Владимир Деревянко

Этюды о человеке и его жизни

Цикл: Человековедение и жизнь

Всегда ли мы понимаем себя и других, а другие - нас? (Стратиграфия разума или разноуровневые люди)

Введение

Когда встречаются два человека и общаются между собой, не всегда между ними возникает взаимопонимание потому, что они разные по интеллекту или объёму знаний, жизненному опыту или эмоциональному настрою. При этом менее развитый или более эмоциональный, как правило, хуже рефлексирует себя, в той или иной мере сознавая это, и, может быть, менее адекватен теме или предмету общения, становясь объектом негативного воздействия более опытного и хитрого, либо действуя против правил. Особенно важно это в деловом взаимодействии и правовом регулировании отношений людей, дискуссиях и восприятии продуктов творчества, ну и, конечно, в процессе воспитания, образования и лечения людей.

 

1. Проблемы общения и взаимодействия людей и их причины

Трудности взаимодействия возникают у людей с самого рождения, - новорождённый совершенно беспомощен и лишь одним способом - плачем - может сигнализировать о своём состоянии. Другая сторона - родители должны понять причину плача и сделать необходимое для его прекращения. По мере развития ребёнок учится выражению своих мыслей и далеко не сразу ему удаётся делать это точно и полно, впрочем, если взрослые ему потакают, он может начать и хитростью добиваться своего. С другой стороны, взрослые-воспитатели не всегда "настроены на волну" ребёнка и могут быть не готовы к компенсационному восприятию детской речи, особенно, когда одна из сторон эгоистична или эмоционально неуравновешена, скажем, ребёнок капризничает или взрослый устал или занят чем-то другим, более важным для него в данный момент...

На основании общения и взаимодействия взрослых и детей может быть выстроена обобщённая модель общения и взаимопонимания людей. В определённой степени напоминая весы, она исходит из того, что для успешного взаимодействия и наилучшего взаимопонимания необходим паритет или равенство сторон во владении информацией, умении оперировать ею, а при его отсутствии и дополнять недостающее. Важным условием и благоприятным моментом взаимопонимания является стремление обеих сторон к достижению позитивного результата без ущемления их прав и самолюбия. К сожалению, в жизни эти условия далеко не всегда выполняются, - нередко одна из сторон взаимодействия сознательно нарушает их для достижения своих интересов, прибегая к обману или используя другие некорректные действия, например, компрометацию компаньона, насилие или пренебрежение законом в бизнесе.

Кажется, в общении или дискуссиях, на первый взгляд, подобное не имеет таких серьёзных последствий, но при ближайшем рассмотрении недостижение паритета условий в постановке диагноза болезни врачом и выполнении предписаний врача пациентом, неадекватные действия и отношения педагога с учащимся либо отсутствие взаимопонимания сторон в дискуссии по какому-либо важному вопросу или правовом конфликте бывает весьма чревато и лучше этого избегать... Последнее предполагает осознание причин и строгое следование условиям и правилам взаимопонимания и успешного взаимодействия. Мы хотим, чтобы нас понимали; помните фильм С.Ростоцкого, что является одним из условий счастья, но в жизни немало факторов, препятствующих взаимопониманию, которые люди далеко не всегда сознают и преодолевают. Важнейшими из них являются стремление сторон во что бы то ни стало, в том числе, нечестно, добиться своего, и различия в развитии, прежде всего, духовном, вследствие которого более слабая сторона имеет и меньшие шансы на достижение паритета интересов. Исходя из того, что взаимопонимание есть сходство, если не равенство представлений по какому-либо вопросу, необходимым условием его достижения является паритет сторон в способности к умозаключению и владении адекватным объёмом знаний и опытом. В научной дискуссии, кроме перечисленного, важны ясные исходные посылки в суждениях, сходство подходов и установок и обоюдное стремление сторон к объективному, а не одностороннему рассмотрению или интерпретации данных, которые, в свою очередь, не должны вызывать сомнения ни у одной из сторон. Подобное можно сказать и о стилях в искусстве, отражающих многообразие и своеобразие способов отражения и интерпретации явлений действительности художниками. Кажется, научное и художественное многообразие представлений, с одной стороны, делает палитру жизни интереснее и разнообразнее, а с другой - уводит от верного и объективного толкования процессов и явлений и тормозит позитивное развитие людей и совершенствование их жизни. Ярким примером сказанного является философская антропология, накопившая много разных, никак не связанных представлений о человеке, не дающих цельного видения его сущности, без которого затруднено его изучение, решение жизненных проблем и улучшение жизни.

 

2. Как лучше сознавать и решать проблемы взаимпонимания людей?

Анализируя причины возникновения проблем взаимопонимания людей, кои не слишком сложны по сути, но непросты в преодолении, естественно выделить и определить критерии паритета сторон, следование которым будет способствовать его достижению. Поскольку самое важное в достижении паритета - равенство возможностей или недопущение преимущества в чём-то у одной из сторон взаимодействия, это и является главным критерием взаимодействия и взаимопонимания людей! Для его реализации необходимо нечто (механизм, третья сторона - посредник или правило-табу), благодаря чему оно будет строго соблюдаться сторонами! Другие критерии являются элементами множества на основе главного критерия, скажем, во взаимопонимании - это равенство в уровне интеллекта, объёме знаний и опыте, а во взаимодействии - примерное равенство сил и средств и законность. Третье, - отношения сторон не должны быть односторонними с чьим-то преимуществом, более того, они должны подразумевать достижение общей, если не высшей пользы. Может показаться, что последнее - забегание вперёд, но под углом зрения нашего человековедения оно естественно и имманентно каждому человеку, ибо такова его сущность и выражающая её жизненная необходимость! Впрочем, это, как и рассуждения о критериях равенства людей или о справедливости, весьма идеализировано, а реалии взаимодействий и отношений людей ещё довольно далеки от совершенства, будучи производны им самим. Можно ли и когда решить проблему взаимопонимания и, как следствие, достичь справедливости во взаимоотношениях людей? Можно при условии, что люди будут неуклонно следовать определённым выше критериям и сформулированным на их основе правилам... В какой степени это возможно сейчас? В очень небольшой, потому что люди в массе ещё не настолько интеллектуально и нравственно развиты, чтобы эти критерии для всех и всегда звучали и действовали однозначно. Как к этому относиться: как непреодолимой данности или следствию некоторых существенных обстоятельств жизни людей? Ну, теперь бытует представление об этом, как о данности и считается, что люди по факту рождения неравны друг другу, и с этим приходится согласиться, но с оговоркой - пока обстоятельства жизни и развития людей неодинаковы... Наше человековедение, отмечая существенные различия людей в развитии, доказывает, что они преодолимы, впрочем, нескоро и не с нынешним контингентом, а с подрастающим поколением, если оно без каких-либо исключений будет развиваться природосообразно, что предполагает принципиально отличную от нынешней педагогику!

14.10.2010

 

О насущном и вечном, земном и бесконечном

Введение

Каждый человек живёт в некоторых обстоятельствах, пространстве и времени, в какой-то степени удовлетворяет свои потребности и реализуется сам и в той или иной мере способствует прогрессу человечества. Люди по-разному сознают реальность и свои действия в ней, при этом некоторые вписываются в общечеловеческий процесс развития и имеют моральное право быть удовлетворёнными собой, другие могут быть так же удовлетворены, но их действия полезны только им самим... Большинство людей живут здесь и сейчас, в настоящем, принимая его, как данность, и мало думают о смысле происходящего во времени и пространстве, как и о другой - лучшей жизни. Некоторые, впрочем, их немного, не только задумываются о несовершенстве происходящего, но формируют идеалы более совершенной жизни и даже пытаются разными способами приближать её. Давно существуют и в той или иной мере владеют умами людей различные религиозные, этические и идеологические установления, однако, они не позволяют им быть уверенными в своём будущем и действовать целеустремлённо и эффективно на пути от настоящего к будущему, от места, где живёшь на Земле, к бесконечно далёким мирам...

 

1. О чём речь и какой в этом смысл?

Прежде всего, о том, что люди живут в разных масштабах времени - от реального до вечного и пространства - от локального, земного до бесконечного, космического. Это зависит от развития и представлений людей об их задачах существования, господствующих жизненных ценностей и их возможностей. Если насущное и земное всегда рядом и владеет каждым человеком, то подняться до вечного и бесконечного он способен, благодаря своему разуму, если научится рационализировать свои желания и удовольствия. Как? Сознавая и удовлетворяя только жизненно необходимые. Надо заметить, что данная тема имеет философское звучание, которое тем абстрактнее и дальше от людей, чем более ими владеет насущное. Не смотря на это, её осмысление важно для каждого человека в контексте его развития и духовного совершенствования, без которых невозможно улучшение жизни. Какой в этом смысл и как это связано? В отношениях насущного и вечного, земного и бесконечного, складывающихся в сознании человека, заложен большой смысл, позиционируя его во времени и пространстве и способствуя его развитию и совершенствованию духовного - собственно человеческого начала. Поскольку смысл чего-то, в данном случае положения и движения человека во времени и пространстве, формируется его разумом, степень развития последнего имеет большое значение даже не столько для абстрактных суждений, сколько для лучшей рефлексии, более верных оценок и действий человека и их оптимизации. Особое значение эта тема имеет для осознания единственности и неповторимости жизни человека, которые усиливают мотивацию его позитивного воспитания и рационализации поведения как основы совершенствования его разума.

 

2. О человеке, разуме и ноосфере

Всё живое на земле, включая человека, составляет сферу жизни или биосферу, которая с развитием и ростом численности человечества развивается под его всё возрастающим воздействием. Это позволило некоторым историческим оптимистам /Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден/ связать это воздействие с разумом человека и говорить о биосфере, как ноосфере. Понятие ноосферы получило довольно широкое распространение и было с энтузиазмом и творчески развито В.И.Вернадским. Находя его весьма интересным, заметим, что, к сожалению, негативные жизненные реалии и, прежде всего, экологические проблемы не позволяют принять его безоговорочно, отодвигая до времени, когда люди смогут подняться над своими инстинктами и желаниями, будут руководствоваться необходимостью и пользой, сознаваемых разумом, и действовать сообразно своей сущности индивидуально, в социуме и природе. Чтобы пространство жизни людей обрело черты ноосферы, необходимы их целенаправленные шаги к совершенствованию, предполагающему изменение векторов их самосознания и самоосуществления от насущного к вечному и рационализацию ценностной ориентации, которая и теперь ещё немногим отличается от того, что движет животными в стае...

В материалистическом рассуждении о соотношении насущного и вечного, конечного и бесконечного могут быть открыты важнейшие закономерности происхождения, существования и развития человека. Опираясь на эволюционное учение Ч.Дарвина и теорию человековедения с его категориями жизненной необходимости и пользы и представлениями о соотношении инстинктов и разума при приоритете последнего, возможно приблизиться к диалектическому определению сущности человека и сообразного ей рационального поведения. При этом потребности и желания человека, имеющие животную инстинктивную основу и воздействующие через чувства и удовольствия, с помощью развитого разума, могут оцениваться по необходимости и пользе, во времени и пространстве и рационализироваться, обеспечивая тем самым реализацию потенциала развития и совершенствования человека в его движении-эволюции от примитивных животных предков к совершенным потомкам. Последнее может послужить в качестве педагогической основы процесса формирования совершенного человека - осознанной эволюции как важнейшего условия улучшения жизни людей во времени и пространстве и действительного становления ноосферы.

 

3. Между текущим и вечным, конечным и бесконечным

Размышляя о том, где пролегает этот путь - от насущного к вечному, от конечного к бесконечному, естественно отметить его условность и указать на разум человека. Последний не является чем-то раз и навсегда данным, а развивается у разных людей по-разному, в зависимости от сложности жизненных задач. Не смотря на высокую потенциальность, разум и разумность людей могут существенно отличаться, а общий уровень его развития, если опереться на жизненные ценности людей, пока оставляет желать лучшего. Тем не менее, возможности разума, на основе которых осуществляется научно-технический прогресс и возник оптимистический образ ноосферы, позволяют надеяться на позитивную эволюцию человека в его способности абстрагироваться от сиюминутного и земного и сформировать сначала эскиз, а затем и модель расширения его пространства и времени сообразно сущности и, примеряясь к нему, рационализировать путь и способ движения от насущного к вечному и от конечно-земного к бесконечному. Процесс развития человека и его разума проходит объективно в неспешном историческом ритме, но может быть немного ускорен в случае целенаправленного природосообразного воздействия на человека в процессе воспитания и образования. Путь в лучшее будущее и характер движения по нему может быть определён человеком в контексте его самопознания и действий, всё более сообразных сущности и жизненной необходимости. Для этого людям необходимо подняться над своим животным началом и, преодолевая желание иметь больше и быть выше других - модель поведения особей в стае - действовать всё более сообразно сущности и выражающей её жизненной необходимости в стремлении к высшей пользе улучшения всего вида. Эти путь и процесс определены человековедением и могут быть интегрированы и реализованы в природосообразной педагогике, о которой мечтали и писали Я.Коменский, А.Дистервег, К.Ушинский и др... Важнейшая задача человековедения и новой педагогики состоит в том, чтобы помогать учащимся подниматься над сиюминутным и земным, расширяя пространство и время в контексте развития и совершенствования для улучшения всего вида ибо другого пути в лучшее будущее нет!

 

Насколько бытие определяет сознание?

1. Откуда есть пошло это выражение?

Выражение: "Бытие определяет сознание" кажется столь привычным, что, употребляя, мы и не задумываемся о его верности, - оно представляется очевидным или заученным, особенно для тех, кто получал высшее образование в России до перестройки. Действительно, вливаясь в жизнь, как в чужой монастырь, человек воспринимает её реалии как данность и в меру сил и возможностей подстраивается под них, в большинстве своём принимая правила сложившегося бытия даже, если его что-то и не устраивает. Надо ли говорить, что это выражение идёт из диалектического материализма (идеалистическое соотношение бытия и сознания прямо противоположно ему по определению) и теперь употребляется всё реже в силу изменений в системе образования и сознании людей. Однако, как бы не изощрялись философы, от бытия не уйдёшь и, если для людей теперь ценны богатство и власть, то они определяют и формируют их бытие, а сознание сиюминутно подстраивается под него, будучи не в силах подняться над ним из-за своей слабости. Немногим рефлексирующим материалистам удаётся разделять бытие и сознание и лишь единицы способны герменевтически верно толковать их... Следует добавить, что в употреблении этого выражения есть определённая инерция и только глубоко мыслящий и хорошо рефлексирующий человек способен усомниться в его верности, но обосновать свои сомнения можно только опираясь на объективные данные о сущности человека...

Рассматривая любые толкования соотношения бытия и сознания, следует отметить их относительность разумности, знаний и веры человека, который, чем он крепче верит в сверхестественное, тем более считает бытие вторичным или существующим постольку, поскольку его воспринимает, как созданное Господом или кем-то ещё. Для человека разумного бытие /не всё, а людское/ зависимо от его сознания настолько, насколько оно в состоянии его объективно отражать и видеть возможности позитивного преобразования. Независимо от позиции в рассуждениях на эту тему объективен факт однозначной физиологической зависимости человека от бытия-природы и общества по условиям, ресурсам и энергии для жизни, которые для животного мира определяют законы естественного отбора. Эта зависимость объективно сужает потенциал влияния сознания на бытие настолько, насколько человек зависим от воздуха, воды и пищи, оставляя возможность рационализации процессов производства и потребления жизненных ресурсов и его взаимодействий с людьми и природой. Надо заметить, что и это немало, если вспомнить о несправедливости в отношениях людей при распределении жизненных ресурсов и неоптимальном состоянии окружающей среды, что весьма непросто изменить, ибо требует серьёзных усилий разума, на которые мало кто способен, если до сих пор эти проблемы ещё не решены...

 

2. Может ли сознание определять бытие?

Предпосылки для сомнений в верности рассматриваемого выражения связаны с тем, что люди и их разум развиваются и возрастает способность не только объективнее рефлексировать бытие, но и более активно участвовать в нём. Надо ли говорить о силе и степени воздействия хозяйственной деятельности людей на природу, с которым связано возникновение представления о ноосфере, с одной стороны и экологических проблем - с другой. При этом сила и характер этого воздействия определяются преобладающими интересами-ценностями, адекватными развитию людей и пониманию их жизненной необходимости и пользы. Теперь это понимание отчуждено от природы недостаточной разумностью людей, как мерой сообразности их представлений и действий своей сущности. Так сложилось, что пока не существует однозначного представления о сущности человека и лишь человековедение нашло основания и критерии для её определения как активного самоорганизующегося элемента системы общества и природы. Оно акцентирует развитие и повышение разумности человека как важнейший фактор его совершенствования индивидуально, в социуме и во взаимодействии с природой, вследствие чего возможно достижение такого состояния сферы бытия-биосферы, которое может быть реально определено, как ноосфера. Чтобы упростить рассуждения на эту тему, заметим о том, что возможности влияния сознания на бытие возникли с появлением человека и возрастают по мере его развития и повышения жизненного потенциала. При этом следует иметь в виду, что речь идёт не о полном примате сознания человека над бытием, а о некоторой степени влияния на бытие в меру развития его разума, способного рационализировать своё бытие и позитивно сознательно эволюционировать, в то время, как животное полностью зависимо от условий и ресурсов существования и эволюционирует по законам естественного отбора. Представление о воздействии сознания на бытие, как осознанной и рациональной эволюции человека, - не абстрактно и надумано, оно вытекает из его разумной сущности и будет реализоваться по мере развития человека, его самосознания и рационализации действий. Человековедение обосновывает возможность и определяет способы повышения рациональности поведения людей на основе природосообразной педагогики, которая в отличие от современной педагогики знаний будет педагогикой жизни, научая детей самопознанию и умению жить сообразно сущности - индивидуально, в социуме и природе в контексте сосуществления жизненной необходимости развития и совершенствования для достижения высшей пользы улучшения вида. На вопрос: насколько бытие определяет сознание, следует отвечать - настолько, насколько неразвиты сознание или самосознание человека. Чем более разумен человек и развиты его сознание и самосознание, тем в большей степени он может знать и рационализировать бытие в пределах своих возможностей и законов бытия!

12.11.2010

 

 

Почему люди хотят быть лучше и выше других, а не хотят улучшать себя и помогать другим?

1. Чего и почему желают люди?

Чего желают люди и чем определяются их желания? Желания определяются естественными потребностями, например, желание поесть определяется потребностью в пище. Желание одеться - потребностью в тепле и красоте. Иметь жилище необходимо для того, чтобы не зависеть от погоды и быть защищённым от внешних угроз. Желать иметь какие-то вещи, чтобы чувствовать себя комфортнее и быть не хуже других. Иметь деньги, чтобы удовлетворять практически все свои потребности. И, наконец, занимать более высокое положение, - чтобы иметь больше денег и быть лучше других в удовлетворении своих потребностей. Этот упрощенный перечень потребностей человека можно и нужно было бы усложнить желаниями быть здоровым и работоспособным, образованным и подготовленным для успешного движения по лестнице возможностей, для которого ещё желательна протекция или внешняя поддержка. Разумеется, это видимый идеал желаний и устремлений, определяемый господствующими жизненными ценностями и недоступный многим. Есть и другие желания и способы их исполнения, но они не всегда приводят к успеху. Из чего следует такая последовательность желаний? Прежде всего, из потребностей и желаний тела, в том числе, инстинктивных, которые весьма схожи с неосознаваемыми потребностями животных...

Последняя фраза является ключевой для ответа на вопрос из названия этюда: почему люди желают быть лучше и выше других, а не хотят улучшать себя и помогать другим? Это происходит потому, что люди действуют неосознанно, уподобляясь животным в стремлении к удовольствиям и добиваясь своего силой и изворотливостью, что означает от противного, - мало или вообще не используя разум и не считаясь с другими людьми, из чего следует, что люди - практически животные... Судя по тому, что так действуют многие, можно говорить, что это обычное дело и даже сделать вывод о том, что таковы люди вообще и так будет всегда... Потому не стоит помышлять о каких-то переменах к лучшему, впрочем, если забыть о разуме и разумности людей, благодаря которым они поднялись над животными и стали людьми... Как же тогда понимать, что люди действуют почти, как животные? А так, что они практически не используют свой разум, как бы опускаясь на уровень животных. Надо же?..

Но почему люди мало используют свой разум? Ну, во-первых, люди не рождаются, а становятся разумными, их разум должен быть развит и активен, этому их надо учить и это требует усилий. Когда же вокруг стихия рынка и каждый действует для себя, разуму, практически, делать нечего... Что же и изменить ничего нельзя, скажем, с помощью восстания или революции, как это бывало не раз? Например, в России: чего только в ней не предпринимали, сколько было революций и жертв положено на алтарь изменений, и что же? По-видимому, то, что предпринималось, было неразумно и, если мы, действительно, хотим сделать жизнь лучше, надо действовать по разуму! Как? По-человечески и по человековедению - сообразно сущности!

 

2. Как люди станут улучшать себя и помогать в этом другим?

Чтобы улучшать себя, надо уметь желать необходимое и полезное, а это очень непросто, особенно когда возникают инстинктивные желания тела. Не мудрствуя лукаво, заметим, чтобы желать необходимое, надо знать, что необходимо, верно оценивать свои желания и исполнять лишь необходимые и полезные. Самое сложное в этом: побудить человека осмысливать свои желания, для чего надо подняться своим разумом над удовольствиями... Последнее возможно лишь в том случае, если человека кто-то научит и поможет с малых лет желать то, что необходимо и полезно и он при этом будет вполне сознавать эти необходимость и пользу. Да, уж, - в этой фразе присутствуют железная логика и почти нулевая вероятность её реализации по той простой причине, что эта логика людям неведома, а если и будет ведома, скажем, как необходимость рационального питания или преодоления гиподинамии, необходимости оздоровления и преодоления вредных привычек, то они не будут ей следовать...

Почему? Да потому, что для них важнее другое - то, что определяет их жизненные ценности: деньги и власть по аналогии с животными в стае, для которых важны больший и лучший кусок пищи и более высокое положение в иерархии стаи... Желая закончить на конструктивной ноте, заметим, чтобы повлиять на желания людей, надо суметь сделать так, чтобы они, как можно лучше осознали необходимость и полезность этого для себя своим разумом. А для этого нужно, чтобы разум у них был! и нехилый, - раз, его научили делать это, - два и люди действовали сообразно своей сущности, - три!..

Нетрудно доказать, и человековедение это делает, что важнейшим условием рационализации желаний людей является повышение их разумности, - не развитие интеллекта или накопление знаний, что полезно, а именно развитие разума. Чем же отличается последний от интеллекта? А он не отличается от него, а включает в себя наряду со знаниями, при этом важны не знания вообще, что не бесполезно, а знания о сущности человека и её оптимальной реализации в природосообразном поведении! То есть у человека есть сущность и разум как средство её познания и наилучшей реализации в жизненной необходимости - индивидуально, в социуме и природе. Чем лучше человек познаёт и реализует свою сущность, тем более он сообразен ей и разумен! Практически, это означает, что человек желает то, что жизненно необходимо и способствует наилучшему решению задач существования в социуме и природе для достижения своей высшей пользы в улучшении вида! Последняя фраза - критерий разумности человека, а всё более природосообразное поведение суть развития разума!

На вопрос: когда люди станут улучшать себя и помогать другим, следует ответить так, - когда станут разумны настолько, чтобы осознать необходимость и пользу этого, что возможно только в контексте достижения высшей пользы. Как долго придётся этого ждать? Альтернатива такая, - если всё будет продолжаться в том же духе, как сейчас, то ещё очень долго... Если людей станут учить вести себя природосообразно, а к этому призывали многие мудрецы и педагоги, в том числе, и наши соотечественники, то это произойдёт скорее!.. Для этого возникло и развивается человековедение. В любом случае люди станут улучшать себя и помогать другим, если захотят сделать свою жизнь лучше, ибо другого способа сделать это - нет!

 

Возможно ли реализовать выражение: "Solus populis suprema lex"
(благо народа - высший закон)?

1. Что это такое и достижимо ли благо народа?

Что такое благо народа и как оно реализуется? Прежде всего, надо отметить, что в этом выражении просматриваются правовые и политико-экономические аспекты и скрыты противоречия между народом и властью, богатыми и бедными, интересы которых реально совпадают нечасто, если, вообще, когда-нибудь совпадают... То есть благо народа - это не только его благосостояние, но равенство прав и высокий уровень возможностей каждого человека по осуществлению его жизненной необходимости и достижению всё большей пользы. В современных условиях это, прежде всего, подразумевает свободу слова, волеизъявления и предпринимательства для достижения благосостояния - пока неодинаково возможное в разных странах. Впрочем, существуют и разные представления об общем благе и его достижении, среди которых выделяются два видения этого понятия: 1 - капиталистическое общее благо как производное частного и 2 - коммунистическое - как торжество общего над частным. Если раньше эти представления были альтернативны, то теперь после дискредитации неэффективной социалистической экономики они сблизились, чему подтверждением скандинавский социал-демократический и китайский коммунистический социализм на экономической основе капитализма. Важный привходящий момент и условие достижения общего блага - все члены общности должны стремиться к нему и действовать для этого, однако, различия людей в развитии и нравственности, материальных возможностях и политической ориентации, волеизъявлении и законопослушности сейчас довольно велики и это не способствует достижению высокого уровня справедливости отношений между людьми, которому производно общее благо.

Насколько благо народа достижимо теперь, показывает действительность: в развитых странах оно реализуется в большей степени, в неразвитых - в меньшей. Весьма важным, если не решающим, является развитие экономики и уровень социализации и демократизации жизни, существенный фактор достижения общего блага - высокий уровень развития людей и их сознательности плюс государственно-правовое и организационное обеспечение его достижения. Невооружённым глазом видно, как общее благо по-разному интерпретируется в уровне жизни и развитии социальных институтов в отсталых и развитых странах. Например, в России теперь благо народа - категория абстрактная и важнейшей причиной низкого уровня общего блага являются слабая экономика и обман народа властью, подменяющей достижение общего блага единством страны под видом сохранения так называемой стабильности, модернизации и инноваций. В развитых странах Европы представление об общем благе отнюдь не теоретическая категория, вспомним Л.Эрхарда в Германии, Шведский или Датский социализм, где благосостояние для всех достигнуто благодаря экономическому развитию и прогрессивному налогообложению, социализации экономики и демократизации государства, где вполне реальны развитые социальные институты и возможности для большинства. Любопытно, что в экономически отсталой России при невысоком уровне общего блага народ в массе молчит и выходит на улицы только в самых крайних случаях, а в развитой Европе стоит где-то чуть-чуть подорожать жизни или понизиться жизненным возможностям, как народ тут же выказывает недовольство и массово добивается своих прав.

 

 

2. Что нужно для того, чтобы благо народа стало высшим законом?

Упоминание о выступлениях народа за свои права в развитых странах говорит о том, что до достижения общего блага ещё далеко и, прежде всего, потому, что существует верно отмеченное Марксом противоречие между общественной формой производства и частной формой присвоения продуктов труда, следствием которого является расслоение общества на богатых и бедных и неискоренимые неравноправие и несправедливость. И преодоление этого - первое и кардинальное условие достижения общего блага! Другие условия: а) должно производиться необходимое количество благ, реально доступных всем; б) народ должен быть достаточно развитым, в том числе, нравственно, чтобы сознавать и исполнять свои права и обязанности для достижения общего блага; в) не должно быть противоречий, но должно быть согласие между народом и властью в достижении общего блага при полной прозрачности их отношений и производства и распределения благ. Нетрудно видеть, насколько нереально выполнение перечисленных условий, вообще, и в России, в частности, из чего следует и невысокая возможность достижения общего блага, увы... Чтобы ответить на вопросы: что можно и необходимо сделать и когда будет достигнуто благо народа, рассмотрим перечисленные выше условия и оценим реальность их выполнения. По первым условиям можно сказать, что благ теперь в развитых странах производится достаточно и даже бывают кризисы перепроизводства, но они не доступны всем в одинаковой степени потому, что этому препятствуют отношения собственности. Условие б) также невыполнимо теперь из-за невысокого уровня развития людей и демократических институтов, повышение которого тормозят опять же экономические отношения или частная собственность. Ну, и последнее условие в) - также не реализуемо в силу частной собственности и вследствие естественных противоречий, возникающих на основе отношений собственности, переходящих на политику.

Что же в результате? А то, чтобы реализовать выражение: "Solus populis suprema lex", недостаточно деклараций и революций, - нужно, чтобы люди стали другими - более развитыми и совершенными, сознающими и стремящимися не к обогащению и власти, а к общему благу! Когда это будет и возможно ли вообще? Что касается времени, то это зависит от того, как скоро будут выполнены перечисленные условия достижения общего блага... Возможно ли это вообще? Да, возможно, ибо сообразно сущности человека и это обосновывает наше человековедение. Как этого достичь раньше? Научая людей и детей, в первую очередь, природосообразному поведению! Другой путь - естественной эволюции - намного сложнее и дольше и может привести людей туда и к тому, что предвещал Нострадамус...

12.11.2010

 

С другими работами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 02.06.2011