Трофимчук Александр Григорьевич,
кандидат педагогических наук, доц.,
г.Новочеркасск Ростовская обл.

 

Общечеловеческие ценности образа человека будущего и его воспитание

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

Нам представляется, что общечеловеческие ценности, являющиеся основой воспитания человека, - есть выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определённый уровень духовно-нравственного равновесия в человеческом обществе.

Общечеловеческие ценности, способствующие воспитанию человека, содержат: духовно-нравственные основы: 1) религий; 2) философии (этики, эстетики); 3) искусств (изобразительного - в виде полотен (репродукций) картин художников-реалистов, архитектурных памятников и скульптур; шедевров музыкального искусства в виде аудиозаписей известных и почитаемых во всём мире исполнителей; фильмов выдающихся режиссёров с участием известных актёров, признанных шедеврами во всём мире в виде видеозаписей и др.); 4) классики всемирной литературы; 5) культуры поведения и взаимоотношений между людьми; 6) духовно-нравственный жизненный опыт выдающихся личностей всемирной истории; 7) нравственные истоки истории государства (народа); 8) нравственные основы педагогики; 9) нравственные основы и смысл семейной жизни.

Е.И.Рерих писала из Индии своим ученикам и сотрудникам в Ригу: «Лига Культуры - как бы обширнейший храм, в котором каждый, стремящийся к усовершенствованию и общему благу, находит себе место. Каждый, при наличии стремления к совершенствованию, будь то в знании, в искусстве и прочих областях, уже принесёт камень на постройку великого будущего. Теперь перечислю вам, какие отделы могут войти в Лигу Культуры:

Первый - отдел мира; второй - духовного совершенствования, вмещающий в себя религии и философию; третий - науки; четвёртый - искусства; пятый - материнство и воспитание (семья); шестой - ремёсла и труд; седьмой - кооперация и промышленность; восьмой - охрана безопасности; девятый - землеустройства и строительства; десятый - здравие и охранение» [4, с.157-158].

Человек будущего, по мнению Великих Учителей человечества, обладает Вселенской любовью ко всему окружающему и душевной чистотой [1].

Вселенская любовь - всё связывает друг с другом; проявляется и в форме сцепления атомов, тяготения химических соединений, и в движении светил.

Человек будущего, обладая Вселенской любовью, любит всё без различия, полностью постиг, что всё является в сущности Единым (Едины со всяким живым существом, со всем, что есть: с небом, с океаном, с элементами, с насекомыми, с птицами и с животными, с людьми и с богами - с Богом. Вы понимаете, что Вы бессмертны, что Вы всегда были и что никогда не перестанете быть, что всё это - Вы) [1].

Душевная чистота Человека будущего включает следующие критерии:

- Очищен от страсти - Божественную энергию преобразует, когда нет нужды в создании новых тел, в силу творческих, ободряющих слов, в облагораживающие мысли, с которыми можно помогать миру, в развитие своих собственных положительных качеств;

- Очищен от преступлений - не убивает и не пользуется убитыми созданиями;

- Не допускает вивисекции;

- Не способен убивать - не охотится, не ловит рыбу, не лишает жизни даже преступников;

- Очищен от ядов - не ест мяса, рыбы, яиц; не курит, не употребляет спиртное и наркотики, не делает профилактические прививки;

- Очищен от мелочности - не эгоистичен, без бесполезных привычек и воображаемых обязанностей, без страха перед Будущим;

- Очистил социальные условия - обладает сердечными ценностями;

- Очистил эмоции - проявляет сострадание и уравновешенность, помогает всем, кого возможно утешить, облегчить, научить или внести бодрящую весёлость;

- Мыслит только положительно [1].

Человек будущего обладает коренными отличиями от современного человека, поэтому и Общество будущего имеет значительные отличия от современного см. Таблица 1.

 

Таблица 1. Отличия современного общества от Общества будущего [1]

 

Современное общество

Общество будущего

Имеет

Даёт

Соревнуется

Кооперируется

Разрушительно

Созидательно

Имеет половое неравенство

Обладает равенством полов

Ценит знание

Обладает мудростью

Ценит интеллект

Обладает интуицией

Имеет религии

Имеетрелигию

Имеет некрасивости

Обладает красотой

Страдает

Радуется

Разъединённое

Единодушно

Привязано

Свободно

Личностно

Безлично

 

Духовно-нравственное состояние человечества будущего подробно описывает выдающийся философ, писатель Фёдор Михайлович Достоевский в рассказе «Сон смешного человека»:

«Я вдруг, совсем как бы для меня незаметно, стоял на этой другой земле в ярком свете солнечного, прелестного как рай дня. Ласковое изумрудное море тихо плескало о берега и лобызало их с любовью, явной, видимой, почти сознательной. Высокие, прекрасные деревья стояли во всей роскоши своего цвета, а бесчисленные листочки их, я убеждён в том, приветствовали меня тихим, ласковым своим шумом и как бы выговаривали какие-то слова любви. Мурава горела яркими ароматными цветами. Птички стадами перелетали в воздухе и, не боясь меня, садились мне на плечи и на руки и радостно били меня своими милыми, трепетными крылышками.

И, наконец, я увидел и узнал людей счастливой земли этой. Они пришли ко мне сами, они окружили меня, целовали меня. Дети солнца, дети своего солнца, - о, как они были прекрасны! Никогда я не видывал на нашей земле такой красоты в человеке. Разве лишь в детях наших, в самые первые годы их возраста, можно бы было найти отдалённый, хотя и слабый отблеск красоты этой.

Лица их сияли разумом и каким-то восполнившимся уже до спокойствия сознанием, но лица эти были веселы; в словах и голосах этих людей звучала детская радость. Эти люди, радостно смеясь, теснились ко мне и ласкали меня.

О, они не расспрашивали меня ни о чём, но как бы всё уже знали, так мне казалось, и им хотелось согнать поскорее страдание с лица моего.

Они не желали ничего и были спокойны, они не стремились к познанию жизни так, как мы стремимся сознать её, потому что жизнь их была восполнена. Но знание их было глубже и выше, чем у нашей науки; ибо наука наша ищет объяснить, что такое жизнь, сама стремится сознать её, чтоб научить других жить; они же и без науки знали, как им жить, и это я понял, но я не мог понять их знания. Они указывали мне на деревья свои, и я не мог понять той степени любви, с которою они смотрели на них: точно они говорили с себе подобными существами. И знаете, может быть, я не ошибусь, если скажу, что они говорили с ними! Да, они нашли их язык, и убеждён, что те понимали их. Так смотрели они и на всю природу - на животных, которые жили с ними мирно, не нападали на них и любили их, побеждённые их же любовью. Они указывали мне на звёзды и говорили о них со мною о чём-то, чего я не мог понять, но я убеждён, что они как бы чем-то соприкасались с небесными звёздами, не мыслию только, а каким-то живым путём.

Они были резвы и веселы, как дети. Они блуждали по своим прекрасным рощам и лесам, они пели свои прекрасные песни, они питались лёгкою пищею, плодами своих деревьев, мёдом лесов своих и молоком их любивших животных. Для пищи и для одежды своей они трудились лишь немного и слегка. У них была любовь и рождались дети, но никогда я не замечал в них порывов того жестокого сладострастия, которое постигает почти всех на нашей земле, всех и всякого, и служит единственным источником почти всех грехов нашего человечества. Они радовались являвшимся у них детям как новым участникам в их блаженстве. Между ними не было ссор и не было ревности, и они не понимали даже, что это значит. Их дети были детьми всех, потому что все составляли одну семью.

У них почти совсем не было болезней, хоть и была смерть; но старики их умирали тихо, как бы засыпая, окружённые прощавшимися с ними людьми, благословляя их, улыбаясь им и сами напутствуемые их светлыми улыбками. Скорби, слёз при этом я не видал, а была лишь умножившаяся как бы до восторга любовь, но до восторга спокойного, восполнившегося, созерцательного.

Они почти не понимали меня, когда я спрашивал их про вечную жизнь, но, видимо, были в ней до того убеждены безотчётно, что это не составляло для них вопроса.

У них не было храмов, но у них было какое-то насущное, живое и беспрерывное единение с Целым вселенной; у них не было веры, зато было твёрдое знание, что когда восполнится их земная радость до пределов природы земной, тогда наступит для них, и для живущих и для умерших, ещё большее расширение соприкосновения с Целым вселенной.

По вечерам, отходя ко сну, они любили составлять согласные и стройные хоры. В этих песнях они передавали все ощущения, которые доставил им отходящий день, славили его и прощались с ним. Они славили природу, землю, море, леса.

Они слушали меня, и я видел, что они не могли представить себе то, что я говорю, но я не жалел, что им говорил о том: я знал, что они понимают всю силу тоски моей о тех, кого я покинул. Да, когда они глядели на меня своим милым проникнутым любовью взглядом, когда, я чувствовал, что при них и моё сердце становилось столь же невинным и правдивым, как и их сердца, то и я не жалел, что не понимаю их. От ощущения полноты жизни мне захватывало дух, и я, молча, молился на них.

О, все теперь смеются мне в глаза и уверяют меня, что и во сне нельзя видеть такие подробности, какие я передаю теперь … . А между тем так это просто: в один бы день, в один бы час - всё бы сразу устроилось! Главное - люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдёшь, как устроиться. А между тем ведь это только - старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же! Если только все захотят, то сейчас всё устроится» [2].

В диалоге «О душе» («Федон») Великий Аристокл (Платон) утверждает, что: «Нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий (для каждого человека), кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою после смерти ничего, кроме воспитания и образа жизни» [5].

Л.Н.Толстой в итоговом труде «Путь души» («Путь жизни») рекомендует: «Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живёт. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов» [7].

Источники нахождения (усвоения и применения) знаний как человек должен жить и что он должен (не должен) в жизни делать см. 9-ть направлений общечеловеческих ценностей.

Процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей представляет обогащение индивидуальности (и личности) человека знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать (т.е. стать как можно разумнее), а также развитыми положительными моральными качествами общечеловеческого идеала современной этики (бережливости, благородства, вежливости, великодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, терпимости, трудолюбия, человечности, чувства нового, чуткости [6],[8]) с одновременным изжитием противоположных отрицательных (зазнайства, злословия, карьеризма, корыстолюбия, мещанства, распутства, скупости, ханжества, чванства, эгоизма, злорадства, грубости, вероломства, цинизма, лицемерия, малодушия, высокомерия, трусости, тунеядства, косности [6],[8]) (т.е. стать как можно лучше),применёнными в повседневной жизни.

На примере притчи «О яблоках» из книги П.Коэльо «Мактуб» [3] поясняем методику поиска ответов на вопросы, - что должен и не должен человек в жизни делать?

«Учитель и его ученики путешествовали, и в дороге оказались не в состоянии как следует поесть. Учитель попросил некоторых сходить и поискать пищу. Ученики возвратились в конце дня. Каждый принёс с собой то немногое, что он был способен приобрести от благотворительности других: фрукт, который уже собирался испортиться, чёрствый хлеб и горькое вино. Один из учеников, тем не менее, принёс ему мешок зрелых яблок. "Я должен был сделать что-нибудь, чтобы помочь моему учителю и моим братьям", - сказал он, разделив яблоки на всех. "Где ты взял их?" - спросил учитель. "Я украл их", - ответил ученик. "Люди давали нам только испорченную пищу, даже если знали, что мы проповедуем слово Бога". "Убирайся прочь со своими яблоками и никогда не возвращайся", - сказал учитель. "Каждый, кто хочет ограбить для меня, хочет ограбить меня».

Вывод: Я не должен/должна воровать.

Результаты поиска ответов на вопросы, - что я должен/должна и не должен/должна в жизни делать? - вписываем в таблицу, которую регулярно (ежедневно) пополняем.

 

Таблица 2. Что я должен/должна и не должен/должна в жизни делать

Должен/должна

Не должен/должна

честно трудиться

воровать.

 

Вот как советовала своим ученикам заниматься самосовершенствованием Е.И.Рерих: "Мой первый совет Вам будет выписать из книг Учения те качества, которые необходимо приобрести ... . Затем, углубившись в свою сущность, отметьте в себе свои наихудшие качества, и, избрав одно из них, старайтесь всеми силами духа заменить его же противоположением. Преодолев одно, принимайтесь за другое и т.д. Это очень нелегко…" [4, с. 294].

Развитие положительных моральных качеств и изжитие противоположных - отрицательных, проводим по специальному алгоритму:

а) Анализ характеристики положительного качества.

б) Анализ характеристики отрицательного качества.

в) Общечеловеческие ценности о положительном качестве.

г) Анализ необходимости развития положительных качеств: Почему положительное моральное качество необходимо развивать? Что происходит с человеком при отсутствии его в сознании? Сможет ли помочь его развитие Вашей повседневной жизнедеятельности? Чему, по Вашему мнению, поможет его развитие Вашим знакомым, друзьям, родным, близким и всем людям?

д) Анализ необходимости изжития отрицательных качеств: Как проявляется отрицательное моральное качество в Вашей повседневной деятельности? Что способствует его проявлению? Почему это качество необходимо изживать?

е) Определение составляющих положительного морального качества, необходимых для повседневной жизнедеятельности.

ж) Ежедневный контроль проявления обоих качеств с записью в Дневник самовоспитания:

1) Проявилось ли изживаемое отрицательное моральное качество в течение дня, что этому способствовало, и можно ли было избежать его проявления.

2) Проявляется ли развиваемое положительное моральное качество или что мешает его проявлению.

3) Регулярная (по результатам наблюдения за развитием или в конце цикла развития конкретного положительного морального качества) самооценка количественного уровня развития и определение присутствия его антонима - отрицательного морального качества (см. Таблицу 3).

 

Таблица 3. Количественный контроль развития положительного качества - (н.п. вежливость) и изжития противоположного - грубость

 

Дни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ….. 30

 

Вежливость (примерно) 50% 50% 50% 50% 50% 50% 50% 50% 50%  …...  51%

 

и т.д.

Грубость (примерно) 50% 50%  50%  50%  50%  50%  50%  50%  50%  …..  49%

 

и т.д.

 

Каждый вечер я (мы всей семьёй) примерно в 20 часов, занимаюсь(емся) самосовершенствованием (взаимосовершенствованием). Слушаю(ем) любимые музыкальные произведения; пою(ём) под караоке свои любимые песни и романсы, читаю (читаем вслух и обсуждаем) любимые произведения классики мировой литературы и выделяю (совместно выделяем) ответы на вопросы, что должен и не должен человек в жизни делать и делаю (делаем) записи в свой Дневник самовоспитания, в соответственную, не прекращающуюся Таблицу 2; рассматриваю и повторяю (совместно обсуждаем предыдущие записи в Таблице 2); смотрю (смотрим и обсуждаем) видеофильмы и видеопрограммы высокого духовно-нравственного содержания; занимаюсь (совместно занимаемся) развитием очередного положительного морального качества и изжитием противоположного отрицательного с записью в Дневник самовоспитания, в Таблицу 3; рассматриваю, анализирую (совместно рассматриваем и анализируем) сайты в Интернете и альбомы высокого изобразительного искусства, делаю (делаем) записи в Дневник самовоспитания; анализирую (совместно обсуждаем и анализируем) текущие духовно-нравственные события общественной жизни: ЗОЖ, ТВ и радиопрограммы, фильмы, премьеры, концерты, вернисажи; планирую (планируем совместные) творческие дела, приносящие пользу окружающим людям; в заключении, посылаю (совместно посылаем) красивые, добрые и высоконравственные мысли - чтобы всем людям было хорошо!

 

 

Литература:

1. Дети Света. М.: Сфера, 2001.

2. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. П.С.С. в 30 томах. Т.ХХV. Ленинград: Наука,1983.

3. Коэльо П. Мактуб. М.: Сфера, 2001.

4. Рерих Е.И. Письма: в 2-х томах. T.I.. Рига: Угунс, 1940.

5. Платон. Собрание сочинений в 4т. Т.2. М.: Мысль,1993.

6. Словарь по этике. М.: Политиздат , 1989.

7.Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993.

8.Учение Живой Этики: В трёх томах. СПб.: Просвещение, 1993.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 07.09.2011