Владимир Деревянко

Этюды о человеке и его жизни

Человековедение и жизнь

Какие мы и люди вокруг?

Введение

Постановка этого вопроса уместна потому, что в зависимости от того, какие люди вокруг, нам лучше или хуже жить, приятнее или нет с ними общаться, а также по их реакциям на наши действия судить о себе самих. Подразумеваются не различия во внешности, что имеет значение, а человеческие качества и действия людей, которые имеют различные векторы - только на себя или не только, считаясь с другими, и характер проявления - своекорыстно-силовой или компромиссно-корректный. Различия бывают столь заметны и велики, что в некоторых случаях можно говорить о недостатках и даже уродствах людей, которые могут быть квалифицированы как бесчеловечные и преступные. Всё это имеет свои корни и причины, добираясь до которых и анализируя, можно понять, что движет людьми. Не стоит доказывать, что в преодолении недостатков и совершенствовании людей есть жизненная необходимость и польза для всех и это - оптимальный способ улучшения жизни людей!

 

1. Что и почему преобладает в людях?

На вопрос: что преобладает в людях, естествен ответ - то, благодаря чему большинство добивается того, что составляет их жизненные ценности. При этом, сколь различны ни были действия людей в данный момент, в целом ими движет стремление иметь больше и быть выше других, за которым стоят потребности в пище и общении, удовольствиях и самореализации. В силу различий в условиях и обстоятельствах жизни, с коими коррелируют развитие и разумность людей, эти потребности удовлетворяются ими по-разному, - индивидуально-своекорыстно, иногда с нарушением правил, когда люди повторяют поведение животных в стае, или, считаясь с интересами других людей и действуя по общепринятым правилам и законам. То есть в отношениях людей существует два полюса различий: один - эгоизм, своекорыстие и агрессивность, другой - альтруизм, доброта и дружелюбие, между которыми реально действует большинство людей, при этом три пары их альтернативных качеств имеют разную структуру. Чем ближе она к негативным качествам, соотносимым со злом, тем более люди противопоставляют себя социуму и между ними возникает больше противоречий, а их жизнь менее справедлива.

Представляется логичным, когда в людях преобладают качества, позволяющие им иметь больше и меньшими усилиями то, что ценно для многих. Не менее логично и то, что жизненные ценности производны развитию людей и между развитием и ценностями существует взаимосвязь. Чем более люди разумны или человечны, тем лучше сознают себя частью социума и менее эгоистичны, своекорыстны и агрессивны. От противного, - чем менее развиты или, что одно и тоже, более животны люди, тем более им свойственны эгоизм, своекорыстие и агрессия... Как это ни печально, можно уверенно говорить, что в массе люди более эгоистичны, чем альтруистичны, более своекорыстны и агрессивны, чем добры и дружелюбны. Например, по данным статистических опросов академика Н.М.Амосова эгоизм в людях в 10 раз сильнее альтруизма, а "моё" в 30 раз сильнее, чем "наше". Однако, если взглянуть на это под углом зрения человековедения, можно доказать, что эти соотношения не раз и навсегда данное, а следствие, и меняются в зависимости от уровня развития людей; скажем, тысячу лет назад эти соотношения были иными и эгоизм был сильнее альтруизма не в 10, а в 20 или 30 раз, как и "моё" было сильнее "нашего" в 40-50 раз. Со временем, по мере осознания людьми своей социальности и рационализации их жизни, эти соотношения начнут снижаться!..

На вопрос: почему в людях так много плохого (зла) и даже уродливого, следует ответить - такими им приходится быть по жизни. Наверное, потому не переводятся преступники, а религиозные заповеди и нравственные идеалы существуют на бумаге и в устах проповедников, не оказывая реального влияния на действия людей. Впрочем, как было сказано выше, это не данность, а следствие и по мере развития людей ситуация будет изменяться к лучшему, что не означает - быстро. Пока же, как писал Н.М.Амосов, "человек скорее плох, чем хорош" и людей в массе не учат нравственности и совершенствованию, - в жизни или на улице ещё много грязи и люди не только не обходят, а напротив - сами лезут в неё; вспомним, что движет многими детьми, молодёжью, да и взрослыми, когда они собираются вместе?.. Недостаток культуры, духовности восполняется примитивами плотских удовольствий и нередко принимает уродливые формы. Если бы это касалось только их самих, то и ладно - каждый волен сам выбирать свой путь, - поскольку пути людей пересекаются, грязь одних не только пачкает других, но мешает им двигаться к своей цели. Следует заметить, что это не распространяется на все страны и народы и более характерно для менее развитых в экономическом и культурном отношении...

 

2. Недостатки людей, их причины и преодоление

Недостатки бывают физические и психические - интеллектуальные и нравственные. Гипертрофированные недостатки людей есть уродства. С уродством людей встречается каждый и это не только физически некрасивые люди, вспомним Квазимодо В.Гюго, неполноценные от рождения или калеки, а психически - умственно отсталые или душевно больные, и нравственно, например, алчные или честолюбивые, эгоистичные и жестокие люди. Как бы этого ни хотелось, но каждый человек в чём-то и в той или иной степени имеет недостатки и чем их больше, тем менее их сознаёт, особенно при недоразвитости или находясь в измененном, например, нетрезвом состоянии. Уродства в любом виде неприятны, но откуда они берутся? Отчасти они наследственны, но в большей степени приобретается в неблагоприятных условиях жизни как следствие недоразвития или неоптимального воспитания человека. Скажем, войны и сопутствующие им грабёж и насилие, бывшие некогда частым и обычным делом... Или жизнь в трущобах и бедности, культ денег и потребления, бездуховность и пошлость масскультуры... Впрочем, не обязательно жить в трущобах или расти среди преступников или хулиганов, можно стать неполноценным и в благополучной семье при недостатке внимания родителей к воспитанию и развитию своих детей, например, в преодолении эгоизма...

В экономически развитом, цивилизованном обществе уровень жизни более высок, условия жизни и развития большинства людей более благоприятны, люди более толерантны и дружелюбны. С экономикой связано развитие культуры и социальных отношений людей: в отсталых и слаборазвитых странах сильнее различия и противоречия между людьми, выше преступность. Хамство и драки, обман и мошенничество, грабежи и убийства - производные уровня развития людей и организации их жизни. Несовершенство и недостатки людей естественно связывать с жизненными ценностями и способами достижения успеха, которые формируют смысловое наполнение жизни людей и их отношение к другим людям и природе. Весьма важно в данном случае то, как люди воспринимают себя, свою сущность и задачи существования, - чем более они сознают себя органической частью социума и природы, тем менее они животны и более духовны, разумны, что означает, - способны сознавать свои индивидуальные интересы как часть общих, не противоречащих законам природы.

Идеалом разумности человека является осознание и стремление к улучшению всего человеческого вида, основой которого является полноценное развитие и совершенствование каждого человека! Исходя из того, что недостатки и уродства - следствие, а не данность, по мере совершенствования людей возможно снижение их меры. История показывает, что это недостижимо силой/насилием, - главное направление преодоления несовершенства людей - их полноценное развитие на основе повышения уровня их жизни и более рационального педагогического воздействия. То есть изменить-улучшить людей возможно не ужесточением наказаний за проступки и преступления, а более качественным природосообразным воспитанием и образованием с раннего детства.

 

3. Как сделать людей лучше?

Улучшение людей и их жизни возможно не только теоретически, но и практически, чему примером исторический опыт экономически и социально развитых стран. По мере повышения уровня жизни изменяются жизненные акценты людей - от выживания, обогащения и достижения более высокого положения в социуме к более эффективному развитию и совершенствованию. При этом решающим фактором развития человека является не идеологическая обработка сознания, скажем, коммунистическими или капиталистическими идеалами, религиозными или эзотерическими установлениями, а серьёзная внутренняя мотивация и внешняя поддержка на природосообразной основе. Важным условием совершенствования людей является позитивный пример старших и педагогическое мастерство воспитателей, - без этого людей нельзя научить быть лучше, разве, что они могут притворяться таковыми. Самым существенным и решающим условием позитивного развития и совершенствования человека является познание и реализация его сущности, имеющей индивидуальную, социальную и общечеловеческую составляющие, и природосообразное поведение, которому человековедение и педагогика способны научить его с детства. Как реально сделать людей лучше? Прежде всего, - этого надо за/хотеть - взрослым и детям. Возможно ли это? Пока - теоретически или в мечтах немногих, ибо в массе люди думают о другом: дети - о развлечениях, взрослые - об удовольствиях, что очень близко... Может быть, мы преувеличиваем? Увы, нет... Разумеется, есть дети, которые увлекаются учением, и взрослые, которые горят на работе, но их сравнительно мало и они не делают погоды... Большинство же ведёт себя не так; почему? Потому, что всё в нашей жизни подчинено не разуму, а чувству, не необходимости, а желанию и связанному с ним удовольствию от потребления и превосходства над другими... Потому, что люди живут, прежде всего, ощущениями и, чтобы становиться лучше, они должны подниматься разумом над удовольствиями или своим животным, инстинктивным началом! Зачем? А, чтобы руководствуясь сознанием необходимости, стремиться ко всё большей пользе своих действий вплоть до высшей пользы - всего человеческого вида! Без этого всё, что ни делается для улучшения жизни людей, то же, что и современная мода, - кто во что горазд и во многих случаях совсем не то, что необходимо и полезно человеку. Путь к лучшей жизни проходит через совершенствование людей в выборе желаний по их необходимости и пользе посредством разума!

Наше будущее альтернативно: оно может быть и хорошим, и плохим, но, исходя из того, что будущее вырастает из настоящего, а оно не слишком хорошо - уж очень много проблем в нашей несовершенной жизни, можно предположить, что оно будет не слишком хорошим, более того, если вспомнить Нострадамуса, то даже и очень плохим... Чтобы сделать его хорошим, какими бы ни были астрологические и футорологические прогнозы, важны ни модернизации и инновации экономики, ни богатства и власть, ни слава и удовольствия, а желание людей становиться лучше! Теперь это практически невозможно, - чтобы люди замыслили и захотели развиваться и совершенствоваться!.. А ведь для этого нужно совсем немного - стать чуть-чуть разумнее и научиться руководствоваться не желаниями и удовольствиями, а необходимостью и пользой. Способный это понять - разумен, а на нет и суда нет... Впрочем, люди рождаются неразумными и беззащитными, - надо помогать им развиваться и становиться разумнее и этому должны способствовать человековедение и природосообразная педагогика. От того, как будут развиваться и насколько станут разумнее люди, зависит их будущее и то, кто их будет окружать...

17.09.2010

 

Опасна ли жизнь на Земле?

Введение

Судя по тому, сколько людей гибнет каждый день по разным причинам, можно однозначно утверждать, что жизнь на Земле весьма опасна. Причин такого положения много - индивидуальных и социальных, природных и технических. Принимаются разнообразные меры для снижения их опасности для жизни, но они не дают желаемого эффекта в силу несовершенства людей и техники, недостаточности знаний об опасности и её недооценки. Нередко люди сознательно, если не пренебрегают опасностью, то сильно рискуют, занимаясь экстремальными видами спорта или недостаточно готовясь к решению сложных задач, стремясь добиться своей цели быстрее или не считаясь с неблагоприятными обстоятельствами. В значительной степени такое положение определяется тем, что люди не вполне сознают свою сущность и факт единственности своей жизни, как и недооценивают жизнь человека вообще. Потому жизнь станет реально безопаснее лишь тогда, когда интересы людей начнут сближаться, цена жизни человека будет повышаться и безопасность станет одним из важнейших критериев их жизни.

 

1. Насколько и почему жизнь на Земле опасна?

Какова мера опасности жизни людей? Несмотря на большие возможности и резервы здоровья, которые человеку дала природа, он весьма уязвим, особенно, когда условия его жизни приближаются к экстремальным. Нередко это происходит в силу жизненных обстоятельств, мало или независящих от него, например, в больших городах, во время кризисов или военно-политических конфликтов, иногда - в результате собственных или чужих ошибок или неосмотрительности... Немало людей подвергаются опасности от природных факторов, когда они недооцениваются или не учитываются, либо техногенных - в силу несовершенства техники или ошибок в её использовании или управлении. Неприятное состоит ещё и в том, что опасность нередко возникает неожиданно и человек не успевает приготовиться, а ещё хуже, когда он не готов к ней вообще. Последнее весьма распространено среди людей, которые, думая ли о выживании или стремясь к удовольствиям, не только не готовятся к опасности, но и сами её провоцируют, действуя не в русле жизненной необходимости, а противно ей или отклоняясь от неё... Кстати, одним из её проявлений, связанных с социальностью человека, является необходимость единения и общности людей, которая далеко не всегда осуществляется даже в виде толерантности в силу отчуждения и противоречий между людьми, нередко разрешающихся с опасностью для одной из сторон.

Существует немало видов опасности в жизни людей. Самая большая опасность для всех связана с космосом - Солнцем и его энергией либо с крупными астероидами или кометами, которые могут пересечься с Землёй и при столкновении вызвать глобальную катастрофу, которые уже случались в истории планеты. Впрочем, эта опасность как бы отложена на неопределённо-долгий срок... Реально по данным американских учёных наибольшую опасность по степени риска (произведение вероятности события на уровень потерь) для людей представляют автокатастрофы - 1/100, затем следуют убийства - 1/300 (преступность, военные конфликты и терроризм), пожары - 1/800, поражение электричеством - 1/5000, риск авиакатастрофы - 1/20000, столкновение с астероидом - 1/25000, наводнение - 1/30000, торнадо - 1/60000, ядовитый укус - 1/100000.

Опасность может поджидать человека и когда он нарушает технику безопасности или действует неосмотрительно сам - что-то не то съел или не сделал, например, антисептической обработки раны, при болезни нарушает режим или не принимает вовремя лекарство либо подвергается непрямой опасности извне из-за ненадлежащего исполнения обязанностей специалистом, от которого зависит его жизнь. Ряд обязанностей людей, например, испытателей техники, спортсменов или путешественников, сопряжён с сознаваемым риском. Кроме того, с повышенной опасностью связана организация жизни людей, например, в городах, где транспорт и люди не развязаны. Нельзя не упомянуть о риске сердечнососудистых заболеваний от стрессов и гиподинамии, опасности вредных привычек - курения, алкоголизма и наркомании. Люди подвергаются опасности при возникновении эпидемий или ранее неизвестных болезней или даже в результате научных открытий, например, радиоактивности, последствия которых могут быть весьма опасны, или ухудшения экологической обстановки...

Из перечисленного выше может сложиться впечатление, что жизнь на Земле крайне опасна и это действительно так, если не сознавать опасности или пренебрегать ею. Но нельзя же и постоянно думать об опасности ибо тогда жизнь превращается в непрекращающуюся борьбу за существование, каковой она и является в природе, в животном мире, где идёт непрерывное пожирание одного другим и это, увы, естественно. Хотя жизнь людей и близка к происходящему в джунглях, мера её опасности постепенно снижается, впрочем, пока люди действуют в рамках господствующих ценностей обогащения и стремления к власти, с достижением которых связаны противоречия и конфронтация, она будет оставаться очень высокой. Весьма важным в этом процессе является накопление знаний, помните выражение: "предупреждён, значит, вооружён/защищён", из чего следует необходимость лучшего информирования людей об опасности и обучение менее опасному поведению.

Проведённый выше краткий анализ показывает не только недостаточную осведомлённость людей и недооценку опасностей, но и сознательную игру с опасностью в экстремальных занятиях и увлечениях. Вспоминается трагический пример П.Брэгга, человека, достигшего необыкновенных успехов в регулярном и разностороннем оздоровлении и погибшего в океанской волне в возрасте 95 лет с организмом 18-тилетнего юноши, катаясь на доске... По-видимому, опасность современной жизни на Земле производна её смысловому наполнению людьми и понизить опасность – значит, изменить, приближаясь к постижению своей сущности, понимание жизненной необходимости, её выражающей!

 

2. Как сделать безопаснее жизнь людей на Земле?

Чтобы сделать безопаснее жизнь людей, на разных уровнях: от ООН до отдельного человека осуществляются различные меры по обеспечению безопасности жизни. Принимаются национальные и международные законы и соглашения, усиливаются органы внутренних дел и чрезвычайных ситуаций, повышается безопасность технических средств и используются новые средства защиты людей, изучается школьный предмет - ОБЖ и охраняются сами школы. Однако, ни знания и личная осторожность, ни даже большие материальные возможности, благодаря которым можно нанять себе личную охрану и технически оснастить защиту своего жилища, офиса и автомобиля, не могут дать стопроцентной гарантии безопасности людей. От авто и авиакатастроф, природных катаклизмов и военно-политических конфликтов, нападений и убийств не защищены ни простые люди, ни президенты, что не означает их беззащитности, но говорит об общей уязвимости людей и опасности современной жизни на Земле, в частности, от терроризма. Разумеется, предпринимаются весьма серьёзные меры, в том числе, на международном уровне, по снижению террористической опасности, например, в США после терактов 2001-го года, которые дают позитивные результаты. Тем не менее, пока между людьми существуют серьёзные противоречия и разобщение, остаются производные им напряжённость и опасность.

Что надо бы делать и почему? В средние века воины защищали себя от оружия врага доспехами, теперь можно одеть бронежилет, который спасёт от попадания пули в тело, но не спасёт от попадания в другое уязвимое место. То же можно сказать и о других средствах защиты от опасностей, коих так много, что невозможно всё предусмотреть... Последнее должно наводить на мысль о том, что продолжая искать и создавать новые средства защиты людей от опасности, надо думать о том, чтобы снижать меру самой опасности. При этом, если люди не могут обуздать энергию природной стихии, но могут приспосабливаться к ней и искать новые более надёжные средства защиты, то, как это ни парадоксально, для снижения опасности, исходящей со стороны людей, этого недостаточно без снижения уровня разобщения и конфронтации людей. Получается, что кардинальным средством снижения опасности жизни среди людей является сближение их интересов и преодоление разобщения! Насколько это возможно в современных условиях? Надо сказать, что такие возможности ограничены имущественными и религиозными, национальными и политическими интересами, разделяющими людей и государства, но, как бы ни было трудно находить общие точки и компромиссы, к этому надо стремиться и это - оптимальный путь к снижению опасности жизни всех людей! Чтобы убедительнее ответить на вопрос: когда жизнь станет/будет безопаснее, представим себе чужих людей и членов одной семьи, - если первые как бы сами по себе и сближаются по мере близости их интересов, то нормальная семья, естественно, сближает людей, побуждает заботиться друг о друге и уж никак не мешать жить и, тем более, враждовать друг с другом. То есть, чтобы жизнь людей была безопаснее, надо, чтобы у них было больше общих интересов. Возможно ли это и при каких условиях? Во-первых, это возможно потому, что сообразуется с сущностью человека, которая социальна и побуждает его к единению с миром людей и природы, частью которого он является. Во-вторых, и это связано с первым, человек разумен и с помощью разума способен сознавать необходимость и пользу от единения с миром. Впрочем, люди не рождаются разумными и в них, как в животных, очень сильны инстинкты, потому с раннего возраста необходимо развивать не только мышцы, но и разум, чтобы сознавать жизненную необходимость развития и совершенствования - индивидуального и во взаимодействии с социумом и природой для достижения высшей пользы - улучшения всего человеческого вида. Встав на этот путь, люди перестанут враждовать и бороться за лучшие ресурсы и более высокое положение, как животные, и будут стремиться к общезначимым целям, действуя, как одна семья, в которой жизнь человека будет самое дорогое для всех на свете!

21.04.2010

 

Возможна ли жизнь без вражды и насилия?

Введение

На Земле очень много противостояний и насилия. Кажется, что вся жизнь от простейших до людей стоит на вражде и насилии и ему не видно конца. Если насилие животных, например, хищника над его жертвой естественно, то для людей, способных сознавать свои действия и находить, если не общие интересы, то возможность компромиссов, насилие допустимо не всегда. Если в животном мире выживает сильнейший и сила является решающим фактором отношений между особями в стае, то подобные отношения между людьми ставят под сомнение их разумность и показывают, как недалеки люди от своих животных предков и как много ещё предстоит сделать для того, чтобы от разобщения и противостояния люди стремились к единению и общности, и вражда и насилие уходили из их жизни, преодолеваемые разумом. В отличие от животного мира, где действуют законы естественного отбора, люди способны познавать и совершенствовать себя, поднимаясь своим духом-разумом над естеством. На этом пути, наращивая потенциал разумности, люди смогут преодолеть вражду и насилие и объединиться в решении общей задачи совершенствования для улучшения всего вида.

 

1. Вражда и насилие: сила и разум

В природе - у животных и птиц: кто сильней, тот и съел. У людей - практически также, но с помощью разума, если он развит и трезв, они способны находить другие - более мирные и взаимовыгодные способы взаимодействия. Однако, в жизни далеко не всегда люди могут договариваться, особенно, когда дело касается не только больших денег и возможностей, но символов веры и национальных обычаев... И тогда люди враждуют, прибегая к насилию. Вражда - следствие непримиримости интересов людей, которая, в свою очередь, возникает на основе их разобщения. Последнее - обычное для животного мира, противоестественно для людей, имеющих разумную, биосоциальную сущность. Впрочем, люди делятся на расы и нации, различаются по развитию и религиозным устремлениям, уровню развития экономики, социальной организации и культуры, - и всё это может служить поводом для разобщения, вражды и насилия. Кажется, с помощью разума можно преодолевать разобщение, и толерантность является одним из устремлений современного человека, но, по-видимому, разумность людей и прямо связанная с ней толерантность пока недостаточны...

Жизнь ещё так противоречива, что люди вынуждены противодействовать этому всеми возможными способами. Однако, несмотря на принимаемые и всё более строгие меры, по-прежнему совершаются преступления, иногда весьма жестокие, то и дело вспыхивают войны, и то там, то здесь происходят террористические акты. Кажется, время остановилось или разум людей дремлет, если чьи-то экономические, политические или национально-религиозные интересы ставятся выше человеческих жизней, особенно в случае терроризма, невинных и нередко весьма многочисленных. Вспоминаются слова Ф.Гойи: "Сон разума рождает чудовищ", которые объясняют причины вражды и насилия, но не препятствуют им. Неужели всё это данность и такова природа человека, и будут продолжаться дальше преступления, войны и насилие в разных формах? Наверное, если жизнь человека будет цениться так же мало и люди для достижения своих корыстно-идеологических целей будут использовать её, как разменную монету. Впрочем, в мысли Ф.Гойи можно отметить важный нюанс - сон разума свойствен не всем, ибо как тогда объяснить достижения людей в науке и технике, экономике и демократизации жизни?..

Человек рождается неразумным животным со свойственными ему инстинктами, однако, в зависимости от условий жизни и воспитания у него включается, но может и не включиться, если ребёнок попадёт в животную среду, и развивается разум. Наука говорит, что существенная часть последнего - интеллект в основном закладывается и развивается в первые пять лет жизни. Более того, как и работа мышц, мышление - процесс инерционный, - если мозг загружается и выполняет всё более сложную работу, он развивается и действует эффективно. В противном случае разум развивается слабо или даже происходит его деградация и тогда его владелец может стать "чудовищем" - преступником, убийцей, террористом... Это может произойти и помимо его воли, если кем-то злонамеренно будут использованы средства психолого-гипнотического воздействия или так называемое зомбирование. Важно отметить, что ни современная жизнь с её ценностями, ни педагогический процесс, как её отражение и производная, не способствуют развитию разума человека, подменяя это накоплением знаний, что отнюдь неравноценно, и перспектива апокалипсиса, обозначенная древними, увы, продолжает нависать над людьми, как Дамоклов меч...

 

2. Можно ли и как жить без вражды и насилия?

Может ли человек что-либо противопоставить вражде и насилию?

Если рассуждать от противного, то - единение и взаимоподдержку. Возможно ли это и в каких случаях? Возможно, когда люди стремятся к большим общезначимым целям, например, осуществлению космической программы, демократизации жизни и достижению всеобщего благосостояния. Что же мешает этому? Прежде всего, разобщение людей, которое естественно в рамках господствующих жизненных ценностей обогащения и стремления к более высокому положению в социуме. Но ведь существуют международные и национальные мероприятия по объединению и социализации жизни людей, которые дают позитивные результаты, достигнутые в передовых экономически и социально развитых странах Европы, Америки и Азии. Кстати, борьба с насилием, и терроризмом особенно, приобрела международный характер, ибо иначе она неэффективна, если вообще возможна. Впрочем, пока остаются частные и корпоративные экономические и политические интересы, они будут вступать в противоречие с интересами других частных лиц и корпораций и вражда и насилие будут продолжаться... То есть, чтобы ни предпринималось для преодоления вражды между людьми и насилия, они будут воспроизводиться, пока существуют частные и групповые интересы и противоречия...

Говорят: "От любви до ненависти - один шаг", а что - между враждой и дружбой, если не интересы, отношения собственности и разум?.. Воспринимаясь, как данность, частная собственность и естественная конкуренция, приводя к периодическим, иногда весьма тяжёлым кризисам, наводит некоторых людей на мысль о несовершенстве таких отношений и стихийных регуляторов экономики и необходимости и возможности их регулирования, если не рационализации! Как враждующие стороны в состоянии предвидеть и избежать возможного ущерба от столкновения интересов через взаимные уступки и компромиссы, так и в экономике люди могут руководствоваться не критериями максимальной выгоды, а логикой рационального социально-ответственного хозяйствования, сообразуемого с их биосоциальной сущностью. Почему же этого не происходит? А кто это сказал? Происходит - в Европе и Америке, - медленно, естественно и постепенно, как и должно быть у разумных людей, и об этом свидетельствует последний кризис... Так, что же, не всё так плохо? Пожалуй, только не надо обольщаться, а стремиться к тому, чтобы как можно больше людей задумывались о том, что они делают и возможных последствиях их деяний, поскольку они действуют в мире, в котором всё взаимосвязано и в случае ошибок чревато для всех!..

Что же необходимо для того, чтобы жить без насилия? Прежде всего, сознавать насилие, как неприемлемый способ достижения целей! Надо заметить, то, что движет людьми теперь, это допускает, увы, и логика преодоления насилия такова, - если мы не хотим враждовать, жить без насилия и не подвергаться террору, то должны сознавать неприемлемость насилия вообще, во-первых, и наши интересы должны быть всё менее противоречивы!.. Возможно ли это, если система жизненных ценностей сложилась и существует уже не одну тысячу лет и никто убедительно не доказал возможности её изменения к лучшему? Были правдоподобные теории и неоднократные попытки радикального социально-экономического переустройства жизни людей, но они не принесли желаемого /общезначимого/ результата, но он понемногу стал возможен в разумно-компромиссных социал-демократических вариантах. По-видимому, это и есть путь, по которому надо идти для преодоления вражды, насилия и терроризма!? А чтобы действовать более рационально и последовательно в этом направлении, следует обратиться к своей сущности и, познавая её, формировать более сообразные ей представления о жизненной необходимости, которые станут основой всё менее противоречивого существования людей, важнейшая задача которых состоит в развитии и совершенствовании для улучшения всего человеческого вида! Осознавший это своим разумом человек никогда не покусится на жизнь другого, ибо это противоречит его высшей пользе!

21.04.2010

В чём жизни нашей смысл?

1. Почему о смысле жизни говорят столь неопределённо?

О смысле жизни, как и о счастье, люди иногда рассуждают и порой много и серьёзно... Рассуждают все, особенно люди с философским настроем или складом ума. Суждений бывает много и разных, как и людей... Некоторые учёные-философы считают, что вопрос о смысле и цели жизни человека сложен и неоднозначен, оставаясь открытым уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать, что он может быть закрыт в обозримом будущем. Получается, что люди живут бессмысленно или имеют много разных смыслов, как и жизней? Ну, в это можно верить или нет... Любопытно, почему людям не приходит в голову, что разумная жизнь всегда имеет и должна иметь цель и смысл, ибо в противном случае она неразумна, бесцельна и бессмысленна?.. Иногда говорят: в этой жизни я такой-то, в другой жизни, а их может быть две-три-пять, был тем-то и мы верим в это, не задумываясь о том, что это сродни чуду или самообману и надо жить уже сейчас, сегодня и делать то, что для нас не только имеет смысл, но необходимо и полезно. Не надо напрягаться, чтобы понять: действия здравомыслящего человека всегда подчинены некоторой цели, в той или иной мере необходимы для него и полезны и имеют тот или иной смысл, другое дело - трудно обобщить поведение разных людей и вывести нечто среднее. Хотя и это возможно, - странно, почему этого не видят современные философы, - возьмём для примера господствующие жизненные ценности людей, выражающие общий смысл их устремлений?.. Может быть, трудности определения человека и смысла его жизни связаны с тем, что он находится в непрестанном движении и развитии? И, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, трудно увидеть человека неким завершённым и определённым существом?.. А это, как посмотреть, вспомним наших близких и друзей во времени: они изменяются, иногда значительно, но всегда остаётся нечто, - характер и движения, обороты речи и привычки, что позволяет их не путать с другими людьми и связывать это с их сущностью и индивидуальностью. Следовательно, есть нечто постоянное в людях - индивидуальное и общечеловеческое, которое можно определить и благодаря которому их можно учить и лечить, изучать и улучшать?

 

2. Ступени постижения смысла

Кажется, зачем ломать голову над непостижимым смыслом, когда можно принять на веру то, что идёт с людьми из далёкого прошлого и говорит о том, что всё вокруг и человек тоже, сотворено Господом и не стоит пытаться постигать его промысел, ибо это людям не под силу. Если так, то всё, что происходит с людьми - Божья воля или кара, потому надо молиться и следовать святым заповедям и всё будет хорошо. Но канули в Лету тысячелетия, и безгрешных, ставших святыми, не так уж много, - веруют и молятся многие, а грешат все... К этому можно относиться двояко - принимать бытие, как данность, и не утруждать себя непростыми размышлениями или анализировать происходящее, связав его с действиями людей и пытаться постигать их смысл...

Если ты - осёл и тебя запрягли и понукают, - тяни поклажу и не стенай. Но, если ты человек разумный, способный к осознанию происходящего в себе и во вне, разбирайся и рационализируй себя самого и свои действия в социуме и природе, с которыми ты крепко связан? Легко сказать: разбирайся и улучшай, гораздо труднее это осуществить и, прежде всего, потому, что это должно иметь для тебя смысл... Как же так, мы рассуждаем о непостижимом смысле жизни человека, а то, что он делает, всегда должно иметь смысл, иначе он не захочет этого делать. А почему человек хочет именно это, а не то? Ну, наверное, потому, что такой он представляет свою жизненную необходимость, определяемую его потребностями. Но точно также делают и братья наши меньшие - животные, ведомые инстинктами... Но человек разумен и способен в отличие от животных не только отличать приятное от неприятного, но более полезное от менее полезного или вредного, анализируя свои потребности, выражающие их желания и получаемые удовольствия по их необходимости и пользе для него. Это в принципе, а реально люди неодинаково разумны и способны к анализу и выбору необходимых и полезных удовольствий, более того, их общий уровень развития таков, что можно говорить о большой близости-недалёкости людей от животных, с которыми их связывают общие устремления - занять более высокое положение в стае-обществе и иметь большие кусок пищи-ресурсы для жизни... Впрочем, это не приговор, а констатация факта, определяющего динамику развития человека и некоторую пока невысокую его ступень...

 

3. В чём смысл жизни человека? Зачем человек на Земле?

Написаны сотни-тысячи книг и трактатов о жизнях и смыслах, а теперь возник и развивается Интернет, в котором становится всё больше сайтов, каждый из которых - чьё-то видение или отображение жизни и её смысла. И все они - разные, как и люди... Неужели, действительно, разные? Да, именно так и не найти двух одинаковых... Но если бы люди и их книги и сайты, продукты труда и творчества были такие разные, то кто бы их читал и как бы люди понимали и принимали друг друга?.. А чего хотят люди, производя те или иные продукты и услуги? Зачем они это делают? Чтобы, удовлетворяя чужие потребности, затем удовлетворить и свои или ими движет нечто другое, например, чистая потребность в самовыражении? Но чего? Своей сущности, индивидуальности, своего видения мира, явлений или процессов? А для чего и для кого, если все такие разные?.. Может быть, для того, чтобы преодолеть своё одиночество и осознать себя частью целого - общности и сказать это другим, чтобы и они узнали эти связующие всех людей узы?.. Разные жизни и цели, связанные единым-общим смыслом!

Человек индивидуален, он хочет быть свободным и не может прожить без людей. У каждого человека есть предки-родители и у нормальных людей будут потомки. Многое связывает человека с другими людьми, с миром и это находит своё отражение в его сущности и проявляется в жизненной необходимости единения с людьми и природой. Последнее очень важно для постижения смысла жизни человека, который в самом общем выражении есть познание и реализация его сущности. Кстати, в этом же состоит и жизненная необходимость человека, которую он способен сознавать своим разумом и осуществлять телом, стремясь делать то, что имеет больший смысл или более полезно для него. Коль скоро человек социален, то своим разумом он способен сознавать не просто пользу от взаимодействия с другими людьми, но стремиться к общей или высшей пользе всех людей и себя, в том числе. Таким образом, смысл жизни человека или его высшая польза состоит в том, что необходимо и полезно всем людям, - улучшении вида.

Осознание высшей пользы и стремление к её достижению есть проявление разумности человека и одновременно основное направление её повышения и развития человека. Действуя для достижения высшей пользы, человек будет совершенствоваться индивидуально, в социуме и природе. Стремление к совершенству составляет основное содержание - смысл жизни человека разумного и его предназначение на Земле! В этом стремлении нет места желанию быть богаче и выше других, и есть сознание радости от того, что становишься лучше сам и помогаешь быть лучше другим. Без этого никогда не станет лучше жизнь людей и в самосовершенствовании человека - высший и общезначимый смысл его жизни!

16.03.2010

 

Чем обладают счастливые?

1. Что есть счастье и как его понимают люди?

Счастье, как чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, нередко, как и смысл жизни человека, подменяют другими понятиями или толкуют неверно. Тому виной и близость значений слов счастье и удача, как успех, нужный или желательный исход дела, которые при ближайшем рассмотрении неравноценны, но важнее, наверное, различия между счастьем человека, вообще, и счастьем конкретного человека, которое может иметь не только индивидуальные черты, но и принципиальные отличия для разных людей. Исключая из рассмотрения преступников разных мастей, счастье которых в завладении и обладании чужими деньгами, имуществом или жизнью, следует говорить о большом многообразии представлений людей о счастье, в основе которого для многих, тем не менее, лежит обладание большими состоянием и властью.

Существует немало вариаций толкования счастья, - это удовольствия и любимое дело, любовь и радость творчества, взаимопонимание с людьми и борьба, открытие нового и покорение вершин, здоровье и благополучие семьи, достижения в жизни и многое другое... Этот список можно было бы расширить до бесконечности, но при видимых различиях все они являются частями целого множества - человека и его желаний и возможностей. При всем различии их объединяет тоже самое, что и людей - природная человеческая основа и общность, на которой строятся их благополучие и взаимопонимание. Они показывают, сколь многогранно счастье человека и, как немного одним и много другим, надо для счастья и, как по-разному судьба его даёт!

Особая статья и одновременно один из ликов счастья - его достижение, когда сам процесс, например, творчества или любимой работы есть счастье. Вспоминая словарное определение счастья, приведённое вначале, нетрудно видеть, что оно не существует или возникает само по себе ибо невозможно без достижения, усилий и старания! Каждое из перечисленных и сотни других вариаций счастья, если присмотреться, есть процесс удовлетворения той или иной потребности человека или достижения целей, который имеет свою меру, различную для разных людей. Печально, если человек в своём развитии останавливается на уровне потребления, и изысканная пища и дорогие вещи исчерпывают его понимание счастья...

 

2. От чего зависит мера счастья?

Человек биосоциален, он появляется в некоторых этносе, географических и социально-экономических условиях и это не может не влиять на его жизненные интересы и устремления. В зависимости от своего развития и энергии человек способен подниматься над общезначимым, но это - удел немногих. Большинство людей действует в русле господствующих жизненных ценностей, достижение которых только для небольшой части очень удачно, для многих в развитых странах относительно удачно, а для какой-то части населения и невозможно. Разумеется, это относительно личных возможностей и усилий людей, но люди различны, а преобладающие теперь ценности - обогащение и власть - недоступны всем по определению.

Теоретически, каждый человек имеет право и возможность быть счастливым, а практически это невозможно потому, что в силу различных обстоятельств люди не могут проявить себя наилучшим образом. И дело не в том, что одни лучше, а другие хуже - господствующие жизненные ценности изначально ставят людей в неравные условия и нацеливают их на то, чем все без исключения не могут обладать в принципе... Что любопытно, люди-человеки разумные живут по законам животного мира /кто сильней, тот и съел/ и их разум в массе, хочется надеяться пока, не помогает им преодолевать примитивизм и подниматься над ним, чтобы действовать оптимальнее. Будучи социальными по своей природе, люди не всегда находят то, что общезначимо и ценно для всех людей потому, что не знают и не умеют реализовать вполне свою разумную человеческую сущность... Говоря о социальности и разумности человека, нельзя не видеть того, как трудно их однозначно понимать и реализовать. Чтобы было понятнее, обратимся к человековедению, которое доказывает, что человек имеет свою природу-сущность и находится в развитии - отдельный человек и всё человечество. По мере развития изменяются жизненные ценности и представления о счастье, которые производны его разумности как пониманию себя и своей сущности и выражающей её жизненной необходимости. Так вот, благодаря разуму человек способен сознавать себя и свою сущность и оптимально реализовать её в жизненной необходимости во взаимодействии с социумом и природой. Для этого нужны не большие деньги и власть над людьми, а разум, воля и энергия развития и совершенствования. Когда люди сумеют это осознать, а это произойдёт обязательно потому, что такова их сущность, станет ясно, что если не все могут обладать, то все могут и должны совершенствоваться! И это момент истины, из которой следует выход на решение существующих проблем и, прежде всего, преодоление несправедливости существования людей и повышение общей меры счастья.

 

3. Чем обладают счастливые?

Сколько людей стремилось и стремится к обогащению, теряет здоровье и жизнь, и лишь немногим это удаётся. Накопив же миллиардные состояния, некоторые сознают, что так много им не нужно и ищут возможность более полезного применения денег. Так устроена жизнь и люди снова и снова пытаются заработать больше и занять более высокое положение, - кому-то это удаётся, кому-то - нет, по-прежнему мера несправедливости в жизни высока и постепенно становится ясно, что счастье - не в деньгах и не в их количестве, а в понимании себя и своих задач существования и их наилучшем решении... Для этого нужно знание себя, вера в свои силы и желание наилучшим образом самореализоваться. Не всем это удаётся и, наверное, самая важная причина такого положения - людей этому не учат потому, что их волнует другое...

То, что движет людьми, не случайно и закономерно: детям хочется сладостей и игрушек, подростки ищут общения со сверстниками и подражают взрослым, почему-то чаще в примитивном и запретном - сквернословии и курении, употреблении алкоголя и раннем сексе, а не в достижении успехов в учёбе или формировании лучших человеческих качеств. Немалое же число взрослых ограничивает свои устремления потребительством и нехитрыми удовольствиями, не задумываясь о последствиях и проблемах, сопутствующих такой жизни. Можно предположить, - таковы люди и сущее - данность, но практика развитых стран даёт основания для сомнений в этом и показывает возможность улучшения жизни. С помощью разума люди способны сознавать свои действия, руководствуясь логикой необходимости и критериями полезности, соотносимыми с их сущностью!

Чем же надо обладать для счастья? Самое любопытное, к чему приходишь в размышлениях на эту тему, - для счастья не надо владеть большим количеством денег и вещей, хотя их и должно быть достаточно! для нормального существования, главное - владеть собой. Знать себя и свою сущность и эффективно реализовать её в социуме и природе для достижения высшей пользы. Своим разумом человек способен увидеть высшую пользу не в обладании богатством и властью, этими фетишами и идолами всех предшествующих поколений людей, ради достижения которых они убивали и продолжают убивать других во множестве, захватывали чужое и продолжают делать это и теперь, делили и разделяют мир и властвуют, порождая несправедливость и несчастья, а во владении собой для самосовершенствования, без которого жизнь никогда не станет лучше сама по себе... "Сильнее всех - владеющий собою!", - сказал Сенека более двух тысяч лет назад и хочется надеяться, что время осознания этого важного положения наступит раньше, чем люди в своём теперешнем понимании счастья зайдут так далеко и туда, откуда нет пути назад!..

16.03.2010

 

Человек и его разум в развитии

На пути познания и развития человека

Введение

Настоящая статья представляет собой синтез и развитие мыслей и идей, изложенных в статьях нашего 1-го исследовательского цикла "До самой сути". Перед нами была непростая задача обобщить семь тематически отличающихся статей в некоей собирательной статье, добавить то новое, что появилось в нашей работе за последние пять лет, и сделать шаг вперёд в осмыслении процесса познания и развития человека, который до сих пор не имеет объективного и однозначного научного отображения. Новизна статьи и всего 8-го цикла состоит в том, что, в отличие от 1-го цикла, в котором важнейшие положения жизни человека и причины её несовершенства рассматривались впервые, в постановочном виде, в данной статье даётся их уточнённая и конструктивная проработка, отражающая достигнутое в последующих циклах статей и человековедении в целом. Свою главную задачу мы видели в том, чтобы акцентировать причину парадоксальности и относительности жизни человека, которая находится между его инстинктами и разумом, желаниями и необходимостью, идеалами и примитивами, обманом и самообманом, постепенно осознаваемую и преодолеваемую разумом в постижении смысла его жизни для её улучшения-совершенствования. Лейтмотив статьи: познание и реализация человеком своей сущности и выражающей её жизненной необходимости - важнейшее условие его эффективного развития и совершенствования разума для улучшения его жизни!

 

1. Парадоксы и относительность желаний и необходимости человека

Многие с древности пытались определить человека и смысл его существования, накоплено много разнородных знаний на эту тему, но пока нет среди них достоверных и общезначимых, - наверное, потому, что большинству людей это не нужно... Тем не менее, если взглянуть на мотивы и действия человека системно, можно выделить две их группы - внутренние и внешние. Внутренние - это побуждения к удовлетворению собственных потребностей и желаний, внешние, - возникающие под воздействием извне. И те, и другие могут быть в разной мере необходимы и полезны для человека и не всегда и вполне им контролируются. Таковы некоторые внутренние инстинктивные побуждения, например: голод, половое влечение или страх, впрочем, некоторыми людьми они не только сознаются, но и могут подавляться. При очевидном многообразии потребностей и интересов, определяющих сложную картину пересекающихся мотивов, действий и взаимодействий человека с другими людьми, естественно выделяются индивидуальные - физиологические и психические, социальные и общечеловеческие-видовые, которые и формируют мотивацию его поведения по-крупному.

У людей много общего с животными, которые самоутверждаются с помощью силы в иерархии стаи, однако, индивидуальные действия людей и социальные процессы имеют более совершенную разумную основу, хотя и варьируют в разных странах от сохранившихся ещё примитивно-первобытных до более совершенных социально-демократических форм. Несмотря на преимущество людей перед животными в разумности, мотивация их действий нередко парадоксальна: надо бы делать то, что жизненно необходимо, например, правильно питаться, больше двигаться, не поддаваться вредным привычкам, а им хочется больше удовольствий. Связанное с этим и превалирующее над другими мотивами стремление к обогащению и власти, определяющее их жизненные ценности и жизнеустройство и не вполне доступное всем, порождает несправедливость отношений и разобщение людей между собой и природой. Последнее наводит на мысль об относительности жизненных ценностей и жизнеустройства людей их развитию и разумности и позволяет говорить об их недостаточно высоком уровне.

Если по своему развитию человек близок животным и живёт телом и его потребностями и удовольствиями, то так и должно быть?.. Но если человек, поднявшийся над животными своим разумом, сознаёт себя индивидуумом, частью социума и природы, иначе говоря, - органическим элементом системы природы и общества, ему следует соотносить свои желания и удовольствия с другими людьми и природой, считаясь с законами этой системы и стремясь к её оптимальности. И в этом состоит его жизненная необходимость, выражающая его сущность и сознаваемая с помощью разума. Последний способен устанавливать и рационализировать важнейшие отношения жизни - духа и тела или индивидуальное поведение человека, его взаимодействие с окружающим миром людей и природы и использование жизненных ресурсов и энергии. Чем более желания и действия человека сообразны его сущности, тем более он природосообразен и менее парадоксален в своих действиях... А для этого надо знать себя (свою сущность) и действовать сообразно ей - разумно. Однако, легко сказать: действовать сообразно сущности, ведь существует столько определений природы человека вплоть до того, что у человека её нет, что означает - он нечто непознаваемое и неопределённое... Более того, и разум, и критерии разумности, люди понимают по-разному, как же быть?..

Наверное, действительно, непросто определить человека, если вспомнить о том, что иногда он не принадлежит себе - его может обуять страх или неудержимое желание что-то делать или ощущать - им завладевают инстинкты или желания, сила которых, если вспомнить наркотики, может быть практически непреодолимой?.. Человек может быть более или менее развитым физически или интеллектуально, быть более или менее эрудированным в общих знаниях и в разной степени подготовленным профессионально. Люди могут верить в сверхестественное и иметь разные убеждения, занимать различное положение в социуме и по-разному относиться к труду и другим людям, наконец, опускаться ниже животных своей жестокостью или подниматься своим духом к святости... Всё это весьма затрудняет, но не делает невозможным понимание и определение сущности и смысла жизни человека, тем более, что всё, что он ни делает, всегда имеет какой-то смысл, и что самое важное, - разум человека способен в той или иной мере сознавать и рационализировать свои действия. Как? По необходимости и пользе, соотносимым с его сущностью!

 

2. Инстинкты и разум, выгода и польза человека

Чтобы лучше понять человека, - потребности и побуждения, рефлексы и инстинкты, рассмотрим некоторые его существенные действия. Жизнь после рождения начинается с дыхания и питания, которые имеют инстинктивную основу и определяется желаниями в контексте приятного и неприятного. Надо заметить, что ребёнок рождается с массой видовых инстинктивных и наследственных программ поведения, например: до трёх месяцев он задерживает дыхание, если вода касается неба, и спокойно плавает... Уже в раннем возрасте у него проявляются характерные типовые или индивидуальные поведенческие реакции. Дети эмоциональны и непосредственны, они делают то, что им интересно и ищут общения с теми, кто их меньше ограничивает или даёт большую свободу... Их поведение и его мотивация недостаточно осмысленны и целесообразны - ими управляют инстинкты и желания, чувства и разум в разных соотношениях, в зависимости от возраста, развития и самосознания. Из этого вытекает, что важнейшая задача человека - научиться, а воспитания - научить его тому, что жизненно необходимо и принесёт ему наибольшую пользу! К сожалению, представления об этом пока неоднозначны, как и то, что сила инстинктов и чувства, посредством которых они воздействуют на человека бывают столь велики, что не каждый в состоянии с ними справиться...

Способен ли разум человека управлять инстинктами? Кажется, инстинкты спрятаны так глубоко в подсознании и действуют столь неудержимо, что человеку остаётся лишь подчиняться и следовать им? Однако, это не всегда оправданно потому, что бывает не адекватно целям человека или ситуации, в которой он находится, например, в опасности, - надо бы спасаться или противодействовать, а его обуял страх, сковавший волю и мышцы, - страх высоты, боязнь воды или чего-то ещё?.. Или необходимо делать одно, а хочется - другое... Уступая силе инстинкта, люди не знают или не задумываются о том, что он мог сформироваться во времена и в условиях, которые не соответствуют реальным, и в их интересах необходимо его преодолевать, впрочем, есть инстинкты, направленные на обеспечение самосохранения человека, которые полезно исполнять. Размышляя об инстинктах, естественно сравнение человека с животным, - если последнее однозначно следует инстинкту, то человек с помощью разума потенциально способен анализировать свои потребности и действия и осуществлять те из них, которые ему необходимы и полезны! Однако, как показывает жизнь, это весьма непросто и людьми правят не необходимость и польза, а удовольствия и выгода, со всеми вытекающими последствиями, неравенством возможностей и несправедливостью...

Не удивляясь тому, что мотивация их поведения находится в большой зависимости от инстинктов и чувств, естественно полагать, что изменить это будет весьма сложно, если вообще возможно, и принимать происходящее, как данность... Но, действуя так, люди как бы забывают о разуме, который, нелишне напомнить, и предназначен для того, чтобы анализировать и различать свои желания и удовольствия по необходимости и пользе для себя - как индивидуума, части социума и элемента природы. Впрочем, это логика холодного разума и с ней связана двойная проблема, не поняв и преодолев которую, люди не смогут её реализовать. Первая проблема - надо иметь, но не все имеют развитый разум, как впрочем, и мышцы, и вторая - нужны общепризнанные критерии необходимости и пользы, соотносимые с их сущностью. Пока эти два условия не будут соблюдены, люди будут жить своими удовольствиями, стремиться к наибольшей частной выгоде, а их высшей пользой, которую выражают жизненные ценности, будут богатство и власть. Вследствие этого люди будут обманываться сами и обманывать других в том, что имеют и чего заслуживают - примитивизации поведения и жизни вообще, самоотчуждении и разобщении с миром людей и природы...

 

3. Примитивизация жизни и идеалы, обман и вера человека

Усилиями лучших умов человечество сформировало высокие идеалы - религиозные и светские, духовные и нравственные, которые, впрочем, не завладели умами многих и существуют как бы сами по себе... Более того, в реальной жизни и действиях людей они вытесняются, если можно так выразиться, примитивами желаний тела - потреблением и острыми ощущениями, удовольствие от которых преобладает над прочим и оттесняет разум и необходимость его усилий для оценки и, тем более, рационализации происходящего. Тем не менее, будучи существом разумным, человек способен не только анализировать свои потребности и желания, но и моделировать то, что хочет сделать, сознавая насколько хорошо или плохо он это сделал. Последнее позволяет связать идеалы человека с его разумностью и потребностями, желаниями и необходимостью в представлении о пользе, достижимой в результате того или иного действия. К сожалению, то, что люди желают и делают, сфокусированное в их жизненных ценностях, ещё очень далеко от идеалов, являясь производной их развития и отражая дисгармонию их духа и тела и проблемы взаимодействия с миром людей и природы.

В бесконечном стремлении к истине человеку не дано ею овладеть, а лишь приближаться к ней через относительные знания, обманываясь в них самому и обманывая других ещё и потому, что это может помешать ему в достижении того, что привлекает многих, но недоступно всем... Обман всегда неприятен, особенно явный, - ещё хуже, когда людей обманывают неявно или они сами обманываются в своих мыслях, желаниях и действиях, не сознавая того. Впрочем, даже сознавая обман, люди не всегда способны ему противостоять в силу несовершенства своего разума и недостаточных жизненных возможностей. Не будет большим преувеличением мысль о том, что вся предшествующая и современная жизнь человека в немалой степени построена на обмане, проявлением которого является ставшая привычной социальная несправедливость, и самообмане человека, как основе его болезней и неудач. Более того, обман - своеобразный посредник в отношениях между людьми при недостатке знаний или несовпадении их интересов, помогающий достижению компромисса, нередко мнимого и провоцирующего зависимость от идеального и сверхестественного... На этом выстроены не только религии и эзотерика, но в немалой степени искусство и наука, где складываются абсолютизированные системы отображения чувств и представлений о явлениях и процессах, опирающиеся на свои идеалы и авторитеты. При этом вера может помогать людям и вести к идеалам, но может, как ни странно, наносить вред и вести к примитивам, если вспомнить о средневековых крестовых походах и инквизиции и современном исламском терроризме... Рассуждая от противного, для преодоления обмана, достижения успеха и уверенности в своих действиях людям надо больше знать и уметь, руководствуясь разумом, и меньше верить в то, чего нет или недоказуемо...

Нетрудно видеть, что приближение идеалов и преодоление примитивизации поведения человека - две стороны одного процесса его развития и совершенствования, предполагающего увеличение потенциала разумности и его положительно мотивированное развитие и совершенствование, которое также имеет рациональную основу. Каким видится решение этой задачи? Если вдуматься, примитивизация - проблема-задача не одного человека, а всего человечества, её решение должно созреть и будет реализоваться по мере развития человека во всех сферах его жизни - индивидуальной, социальной и общечеловеческой. Становится всё более очевидным, что эта проблема может быть преодолена только последовательно разумными, а не силовыми действиями при участии науки - человековедения и природосообразной педагогики. Вероятно, это произойдёт ещё нескоро - прежде, чем люди начнут приближаться к своим идеалам, они должны стать разумнее и их ценностная ориентация, производная развития, должна измениться в направлении совершенствования духа и тела человека и достижения его единства с миром людей и природы.

 

4. Постижение и развитие человека для улучшения его жизни

Идеалы и примитивы человека - полярные положения его жизни, при этом, если первые существуют для большинства людей условно или, вообще, не существуют, ибо имеют духовную основу, которая в разной степени выражена у них, то вторые формируют действительность на многих её уровнях. Размышляя об идеалах человека, естественно обратиться к его разуму, который способен их сознавать, но отчуждение человека от его природы, как и противостояние различных социальных групп и народов, красноречиво свидетельствуют о том, что достижение этого ещё впереди... Смягчение контраста и балансирование идеалов и примитивов - насущная задача человека, которая пока не имеет однозначного решения. И причина этого состоит в слишком большом различии или экстремальности идеалов и примитивов человека и отсутствии общепринятого понимания его сущности и потребностей, желаний и необходимости. Сложившиеся жизненные ценности как бы нивелируют эти различия, но не способствуют их рационализации, более того, их подтекстом является стремление к удовольствиям, уводящее людей от необходимости. Что же тогда может побудить человека ей следовать? А то, что его отличает от животного - разум, самосознание и самопознание для эффективного развития и совершенствования... Чем разумнее и сообразнее сущности будет вести себя человек, а этому его можно и нужно учить, тем быстрее научится отличать более необходимое и полезное, тем лучше будет развиваться и становиться совершеннее, тем большими смыслом и радостью наполнится его жизнь!

Чтобы вести себя сообразно сущности или природосообразно, человеку надо познать и определить свою природу. Познавая себя и постепенно сознавая свои желания и стоящие за ними потребности, человек сформирует для себя представление о жизненной необходимости, которая предопределяет задачи его существования. Надо ли говорить о том, как важно помогать детям в осознании и следовании жизненной необходимости, воплощающей их здоровье и рациональные самоорганизацию, использование жизненных ресурсов и взаимодействие с окружающим миром. Это будет способствовать и нормализации отношений людей между собой и природой и сближению их жизненных интересов и целей. В развитии, адекватном его сущности, человек становится разумнее и совершеннее, свободнее и добрее. Своим разумом человек в состоянии преодолеть противостояние миру и найти пути и способы сближения и единения с ним. Разумеется, это очень непросто и пройдёт ещё немало времени прежде, чем этот процесс станет доминирующим в жизни людей.

Парадоксальность и относительность желаний и действий человека свидетельствуют о том, что он находится на некотором этапе своего развития-движения от примитивного выживания к совершенной позитивной видовой самореализации. Оно имеет свой внутренний эволюционный ритм и его невозможно ускорить силой - люди должны постепенно осознать жизненные необходимость и пользу рационализации жизни и её ресурсов. Важно понять, что жизнь идёт по своим законам, кажущихся вечными и несправедливыми, но всё это будет казаться данностью и продолжаться до тех пор, пока человек не станет разумнее настолько, чтобы осознать необходимость познания и наилучшей реализации своей сущности. И в этом ему поможет природосообразная педагогика на основе человековедения, которая научит его делать все необходимое для того, чтобы нормально развиваться и совершенствоваться в разумном, непротиворечивом взаимодействии с людьми и природой. Познавая себя и реализуя жизненную необходимость, человек постепенно осознает свою пользу в рационализации обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализации жизненных ритмов и циклов, обеспечении двигательной активности, укреплении и единении духа и тела, развитии и совершенствовании, продолжении рода и единении с людьми и природой! Человек и его разум - на пути к истине!

12.07.2010

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 01.03.2011