Н. К. Рерих
ИСКРА
Листы дневника
Всё как будто на месте. Словно бы всё было предусмотрено. Ничто не забыто, а искры нет.
Недвижим мотор. В чём дело? Не даёт искру. А если не даст, то к чему и вся машина. А затем выясняется, что пресловутая искра была в зависимости от самого маленького обстоятельства. Как только оно усмотрелось, так немедленно всё пришло в порядок. Даже и порчи особенной не было. А так... пришлось сделать маленькую изоляцию, и машина заработала. Как-то Шаляпин говорил: "Иногда, вот уж как будто всё предусмотрено, чтобы в цель попасть, будто бы в середину попал, а звонок не зазвонил".
Вот эти звоночки и искры! И сложны, и просты пути их. Чем же высекается искра сердца человеческого? Когда именно из хранилищ памяти добудется нужное сокровище?
Какое такое созвучие ударит по молчащим струнам и создаст так нужное сейчас обстоятельство? Память пробуждается от совершенно неожиданных намёков и звучаний. Каждый может припомнить, какие, казалось бы, случайные и даже нелепые условия вызывали в нём самые нужные сведения, будто бы уже давно затонувшие. Когда-то думалось:
"Роман, поэма, философское сочинение даже в целом своём виде иногда не дадут определённого пластического образа. Тогда как пролетит в окне птица, застучит дождь по крыше, как-то особенно проскрипит дверь - и тотчас врывается какой-то неожиданный элемент, вдруг тут-то и возникнет что-то самое главное, живой и глубоко жизненный образ того, что звучало в речи, в музыке или в философской мысли, но всегда проходило как-то неожиданно и как бы вскользь..."
Неожиданные многозначительные шумы и звоны, шелест крыла птицы, сверкание бабочек, а не то и самые, казалось бы, прозаические отзвуки жизни, они, как кремень, высекают искры в хранилищах памяти.
Воображение - ведь та же память. Плотно уложено накопленное сокровище. Никаким человеческим определением не обозначить, как именно и когда именно будут опять вызваны к жизни эти склады поучительные. Ясно одно, что, чем меньше будет в них пыли, тем проще можно сделать из них полезные выемки. И ещё одно обстоятельство необходимо - нужно приступать к ним в полном бесстрашии.
Когда ребёнку дают в руки кремень и металл, чтобы он впервые попробовал высечь искру огня, то непременно ободрят его предложением: не бойся. В страхе удар будет неверен, и само появление живоносного огня не будет так поразительно и убедительно. Но если ребёнок не боится и сразу высечет дождь искр, то у него останется навсегда светлое представление о том, что добыть огонь вовсе не так трудно. Он избежит, тоже навсегда, страха и неуверенности. А когда-то в будущем он вспомнит этот свой первый опыт мужества и поблагодарит мысленно тех, которые его научили не бояться.
Неожиданно и необъяснимо нашим языком вызываются искры из складов памяти. Наверное, эти кажущиеся нам ненужными и случайными звоны и шумы, и сверкания - они же сопровождали и отложения в память. Но мы-то их не опознали и не приметили. Когда же прозвучал тот же звон или мелькнуло светлое крыло, то в сокровищах памяти отозвалось соответственное. Потому-то будем так бережны ко всему сопровождающему.
Опять приходится вспоминать о таких знаках, которые большинству представляются ненужными подробностями. Но кто же возьмётся судить в наших земных понятиях, который именно знак был наиболее существенным? Искра убедительности, искра восхищения, искра воодушевления или преданности, или мужества, когда именно она вспыхивает? Обычно этот момент остаётся неуловленным. Мы можем ощущать лишь совершившееся воздействие. Но особенно было бы поучительно для психолога распознать, какой именно момент являлся решающим для возникновения такого импульса.
При обострении такой внимательности можно бы было иногда и припомнить такое же привходящее действие, которое потом явилось возбудителем и вызывателем памяти, иначе говоря, - воображения.
Такие мимолётные вестники могли бы предуказывать путь ко многому очень значительному. Не всегда искра бывает поражающей и мощной. Бывают искорки очень маленькие, но и они уже доказывают некоторое накопление энергии. Важно, чтобы факт этих накоплений состоялся. Не нам судить о количестве энергии. Мало ли от чего это количество может зависеть, но нужно, чтобы энергия как таковая аккумулировалась и вообще начала бы проявляться. Там, где малая искра, там может быть и большая, если дух столкнётся с препятствием и напряжётся. Но опасно, если вообще не проявится искра, и вся машина останется, как мёртвое сцепление частей.
Люди очень радуются, замечая всякие искры. Даже светляки или фосфористые мушки особенно привлекают внимание. Но если бы увидать искры сердца в близких и в себе самом, вот это было бы настоящей радостью!
"Так и ударило в сердце", - говорят люди. Не получилась ли в это время искра? Эти напряжения могут быть и от радости, и от печали, и от всяких потрясений. Не потому ли испытуется дух человеческий потрясениями, чтобы создать благотворные искры? Некоторые люди до взрослых лет не решаются испытать разряд электричества на себе. Они уверяют, что их организм не выносит таких прикасаний. Может быть, такой организм не потерпел бы и вообще возникновения сердечных искр. Ведь каждая искра всё-таки обеспокоит. Она не позволит пребывать в условном упокоении. А кому-то именно упокоение, хотя бы и бессознательное и самое тупое, будет ближе и дороже возникновений искры познавания.
Благословенны искры.
Николай Рерих.
15 Мая 1935 г.
Цаган Куре
* * *
Очерк Н. К. Рериха «Искра» из серии «Листы дневника». Написан в Цаган-Куре во время экспедиции во Внутреннюю Монголию. Впервые был опубликован в книге газете «Рассвет» (Чикаго) 21 октября 1935 года; переопубликован: Н. К. Рерих. Листы дневника. Том первый. М.: МЦР, 1995. С. 423-425.
Публикуемый текст представляет собой один из экземпляров авторизованной машинописи. Происходит из собрания Харбинского «Содружества» имени Н. К. Рериха. Был привезён в Советский Союз в 1954 году членом «Содружества» Зинаидой Николаевной Чунихиной и впоследствии передан публикатору.
В письме участника экспедиции Н. В. Грамматчикова, в котором он делится личными впечатлениями от общения с Н. К. Рерихом, есть следующие строки:
«Простота, доброта, проницательность, твёрдость, спокойствие, способность из, казалось бы, небольшого события, случая, наблюдения, развить мысль и создать обширную статью, обычно профиля "Листы дневника".
Как-то у Чувствина отказала машина во время профилактики. Завести её мы не могли. Воспользовавшись тем, что Цаган-Куре стоит на склоне горы, попытались использовать уклон, чтобы завести "с ходу". Ничего не вышло, уклон кончился, а машина даже не "чихнула". Решили, что нет искры зажигания. Моисеев пошёл к лагерю, чтобы принести некоторые части. Придя в Цаган-Куре, встретился с Н. К. и сообщил ему, что "потеряли искру". Машину, конечно, наладили, приехали назад. Потом Моисеев печатал на походной машинке статью о том, что происходит с человеком, если он потерял искру духа. Статья эта на нескольких страницах - глубокого содержания. А начиналась она, насколько помню: "Наши механики ищут искру зажигания, которая потерялась...".
Подобного этому было много: казалось бы из самого малозначительного факта, из чего-то незначительного, вырастало творение глубокого содержания…» (Письмо Н. В. Грамматчикова А. Н. Анненко 5 февраля 1978 года). См. А. Анненко. Последняя экспедиция Н. К. Рериха (1934 - 1935). По воспоминаниям Н. В. Грамматчикова.
Архив, примечание и публикация А. Н. Анненко (г. Абакан).
Ваши комментарии к этой статье
№46 дата публикации: 02.06.2011