума работоспособности. И только после этого - контроль последних знаний и навыков всех учащихся и помощь при их недостаточности. Переход к новой теме осуществляется после усвоения всеми учащимися предыдущего материала и достижения необходимого уровня развития. Для повышения эффективности целесообразно использование коллективно-групповых и соревновательных форм обучения при активном участии учителей/руководителей. Полезно акцентирование педагогических задач - на развитие интеллекта, памяти, скорости и новизны решений, коллективность и общий результат, помощь товарищам и формирование нравственных качеств. Главное же - всестороннее и непрерывное развитие учащихся и активность, высокие работоспособность и готовность к эффективным социально значимым самореализации и самовыражению.

 

3. Человековедение и методология природосообразной педагогики

 

Из вышеизложенного следует, что школа не только должна и будет давать знания, но и способствовать непрерывному развитию и совершенствованию детей. Педагогика на основе человековедения - это педагогика эффективного природосообразного развития людей и совершенствования их жизни, иначе говоря, педагогика улучшения жизни! Важнейшим критерием развития и повышения рациональности поведения людей является осознаваемая разумом и осуществляемая телом жизненная необходимость в рационализации обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализации жизненных ритмов и циклов, обеспечении двигательной активности и укреплении и единении духа и тела, развитии и совершенствовании, продолжении рода и единении с людьми и природой. Кардинальные проявления разумности человека - организация жизни, в том числе, самоорганизация и рационализация её ресурсов для обеспечения эффективного развития.

Логика взаимодействия элементов и задач в процессе осуществления жизненной необходимости весьма непроста и имеет циклический характер с вложенными подциклами: индивидуальным жизненным циклом человека, социальным циклом и общечеловеческим. Надо ли говорить, что за всем этим стоит разум человека, который, организуя индивидуальные жизненный цикл и хозяйство жизни, будет стремиться ко всё большей пользе, достижимой вместе с другими людьми. Общий алгоритм осуществления жизненной необходимости реализует открытую систему жизни человека, который своим разумом способен её контролировать и оптимизировать. Реализация жизненной необходимости предполагает её обеспечение жизненными ресурсами, создание информационно - логической основы и организационно-технологическую подготовку, формирование программы жизни человека на определённый период и мониторинг процесса. Надо понимать, что следовать жизненной необходимости очень непросто, ибо она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, тем не менее, это означает не то, что она нереализуема, а то, что каждому человеку не лень лишний раз "пошевелить мозгами" и пытаться жить по разуму! (См. нашу статью цикла 4: "Как надо жить или алгоритм жизненной необходимости?" и главы 5-7 "Основ Человековедения").

 

3.1. Методологическая основа природосообразной педагогики

 

1-й и главный принцип: полноценное развитие учащегося на основе освоения информационного минимума по жизненной необходимости, её осуществления и стремления к достижению высшей пользы в самопознании и наилучшей самореализации.

2. Методическая основа педагогического процесса:

1) регулярные, постепенно-периодически нарастающие либо дозированные - жизненно необходимые физические и психические нагрузки в соответствии с возрастом, развитием и возможностями учащихся;

2) обучение самопознанию и навыкам самоорганизации, выявление и проявление способностей и эффективное развитие индивидуальных качеств в соотнесении их с социальными потребностями;

3) формирование жизненного настроя на постоянное совершенствование физических и духовных, нравственных и профессиональных качеств;

4) социализация учащихся через коллективно-групповые формы организации и самоуправления учебно-воспитательного процесса;

5) формирование и поддержание позитивной мотивации развития и образования - важны не только и столько оценки, сколько успешное освоение программы и готовность! каждого учащегося к переходу на следующую степень обучения, а для выпускников готовность к полноценному решению задач существования - индивидуально, в социуме и природе.

3. Организационная основа педагогического процесса:

а\ сочетание лекций/теории и практики осуществления жизненной необходимости,

б\ опора на личность учащегося и его развитие,

в\ выявление индивидуальных особенностей и способностей учащихся и обеспечение возможности их проявления и развития,

г\ сочетание индивидуальных и коллективных задач и форм обучения, в том числе, общешкольных,

д\ общность задач учителя и ученика и их взаимодействие,

е\ периодические испытания учащихся - индивидуальные и групповые, способы оценки их развития и возможностей.

4. Принципы формирования нравственности учащихся:

а\ развитие и гармонизация индивидуальных и социально-видовых интересов учащихся в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости и достижения высшей пользы,

б\ формирование и достижение индивидуальных и групповых целей и задач,

в\ представление школьного коллектива в виде большой семьи-минисоциума с общими интересами развития и совершенствования всех и каждого!,

г\ в числе испытаний и оценок учащихся обязательны нравственные мотивы и результаты.

5. Технологическая основа осуществления жизненной необходимости и системы природосообразного поведения. Создание и следование Кодексу развития учащихся (Кодекс развития учащихся должен быть разработан для задания стандартов развития в соответствии со среднестатистическими научными данными для каждого возраста и по важнейшим составляющим развития. Описание упомянутых процедур и средств можно найти в "Основах Человековедения" 9-й ред.). Освоение процедур формирования индивидуальных жизненного цикла и хозяйства жизни - важнейших способов и средств самопознания и самоорганизации. Использование внешнего процессинга разума, домашнего информационно-программного комплекса и комплекса развития и нормализации жизнедеятельности - необходимых вспомогательных средств организации и реализации системы природосообразного поведения.

Ступени природосообразной педагогики: начальная - дети и младшие подростки, средняя - старшие подростки и юноши, высокая /зрелость/ - молодёжь и взрослые люди. Отличаются уровнем сложности, педагогической спецификой и обеспечением /дети и юноши обеспечиваются обществом, взрослые обеспечивают себя сами/, и содержательными акцентами, например: для детей акцентируется индивидуальная, для юношей - социальная, взрослых - общечеловеческая/видовая сфера реализация сущности - жизненной необходимости без ущерба для других сфер. Для практической реализации в начальном природосообразном педагогическом процессе предусмотрен ряд типовых задач - см. нашу работу "Чел для всех" на сайте - http://ocheloveke.narod.ru/ (01.11.11)

 

 

Цикл: "Человековедение и будущее"
Научно-технический прогресс и будущее науки, техники и производства

 

Научно-технический прогресс - важная составляющая современной жизни и будущего развития человечества. Наука призвана способствовать улучшению жизни людей и в будущем повысятся её роль и значение, расширятся масштаб и сферы приложения, существенно увеличатся количество учёных и число исследуемых проблем и решаемых задач. Естественно связанная с наукой и являющаяся её продолжением техника станет поистине фантастичной, если представить, как изменились, например, теле-радио, вычислительная и звукотехника, связь и автотехника за последние пятьдесят и предположить, что может произойти за последующие пятьдесят-сто лет...

 

1. Научно-технический прогресс последних десятилетий и задачи на будущее

 

Научно-технический прогресс /НТП/ как наиболее видимое и значимое достижение человечества, преобразил жизнь людей, способствуя колоссальному развитию производства и энергетики, транспорта и коммуникаций, информатизации жизни и появлению многих новых технологий, улучшению качества и увеличению продолжительности жизни людей, освоению труднодоступных областей Земли и началу космических исследований и полётов. Однако, у современного НТП, как у медали, две стороны: лицевая, показывающая весьма успешное и ускоряющееся развитие естественных наук и техники, и обратная, свидетельствующая о том, что наука коммерциализирована и является сферой приложения сил сравнительно немногих людей, которым удалось проявить и реализовать свои способности в благоприятных условиях. При этом развитие науки и особенно техники показывает, насколько человек в сравнении с ними отстаёт и как это его мало волнует... Тот факт, что НТП происходит на фоне серьёзных социальных и мировых катаклизмов, показывает его односторонность, если не оторванность от важнейших проблем людей - социальных неравенства и несправедливости, свидетельствуя о его недостаточной гуманитарной направленности и эффективности...

Не вызывает сомнения тот факт, что развитие современных науки и техники следует рассматривать в контексте развития экономики, от которой они зависят материально и содержательно, ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку... Потому логика происходящего в науке и технике, которое иногда поражает воображение своими достижениями, говорит о том, что многие из них находятся не в русле решения кардинальных проблем людей и не способствуют их развитию и совершенствованию в массе. Уместно также подчеркнуть, что немало новых научных идей находят своё применение в военных разработках, которые не являются общезначимыми, а эффективные технологические и управленческие решения не могут рассматриваться как абсолютно позитивные, ибо за ними стоят частные интересы, приводящие, с одной стороны, к повышению производительности труда и росту прибыли, а с другой - к снижению числа рабочих мест и росту безработицы. По-видимому, прогресс науки и техники должен быть более социально ориентированным?.. А кто этим должен заниматься?

Владельцы средств производства? Вряд ли, их цели - увеличение прибыли и накопление капиталов. Может быть, это задача общества? Наверное, только оно ещё не настолько едино и организовано, чтобы ставить и решать такие задачи. Тогда, может быть, это функция государства? Увы, современное государство не в состоянии совместить интересы богатых и бедных и использовать частные капиталы в общих целях... Что ж, тогда лучше социализм? Возможно, но современная практика показывает, что капитализм более эффективен экономически и способен намного лучше финансировать науку и развивать технику, однако, что вполне естественно, в русле своего развития, а не для решения общезначимых проблем и, тем более, развития всех людей, которое для него не выгодно потому, что более развитые лучше знают свои возможности и права и могут захотеть их реализовать... От того, вероятно, так усложнено или запутано современное знание о человеке, его сущности и смысле жизни, которое при более глубоком рассмотрении и рационализации может способствовать преобразованию капитализма в более справедливую социально-экономическую формацию?..

Однако, как ни сильны, что не означает вечны, законы капитализма и безграничен НТП, человек, как его активная и созидательная часть, постепенно совершенствуясь в самосознании и миропонимании, развивается, впрочем, этот процесс идёт не так быстро и эффектно, как развитие техники, при этом наука, в частности, человековедение и педагогика могли бы позитивно влиять на этот процесс, но пока этого не происходит по ряду причин. Важнейшая из них - отсутствие общепризнанного, цельного и объективного представления о человеке в развитии, из которого вытекает непонимание релевантной особенности его сущности - жизненной необходимости непрерывного развития и совершенствования физического и духовного начал, без которого он самоотчуждается и деградирует индивидуально и в социуме. Последнее, хочется надеяться, будет постепенно осознано людьми и они, благодаря науке и технике, смогут рационализировать сначала себя и свои индивидуальные действия, а затем и организацию социума в контексте достижения общей и высшей пользы улучшения вида. На этом пути людей ждет немало трудностей и колоссальных достижений!

Возможно ли себе представить, как изменятся наука и техника, если людьми будут двигать интересы и финансы не отдельных лиц и их частной выгоды, а совокупный общественный продукт и польза всех людей в индивидуальном развитии и оптимальной организации социума?! Вот когда начнётся действительный прогресс не только науки и техники, но всех людей и их жизни в едином рационализационном комплексе! Наука станет социально необходимым средством познания мира и совершенствования человека и его жизни, ею будут заниматься все, способные к этому занятию, направления исследований будут социально-значимыми, жизненно необходимыми и способствующими достижению высшей пользы. Развитие техники будет подчинено интересам развития и совершенствования людей, - не будет гонки за рекордами мощности или скорости, высотности или размеров сооружений, уникальности, дороговизны личного имущества и роскоши интерьеров, но будет непрерывное стремление к совершенствованию техники и технологий и повышению производительности труда без риска безработицы, оптимизации условий труда и быта, расширению и рационализации пространства жизни и перемещений в нём, укреплению здоровья, повышению эффективности самореализации и увеличению продолжительности жизни людей!

 

2. Будущее производства, в том числе, жилья, транспорта и коммуникаций

 

Рассуждая о будущем, естественно опереться на современное производство и учитывать его экономическую основу, которая подчинена достижению частной или корпоративной выгоды. При соотнесении этого с жизненной необходимостью человека, можно увидеть серьёзные несоответствия и наметить пути развития и совершенствования производства, которое отражает уровень развития человека и его хозяйства и неоптимально по многим критериям и параметрам: используемым сырью, энергии и технологиям при несовершенстве номенклатуры выпускаемой продукции, нерациональных организации производственного цикла и использования результатов труда. Прежде всего должна измениться направленность или цель производства - от получения максимальной прибыли к оптимальному удовлетворению потребностей людей и предоставлению услуг, нормализации условий и повышению качества труда, рационализации его места в социально-природном комплексе. Этому должны предшествовать существенные изменения в ценностной ориентации и развитии людей и их разума, благодаря которому станет возможным системный анализ и рационализация ассортимента продукции и производственного процесса, используемого сырья, энергии и оборудования, сокращение трудоёмких и рутинных операций, минимизация прямого и косвенного вреда продукции для потребителей и экологических последствий для природы и людей, живущих неподалёку. Параллельно будет проходить совершенствование и удешевление сырья и энергии, оптимизация технологий, а широкое применение композиционных материалов и программно управляемого высокопроизводительного и многопрофильного оборудования позволит существенно рационализировать производство и сократить его масштабы.

Со временем можно будет развязать предприятия и источники сырья и энергии, повысить потребительские качества и удешевить продукцию, сделав её более доступной для людей, быстро перестраивать производство, а впоследствии и сделать его универсальным, способным производить (композировать), практически, любую продукцию, необходимую людям. Впрочем, мы забежали очень далеко вперёд и до этого надо ещё дожить... Если бы такие предприятия появились сейчас, это сделало бы многих нынешних работников - рабочих и служащих - безработными и привело к резкому сокращению сферы обращения и транспорта и других связанных с ними сфер. Что за этим последовало бы дальше, трудно себе представить, но, благодаря этой фантазии, легче увидеть недостатки капитализма и вероятные трудности его совершенствования, которое жизненно необходимо!..

Теперь же, в случае кризиса или рецессии по какой-либо причине на крупных предприятиях увольняются тысячи работников, которые не всегда могут найти себе другую работу в этом или другом населённом пункте, в том числе, из-за проблем с жильём - его дороговизны, громоздкости и привязки к данному месту. Нередко крупные предприятия, например, металлургические, ориентированы на источник сырья - железной руды или металлолома и при их истощении вынуждены завозить его издалека, повышая транспортные издержки и усиливая нагрузку на окружающую среду. Наконец, при капитализме неизбежны безработица и значительные миграции населения, которые не могут быть признаны рациональными.

Продолжая рассуждать в рациональном ключе, заметим, что армия безработных и лиц, занятых непроизводительным трудом, - теперь очевидный негатив, с развитием людей и их социально-экономических отношений должен по обоснованию человековедения перейти в позитив, как это бывает при обработке обращаемой киноплёнки, ибо согласуется с сущностью и определяется огромным природным потенциалом разума человека... Если вспомнить о том, что сущность и определяемый ею смысл жизни человека состоит в развитии и совершенствовании, а у капитализма другие цели и задачи, то логика последующего развития человечества приведёт к изменению жизненных ценностей от обогащения и достижения более высокого положения в социуме, недоступного всем, к развитию и совершенствованию всех в контексте улучшения вида!

Когда это произойдет, а до этого ещё далеко и приблизить это время - важнейшая задача науки, не станет богатых и бедных, безработных и нищих, голодных и больных по той простой причине, что не будет частных интересов и противоречий между людьми, но возникнет общий интерес в развитии и совершенствовании всех и каждого и эти право и возможность будут закреплены и обеспечены организационно и материально, ибо такова разумная сущность человека! В будущем каждый человек от рождения, а рождаемость станет контролироваться, будет обеспечен материально всем необходимым для полноценного развития, а вместе с образованием получать две-три специальности по способностям и общественным потребностям, которые гарантируют их приложение.

Поселения и места приложения труда людей будут размещены по Земле равномерно, сообразно природным условиям и возможностям, в том числе, и в водной среде, их численность и структура будут оптимизироваться с точки зрения осуществления жизненной необходимости, вид и территориальная организация поселений будут выбираться в соответствии с природными особенностями, вкусами и интересами всех людей, их жилища будут иметь объём, планировку и средства коммуникации, обеспечивающие максимальный комфорт и оптимальную жизнедеятельность, в том числе, выполнение многих социально и индивидуально значимых задач, которые теперь называются трудовой деятельностью. Перемещения между поселениями, в том числе, по личным целям и настолько далеко, насколько это будет необходимо, будут осуществляться общественным транспортом, максимально быстрым, экономичным и безопасным. Впрочем, совершенство средств коммуникации в значительной степени сократит число необходимых встреч и перемещений людей, обеспечивая передачу не только аудио-видео компонентов контакта, но и других: температуры, запахов и проч...

Жилище людей будет представлять собой комфортный жилой модуль, который будет сборным, мобильным и иметь автономные средства жизнеобеспечения, приготовления пищи и утилизации отходов, вследствие чего отпадёт необходимость в канализации и других громоздких коммуникациях. Модуль будет содержать комплекс развития и нормализации жизнедеятельности человека, включающий средства контроля и поддержания здоровья и высокой работоспособности, совершенные средства коммуникации с возможностью взаимодействия с общим информационным полем, высоким быстродействием обработки информации и возможностью масштабирования изображений до размеров стены и т.д. Модульность и доступность жилья сделают более свободным перемену мест жизни сообразно необходимости и потребностям его хозяев и их произвольную компоновку между собой отнюдь не так, как это реализуется теперь в громоздких многоквартирных многоэтажках в огромных шумных городах с улицами, переполненными людьми и транспортом, коих в будущем не станет.

Впрочем, это - в мечтах, а в современной жизни с жильём у людей теперь немало проблем: и дорого, и не просто сменить место жительства, особенно когда теряешь работу... С транспортом, например, с самым массовым - автомобильным, дело сейчас обстоит получше из-за его меньших стоимости и размеров, но и с ним связано немало проблем, прежде всего, из-за больших затрат на топливо, эксплуатационных расходов и экологических издержек, его чрезмерного количества и опасности для людей. Для рынка коммуникаций характерна ещё большая в сравнении с транспортом доступность, особенно в части мобильной связи и Интернета, однако, и здесь проблемы - преобладание коммерческой, конъюнктурной и развлекательной вплоть до примитивно пошлой информации при недостатке жизненно необходимой и полезной. Серьёзным препятствием в использовании информации являются имущественные права и политические интересы, коммерческая и государственная тайны. Очевидно, будущее транспорта и коммуникаций, как и всего НТП, зависит от развития человеко-социума и экономики, в котором явно просматриваются тенденции к социализации и постепенно осознаётся жизненная необходимость рационализации всей жизни на основе достижения большей общей и в идеале высшей пользы, а не частной выгоды. И наука и техника призваны этому способствовать! Изучение и освоение космоса станет общечеловеческой задачей, эффективное решение которой возможно только совместными усилиями людей. Организация научного процесса в сравнении с современной претерпит существенные изменения в сторону гуманизации и комплексирования научных исследований, а главное, подчинения их задачам развития и совершенствования человека и социума в контексте решения задачи улучшения вида.

Научно-техническое будущее человека неразрывно с его жизнью и её изменениями, помогая её улучшению. Если сейчас нередки досужие фантазии о роботизации труда и быта людей, доходящие до возникновения противоречий между роботами и людьми и даже появлению человеко-роботов или робото-человеков, то первая их часть будет действительно реализована, только для этого не нужно будет много роботов-слуг... Благодаря науке и технике, жизнь и труд людей будут настолько рационально организованы и оптимизированы, что не понадобится часто и много убирать грязь и пыль, мыть посуду или стирать бельё, ремонтировать жилище или благоустраивать территорию и т.д. Грязь и пыль будут минимальны, а при появлении тут же улавливаться и отнюдь не пылесосами, а более совершенным электронным способом, мыть посуду или стирать одежду будет не нужно, ибо и то и другое будет самоочищаться, ну, а благоустройство жилища или территории перейдут в разряд архаичных занятий людей, поскольку станут свойством самих жилища или территории... Впрочем, это мелочи, - то ли ещё будет, но прежде должны измениться люди!

22.08.2011

 

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте - http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

49 дата публикации: 9.03.2012