Владимир Деревянко

 

Три портрета,
три мира - далёких и близких

Цикл "Параллельные миры"

 

Введение

Идея этой статьи, как и многое из того, что мы делаем в человековедении, возникла не случайно на пересечении его задач и деятельности будущих героев статьи, как отзвук и следствие воздействия этих выдающихся личностей на нас, и как замечательная возможность при всём своеобразии героев показать созвучие их мыслей и действий нашему человековедению, которое сформировало конструктивную основу анализа человека и системы его развития и совершенствования. Не случаен и непрост был выбор героев статьи, которые близки автору и каждый по-своему ассоциируется и дистанцируется с человековедением. Н.К.Рерих, В.Э.Франкл и А.Д.Сахаров интересны не только, как замечательные художник-мыслитель, врач-новатор-философ, учёный-физик, гуманист-правозащитник, но как люди яркие-творческие, много размышлявшие о человеке и делавшие для людей, каждый по-своему, и в чём-то очень важном схоже видевшие пути к лучшей жизни.

 

 

1. Слово о Н.К.Рерихе

Николай Константинович Рерих (1874 - 1947) - русский художник, писатель, философ, учёный, путешественник, общественный деятель. Ученик А.И.Куинджи, создатель около 7000 картин и 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений "Мир через культуру" и "Знамя мира", начал свой творческий путь в "Серебряный век" - период духовного подъёма России и поисков смысла жизни и нравственных идеалов. Наверное, не только этим объясняется интерес Н.К.Рериха к философии - русской и восточной, древним культурам России и Индии, в которых он видел общий источник, - так проявился масштаб личности художника-мыслителя, широта и глубина его мировоззрения и творческих задач. Не случайно и расширение его творчества и художественных идей на философию искусства и культуры, их развитие, сохранение и продвижение в массы.

В широкое понятие культуры Н.К.Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. При этом он разделял понятия культуры и цивилизации, полагая, что последняя есть лишь внешнее обустройство жизни людей в её материальных и гражданских аспектах. Н.К.Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей ХХ века, которые глубоко понимали истинное значение культуры, её важную роль в развитии человечества. "Культура покоится на Красоте и Знании", - писал он с небольшой поправкой перефразируя мысль Ф.И.Достоевского: "Осознание красоты спасёт мир", а красота познаётся через культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, которые на протяжении многих лет он создавал вместе со своей женой Е.И.Рерих.

Будучи художником с мировым именем, Н.К.Рерих мог ограничиться живописью и этого было бы достаточно, чтобы быть довольным собой, а другим восторгаться его выдающимся талантом. Но как ему самому было этого мало, так и в оценке его деятельности нельзя ограничиваться только живописью, сколь ни был велик его художественный гений. После окончания университета Рерих включается в редакционную и общественную работу, проводит свои выставки в Петербурге, Москве и за границей. Воплощая свои культурологические идеи, Н.К.Рерих развернул широкую просветительскую деятельность, в частности, в США (1921 - 1923гг.), где открыл Мастер-институт объединённых искусств и объединение художников "Пылающее сердце", международный культурный центр "Венец мира" и музей картин Рериха в Нью-Йорке. Важным элементом разносторонней деятельности Н.К.Рериха были научные экспедиции: в 1924 году - по Сиккиму и Бутану, в 1925 - 1928 гг. - в Центральную Азию, в 1934 - 1935 гг. - в районы внутренней Монголии, Манчжурии и Китая.

В 30-е годы в условиях реальной угрозы войны Н.К.Рерих разрабатывает идею пакта по охране культурных ценностей во время войн и междоусобиц. Пакт Рериха лёг в основу Гаагской конвенции "О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта". В годы войны Н.К.Рерих использует любые возможности, чтобы помочь Родине, перечисляя деньги в фонд Красной армии, а в своём творчестве обращается к теме родной земли. Очерки и письма Рериха в этот период призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждал Н.К.Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты. На этих принципах строились не только живописное и литературное творчество Н.Рериха, но и вся его жизнь.

Жизнь Рериха - выдающееся явление мировой культуры, которое оказало огромное влияние на его современников и не только не утратило своего значения, но продолжает волновать и вдохновлять новые поколения людей, чему свидетельством международное Рериховское движение. Можно по-разному воспринимать содеянное Н.К.Рерихом, а у него были и недоброжелатели (см. его статью "Наскоки"), но нельзя не поражаться его многогранному таланту и трудолюбию, неукротимому желанию создавать, сохранять и приумножать красоту и добро, неизбывному стремлению к познанию и совершенствованию человека. Выражением мировоззренческого и культурного кредо Н.К.Рериха стала Живая Этика, в которой на основе классической индийской философии и отдельных важнейших положений буддизма, даосизма и конфуцианства, христианства и философии Платона излагается его видение космической эволюции человечества, роли человека в космических процессах и его безграничных возможностей.

Можно принимать или не принимать её эзотерические положения или предавать церковной анафеме предпочтение науки религии, можно верить или не верить в Космический разум, частью которого является человек, рассматривать или нет человека, как энергетическую структуру или носителя высших принципов Космоса, - можно найти ещё немало такого в Живой Этике, что не признаётся безоговорочно всеми, но от пытливого и объективного взора не уйдут её нацеленность на духовное совершенствование человека и созидание культуры, развитие науки и объяснение не только биологических, но и психических явлений жизни. "При этом, - говорится в Живой Этике, - наука должна претерпеть изменения, стать более открытой и нравственной, техника должна быть подчинена духу, познание же высших законов природы и, как следствие, высших целей, приведёт к преображению материальной природы и вместе с ней и духа народа, который подскажет людям и новые формы устроения лучшей жизни".

Последнее как бы перекидывает мостик от Н.Рериха к сегодняшнему дню, от Живой Этики к человековедению, познающего человека и его сущность и обосновывающего систему сообразного ей поведения, в которой провозглашается равенство всех людей и необходимость преодоления их конфронтации и разобщения для единения и сотрудничества, которые, согласно Живой Этике, являются важнейшей задачей эволюции на современном этапе истории человечества. Каждый человек должен стремиться к совершенствованию для достижения общего блага, выполняя свой долг перед семьёй, народом и человечеством. Согласно Живой Этики важнейшими средствами совершенствования человека являются непрерывное образование и труд - добровольный, творческий, напряжённый, но посильный. Необходимо отметить, что многие идеи и выводы Живой Этики не только созвучны, но и сопрягаются с положениями конструктивного человековедения, используя методологию которого в педагогике, они могут и со временем будут практически реализованы!

 

 

2. Слово о В.Э.Франкле

Виктор Эмиль Франкл (1905 - 1997) - австрийский учёный, философ, психолог, врач-невролог, психоаналитик, создатель теории логотерапии и экзистенциального анализа, прожил большую, весьма непростую и творчески насыщенную жизнь. Ещё школьником Франкл заинтересовался идеями З.Фрейда и вступил с ним в переписку. Фрейд благоволил к юноше и по его протекции статья 19-тилетнего В.Франкла была опубликована в "Международном журнале психоанализа". В не меньшей степени Франкла интересовали идеи руководителя Второй /после Первой З.Фрейда/ венской школы психоанализа А.Адлера, впрочем, спустя несколько лет он покидает его "Общество индивидуальной психологии". Его не устраивал ни принцип удовольствия, лежавший в основе психоанализа З.Фрейда, который может быть обозначен как воля к удовольствию, ни стремление к статусу в индивидуальной психологии А.Адлера, которое эквивалентно воле к власти. В.Франкл нашёл в человеке то, что является наиболее духовным, - волю к смыслу, как наиболее человеческий феномен! Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, он встал на путь создания собственной - Третьей. Но должны были пройти годы накопления опыта и тяжелейших испытаний прежде, чем юношеские идеи оформились в стройную научную концепцию... Пройдя через ад фашистских лагерей смерти, Франкл не только выжил, но сохранил, по его выражению, "упрямство духа" и после войны проявил необычайную творческую активность в научных исследованиях и медицинской практике, преподавании и общественной деятельности.

В. Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о логотерапии, был и в Москве, но в России его идеи ещё ждут настоящего признания. Называя В.Франкла неврологом и психиатром, его ближайший ученик и коллега А.Лэнгле говорил, что в его представлении значимость Франкла имеет два существенных основания. Одно из них - его непоколебимая вера в смысл, позволившая ему выжить, преодолевая отчаяние. "Я видел смысл своей жизни в том, - говорил В. Франкл, - чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни". Он сам был примером для многих и воплощал человеческое стремление противодействовать страданию без смысла, намереваясь с позиций гуманизма задействовать в этом величие человеческого духа. Обратиться к тем составляющим человека духовным силам, которые каждый носит в себе и на которых зиждется человеческое достоинство, и мобилизовать их - таково было величайшее профессиональное устремление В.Франкла. То обстоятельство, что фундамент этого устремления составила его собственная биография, только сделало логотерапию ещё более убедительной.

Важнейшая человеческая особенность Франкла - вера в добро. Только добро непреходяще и только для добра стоит жить. Добро содержит в себе подлинность, нетленность, будущее. Оно ответственно и позитивно, оно есть самый надёжный фундамент для экзистенции. Выступая против редукционизма, общепринятого тогда в психотерапии, принимавшего формы биологизма, психологизма и социологизма, В.Франкл ставил акцент не только на биологическом происхождении человека, говоря, что у него есть "духовное измерение" - измерение его свободы, ответственности, стремления к смыслу, которое он сам зачастую воспринимает смутно, отстранённо или вообще не замечает. Это низводит человека до уровня "гоминида", из-за чего у него не хватает сил на духовную защиту, а иногда и на выживание /таков его опыт концлагеря/. Франкл создавал логотерапию, чтобы противодействовать редукционистскому отрицанию главного в человеке и предотвращать душевное отчаяние.

Оба этих устремления В.Франкла были восприняты и поняты широкой общественностью. Он соединил их в категории "смысл", понятной людям даже на бытовом уровне. В.Франкл был убеждён в важности своего учения и в своей особенной миссии, сравнивая свой научный вклад со вкладом З.Фрейда, однако, при всём своём самомнении Франкл вёл достаточно простую и скромную жизнь. У него было чуткое отзывчивое сердце, он испытывал величайшую боль, если кто-то терял надежду или чувство последней защищённости. Потому, наверное, через всю его жизнь проходит тема человеческого противоборства страданию, а логотерапия - это методичная попытка преобразования этого страдания в нечто позитивное. Близко знавшие Франкла чувствовали его глубочайшее страстное желание утешения и защищённости, для обретения которой было необходимо нахождение смысла и подлинных ценностей.

Наиболее яркая черта экзистенциального анализа и логотерапии Франкла - гуманизм, характерный в равной мере для всех составных частей его теории: учения о стремлении человека к смыслу, о смысле жизни индивидуума и свободе воли. Логотерапия основана на идее, что поиск и реализация смысла жизни являются у человека врождёнными, в случае неудачи человек ощущает фрустрацию как следствие экзистенциального вакуума; смысл может быть связан с творческим трудом, с отношением к другому человеку или к своей судьбе. В практике логотерапии ключевую роль играет вопрос о том, как искать и найти смысл своей жизни, так как создать его произвольно невозможно. Однако, недостаточно найти смысл жизни, его необходимо реализовать, и это тоже непростой и не автоматический процесс. Франкл вводит категорию "сверхсмысла", то есть смысла того, целого - Вселенной, истории, бытия, - в рамках которого реализуется смысл человеческой жизни, вспомним "Космический разум" Н.К.Рериха. Сверхсмысл непознаваем и не зависит от индивидуума. С этим надо мириться, но это не означает, что нельзя найти смысл индивидуальной жизни. В поисках и реализации смысла жизни человек даже тогда, когда его свобода ограничена, остаётся свободным благодаря ценностям, которые даруют ему способность к самотрансценденции и к самоотстранению. Цель свободы человека состоит в свободном принятии решения своей судьбы, в противном случае свобода вырождается в произвол, что так волновало и А.Д.Сахарова. Надо ли говорить, какое это имеет значение для каждого человека и как это важно для практического педагогического человековедения. Вспоминая сказанное выше, заметим, что для этого следует по В.Франклу "обратиться к тем составляющим человека духовным силам, которые каждый носит в себе и на которых зиждется человеческое достоинство, и мобилизовать их".

 

 

3. Слово об А.Д.Сахарове

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 - 1989) - выдающийся физик, академик, лауреат Нобелевской премии Мира, общественный деятель и правозащитник. Двадцать лет (1948 - 1968) жизни А.Д.Сахарова были отданы разработкам термоядерного оружия. Однако, как писал А.Сахаров в своей "Автобиографии", в 1953 - 1968 годах его общественно-политические взгляды претерпели большую эволюцию. В частности, уже в 1953 - 1962 годах участие в разработке термоядерного оружия, в подготовке и осуществлении его испытаний сопровождалось всё более острым осознанием порождаемых этим моральных проблем. С конца 50-х годов А.Д.Сахаров, считавшийся "отцом" советской водородной бомбы, активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. К 1966 - 67 гг. относятся его первые выступления в защиту репрессированных, а в 1968 году появилась его статья "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". "Это выступление, - говорил А.Д. Сахаров, - стало поворотным во всей моей дальнейшей судьбе". Многие, даже сочувствующие критики, воспринимали мои мысли в этой работе как очень наивные, прожектёрские. С июля 1968 года, после опубликования за рубежом моих "Размышлений", я был отстранён от секретных работ, отлучён от привилегий советской "номенклатуры". С 1970 года защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для меня на первый план".

В жизни А.Д.Сахарова выделяются два этапа: на первом этапе - разработка и испытание термоядерного оружия, в которых он является одним из основоположников теории управляемой термоядерной реакции, за что был трижды удостоен звания Героя социалистического труда и получил Государственную и Ленинскую премии. Борьба за запрещение испытаний ядерного оружия и правозащитная деятельность, за которые он получил Нобелевскую премию Мира, выступления против войны СССР в Афганистане и т.п. составляют содержание 2-го этапа жизни и деятельности А.Сахарова. В 1980-м был принят Указ о лишении А.Д.Сахарова всех правительственных наград "в связи с систематическим свершением действий, порочащих его как награждённого, и принимая во внимание многочисленные предложения советской общественности", после чего он был без суда выслан в Горький (Нижний Новгород), закрытый тогда для иностранцев. В знак протеста против незаконных действий по отношению к нему и членам его семьи А.Сахаров несколько раз объявлял голодовку. В декабре 1986 г., по распоряжению М.Горбачева, А.Д.Сахаров был возвращен в Москву. Последние годы жизни А.Сахаров занимался активной правозащитной деятельностью. В марте 1989 г. А.Д.Сахаров был избран депутатом Верховного Совета от АН СССР. Умер А.Д.Сахаров 14.12.1989 г. Не говоря о его достижениях, как физика, сделающих честь любому учёному, упомянем о большой общественной деятельности А.Сахарова, началом которой сам он считал свои выступления в 1956 - 1962 гг. против ядерных испытаний в атмосфере. А.Д.Сахаров - один из инициаторов заключения в 1963 году Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (атмосфере, космосе и океане). В 1964 году он выступил против Лысенко и его школы. В 1966 году принял участие в коллективном письме против возрождения культа личности Сталина. В 1968 году написал большую статью "Размышления", в которой, поддерживая социализм, обосновал необходимость конвергенции-встречного сближения социалистической и капиталистической систем - как основы прогресса и сохранения мира на планете. Общий тираж её на Западе составил 20 млн. экз. Все свои сбережения (139 тыс. руб) тогда же он передал Красному кресту и на строительство онкологического центра в Москве.

В 1970-м г. А.Д.Сахаров стал одним из основателей Комитета прав человека, одновременно много выступал по проблемам разоружения, являясь единственным профессиональным экспертом в этой области в соц.странах. В его Нобелевской лекции, прочитанной Е.Боннер, так как его самого не выпустили из СССР, А.Сахаров утверждал: "Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими". В феврале 1987 г. А.Д.Сахаров на Международном форуме "За безъядерный мир, за выживание человечества" предложил принцип разделения "пакета" (т.е. рассмотрение вопроса о сокращении числа евроракет отдельно от проблемы СОИ), который через две недели был принят М.Горбачевым. В 1988 г. А.Д.Сахаров был избран почётным председателем общества "Мемориал" и приложил много сил для его признания властями.

Чтобы лучше понять, почему мы рассказываем о А.Д.Сахарове и что его связывает с человековедением, следует вспомнить предмет и задачи нашей науки, состоящие в том, чтобы помочь человеку понять свою природу и рационально, свободно и гармонично /минимизируя противоречия/ её реализовать - индивидуально, в социуме и природе. Если вчитаться в его "Размышления", без труда в их итоговых предложениях, суммирующих обсуждавшееся в тексте, можно увидеть то, что подразумевает важнейшая категория человековедения - жизненной необходимости, интерпретируемая для советской действительности того времени. К сожалению, и теперь людям в России, может быть, в меньшей степени, не достаёт разума для осознания того, что жизненно необходимо и полезно, и потому в их действиях преобладают желания и чувства, приводящие к самообману, а в жизни торжествуют алчность, удовольствия и потребление, замешанные на обмане...

 

 

4. Три мира - далёких и близких

4.1. Что их различает и сближает?

Кажется, у наших героев столько различий: и место, и сферы, и характер и условия жизни и деятельности, что трудно найти у них что-то общее, впрочем, их всех так или иначе коснулась 2-я мировая война, а по жизни В.Франкла она прошлась трагически, чудом оставив в живых в Освенциме. Живопись, психиатрия и ядерная физика - столь далёкие друг от друга сферы, что вроде и общего не может быть, если забыть, что их представляют люди - мыслящие, творчески одарённые, рефлексирующие себя в своём деле и среди людей, для которых они работают и стремятся сделать как можно больше. Впрочем, в случае А.Д.Сахарова-физика всё сложнее, - показав себя выдающимся учёным на поприще создания самого страшного оружия массового уничтожения и осознав, какие непоправимые бедствия людям оно несёт, он проявил не менее выдающиеся нравственные качества в деле запрещения его испытаний и борьбе за права людей и социальную справедливость, своим примером провозглашая несовместимость гения и злодейства. Помогая людям увидеть смысл в своей жизни, В.Франкл с помощью логотерапии акцентировал добро и духовность как важнейшие условия мобилизации духовных сил человека, которые каждый носит в себе, чтобы противодействовать страданиям, коими ещё полна несовершенная жизнь. Обратиться к ним и мобилизовать их, сознавая смысл своих действий, - таково было величайшее профессиональное устремление В.Франкла! Кажется, художественная специфика деятельности Н.К.Рериха и его философия должны была отдалить его от других наших героев, но всё, чем он не занимался, а он ещё был и учёным-исследователем, было подчинено познанию и совершенствованию человека, развитию и сохранению культуры, формированию идеалов лучшей жизни, которые так или иначе фигурируют и у В.Франкла и у А.Сахарова. Таким образом, как бы они ни были далеки друг от друга, есть нечто - стремление к совершенству и высокое нравственное отношение к людям, которое как притяжение звезды, привлекло их на свою орбиту и сделало спутниками...

 

 

4.2. Почему мы выбрали именно их?

Как в любом человеке есть нечто, сближающее его с другими людьми, - и это его триединая сущность, имеющая индивидуальную, социальную и общечеловеческую составляющие, так и в наших героях можно было бы найти общие черты. Однако, для решения задач статьи этого недостаточно, в них должно присутствовать нечто большее. Наших героев сближает - гуманистическая и философско-смысловая направленность их мыслей и действий, но, прежде всего, сила их духа и стремление к единению людей, духовности и красоте, осмыслению жизни для достижения свободы и социальной справедливости, научно-технического прогресса и улучшения жизни. Пакт Рериха, "Воля к смыслу" Франкла, "Мир, прогресс, права человека" Сахарова - сгустки, концентрат их духа и устремлений - не только занимают достойное место среди достижений человечества, но выражают его жизненную необходимость в развитии и совершенствовании для достижения высшей пользы всего человеческого вида.

Наверное, есть своя неумолимая логика в том, что мы обратились именно к этим выдающимся личностям, рассмотрение жизни и деятельности которых даёт огромную пищу для размышлений и способствует пониманию важнейших вопросов и проблем людей и их жизни, изучаемых человековедением. При этом различие сфер их деятельности ни в малейшей степени не является препятствием для рассмотрения в данной статье, поскольку они отражают единство и многообразие человека в его самопознании и познании мира и своего места в нём для непрерывного совершенствования, без которого жизнь теряет смысл. "Человек - мера всех вещей", - говорил Протагор и великое гуманистическое начало и духовность есть то, что присутствует в каждом из наших героев и их объединяет, оправдывая и подтверждая наш выбор.

 

 

4.3. О культуре и духовности, творчестве
и нравственности человека, гении и злодействе

Когда рассуждают о человеке, исходят из того, что он разумен и в отличие от животных сознаёт свои действия, - при этом люди постепенно развиваются и совершенствуются, а их жизнь улучшается. И это, действительно, так - в историческом масштабе, - реальность же показывает другое: далеко не все люди одинаково разумны, сравнительно мало людей высокоразвитых, а совершенных не найти днём с огнём... Разумеется, не всё и везде так плохо, и наши герои тому подтверждение, но то, что люди и их жизнь могли быть намного лучше - положение, не требующее доказательств. Наверное, несовершенство жизни, социальные неравенство и несправедливость, авторитаризм власти, борьба идеологий и преобладание корыстно-потребительских интересов людей послужили почвой, на которой взросли искусство и философия Н.Рериха, психотерапия смыслом и экзистенциальный анализ В.Франкла, научные достижения и нравственный подвиг в борьбе за разоружение и права человека А.Сахарова. Впрочем, немало, если не сказать большая масса просвещённых, творческих и успешно работающих людей конформировались в этой жизни и противостояли нашим героям, показывая другой полюс жизни и культуры, который нередко занимает в ней господствующие высоты...

Н.К.Рерих, Ф.Е.Франкл и А.Д.Сахаров были и остаются для многих людей маяками интеллекта и духовности, творцами новых знаний и красоты, яркими деятелями культуры и науки, примерами ясного сознания смысла происходящего и своих действий по его совершенствованию, превосходства нравственности - разума над интеллектом, гения над злодейством! Увы, не всегда они побеждают, ибо силы невежества и зла ещё велики, но благодаря таким людям, становится больше добра, развивается культура, воплощая надежды людей на лучшую жизнь, торжествуют смысл и справедливость, нравственность и счастье! Опираясь на примеры и достижения таких личностей возникло наше человековедение, важнейшая задача которого помогать людям в познании самих себя, своей сущности и выражающей её жизненной необходимости развития и совершенствования в единении с другими людьми и природой для достижения высшей пользы улучшения вида!

 

 

Заключение

Хочется надеяться, что теперь эти три выдающихся человека - творца, три мира, стали нам хотя бы немного понятнее и ближе. За пределами статьи осталось немало деталей и подробностей, которые доступны всем желающим, скажем, в Интернете, значительно расширяющих представления о наших героях, не всегда позитивных, и это понятно: у великих всегда немало поклонников и одновременно недоброжелателей, которые мнят себя великими или видят людей и жизнь по-другому, нередко субъективно, если не своекорыстно... Однако, как бы ни хотелось кому-то достичь чего-то значительного, оставляющего след в истории, одного желания мало. В этом не помогут деньги или протекция, изворотливость или подражание, как говорил Г.Лихтенберг: "Всё совершается в совете человеческом", - только время поможет отделить зёрна от плевел и сказать: кто есть кто и насколько то, что он делал, необходимо и полезно людям! Наши герои: Н.К.Рерих, В.Э.Франкл и А.Д.Сахаров - великие сеятели разумного, доброго, вечного!

20.07.2011

 

С другими работами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 08.09.2011