Александр Балтин,
член Союза писателей Москвы
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
О ХИЛИАСТИЧНОСТИ СОЗНАНЬЯ
Куда ты бежишь?
Служебная суета, смазанная мазью несправедливости - как ты её понимаешь (всякое утеснение тебя мнится несправедливостью; всякое - без попытки разобраться в его сути), надоевшие семейные дрязги; и ранние сумерки, в которых рождается тоска по свету, и надо в магазин за продуктами, и денег нет на новый компьютер сынишке, и телевизор бомбардирует сознание ядрами негативной информации и обстреливает шрапнелью глупости, и бессонница, а подниматься в рань несусветную, ибо служба, служба…
Так куда ты бежишь?
Возможно, хочу ускользнуть от суммы всего, известной как жизнь в иную данность - данность, над которой сияет вечный торжественный полдень справедливости и любви?
Лучшие - наиболее передовые, что ли - участки мозга всегда настроены на световую волну; лучшие - пусть безвестные, слабо влияющие на жизнь. Тайна справедливости вшифрована в совесть. Не мысля о праведности, толком не зная о ней, путая её со святостью - подсознательно любой из нас стремится в царство справедливости и света.
Хилиастичность человеческого сознанья - как основа основ будущего.
Что в Апокалипсисе сказано прямо? И меч, выходящий из уст ангела есть речь…Ткань символов не расплетается, и жизнь остаётся жизнью - низовой, муравьиной - но светлая волна хилиастичности оживает в мозгу, маня в даль дивную, призывая меняться, совершенствоваться.
Вот туда и бежим - в осовремененный, таинственный Китеж - неосознанно, сбрасывая ломти повседневности; туда, куда зовёт хилиазм - хилиазм сознанья, пусть и не обозначенный так терминологически, но вшифрованный в сложную систему мозга…
УЗЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
Системы управления современного социума основаны на насилии - и варьируется только доза его: в разных пропорциях можно увидеть оную, скажем, в монастыре и в процветающей коммерческой фирме, при кардинально противоположном целеполагании. Можно ли иначе?
Можно ли в современном социуме лечить преступления - врачеванием души, а не порождать новые наказанием разной степени строгости?
Если убрать из преподавания управления сумму стереотипов, согласно которым действует только земная, линейная логика, если насытить программы обучения хотя бы отблеском общей цели - превращения земли в сад - то, вероятно, и твёрдые камни насилия можно размягчить, а впоследствии заменить нежным светом сотрудничества и яркой данностью взаимопомощи… Мудрость - высшая степень обретения; внизу остались горы эволюционного мусора - корысть (современный менеджер - воплощенье корысти), зависть, пустая амбициозность. Мудрость управления - связанность управленца вышестоящего с подчинёнными линией света, гармонией сотрудничества, общим знанием цели - не сиюминутной, приземлённой, а высшей и возвышающей - знанием окрыляющим, поднимающим ввысь…
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Шаровая мысль Дюркгейма, сухо и по-новому трактующая пространство социума сколь союзна с эзотерической силой познания?
Восстание масс чревато непредсказуемыми последствиями - подобно тому, как всеобщая грамотность послужила основой возникновения масс-культа - пустого, навязчиво-агрессивного, аппелирующего к низшим структурам души и не сильно развитому интеллекту.
Мир, пронизанный эзотеричностью, сколь нуждается в социологии, в сухих до графичности выкладках, созидающих числовую картину данности, но не дающих ни толики для роста души? А если иначе подойти к социологическим построениям, то какая же это будет социология?
Тем не менее, беда современного человека - оторванность от духовного океана, какой угадывается только в предчувствиях, в тончайших ощущениях - может быть преодолена суммарностью: союзом научного поиска, религиозного делания и разнообразных художественных форм, и ни одна из общественных наук не имеет право манкировать сущностью эзотерического познания, расширяющего возможности человека до весьма значительных пределов.
Не цифра, но дух определяют любое делание - научное, не в меньшей степени, чем художественное; и обогащение социологических расчётов и опусов сознанием этого могло бы дать позитивные результаты - если не прозвучать своеобразной смысловой симфонией, представляющей новую картину жизни. И жизни социума, в том числе.
И - да проступят сквозь страницы графиков и построений - живые чаянья душ! Да не только тела, их сумма, и сумма внешних взаимосвязей будут интересовать социологию - но и поля духовные, определяющие жизнь оных тел!
ЖИЗНЬ - МЕТАФОРА
Жизнь - как метафора, вибрирующая светом.
Как сумма световых метафор, верой пронизывающих видимое и незримое пространства.
Объясни это человеку в колумбарии - человеку с почерневшим лицом, бормочущему нечто, человеку, с душой, смятой скорбью?
Чтобы видеть в смерти прекраснокудрую подругу, ведущую в миры, не менее увлекательные, чем наш нужно…
Многое.
То, чем обладают немногие, а иные стремятся к оному благотворному обладанию.
Вера учёных - как одно из доказательств насущности веры - если не её естественности.
Фарадей был пресвитером.
Мендель был католическим монахом.
Николай Боголюбов был воцерковлённым православным.
Изощрённость мысли, ведущая к ощущению Творца, а после к знанию о нём.
Сплошная световая полоса - преджизнь, переходящая в знакомую нам жизнь, переходящая в смерть-жизнь…
Космос - как поле мыслящей материи, как световой, волновой колосс счастливой сверхжизни.
Крошечная (и преогромная) - сомненьем переполненная Земля.
Жизнь - как сумма световых метафор, верой пронизанных и верой вызванных к жизни.
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
1
Инвестиции в собственную душу - как альтернатива инвестиционной политики социума. Инвестиции сострадания и доброты - не проходи мимо нищих, накорми дворовых собак. Можно ли всю боль мира пропустить через себя? Конечно, нет - ты и не знаешь всю её, в полном объёме, но не закрывай сердца от состраданья тому, кому можешь сострадать, и пусть рука твоя всегда будет готова к помощи. Инвестиции произведений искусства в свою душу - она вибрирует от величия и немой многозвучности готических соборов, и поёт от умной гармонической строгости Храма Покрова на Нерли; в детстве плакал над Муму - и стоило того, и ужасно, если не заплачешь сейчас, или не сможешь ощутить сопричастность мировому духу, перечитывая Илиаду. Космос души расширяется, соприкасаясь с мировым духовным космосом, и инвестиции оные дадут световой результат - в социуме, обеспокоенном совсем другими инвестициями…
2
Инновационные технологии, внедрённые в душу - как сделать сострадание не просто болью - стигматом на сердце - но деятельной помощью тому, кому можешь помочь? Всегда кому-то хуже, нежели тебе. Дети, увы, не только смеются, но и плачут. Инновационные технологии выработки радости - радости светлой, лишённой желаний, радости мудрой и сосредоточенной - листок ли осенний свернулся улиткой на подоконники, ливень ли натянул тугие жгуты, снег ли тихо убеляет пространство, зачехляя привычный двор - всё хорошо, всё свыше, всё жизнь… Инновационные технологии устранения злобы, алчности, ненависти из собственного сердца - сдвинь гору, чтобы двигать горы зерном веры; хорони чёрное, нечистое, радуйся, если оный могильник растёт - ибо на нём разобьёшь сад высшей души, другим передавая опыт, если таковой накопишь - передавая - безвозмездно, конечно.
Инновации безвозмездности…
БЕСКОНЕЧЕН ЧЕЛОВЕК
Коль не выжжен стигмат сострадания на сердце твоём - пусто сердце. И болеть ему лишь за себя, перегорая праздным огнём обид и амбиций.
Выходят из тумана непроявленности, тестообразной всеобщности люди; люди-ветошки, люди никакие - сгинули б: да подняло их слово, выявило черты - нам в урок, нам в укоризну.
Вот «Честный вор» Достоевского. Вот Емельянушка - многопьющий, низкий, полуистлевший, как пустая тетрадка, забытая на дне сундука - а тетрадка-то не пустой оказалась. Пламенели в ней письмена нечитанные; и вот - из потёмок петербургских проступило лицо, и вот покража сокрытая - пересилила тяга к вину - проявилась болью в его чертах; и вот отчаянье прожгло кислотой состраданья Ваше сердце, читатель. Бесконечен человек, невообразим, Вавилон всего в нём, Палестина стражды, и космос над ним - многозвёздность, чуть проливаемая в него…
Почему же книги не меняют нас? Почему? Ведь живёт, живёт в тебе - не так, не так! - но дальше по-прежнему тянешь, волынишь музыку жизни…
ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИКА
Внутренняя экономика - экономика души - до определённой степени важнее внешней, заложниками которой мы все в той или иной мере являемся.
Возможность управлять собой, как государством - государством, где главной составляющей является свет, и равнять себя и чистить только согласно двум основополагающим законам - Заповедям Моисеевым и Нагорной проповеди - цель высокая, но любые усилия, потраченные на её достижения будут оправданы.
Внешний мир - с его многообразием форм и связей, с его суетливым, сливающимся в массу броуновским движением представляется покровом - покровом, сотканным сложно, так, что иллюзии наши становятся родными и труднопреодолимыми, а мечты порою реальнее объективной реальности (насколько она, вообще, объективна), и сдёрнуть покров сей, чтобы обнажилась суть практически невозможно.
Но - невозможные возможности только и интересны, ибо на этом пути энергия мысли и светопись чувств рождает наиболее ощутимые результаты.
Внешнее останется внешним, внутреннее - то, что обеспечивает подъём - и даже при максимальном успехе (который, впрочем, сложно квалифицировать) никакие панорамы, никакие мысли и просветлённые состояния не будут предельными, ибо за ними откроются новые и новые; внутренняя экономика, таким образом, может превратить индивидуума в световую каплю, - сумма которых организует постепенно океан сияний; а конденсация света в душе не может пройти даром, восполняя потраченные силы и открывая новые перспективы пути.
КОВЁР
Бессчётные траектории бильярдных ударов. Не бойся выиграть, не страшись проиграть. Бессчётные нити сплетают пёстрый, шикарный ковёр со сложнейшим рисунком. Потяни за одну - доберёшься до правды. Никогда. Ибо правда по сути - сумма сумм. Не бойся проиграть, не радуйся выигрышу. Отсутствие результата - наиважнейший результат невозможного пути: пути, раскрывающего истинные возможности. Слепой шар сулит попаданье в цель - ответвление мысли окрыляет сердце. Выигрыш расслабляет, проигрыш мобилизует. Верно и другое: проигрыш расслабляет, выигрыш мобилизует: зависит от точки зрения. Но всё сплетает ковёр.
Ковёр, на котором и разворачивается действо жизни, и крохотные бильярдный столик смыслов в углу - тоже его часть…
ХАОС ЮРИДИЧЕСКИЙ
Закон должен быть краток - как вдох.
Краток, мускульно лаконичен, чёток, как графика зимних кустов, питательно наполнен - как молоко наполняет жбан.
Законы ныне - бессчётно множащиеся, причудливо изгибающиеся фразами юридического волапюка, цепляющиеся за мёртвые значки предшествующих параграфов - подтверждают блистательную правоту бритвы Оккама - ибо они без надобности умножают сущности.
Законов человеческих в идеале (ласковая недостижимость Китежа! Не-обретение Грааля!) не должно быть: данное нам извечно - Моисеевы скрижали и Нагорная проповедь. Плотный, плотский, физиологический человек не смог жить внутри этих графически-ясных схем, не смог следовать сиянию высочайших принципов. Человек - меняясь и возрастая, по чуть-чуть, часто и вовсе незаметно (меняясь не полностью, однако, не кардинально, ибо тогда античная, к примеру, классика была бы нам вовсе непонятна) - не меняется физически; а физиология, судя по всему, имеет греховную составляющую - если, вообще, не вся её начинка греховна.
Алмазный свет Нагорной проповеди не стал законом - постепенно, худо-бедно, возникли тяжёлые, с мертвенным отсветом прагматики дебри права - права, равнодушного к духу, и не аппелирующего к душе - ибо нельзя её ни пощупать, ни взвесить… Когда же человек изменится физически? Может быть, Достоевский знал ответ?..
Тем не менее, текстовое ограничение сочиняемых законов - скажем, не больше такого-то количества слов - могло бы внести подобие ясности в юридический хаос, окружающий нас.
ГДЕ ЖЕ БЕССМЫСЛИЦА?
Потакание амбициям заводит в тупик. Жизнь не реагирует на их воспалённые всходы в чьей-то душе. Честолюбие остаётся неудовлетворённым, а усилия по самореализации во внешнем мире напоминают Сизифов труд. Напрягая мышцы, облитый потом, некто, набычась, катит метафизический камень в гору, чтобы не получить ничего. Жизнь бессмысленна - думает он. Жизнь - насмешка, кажется ему.
И вдруг - рост амбиций в душе прекращён (лучший вариант), и как-то исподволь, сквозь нежное, незнакомое сияние становится ясен океан духовности, распростёртый над нами - океан, осиянный ярчайшим светом любви; и - работа обретает новый смысл - или понимает человек, что смысл в том, чтобы качественно делать работу, подключаясь к духовному этому океану - и ради него…
Человек меняется. Он становится светлей. Может быть, это даже замечают другие, хотя человек уже догадывается, что других, по сути, нет, что все едины, ибо корни всех жизней в этом океане любви и духовности. (Попробуйте так чувствовать в метро, в час пик - если получится, значит, в самом деле что-то сдвинулось в Вашей душе).
Но теодицея кажется уже человеку детской игрой, и хотя на умозрительном уровне он не знает, как решить её, но вопрос - понимает - поставлен неверно…
Волны океана ласкают его душу, и он работает, и…где же тут бессмыслица? Абсурд?
БАНЯ ПАКИБЫТИЯ
Отмойся от собственного «я»… Тело после бани - даже тело! очищенное, становится легче, - и лучше дышится, и краски мира ярче и приятней, как будто обновили палитру.
Сколь лёгкой, воздушной может стать душа, если отмыть её от пластов и слоёв грязи - грязи, навороченной неуёмным, тщеславным, эгоистичным, заземлённым, любимым «я». Баня пакибытия необходима - тяжёлая баня, отнюдь не радостная, густая парная с остро пахнущим берёзовым веничком.
Отмойся от собственного «я»… Ты знаешь рецепт? Я составляю его вслепую, медленно, постепенно, всю жизнь; я хожу в церкви, православные, католические, и прислушиваюсь - с чем и как резонирует душа; я прохожу мимо моргов, думая как соотносятся холодные, телесные брёвна, хранимые там, с душой, перешедшей грань; я прохожу коридорами библиотек, хранящих сгустки мудрости мира, и манускрипты мерцают мне недостижимым знаковым смыслом. Вслепую, очень медленно я составляю рецепт - из молитв, текстов, иероглифов редких прозрений.
Не скажу, что сильно преуспел. Но знаю - отмыв от «я» душу, подготовлю её к полёту…
КОЛИЧЕСТВО «СТЫДНО»
Стыдно жить по принципу «Бери от жизни всё». Стыдно пропагандировать этот принцип. Стыдно, будучи церковным иерархом, носить золотой Брегет. Стыдно преподносить телеведущих интеллектуальной элитой общества. Стыдно выдавать филологические экзерсисы и стёбные стишки уровня советской стенгазеты за поэзию. Стыдно, не имея вокальных данных, числиться певцом. Стыдно объявлять элитой общества финансовых тузов = жирных котов и болтливых политиков. Стыдно не читать Достоевского, тратя время на детективы, чьи ядовитого цвета обложки, будто предупреждают: опасно для души. Стыдно проходить под рекламным щитом: Наши кумиры, - помня заповедь. Стыдно в новоотстроенном храме вешать щиты с благодарностью миллионерам, пожертвовавшим деньги. Стыдно снимать сериалы, где кровь приравнена к клюквенному соку, а многочисленные убийцы обеспокоены одним - как уйти от расплаты. Стыдно не иметь стыда.
Но… может быть, количество «стыдно» когда-нибудь закипит, и бурлящий вар смысла смоет скверну социума, очистив его?
ЗОЛОТО СПРАВЕДЛИВОСТИ
Человеческое понятье справедливости замутнено уязвлённым самолюбием и неоправданными амбициями. Работа эго в нас неуёмна, постоянна, и любая мысль о неправильном устройства социума включает в себя составляющей, - пусть и завуалировано - острый писк раздражённого эго: меня не слышат, не ценят, не понимают… Всё же лучше иметь хоть какое-то представление о справедливости, чем полагать, что само это понятье из области мифов.
Человеческий мозг не может вместить понятие Бог - но того, что мы можем взять от сияющей высоты вполне достаточно, чтобы воспринимать свет, одной из волн которого и является справедливость.
А запредельно-посмертная этическая математика предложит нечто, что показалось бы нам удивительным.
И снова звонящий по всем колокол накрывает волнами беспокойства душу: разбой войн, нищета стариков, кумиротворенье - и вновь чувство справедливости, вшифрованное в наши сознанье - какие б ни были - возмущается, вновь мучит вопрос: а я-то что могу?..
Многое. Не нарушай смыслового баланса яви ни мыслью, ни поступком - не нарушай, тем прикасаясь к подлинному, мистическому золоту справедливости. Ты не нарушай - не нарушит он. Двое сильнее.
Усилья, приближающие к царству света, не могут быть зерном, разбросанным по камням…
ПОЧЕМУ
Почему пейждер, но - пейджинговая связь?
Почему церкви закрыты ночью?
Почему мы не видим других миров?
Количество «почему» растёт и сущность их усложняется, и ежели хочется тебе войти в лес ответов, значит не усохла душа.
ПЬЕСА ТЕОДИЦЕИ
Нелепо же думать, что Бог знает все траектории всех бильярдных ударов всех играемых ныне партий? Нелепо навязывать (пытаться навязать) Богу антропоморфность мышления. И с таких позиций пытаться решить теодицею?
Естественно, она не решаема. Она не решаема - ровно настолько, насколько следствие не в состоянии постичь причину. Просто потому, что причина всегда больше. Просто потому, что причина - пучина, а следствие тонкий луч, исходящий из неё. Просто потому, что души наши, сознания наши зашлакованы «эго» - его неустанной, кропотливой работой по выдвижению себя на первое место, по превращению себя в пуп земли. Даже чуть приподнявшись над комфортно-плаксивой позицией вечно неудовлетворённого «эго» начинаешь чувствовать сияние дали - где и постановка-то теодицеи - нелепость, ибо нет во свете тьмы, а космос, как писал Циолковский, абсолютно счастлив. Как представить космос Бога? Как не быть гусеницей, рассуждающей об устройстве леса, и притом не догадывающейся, что есть ещё небеса над ним?
И вот - спектакль теодицеи сыгран, и пьеса её устарела; отстрадали актёры страстей, освободили сцену. И дальше - пьесу пишет свет, пьесу сути, где не бывает не решаемых ответов, поскольку следствие знает о причине, или хотя бы ощущает её световую суть, исходя из которой выясняется, что всякое страдание наше (или всякое страдание в нас) - есть линия дальнейшего, необходимого душе (а иногда и банальному телу) развития - развития, ведущего вверх, туда, где, быть может, вопрос - уже в сущности ответ.
ПОЧЕМУ НАМИ ПРАВЯТ ОТБРОСЫ?
Жизнь - как градация метафизических форм речи; градация сложная и многоступенчатая, с бессчётным количеством нюансов, но агрессия есть одна из самых низовых - чёрных и пещерных - форм оной метафизики. Дщерь мрачных инфрапещер, агрессия обладает тяжёлой сутью выживаемости - сутью, которая равна антисути: будто создана из духовной антиматерии. Люди с превалирующей в духовном составе агрессией отличаются повышенной устойчивостью, способностью к бесконечному лавированию во враждебной среде - в то время, как световое естество души тонко и нежно: поднимая человека вверх, увлекая выше и выше, оно ставит его в невыгодное положение в видимой реальности, позволяя оставлять по себе световые следы в форме мудрых книг, тонких стихов, совершенных холстов, ярких теорий. Сумма подобных явлений - над бездной яви, воспринимаемой нами как заурядная жизнь - а в кислотной, лютой, враждебной среде гребень кипения способны одолеть только максимально агрессивные - в сущности те, чьи души не далеки от отбросов, - а прикоснувшись к возможности светового движения вверх они бы перестали быть собой и легко бы отошли и от жажды власти и от самой власти…
Власть - пласт, тяжёлый, давящий пласт; сущность эта её заложена уже в названии, в тугом сочетании четырёх согласных, и мягкий знак на конце - фонарик возможного умягчения.
Власть - пласт агрессии; пласт, спрессованный из отбросов; пласт для тех, чьи души оттиск с оного пласта… Было, есть, будет… Влияние на нас тонких и умных стихов, яркой и сложной прозы существенно меньше, нежели гипноз змиеподобных носителей власти, обольщающих толпы…
Конденсация света в душе есть существенная форма протеста, пока… пока - по выражению Достоевского «человек не изменится физически…»
НРАВСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Экономические трактаты и статьи - в большинстве своём - представляют экономику, как некую объективную субстанцию - как физику, химию - то есть нечто, существующее помимо человека (хотя и в связи с ним) и изучаемое человеком - в то время как экономика - всего лишь производная деятельности человека, и выбрасывать интересы огромных слоёв населения из сущности рассуждений о ней также нелепо, как, к примеру, охотиться в зоопарке, или на основании филологического анализа с пустым щеголяньем терминами судить о качестве стихотворения.
Отсюда убеждение, что нравственная экономика невозможна по сути - мол, пряников не хватает на всех; с кнутом же всегда дело обстоит лучше.
В то время, как суть экономики - суть, каковой она должна быть, суть в приближении к идеалу - сделать достойным существование всех людей, всех, сколько их не будь, вне деления на классы, прослойки и проч., обеспечить им сносное материальное существование ради необходимейшего духовного роста и умного творчества всякого.
Узел завязан крепко - сложно представить нувориша, обеспокоенного жизнью сограждан - если только это не сулит ему новые барыши; и в ближайшее время вряд ли придётся стать свидетелями экономического чуда - не в смысле процветания производств, а в сфере экономики взаимопомощи, экономики, организованной умно и щедро.
К примеру, так называемая «жёлтая пресса» - казалось бы, нет ничего проще устранить этот мерзкий поток пустых сплетен и пересудов: любой компетентный совет психологов, собранный на правительственном уровне даст заключении о вреде оной прессы, вреде, наносимом ею душам сограждан, забивающей их мозги галиматьёй… а дальше - нет, не надо никаких репрессий, просто следует принять закон - об огромном, разорительном штрафе за публикацию информации о частной жизни так называемых «звёзд» (подлинные звёзды человечества - Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, - так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков). Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги - пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. - на издание налагается огромный штраф.
Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но… дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных свободах и проч.
Пронизать экономику нравственным пафосом, осветлить её светом взаимопомощи и состраданья - дело не прагматиков, всегда стоящих у власти - и значит, увы, дело не сегодняшнего дня, но утверждать, что нравственная экономика невозможно вовсе так же нелепо, как имея множество свидетельств существования иных миров и жизни после смерти продолжать утверждать, что жизнь наша - короткий отрезок между двумя потоками тьмы, и делать из этого вывод - Бери от жизни всё!
КАК СТОИТ ВЕРИТЬ
Перед завитым столбом огнём опасности вспомните ли вы слова канонической молитвы?
Сорвавшись с круч, обратите ли вы помыслы свои к официальной церкви? Ростки молитвы прорастут сокровенными словами из глубины сердечной почвы. Не в этом ли соль веры?
Верить - как подсказывает сердце? Разумеется, вы можете взойти на корабль церкви и слушать, что вам говорит капитан пути, и исполнять все его предписания, но как быть, если методично исполняя всё, предложенное вам, чувствуете внутреннюю пустоту, ненаполненность? Тогда вы испытываете потребность ощутить бездну Бога в себе - или хотя бы крохотный отблеск этой бездны; и сердце ваше, окрылённое, само найдёт волны света - волны веры. Вера заложена в нас, она укажет путь - лучевое движение к сути.
Верить - как подсказывает душа, соприкасающаяся с Богом; и если церковь приводит к этому – значит, ваш путь через неё.
Но что может быть чище детской молитвы, наивной, составленной из собственных слов, и - благоухающей, лучащейся светом доверия?
А - Будьте, как дети - неотменимо.
ДУХОВНЫЕ СОТЫ
Пусть Атлантидой уйдут под воду небытия гнев и зависть, зло и тщеславие, пусть дворцы гордыни, мертвенно сияющие потьмой стремления жить без Бога затонут, сгинут, исчезнут - и на метафизической пасеке обретёте вы возможность духовного мёда! О, пасека устроена на диво - и не только светом молитв, но и овеянным нежностью высоты искусством, и тихим вглядыванием в себя самого, в световую бездну души, и надеждой - лёгкой и крылатой… Пасека духовного восторга и полноценного полдня духа, пасека духовных трудов и такой же, безгрешной радости.
А ты всё ходишь и ходишь мимо, тащишь мешок, набитой алчностью, тщеславием, злобой…
ТЕМА СТРАХА
Совпадая с линией веры, человек теряет страх. Теряет дробные многочисленные страхи, вечно атакующие душу.
Линия веры - наиважнейшая в жизни, но где в городской суете - безденежье, преуспеянье, карьерный рост, и прочее и прочее - ощущается свет её великий?
Что-то такое есть - и вся вера. Кургузый обрывок великой световой линии, светлый вихор тронувший душу. Химеры с Нотр дам де Пари - химеры, воплощающие низовых жителей астрала: тех, что дышат хладом и смрадом, поселяя всем в душу разнообразные страхи - уродливые, как сами химеры…
Душа, идущая по линии веры - знает и чувствует: Ни волос не упадёт с головы человека… Так чего же бояться?
Минус страх - и дела твои насытятся светом, и уйдёт суета, и всё станет осмысленно, и сосуд абсурда будет разбит.
Как же совпасть с этой линией?
Тщишься всю жизнь…
ХОЛОД КУЛЬТОРОЛОГИИ
Сколь высоко поднимает вас это произведение искусства? - При чём тут это? Главное детали! - Филологический разбор заменяет сущностные разговоры о поэзии. Средневековые соборы сильны стилистическим декором - а вовсе не порывом к небу, вложенным в многовековое сооружение соборов создателями. Холодные руки культурологии касаются всего, созданного искусством и творчеством. Холостой пыл классификаций, выхолащивающий душу.
Чем-то иным должно быть насыщено изучение культуры! Гореньем! Огнём, возвышающим душу - а иначе пустота классификаторских таблиц омертвит сущность созданного…
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА
Не столкуются люди… везде говорильня, говорильня, массы слов, шурша и мелькая, обеднённые смыслом валятся в мозги бессчётных аудиторий, навязывая бедным мозгам то то, то это.
…дело в оценочной шкале, в правильности её. Вообще - зависимая от групп, кланов, тусовок, предпочтений - мерцает она ложными огнями и частными интересами; мигает часто антрацитовой чернотой - вместо алмазного высверка точности, вместо приближения к истине. Или люди разнятся лишь глубиной заблуждений? Как заменить субъектив объективом? Престиж диктует свои условия, а условья эти оказываются ярмом. Ориентация на внешний мир чревата, ибо успех и деньги, данные нам в кумиры (будто великую заповедь отменяет телевизионная лескотня) предлагают искажённый, абсурдом смазанный образ мира. И уже парикмахер, названный почему-то стилистом (одумайтесь! Стилисты - это Чехов и Бунин!) получает высшую оценку многочисленно-разбросанной аудитории, а христианский подвижник тонет в водах безвестности.
Объективной шкалы не бывает? Возможно. Но хотя бы приближение к объективности, хотя бы попытка быть справедливым вполне реальны…
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Социальная среда - как подлинная среда обитания. Только подлинная ли эта подлинность?
В час пик в метро возлюбить ближнего - невозможное предприятие. Тебя толкают, толкаешь и ты. Жарко, душно. Мизантропия, растущая в сознанье, ощутимой кисельною массою залепляет извилины мозга. Люди, обращённые в тела, низведённые до косной материальности оболочек… Что каждое тело - чехол бездны - и не представляешь из своей, более-менее обжитой.
Видимость среды обитания - квартира, контора, транспорт, улицы, магазины - заставляет забыть о подлинной подлинности - о метафизическом золоте, наличествующем в каждой душе. Внешнее, поверхностность становятся альфою мировосприятия - и косность, материальность внешнего бациллами заражает душу. Подлинная жизнь внутри, истинные причины всегда снаружи системы, воспринимаемой нами средой обитания.
Социальная среда, как сумма воплощённых импульсов… но откуда исходят они? Не отрицая внешнего, что было бы равно сумасшествию, ощущаешь подлинной средою своё душевное, духовное, интеллектуальное - только… сколько там светового? Сколь стремишься расти? Излучение позитива, очищающее среду, требует усилий, ибо на хамство проще ответить хамством, нежели улыбкой, или хотя бы молчанием…
Подлинность внешней, якобы подлинной среды, под вопросом, если внутренняя работа хотя бы началась.
А точку в ней поставить невозможно, не поставит и смерть, но социальная среда, сколь бы ни была могущественна и агрессивна не затянет уже…
ЛАБОРАТОРИЯ МИРА
Лаборатория сия каждому из нас известна эмпирически. Ты плакал в детстве, канючил игрушку. Ты понял потом, что без неё можно жить. Нужно ли было плакать? Ну да, слёза добавили капли опыта.
Нежной-нежной была в детстве душа, но… как с такой жить? кожею обрастает она: нужно ли это миру? Есть твой опыт - и опыт, который ставит мир на тебе, проводя дорогой разочарований - чтобы понял: не стоит ничем очаровываться; тропою обид - чтобы осознал: обижаться нельзя. То, что в 43 ты умней, чем в 23 логично, но, думается, в 53 разница не будет уже столь большой.
Лаборатория мира, в колбах которой налиты соблазны, а в ретортах булькает успех - выпьешь или пройдёшь мимо? Свобода выбора условна - ибо колея корректируема сверху, и с этим ничего не сделать - только принять.
Подчинись миру - чтобы ускользнуть от него…
МИСТИЧЕСКИЙ СУРИНАМ
Много ли в Москве людей, бывавших в Суринаме?
Помнишь его на карте - старой, советской, над детской кроватью висевшей - он был цвета баклажана… не то сиренев. Из Москвы в Суринам? Кому нужен такой путь? Жёлтые улицы, марево зноя, дома в колониальном стиле, белая, потемневшая от времени католическая церковь… Масло и золото испанской речи… Из московских снегов в жару Суринама. Из холода небытия выплави бытие в своём сердце. Воспользуйся рецептом Вед…
И Суринам - как подсказка…
Ибо мистические нити сущности существованья причудливы, и не узнать тебе точно, что сулит данный узор…
Ваши комментарии к этой статье
№46 дата публикации: 12.06.2011