Комаровских Константин Фёдорович,
доктор физико-математических наук,
профессор, академик РАЕН,
профессор Северо-Западного заочного технического университета (СЗТУ),
действительный член РГО
Комаровских Нина Ивановна,
действительный член РГО
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА
ЗЕМЛЯ РУССКАЯ - РУСЬ СВЯТАЯ
ГАРДАРИКИ СБЕРЕГАЮТ ПРИРОДНО - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ (у древнего города Нево)
Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.
Наше первое знакомство с природно-культурным наследием Северо-Запада России (как впоследствии оказалось - наследием древней Гипербореи [1]) состоялось лет 40 назад, когда нас очаровали Кижи с древним сказочным многоглавым деревянным собором среди неоглядных далей озёр и полей. Затем - поездка в столицу Карелии Петрозаводск, к водопаду Кивач, Марциальным водам и др. местам. Мы на байдарках ходили по Вуоксе, Ояти, Мсте, Плюссе, посетили Валаам, Соловки. И, наконец, в 2005-2008гг. оказались в г.Кемь, где увидели деревянный храм-ровесник Кижам (рис.1), и на дивных островах Кузовского архипелага на Белом море, о чём рассказывали на конференциях РГО. По служебным делам приходилось бывать в городках Приладожья (г.Сортавала на севере и г.Волхов (а рядом Старая Ладога) - на юге Ладожского озера).
На примере этих городов можно проследить исторические корни, которые, к счастью, ещё не утрачены, причём помощь зачастую приходит из-за рубежа (древние арабские летописи, высказывания шведских и финских учёных, византийцев [2, 3, 6]; само слово «гардарики» пришло с запада: так в Европе называли Древнюю Русь - страну городов). Кроме того, в условиях усиливающихся техногенных и природных катаклизмов именно малые города в отличие от мегаполисов наиболее устойчивы: это связано с более высоким уровнем духовно-нравственной среды, высоким уровнем культуры (в переводе - «культ света»), и с самим образом жизни (почти у всех - огороды, сады, пчёлы, кроме того, рыбная ловля, дары леса), практически отсутствуют т.н. ночные клубы, гламур и т.д. Политические и экономические кризисы хотя и влияют, но не так критично, на размеренный ход жизни, люди остаются приветливыми, доброжелательными, спокойными. Наконец, имеется инфраструктура, почти готовая для внутреннего, и не только внутреннего туризма, нуждающаяся, конечно, в укреплении.
Но вначале о самом озере. В древности оно называлось море Нево, а река Нева была протокой (проливом), соединяющим озеро с Балтикой (рис.2). Уровень воды в то время был значительно выше, чем в Балтике и поэтому г. Ладога (ныне Старая Ладога) был портовым городом в устье реки Волхов. В её гавани могли разместиться сотни ладей.
Русь изначальная
Многие, в том числе, арабские (Ибн-Русте, X в. [2]) источники повествуют о таинственном острове Рус далеко на севере: он окружён озером, лесист, болотист, его размеры составляют 3 дня пути вдоль и столько же поперёк, на нём живут ≈100 тыс.чел. [4]. Такой остров реально (по версии В.Паранина ) существовал относительно недавно (до ХVI-ХVIIвв.) на севере Восточной Европы [4]: Карельский перешеек был островом (рис.2), т.к. система Вуоксы соединялась в районе Выборга с Финским заливом, а другой протокой была Нева, остров между ними по всем признакам совпадает с описанным арабами. Версия В.Паранина подтверждается В.Вейкки [5], которому в Финляндии в 1994 г. показали карту Карельского перешейка XVI века, где изображён остров Рус, Руско. По-карельски Rusко означает заря, а значит, этот остров - Страна Восходящего Солнца (не только в Японии оно восходит). Отсюда следует целый звукоряд: заря → алый (красный) → алеет (краснеет). Цвета волос этого народа - русый, красный, рыжий. Река Нева так стала называться, поскольку порождена озером Нево.
Большинство исследователей теперь признаёт, что изначальная Русь находилась на севере и вполне вероятно, что именно на упомянутом острове. Затем произошла дальнейшая миграция этих потомков гипербореев на Юго-Восток по водным путям и образование древней русской государственности на берегах реки Волхов (от Ладоги - Нево до Ильмень-озера) задолго до Новгородской республики, а затем - и на Днепр - образовалась Киевская Русь.
Что касается карелов, то, скорее всего, в ХI в. на упомянутом острове произошла смена варягов карелами в ходе процесса естественной миграции. Карелы всегда вместе с русами сражались с недругами: против еми и шведов, в том числе, и в походах Александра Невского. С ними и племя ижоров было в дружбе.
Таким образом, Русью стало называться обширное государство Восточной Европы, управляемое варягами (в переводе - рос, русь [2]) Не случайно, видимо, финны называли море Нево русским, европейцы называли Балтику морем Варяжским, а греки - Чёрное море - тоже русским.
Озеро Ладога (море Нево)
Озеро Нево назвали Ладожским благодаря величию и славе города Ладога. Теперь - о самом слове Ладога («лад»). У древних славян была богиня Рожаница - Мать, дающая процветание и приплод всему живому в природе. Её называли Лад. Отсюда - всё, что имеет отношение к порядку, семье: «ладить», «налаживать», «ладо» (любимый супруг). Ладога значит благодатная, щедрая. Такой и была первая столица древнего русского государства. И жили в г. Ладога в ладу и согласии с соседями, вели торговлю со многими народами, развивали ремёсла, давали кров всем страждущим. Этот народ арабы называли ладога. Географическое положение этого Центра Древней Руси было уникально: здесь пересекались водные пути (а иных в то время не было) с запада на восток, далее - по Волге до Персии, а с севера на юг («из варяг в греки») до Византии, Греции, Африки, Испании. Когда князь Рюрик (внук князя Гостомысла, призванный княжить за неимением других наследников) поднялся вверх по течению реки Волхов до Ильмень-озера и основал Новый град - Новгород, Ладога стала пограничным городом - неприступной крепостью, сохранявшей своё важное влияние в течение тысячи лет. Ещё до Рюрика в 839 г. послы из Ладоги побывали в Византии и вернулись православными христианами [2, 6]. Для Европы Русь уже в IX веке была страной городов - Гардарикой (Garda): вдоль реки Волхов от Ладоги до Ильмень - озера через каждые 7-10 вёрст находились укреплённые городки (см. карту - рис.3 [6]).За всю тысячелетнюю историю никто из недругов не смог преодолеть эти порожистые места на пути «в греки». Специальные были сторожевые вышки, зажигались костры, оповещавшие об угрозе. Не случайно, видимо, и в наше время г. Волхов унаследовал эту роль: фашисты не смогли одолеть потомков гордых россов. Волховский фронт, Дорога жизни - Ладога, Ладожская военная флотилия, бой на острове Сухо - всё для спасения города Ленинграда, победы над фашизмом. Это - особая тема и заслуживает специального рассмотрения.
Город Волхов за много столетий вырос на месте одного из таких гардариков. Был здесь посёлок Званка, много лет спустя - ж/д станция Званка, а рядом - на волховских порогах под руководством Г.О.Графтио поднялся первенец ГОЭЛРО. Плотина Волховской ГЭС скрыла пороги, и река Волхов стала судоходной.
Многокилометровый кабель, изготовленный в осаждённом Ленинграде, был проложен по дну Ладожского озера и Волховская ГЭС дала электрический ток заводам и госпиталям. В феврале 1943 года через ≈ 2 недели после прорыва блокады уже пошли из Волхова жизненно необходимые городу железнодорожные составы под непрерывным до полного снятия блокады фашистским огнём.
А в давние времена жители этих мест занимались рыбной ловлей, охотой, строили и ремонтировали ладьи, многие были лоцманами на многочисленных порогах на пути торговых судов. Ковали мечи и наконечники стрел, охраняя главный торговый путь Древней Руси. Теперь здесь прекрасный город, раскинувшийся на двух берегах реки, где живут доброжелательные, спокойные люди, трудятся, учатся, увлекаются краеведением. При входе в Культурно-информационный центр с большой библиотекой, конференц-залом, при входе - большая растяжка со словами: «Здравствуйте! Мы вам рады». Плакатов и растяжек рекламных в городе совсем не видно.
Старая Ладога
Это название город получил после того, как море Нево отступило на север. Геологические процессы (подвижки Балтийского щита) привели к тому, что уровень воды в Ладожском озере понизился и остров превратился в известный нам Карельский перешеек (рис.4) [6, 10]. Появилось поселение на новом берегу, где позже Пётр Ι построил крепость Новую Ладогу. Здесь по реке Волхов, по Ладожскому озеру, по вновь построенным каналам вдоль бурного опасного озера многие годы проходил единственный путь в новую российскую столицу. (Много позже были построены проезжие и железные дороги через леса и болота). Расположена Старая Ладога в 125 км на восток от Санкт-Петербурга и протянулась вдоль реки Волхов на 2 км (см.рис.3). Большую часть территории занимает музей-заповедник федерального статуса. История города запечатлена в ≈ 160 памятниках архитектуры. В центре высится 5-башенная каменная крепость (единственная в Древней Руси каменная крепость - «замок Рюрика» - рис.5), рядом - «земляное городище». Долгое время отечественные историки вопреки легендам отрицали её существование, но легенды оказались правдивее этих историков («быль и небыль рядом»), пока А.Н.Кирпичников не открыл каменную крепость IX века [6, 7]. Лишь в связи с юбилеем 1250 лет с момента основания города (хотя летописи и легенды уводят эту дату ещё глубже вплоть до середины первого тысячелетия) многие сохранившиеся монастыри и храмы отреставрированы (рис.5, 8). На шведской гравюре (рис.6) средних веков [7] показано, как выглядела крепость в те времена, а на плане города - первая улица России, сохранившаяся и сохранившая своё название - Варяжская (рис.7). Здесь сохранились и старинные дома, амбары, строения окружены рощами, курганами, протянувшимися вдоль реки. Среди них и курган, приписываемый захоронению князя Олега-вещего. По легендам и князь Рюрик захоронен где-то в Ст.Ладоге.
Надо сказать, что после покорения Киева и разгрома хазар кн.Олег во время своего длительного правления (33 года) на зиму возвращался в Ладогу, то же делала впоследствии и кн. Ольга (напрашивается параллель с Аполлоном, как известно возвращавшегося из Греции на зиму в Гиперборею). Кстати Ольга приняла православие от императора Константина VII, побывав в Византии задолго до крещения Руси Владимиром [6]. Здесь росли и обучались ратному делу будущие правители Киевской Руси Игорь, Святослав. Сюда отправляли и королевских отпрысков из Скандинавии, чтобы уберечь от кровавой междоусобной мести. Даже в более поздние времена А.В.Суворов именно здесь обучал свой первый Суздальский полк перед отправлением в Восточную Пруссию. Здесь родились новая тактика и стратегия ведения боя и чудо-богатыри, не знавшие поражения. В Новой Ладоге Пётр Ι основал свой флот и значительно укрепил крепость Ст.Ладоги.
К настоящему времени археологами изучено лишь немногим более 1% территории города и обнаружены древние клады серебряных арабских монет (город выполнял роль Серебряного банка Европы), мечи, изготовленные в Ладоге, тысячи предметов быта [6, 7]. Пять монастырей и не менее десятка храмов действовали в этих местах. Настоящим откровением являются фрески церкви Св. Георгия XII века в Никольском монастыре (очень напоминающего жемчужину древнего русского зодчества «Храм на Нерли» близ Суздаля): изображение Георгия Победоносца, усмирившего змея не копьём, а Словом Божьим, его ведёт на поводке царевна, а копья, вообще, нет (рис.9)! Вспомним, что гиперборейцы и их наследники ладожане все споры улаживали с миром (ладом), лишь для обороны нужны были средства защиты. Эта церковь построена в честь победы над шведами в 1164 г. и именно здесь Александр Невский получил благословение на ратный подвиг и разгромил псов-рыцарей на Чудском озере. [6].
И, наконец, - о легендарном Рюрике. Вспомним, что первый русский академик М.В.Ломоносов плакал от засилья немецких академиков, пытавшихся навязать России свои несостоятельные западнические теории о своём превосходстве, о том, что Рюрик и варяги пришли на Русь с Запада. Но теперь всё больше сторонников противоположной версии. Ведь Рюрик был внуком Гостомысла - словенского правителя, варяги - это русские дружинники, охранявшие рубежи Древней Руси (в отличие от скандинавских викингов, промышлявших разбойными набегами, они появились значительно позже варягов.) И тут нам опять помогают зарубежные исследователи [3]: шведские учёные отказываются считать Рюрика своим: «Несостоятельна привязка норманистов к Рюрику ютландскому» [3]. Это было ясно ещё Лейбницу в XVIII в.: «Варяжская Русь имеет только южно-балтийское происхождение и тесно связана только со славянским миром» (на самом деле - со словенами [7]).
В Старой Ладоге в не столь отдалённые времена бывали И.Айвазовский, О.Кипренский, П.Заболоцкий, Б.Кустодиев, Н.Рерих и многие другие (см. несколько выразительных картин Н.Рериха, посвящённых пребыванию здесь (рис.10-12)).
О Сортавале
Древнейшим следам человека на территории Карелии примерно 8 тыс. лет. Основным занятием карелов в 3-2 тысячелетиях до н.э. были рыболовство и охота, а около середины 1-го тысячелетия до н.э. появляется производство железных изделий. Приход славян содействовал развитию земледелия и солеварения.
На севере Ладожского озера в Карелии расположен удивительный город Сортавала (в прошлом - Сердоболь). С незапамятных времён здесь проживали русские люди и карелы (погост Сердоболь), однако, из-за бесконечных стычек со шведами город неоднократно переходил из рук в руки, и каждый раз русское население вновь и вновь возвращалось в эти места. Если следовать версии Вас.Вейкки [5], то Vala означает «свет» (vala - одно из имён солнечного Бога: Ра, Аполлон, Вала и др.), а Сорта - «уронить». Отсюда слово Сортавала - «обронённый Свет Бога». Итак, Бог Вала уронил свой взор на эти сказочные места, поистине божественные: сочетание плодородных почв, чистого воздуха, и воды (с давних времён здесь выращивали рожь, овёс, лён), сосен и скал, изобилие рыбы. Именно здесь многие излечивались от туберкулёза, пневмонии. Этот недуг привёл сюда Н.Рериха со всей семьёй в 1916 г. [8] Он исцелился здесь и с увлечением работал, много картин посвятил он этим священным местам. Мемориальная доска на здании Дома офицеров (б.гостиница Серуахуоне) сохраняет память о пребывании здесь Н.Рериха.
Сортавала окружена со всех сторон водой (когда-то была островом), и её магия рождена поэзией воды, камня и деревьев, в основном хвойных; кто-то назвал этот город городом ящериц (но теперь ящерицы почти исчезли) [9]. Ладожская нерпа (тюлень) обитает пока ещё только в Ладоге (с 20 тысяч особей это количество за несколько десятилетий сократилось в 10 раз). А это единственное морское млекопитающее, приспособившееся к пресной воде [9]. Разнообразны ладожские шхеры в этих местах и многочисленные скальные острова.
Летом 1917 г. семья Рерихов жила в имении ректора сортавальской семинарии К.А.О.Реландера и появилась картина-пейзаж «Юхинлахти», но в основном он жил в нескольких км от города на берегу озера со скалистыми лесистыми берегами [8]. Он пишет: «В хвойном бору рождается звон. Хранят звон камни и скалы. В озёра звон погружается». Мы побывали в этих местах, они ещё хранят память о Рерихах. Множество своих картин он написал здесь. Слово «Юхинлахти» (соединяющий залив) созвучно идее о мировом единстве, овладевшей Рерихом во время пребывания здесь в годы первой мировой войны, здесь он задумал знаменитый «Пакт Рериха».
Город красиво расположен на изрезанных каменистых берегах Ладожского озера. Городской парк - это горный ансамбль со смотровыми площадками, лыжными трассами, лестницами, открытой эстрадой для песенных фестивалей (собиравших до 20 тыс.участников, даже из Финляндии). Архитектура - карело-финская, всё построено со вкусом и с любовью (финны полюбили карельский стиль) [10] (рис.13-16).
В центре города православный храм Никольский. Недалеко - площадь с памятником Лённроту, собравшему народные сказы, составившие эпос Калевала. Протяжённый мост соединяет две части главной улицы Карельской. Два монастыря расположены в этих местах. Неподалёку и остров Валаам, где находится Спасо-Преображенский мужской монастырь, который называют северным Афоном, имеются регулярные рейсы катерами на Валаам.
Интересное место - мраморные озёра в Рускаале (рис.17). Из здешних карьеров широко использовался мрамор и граниты в строительстве Санкт-Петербурга, сам Монферран приезжал выбирать материал для своих творений. Сейчас здесь хорошо обустроенный туристический комплекс (рис.18). Лыжи с надписью Сортавала славились по всей нашей стране, но в лихие 90-е - фабрика закрылась.
Жители - спокойные, приветливые. Огороды, рыбалка, лес помогают жить. Машины тормозят сразу, увидев остановившегося на перекрёстке пешехода, что непривычно для нас. Ребята школьного возраста приучены здороваться с прохожими. Перед школой на асфальте и на пришкольном стадионе трогательные надписи: «Ваших стараний нам не позабыть. Выпуск 2009», «Вы подарили нам крылья. Выпуск 2008», «Вы навсегда в наших сердцах. Выпуск 2007» и т.д.
В 15 км к северу от Сортавалы расположен залив Ладоги - Кирьявалахти. Финский профессор Нервандер в начале ХХ века утверждал, что это самое красивое место во всей Финляндии [9]: «И люди здесь красивые: так первый учитель народной школы Юхана Леппяле в 1902-1917 гг. много внимания уделял организации красивой и здоровой жизни и патриотическому воспитанию молодёжи, «сумел зажечь духовную и хозяйственную жизнь хуторян»» [9]. А поселились карелы в этих местах в IX веке, занимались земледелием и рыбной ловлей, успешно отражая набеги викингов из Норвегии, а затем - шведов. В этом им помогали природные крепости - горы с неприступными скалами.
Рис.1 |
Рис.2 |
Рис.3 |
Рис.4 |
Рис.5 |
Рис.6 |
Рис.7 |
Рис.8 |
Рис.9 |
Рис.10 |
Рис.11 |
Рис.12 |
Рис.13 |
Рис.14 |
Рис.15 |
Рис.16 |
Рис.17 |
Рис.18 |
Литература
- А.Попов «Таинственный мир Карелии». Петрозаводск, 2008.
- «История древних славян», вып.2. - СПб, 2009.
- Л.Грот «Мифологические и реальные шведы на севере России: взгляд из шведской истории». Материалы Международного научного симпозиума, с.153. Киров, 1977.
- В.Паранин «Историческая география летописной Руси». Петрозаводск, «Карелия», 1995.
- В.Вейки «Гиперборейская традиция Карелии». - В сб. «История древних славян», вып. 2. СПб, 2009.
- Ю.Сяков «Тайны Старой Ладоги». Кириши, изд. «Кириши», 1999.
- «Ладога и истоки российской государственности». Под ред. А.Н.Кирпичникова. ИПК «Вести», СПб, 2003.
- Е.Г.Сойни «Николай Рерих и Север». Петрозаводск, изд. «Карелия», 1987.
- «Сердоболь», вып.5 (городской альманах), 2009.
- И.Борисов «Музыка в камне», Сортавала, ООО «Ракурс», 2007.
Ваши комментарии к этой статье
№47 дата публикации: 08.09.2011