Игорь Муханов

 

«ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ»

(бурятские буддийские притчи)

 

ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В 70-х годах прошлого столетия, когда в Агинском автономном округе широко развернулась кампания по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны, всплыла на свет история о солдате, имевшем орден Александра Невского - орден, которым в войну награждали лишь высший офицерский состав…

 

Шёл 1941-й… Одна бурятская женщина провожала своего сына на войну.

Женщина эта была самым обыкновенным человеком, и из всего буддийского учения знала лишь одно восклицание «Гончик Сум!»*. Именно это восклицание и наказала она сыну, как заклинание против пуль и снарядов, как можно чаще произносить.

Сын этой женщины попал в пехотный полк, воевавший сначала в Белоруссии, потом под Москвой, прошедший и сталинградский ад, и курскую мясорубку. Все солдаты его полка, когда шли в атаку, кричали «ура!», а он «Гончик Сум!» не уставая твердил.

В пехотном полку, в котором служил этот бурят, люди гибли, как мухи. Через год после начала войны «стариков» в его полку человек пятнадцать всего оставалось, а через два года - лишь он один.

Видным человеком стал этот бурят. Даже сам командир полка его отличал, с ним при встрече здоровался!

Стал с некоторых пор бурят замечать, что всякий раз, когда он в атаку идёт, за ним один и тот же русский идти старается. Спрашивает его тот русский на привале:

- Все солдаты, когда в атаку идут, кричат «ура!», а ты другое произносишь. Смекаю, заклинанье какое-нибудь. Научи и меня, братишка, как живым остаться!

Сообщил бурят русскому всё, что он знал по этому вопросу, и попросил его произносить «Гончик Сум!» вместе с ним.

Идёт бурят в следующий раз в атаку и слышит позади себя, как русский кричит:

- Гончиков! Гончиков! Гончиков!

Но и при таком понимании русским сокровенных тайн буддизма пуля ни разу не тронула его.

Но вот война закончилась, настали мирные времена. И приехал в пехотный полк, в котором служил этот бурят, маршал Рокоссовский. Он, оказывается, в этом полку службу свою когда-то начинал!

Построили перед Рокоссовским солдат в шеренгу, вынесли знамя полка. А когда провели торжественную часть, Рокоссовский солдат и спрашивает:

- Есть ли среди вас такой, кто с начала войны в этом полку служит? Мало у меня надежды его увидеть, но я всё-таки спрашиваю вас!

Вышел тогда из строя бурят, которого не тронула ни одна вражеская пуля. Обнял его Рокоссовский и даже слезу пустил. А после снял со своей груди орден Александра Невского и к солдатской гимнастёрке его прикрепил.

- Это тебе за то, что в живых сумел остаться, - пояснил Рокоссовский.

 

* «Три драгоценности».

 

 

ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ

У одного ламы было двое учеников: способный и никуда не годный.

Когда учёба закончилась, способный ученик решил уйти в горы и стать отшельником. А никуда не годный ученик, сильно любивший своего Учителя, остался в его доме вести хозяйство.

Прошло много лет, и ламу навестил ученик, ушедший когда-то в горы. Обрадовался лама, увидев его, и решил узнать, чему же ученик за эти годы научился?

Лама подвел его к яблоне и попросил сорвать яблоко, не дотрагиваясь до него рукой.

Ученик принял позу лотоса, сконцентрировал свою мысль, и вскоре в его руках оказалось спелое яблоко!

- И я так умею, Учитель, - услышал вдруг лама, и вскоре в руках его второго ученика тоже оказалось яблоко!

Обрадовался лама успеху своих учеников и предложил им прикрепить яблоки на прежнее место. Но, как ни старался ученик, ставший отшельником, так и не смог эту задачу решить. А «никуда не годный» ученик без особых усилий прикрепил яблоко к ветке.

 

 

ШЛЯПА, НАПАДАЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА

Большой караван, следовавший из Китая в Монголию, приближался к перевалу. Его погонщики торопились попасть в ближайшую деревню до наступления темноты, чтобы распрячь и накормить уставших в пути верблюдов.

На самой вершине перевала подул сильный ветер и сорвал шляпу с одного погонщика. Тот бросился её искать, но шляпы нигде не было. Сослуживцы стали выражать недовольство, ругаясь последними словами, и погонщик решил отыскать свою шляпу на обратном пути.

На другой день той же самой дорогой шёл почтальон, разносивший письма по селеньям. Увидел он шляпу, зацепившуюся за куст, которую швыряло ветром из стороны в сторону, и, заподозрив что-то неладное, бросился бежать со всех ног.

- На перевале появилась шляпа, которая нападает на человека! - стал рассказывать почтальон, и все при этом видели, как у него дрожали коленки.

Зная, что почтальон большой трус, люди сначала над ним смеялись, но после стали рассуждать примерно таким образом:

- Существуют бестелесные духи, нападающие на людей. Отчего же и шляпа не может напасть на человека?

И, убедив себя в возможности таких явлений, они разнесли эту новость по всей стране. Вскоре уже и богачи в своих домах, и рыбаки в море, и крестьяне на полях только и делали, что повторяли:

- На перевале появилась шляпа, которая нападает на человека!

А тем временем караван, в котором хозяин этой шляпы служил погонщиком, возвращался домой. Приближаясь к перевалу, погонщик всё чаще думал о ней. Ведь именно эта шляпа, сделанная из верблюжьего войлока, у которой были широкие поля, много лет служила ему, спасая от ветра и жгучего солнца!

Но когда погонщик увидел висевшую на кусте шляпу и захотел её взять, шляпа напала на погонщика…

 

 

ТРИ ВОПРОСА

Лама Санти, настоятель Цугольского дацана, славился своей учёностью. Книг в его время было мало, радио и телевидения не было совсем, а лама Санти знал каким-то образом всё, что происходило в родной его Бурятии, и не только в ней.

Приехала к нему как-то делегация из Петербурга, состоявшая из учёных лам и известных на всю Россию профессоров. Эта делегация решила проверить, действительно ли лама Санти знает так много, как о нём говорят?

Встретив гостей, лама Санти извлёк из своего кармана круглые часы на серебряной цепочке, открыл их крышку и сказал:

- Я буду счастлив ответить на все ваши вопросы. Но прежде, чем вы начнёте их мне задавать, ответьте, пожалуйста, на три моих вопроса: «Из скольких частей эти часы состоят? Из какого материала сделаны их части? Сколько людей трудилось над изготовлением этих часов?»

Делегация посмотрела на часы, лежавшие у ламы Санти на ладони, и молча покинула его дом.

 

 

ТАК И НЕ ОТВЕТИЛ

Сидят ламы на закате солнца, о чём-то беседуют между собой. Подъезжает пастух на своём коне, просит рассказать ему о Нирване.

- А разве о Нирване можно рассказать?

- Думаю, что можно!

Один из лам предлагает:

- А хочешь это выяснить?

- Хочу.

- Тогда я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай на них «да» или «нет»…

Посмотрел лама на коня, на котором пастух приехал, и спрашивает:

- Конь твой?

- Да.

- А седло твоё?

- Да.

- Конь правда твой?

- Да.

- А член коня твой?

Крепко задумался тут пастух, что ему ответить. Ответишь «да» - ламы на смех поднимут, ответишь «нет» - тогда и седло, и уздечка, и сам конь тоже не его!

Так и не ответил пастух на этот вопрос. Вскочил на своего коня и ускакал в раздольные степи.

 

 

ЛОЖНАЯ НАУКА

Дочка монгольского императора, не послушав совета своего отца, убежала из дворца вместе с любимым человеком.

Император отправил за беглецами погоню, которая никак не могла их найти. И тогда император обратился за помощью к придворным астрологам:

- Определите, и как можно скорее, место, в котором спрятались беглецы. Чую, они находятся совсем близко!

А беглецы в это время также обратились за помощью к астрологу из народа. Тот посоветовал им врыть в землю большой железный чан, сесть в него, сверху закрыться другим чаном и вывести наружу длинную волнистую трубу, сильно искажающую голос человека. Затем засыпать оба чана землею и поставить на неё три чашки с водой.

Так люди, помогавшие беглецам, и поступили.

А придворные астрологи, заглянув в свои книги, сообщили императору:

- Беглецы находятся за тремя океанами в желудке у железного дракона с длинной волнистой шеей!

Услышав такую несуразицу, император затопал ногами и закричал:

- Врёт ваша точная наука!

И приказал собрать в своей стране все книги по астрологии и принародно их сжечь.

 

 

БУРЯТ И ПОСЛАННИК БОГА СМЕРТИ

Молодой бурят шёл в Тибет учиться. По дороге к нему пристал некто невидимый и интересные беседы стал с ним вести. За этими беседами незаметно пролетало время, и в конце пути бурят спросил:

- Кто ты, откуда и куда идёшь? И почему скрываешь свой облик?

- Погоди, скоро обо всём узнаешь, - последовал ответ.

Вскоре бурят встретил караван, который вёз к жениху его невесту. Когда караван с ним поравнялся, возник неизвестно откуда старик с железным крюком, подцепил им нарядно одетую невесту и сбросил её с лошади. Невеста упала и тут же умерла, а мерзкий старик исчез куда-то.

В печальном расположении духа бурят продолжил свой путь, а некто невидимый шёл рядом с ним и шептал на ухо:

- Вот ты и увидел, наконец, меня. Я - Посланник владыки смерти Ямы. Только что я забрал душу невесты и хочу отнести её в загробный мир. Прощай! Мне было интересно с тобою общаться.

- И ты за всеми приходишь? - спросил его бурят.

- Да.

- И за мной придёшь тоже?

- Да, когда наступит срок.

- А когда он наступит?

- Ты определишь время моего прихода по трём главным признакам: когда волосы твои станут седыми, когда кожу на твоём лице избороздят морщины и когда во рту твоём почти не останется зубов, - ответил ему Посланник.

- А можно, я приду в Царство смерти сам?

- Так не бывает, - заметил Посланник. - Люди боятся Царства смерти, и поэтому им нужен я, чтобы проводить их туда.

И они расстались.

Молодой бурят благополучно достиг главной цели своего пути - города Лхасы, и в одном из расположенных в его окрестности монастырей остался учиться основам буддийской мудрости.

Прошло много лет, и бурят, ушедший когда-то в Тибет и ставший большим ламою, состарился.

Однажды он попросил своих учеников принести ему зеркало, в котором увидел все три признака скорейшего прихода к нему Посланника бога смерти: седину, морщины и полное отсутствие зубов. Бурят этому не обрадовался, но и не огорчился.

Он попросил своих учеников запереть его в пустой комнате, в которой предался медитации.

И вскоре действительно пришёл Посланник, чтобы забрать душу этого бурята.

- Где ваш Учитель? - спросил Посланник его учеников.

- Он медитирует.

- Пойдите и скажите ему, что я пришёл.

Ученики сказали, и бурят передал через них Посланнику, чтобы тот подождал его три дня, нужные ему, чтоб закончить медитацию.

И Посланник согласился подождать.

А когда через три дня Посланник вошёл в его комнату, то застал бурята в неподвижно-сидячем положении. Посланник потрогал его тело - оно было холодным…

- Что ты наделал? - закричал тогда Посланник. - Ты меня отменил!

И он спрятал своё лицо в ладони и заплакал.

Вскоре пришли три безобразных существа, в руках которых блестели бритвы, и, достав душу Посланника, унесли её с собою в загробный мир.

 

 

МОНГОЛЬСКАЯ ПОГОВОРКА

Южная Монголия, как известно, представляет собой пустыню, а в северной её части текут реки и растут тенистые леса. В этой связи у монголов существует поговорка: «лучше родиться быком на севере, чем человеком на юге», происхождение которой, как утверждает легенда, таково…

 

В один монастырь приехал святой, обладавший редким даром. Он мог предсказывать людям их будущую жизнь. И страж дисциплины этого монастыря, человек преклонного возраста, решил узнать, где он родится снова и кем?

Святой заглянул в свои книги и ответил:

- Ты родишься человеком в южной части Монголии.

Но страж дисциплины не хотел рождаться там, где стояла жара и выли песчаные бури. И поэтому, дождавшись очередной службы, он обратился к Будде с такими словами:

- О, Будда, сделай так, чтоб я родился в северной части Монголии, пускай даже и быком!

И вспомнив, очевидно, что он - начальник, добавил:

- Но если быком, то непременно вожаком стада. И чтобы в стаде было много коров!

По окончанию службы страж дисциплины снова направился к святому. Ему хотелось узнать, не переменилась ли его судьба после обращения к Будде?

Святой сообщил:

- Да, твоя судьба переменилась. Теперь ты должен родиться быком в северной части Монголии. Но за то, что ты сильно насмешил своей просьбой всех лам и хувараков, живущих в этом монастыре, ты родишься там же, но человеком!

 

Комментарий. К мудрой, умело сказанной шутке буддисты относятся хорошо. Шутка, по их мнению, улучшает судьбу человека.

 

 

МОЛОКО ЧЁРНОЙ СВИНЬИ

Двое друзей, слывших в своём селе большими весельчаками, решили проверить, насколько их местный лама добрый и отзывчивый человек.

Играя развязных людей, они пришли в его дом и попросили:

- Дай-ка нам молока!

Лама им дал.

- Ещё, - потребовали незваные гости.

Лама им налил.

- Давай ещё, - не унимались гости. - Ведь ты живёшь и работаешь на благо всех живых существ!

Налив по третьей кружке молока, лама позвал своего сына и сообщил:

- Молока больше нет. Сходи в сарай и подои свинью.

- А какую подоить? - спрашивает сын, хитро подмигивая. - Чёрную или пёструю?

- Пеструю уже подоили: чёрную давай!..

Услышали гости, какое молоко им собираются поднести, и в один голос закричали:

- Нет, мы больше пить не хотим!

И ушли из дома ламы, забыв с ним попрощаться.

 

 

ЧУДЕСА

Приехал к большому ламе пастух и просит:

- Покажи, если можешь, чудеса!

Подвёл его лама к коновязи:

- Смотри внимательно. Вот столб… Вот рука… А вот я сейчас ею проведу…

И провёл своей рукой сквозь столб коновязи!

- А, вот как это делают… - воскликнул пастух, повторяя увиденные движения. И рука его также прошла сквозь столб коновязи!

Приехал пастух к своей жене и рассказывает:

- Был я сегодня у большого ламы и видел чудо... Видишь мою руку? А коновязь видишь? А теперь смотри…

И рука пастуха прошла сквозь твёрдое дерево!

Жена его спросила:

- Как это делают? Вот так?..

И тоже продемонстрировала это.

Видно, недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Цугольский дацан - старейший монастырь Бурятии.

 

Нирвана - состояние абсолютного просветления. Человек, достигший Нирваны, навсегда освобождается от круговорота смертей и рождений.

 

Хуварак - ученик, изучающий буддийскую науку под руководством своего учителя.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 12.12.2011