Ольга Ерёмина

 

«Слово о полку Игореве»
в историко-культурном контексте

Впервые опубликовано: Ерёмина О.А. «Слово о полку Игореве» / Русский язык и литература для школьников, № 1, 2005. С. 16–24.

 

Великая находка Мусина-Пушкина

Представьте, что вы живёте в конце XVIII века. Ещё жива Екатерина Великая, которая заявляет, что покровительствует наукам и искусствам. Это время дворяне называют «золотым веком» Екатерины. Дворяне путешествуют, подолгу живут в Европе, наблюдают другие народы.

Русские люди чувствуют, с одной стороны, свою общность с народами Европы, с другой стороны, своё отличие от них, особенность своей национальной культуры. Возникает желание понять, в чём же причины этой особенности, и образованные люди России обращаются к истории своей страны. Так, Н.М.Карамзин, возвратясь из Европы, начинает писать повести на материале русской истории. В это время в Москве живёт Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, граф, член Российской академии наук, позже ставший президентом Академии Художеств. Мусин-Пушкин - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые, рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории «Русской правды» - первого русского сборника законов.

Читать древнерусские рукописи - кропотливая работа. Переписчики вносили изменения в первоначальные тексты, делали ошибки, включали отдельные произведения в сборники, могли сшивать разные по содержанию рукописи в одну книгу (такие сборники назывались конволютами).

Представьте себе чувства страстного собирателя, когда ему приносят такой сборник - конволют, и среди известных произведений он вдруг читает незнакомые строки, которые сразу выделяются из стиля всего сборника.

 

Не лепо ли ны бяшетъ, братие,

начати старыми словесы

трудныхъ повестий о пълку Игореве,

Игоря Святъславлича?

Начати же ся тъй песни

по былинамь сего времени,

а не по замышлению Бояню.

 

У Мусина-Пушкина захватило дыхание: он был опытным историком и археографом и сразу понял, что перед ним новый, ещё не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и художественную ценность. Было это в 1792 году. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто. В древнерусской письменности не существовало разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания. Были такие буквы, которые исчезли из русского алфавита после реформы Петра I.

С текста нового памятника - «Слова о полку Игореве» - сразу сделали список для Екатерины II. Через восемь лет, в 1800 году, стараниями нескольких учёных произведение было издано, а ещё через двенадцать лет случилось непоправимое - единственный подлинный текст «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара. Оправившись после Отечественной войны, учёные начали сличать Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. Оказалось, что в них имеются многочисленные орфографические расхождения. В некоторых ситуациях эти расхождения вызывали затруднения при понимании смысла слов, возникли так называемые «тёмные места». Количество «тёмных мест» за десятилетия изучения этого произведения значительно сократилось благодаря усилиям учёных самых различных специальностей, вплоть до историков, занимающихся вооружением.

Было сделано множество переводов «Слова…» - как дословных, так и поэтических, «Слову…» посвящено более пяти тысяч исследований - как статей, так и монографий. Каждый факт, упоминаемый в произведении, был десятки раз проверен историками и литературоведами. «Слово…» восхищает и притягивает внимание множества читателей. Для Николая Заболоцкого поэтический перевод «Слова…» стал подлинным жизненным подвигом.

Само же «Слово о полку Игореве» занимает в современных книгах около пятнадцати страниц.

Сегодня хотелось бы обратиться не к композиции, не к лексике произведения, а к тем проблемам, которые делают «Слово…» современным.

 

Хроника столетия

«Слово о полку Игореве» посвящено событиям 1185 года.

Существует понятие аберрации, то есть уклонения от нормы (от латинского слова aberratio - уклонение). Существует аберрация оптических систем, то есть искажение изображения, неточное соответствие объекту. Например, два предмета, которые находятся далеко от нас, но на большом расстоянии друг от друга, кажутся нам примерно одинаково удалёнными. Это называется аберрацией дальности. Например, Солнце и Луна кажутся примерно одинаковыми по размеру, в то время как Солнце расположено в 375 раз дальше. Историки тоже знают явление аберрации, когда события, далёкие от нашего времени, кажутся нам происходящими примерно в одну эпоху. Из-за этого мы не видим динамики исторических изменений, история кажется нам застывшей, неподвижной. Жизни Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, кажется нам, протекают в одно и то же время, нам трудно бывает уловить, чем отличается время Мономаха от времени, когда русские князья обращались за поддержкой к Всеволоду Большое Гнездо. Мы попытаемся внимательнее присмотреться к событиям русской истории, чтобы лучше понять «Слово о полку Игореве».

В 1054 году умер Ярослав Мудрый, оставив после себя пятерых сыновей. Между ними и внуком Ростиславом Владимировичем князь разделил Русскую землю, за исключением Полоцкого княжества, отошедшего потомству его старшего брата Изяслава Владимировича. Порядок престолонаследия был «очередным», то есть киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти братьев переходил к старшему племяннику.

Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям жить в мире и любви, во всём слушаться старшего брата. Но отцовский завет выполнялся недолго. Почти сразу после смерти князя между братьями начались усобицы. Многие князья оказались недовольны разделом. Самым решительным из недовольных оказался Олег Святославич. В 1078 году он пошёл из Тмутаракани походом на дядей, призвав на помощь половцев, но был разбит.

В 1093 году умер последний из Ярославичей - Всеволод. Олег Святославич, к тому времени вновь укрепившийся в Тмутаракани, снова призвал на помощь половцев и напал на Русь. Он хотел вернуть себе Чернигов, завещанный Ярославом Мудрым его отцу Святославу. В Чернигове в это время правил Владимир Мономах, приходившийся Олегу двоюродным братом. Половцы во главе с Олегом осадили Чернигов. Заботясь о сохранении жизни жителей Чернигова, Владимир Мономах уступил престол двоюродному брату, а сам ушёл в Переяславль. За те беды, которые принёс Русской земле Олег Святославич, наводя на неё половцев, его прозвали в народе Олегом Гориславичем.

Только в 1113 году, двадцать лет спустя после добровольного оставления им Чернигова, Владимир Мономах стал киевским князем. За двенадцать лет его княжения в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. Ещё семь лет после смерти Владимира Мономаха Русью правил его сын, Мстислав Великий. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти в 1132 году распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Ольговичи, то есть потомки Олега Гориславича, и спокойствию Руси пришёл конец. Раздробленность стала фактом.

С 1132 года до 1185 года - даты похода Игоря Святославича на половцев, о котором идёт речь в «Слове о полку Игореве», - больше пятидесяти лет. Вспомним последние пятьдесят лет нашей истории. Сильно ли изменился мир за это время? Можно ли считать, что за пятьдесят лет в XII веке мир не изменился, остался таким же, каким был прежде?

Перемены были огромны. Мы не будем сейчас перечислять экономические причины этих перемен. Скажем о главном: за пятьдесят лет со времён смерти Мстислава Великого наиболее сильной среди русский земель становится Ростово-Суздальская земля, наиболее сильным и влиятельным князем становится Юрий Долгорукий. В 1169 году войско во главе с его сыном Андрей Боголюбским штурмом берёт Киев (!) и предаёт его страшному разгрому. Был подожжён даже Киево-Печерский монастырь, признанная святыня христианской Руси.

Любой другой русский князь в прежние годы остался бы княжить в Киеве. Андрей Боголюбский не поехал в Киев, а остался у себя во Владимире, в Киев же послал своего младшего брата Глеба. Этот факт свидетельствует о том, что Киев в эти годы потерял своё значение как центр Русской земли.

В период правления Всеволода Большое Гнездо (1176 - 1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Власть Всеволода ощущалась и на юге. Даже в спорах князей за самые отдалённые земли Руси его слово долго оставалось решающим.

Именно к периоду княжения на Северо-Востоке Всеволода Большое Гнездо относятся события «Слова о полку Игореве».

Соперничество среди русских князей за первенство продолжалось. На княжеском съезде в Любече было провозглашено: «Кождо да держит отчину свою». Но князья не только стремились держать свои отчины, но и захватить или пограбить земли других князей. Например, Игорь Святославич, внук Олега Гориславича (главный герой «Слова…»), правивший в Новгороде-Северском, что в Черниговской земле, незадолго до похода на половцев «взял на щит» город Глебов у Переяславля, «кровопролитье сотворил в земле христианской», «не пощадил христиан». Об этом рассказывается в «Повести о походе Игоря Святославича на половцев», включённой в Киевскую летопись. Игорь причинил христианам такие беды, что «живые мёртвым завидуют».

Всеволода Большое Гнездо половцы не тревожат - владимирская земля, казалось бы, надёжно укрыта от кочевников лесами и болотами. В Киеве в это время княжит двоюродный брат Новгород-Северского князя Святослав Всеволодович, тоже потомок Олега Гориславича. За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс с Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь потребовал власти над городами Киевской Руси. Двенадцать лет сохранялось это двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежало Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это «двоевластие» в Киевской земле прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. Мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.

Русские земли объединяла православная вера, общая письменность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ ещё помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».

 

«Непокорством зло пробудили»

И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, княжившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев. Во второй битве половцы разгромили русское войско. Впервые за всю историю четыре русских князя попали в плен! Это был неслыханный на Руси позор.

Автор искренне горюет о пленении русских князей, и в то же время даёт характеристику тяжёлым последствиям их необдуманного похода: Игорь и Всеволод «непокорством зло пробудили». В реальности события развивались так: после небывалого на Руси известия о пленении четырёх русских князей киевский князь Святослав послал гонцов к своим сыновьям и ко всем другим князям с призывом собраться в Киеве и выступить на половцев. В это время половцы уже напали на земли пленённого Игоря. В Переяславле их встретил Владимир Глебович, брат жены пленённого Всеволода («милой жены, прекрасной Глебовны»). Святослав встал с войском у Киева - охранять броды через Днепр и поджидать князей с дружинами. Но князья не спешили на помощь Киеву. Ярослав Черниговский собрал войска, но не торопился соединиться со Святославом. Давыд Ростиславич Смоленский привёл свои полки на Киевщину, встал в тылу у полков Святослава и отказался двигаться дальше.

Войска Святослава и Рюрика, его соправителя, напрасно ждали помощи. В это время половцы напали на город Римов на реке Суде, «ополонишася полона, и пойдоша восвояси». Русские князья, не преследуя половцев, разоривших Римов, «возворотишася в домы своя». Такого позора Русская земля ещё не знала.

Автор осуждает политику русских князей, заботящихся только о собственном благе: «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».

 

К кому обращено «Золотое слово» Святослава

«Золотое слово» Святослава и обращение автора к князьям - идейный центр произведения. Как показывает опыт, без исторического комментария невозможно понять высокий и трагический пафос обращения автора к князьям, постичь ту глубину страдания, которая наполняет сердце русских людей при виде княжеских распрей.

Святослав видит сон - в нём предчувствие беды. Бояре истолковывают ему смысл сна. Великий князь произносит «Золотое слово». Святослав воздаёт честь храбрости и силе Игоря и Всеволода, но осуждает их самочинный поход на половцев: «Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили». Святослав обращается к Игорю и Всеволоду, называя их «сыновчя», то есть племянники. На самом деле они были ему двоюродными братьями. Такое обращение мог позволить себе старший князь в роду, Великий князь Киевский.

Святослав сожалеет: «А уже не вижу власти сильного и богатого брата моего Ярослава, с воинами многими, и с черниговскими боярами…». Ярослав Всеволодович, черниговский князь, родной брат Святослава, в ответ на призыв великого князя собрал своих воинов и встал около Чернигова, защищая только свою землю: «…а Ярослав в Чернигове, совокупивъ вои свои, стояшеть» (из Киевской летописи). Святослав восклицает: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прежнюю славу сами похитим, а нынешнюю меж собой разделим».

Вспомним, что сильное войско Давыда Ростиславича Смоленского, пришедшее на призыв Святослава, стояло в тылу у киевского князя и отказывалось двигаться дальше. «Когда сокол возмужает, высоко птиц взбивает, не даст гнезда своего в обиду. Но вот мне беда, - восклицает Святослав, - княжеская непокорность, вспять времена повернули. Вот у Римова снова кричат под саблями половецкими, а Владимир изранен. Горе и беда сыну Глебову!»

Владимир Глебович, о котором говорит Святослав, - это брат «прекрасной Глебовны», жены Яр-Тур Всеволода, попавшего в плен. Киевская летопись говорит, что Владимир Глебович был «дерзок и крепок в рати». Защищая Переяславль от половцев, он выехал из города с малой дружиной и крепко бился с половцами. Враги обступили его. Воины, увидев из города, что половцы окружили князя, «выринушася из города» и отбили своего князя, который был ранен тремя копьями. Израненный Владимир Глебович послал к русским князьям за помощью, но Давид со смолянами решил возвратиться домой, а Святослав с Рюриком охраняли броды через Днепр. В результате половцы по дороге напали на беззащитный Римов и уничтожили город: «Вот у Римова снова кричат под саблями половецкими, а Владимир изранен».

Собственным израненным сердцем чувствует автор страшное горе, постигшее Русь, - глубокое разобщение русских князей. Вслед за словом Святослава автор обращает к занятым собственными интересами князьям своё взволнованное, горькое слово. Первый, к кому обращается автор, - Всеволод Большое Гнездо, князь владимирский, первенство которого над всеми русскими князьями было неоспоримо: «Великий князь Всеволод! Не помыслишь ли ты прилететь издалека, отцовский золотой стол поберечь?» Но не прилетит на помощь великий князь Всеволод.

Следующее обращение - к двум братьям, Рюрику и Давыду Ростиславичам. Рюрик на момент событий 1185 года - соправитель Святослава в Киевской земле, его воины вместе с войсками Святослава «и со инеми помочьми» заняли позиции на берегу Днепра против половцев. Воины Давида не услышали призыва вступить в золотые стремена «за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!» и вернулись в Смоленск. Соблюдая историческую объективность, скажем, что Давыд и его войско не сумели перешагнуть личной обиды: с 1171 года Давыд был князем Киевским, но Андрей Боголюбский потребовал от всех четырёх братьев Ростиславичей убираться из Киева в Смоленск, а Давыду и Мстиславу Храброму вообще велел не появляться в Русской земле. Понятно, что оскорблённые смоляне не захотели защищать Киева, из которого их незадолго до того изгнали.

Третье обращение - к Осмомыслу Ярославу, князю Галицкому. Автор ярко описывает могущество этого князя, отца Ярославны - жены князя Игоря: «Высоко сидишь на своём златокованном престоле, подпёр горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота, меча бремена через облака, суды рядя до Дуная. Страх перед тобой по землям течёт, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с золотого отцовского престола в султанов за землями». В этих словах содержится намёк на события 1159 года, когда Ярослав Осмомысл в союзе с волынскими полками захватил Киев: «отворяеши Киеву врата». В словах автора слышится упрёк могучему Ярославу Осмомыслу: ты сумел захватить Киев, сумей же его защитить! Автору хочется верить в помощь русских князей своим братьям: «Стреляй же, господин, в Кончака, поганого половчанина, за землю Русскую, за раны Игоревы, храброго Святославича!»

«А ты, храбрый Роман, и Мстислав! Храбрые замыслы влекут ваш ум на подвиг!» - обращается автор к двум братьям Ростиславичам, потомкам Мстислава Великого. Их полки под предводительством Мстислава Храброго после изгнания Ростиславичей из Киева наголову разбили Андрея Боголюбского, показав свою силу. На 1185 год Ростиславичи княжили в Смоленской земле, их ближайшими соседями были литва, ятвяги и деремелы. Автор отдаёт должное отваге и уму братьев. Но что их отвага, проявленная в сражениях с русскими князьями, если Русская земля стонет от половцев, если «Игорева храброго полка не воскресить»!

«Ингварь и Всеволод и все три Мстиславича - не худого гнезда шестокрыльцы!» - обращается автор к другим русским князьям: «Загородите Полю ворота своими острыми стрелами, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!» В третий раз упруго и остро, словно выкликаемый князем перед началом боя, звучит призыв встать за землю Русскую, - это самый знаменитый рефрен в «Слове о полку Игореве».

В следующих строках автор говорит о том, что опасность надвигается на Русь не только с Поля, но и со стороны литвы: «Один только Изяслав, сын Васильков, прозвенел своими острыми мечами о шлемы литовские, поддержал славу деда своего Всеслава, а сам под червлёными щитами на кровавой траве литовскими мечами изрублен…» Изяслав, князь полоцкий (городенский), правнук Всевлава Полоцкого, погиб в битве 1183 года, за два года до похода Игоря на половцев. Автор словно хочет предупредить своих читателей об опасности нападения со стороны литвы. Опасность эта, предсказанная автором «Слова…», станет явной несколько десятилетий спустя.

Подвиг Изяслава Василькова описывается лирически: «…так он один и изронил жемчужную душу из храброго своего тела через золотое ожерелие». Вспоминаются слова, знакомые нам со школьной скамьи: «Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудрённого горем, трудом удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старцам-родителям, родившим его».

После описания подвига Изяслава Василькова автор возвышает свой голос до обращения ко всем князьям земли Русской, напоминая им об их кровном родстве: «Ярославовы все внуки и Всеславовы!» (Ярослав Мудрый - сын Владимира Святого; Всеслав Брячиславович, князь полоцкий, - правнук Владимира.) Автор прямо обличает и укоряет русских князей: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!»

 

«Порознь их хоругви развеваются»

Желая понять истоки сегодняшнего бедственного состояния Русской земли, автор обращается взором к событиям, которые стали первопричиной этого состояния, - к событиям более чем столетней давности. Он вспоминает князя Всеслава Брячиславича Полоцкого, выступившего против Ярославичей. Ярославичам пришлось объединиться и двинуться на него в поход. В результате Всеслав был схвачен и брошен в темницу в Киеве. Но пока Ярославичи воевали с Всеславом, половцы напали на Русь (1068). Ярославичи вышли им навстречу и были побеждены.

Всеславу всё же удалось покняжить в Киеве: киевляне взбунтовались против Ярославичей, выгнали их и провозгласили князем Всеслава: «Тот хитростью поднялся… достиг града Киева и коснулся копьём своим золотого престола киевского». Изяслав Ярославич сумел изгнать его и отобрать Полоцк, Всеслав бежал: «А от них бежал, словно лютый зверь в полночь из Белгорода, бесом одержим в ночной мгле…» Но Всеслав набрал дружину и сумел отвоевать отцовский престол. До конца XI века, до смерти последнего Ярославича (1093) продолжалась борьба братьев с Всеславом. Он умел одерживать победы над Ярославичами, нападал на Псков, грабил и жёг Новгород и Смоленск, но эти победы приносили Русской земле только горе: «На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не на добро засеяны, засеяны костями русских воинов».

Всеслава называли чародеем и шептали, будто бы он был рождён от волхования. Он умел делать то, что было недоступно другим людям, имел огромные силы, но потратил их на борьбу со своими родственниками, братьями Ярославичами: «Хоть и вещая душа была у него в дерзком теле, но часто от бед страдал. Ему вещий Боян ещё давно припевку молвил, смыслённый: «Ни хитрому, ни удачливому… суда Божьего не избежать!»

Автор показывает первопричину горького положения Руси: раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся бреши стали проникать половцы. Поход Игоря Святославича 1185 года - показательный результат раздробленности Русской земли: четыре князя попадают в плен, половцы безнаказанно грабят и сжигают русские города, а князья думают о своих интересах и отказываются выступать против кочевников. Поход Игоря на половцев - это не просто незначительный неудачный поход новгород-северского князя против поганых, но та капля, которая переполняет чашу терпения. Раздробленность Русской земли - не просто факт, но факт, угрожающий самому её существованию. Пройдёт всего тридцать восемь лет, и горестный, не услышанный князьями призыв автора «Слова…» к единению отзовётся в страшном разгроме на Калке.

Тяжким пророчеством звучат строки «Слова…»: «О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне одни стяги Рюриковы, а другие - Давыдовы, и порознь их хоругви развеваются. Копья поют…» (Флаги двух родных братьев развеваются порознь, нет единства даже между ближайшими родственниками.)

Центральная часть «Слова…» - это страстная речь оратора, обращающегося к русским князьям. Автор соблюдает старшинство в обращении, упоминает о заслугах и доблести князей, ищет причины современного положения, заглядывая в прошлое, и, говоря современным языком, выдвигает долгосрочные прогнозы. Мы видим автора - человека, блестяще знающего историю Русской земли, глубокого политика и истинного патриота Русской земли.

В полной мере осознавая смысл центральной части «Слова…», мы перекидываем мостик в наше время. Какова историческая судьба Русской земли? И как сегодня развеваются хоругви: порознь или вместе? Только осознание причин поможет предвидеть будущее, только единство народных устремлений поможет сохранить единство России.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 04.06.2011