Владимир Леонидович Мельников,
заместитель директора по научной работе
Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов,
кандидат культурологи
ТЕМА ВОСТОКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА
К постановке задач исследования
Аннотация статьи
The article is devoted to the topic East in the life and work of Nicholas Roerich. It is the start of the study, consistently reveals the theme of the East to his art over half a century to. Issues of interaction between East and West worried outstanding Russian artist, scientist, explorer, social activist. And today they raised topics of mutual understanding, education; respect is not lost its relevance. N.K.Roerich has acted as guardian and to the traditions of Russia's rapprochement with the East, and Asia, and already in the early period of his creative life, presented in striking power of artistic expression work on the East.
Ключевые слова
Рерих, Русь, Азия, славяне, монголы, татары, Япония, кочевники, краеугольный камень мироздания, Сокровище Ангелов.
«Россия - это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть Света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Восток и Запад», - писал H.K.Рерих в зените своей всемирной славы (1935 г.). Такое понимание места своей родины на культурно-исторической карте мира он вынес из десятилетий поисков и неустанного труда в самых разных сферах - в искусстве, науке, общественной деятельности, философии.
Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г., и был третьим ребёнком в семье нотариуса Константина Фёдоровича Рериха и его жены Марии Васильевны, урождённой Калашниковой. Он вырос в благополучной обстановке русской семьи, принадлежавшей к верхушке среднего класса, со всеми связанными с этим положением преимуществами - например, возможностями контактов с писателями, художниками, востоковедами, которые были частыми гостями в доме Рерихов на Университетской набережной, № 25. Уже в раннем возрасте он проявил интерес и талант к самым разным занятиям. Когда ему было девять лет, известный антрополог, профессор Военно-Медицинской академии Л.К.Ивановский приехал для исследований в районе родительского имения Извара под Гатчиной и взял юного Рериха с собой на раскопки древних захоронений. Захватывающий процесс раскрытия своими собственными руками тайн забытых веков зажёг в нем любовь к собственным научным исследованиям; эта любовь осталась с ним на всю жизнь, и повлияла на темы многих его живописных полотен. Благодаря работе в юные годы под эгидой Императорской Археологической комиссии и Императорского Русского Археологического общества, в нём развился интерес к собиранию археологических предметов, монет, минералов. Ещё в годы учёбы в известной петербургской гимназии К.И.Мая, он создал свой собственный гербарий для изучения трав и деревьев. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьёз думать о поступлении в Петербургскую Академию художеств, чтобы стать профессиональным художником. Его отец, однако, не считал живопись подходящим занятием для достойного члена общества и настаивал на том, чтобы сын пошёл по его стопам и начал изучать юриспруденцию, говоря сыну: «Россия нуждается в общественных деятелях, а не в рисовальщиках». Сошлись на компромиссном решении, и осенью 1893 г. Николай поступил одновременно в Академию художеств и в Санкт-Петербургский университет, где получил образование сразу на двух факультетах - юридическом и историко-филологическом.
Таким образом, уже в студенческие годы Рериха происходило взаимное обогащение различных видов искусств и наук. К такому же общению разных видов творческой деятельности в зрелые годы он призывал, что свидетельствует о его неудержимой тяге к гармонизации, к сведению вместе, к нахождению соответствий между внешне несхожими и даже конфликтными сторонами и явлениями жизни. Это было характерной чертой его художественного мышления, которая сказалась на всех направлениях его деятельности.
Рерих был одарён способностью чувствовать глубинные связи явлений как вполне естественные и очевидные во всех проявлениях жизни. Именно эта способность к синтезу, - талант, которым он так восхищался в других и поощрял в молодёжи, - давала ему возможность видеть связь между субъективным и объективным, философским и научным, Восточной мудростью и Западным знанием, и строить мосты взаимопонимания между такими, казалось бы, противоречивыми явлениями. Рерих напоминал нам, что противоречия часто возникают как результат человеческого невежества, и что долгом каждого человека является развитие и расширение сознания.
Пересмотрев все известные списки произведений художника (в том числе, и те, что были составлены при его участии), мы видим, как рано появляется в его творчестве тема Востока.
В 1897 г. - картина «На чужом берегу» из серии «Начало Руси. Славяне». Хранится в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева («Радищевский музей»). Картина была представлена в год её создания на «Выставке конкурентов при Императорской Академии художеств» (по каталогу выставки № 36). Происходит из собрания С.Н.Сыромятникова и Л.П.Ковылова. Первым это произведение исследовал Е.И.Водонос (1966), связавший его с остальными картинами серии. По его мнению, это «правдивая повесть о тревожных буднях славянской древности». Несколько иную трактовку предложил Б.Д.Сыромятников, близкий родственник первого владельца полотна, которому его подарил сам автор. В своей публикации (2008) Б.Д.Сыромятников предпринял попытку объяснить, почему именно известному журналисту, путешественнику, переводчику «Саги об Эйрике Красном» Сергею Николаевичу Сыромятникову (1864-1933), в 1897 г. отправившемуся с секретной командировкой к «чужим берегам» Китая и Кореи, преподнёс это произведение художник. Перед нами - рассказ о трагических страницах «встречи» Востока и Запада. В Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Санкт-Петербургском государственном Музе-институте семьи Рерихов хранятся карандашные наброски «На чужом берегу», в целом соответствующие саратовской картине. А.П.Иванов называет в своём неизданном перечне (1915) эту картину «Один. На чужом берегу».
С самых ранних лет душа художника прилежала не только к русской старине, но и к наследию других народов, населявших территорию России и сопредельных с ней стран. Во многих уже ранних произведениях на темы Востока Н.К.Рерих осознаёт символическую встречу Востока и Запада не как трагедию, а как спасительный круг для зашедшей в тупик современной европоцентрической цивилизации. Настроенный в разговорах с В.В.Стасовым на поиск связующих нитей, Н.К.Рерих создаёт произведения о древних славянах, о варягах, о половцах, о чуди. Золотые скифские бляхи из Обь-Иртышского междуречья вдохновили его на создание «Сибирского фриза» (1903), выставленного на самой первой выставке художника в петербургском художественном предприятии «Современное искусство» (1903). Пермский звериный стиль в рериховской трактовке смело вошёл в орнаменты современной мебели и театральных декораций, а чукотско-эскимосская резьба по кости определила стилистику его работ о самом раннем периоде развития человечества.
Многие произведения, упомянутые в каталоге самой первой «выставки картин, этюдов и рисунков Н.К.Рериха» (1903), поныне остаются неизвестными специалистам, но по сохранившимся их названиям мы можем судить о широком диапазоне интереса к Востоку у художника: «Кочевники» (1902-1903), «Византиец» (1902-1903), «Соглядатаи» (1901) и др.
По мнению многих искусствоведов, основной идеей искусства Н.К.Рериха уже в ранний период была идея синтеза культур (прежде всего - культур Запада и Востока), занимавшая его уже с начала 1900-х гг. Она нашла яркое воплощение в замечательном произведении - картине «Сокровище Ангелов» (1905).
Хранится в Государственном комплексе «Дворец конгрессов» в Стрельне, Санкт-Петербург. Первоначально картина находилась в собрании Е.И.Рерих. В 1920 г. вместе с семьёй художника переехала из Европы в Америку и занимала центральное место в передвижной выставке картин Николая Рериха, которая в 1921-1923 гг. побывала в более чем двадцати городах США. Затем была передана в Музей Рериха, открывшийся в Нью-Йорке в конце 1923 г. В 1929 г. Музей Рериха обрёл новое здание, и первой картиной, которая встречала посетителя, поднимающегося по лестнице к выставочным залам, была именно «Сокровище Ангелов». Следующими владельцами полотна стали Луис и Нетти Хорши (1935-1971 гг.), Художественный музей Роуз (при Университете Брэндайс, Массачусетс, 1971-1997 гг.), Александр Левин (1997-1998 гг.). В 1998 г. полотно было продано на торгах аукционного дома «Sotheby's». В качестве покупателей выступили М.Л.Ростропович и Г.П.Вишневская, в коллекции которых произведение находилось до 2007 г. Поступила в 2008 г. в дар Российской Федерации от А.Б.Усманова, который целиком приобрёл коллекцию М.Л.Ростроповича и Г.П.Вишневской также на торгах «Sotheby's».
Это произведение художник впервые показал на выставке петербургского «Салона» С.К.Маковского в 1909 г., затем - в 1911 г. - на московской выставке «Мира искусства». С тех пор оно в России не экспонировалось (до 2009 г.). В 1917 г., покидая Петроград, Н.К.Рерих увёз картину с собой за границу.
По определению автора, «Сокровище Ангелов» - это эскиз стенописи усыпальницы. Работа неоднократно воспроизводилась и упоминалась в художественно-критических очерках и искусствоведческой литературе. О нём писалось во всех прижизненных монографиях, посвящённых творчеству Н.К.Рериха. Интерес к нему не ослабевает и в наше время. Исследования Кеннет Арчер (1999), Л.В.Короткиной (1998), Е.П.Маточкина (2001), В.А.Росова (2001) и других продолжают традицию глубокого осмысления этого эпохального для всего русского периода художника произведения.
Полотно «Сокровище Ангелов» Н.К.Рерих написал в 1905 г. (по некоторым данным, оно было начато в 1904 г.). Его появление было непосредственно связано с работой Н.К.Рериха над росписями и эскизами мозаик для церкви Покрова Богородицы в селе Пархомовка Киевской губернии, а также для церкви Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкино. Автограф художника к воспроизведению картины в журнале «Огонёк» (СПб., 1909. - № 13. - С. 10-11, 17-18) гласит: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы “Сокровище Ангелов”: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, - символы чего начертаны на камне».
«Усыпальница» могла относиться к храму в Талашкино, в котором княгиня М.К.Тенишева похоронила своего мужа. Но как показала в своём недавнем исследовании Е.Г.Фурсикова (2009), более вероятно, что «Сокровище Ангелов» создавалось художником для другого объекта. Это мог быть пока неизвестный нам проект или же церковь Покрова Богородицы в Пархомовке, построенная в 1903-1906 гг. по проекту архитектора В.А.Покровского. Роспись, однако, осуществлена не была, а картина «Сокровище Ангелов» осталась одним из наиболее значительных ранних произведений в творчестве Н.К.Рериха.
К этому времени за художником закрепилась репутация знатока и певца старины, доисторической Руси. Но в этом полотне впервые столь монументально прозвучали темы, которые впоследствии стали основными в творчестве мастера. Философское осмысление основ бытия, борьбы добра и зла, таинств неизречённых, символов, позволяющих приблизиться к жизни вечной, к сути вещей, - всё это не кричаще, а с огромной, торжественно затаённой силой заложено в симфонии образов и красок. По словам самого творца: «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит Сокровище Ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло. Краеугольный камень. На нём мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придёт» (Слово. - СПб., 1908. - 17/30 июля. - № 511. - С. 3).
Стиль автора возвышенно лаконичен и в то же время предельно ёмок. Такова же и картина, свободная от печати церковных застывших канонов. Художник отдаёт дань византийской иконописи, средневековым фрескам, приходит на ум строгий, надземный Джотто. Современность прорывается в приёмах постимпрессионизма. Но за всем этим чувствуется ещё и некая вневременная мощь, творческий взрыв - как результат глубоко личного осмысления основной идеи. В отличие от иконографических канонов, согласно которым смысловой центр картины сдвигается кверху, к небесам, в «Сокровище Ангелов» главное действо сосредоточено на первом, ближайшем к зрителю плане: Камень, архангел-архистратиг, Древо Жизни. Камень чёрно-синий с изумрудно-сапфировыми бликами, на нём стилизованное распятие, обрамлённое орнаментом, в котором угадывается и Древо Жизни, и виноградная лоза, и змий. «За древами Бытия лежит Камень, в нём добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается», - так говорит о картине Н.К.Рерих в каталоге выставки «Мир искусства» (М., 1911, № 243).
Охраняет Камень главный ангел - страж неусыпный, вооружённый копьём и щитом, покрытым священными знаками. Справа от архангела - Древо Жизни, общемировой символ добра и жизни вечной. На ветвях Древа Жизни и других райских дерев расположились сирины и алконосты - птицы с женскими головами, возвещающие радость и жизнь бесконечную.
На более дальних планах картины - легионы ангелов-охранителей. Более ста их на страже мира, и всё новые прибывают из врат Райского кремля, расположенного по самому верху картины.
Именно на Востоке художник обрётёт своё «Сокровище - Камень». Именно к «Сердцу Азии» с тех пор будет неудержимо вести его интуиция.
В движении Н.К.Рериха на русский и – шире - евразийский Восток была естественная тяга, обусловленная и многовековыми традициями российского общества, и самой историей государства российского.
Как справедливо отмечает культуролог В.Е.Голенищева-Кутузова (2002), основы русской восточной политики были намечены ещё в XIII в. Заложенные князем Александром Невским традиции союза с народами Азии, с Ордой, опирались на национальную и религиозную терпимость и вплоть до XIX века привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. Союз с ордынцами, начатый Александром Невским, привёл к тому, что после распада монгольской империи, Россия практически наследовала её территории и вместе с ними взяла под покровительство живущие на них народы. Это позволило после покорения Казани в 1552 г. Ивану IV (Грозному) начать присоединение Сибири, которое произошло в 1553 г. С тех пор на азиатском пространстве русского царя называли «белым царём», что обозначало «император Запада».
Этот краеугольный момент в русском движении на Восток нашёл воплощение в масштабном произведении Н.К.Рериха «Взятие Казани» (другое название - «Покорение Казани»), созданном в 1913-1914 гг. в нескольких вариантах. В.Н.Левитский (1916) упоминает два эскиза панно «Покорение Казани» под 1914 г., один эскиз в собрании Правления Московско-Казанской железной дороги, другой - в собрании Я.А.Тикстон. Аналогично упоминает и С.Р.Эрнст (1918), с единственным отличием, которое состоит в том, что второй эскиз, по его данным, принадлежал Н.А.Белоцветову (Санкт-Петербург). Писатель А.М.Ремизов посвятил этому произведению одну из глав своей «Жерлицы дружинной», увидевшей свет в монографии «Рёрих» (1916).
Согласно проекту архитектора А.В.Щусева, декоративное панно Н.К.Рериха размером около 40 сажен (сведения из раздела «Хроника» журнала «Аполлон», 1913 г., № 5, с. 46) должно было украшать вестибюль Казанского вокзала. В живописной отделке предполагалось введение восточных элементов. По словам А.И.Гидони (1915), «по железнодорожной артерии, заменившей древние великие пути - реки, происходит беспрестанный обмен тысячами людей между Востоком и Западом нашей страны». Огромные произведения Н.К.Рериха «Сеча при Керженце» (1911) и «Покорение Казани» (1913) должны были рассказать этим людям, «как создавалось драгоценное соединение - то, что называется Россией, то, что выльется ещё, быть может, в примечательнейшую культуру мирового значения…» К сожалению, в 1933 г. были уничтожены оба панно по указанию некого Маслова, в то время ректора художественного училища. «Этот вандализм вызвал протест со стороны художников, и Маслова осудили, - писал Н.К.Рерих. - Друзья не могли понять, почему пресловутый Маслов уничтожил именно эти два панно» («Культура», 25 декабря 1940 г.).
При Николае II (1894-1917) одной из знаменательных вех сближения России и Востока стало строительство Буддийского храма в Санкт-Петербурге. В специально созданный комитет по строительству храма вошли академики В.В.Радлов, С.Ф.Ольденбург, врач П.А.Бадмаев, князь Э.Э.Ухтомский, бурятский лама А.Л.Доржиев, художник Н.К.Рерих, исследователь Центральной Азии П.К.Козлов и многие другие представители российской научной и культурной общественности. Автором проекта был архитектор Г.В.Барановский. Первое буддистское богослужение состоялось 21 февраля 1913 г. в честь 300-летия российской династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Н.К.Рерих курировал работы по художественному оформлению интерьеров храма.
Однако не все в России того времени поддерживали расширение и укрепление её отношений с Востоком. Некоторые общественно-политические круги считали, что усиление «Восточного вопроса» является ошибкой. Такое мнение обосновывалось тем, что расширение интересов страны на Восток привело к столкновению с Японией, результатом которого явилась Русско-японская война 1904-1905 гг., вызвавшая недовольство и приведшая к беспорядкам. Отклик на это событие - замечательный по своей лаконичности и злободневности рисунок Н.К.Рериха для открытки «На Дальнем Востоке» (1904), отпечатанной в петербургской литографии И.Кадушина в 1904 г.
Западники и славянофилы настаивали, чтобы Россия перенесла интерес и внимание с Востока на Запад («Балканский вопрос»), что впоследствии привело к ещё большим потрясениям - началу Первой мировой войны и революции 1917 г.
Эти события в известном смысле прервали преемственность российской восточной политики. Но, и в Петербурге, и в далёкой эмиграции часть русской интеллигенции продолжала сохранять интерес к Востоку, и можно согласиться с В.Е.Голенищевой-Кутузовой (2002), которая считает, что именно учёные-востоковеды явились продолжателями азиатской политики дореволюционной России, веря, что в этом будущее нашей родины.
Мотивы Востока проникали в культуру того времени, особым образом находя отражение и в искусстве. Ярким примером этого является творчество знаменитого художника, исследователя и учёного Н.К.Рериха. Имея достаточно широкое признание в русской художественной среде, Н.К.Рерих с юности обращался к культурному наследию Востока, выделяя в нём, как хранителе многовековых традиций, более человечные и гармоничные принципы по сравнению с теми, которые проповедовала западная цивилизация. Рассмотрев всё вышесказанное, можно совсем по-иному рассматривать культурную миссию Н.К.Рериха и его семьи, в отличие от господствующей в западной литературе тенденции представления Н.К.Рериха лишь как предтечи новомодного и спорного направления New Age и как художника-мистика. Н.К.Рерих выступил как охранитель и продолжатель традиции сближения России с Востоком, с Азией, и уже в ранний период своей творческой биографии представил поразительные по силе художественного выражения произведения на тему Востока.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бараев В. Нерушимый утёс // Буддизм. - М., 1992. - № 1. - С. 21-22.
Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. - Самара, 1996. - 3-е изд., доп.
Водонос Е.И. О произведениях Н.Рериха в Радищевском музее // Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева: Материалы и сообщения. - [Вып. 1.] - Саратов, 1966. - С. 65-74.
Гидони А. Творческий путь Рериха. – 1915 // Н.К.Рерих. - [Издание «Аполлона».] - Пг., 1915.
Голенищева-Кутузова В.Е. Русская интеллигенция и Восток // Дельфис. - М., 2002. - № 1. - С. 95-98.
Каталог выставки картин, этюдов и рисунков Н.К.Рериха. - СПб.: Современное искусство, 1 марта 1903. - [Отпечатано Товариществом Р.Голике и А.Вильборг. Уникальный экз. в РНБ.].
Каталог выставки конкурентов при Императорской Академии художеств. - СПб., 1897.
Каталог выставки картин «Мир искусства». - М., 1911.
Иванов А.П. Списки живописных и литературных работ Н.К.Рериха. - Автограф. - Сектор рукописей ГРМ, ф. 143, № 10. – 32 л.
Короткина Л.В. Картина Н.К.Рериха «Сокровище Ангелов» (1904-1905) // Петербургский Рериховский сборник. - № 1. - СПб., 1998. - С. 280-292.
Маточкин Е.П. Н.К.Рерих. «Сокровище Ангелов» // Петербургский Рериховский сборник. - № 4. - СПб., 2001. - С. 192-209.
Мельников В.Л. Николай Рерих и Императорское Русское Археологическое общество // Санкт-Петербургский университет. - 1997. – 10 февраля. - № 3. - С. 19-23.
Рёрих / Худ. ред. В.Н.Левитского; текст: Ю.К.Балтрушайтис, А.Н.Бенуа, А.И.Гидони, А.М.Ремизов, Н.К.Рерих, С.П.Яремич. - Пг., 1916
Рерих Н.К. Листы дневника: В 3 т. - М., 1995-1996.
Рериховский век: Каталог выставки. Живопись и графика. - СПб., 2009.
Россов В.А. Сокровище Ангелов // Вестник Ариаварты. - М., 2001. - № 1. - С. 13-22.
Салон [С.К.Маковского]: Каталог выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры, устроенной в 1909 г. в помещении музея и в «Меншиковских комнатах» Первого Кадетского корпуса. - [СПб.], 1909.
Сыромятников Б.Д. О сотрудничестве Н.К.Рериха с С.Н.Сыромятниковым (к постановке задач исследования) // Рериховское наследие: Труды конференции. - Т. VI. - СПб., 2008. - С. 385-397.
Третьяков В.П. Из истории сотрудничества Н.К.Рериха и Общины Святой Евгении // Петербургский Рериховский сборник. - № 4. - СПб., 2001. - С. 293-304.
Фурсикова Е.Г. «Сокровище Ангелов» Н.К.Рериха. Изучение полотна и вопросы атрибуции // Рериховское наследие: Наследие семьи Рерихов в музеях и собраниях мира: Тезисы IX конференции. - СПб., 2009. - С. 3-5.
Эрнст С. Н.К.Рерих. - Пг., 1918.
Archer K. Roerich, East & West: Paintings from the Nicholas Roerich Museum. - Bournemouth (England), 1999.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Н.К.Рерих. На чужом берегу. 1897. Холст, масло. 34 × 85. Слева внизу подпись: На чужом берегу Н.Р. 97. Надпись на нижней планке: Дорогому [Сергею] Николаевичу Сыромятникову. Н.Ре[рихъ] (полустёрто). Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Инв. № Ж-1162.
2. Н.К.Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Холст, масло, темпера. 321,5 × 367,0. Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне, Санкт-Петербург. Инв. № КД Ж 125.
3. Н.К.Рерих. Взятие Казани. 1913. Эскиз панно для Казанского вокзала в Москве. Бумага, темпера. 83 × 78. Национальная галерея Армении, Ереван. Инв. № Ж-592/897.
4. Н.К.Рерих. На Дальнем Востоке. 1904. Рисунок для открытки Общины Святой Евгении. Воспроизводится по публикации на открытке из собрания Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов.
Ваши комментарии к этой статье
№46 дата публикации: 02.06.2011