Башкова Наталья Валентиновна,
канд. филос. наук,
редактор издательства
«Директ-Медиа» (г. Москва)

 

Проблема смысла жизни в космо-эволюционном мировоззрении Е.И.Рерих и Н.К.Рериха

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

 

Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и даёт жизнь на пространстве Необъятности.

Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 2, § 276.

 

 

Перспектива космической эволюции человечества и его активно-преобразовательное отношение к своей природе и миру, утверждаемое в философии русских космистов, формирует новые подходы к пониманию нравственно-аксиологической проблематики (иерархии ценностей, высшего блага, счастья, долга, ответственности и т.п.). Проблема смысла жизни - глубочайшая и краеугольная в философской антропологии и этике - носит принципиально интегративный характер: в ней кульминируют многие мучительные вопросы человеческого бытия - взаимосвязи человека и космоса, смерти и бессмертия, смысла человеческого творчества и счастья и т.п..

В Учении Живой Этики Е.И.Рерих и Н.К.Рериха[1], как и в философии русского космизма рубежа XIX-XX вв., искания первых причин и конечных целей, между которыми разворачивается история человечества и человека, получают не церковно-религиозное и не сугубо материалистическое, а принципиально новое - космическое - осмысление. «Смысл жизни утверждается в сознании человека, - считают философы Учения, - когда явлено понимание роли человека в Космосе»[2] . Они призывают «раздвинуть пределы земного проявления до Беспредельности», ибо развитие любой формы жизни, даже малой, связано с великой космической эволюцией[3]. Когда человеческое сознание приковано лишь к земной действительности, то, как узник, оно теряет масштабность видения своего места в бытии, динамизм и направление продвижения. Положение о беспредельности эволюции мироздания и человека приобретает базовый, методологический статус, поскольку применяется при решении как онтологических, так и антропологических, гносеологических, этических и т.д. вопросов. Так, мы видим, что космическое понимание означает эволюционное и рассматривающее человека в неразрывном единстве с мирозданием и в беспредельности развития.

Космическое понимание бытия также подразумевает его многомерность, т.е. многоуровневую структуру, созданную взаимодействием духа и материи как тонкого (одухотворённого) и плотного (кристаллизованного) состояния единой субстанции, которую можно назвать духо-материей или всеначальной психической энергией (термины Учения). Единство бытия предполагает неделимость, взаимозависимость и пронизанность физического космоса сферами (мирами) иных, более высоких измерений. «Вся жизнь надземна, - утверждают мыслители, - ибо она напитана тонкими энергиями». «Так каждый, отрицающий духовное начало, уже лишает смысла все свои действия. Не может продолжаться эволюция, если главный двигатель будет отринут»[4]. Так, космический подход в Живой Этике означает вмещение принципа многомерности и ведущей роли в развитии бытия высших духовных начал. Поэтому исследователи Живой Этики верно уточняют такой подход как духо-космический.

Исходя из идеи многомерности космической жизни, смысложизненная проблематика в Живой Этике имеет многоуровневое решение. Можно выделить как минимум триединство смыслов: космического, планетарного и личного. Этот методологический принцип часто используется философами Учения.

Одним из важнейших атрибутов всеначальной психической энергии является сознание и потенциальная способность к разуму (в т.ч. духовному разуму). Следовательно, все сущее проникнуто сознанием. Е.И.Рерих писала: «Сознание лежит в основании Вселенной. Каждый атом наделён сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны»[5]. Любая земная форма - от камня до человека - содержит в себе духовное ядро («зерно») и являет собой различные ступени его проявления и развития. Через преодоление сопротивления материи и процесс её совершенствования высшие духовные энергии устремляют бытие к новым измерениям: от необходимости к свободе, от инерции к активности, от потенциального сознания к разуму и далее - сверхсознанию, от состояния дифференциации и максимальной плотности материальных форм к синтезу, к утончению и повышению их организованности и т.п. Лишая же бытие этого сознательного жизненного импульса, человечество, по мнению философов, уничтожает саму основу существования.

Итак, мы видим, что смысл жизни человека и человечества не может быть найден исключительно в границах земной действительности, вне единой духо-космической реальности. Если бытие предстает живым, одухотворённым единством, то и искомый смысл может и должен быть глобально расширен. Всё сущее имеет смысл. Смысл жизни должен иметь всеобъемлющее, абсолютное значение (содержание), вместить (связать воедино) как жизнь каждого человека в его индивидуальности, жизнь человечества в целом, так и жизнь земной природы и всего многомерного мироздания - всех его форм, которые также проходят свои циклы развития через глубинные преобразования, взрывы и слияния. Это должен быть, по выражению Е.Н.Трубецкого, «всеединый смысл». Только он может оправдать надежду и устремления человеческого сердца.

Концепция, утверждающая сознание атрибутом космического бытия, содержит в себе имманентный телеологизм (от греч. telos - цель). Философы Живой Этики утверждают, что всё в космосе существует и творит с назначением: «Возможно ли бесцельное существование, когда даже природа имеет своё предназначение? Предназначением человека может ли быть растворимость [смерть, исчезновение, - Н.Б.], когда даже элементы низшие имеют свою последовательность?» «Творчество Космоса даёт назначение даже самому малому червю» [6]. Так, человечество оказывается перед задачей раскрытия предназначения - не только своего, но и космоса в целом, неразрывной частью которого оно является.

Отмечая атрибуты всеначальной психической энергии, мы уже начали характеризовать космический аспект проблемы смысла жизни. Его исследование ставит перед нами закономерный вопрос: с какой целью совершается эволюция Космоса? Надо признать, что мы не можем в полной мере осознать всю сложность и глобальность ответа. Согласно Живой Этике, существование Вселенной в беспредельности имеет последней целью раскрытие всего её имманентного потенциала, обогащение и утончение её форм жизни в многообразном веере путей эволюции. Основополагающий вектор эволюции может быть выражен так: «В Космосе всё стремится к сознательной жизни». Е.И.Рерих очень выразительно поясняла эти идеи: «Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить. Потому мыслящий человек, озарённый светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом»[7]. Так, мы можем сделать вывод о том, что Космос как единый живой организм стремится наращивать мощь и совершенство одухотворённого Разума. Свет, порядок, целесообразность, красота мироздания, согласно онтологии Живой Этики, происходят от действия самой мощной - ментальной силы (энергии). И мы будем не далеки от истины, когда сделаем вывод, что главным назначением объединённого Космического Разума является творческое созидание и утверждение космической жизни согласно её высшим принципам - Гармонии, Красоты, Добра, Любви, Сотрудничества, преодоление несовершенства, борьба и преобразование хаоса как изначального Непроявленного начала. Близкое понимание смысла жизни разумных существ мы находим и в трудах К.Э.Циолковского: «Счастье, совершенство и могущество космоса - вот цель всякого существа, вот предмет наших стремлений, деятельности»[8].

На страницах Живой Этики часто используется понятие битвы в применении к человеческой жизни и расширенном толковании как «прекрасной обороны всего проявленного мира», когда «каждый труд есть борьба с хаосом»[9]. Такая битва в понимании философов естественна (закономерна), постоянна и беспредельна. Вспоминается знаменитая битва на поле Куру (Курукшетра) в древнеиндийском эпосе «Бхагават Гита», где понятие битвы было философски перенесено на человеческую жизнь в целом. В философии космистов же ареной жизненной борьбы человека становятся космические просторы, вне горизонта которых уже невозможно осмыслить его бытие.

Применяя принцип беспредельности эволюции космоса, можно закономерно предположить, что мы, земляне, не являемся первыми и единственными из мыслящих существ. Действительно, именно в рамках философии космизма (Е.И. и Н.К.Рерихи, К.Э.Циолковский) стала последовательно разрабатываться концепция ноокосмической (от греч. noоs - разум) иерархии, объединяющей все мыслящие существа во Вселенной по степени развития. В этих философских учениях подчёркивается, что Существа, стоящие на более высоких по отношению к человеческой ступенях эволюции, не возникли из «ниоткуда», не созданы Божеством, но прошли длительную эволюцию через многообразные формы жизни, в т.ч. и человеческую ступень развития - и стали активными сотворцами космической жизни, водителями эволюции: «Принцип Иерархии ведёт весь Космос» [10].

Так, человечество - лишь одна из форм, ступеней разумной космической жизни. Человек не есть существо, не имеющее прошлого и будущего, но он вмещает в себе многообразные ступени развития, уже преодолённые им, и возможности будущего беспредельного творчества и сотрудничества. «Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, - подчёркивают философы, - человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим кверху»[11].

Духо-космическое предназначение человека (как и любого разумного существа в космосе) - стать в перспективе сознательным сотворцом и создателем, слиться воедино с Высшей силой космической жизни: «Человек призван как отражение Вселенной. Человек призван как утверждение космических высот и выражение космических огней… Творимы и творчество - удел!»[12] Творческое назначение человека связано с раскрытием всех потенциальных качеств и свойств его многомерного микрокосма, центром которого является духовное ядро. «Именно дано человеку, - утверждают мыслители, - возжжение огня [духа, - Н.Б.], который пребывает во всех проявлениях творчества. …Человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжжёт дух, тот не выполнит назначения»[13] . Такое назначение человека подразумевает достижение им ступени Богочеловека, сверхчеловека, которое осуществляется через процесс духовного преображения. Эти идеи имеют исторические параллели в буддизме (состояние «будды»), индийской йоге, в христианстве («обóжение»), в исламском суфизме.

Согласно философии Живой Этики, многомерная структура человеческого микрокосма соответствует, точнее, тождественна строению макрокосмоса. Через овладение и развитие в себе энергий высокого потенциала, способностей, качеств и т.п. человеку становятся доступны и новые онтологические измерения космического бытия. Так, мы приходим к пониманию ещё одного аспекта духо-космического назначения человечества: «Люди как высшее явление мира проявленного [космоса, - Н.Б.] могут быть центрами для объединения миров»[14]. Так преображённое человечество естественным образом будет способствовать единению и гармонии Вселенной.

Теперь рассмотрим планетарный аспект проблемы смысла жизни. Эволюция космических форм жизни, согласно Живой Этике, проходит локальные циклы инволюции (погружения в материю) и эволюции (утончения, одухотворения). На данном этапе планета Земля вступила в цикл эволюции; следовательно, главным направлением движения человечества является - утончение его многомерного микрокосма и жизни вокруг него. Для человечества этот процесс связан с зарождением и развитием его разума, с изживанием под его влиянием своей животной природы, с одухотворением и общей гармонизацией всех способностей человеческой сущности.

Важно отметить, что философы рассматривают человечество как высшую развивающуюся структуру самой планеты Земля. Земля прошла долгий и бурный путь преобразований, прежде чем реализовала возможность зарождения и развития на ней форм разумной жизни. Она - их носительница и кормилица. Благодаря коллективному человечеству, Земля эволюционирует: через преобразование в человечестве земной материи, земных и космических энергий она становится центром излучения совершенно новой для неё, более высокой, утончённой ментальной энергии и способна вступить в новые взаимодействия с различными небесными телами. Так постепенно формируется полноценная многомерная структура нашей планеты. И снова высвечивается назначение человечества как объединителя миров - мира земного и иных миров, как в физическом пространстве, так и в космосе иных измерений. Конечно, это способно качественно, сущностно изменить жизнь Земли. Е.И.Рерих поясняла цель жизни человечества следующим образом - «усовершенствованием себя усовершенствовать и Землю и все окружающие её сферы»[15].

Важно понимать, что для космистов мироздание представляет единое целое - живое, глубинно взаимосвязанное. На химическом (молекулярном, атомном), энергетическом, полевом уровнях - незаметных для глаза, но колоссальных по мощи и действенности - все космические тела (звёзды, планеты и их сложные системы, кометы, туманности) влияют друг на друга, соучаствуя в сложных преобразованиях и эволюции. «Звёзды рисуют узоры жизни всего, что живёт на Земле» [16]. Причём, эти изменения затрагивают не только физическую, но и психо-ментальную (тонко-энергетическую) природу небесных тел, которые в большинстве своём для философов-космистов (К.Э.Циолковский, Рерихи и др.) обитаемы.

Размышляя о современном человечестве, Рерихи считали, что, не выполняя своего назначения, оно напитывает планету грубыми, тяжёлыми эманациями злобных мыслей, жестокости, ненависти, эгоизма и вместо созидательного творчества порождает разрушительные войны. Это, как следствие, выводит из равновесия природные стихии, вызывая большие пертурбации в мире: землетрясения, наводнения, засухи и другие бедствия. Подобные энергии деструктивного потенциала заражают атмосферу Земли, окутывая её плотным слоем, препятствующим вхождению энергий дальних небесных тел, нарушая естественный энергообмен, вызывая разрушительные столкновения космических энергий высокого потенциала с низкими энергиями Земли и другие негативные последствия.

Поскольку каждое царство земной природы - это ступень развития космической жизни, «зёрен» духа, то в Живой Этике закономерно утверждается сугубая бережность к любой форме жизни на Земле (как и в космосе), помощь их развитию и строго целесообразное их использование. Космический закон Иерархии, т.е. подчинения низшего высшему, менее развитого более совершенному, утверждает взаимозависимость путей эволюции человека и других царств природы. Однако негативная сознательная и бессознательная деятельность человечества, противоречащая законам эволюции, затрудняет продвижение нижестоящих форм жизни: животных, растений и т.д..

Как мы видим, в космо-эволюционном мировоззрении расширяется поле творчества и ответственности человечества - не только перед собой, но и перед планетой и космосом. К данным идеям Живой Этики весьма близок знаменитый императив А.Швейцера - «благоговение перед жизнью» - любой, не только человеческой, жизнью. Достоинством же Учения выступает оригинальная, масштабная онтология этой заповеди.

Рерихи весьма негативно оценивали современное состояние человечества, утерявшего понимание единства жизни и космического сотрудничества. Отрицание и искажённое применение законов жизни, считают философы, возможно лишь до определённой границы. Взорвавшаяся планета, летящая в пространстве конгломератом астероидов, конечно, не повернёт вспять развитие Вселенной. Но будет являть собой погубленную ветвь эволюции миллионов форм жизни, их нереализованные, упущенные возможности.

Исследуя планетарный аспект проблемы смысла жизни, отметим и общечеловеческий его разрез. Согласно Живой Этике, каждая человеческая раса (в контексте Учения - это энергетический вид, ступень развития человечества), подраса, нация, этнос имеет своё конкретное назначение и цели развития определённых качеств и свойств человечества и человека. Поэтому человек рождается именно в той стране, среди того народа, которые соответствуют его ступени развития и заданиям жизни. Культура каждого народа, как известно, несёт свой креативный потенциал, свою направленность и особенности, оригинальный круг ведущих идей и глубинные ментальные структуры. Приобщение человека к сокровищам культуры различных народов и эпох, овладение знаниями, художественными и трудовыми способностями выступает одним из главных средств роста и возвышения его духовной индивидуальности на протяжении долгого процесса перевоплощения его духовного ядра.

Основополагающими идеями третьего - личного - аспекта проблемы смысла жизни в Живой Этике являются беспредельность жизни человека и его многомерность. Соединение этих идей выражается в утверждении круга земных перевоплощений духовной индивидуальности человека (только в человеческом облике) и позитивном решении проблемы смерти. Великое космическое назначение, о котором мы говорили выше, проходит через все земные жизни человека, каждая из которых - звено в его реализации. Философы оппонируют убеждённым в однократности человеческой жизни: «Куда же устремиться человеку? Куда же направить накопленные силы? Куда же приведёт совершенствование?… Слишком велико явление борьбы для одной жизни. Слишком велико явление способностей человека для примерной сущей жизни. Начало и конец [рождение и смерть, - Н.Б.] сливаются, служа человеку точкой опоры»[17]. Поток жизней составляет мост между человеческим самораскрывающимся духом и Беспредельностью бытия.

Действительно, можно найти многие веские доводы в пользу идеи перевоплощения, которая является фундаментом для постижения глубинного смысла существования человеческой индивидуальности. Приведём лишь ряд размышлений философско-антропологического плана.

  • Не может не поражать суровость и масштабность моральных идеалов и требований Великих Учителей человечества (духовных подвижников, мудрецов и т.п.), воплощение в жизнь которых по силам лишь единицам из огромного числа людей - по причинам как лично-психологическим, так и социальным. Их реализация ведёт к неизбежным препятствиям и напряжённому столкновению с противоположным действием природных законов борьбы за существование, выживание сильнейшего и т.п.
  • Очевидна несправедливость того, что стартовые условия, раскрывающиеся уже с раннего детства возможности и способности людей, существенно различны, что не может не предопределить их счастья /несчастья, удачи/ неудачи в жизненном пути.
  • Неравенство, огромное различие между людьми в их способностях, талантах, качествах характера и т.п. заставляет предполагать эволюционное прошлое каждого человека.
  • Гениальность не бывает наследственной и преемственной. В своём творчестве гений превышает опыт и знания своей личной жизни.
  • В науке уже накопилось большое количество эмпирических фактов неожиданного проявления обычными людьми способностей и навыков, требующих длительного процесса обучения, воспоминаний человеком деталей своих прошлых воплощений, подтверждённых проверкой, явления идиосинкразии и т.д.
  • Драматические обстоятельства, в которые попадает человек, также очень часто необъяснимы с точки зрения текущей земной жизни.
  • Текущая жизнь не часто даёт возможность увидеть воочию результаты своих поступков - как хороших, так и плохих. Процветание богатых и власть имущих при безнравственности и жестокости их поведения морально дезориентируют человека в жизненном пространстве.
  • Феномен смерти также предстает устрашающей тайной бытия. Ряд мыслителей видят в смерти конец, полное исчезновение человека - несправедливое, обесценивающее и обессмысливающее его жизнь. Другие (например, Н.Бердяев), напротив, считают, что только смерть и придаёт ценность жизни. (Как будто ваза имеет ценность не за красоту, приятные ассоциации и воспоминания, которые она вызывает, а только за то, что она обязательно будет разбита.) Представляя же бессмертие, такие философы продолжают линию эгоистического, ограниченного земными интересами, не вполне осмысленного существования человека. Действительно, такое бессмертие не имеет смысла.

Надо отметить, что, как и многие русские мыслители (В.И.Несмелов, Е.Н.Трубецкой и др.), Рерихи утверждают неразрывность феноменов бессмертия человека и существования смысла его жизни. Если смерть человека окончательно уничтожает его жизнь, то и жизнь, и смерть бессмысленны, ничто во временном существовании человека не может идейно наполнить, оправдать их. Вместе с тем, философы утверждают бессмертие не всей личности человека, но именно высших, духовных аспектов его сознания; физическое же тело и низшие аспекты сознания должны претерпеть преобразования по законам природы. Явление смерти в доктрине перевоплощения Живой Этики - это не полное уничтожение человека, но обновление, очищение и гармонизация его внутренних сил и опыта. Смерть - переход в иной мир - сравнивают с необходимостью человека менять изношенную одежду. Космисты убеждены в величественности и глубине понятия вечность, которое они наполняют смыслом беспредельного совершенствования. Церковную же идею вечных мучений ада за результаты единственной земной жизни они считают явной профанацией.

Философы развивают понимание человека именно как процесса, «и всё в нём происходящее космично стремится к бесконечному развитию, развёртыванию, утончению и усовершенствованию, которым Космос пределов не ставит»[18]. Способность речи есть победа над материей, способность слуха, зрения, способность мыслить - всё это ступени достижений, мало осознаваемые людьми. На всё, сожалеют мыслители, люди смотрят слишком просто, не понимая, какой огромный труд и длительное время потребовались на овладение каждым из них. Окончательная победа духа над материей ещё очень далека. Но достигнутое служит ручательством для будущего продвижения.

Человеку предзадана возможность вседостижимости, т.е. реализации всех лучших потенций, стремлений и идей. Человек будущего, по мысли Рерихов, так же отличается от самого себя в настоящем, как комочек грязи от солнца. «Мы поражаемся различием между идиотом и гением, - замечают мыслители, - но обычно не хватает воображения продолжить эту меру в Беспредельность»[19]. Однако зачатки всех свойств уже заложены в человеке, и их можно развивать, не смущаясь дальностью поставленных целей. И ничто иное, убеждены философы, не может наполнить смыслом существование человека и его пребывание на планете.

Каждое из земных воплощений человека имеет свои конкретные цели и назначение, когда происходит совершенствование определённых качеств и свойств индивидуального микрокосма - его воли, мышления, нравственности, творческих способностей и т.п. Эти задания земной жизни определяются, согласно философии Учения, в Надземном (Тонком) мире - сфере более высоких измерений, где человеческое сознание пребывает между земными воплощениями. Именно там человек пожинает многие следствия своей предыдущей жизни, осмысливает и сублимирует свои земные накопления, опыт, знания и т.д. Не случайно философы признают, что «сущность человеческая слагается в Тонком мире» и лишь проявляется, раскрывается в физическом. «Каждый, приступивший к новой земной жизни, имеет искру просвета, когда он понимает, какой именно груз заставляет принять то или иное испытание». «Каждое воплощение происходит добровольно»[20]. Понятие «добровольно» в контексте Живой Этики означает и «с доброй волей»: воплощающиеся приходят на Землю с изначально добрыми намерениями дальнейшего совершенствования.

Каждый человек несет в глубине сердца [сердце понимается здесь как средоточие духовной индивидуальности человека, - Н.Б.] знание о назначении своего нового воплощения в земном мире, однако из-за перенесения сознания в новую физическую оболочку, а также из-за неумения овладеть разнородными силами своей природы, дисгармоничности чувств, мыслей, воображения - это знание затемняется. К тому же, выполнение духовных задач всегда связано с преодолением жизненных трудностей и недостатков своей природы, ведя к совершенствованию, заботам, постоянной активности, - поэтому человек тем более легко отклоняется от избранных целей жизни. Порой и развитая личность начинает негодовать на обстоятельства жизни, выступая против своего же духовного решения, видя в ограничениях самости - ущемление свободы воли, в череде трудностей и препятствий - тщетность и бесполезность своих усилий.

Наши рассуждения подводят нас к вопросу свободы воли человека, неизбежно сопутствующей проблеме смысла жизни в истории философии.

Понимание единства мироздания, которое люди прозревали с древних времён, обнаруживает ложность большой иллюзии человеческого сознания - независимости человека, его полной свободы (своеволия). Вместе с тем, считать, что человека несёт течение эволюции (кармы, фатума и т.п.) без участия его воли - значит, по мысли авторов Учения, «разобщить его с космосом», лишить его ответственности, сознательности и творчества, к которым устремлено всё во Вселенной. Мыслители утверждают, что человек имеет свободу выбора, и именно она утверждает его достоинство и индивидуальность. Человек самостоятельно творит мир следствий, который преобразует его жизненное пространство и формирует будущее.

Таким образом, назначение людей - не рабство или анархия, но равноправное соучастие в эволюции: «Жизнь есть служение эволюции»[21]. Философы убеждены, что человек (человечество) может прогрессировать, только следуя законам и циклам (ритмам) общекосмической жизни. Однако эти законы - не ограничение воли разумных существ, а сама возможность их зарождения и развития, “поддержания” проявленного бытия - великого “поля” творческой жизни его существ.

Необходимо обратить внимание на краеугольное в этом контексте понятие служения: «Утеря понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. …Понятие служения есть решение задачи жизни»[22] . Служение Космосу философы понимают как «проведение в жизнь высших принципов»[23], т.е. воплощение в земной жизни высших, космических законов, целей и ценностей, совершенствующих и преобразующих её. «Сама эволюция, - утверждают Рерихи, - есть претворение добра». «Космос направляет мир к овладению красотою», которая выступает «формулой эволюции» [24]. Всё, что способствует эволюции - Справедливость, Целесообразность, Истина (знание, мудрость), Общее благо, Любовь, Радость, Труд, Самоотверженность и т.п., - входит в круг общекосмических ценностных векторов, направляющих развитие жизни, в т.ч. и земной. Поэтому и цель жизни человека есть овладение «ремеслом добра», «мастерством постоянного добротворчества» - труднейшим из возможных. Так, человеческое сознание через вмещение высших ценностей поднимается к осознанию своего назначения как сотрудника жизни. И неотъемлемым условием, ведущим к этому, является развитие и одухотворение сознания, гармонизация сложной, многоуровневой природы человека. Таким образом, мы снова приходим к пониманию неразрывной связи микрокосма и макрокосмоса, ярко выраженном в понятии служения.

По сути, человек и есть его сознание. Физическое тело, более тонкие оболочки - носители человеческого сознания в иных, надземных мирах - не просто претерпевают преобразовательные процессы, но проходят через своё полное уничтожение в ходе эволюции человека, и его продвижения в многомерном пространстве. Тогда как сознание, при постоянном его изменении и обновлении, существует вечно, неуклонно расширяя круги своего восприятия, познания, творчества, и тем самым естественно повышая свой онтологический статус.

Нашу постоянную цель, общую для всех земных жизней, - совершенствование своего сознания - мы можем и должны решать, настаивают Рерихи, в любом состоянии и при любых обстоятельствах. Это и должно быть предметом первой заботы в земной жизни: «Только когда сознание наше останется единой собственностью нашей, - рассуждают философы, - тогда мы чувствуем свободу восхождения». Вложение человеческих усилий в совершенствование своего сознания через познание основ космической жизни, воспитание в себе преданности и любви к Высшему, направленности к бескорыстной помощи людям и многое другое - отличается тем, что существенное продвижение на этом пути проявляется далеко не сразу и не так очевидно, как, например, карьерный успех, слава, материальное благополучие и т.п. Однако всё физическое, ограниченное земным миром, обречено на уничтожение по самой своей природе; смерть человека обнажает всю тщетность подобных усилий малого круга действия. Тогда как достижения сознания неистребимы, неуничтожаемы и неотъемлемы. Следовательно, мы должны явить ряд длительных действий, результаты которых будут приносить плоды и в следующих земных и надземных жизнях. «Если… цель [жизни, - Н.Б.] лежит за пределами одной или даже нескольких жизней, - рассуждают философы, - то можно сказать, что путь в Беспредельность найден»[25].

Многое из лучших начинаний человека может быть совершенно неосуществимо в настоящих условиях. Это отнюдь не означает, что они непрактичны или нежизненны, но лишь указывает на их длительность, масштабность и утверждение их в будущем. Будущее, по мысли философов, реальнее настоящего. Ибо настоящее уже почти прошло или проходит и часто в нём изменить что-либо невозможно, так как оно является следствием прошлых деяний. Тогда как будущее пластично в руках формирующей его воли, ибо причины его творятся в настоящем. Знание и устремление в это отдалённое будущее делает его ближе и достижимее, и каждый шаг по правильному направлению приближает его. Неизбежность будущего делает неотвратимыми и плоды тех трудов, которые совершаются ради него.

Как мы видим, уже на данном этапе эволюции человек выступает самостоятельным творцом своей жизни, судьбы - точнее, состояния своего сознания, во многом обусловливающего условия его жизни. В Живой Этике очень большое значение отводится именно самодеятельности человека, его сознательной и активно-преобразующей жизненной позиции.

Познание основ жизни и совершенствование человека, по мнению философов, должно получить статус общенациональной и государственной программы, а люди, обладающие психической энергией высокого качества, должны быть оберегаемы и почитаемы.

Поиски смысла жизни необходимо предполагают, согласно Живой Этике, установление общения человека с Высшим миром, точнее, с высшими разумными существами. Явление ноокосмической иерархии в обликах Великих Учителей человечества содержит в себе синтез трёх аспектов смысла жизни человека, выделенных нами. В плане космического аспекта смысложизненной проблематики ноокосмическая иерархия является носителем велений космического бытия (его законов, ценностей и т.п.) и олицетворяет его высшие, духовные достижения. Планетарный аспект выражен в том, что высшие существа активно помогают землянам, и, не нарушая их свободы воли и самодеятельности, направляют эволюцию планеты и человечества ускоренным ритмом. Рерихи считали, что высшие существа неоднократно воплощались среди землян в обликах религиозных подвижников, философов, учёных, которые подвигали человечество к новым вершинам знания, сообразным с общим уровнем его развития. В личном аспекте они выступают идеалом, прообразом духовых достижений человека, ибо уже прошли очень многие ступени развития, предназначенные землянам. Благодаря взаимодействию с высшими разумными существами, утверждали Рерихи, возможно наиболее полное раскрытие внутренних сил духа человека и реализация его предназначения. Связь с Высшим, с одной стороны, и, с другой, - самодеятельность человека задают новое измерение диалектической взаимосвязи микро- и макрокосмоса, выступая важнейшими основаниями их эволюции.

Последний аспект проблемы смысла жизни человека, который мы считаем важным рассмотреть здесь, - это её раскрытие и определение через счастье, имеющие долгую традицию в истории философии. Предполагается, что если человек исполняет своё жизненное предназначение, то он будет (должен) испытывать счастье. Однако в действительности жизнь многих великих людей (духовных подвижников, учёных, художников) - великих в своих жизненных подвигах, была полна страданий и часто заканчивалась мученичеством, костром, распятием и т.п. Да и сам процесс совершенствования - своего ли сознания, окружающих условий жизни - всегда связан с борьбой, преодолением и часто мучительным страданием. Значит, земное счастье может быть или нет - но жизнь имеет и не может потерять свой смысл. Так что же есть счастье и как оно соотносится со смыслом жизни?

В Учении Живой Этики истинное счастье человека заключено в нём самом, а именно, в его духовном, вечном начале. «В мире потеряно счастье, - отмечали философы, - ибо счастье в духе. Отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, ибо иначе как же им вернуться?»[26]. Радость и страдание являются, по мысли философов, одними из главных механизмов человеческой эволюции. Страдание, болезни - это следствия, прежде всего, внутреннего неблагополучия, трагического расхождения и столкновения с силой космических законов и ценностей.

Однако природа страдания очень сложна. Ибо страдание испытывает не только обычный человек, но и, например, духовный подвижник, великий учёный или художник - за внесение в земную жизнь нового знания и высшего света. Их боль и страдание - это великая жертва, преодоление плотно-материальной неподвижности, узости сознания и невежества окружающих. В Живой Этике акцентируется буддийский образ Бодхисаттвы - Богочеловека, добровольно отказавшегося от окончательного личного освобождения и вступившего на долгий, тернистый путь помощи человечеству.

Цитируя строки из «Махаяна Сутры», Е.И.Рерих указывала на «три радости Бодхисаттв - счастье даяния, счастье помощи, счастье вечного познания». «Лишь два наслаждения имеют люди, - отмечается в Живой Этике, - мышление и экстаз красоты». «Мы имеем в виду радость чистую, радость о добре, радость творчества… Мыслитель говорил искателям счастья: «Радость есть счастье»[27]. Показательно, что понятие счастья в Учении включает явления труда, познания, совершенствования и самопожертвования, что делает его не отвлечённым, а живым, ёмким, глубоким. Подлинное духовное счастье принципиально неэгоистично, оно питается вечным надземным светом и устремлениями, потому земные тяготы не могут отемнить его. Оно непрерываемо и беспредельно. Эта радость (счастье) будет особой мудростью, вмещающей измерения надземные и осознающей высший смысл сущего.

Переходя к заключению, отметим, что представленные три аспекта проблемы смысла жизни - космический, планетарный, личный, - довольно условны. Вместе с тем, они отражают сложность понимания человеком космического единства. Мы часто не только разделяем (разрываем) своё-личное, семейное, общественное, национальное и т.д., но и противопоставляем их. По сути, представленные три аспекта - расширяющиеся круги нашего понимания смысла жизни.

Следуя естественным путём духо-космической эволюции, мы, по мысли Рерихов, должны применить принцип единства (синтеза). Основополагающим вектором продвижения человека и человечества является постепенное расширение малого круга сознания до бóльшего, преодоление эгоцентризма и партикуляризма, понимание сущностного единства бытия, неизменности Добра, Красоты, Истины и др. духо-космических ценностей, вмещение и принятие космо-эволюционного мировоззрения с осознанием особой, индивидуальной роли каждой ступени жизни. Другими словами, мы должны протянуть нить понимания, связующую три аспекта проблемы смысла жизни, чтобы выйти на более полное и правильное её осознание. Одновременно, мы должны быть готовы принять полноту ответственности за свою деятельность. Е.И.Рерих замечала, что многие ответы на вопросы смысла существования человечества содержатся в пласте нашей духовной культуры, однако не приняты и не реализованы в силу отказа от «ответственности за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок» [28].

Решение проблемы смысла жизни в Живой Этике являет многоуровневое единство онтологического, антропологического и этического аспектов смысложизненной проблематики, весьма близко ряду идей восточной философии и отличается жизнеутверждающим тоном. Оно экологично, вмещает ценность любой формы жизни; человек же представлен в органической целостности бытийственных связей.

 

 

Примечания:

[1] Учение Живой Этики создано Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами в сотрудничестве с Махатмами (Духовными Учителями) Гималайской Общины в 20-30-х гг. XX вв. В современной философии ряд исследователей относят это Учение к одному из течений философии русского космизма.

[2] Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч.3, § 67; Надземное, § 490.

[3] Учение Живой Этики: Надземное, § 317, 515; АУМ, § 239, 593; Беспредельность, §47.

[4] Учение Живой Этики: Надземное, § 366, 102, 255, 310, 453, 481, 519; АУМ, § 68; Беспредельность, § 108, 32, 53; Мир Огненный, ч.3, § 27, 28, 108.

[5] Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Т.1. - Мн.: ПРАМЕБ, 1992. - С.177-178. Учение Живой Этики: Беспредельность, § 54; Надземное, § 300.

[6] Учение Живой Этики: Беспредельность, § 84, 316, 230.

[7] Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. - Т.2, с.205; Т.1, с.401. См.: Учение Живой Этики: Знаки Агни Йоги, § 664.

[8] Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - С.278.

[9] Учение Живой Этики: Знаки Агни Йоги, § 179; Беспредельность, § 90; Братство § 542, 128, 129, 269, 474, 483, 490; Надземное, § 116-117, 168-169.

[10] Учение Живой Этики: Иерархия, § 457.

[11] Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч.3, § 67; Знаки Агни Йоги, § 655; Надземное, § 185.

[12] Учение Живой Этики: Беспредельность, § 84. См. также: § 34-35, 55; Надземное, § 713, 714, 717, 838.

[13] Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч.2, §447. См. также: ч.3, § 110, 130, 147, 186, 306, 374.

[14] Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч.1, § 479; Беспредельность, § 56-57; Надземное, § 366.

[15] Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. - Т.2, с. 47. Учение Живой Этики: Беспредельность, § 48; Надземное, § 641.

[16] Грани Агни Йоги. - Новосибирск: Алгим, 2009. - 1956 г. Февраль 24.

[17] Учение Живой Этики: Беспредельность, § 149.

[18] Грани Агни Йоги. - Новосибирск: Алгим, 1993. - 1960 г. Март 2, июль 21, авг. 31, окт. 21,22 ; 1961 г. П.100.

[19] Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч.1. - П.597.

[20] Учение Живой Этики: Надземное, § 425, 21, 188, 198, 256-257, 459, 565; Братство, § 568.

[21] Учение Живой Этики: Беспредельность, § 86, 61, 88, 125, 193; АУМ, § 81; Надземное, § 515, 522, 305.

[22] Учение Живой Этики: Надземное, § 305; Мир Огненный, ч.3, § 367.

[23] Учение Живой Этики: Беспредельность, § 781.

[24] Учение Живой Этики: Беспредельность, § 178; Мир Огненный, ч.3, § 317; Надземное, § 465, 488, 508, 515.

[25] Грани Агни Йоги. - 1960 г. Март 2, июль 21, авг. 31, окт. 21,22 ; 1961 г. П.100.

[26] Учение Живой Этики: Знаки Агни Йоги, § 14.

[27] Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Сборник. - М.: Изд-во «Сфера» Российского Теософского Общества, 1996. - Т.1. С.120; Учение Живой Этики: Надземное, § 85, 763.

[28] Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. - Т.2. С.47; Учение Живой Этики: Община, § 137; Сердце, § 230; Беспредельность, § 73; Надземное, § 249, 273, 472.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 01.09.2011