А.Н.Анненко
Союз журналистов России; Абакан

В.П.КНЯЗЕВА: ВЕХИ ПУТИ

(15 мая 1926 - 20 августа 2004)

 

 

1. Семнадцатого декабря 1953 г. в ленинградском трамвае № 26 была сделана фотография, запечатлевшая памятный день в жизни Валентины Павловны Князевой.

 

фотография

 

Только что она успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Исследование было посвящено истории создания, существования и заката Ассоциации художников революционной России. В течение десяти лет, с 1922 по 1932 г., броские буквы - АХРР - не сходили со страниц газет и журналов, с афиш больших выставок и объявлений о дискуссиях. Это было самое крупное объединение художников первых лет советской власти. На разных этапах в него входили художники А.Е.Архипов, Н.А.Касаткин, В.К.Бялыницкий-Бируля, В.Н.Мешков, К.Ф.Юон, В.Н.Бакшеев, И.И.Бродский, Б.М.Кустодиев, Е.Е.Лансере, Ф.А.Малявин, И.И.Машков, К.С.Петров-Водкин, А.А.Рылов и др.

Исследование молодого искусствоведа впервые всесторонне осветило события того времени, «взлёты и пролёты» живописцев АХРР, позволило ввести в научный оборот многие неизвестные документы. На защите присутствовали и герои исследования. Среди них те, кого мы видим в трамвае рядом с новоиспеченным кандидатом наук - «ахрровцы» Евгений Александрович Кацман и Виктор Николаевич Перельман. Они стояли у истоков АХРР (Е.А.Кацман был даже секретарём президиума), а в дальнейшем стали видными художниками советского времени. Доцент Г.В.Ефимов, сделавший снимок, оставил для нас память о весьма значительной вехе в жизни В.П.Князевой, рубежной на научной стезе коренной ленинградки.

Она родилась в 1926 г., оканчивала школу в трудные военные годы (награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»). После Победы, в 1945 г., поступила на исторический факультет Ленинградского государственного университета, в 1953 г. защитила диссертацию.

Тему творчества «ахрровцев» В.П.Князева не оставила без внимания в дальнейшем. В 1967 г. в издательстве «Художник РСФСР» вышла её монография «АХРР», с приложением документов из архивов и многочисленными репродукциями. До сих пор исследование В.П.Князевой является основополагающим в этой области, на его основе пишут статьи в энциклопедиях, на него ссылаются в научных и образовательных изданиях.

2. Трудовой путь В.П.Князевой был неразрывно связан с Государственным Русским музеем (ГРМ), где она много лет проработала ведущим научным сотрудником. Первые публикации В.П.Князевой появились в 1950-х гг. В конце 1950-х гг. произошло событие, во многом определившее направление дальнейшей научной и практической деятельности Валентины Павловны. В Советский Союз из Индии были привезены картины прославленного русского художника, в советское время остававшегося в тени, Н.К.Рериха, состоялись первые выставки. Старшим сыном художника, выдающимся востоковедом Ю.Н.Рерихом значительная часть коллекции привезённых картин была передана в ГРМ. Заботы по устройству, научной обработке полотен легли на плечи сотрудников ГРМ и, прежде всего, заведующей секцией отдела живописи В.П.Князевой.

Встречи и переписка с младшим сыном художника С.Н.Рерихом, почитателями творчества Н.К.Рериха, архивные изыскания позволили Валентине Павловне стать признанным специалистом по изучению творчества Н.К.Рериха. Она участвовала во многих событиях, связанных с возвращением картин Н.К.Рериха на Родину. Искусствовед П.Д.Муратов, вспоминая о первых шагах создания Новосибирской картинной галереи, об обстоятельствах передачи 60 рериховских картин в Новосибирск, пишет: «Учить нас профессиональной музейной работе приехала сотрудница отдела живописи Русского музея В.П.Князева. Описания картин, инвентаризация, температурно-влажностный режим, расстановка и развеска произведений с учётом исторической последовательности и красоты экспозиции и прочие заботы заняли всё наше время в декабре 1958 г. 27 декабря, накануне Нового года, состоялось торжественное открытие галереи, проведена первая экскурсия по её экспозиции. В.П.Князева не дождалась этого момента, она откликнулась на него издалека. “Очень, очень рада, что открытие музея состоялось в назначенный день. Представляю, сколько было работы!!! <…> Вход в вашу экспозицию очень трудно оформить, трудно подобрать нейтральный, достаточно хороший художественный материал. Хорошо бы красивые вазы! Хорошо бы парную скульптуру! Но, увы!!!”. Несколько позже она же писала: “Без вашего ведома и согласия я попросила дирекцию включить ваш музей на вызов на стажерские курсы. Проведение курсов намечается на II квартал, вероятно, на апрель месяц. Основной вопрос - учёт и хранение. Это то, что вам, вероятно, очень кстати”».

П.Д.Муратов далее отмечает то, что в полной мере можно отнести к каждодневному труду В.П.Князевой на протяжении многих лет: «Торжество в жизни музейного работника - мимолётность. Оно окрыляет. Оно может служить точкой отсчёта в его биографии. Полнота его жизни, однако, не здесь, а в каждодневных трудах и заботах, лишь с течением времени складывающихся в нечто значительное».

В этих условиях Валентине Павловне удалось создать первую научную искусствоведческую работу о творчестве Н.К.Рериха. В 1963 г. Книга «Н.Рерих» была издана в издательстве «Искусство» тридцатитысячным тиражом с многочисленными (в основном, чёрно-белыми) репродукциями работ художника. Сразу после выхода книги «Н.Рерих» Святослав Николаевич Рерих написал: «Дорогая Валентина Павловна, большое спасибо за Ваше письмо и за Вашу прекрасную книгу о Николае Константиновиче. Я высоко ценю Ваш труд и считаю, что он не только прекрасно написан, но и составлен. Поздравляю Вас и от всего сердца благодарю Вас…» (15 января 1964).

В 1968 г. в том же издательстве вышло второе, исправленное и дополненное издание. Стотысячный тираж альбома позволил читателям увидеть многие картины мастера живописи в цветном воспроизведении.

В результате сотрудничества В.П.Князевой с крупнейшим знатоком жизни и деятельности Н.К.Рериха Павлом Фёдоровичем Беликовым в 1972 г. вышла в свет их совместная книга «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Эта книга принесла соавторам широкую известность. Она выдержала несколько изданий, была переведена на литовский и румынский языки, в Индии вышла на языках непали и бенгали.

В 1974 г. за работу по проведению столетнего юбилея Н.К.Рериха в Ленинграде В.П.Князева получила Благодарность от Президиума Академии художеств СССР. На протяжении многих лет она являлась научным консультантом для исследователей-рериховедов, обращающихся к изучению наследия Н.К.Рериха.

3. Третьей сферой основных исследовательских поисков В.П.Князевой стало обращение к творчеству известной художницы, наследницы русских творческих династий Лансере и Бенуа, Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Имя Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере) широко известно любителям живописи. Её работы находятся во многих странах мира, чаще всего у коллекционеров из среды русской эмиграции первой волны. Объяснение этому - в трагических страницах истории ХХ в., когда «дворянское» искусство агрессивно вытеснялось «пролетарским», а передвижники и представители так называемого «социалистического реализма» торжествовали над «мирискусниками». К тому же эмиграция из России в те времена означала полное забвение творчества художника на Родине.

Хрущевская «оттепель» позволила открыть многие имена, в том числе Н.К.Рериха и З.Н.Серебряковой. «Юбилейные выставки 1965 г. в Москве, Ленинграде, Киеве, усилия детей художницы и исследования ленинградского искусствоведа В.П.Князевой открыли перед советской публикой подлинную картину жизни и свершений художницы», - писали впоследствии.

Так в её деятельности произошло соединение исследований творчества так называемых «пролетарских» и «дворянских» художников. После длительной борьбы с перестраховщиками от науки и искусства, в 1979 г. В.П.Князева выпустила книгу «Зинаида Евгеньевна Серебрякова», являющуюся фундаментальным исследованием жизни и творчества художницы, одной из ярких представительниц объединения «Мир искусства».

В 1987 г. был издан сборник «Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице», вобравший в себя уникальные свидетельства кропотливой работы искусствоведа. Книга почти полностью состоит из неопубликованных материалов, а также воспоминаний А.Н.Бенуа, Т.Б.Серебряковой, А.П.Остроумовой-Лебедевой, некоторых писем и дневниковых записей К.А.Сомова. Издание содержит репродукции работ Зинаиды Серебряковой, фотографии.

4. В 1990-е гг. Валентина Павловна Князева работала над новым альбомом «Н.К.Рерих. Летопись жизни и творчества» (СПб., 1994), переизданием биографии Н.К.Рериха (Самара: Издательство «Агни», 1996), принимала активное участие в создании Ленинградского (Санкт-Петербургского) Рериховского общества, была избрана его председателем.

Три больших круга её исследований сопровождались «малыми». На её счёту несколько десятков научных публикаций, посвящённых творчеству Н.К.Рериха, З.Е.Серебряковой, А.Е.Яковлева, В.И.Шухаева, Б.М.Кустодиева, И.Е.Репина, В.И.Сурикова и других художников. Они используются в диссертациях, научных и образовательных работах.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1999 г. № 786 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу Валентине Павловне Князевой - ведущему научному сотруднику Государственного Русского музея - было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

После смерти в августе 2004 г. В.П.Князевой её архив и библиотека были переданы в государственный Музей-усадьбу Н.К.Рериха в Изваре.

 

 

Библиография

В.П.Князева. Николай Иванович Дормидонтов. - М.: Советский художник, 1955.

В.П.Князева. Н. К.Рерих. Ленинград - Москва: Искусство, 1963.

В.П.Князева. АХРР. Ассоциация художников революционной России. Ленинград: Художник РСФСР, 1967.

В.П.Князева. Н.Рерих. М.: Искусство, 1968.

В.П.Князева. Рерих: (Отр. из книги). В поисках своего пути. Сердце Азии // Московский комсомолец. - 1972. - 23-25 марта (в соавторстве с П.Ф.Беликовым).

В.П.Князева. Рерих. М.: «Молодая гвардия», 1972, 1973 (в соавторстве с П.Ф.Беликовым).

В.П.Князева. «Богатырский фриз» / Н.К.Рерих: жизнь и творчество: Сб. статей (член редколлегии) // НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР - М.: Изобразительное искусство, 1978. С .105-117.

В.П.Князева. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. М.: Изобразительное искусство, 1979.

В.П.Князева. Русский портрет конца XIX - начала XX века. М.: Изобразительное искусство, 1980 (в соавторстве с И.Н.Пружан).

В.П.Князева. Вечно прекрасное: [По материалам выставки произведений З.Е.Серебряковой, г.Москва, февр. 1987] / Художник. - 1987. - № 9. - С. 30 - 41.

В.П.Князева (автор-составитель). Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице. М: Изобразительное искусство, 1987.

В.П.Князева. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества. СПб, 1994.

В.П.Князева. О датировке произведений Н.К.Рериха последнего периода творчества. Государственный Русский музей. Современный художественный музей. Проблемы деятельности и перспективы развития. Сборник научных трудов. Ленинград, 1980.

В.П.Князева. Борис Михайлович Кустодиев: (1878 - 1927), каталог выставки / Государственный Русский музей; [авт. предисл.] .- Л.: Гос. Русский музей, 1959. - 117, [2] с., [18] л. ил., портр.

Рерих Н.К. Сказки. / Составитель канд. иск. В.П.Князева, ред. и автор прим. док. ист. наук Л.Д.Засорина, оформ. худ. В.К.Федосова. Л.: «Экополис и культура», 1991. - 158 с.

«Рерих: Пророчества». Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Самара: Агни, 2004, 198с.,[1]л.ил.

 

Тезисы доклада на Х Международной научной конференции «Рериховское наследие».
Санкт-Петербург. Октябрь 2010 года.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

44 дата публикации: 01.12.2010