М.В.Петриченков,
н.с., Институт Ядерной Физики
им. Г.И.Будкера СО РАН
г. Новосибирск, Россия.

Вопросы этики в государственной жизни

Доклад на Всемирном Форуме Духовной Культуры,
Астана, октябрь 2010

 

“Стремиться к успешному осуществлению политических реформ, прежде чем совершена реформа человеческой природы, - это то же самое, что вливать новое вино в старые мехи. Заставьте людей признать и почувствовать всем сердцем, в чём состоит их настоящий, истинный долг по отношению ко всем людям, - и все злоупотребления властью, все несправедливые законы национальной политики, основанные на человеческом, общественном или политическом эгоизме, исчезнут сами по себе”. «Ключ к Теософии»

Ещё в 1992г. на конференции в Рио-де-Жанейро была предложена концепция устойчивого развития цивилизации. Основные моменты концепции - это приоритет духовных ценностей над материальными и развитие не в ущерб будущим поколениям.

Всё это требует привнесения этики в политику. Но проблема в том, что в погоне за большими прибылями, за личной выгодой даже минимальные этические нормы отметаются в угоду деньгам и это действует на общество особенно разрушительно. К чему это приводит, можно видеть в истории ХХ века, революция 1917 г. в России тому свидетельство.

При решении задачи о внесении этических норм в государственную жизнь возникает ряд проблем. Первая из них и основная - это большой разброс уровня сознаний и медленность реакции общества в ответ на принимаемые меры. Вторая проблема состоит в том, что меры надо принимать прямо здесь и прямо сейчас, нет времени ждать, когда будет воспитано новое поколение, что добавляет особую сложность. Поэтому следует разделить методы воздействия на стратегические и тактические.

Говоря о стратегических методах следует, прежде всего, упомянуть детское дошкольное и школьное воспитание. Правилам этики можно и необходимо учить и чем раньше, тем лучше. Задача в том, чтобы выбрать некий общий базис моральных и нравственных ценностей и сделать его убедительным и понятным всем людям с учётом широкого спектра сознаний от почти зверей-преступников в самом низу до деятелей культуры науки, религии на самом верху.

Есть некоторая постоянная часть этих правил, т.е. те вещи, которые уже известны большинству людей, например, Заповеди о любви к ближнему, «не убий», «не укради» и т.д., которые в разных вариациях существуют у всех народов, независимо от верований.

Верующим людям намного проще, у них есть определённые правила поведения, чётко прописанные в Первоисточниках. Более того, все основные религии едины в своих духовных основах. Тем не менее, история показала, что при всей позитивности основ есть слишком большое количество вещей в религиях, которые принимаются на веру и, как следствие, слишком много запретов, сюда же можно добавить большое количество толкований, которые уводят от чистоты Первоисточников.

Отсюда и неубедительность религиозной этики с точки зрения многих современных людей, воспитанных в условиях научно-технического прогресса.

Вместе с тем, никакая рассудочная этика не может объяснить человеку, почему он должен ограничивать свои потребности до разумных пределов в ущерб своему комфорту, особенно если рядом живут и процветают весьма далёкие от духовности люди, а духовные, наоборот, живут скромно и в страданиях. Есть вопросы добра и зла, справедливости, которые сложно убедительно объяснить, оставаясь в рамках полного атеизма, в рамках которого смерть - конец всего.

Да, в светском обществе есть страх наказания в рамках законодательства, но суть в том, чтобы быть этичным не из страха наказания, а по устремлению сердца, иначе любая нестабильность в связи с нападениями террористов, стихийными бедствиями из-за изменения климата и т.д. может вызвать лавинообразное нарастание нестабильности.

Поэтому необходимо осознание того, что усилия разных религиозных направлений и светских групп, направленные на рост Духовной Культуры гораздо важнее каких-то разногласий между ними по отдельным вопросам. Все люди разные, каждому отзвучит та или иная религия или философия, но все объединены общим куполом единой планетарной Духовной Культуры. Именно осознание себя жителем всей планеты, а затем и Космоса, поможет объединиться в духовной работе на благо всего Мира. Для этого объединения необходимо осознание того, что усилия каждого вливаются в общий поток действий на Общее Благо, независимо от цвета кожи, веры, пола, места жительства и т.д.

Всё, в конечном итоге, делается усилиями каждого конкретного человека на своем месте. Каждый может создавать и поддерживать внутри и вокруг себя островок духовности, проявляя самые лучшие человеческие качества во взаимодействии с окружающими, такие как любовь к людям, дружелюбие, честность, достоинство, терпение, благодарность и многие другие. Каждый такой островок Света станет магнитом для добрых людей и впоследствии такие островки охватят всю Землю. Жизнь станет намного светлее, наладится и материальная её сторона, так как при разумном потреблении и достижениях науки ресурсов хватит на всех.

Самое сложное - это начать действовать не в каких-то глобальных масштабах, а с малых конкретных шагов. Как говорил С.Н.Рерих: «только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее». Газета "Советская культура", 29 июля 1989 г. «Медлить нельзя!»

В государственном масштабе, как и в человеческом, точно также необходима непреклонная воля и большой запас терпения, чтобы поверх тактики со всеми её препятствиями и неудачами (которые по сути своей временны) - выдержать стратегическую линию. Ведь несовершенства копились веками и тысячелетиями и за короткое время ситуацию не переломить.

Все основные беды человечества происходят от невежества, поэтому основная задача государства - нести просвещение через образование, науку и Культуру, вмещающую все религии и философии.

«… нужны очаги содружества, к которым просвещённые деятели могли бы сходиться, взаимоукрепляясь в лучших устремлениях». 31.12.1936, Письма Е.И.Рерих.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

44 дата публикации: 01.12.2010