Комаровских Константин Фёдорович,
доктор физико-математических наук,
профессор, академик РАЕН,
профессор Северо-Западного заочного технического университета (СЗТУ),
действительный член РГО

Комаровских Нина Ивановна,
действительный член РГО

 

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА
ЗЕМЛЯ РУССКАЯ - РУСЬ СВЯТАЯ

ГАРДАРИКИ СБЕРЕГАЮТ ПРИРОДНО - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ (у древнего города Нево)

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

Наше первое знакомство с природно-культурным наследием Северо-Запада России (как впоследствии оказалось - наследием древней Гипербореи [1]) состоялось лет 40 назад, когда нас очаровали Кижи с древним сказочным многоглавым деревянным собором среди неоглядных далей озёр и полей. Затем - поездка в столицу Карелии Петрозаводск, к водопаду Кивач, Марциальным водам и др. местам. Мы на байдарках ходили по Вуоксе, Ояти, Мсте, Плюссе, посетили Валаам, Соловки. И, наконец, в 2005-2008гг. оказались в г.Кемь, где увидели деревянный храм-ровесник Кижам (рис.1), и на дивных островах Кузовского архипелага на Белом море, о чём рассказывали на конференциях РГО. По служебным делам приходилось бывать в городках Приладожья (г.Сортавала на севере и г.Волхов (а рядом Старая Ладога) - на юге Ладожского озера).

На примере этих городов можно проследить исторические корни, которые, к счастью, ещё не утрачены, причём помощь зачастую приходит из-за рубежа (древние арабские летописи, высказывания шведских и финских учёных, византийцев [2, 3, 6]; само слово «гардарики» пришло с запада: так в Европе называли Древнюю Русь - страну городов). Кроме того, в условиях усиливающихся техногенных и природных катаклизмов именно малые города в отличие от мегаполисов наиболее устойчивы: это связано с более высоким уровнем духовно-нравственной среды, высоким уровнем культуры (в переводе - «культ света»), и с самим образом жизни (почти у всех - огороды, сады, пчёлы, кроме того, рыбная ловля, дары леса), практически отсутствуют т.н. ночные клубы, гламур и т.д. Политические и экономические кризисы хотя и влияют, но не так критично, на размеренный ход жизни, люди остаются приветливыми, доброжелательными, спокойными. Наконец, имеется инфраструктура, почти готовая для внутреннего, и не только внутреннего туризма, нуждающаяся, конечно, в укреплении.

Но вначале о самом озере. В древности оно называлось море Нево, а река Нева была протокой (проливом), соединяющим озеро с Балтикой (рис.2). Уровень воды в то время был значительно выше, чем в Балтике и поэтому г. Ладога (ныне Старая Ладога) был портовым городом в устье реки Волхов. В её гавани могли разместиться сотни ладей.

 

Русь изначальная

Многие, в том числе, арабские (Ибн-Русте, X в. [2]) источники повествуют о таинственном острове Рус далеко на севере: он окружён озером, лесист, болотист, его размеры составляют 3 дня пути вдоль и столько же поперёк, на нём живут ≈100 тыс.чел. [4]. Такой остров реально (по версии В.Паранина ) существовал относительно недавно (до ХVI-ХVIIвв.) на севере Восточной Европы [4]: Карельский перешеек был островом (рис.2), т.к. система Вуоксы соединялась в районе Выборга с Финским заливом, а другой протокой была Нева, остров между ними по всем признакам совпадает с описанным арабами. Версия В.Паранина подтверждается В.Вейкки [5], которому в Финляндии в 1994 г. показали карту Карельского перешейка XVI века, где изображён остров Рус, Руско. По-карельски Rusко означает заря, а значит, этот остров - Страна Восходящего Солнца (не только в Японии оно восходит). Отсюда следует целый звукоряд: заря → алый (красный) → алеет (краснеет). Цвета волос этого народа - русый, красный, рыжий. Река Нева так стала называться, поскольку порождена озером Нево.

Большинство исследователей теперь признаёт, что изначальная Русь находилась на севере и вполне вероятно, что именно на упомянутом острове. Затем произошла дальнейшая миграция этих потомков гипербореев на Юго-Восток по водным путям и образование древней русской государственности на берегах реки Волхов (от Ладоги - Нево до Ильмень-озера) задолго до Новгородской республики, а затем - и на Днепр - образовалась Киевская Русь.

Что касается карелов, то, скорее всего, в ХI в. на упомянутом острове произошла смена варягов карелами в ходе процесса естественной миграции. Карелы всегда вместе с русами сражались с недругами: против еми и шведов, в том числе, и в походах Александра Невского. С ними и племя ижоров было в дружбе.

Таким образом, Русью стало называться обширное государство Восточной Европы, управляемое варягами (в переводе - рос, русь [2]) Не случайно, видимо, финны называли море Нево русским, европейцы называли Балтику морем Варяжским, а греки - Чёрное море - тоже русским.

 

Озеро Ладога (море Нево)

Озеро Нево назвали Ладожским благодаря величию и славе города Ладога. Теперь - о самом слове Ладога («лад»). У древних славян была богиня Рожаница - Мать, дающая процветание и приплод всему живому в природе. Её называли Лад. Отсюда - всё, что имеет отношение к порядку, семье: «ладить», «налаживать», «ладо» (любимый супруг). Ладога значит благодатная, щедрая. Такой и была первая столица древнего русского государства. И жили в г. Ладога в ладу и согласии с соседями, вели торговлю со многими народами, развивали ремёсла, давали кров всем страждущим. Этот народ арабы называли ладога. Географическое положение этого Центра Древней Руси было уникально: здесь пересекались водные пути (а иных в то время не было) с запада на восток, далее - по Волге до Персии, а с севера на юг («из варяг в греки») до Византии, Греции, Африки, Испании. Когда князь Рюрик (внук князя Гостомысла, призванный княжить за неимением других наследников) поднялся вверх по течению реки Волхов до Ильмень-озера и основал Новый град - Новгород, Ладога стала пограничным городом - неприступной крепостью, сохранявшей своё важное влияние в течение тысячи лет. Ещё до Рюрика в 839 г. послы из Ладоги побывали в Византии и вернулись православными христианами [2, 6]. Для Европы Русь уже в IX веке была страной городов - Гардарикой (Garda): вдоль реки Волхов от Ладоги до Ильмень - озера через каждые 7-10 вёрст находились укреплённые городки (см. карту - рис.3 [6]).За всю тысячелетнюю историю никто из недругов не смог преодолеть эти порожистые места на пути «в греки». Специальные были сторожевые вышки, зажигались костры, оповещавшие об угрозе. Не случайно, видимо, и в наше время г. Волхов унаследовал эту роль: фашисты не смогли одолеть потомков гордых россов. Волховский фронт, Дорога жизни - Ладога, Ладожская военная флотилия, бой на острове Сухо - всё для спасения города Ленинграда, победы над фашизмом. Это - особая тема и заслуживает специального рассмотрения.

Город Волхов за много столетий вырос на месте одного из таких гардариков. Был здесь посёлок Званка, много лет спустя - ж/д станция Званка, а рядом - на волховских порогах под руководством Г.О.Графтио поднялся первенец ГОЭЛРО. Плотина Волховской ГЭС скрыла пороги, и река Волхов стала судоходной.

Многокилометровый кабель, изготовленный в осаждённом Ленинграде, был проложен по дну Ладожского озера и Волховская ГЭС дала электрический ток заводам и госпиталям. В феврале 1943 года через ≈ 2 недели после прорыва блокады уже пошли из Волхова жизненно необходимые городу железнодорожные составы под непрерывным до полного снятия блокады фашистским огнём.

А в давние времена жители этих мест занимались рыбной ловлей, охотой, строили и ремонтировали ладьи, многие были лоцманами на многочисленных порогах на пути торговых судов. Ковали мечи и наконечники стрел, охраняя главный торговый путь Древней Руси. Теперь здесь прекрасный город, раскинувшийся на двух берегах реки, где живут доброжелательные, спокойные люди, трудятся, учатся, увлекаются краеведением. При входе в Культурно-информационный центр с большой библиотекой, конференц-залом, при входе - большая растяжка со словами: «Здравствуйте! Мы вам рады». Плакатов и растяжек рекламных в городе совсем не видно.

 

Старая Ладога

Это название город получил после того, как море Нево отступило на север. Геологические процессы (подвижки Балтийского щита) привели к тому, что уровень воды в Ладожском озере понизился и остров превратился в известный нам Карельский перешеек (рис.4) [6, 10]. Появилось поселение на новом берегу, где позже Пётр Ι построил крепость Новую Ладогу. Здесь по реке Волхов, по Ладожскому озеру, по вновь построенным каналам вдоль бурного опасного озера многие годы проходил единственный путь в новую российскую столицу. (Много позже были построены проезжие и железные дороги через леса и болота). Расположена Старая Ладога в 125 км на восток от Санкт-Петербурга и протянулась вдоль реки Волхов на 2 км (см.рис.3). Большую часть территории занимает музей-заповедник федерального статуса. История города запечатлена в ≈ 160 памятниках архитектуры. В центре высится 5-башенная каменная крепость (единственная в Древней Руси каменная крепость - «замок Рюрика» - рис.5), рядом - «земляное городище». Долгое время отечественные историки вопреки легендам отрицали её существование, но легенды оказались правдивее этих историков («быль и небыль рядом»), пока А.Н.Кирпичников не открыл каменную крепость IX века [6, 7]. Лишь в связи с юбилеем 1250 лет с момента основания города (хотя летописи и легенды уводят эту дату ещё глубже вплоть до середины первого тысячелетия) многие сохранившиеся монастыри и храмы отреставрированы (рис.5, 8). На шведской гравюре (рис.6) средних веков [7] показано, как выглядела крепость в те времена, а на плане города - первая улица России, сохранившаяся и сохранившая своё название - Варяжская (рис.7). Здесь сохранились и старинные дома, амбары, строения окружены рощами, курганами, протянувшимися вдоль реки. Среди них и курган, приписываемый захоронению князя Олега-вещего. По легендам и князь Рюрик захоронен где-то в Ст.Ладоге.

Надо сказать, что после покорения Киева и разгрома хазар кн.Олег во время своего длительного правления (33 года) на зиму возвращался в Ладогу, то же делала впоследствии и кн. Ольга (напрашивается параллель с Аполлоном, как известно возвращавшегося из Греции на зиму в Гиперборею). Кстати Ольга приняла православие от императора Константина VII, побывав в Византии задолго до крещения Руси Владимиром [6]. Здесь росли и обучались ратному делу будущие правители Киевской Руси Игорь, Святослав. Сюда отправляли и королевских отпрысков из Скандинавии, чтобы уберечь от кровавой междоусобной мести. Даже в более поздние времена А.В.Суворов именно здесь обучал свой первый Суздальский полк перед отправлением в Восточную Пруссию. Здесь родились новая тактика и стратегия ведения боя и чудо-богатыри, не знавшие поражения. В Новой Ладоге Пётр Ι основал свой флот и значительно укрепил крепость Ст.Ладоги.

К настоящему времени археологами изучено лишь немногим более 1% территории города и обнаружены древние клады серебряных арабских монет (город выполнял роль Серебряного банка Европы), мечи, изготовленные в Ладоге, тысячи предметов быта [6, 7]. Пять монастырей и не менее десятка храмов действовали в этих местах. Настоящим откровением являются фрески церкви Св. Георгия XII века в Никольском монастыре (очень напоминающего жемчужину древнего русского зодчества «Храм на Нерли» близ Суздаля): изображение Георгия Победоносца, усмирившего змея не копьём, а Словом Божьим, его ведёт на поводке царевна, а копья, вообще, нет (рис.9)! Вспомним, что гиперборейцы и их наследники ладожане все споры улаживали с миром (ладом), лишь для обороны нужны были средства защиты. Эта церковь построена в честь победы над шведами в 1164 г. и именно здесь Александр Невский получил благословение на ратный подвиг и разгромил псов-рыцарей на Чудском озере. [6].

И, наконец, - о легендарном Рюрике. Вспомним, что первый русский академик М.В.Ломоносов плакал от засилья немецких академиков, пытавшихся навязать России свои несостоятельные западнические теории о своём превосходстве, о том, что Рюрик и варяги пришли на Русь с Запада. Но теперь всё больше сторонников противоположной версии. Ведь Рюрик был внуком Гостомысла - словенского правителя, варяги - это русские дружинники, охранявшие рубежи Древней Руси (в отличие от скандинавских викингов, промышлявших разбойными набегами, они появились значительно позже варягов.) И тут нам опять помогают зарубежные исследователи [3]: шведские учёные отказываются считать Рюрика своим: «Несостоятельна привязка норманистов к Рюрику ютландскому» [3]. Это было ясно ещё Лейбницу в XVIII в.: «Варяжская Русь имеет только южно-балтийское происхождение и тесно связана только со славянским миром» (на самом деле - со словенами [7]).

В Старой Ладоге в не столь отдалённые времена бывали И.Айвазовский, О.Кипренский, П.Заболоцкий, Б.Кустодиев, Н.Рерих и многие другие (см. несколько выразительных картин Н.Рериха, посвящённых пребыванию здесь (рис.10-12)).

 

О Сортавале

Древнейшим следам человека на территории Карелии примерно 8 тыс. лет. Основным занятием карелов в 3-2 тысячелетиях до н.э. были рыболовство и охота, а около середины 1-го тысячелетия до н.э. появляется производство железных изделий. Приход славян содействовал развитию земледелия и солеварения.

На севере Ладожского озера в Карелии расположен удивительный город Сортавала (в прошлом - Сердоболь). С незапамятных времён здесь проживали русские люди и карелы (погост Сердоболь), однако, из-за бесконечных стычек со шведами город неоднократно переходил из рук в руки, и каждый раз русское население вновь и вновь возвращалось в эти места. Если следовать версии Вас.Вейкки [5], то Vala означает «свет» (vala - одно из имён солнечного Бога: Ра, Аполлон, Вала и др.), а Сорта - «уронить». Отсюда слово Сортавала - «обронённый Свет Бога». Итак, Бог Вала уронил свой взор на эти сказочные места, поистине божественные: сочетание плодородных почв, чистого воздуха, и воды (с давних времён здесь выращивали рожь, овёс, лён), сосен и скал, изобилие рыбы. Именно здесь многие излечивались от туберкулёза, пневмонии. Этот недуг привёл сюда Н.Рериха со всей семьёй в 1916 г. [8] Он исцелился здесь и с увлечением работал, много картин посвятил он этим священным местам. Мемориальная доска на здании Дома офицеров (б.гостиница Серуахуоне) сохраняет память о пребывании здесь Н.Рериха.

Сортавала окружена со всех сторон водой (когда-то была островом), и её магия рождена поэзией воды, камня и деревьев, в основном хвойных; кто-то назвал этот город городом ящериц (но теперь ящерицы почти исчезли) [9]. Ладожская нерпа (тюлень) обитает пока ещё только в Ладоге (с 20 тысяч особей это количество за несколько десятилетий сократилось в 10 раз). А это единственное морское млекопитающее, приспособившееся к пресной воде [9]. Разнообразны ладожские шхеры в этих местах и многочисленные скальные острова.

Летом 1917 г. семья Рерихов жила в имении ректора сортавальской семинарии К.А.О.Реландера и появилась картина-пейзаж «Юхинлахти», но в основном он жил в нескольких км от города на берегу озера со скалистыми лесистыми берегами [8]. Он пишет: «В хвойном бору рождается звон. Хранят звон камни и скалы. В озёра звон погружается». Мы побывали в этих местах, они ещё хранят память о Рерихах. Множество своих картин он написал здесь. Слово «Юхинлахти» (соединяющий залив) созвучно идее о мировом единстве, овладевшей Рерихом во время пребывания здесь в годы первой мировой войны, здесь он задумал знаменитый «Пакт Рериха».

Город красиво расположен на изрезанных каменистых берегах Ладожского озера. Городской парк - это горный ансамбль со смотровыми площадками, лыжными трассами, лестницами, открытой эстрадой для песенных фестивалей (собиравших до 20 тыс.участников, даже из Финляндии). Архитектура - карело-финская, всё построено со вкусом и с любовью (финны полюбили карельский стиль) [10] (рис.13-16).

В центре города православный храм Никольский. Недалеко - площадь с памятником Лённроту, собравшему народные сказы, составившие эпос Калевала. Протяжённый мост соединяет две части главной улицы Карельской. Два монастыря расположены в этих местах. Неподалёку и остров Валаам, где находится Спасо-Преображенский мужской монастырь, который называют северным Афоном, имеются регулярные рейсы катерами на Валаам.

Интересное место - мраморные озёра в Рускаале (рис.17). Из здешних карьеров широко использовался мрамор и граниты в строительстве Санкт-Петербурга, сам Монферран приезжал выбирать материал для своих творений. Сейчас здесь хорошо обустроенный туристический комплекс (рис.18). Лыжи с надписью Сортавала славились по всей нашей стране, но в лихие 90-е - фабрика закрылась.

 

Жители - спокойные, приветливые. Огороды, рыбалка, лес помогают жить. Машины тормозят сразу, увидев остановившегося на перекрёстке пешехода, что непривычно для нас. Ребята школьного возраста приучены здороваться с прохожими. Перед школой на асфальте и на пришкольном стадионе трогательные надписи: «Ваших стараний нам не позабыть. Выпуск 2009», «Вы подарили нам крылья. Выпуск 2008», «Вы навсегда в наших сердцах. Выпуск 2007» и т.д.

В 15 км к северу от Сортавалы расположен залив Ладоги - Кирьявалахти. Финский профессор Нервандер в начале ХХ века утверждал, что это самое красивое место во всей Финляндии [9]: «И люди здесь красивые: так первый учитель народной школы Юхана Леппяле в 1902-1917 гг. много внимания уделял организации красивой и здоровой жизни и патриотическому воспитанию молодёжи, «сумел зажечь духовную и хозяйственную жизнь хуторян»» [9]. А поселились карелы в этих местах в IX веке, занимались земледелием и рыбной ловлей, успешно отражая набеги викингов из Норвегии, а затем - шведов. В этом им помогали природные крепости - горы с неприступными скалами.

 

01
Рис.1
02
Рис.2
03
Рис.3
04
Рис.4
05
Рис.5
06
Рис.6
07
Рис.7
08
Рис.8
09
Рис.9
10
Рис.10
11
Рис.11
12
Рис.12
13
Рис.13
14
Рис.14
15
Рис.15
16
Рис.16
17
Рис.17
18
Рис.18
 

 

Литература

  1. А.Попов «Таинственный мир Карелии». Петрозаводск, 2008.
  2. «История древних славян», вып.2. - СПб, 2009.
  3. Л.Грот «Мифологические и реальные шведы на севере России: взгляд из шведской истории». Материалы Международного научного симпозиума, с.153. Киров, 1977.
  4. В.Паранин «Историческая география летописной Руси». Петрозаводск, «Карелия», 1995.
  5. В.Вейки «Гиперборейская традиция Карелии». - В сб. «История древних славян», вып. 2. СПб, 2009.
  6. Ю.Сяков «Тайны Старой Ладоги». Кириши, изд. «Кириши», 1999.
  7. «Ладога и истоки российской государственности». Под ред. А.Н.Кирпичникова. ИПК «Вести», СПб, 2003.
  8. Е.Г.Сойни «Николай Рерих и Север». Петрозаводск, изд. «Карелия», 1987.
  9. «Сердоболь», вып.5 (городской альманах), 2009.
  10. И.Борисов «Музыка в камне», Сортавала, ООО «Ракурс», 2007.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 08.09.2011