Письма Е. И. Рерих

письмо от 26. 5. 1934

 

Прилагаю ответы на Ваши вопросы:

1) Идея Единоначалия или Единства в Космосе была дана человечеству от самых ранних времён в «Первоначальном Откровении», память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, изображениях и писаниях всех народов древности.

2) Во все древнейшие времена (и даже поныне), среди всех народов, всегда существовали два вида религии — одна для посвящённых, другая для народных масс. Иначе говоря, одна эзотерическая, другая экзотерическая. И это вполне понятно, принимая во внимание, что представляли собой в те времена народные массы.

3) Для посвящённых все боги были лишь олицетворением различных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до животных символов.

4) Моисей был воистину великим вождём, и Вы правильно отмечаете, что он явился создателем народа израильского, но не идеи Единобожия, которая существовала от древнейших времён. Потому утверждение, что — «народ еврейский понёс эту идею в мир», не совсем точно. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящён в их тайное знание, в Единство Космоса, единство в многообразии. И эту идею единства он утвердил в виде Единоначалия, именно, в массах закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины, почему именно был избран образ Иеговы как Руководящее Начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла наука о светилах в Древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном, и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим светилом.

И хотя идея Единобожия подчёркнута в экзотерической религии евреев, но их сокровенный Пантеон так же многочислен, как и Пантеоны других народов, включая и христиан: Иерархия Сил, Лестница Иакова, а также все Планетные Духи, которых почитает католическая церковь.

5) Моисей был евреем. И все измышления о его египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто психологической точки зрения такое измышление не выдерживает никакой критики. Весь ход, всё развитие Моисеевой эпопеи решительно противоречит этому измышлению.

6) Моисей был в полном смысле вождём и законодателем, и на нём лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося в долгом рабстве и в силу этого усвоившего многие отрицательные черты, и заложить в нём основы порядка строительства и государственности. Все намёки на жестокость и мстительность установленных им законов неосновательны. Ибо, просматривая их непредубеждённым умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов, жестокости, самых страшных преступлений и растлений, говорить о жестокостях законов Моисея.

Кроме того, назовёте ли Вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью, непримиримостью и т. д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа немало было, по свидетельству самой Библии, именно таких необузданных звероподобных, и вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей — одно понятие.

7) Также относительно пресловутого изречения — «Око за око и зуб за зуб», выставляемого всегда как образец мстительности, не кажется ли Вам, что это изречение относится именно к непреложному закону кармы? И если мы прочтём следующие слова Христа (Матфей, гл. 5, ст. 21—22): «Вы слышали, что сказано древним: “не убивай”; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумец”, подлежит геенне огненной», то этот закон, выраженный устами Христа, будет ещё суровее закона Моисея, если не принять и его в том же смысле непреложного закона кармы. Потому явим справедливость.

Также в той же главе, стих 17—18, Христос говорит: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». А евреи, как мы знаем, жили законами Моисея. Некоторую кажущуюся непоследовательность дальнейшего утверждения в той же главе, стих 38—39, — «Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» — можно отнести к некоторой неполности в передаче мысли, ибо это утверждение, несомненно, тоже имеет отношение к закону кармы (объясню ниже).

Теперь представим себе положение, в котором очутился бы Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил худшему и грубейшему элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы нравственности и порядка. Что стало бы с его заданием? На его обязанности вождя и земного законодателя лежала защита вверившегося ему народа и ограждение нарождавшегося порядка, и потому противление злу должно было быть положено в основание строительства. Во всех учениях древности мы видим утверждение действенного противления злу. Так и известный мудрец Китая, законодатель Конфуций, говорил: «За добро — добро, а за зло — по справедливости».

В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и Сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из Храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии Самому Себе? Если прочесть, опять-таки без предубеждения, слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение суровое в милосердии своём. Потому слова «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» я рассматриваю с точки зрения закона кармы. Если сам по себе закон кармы непреложен (именно, око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга кармы. Мы должны именно «прощать нашим личным врагам», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный обратный удар кармы? И, возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем её и даже усиливаем её в тяжком направлении для нас. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова «любите врагов ваших» и т. д. Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу, и прежде всего силами духа; конечно, отпор врагу, нанесённый без злобы в сердце, оккультно во стократ мощнее. Все эти утверждения Христа свидетельствуют, что Он был Посвящённым и знал силу обратного удара. В том же смысле следует понимать и сказанное в Книге Второзакония (Книге Моисея) — «Мне отмщение и Аз воздам». Именно, апостол Павел приводит это изречение в своём Послании к Римлянам. Опять мы видим, что Христос пришёл не нарушить закон, но исполнить.

Помимо всего, мы не знаем в точности и во всей полноте законов Моисея. Ведь вся Библия перестроена, уже не говоря о многих неточностях и пропусках в переводе. Да что говорить о Ветхом Завете, посмотрите, как разнятся между собою хотя бы английская и русская версии Нового Завета.

8) Каббала, как и все другие религиозные и философские системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока, через Веды, Упанишады, Учения Египта, Халдеи, Ассирии, Орфея и Пифагора и т. д. Во всяком случае, субстратум её тождествен со всеми другими системами. Основы Каббалы, именно, следует отнести к самым древним временам. В Тайной Доктрине Блаватской указывается, что евреи заимствовали свои представления о космогонии из Индии и от халдеев и египтян. Потому и Моисей, как еврей и ученик египетских жрецов, должен был знать о законе кармы. Также в той же Тайной Доктрине указывается, что еврейский народ — выходцы из Индии. Одно из тамильских низших племён вышло из Индии и смешалось через браки с теми семитическими народностями, с которыми ему пришлось столкнуться в странствовании своём.

«Непринятием учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции». Это утверждение следует поставить в один ряд с другими подобными случаями. Конечно, непринятие евреями очищения древнего Учения, которое им приносил Христос, и допущенное убийство Его, а также преследование Его учеников тяжко повлияли на карму еврейского народа. Точно так же, как гонение последователей Будды и изгнание буддизма из Индии браминами породило печальную судьбу Индии. Будда приносил народам Индии свободу уничтожением системы каст, но Индия, изгнав буддизм, предпочла рабство.

Словесное признание и исповедание Христа или Будды одно, но принятие Их Учения сердцем и следование Им — нечто совершенно другое. Истинный последователь Христа или Будды тот, кто признал основы единой всемирной Доктрины, напитавшей Их. Только такой последователь вступает в цепь духовной эволюции.

Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черёд и христианскому миру сделать выбор своей кармы.

9) В желании сохранить свои кастовые преимущества, брамины в невежественных общинах и селениях продолжают внедрять в сознание народных масс ужасные суеверия. В этом конгломерате суеверий и ритуалов, утративших своё первоначальное значение, с трудом можно уловить искры когда-то великого знания.

Но брамины не отрицают закона перевоплощения и не боятся его, ибо, по их убеждению, брамин, как «дваждырождённый», не может родиться в низшей касте. В древние времена дваждырождённый означало духовное рождение или посвящение, но потом этот титул стал вообще принадлежностью каждого брамина.

Большинство браминов являются паразитами на больном организме Индии. Вырождение народа есть прямое следствие ужасной по своей исключительности и жестокости системы каст. Но сейчас уже подымаются голоса среди просвещённых индусов против кастовых ограничений. В некоторых королевствах уже разрешено низшей касте посещать храмы. Пробудилась и женщина Индии, и это явится главным фактором возрождения страны.

10) Об Ангелах-Хранителях. Действительно, каждый человек имеет своего Ангела-Хранителя, и следует понимать его не только как какое-то отдельное Существо из высших сфер, но чаще как наш собственный дух, нашу высшую триаду, или наше истинное индивидуальное Я, которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему голосу. Иногда голос этот определяют как совесть.

Также несомненно, что многие имеют друзей или родственников, раньше их перешедших за черту, которые иногда вмешиваются в их жизнь, помогая и направляя их.

Истинными Ангелами-Хранителями человечества следует признать Великих Духов, Иерархию Светлых Сил, Великое Сокровенное Братство, вечно стоящее на страже человеческих духовных нужд и эволюции. Некоторые из этих Ангелов-Хранителей, конечно, в редчайших случаях, становятся Руководителями отдельных личностей. Луч Их постоянно устремлён в неослабных поисках новых пробудившихся сознаний и загоревшихся сердцем, чтобы поддержать и направить их.

Но в наш век, к прискорбию, «ангелами-хранителями» большинства стали тёмные одержатели низших сфер, голос которых легче воспринимается, ибо он никогда не идёт вразрез с нашими земными вожделениями. Но горе допустившим такое приближение!

Приведу Вам параграф из Мира Огненного: «Столько извращений, столько неточностей допущено в учениях. Всякое очищение является великим служением, воистину. Каждое устремление обновить Истину, как она дана человечеству, есть огненное служение. Трудно представить себе, насколько затуманены умы различными злотолкованиями. Каждый человек напряжён в искании новых толкований, удаляясь всё больше и больше от Истины. Расчленение так ярко утверждается в религиях, в науке и во всём творчестве. Каждый мир имеет своё соответствие с другим миром. Каждая истина исходит от другой истины. Только открытому сердцу открывается Истина. Так напряжённое сознание, которое чувствует пульс космический, передаёт своё биение светлыми мыслями. Истинно, велик огненный пульс, явленный огненному сердцу».

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 02.06.2011