Сальникова Нина Евгеньевна,
арт-терапевт, педагог-психолог

 

Идеи семьи Рерихов
в проекте «Уроки Светописи»

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

Новое трудно, старое негодно.
Зов, Ноябрь 4, 1922 г.

 

Мудро повернём всё на пользу.
Зов, 1923

 

Предыстория. «Красота - пища духа. Любовь к Красоте - лучший мост к красотам и радостям Мира Надземного». Е.И.Рерих о Красоте (выдержки из писем)13 ноября 1950 г.

Моя работа в детском доме началась в 1988 году. Замечательный коллектив. Мы были профессионалами и любили детей. Этого оказалось для успешной работы недостаточно для многих из нас. «Но если есть проблема, всегда есть решение». Мои поиски привели к открытию «Живой Этики».

Влияние подлинной красоты на детей детского дома было поразительно. Как если ночь вдруг стала светлой как день. Появилась новая программа для работы с детьми и взрослыми, оказавшимися в трудным жизненных обстоятельствах. В основе её - красота (сказки, картины, полудрагоценные камни, творческие задания).

Начало. «И в будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь» (Зов, 15.02. 22).

Фокус перемен - Учитель. Какие ситуации наиболее сложны для современного учителя?

Научно-практическая работа в течение 22 лет (1988 - 2010 гг.) с детьми, подростками и молодёжью в возрасте от года до 25 лет, педагогами и родителями, администрацией в детском доме, пяти детских садах, пяти школах, двух психологических центрах, Молодёжной консультации, Гуманитарного университета (факультет социальной работы), педагогического университета (факультет начальных классов), педколледжа стала основой создания программ по современным актуальным проблемам образования и воспитания. Диагностика и практическая помощь были оказаны за данный период более 2500 человек (индивидуально и в группах), проведено наблюдение за динамикой исследуемых ситуаций, проанализирована эффективность предлагаемых программ. Программы опубликованы автором статьи в ряде книг и статей: «Работа с детьми: школа доверия», «Питер», 2003; «Уроки Светописи» (совместно со студентами и педагогами): книга 1-я «Психологическая зрелость», 2006; 2-я «Золотое слово», 2007; 3-я «Благодать сотворчества», 2008; 4-я «Дом Бытия», 2010 (ИД «Петрополис»), в ряде книг и статей.

Представим далее проблемы современных детей, подростков, молодёжи, педагогов и родителей, выявленные в практике в системе.

Диалог. Истина с вами, умейте открыть ей путь. (Зов. Февраль 1).

1. Умение вести диалог, общаться от сердца к сердцу, видеть в человеке его красоту, его лик… Выражение лица человека меняется… И вдруг видишь необыкновенное выражение, озарённость, красоту неземную. Это - лик. В таком состоянии делаются открытия. Лик большинства детей открыт. Современные дети открывают утраченный смысл игрушек и игр. Так, 6-летняя девочка нарисовала две матрёшки - большую и маленькую. Большая - зелёная, маленькая - розовая. Это - огонь. Все матрешки должны быть разного цвета! А внутри - и у ребёнка возникает потребность запечатлеть это - горит огонь.

2. Доверие к другим, миру формируется в 2-3 года. Но именно в этом время мы отдаём детей в детский сад. Теперь необходима особая программа помощи и поддержки взрослым и детям: учиться доверять, но не быть простофилей, выбрать оптимальную тактику доверия, относиться к жизни как Школе Доверия.

3. Умение создавать атмосферу, благоприятную для развития, дружить. Международные исследования показали, что дружеские группы следуют шести неписаным правилам дружбы. Программа занятий опубликована. Заинтересованные родители меняли ситуацию за 3 месяца, творчески работая в соответствии с программой.

Сотрудничество. Чудо творится среди жизни, среди напряжённой гармонии. Листы Сада Мории. Зов. Октябрь 27 - ноябрь 2, 1923.

4. Умение находить и создавать вдохновляющие образы, создавать позитивные сценарии жизни. Развивающей программой для современного ребёнка может быть программа «Загадочные сказки» (9 сказок). Для студентов в осознании собственных сценариев жизни, преобразовании их и создании новых эффективным оказался проект «Уроки Светописи» (о нём далее).

5. Развитие высших качеств любви и проявление их к другим людям, природе, миру, самому себе, Богу, родителям; умение создавать пространство любви. Создана, апробирована и опубликована программа для подростков, молодёжи и взрослых «Диалоги о любви».

6. Видение позитивного нравственного потенциала развития каждого человека. В основе программы «Нравственная одарённость» исследования Мэрилин Аткинсон: у каждого человека существует восходящая иерархия ценностей -«нравственный закон внутри нас». По предложенной ею методике на 20-м шаге 80-90% детей и взрослых формулируют свои ценности одинаково.

Суть задания заключается в том, что участникам самодиагностического опыта предлагается ответить на вопрос «Что ты сейчас больше всего хочешь?» При получении ответа в дальнейшем предлагается ответить ещё на один вопрос «Зачем это тебе нужно, что тебе это даст?», и так 20 раз. Исследование показывает, что конечный ответ общий для всех: «Я хочу быть светом» и «Чтобы все были счастливы».

Масштаб современного человека - планетарный.

Напрашивается вопрос: если большинство людей видят такую цель и к ней стремятся, то почему это не проявляется в реальной жизни достаточно ярко? Что этому мешает? Мы предполагаем, что остановка ребёнка и взрослого на одном из этапов в ситуациях острого горя, недостатка физических, эмоциональных, интеллектуальных ресурсов для преодоления жизненных трудностей, отсутствие позитивной развивающей среды препятствуют естественной потребности в самореализации, творчестве. И поэтому важно, во-первых, осознать эти проблемы, во-вторых, создать по каждой из них поддерживающую программу.

7. Умение проживать каждый день в радости и гармонии, творчески. В современном мире необходимо воспитание креативности, готовности и умения находить нестандартные решения как индивидуально, так и в группе. Доминанта - Любовь. Противоположность Любви не ненависть, а страх. Там, где есть страх, нет Любви. Естественное чувство для человека - страх. Смелые преодолевают страх. - Программа «360 счастливых дней в году» - обобщение творческих решений в практической деятельности.

Сотворчество. Ищите свет явлению тьмы. Листы Сада Мории. Зов. Апрель 9 1923.

8. Творчество в семье, гармонизация отношений в семье, создание своей семьи любви. Следует обратить внимание на многолетние зарубежные исследования Г.Реккерса «Характеристики крепкой семьи». Выявленные в исследовании 6 фундаментальных основ такой семьи во много перекликаются с результатами нашего исследования (основные проблемы у детей и взрослых).

9. Противодействие негативным влияниям окружающего мира; поддержание социально-психологическое здоровья. Программа помощи детям и взрослым разработана Марковой Н.Е., Куртышевой М.А. и др.

Исследование 2006 - 2010 гг. показало, что 70-90 % 15 - 20-летних студентов оценивает себя как искренних (90% оценок), щедрых, доброжелательных, оптимистичных, умеющих прощать, с высоким чувством собственного достоинства. Однако студенты удивляются этому коллективному позитивному портрету. Они ориентируются в своих представлениях на негативную оценку о молодёжи значимых для них взрослых и СМИ.

10. Проживание горя, осознание позитивных и негативных проявлений стресса, умение управлять своими чувствами, мыслями, поступками. Есть программа скорой помощи в состоянии острого горя. Работа с текстами студентов при подготовке их к публикации в альманахах «Уроки Светописи» решала множество задач разного плана (см.проблемы 1 - 9). В процессе работы над текстом в технике «светописи» - выявления светлого начала в происходящих событиях - большой радостью для нас было создание «проекта своей жизни» студентами (см. далее п.11 - 17).

Проект начался с рассказа студентки Камиллы Кавтарадзе «Детство и юность» о трагической истории в её жизни в Грузии. Во время войны Грузии и Абхазии в плен попали её отец, мама и брат. Отца расстреляли, маме и брату удалось освободиться из плена. Они стали беженцами. В работе над текстом главное было - найти единство образа и ритма, найти точку опоры в себе - тогда слово обретало силу и реально изменяло состояние девушки. Нам это удалось. (Через несколько лет девушка написала и издала свою книгу).

Оказалось, что в колледже и студенты, и педагоги пишут рассказы, стихи, эссе, издают книги. В книгу первую и вторую вошли произведения, которые прямо или косвенно отвечают Камилле на вопрос - «Почему так трудно жить?» Как помочь здесь и сейчас тому, кто рядом и нуждается в поддержке? По сути, студенты открывают для себя новую тему «Человек - Вселенная любви. Вселенной стань! Поймёшь себя…» Научиться думать, говорить и писать светописью - пройти 20 шагов по пути восхождения, получить ответы на свои вопросы сверстников в стихах, рассказах, эссе, образах, исследованиях - вот кратко суть проекта «Уроки Светописи». (Проект «Уроки Светописи» - победитель II этапа Всероссийского конкурса за работу с детьми, подростками и молодёжью в номинации «Лучший издательский проект» в 2008 году.)

11. Осознание своего призвания, поиск работы, достойной человека, создание при необходимости своего места или должности. (Не останавливаюсь на этой теме, так как есть множество исследований и программ помощи).

12. Создание самоочищающегося пространства в городе и на природе.

Человек - часть природы. Неуважение к ней - причина саморазрушения человека… Разработан алгоритм по созданию самоочищающегося дизайн-пространства в районе Верховых Болот (Лемболовское озеро Ленинградской области). Опыт работы позитивен, расширяется и реализуется в некоторых районах Санкт-Петербурга и других городах (2005 - 2010). В проекте участвовали и студенты педколледжа. В 2010 году проект «Живое Озеро. Скорая помощь озеру» получил «3-ю Национальную премию» «Terre de Femmes - Земля Женщин - 2010». Мы посадили деревья в городе и за городом, опубликовали книгу «Уроки Светописи. Дом Бытия», создали сайт www.zhivoeozero.ru для обмена опытом по решению экологических проблем, завершили проект.

Несколько слов о красоте. Отдыхающие привыкли, что красота - данность. Много 10-летий кто-то убирал мусор, приводил в порядок места отдыха. Сегодня надежда полюбоваться красотой закрыта горами мусора. «Последнее отнимают», - ощущают современные люди. Они страдали, злились, возмущались. Но достаточно было предложить программу - простой алгоритм уборки мусора, как 80% отдыхающих откликались, благодарили (такой благодарности я не слышала в свой адрес никогда и ни от кого. Как будто в пустыне я дала человеку воды напиться). Каковы результаты? На 5-й год работы на удалённом от автомагистралей побережье люди сами стали убирать мусор, поддерживать чистоту. На 7-й год я приехала на близко расположенное побережье оценить объём работ. А люди убрали всё. Даже «образцовое» (жуткое место), демонстрирующее, что будет, если мы не будем убирать, было ликвидировано. Мусор собран и аккуратно упакован. Проблемы возникли у руководителей района с вывозом мусора (нужно было найти 24 тыс.руб.).

13. Связь между поколениями. (По этому вопросу очень много интересных исследований открыто как в СМИ, так и в публикациях.)

14. Развитие качеств лидера. Этому вопросу мало уделяется внимания. А на уроках часто мешают именно потенциальные лидеры.

По тестам мною выявляются студенты-лидеры. Им предлагается пройти обучение по индивидуальной модульной программе. В конце обучения рекомендую выполнить творческую работу, в том числе, преобразование группы или общественной организации. В основе - проект «10 шагов преобразования современных ОУ в творческие центры». (Проект создан коллективом детского дома в 1988 - 1991 гг., прошёл экспериментальную проверку в разных ОУ в дальнейшем. Частично материалы по этой теме опубликованы в статье: Н.Е.Сальникова. Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении» // Ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010).

15. Сила Знания. Эпиграфом к этой теме являются исследования Зеппа Хольцера относительно глобальной современной проблемы - нехватки продовольствия: «…При естественном хозяйствовании … можно было бы троекратно накормить население всего мира, чтобы никто не страдал от голода. А это было бы 18 миллиардов людей.» («Пермакультура Хольцера»).

16. Слово. 2-й альманах «Уроки Светописи. Золотое слово» посвящён этой теме.

17. Гармония с собой. Отдельные упражнения эффективны как скорая помощь для детей, подростков, молодёжи, взрослых. Основа достижения внутренней гармонии и успешной деятельности взрослого человека - мировоззрение. Здесь важно обратит внимание на два обстоятельства. Первое. Многие десятилетия мы были отлучены от духовной жизни. Мировоззрение многих из нас складывалось стихийно. Полезно и необходимо осознать его основы, истоки, перспективы. Второе. Современные образовательные учреждения являются светскими, ни в каких учреждениях не приветствуются беседы психолога на духовные темы. Это создаёт огромные трудности для психолога и педагога, вынужденного скрывать своё мировоззрение. Противоречия между профессиональной деятельностью психолога и педагога и его мировоззрением приводит к раздвоенности, неуверенности в себе, тревожности либо авторитарности. Один из первых опытов в этом направлении представлен в книге о пути любви современного психолога «Евгения Елизаветина. Золотой ребёнок. Исповедь психолога». ИД «Петрополис», 2010. Сайт: www.ewgeniya-elizavetina.narod.ru

Со-бытие. Создание событийных ситуаций и проектов, проживание их. Событием было приобретение деревьев и кустов на накопленные деньги (мой 5-летний внук); посадка деревьев по принципу Пермакультуры З.Хольцера в Лемболово; посадка деревьев и кустов в педколледже (некоторые студенты впервые сажали деревья); создание своих личных проектов по аналогии с посадками в Лемболово.

Проект «Уроки Светописи» продолжается. Если три первые книги включали в основном работы студентов и педагогов колледжа, несколько работ педагогов из других школ Санкт-Петербурга, то 4-я книга «Уроки Светописи. Дом Бытия» включает работы не только студентов и педагогов, но и детей, родителей, молод`жи из других городов (европейской части России).

Все, кто доверил свои стихи и рукописи мне, опубликовали свои материалы. Некоторые произведения детей и взрослых уже были готовыми к публикации. С некоторыми (иногда совсем небольшими работами) работа продолжалась несколько недель и даже месяцев. Участники соглашались светописью преодолеть тёмные сценарии найти сияющие слова, проявляли невероятную стойкость (и я вместе с ними), доверие, щедрость, гармонию и любовь, честность и бесстрашие, искали пути решения напряжённых ситуаций. Самое сложное для понимания студентами и взрослыми - чувствознание единого ритма сотрудничества и сотворчества, завершение начатой работы к сроку, благоприятного для рождения книги.

Главное - Учитель. Кажется, что проект «Современный Учитель» очень сложен. Это не так. Достаточно полгода-год, чтобы изменить сознание 21-летнего человека, если есть программа. Программа в целом есть…

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 05.12.2011