В. В. Вихров,
с.н.с. ПИЯФ, канд. физ-мат. наук

 

Сергей Юрьевич. Исследование психических феноменов и Y-лучи.

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

Е.И.Рерих постоянно следила за последними научными достижениями, особенно теми, которые касались области изучения психической энергии. О всех таких новых научных работах она информировала своих сотрудников.

«В последнее время наука так близко подошла к самым оккультным открытиям в области тончайших энергий. Потому Вы так спокойно, так твёрдо перед всеми можете настаивать на Вашем знании о воздействиях психической энергии, которая так наглядно выражается в передаче мыслей на расстоянии. Твёрдо стойте на том, что мы изучаем психические и парапсихические явления, которыми сейчас интересуются все передовые, лучшие учёные.»[1]

Среди «передовых учёных» того времени Е.И.Рерих в своих письмах упоминает исследования С.Юрьевича Дж.Кильнера, Г.Лаховского, Ф.Буттерзака и др.

 

Тема настоящей статьи - Сергей Юрьевич и его исследования психических явлений.

 

«Теперь Светику: передо мною лежит немецкая книжечка «Магнетише аура дес Космишен меншен» фон Рейманн. Ещё всю не прочла, но есть интересные места, которые просила Ярую выписать и вложу в письмо. Начинает с Парацельса и кончает опытами профессора Юрьевича. Как ясно из этого применение и значение психической энергии. Действительно, люди с накопленной и развитой утончённой психической энергией явятся неоценимым сокровищем государств.» [2] В другом своём письме Е.И.Рерих уже даёт перевод той части книги, которая касается Юрьевича, причём фон Рейманн она называет учеником профессора Юрьевича[3]. Цитата из этой книги вставлена в книгу «Основы Буддизма».

Сведения о работах Сергея Юрьевича Е.И.Рерих подчерпнула из книги «Магнитная аура космического человека»[4], написанная госпожой Джоанной Паолой фон Рейман (Мар-Галлиту), итальянкой по происхождению, преподавателем и писательницей на эзотерические темы. Мар-Галлиту - её духовное имя. Скорее всего, она не была ученицей Сергея Юрьевича, во всяком случае, не удалось найти каких либо упоминаний, что они были знакомы. Она писала о рунах, о работе с маятником, об ауре. В самой книге всего 24 страницы текста и два рисунка. На стр.6-7 книги о Юрьевиче написано только то, что приводится Е.И.Рерих в переводе.

 

Биографические данные

О самом Сергее Юрьевиче до сегодняшнего дня было известно немногое.

Дед Сергея Юрьевича - Семён Алексеевич Юрьевич по окончанию в 1817 г. 1-го кадетского корпуса служил прапорщиком в 24-й артиллерийской бригаде. В 1820 переведён в 1-й кадетский корпус в качестве преподавателя. В 1825 г. Семён Юрьевич был представлен цесаревичу Александру и с 1826 г. он - помощник воспитателя Его Высочества. Он преподавал наследнику престола начальные правила польского языка, фортификацию и артиллерию, репетировал уроки математики. В 1837 г. Семён Юрьевич - флигель-адъютант Его Императорского Высочества, он сопровождает наследника престола в поездках по России и Европе и заведует его перепиской.

В 1936 г. Семён Алексеевич женится на Елизавете Андреевне Ниротморцевой и получает в приданное имение в деревне Лопуховка (теперь Саратовская область), где он и поселяется после отставки в 1848 году[5] . Все долгие годы своей службы искренне преданный цесаревичу С.А.Юрьевич бережно собирал различные вещи, так или иначе связанные с личностью наследника престола. После революции коллекция Юрьевичей была передана в музей им. А.Н.Радищева в г. Саратов.

У четы Юрьевичей родилось пятеро детей, один из них - Александр Семёнович - отец Сергея Юрьевича. Об Александре Семеновиче Юрьевиче известно совсем немного. По сведениям сотрудников Радищевского музея[6] - по окончании Александровского лицея он служил чиновником для особых поручений при начальнике Главного штаба. Был уволен со службы в 28 лет. Вместе с женой Екатериной Александровной Симанской переселился в Лопуховку. Имел троих детей: Симона, Александра и Сергея. Умер и похоронен в деревне Лопуховка.

Однако мы находим имя Александра Семеновича Юрьевича среди сотрудников дипломатического корпуса в посольстве России в Париже. Газета «Фигаро» неоднократно упоминает фамилию Юрьевичей среди гостей на различных дипломатических приёмах.

Газета Фигаро 23 июня 1902 г. в разделе «Траур» с прискорбием сообщает:

«Г-н Александр Семёнович Юрьевич, действительный статский советник, только что умер в Париже. Он был отцом г-на Сержа Юрьевича, симпатичного и изысканного атташе посольства России в Париже. Его отпевание состоится завтра утром во вторник в 11:00 в русской церкви на улице Дарю»[7].

Сергей Юрьевич родился в Париже 31.03.1875. В 1895 г. после окончания  университета в России, приехал в Париж, чтобы закончить учёбу в школе политических наук. В следующем году стал атташе русского посольства, где и оставался в том же положении в течение двадцати пяти лет, до тех пор, пока не решил окончить дипломатическую карьеру[8].

В апреле 1911 года Сергей Юрьевич женился на Елене Ивановне де Попович-Липовац[9] . Генерал Йован Попович-Липовац, князь, отец Елены, югослав по происхождению, герой русско-турецкой войны, писатель и поэт, автор книги «Россия и Черногория со времен Петра I».

В 1905 г. Сергей Юрьевич познакомился с Огюстом Роденом и, увлекшись скульптурой, стал его учеником. Устраивал персональные выставки в Париже и Нью-Йорке. Князь Юрьевич Сергей Александрович скончался 18 декабря 1969 года и похоронен на известном русском кладбище Сент-Женевьев де Буа[10] .

 

Институт Общей Психологии

В своей жизни Сергей Юрьевич был свидетелем проявления психических феноменов, и он решил посвятить себя изучению этих явлений. Его приезд в Париж и служба в качестве атташе русского посольства давали ему большие возможности для общения с учёными, в том числе, и занимающимися исследованиями психических явлений. Среди них были Шарль Рише, член Медицинской Академии; астроном Камилль Фламмарион, принц Роланд Бонапарт - президент Географического общества, Эмиль Боирак - ректор Академии Нэнси, затем Гренобля, и т.д. Сергей Юрьевич становится последователем их исследований и приходит к идее о необходимости создания института для профессионального исследования психических феноменов. Ему в это время едва исполнилось 22 года. Был создан конституционный комитет, в который вошли профессор д’Арсонваль, Джон Марси, профессор Бушар, Теодуль Рибо, Салли Ррудхомни и Сергей Юрьевич. Проект создания института был предложен сообществу на 4-м Международном конгрессе по психологии, который состоялся в Париже 20-25 августа 1900 года. Комитет конгресса предложил новое название для института - Международный Психологический Институт.

Институт по плану должен будет включать музей психологии, библиотеку, библиографический отдел, курсы лекций психологов из разных стран и бюро информации.

Отличительной особенностью нового института является декларирование необходимости проводить научные исследования в области гипнотических, сомнамбулических и медиумических явлений (дабы избежать обвинений в шарлатанстве).

Сотрудники института, выбранные на общем собрании членов общества 13.06.1900, делятся на 2 группы:

1) Международный совет, состоящий из представителей разных стран, от России входят Д.Менделеев (Санкт-Петербург) и Дж.Охорович (Лемберг)

2) Исполнительный комитет - в него входят: А.Бергсон - философ, д-р. Пьер Жане, д-р. Чарль Рише - Париж, Освальд Мюррей - член Общества Психических Исследований, Лондон. Сергей Юрьевич был избран генеральным секретарем[11] .

В институте планировалось создать пять секций исследований:

1. Секция личной (индивидуальной) психологии;

2. Секция психологии морали (нравственности) и криминала (уголовная психология);

3. Секция  психологии искусства (артистичности);

4. Секция психических и физиологических исследований - президент - д’Арсонваль;

5. Секция психологии животных.

Институт состоял из трёх классов членов: Учредителей, доноров и рядовых членов. Учредители, состоят из членов, которые подписались на 10.000 франков или более, доноры - члены, подписавшиеся на 1000 франков или более, или которые платят годовой абонемент в 100 франков или больше, и рядовые члены, которые платят годовую подписку от 20 франков.

Почётным президентом института был избран Леон Буржуа - бывший премьер-министр Франции и председатель палаты депутатов. Первым президентом института стал Эмиль Дюкло - действующий директор института Пастера.

В 1904 г. после смерти Э.Дюкло президентом института стал профессор д’Арсонваль - член Французской Академии наук и Академии Медицины, а институт был переименован в Институт Общей Психологии[12] .

Институт публикует Бюллетень Института Общей Психологии, который выходит 6 раз в год. В редакционный комитет входит и С.Юрьевич.

Таким образом, был создан первый институт, где планировалось изучать психические явления на высокой научной основе.

 

Несколько слов о спиритических и медиумических проявлениях

Спиритизм - верование в возможность необычайных проявлений духов в мире физическом.[13] Проявление духов происходит в присутствии и посредством медиума. Медиумами, как правило, становятся либо в результате какой-то травмы, либо это передаётся по наследству.

Зародившись в Америке в середине XIX века, спиритизм быстро получил широкое распространение в Европе. Известных медиумов принимали при королевских дворах, устраивали сеансы с вызыванием духов умерших, гадания[14] .

В Россию спиритизм был занесён и получил распространение в начале 1870-х годов.

К числу сторонников спиритуализма принадлежали А.Н.Аксаков- русский публицист, переводчик и издатель, профессор Петербургского университета зоолог Н.П.Вагнер, а также известный химик профессор А.М.Бутлеров. В первой половине 1870-х гг. Аксаков, Бутлеров и Вагнер начали регулярно устраивать спиритические сеансы в Петербурге, приглашая на них известных английских и французских медиумов. Однако по-настоящему известными и даже скандальными их занятия стали после того, как в 1875 г. в "Вестнике Европы" и "Русском Вестнике" [15] были опубликованы статьи Вагнера и Бутлерова с описанием и пропагандой "медиумических явлений". Пикантность ситуации придавало то, что в качестве убеждённых апологетов спиритизма выступили не праздные любители мистических опытов и откровений, а авторитетные учёные-естественники.

Главным оппонентом спиритизма стал Д.И.Менделеев, по чьей инициативе 6 мая 1875 г. Физическое общество при Санкт-Петербургском университете образовало «Комиссию для рассмотрения медиумических явлений». Д.Менделеев мотивировал это следующим образом: «Кажется, пришло время обратить внимание на распространение занятий, так называемыми, спиритическими и медиумическими явлениями как в семейных кружках, так и в среде некоторых учёных. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, опытами уменьшения веса тела и вызовом человеческих фигур при посредстве медиумов - грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления»[16] .

Опыты по изучению действий «медиумов», братьев Пети, привезённых из Англии Аксаковым за свой счёт, начались с октября 1875 г., и госпожи Клейер, присланной У.Круксом по просьбе А.Н.Аксакова, начались в январе1876 года, а 13 апреля 1876 г. было объявлено об окончании её работы. Заключение комиссии, внесённое в протокол заседания Физического общества, гласило: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или бессознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Заключение комиссии было обнародовано в газете «Голос».

Несмотря на заключение научной комиссии, спиритизм продолжал развиваться в России. Газеты пестрели объявлениями о спиритических сеансах, например, газета «Московский листок» 16 ноября 1902 г. писала:

«Петербургский кружок спиритов ожидает приезда в Петербург целого ряда заграничных медиумов; в числе их ждут девицу Анну Ротэ, специальность которой вызывать так называемые "приносы". Этот род медиумизма заключается в том, что в комнате, где происходит сеанс, появляются разные вещи, находившиеся до начала сеанса в других помещениях.»

«Петербургская газета» 28 апреля 1908 г. - «Эту зиму, как известно, в Петербурге гостил знаменитый русский медиум (кажется, единственный в России) Ян Гузик - мастер одного из кожевенных заводов в Варшаве. Зимой этот медиум дал в Петербурге ряд сеансов, которые все увенчались полным успехом и обратили на себя общественное внимание. Между прочим, несколько сенаторов, заинтересованные столь выдающимися таинственными явлениями, тогда же пригласили г. Янека на несколько сеансов и были поражены необычностью явлений, на них происходивших.»

Здесь надо сказать, что Е.И.Рерих неоднократно напоминала об опасностях медиумизма и увлечения сеансами, в том числе, упоминала и медиума Гузика.

«Очень характерен описанный Антоном Иосифовичем спиритический сеанс с Яном Гузиком. Этот медиум бывал и в Петрограде. Слышала о многих привязанных к нему низких сущностях. Думается, что на описываемом сеансе действовала часто сопровождавшая Гузика сущность, описанная им самим как унтер-офицер, потерявший ногу, кажется, в турецкой компании, и потому прозванный Никола-деревяшка. Сам Гузик очень опасался этого проявления, ибо иногда он не мог контролировать расходившегося «воина», который немилосердно избивал присутствующих своею «деревянною» ногою… Не следует забывать, что многие потусторонние сущности очень любят актёрствовать и вводить в заблуждение обращающихся к ним. Очень не люблю я случайных спиритических сеансов с профессиональными медиумами. На всех таких сеансах происходит заражение нашей эктоплазмы, об этом я писала Евгению Александровичу, и в книгах Живой Этики имеются указания на эту опасность.»[17]

Теперь мы знаем все опасности медиумизма и общения с медиумами, но в то время об этом не догадывались. Также как и при открытии радиоактивности супруги Кюри не знали о всей опасности воздействия радиации. Радиоактивные материалы они брали в руки, Мария даже носила на груди стеклянную ампулу с открытым ею и Пьером радием. В результате она скончалась от болезни крови, которая стала следствием переоблучения. То, что радиоактивность опасна для человека, не означает, что её не надо изучать, надо только при этом соблюдать все меры предосторожности. То же, мне кажется, относится и к изучению психических явлений на медиумических сеансах.

 

Исследование психических явлений

Для исследований в разных странах были образованы Общества Исследования Психических явлений:

В Англии - Society for Psychical Research - образовано в 1882 г.

Во Франции - Society for Physiological Psychology - образовано в 1885 г.

В Америке - American Society for Psychical Research - образовано в 1885 г.

В Дании - The Danish Society for Psychical Research - образовано в 1905 г.

В Канаде - Canadian Society for Psychical Research - образовано в 1908 г.

В Голландии - Dutch Society for Psychical Research - образовано в 1917 г.

В Австрии - Austrian Society for Psychical Research - образовано в 1927 г.

Кроме изучения психических феноменов в рамках обществ, исследования проводились и единичными исследователями. Приведём некоторых из них.

Барон Карл фон Рейхенбах - в 1844 - 1849 гг. проводил исследования с так называемыми «сенситивами», которые наблюдали свет, исходящий от полюсов магнита и кристаллов, невидимый обычными людьми. Он назвал этот свет одическим светом, или одом[18] .

Вильям Крукс - английский физик и химик, открывший элемент таллий, впервые получил гелий в лабораторных условий, исследовал катодные лучи, для этого он изобрёл так называемую «трубку Крукса». Став ярым сторонником спиритуализма, Крукс проводил исследования с медиумами Даниелом Хьюмом и Флоренс Кук. Он опубликовал свой отчёт в 1874 г., где утверждал, что наблюдавшиеся явления не были результатом мошенничества или галлюцинаций, и призвал к дальнейшим научным исследованиям.

Йоханн Цольнер - немецкий астроном, профессор университета в Лейпциге. В 1877-1878 гг. проводил исследования с медиумом Генри Слейдом. Особенно изучал явления прохождения вещества сквозь вещество. Пришёл к мысли о том, что, чтобы объяснить наблюдаемые феномены, необходимо принять существование четвёртого измерения. Свои результаты он опубликовал в книге «Трансцендентная физика» [19]. На основе именно этой книги была написана статья А.М.Бутлерова, опубликованная в «Русском Вестнике».

Цезаре Ломброзо - итальянский психиатр, специалист в области криминальной психологии. В 1892 г. проводил сеансы с медиумом Эусапией Палладино в Неаполе. Результаты своих исследований опубликовал в книге «После смерти что?»[20]

Камилль Фламмарион - французский астроном, директор обсерватории в Йовинси, и популяризатор науки. В 1897 г. проводил сеансы с медиумом Эусапией Палладино в Париже. Результаты исследований опубликовал в книге «Мистические психические силы»[21] .

Таким образом, эксперименты в Институте Общей Психологии начались не на пустом месте.

В мае 1905 г. Сергей Юрьевич едет в Неаполь с рекомендательным письмом от Шарля Рише и знакомится с медиумом Эусапией Палладино. В Неаполе она даёт восемь первичных сеансов.

Сеансы в Институте Общей Психологии проводились в 1905 - 1907 годах. С 8-го по 15 июля 1905 г. - 13 сеансов, в 1906 г. - 16 сеансов и в 1907 г. - 14 сеансов. По окончанию экспериментов в 1908 г. секретарём секции психических и физиологических исследований Ж.Куртье был выпущен отчёт об этих сеансах [22], на основании которого и приводятся эти сведения. Фотографии - из архива Института Общей Психологии.

Сеансы проводились в помещении института (зал 1 на рис.1) на улице де Конде 14.

 


Рис. 1 Схема помещений Института Общей Психологии, где проводились сеансы

 

Помещение освещалось светом газовой лампы (обозначена буквой Е на рис.1); медиум и контролирующие её сотрудники сидели за столом (обозначен буквой Т на рис.1), за спиной медиума находился так называемый «шкаф» - место проявления психической силы, на самом деле, это просто часть пространства комнаты, отгороженная шторами, где помещалась кушетка (см. фото-1 и 2).

 

Фото 1.   Стол

Фото 2. Кушетка

 

Место медиума было на торце стола, стулья рядом занимали контролирующие её сотрудники (держащие её за руки и контролирующие её колени). Среди участников сеансов, принимавших участие в контроле за медиумом, было много известных учёных того времени. Среди них следует назвать:

Д’Арсонваль - физик и физиолог, член Французской Академии Наук и Медицинской Академии, президент института,

 

Сергей Юрьевич,
снимок сделан 17.02.1905 г.

 

Сергей Юрьевич - Генеральный секретарь института, атташе русского посольства в Париже,

Шарль Рише - французский физиолог, получил нобелевскую премию по физиологии и медицине в1913 г.

Пьер Кюри - выдающийся французский физик, лауреат нобелевской премии по физике за исследования явлений радиации в 1903 г.

Мария Кюри - жена Пьера, лауреат нобелевской премии по физике за исследования явлений радиации в 1903 г. и нобелевская премия по химии, получена в1911 г.

Жан Батист Перрен - французский физик, получил нобелевскую премию по физике в 1926 г,

Анри Бергсон - один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни, получил нобелевскую премию по литературе в1927 г,

Поль Ланжевен - ученик Пьера Кюри, создатель теории диамагнетизма и парамагнетизма, член Французской Академии Наук, член-корреспондент Российской академии наук с1924.

Андре-Луи Дебьерн - физик и химик, первооткрыватель элемента «актиний», вместе с Марией Кюри выделил металлический «радий» в 1910 г.

Жильбер Балле - психиатр, невролог, член Французской Академии Наук, и др.

О Пьере Кюри следует сказать несколько слов особо. Когда Эусапию Палладино пригласили для экспериментов в институт, встал вопрос о команде экспериментаторов. Д’Арсонваль, президент института очень рекомендовал пригласить Пьера Кюри, в то время уже нобелевского лауреата. Сергей Юрьевич, как генеральный секретарь, встретился с ним. Пьер приходил на сеансы, как правило, в сопровождении жены и привёл с собой ещё несколько своих сотрудников. Пьер посещал сеансы вплоть до своей трагической гибели 19 апреля 1906 г. После каждого сеанса Пьер с другими сотрудниками обсуждал полученные результаты, намечались новые эксперименты. У Пьера всегда было много новых идей. Мария Кюри продолжала посещать сеансы и после смерти мужа [23].

 

По числу именитых учёных, участвующих в экспериментах, это был непревзойдённый научный уровень исследований психических явлений того времени.

Во время сеансов, как правило, контролировались физиологические параметры медиума - температура, частота дыхания, давление крови и т.д..

Наблюдаемые феномены: стуки; телекинез, левитация; касания; световые явления; материализация; отпечатки; электрические и магнитные явления.

 

Стуки

Стуки были очень частыми в экспериментах, проводимых в Институте Общей Психологии. Стуки обычно следовали за имитирующими движениями, сделанными Эусапией. Вот стенограммы некоторых сеансов:

Сеанс № 10, 1905. Эусапия ударяет в плечо м-ра Кюри своей левой рукой, и сразу же после этого соответствующий стук происходят на столе. Эусапия царапает руку м-ра Кюри, и звук царапания слышен на столе. (контролёры: слева м-р Юрьевич; справа м-р Кюри.)

Сеанс № 5, 1907. На расстоянии от стола Эусапия делает жест как бы ударяя стол, и стуки звучат на столе в кабинете. Она делает жест из двух ударов, и они услышали удары за занавеской. (Контролёры: слева, мадам Кюри; справа, м-р Перрен.)

 

Телекинез, левитация

Здесь приводится лишь несколько стенограмм сеансов, в которых наблюдались явления телекинеза и левитации.

Сеанс № 4, 1905. Лёгкие предметы - фарфоровые тарелки, маленькие коробочки, покрытые чёрной сажей, цитра, скрипка и т.д. - были заранее размещены в шкафу. Во время сеанса, как оказалось, к ним притрагивались и они были перенесены на стол или сброшены на пол.

Сеанс № 6,1905. Эусапия сделала жесты руками, и цитра зазвучала внутри шкафа. Эусапия как бы перебирала струны на руке м-ра д’Арсонваля, и цитра звучала, как будто перебирали струны рукой. (контроллеры: слева, м-р д’Арсонваль; справа, г-жа Бринсард)

Сеанс № 9, 1905. Эусапия держит одну руку в воздухе, а другая опирается на руку м-ра д’Арсонваль на столе. М-р Юрьевич контролирует её колени. Стол приподнялся со стороны ноги 1 и 2, и затем со всех четырёх ног.

Стол поднялся на четырех ногах пять раз и пять ударов. 10 часов 30 минут: стол был поднят на четырех ногах, одна рука Эусапии находилась на руке м-ра д’Арсонваля, и другая на голове м-ра Юрьевича (контролёры: м-р д’Арсонваль справа, м-р Юрьевич слева).

Сеанс №10, 1905. 9 часов 58 минут: стол поднят на всех четырёх ногах на высоту около 12 дюймов от пола, и оставался в воздухе семь секунд. Эусапия держала одну руку на столе. Свеча под столом давала возможность видеть её колени, они не двигались.

10 вечера: стол поднят на все четыре ноги на высоту около 10 дюймов, и оставался в воздухе четыре секунды, м-р Кюри один трогал стол, рука Эусапии была поверх его руки. Эусапия застонала, казалось, она прилагает огромные усилия. Контроль был отличным по причине того, что свеча помещалась под столом.

Кроме того, наблюдалось перемещение маленького столика на расстояние 2-3 метра, при этом он был перевёрнут вверх ногами и поставлен на большой стол. «Самое удивительное, - сказал м-р Кюри, - это - точность, с которой маленький столик был направляем так, чтобы никого не коснуться. Он сделал круг в своём пути на стол, но не прикасался ко мне совсем».

Явления перемещения столика происходили и в том случае, когда руки и ноги медиума были связаны.

 

Касания

Участники сеансов постоянно чувствовали касания различных частей их тела, в то время, как руки медиума жестко контролировались.

Сеанс № 1, 1905. M-р Юрьевич: «За мой стул дергали два или три раза так, как будто это было сделано рукой. Я остался сидеть на нём. Затем стул очень сильно потащили из-под меня, и я упал и ушибся» (контролёры: г-н Юрьевич слева, г-н Куртье справа).

Сеанс № 7, 1905. Г-на Кюри и г-на Ланжевена касаются одновременно. Эусапия говорит, что придут два явления (феномена).

M-р Ланжевен: «Меня схватили за руки и за ноги одновременно».

10 часов 18 минут: г-на Ланжевена схватили за кисть и руку одновременно (контролёры: г-н Кюри слева, г-н Ланжевен справа).

Сеанс № 9, 1905. (1905, L, 13) M-р. Юрьевич: «За мой стул дёргали два или три раза так, как будто это было сделано рукой. Я остался сидеть на нём. Затем стул очень сильно потащили из-под меня, и я упал и ушибся» (контролёры: г-н Юрьевич слева, г-н Куртье справа).

Руки иногда действовали на высоте верхней части стыка шторы.

Сеанс № 9, 1907. M-м Кюри: «До меня совершенно ясно дотронулись, пальцем коснулись моей спины. Я уверена в контроль с моей стороны; рука медиума, контролируемая г-ном Юрьевичем не смогла достичь моей спины». Г-н Юрьевич заявляет, что его контроль за рукой медиума был совершенным. M-м Кюри: «Её (Эусапии) рука даже не пыталась оставить мою, она была сильно прижата моей рукой».

 

Световые явления

Во время сеансов на лбу у Эусапии наблюдались постоянные световые пятна, в воздухе ощущалось присутствие голубого света, иногда синий свет исходил из медиума и падал на стол. Иногда из тела медиума исходили какие-то светящиеся пары, яркие, светящиеся точки.

 

Материализация

Световые проявления наблюдаемые около Эусапии часто принимают более или менее определённые формы. Иногда - это светящаяся рука, которая появлялась в зазоре штор.

Сеанс №11,1905. М-р Юрьевич видит руку с четырьмя пальцами на голове Эусапии. М-р де Граммон видел эту руку тоже. М-м де Граммон видела что-то вроде белой руки, которая положила себя на голову Эусапии. М-р Юрьевич почувствовал, как рука схватила его за голову. М-р де Граммон увидел руку, пришедшую из-за занавеса и остановившуюся на голове г-на Юрьевича (контролёры: слева м-р Кюри, справа м-р Юрьевич).

 

Отпечатки

Перед сеансом на достаточном расстоянии от медиума ставится столик и на нём ёмкость либо с мягким парафином, либо с мягкой глиной. Во время сеанса по желанию медиума в мягком веществе образуются отпечатки как правило рук, либо профиля лица сущности тонкого мира. После сеанса эти отпечатки заливают гипсом - получаются слепки.

 

       

Слепки с отпечатков, полученные в сеансах с Эусапией Палладино

 

Электрические и магнитные явления

Во время сеанса проводились исследования возможности разряда электроскопа медиумом на расстоянии. Если электроскоп зарядить, скажем, положительным зарядом, листики электроскопа разойдутся, вследствие отталкивания одноименных зарядов. При наличии поблизости радиоактивного источника, происходит ионизация молекул воздуха, электроны притягиваются к лепесткам электроскопа, тем самым, уменьшая заряд на лепесточках, и они начинают «опадать».

Во время экспериментов Эусапия подносила руку к электроскопу, не касаясь его, и лепесточки опадали.

Сеанс 26 июня 1905 г. М-р Куртье попросил Эусапию приблизится пальцами к электроскопу, не касаясь его. Эусапия держала пальцы на расстоянии 3 или 4 мм от электроскопа. Листы электроскопа упали, не вдруг, но быстро, без контакта, на удивление м-ра Куртье. Эксперимент был повторен на следующий день с м-ром Бранли с немецким электроскопом фирмы Гейтель, который был построен для наблюдения в области атмосферного электричества. Аппарат был поставлен на маленький круглый столик рядом с лампой. М-р Куртье наблюдал за листом электроскопа, м-р Бранли контролировал руки. Эусапия два раза полностью разрядила электроскоп, не касаясь его.

Пьер Кюри подумал, что будет интересно посмотреть, ионизируется ли воздух в течение сеанса в непосредственной близости от Эусапии и, особенно за занавесом, внутри «шкафа».

Для этого в стене напротив шкафа было пробурено отверстие, (рис. 1, о.); труба 6 см в диаметре идущая из шкафа в соседнюю комнату была пропущена в это отверстие; внутри трубы был помещён изолированный металлический стержень, жёстко соединённый с электроскопом. Данное устройство было установлено м-ром Ланжевеном. Анемометр сосал воздух через шланг из кабины и таким образом мы могли непрерывно измерять проводимость воздуха. Кюри и Ланжевен не обнаружили никакого явления ионизации.

Разряд электроскопа на расстоянии привёл экспериментаторов к мысли, что медиум излучает некоторые лучи, которые и способствуют разряду электроскопа.

Работы по проницаемости этих лучей Сергей Юрьевич продолжил в 1910 г. в Петербурге с медиумом Яном Гузиком (о котором уже упоминалось выше), а затем в 1921 г. в Париже с Яном Гузиком и его сыном. В ходе исследований Сергей Юрьевич обнаружил, что биофизическая энергия излучающаяся из медиума и проходящая через газы и диэлектрики изменяет их и делает их отличными проводниками зарядов и электрических токов и напряжений любой интенсивности. Это излучение действует на расстоянии одного метра от тела медиума, проникая сквозь диэлектрические материалы и металлы до 30 мм свинца и проводящие свойства этих лучей совпадают с проводимостью куска металла, и не ослабляется  этими препятствиями. Проникающая способность (этих лучей), по-видимому, превышает проникающую способность лучей Рентгена, и даже проникающую способность γ-лучей радия - являющихся наиболее проникающими на тот день. Эти изучаемые лучи были названы Юрьевичем лучами Y[24] . Они, кажется, производят диссоциации молекул в металлах и диэлектриках, и они образуют узкие пучки направленные волей и находящимися под влиянием воли медиума. В определённых условиях они отражают лучи света и могут быть сфотографированы. Их излучение приводит к значительной потере мышечной силы у медиума. Психическая энергия, которая работает во время сеансов и производит физические эффекты, такие как левитация, телекинез, материализация и т.д. имеет те же свойства проводимости, как и у Y-лучей.

Результаты этих исследований были доложены Юрьевичем на Первом международном Конгрессе психических исследований, который состоялся с 26-го августа по 2-е сентября 1921 г. в Копенгагене[25]

 

Подводя итоги, хочется сказать, что время в конце XIX - начале XX веков было уникальным. Приоткрылись двери, за которыми находятся сокровенное знание. В это время давалась «Тайная Доктрина», «Учение Храма», Учение Живой Этики. Открыта радиоактивность, разработана электронная структура атома, квантовая механика, теория относительности - всё это эпохальные открытия, расширяющие узкие рамки материального мира. Многое было сделано и в области исследования психических исследований, но многое и забыто. Одно из незаслуженно забытых исследований - работы Сергея Юрьевича.

 

Е.И.Рерих пишет: «Изучение свойств человека даст направление и расширение сознания… Наука будущего будет изучать тело тонкое…». Одной из задач, которая ставится - «Изучение медиумизма и его условий и особенностей»[26] .

 

 

Примечания:

[1] Письма Е.И.Рерих МЦР, том 5, стр. 354.

[2] Письма Е.И.Рерих МЦР, том 1, стр. 78.

[3] Письма Е.И.Рерих МЦР, том 3, стр. 610.

[4] Reimann Mar-Galittu, Johanna Paula. Magnetische Aura des kosmischen Menschen. Trier: Reis, 1922.

[5] П.Ф.Чатуров. «Счастливый страдалец. О дворянском роде Юрьевичей». Саратов, 2000. стр. 6-11.

[6] Е.К.Савельева. «Коллекции Юрьевичей и Васильчиковых». Материалы II Боголюбовских чтений Радищевского музея.

[7] Газета La Figaro, 23.06.1902, p 2.

[8] S.Youriévitch: «Un grand projet français». Revue de la pensée française, v 3(1), 1944, New York, p 11.

[9] Газета La Figaro, 7.04.1911, p 2.

[10] Грезин И.И. «Алфавитный список русских захоронений на кладбище Сент-Женевьев де Буа», Париж, 1995, стр. 453.

[11] S.Youriévitch: «The new International Psychological Institute at Paris». The Monist v11(3), 1901, pp.464-467.

[12] Encyclopedia of Occultism and Parapsychology, p.467.

[13] Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон «Энциклопедический Словарь».

[14] Более подробно с историей спиритизма можно познакомиться, например, в книге Артура Конан Дойля «История спиритуализма», Харьков, 2010.

[15] См. например - А.М.Бутлеров «Четвертое измерение и медиумизм», Русский Вестник, том 133, февраль 1878, стр. 945-971.

[16] «Материалы для суждения о спиритизме». Издание Д.Менделеева, Санкт-Петербург, 1876 г.

[17] Письма Е.И.Рерих МЦР, том 6, стр. 493.

[18] Baron Karl von Reichenbach, «Researches on Magnetism, Electricity, Heat, Light, Crystallization and Chemical Attraction in Relation to the Vital Force». Kessinger Publishing, ISBN 0-7661-3099-1.

[19] Англ. перевод - Johann Zollner. «Transcendental Physics». Kessinger Publishing, ISBN 1-56459-866-7.

[20] Англ. перевод - Cesare Lombroso. «After Death What?», Boston, 1909.

[21] Англ. перевод - Camille Flammarion. «Mysterious Psychic Forces », Boston, 1907.

[22] Courtier. J. Rapport sur les séances d’Eusapia Paladino à l’Institut général psychologique, en 1905, 1906, 1907 et 1908. Bulletin de l’Institut général psychologique, 5-6, 1908, pp. 407-546.

[23] S.Youriévitch: «Le genie de Pierre Curie». Revue de la pensée française, v 3(3), 1944, New York, p.21.

[24] Первая буква фамилии (Yourievitch) Юрьевич.

[25] Serge Youriévitch. «Les Rayons Y - Conductibilité Electrique et Energie bio-physique». Compte rendu officiel du Premier Congrès International des Recherches Psychiques à Copenhague, 1921. Copenhague, 1922. pp. 334-335.

[26] Е.И.Рерих. «У Порога Нового Мира». М.: МЦР, 2000, стр. 283-288.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 01.09.2011