ЭЛЬКИН В.М.,
врач, кандидат мед.наук,
музыкант, музыкотерапевт,
преподаватель ИМАТОН

 

РЕРИХ НАШЕГО ПОДСОЗНАНИЯ

 

Тезисы доклада на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

Последние 22 года мне привелось заниматься цветовой психологией и арттерапией шедеврами искусства.

Изучение восприятия цвета даёт ключ к психологии любого человека.

Человек интуитивно выбирая желанные цвета, показывает свои цветовые предпочтения. Его цветовыбор отражает его предпочтения и показывает, что человек думает, чувствует, его психологический тип, наличие стресса и время и много иной информации.

Каждый основной цвет - красный, жёлтый, зелёный и синий – отражает определённую психологическую программу, если он ПРИНЯТ.

Отрицание цвета означает, что отрицается психологическая программа связанная с этим цветом:

- если человек отрицает синий цвет, -  это отражает охватившую его ТРЕВОГУ;

- если неприятен зелёный цвет, - это означает, что он испытывает давление на его волю и появление агрессии;

- отрицание жёлтого цвета - знак состояния пессимизма;

- негативное отношение к красному цвету отражает усталость, потерю энергии.

Удалось обнаружить, какие афоризмы, картины, тональные аккорды и мелодии желанны человеку, интуитивно выбравшему определённый цвет.

С помощью шедевров слова, образа и мелодических шедевров оказалось возможным ВОССТАНОВИТЬ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА, что мощно гармонизовало человека и оказывало глубинный психотерапевтический эффект.

 

Каждый человек - это самостоятельный мир, тесно связанный человечеством его историей и культурой с космосом, желанную человеку цветовую гамму можно назвать цвета неба нашего подсознания.

Мало художников могли показать волнующую картину неба, вызвав высокое волнение у зрителя, как это умел делать гениальный Николай Рерих.

Поэтому я назвал интуитивно выбранную цветовую гамму, отражающую внутренний мир человека, - Рерих нашего подсознания.

Сама фигура Рериха грандиозна и напоминает личность Леонардо. Прежде всего, поразительны его картины: прекрасные черты Живой Этики Рерихов.

Синтез науки и искусства, охват важнейших явлений мира, связь с мировой историей и культурой, синтез образов Запада и Востока, культурное послание, которое хочет помешать агрессии и разрушению, культ женщины.

 

* * *

В своей работе мы предлагали тысячам людей сделать интуитивный выбор среди предложенных шедевров искусства, - конечно, без картин Рериха набор был неполон .Две картины Рериха в этих многолетних многотысячных наблюдениях выделились своей желанностью -

это «Гости заморские» и «Небесный бой».

Это несомненные шедевры.

«Гости заморские» - несущие живое чувство истории, путешествия из варяг в греки.

«Небесный бой» - грандиозная картина неба с мистической битвой облаков, и спокойные ногайские степи соединяют мир духовный и человеческий.

Среди шедевров афористики, помогающих человеку решить свои проблемы, поэтические образы Рерихов сохраняют свою исцеляющую силу.

То волнение, которое вызывают картины Рериха, имеют полную аналогию с музыкальным волнением. Цветотерапия и образотерапия - мощный резерв помощи человеку.

Если человек принял цветовой аккорд красного и жёлтого цвета, - восстанавливается его энергия и оптимизм, свойственные миру экстраверта;

- влияние сочетания зелёного и синего цвета восстанавливает психологические программы мудрости и доброжелательства интраверта;

- красно-зелёное сочетание помогает решить проблему;

- а сине-жёлтое сочетание сродни состоянию счастья и отражает чувства добрые - доброту и оптимизм;

ещё два цветовых сочетания мощно влияют на человека:

- зелёный и жёлтый цвета помогают реальному аналитическому восприятию мира, его умение найти главное,

- сочетание красного и синего цветов влияет на интуитивное, артистически-художественное восприятие мира.

Синтетическому духовному миру Живой Этики Рерихов созвучны полученные нами данные об интуитивном восприятии любым человеком связи между выбором цвета и желанности определённых тональностей в музыке. Каждому цвету интуитивного выбора в 8 цветном наборе Люшера соответствуют три тональных аккорда. Вызванные ими эмоции абсолютно близки эмоциям, связанным с этим цветом.

Это феномен Скрябина, - который напоминает о русском гении, связавшем цвета солнечного спектра и тональности в музыке. Этот феномен удалось проверить клинически и математически. Человек, не страдающий пониманием музыки, по словам Генри, интуитивно предпочитая определённый цвет, при этом также предпочитает три тональности того же эмоционального содержания:

- если цвет ему неприятен, то он не принимает эти тональности;

- если в результате работы музыкотерапевта удаётся добиться желанности музыкальных шедевров этих тональностей, то начинает приниматься и программа данного цвета.

Это научное наблюдение говорит о тайной связи восприятия цвета и музыки.

Второй феномен мы назвали «феномен Чюрлениса». Если человек слушает желанную музыку с закрытыми глазами, то он часто видит неожиданные яркие образы. Такое оживление творческой одарённости совпадает с гармонизацией восприятия цветовой гаммы и мощным психологическим эффектом.

Следует также отметить, что оказались идентичными 4 системы:

1. цветовая эмоциональная окраска тональностей музыки;

2. восприятием цвета у Гёте;

3. чередованием типов людей в европейском и китайском гороскопе;

4. энергетикой каналов тела в системе чжень цзю терапии КИТАЯ.

 

1. Цветовая эмоциональная окраска тональностей музыки, обнаруженная в этих исследованиях, в динамике определялась такими цветами: Красный, Жёлтый, Зелёный, Синий.

2. Динамика эмоциональной и цветовой окраски музыки имела полную аналогию с восприятием цвета у Гёте, - его идеей Дополнительных цветов;

3. Эти две системы совпадали с чередованием типов людей в европейском и китайском гороскопе: 12 месяцев и 12 лет, традиция связывает их с цветовыми  образами.

Смена типов людей (Холерик - флегматик - сангвиник и меланхолик) полностью соответствует вышеприведённому цветовому кругу Гёте.

  1. Традиции Китая связывают с определённым цветом 12 энергетических каналов в системе чжень-цзю терапии Китая. Смена энергетики энергетических каналов происходит по кругу Гёте - В ТАКОМ ВАРТИАНТЕ: СИНИЙ - КРАСНЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ – ЖЁЛТЫЙ.

Эти данные заставляют вспомнить идею Пифагора: законы космоса, тела и музыки едины. Такой вывод также оказывается близким нашей теме Живой Этики Рериха - провозвестником науки, искусства и медицины будущего.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 05.12.2011