Владимир Деревянко

Человековедение

Камертон высшей пользы человека

Цикл статей 3/7: "От общего к частному"

 

Введение

Задача статьи - опереться на представление о высшей пользе человека, разработанное человековедением и попытаться сформировать нечто, подобное камертону в музыке, настраивающее человека на её достижение. Разумеется, камертон высшей пользы - понятие условное, не являющееся прямым мотивом действия, а лишь создающее логическую опору для лучшего жизненного выбора человека. Под камертоном высшей пользы подразумевается мысль или ощущение, которые будут помогать человеку действовать сообразно его сущности. В статье рассматривается категория высшей пользы, процесс её достижения и его составляющие. Анализируются вопросы выбора жизненного пути и приближения жизненных ценностей человека к его высшей пользе, осознаваемой разумом. Чем в большей степени человек сумеет проявить свой разум, тем громче будет звучать голос его природы, радость жизни - лучший камертон высшей пользы!

 

1. К чему стремится человек?

Большие различия потребностей и возможностей делают жизнь людей сложной и противоречивой. Далеко не всем удаётся прожить свободно и счастливо, многие люди влачат жалкое существование, а некоторые не доживают до момента своей естественной смерти... Уже с самого рождения многие имеют меньшие в сравнении с другими людьми возможности и не могут участвовать в жизни на равных. Во многих случаях они не слабее других, но сократить изначальный разрыв очень трудно. Надо ли преодолевать эту несправедливость? Наверное, но как, ведь для этого придётся изменить мир? Эта мысль приходит каждому, кто задумывается о жизни и хотел бы её улучшить... Но почему мир, а не себя, ведь мир таков, каков он есть и какой ты есть? А насколько мы вправе судить о мире и, тем более, пытаться изменять его?

Не суди, да не судим будешь, - гласит заповедь, а вот кто тебе судья? Бог или совесть, выгода или польза? А может быть, твой разум, который всё это вмещает?.. Если человек - творение Господа, тогда он ему и судья, - живи, как он предписывает. Если человек творение природы и существо социальное, то он сам себе судья и свободен настолько, насколько сможет прожить без других людей и природы и насколько они, если не помогают, то не мешают ему в этом. Каждый человек идёт своим путём и ему постоянно приходится делать выборы направления, - увы, не всегда он бывает свободен в своём выборе, ориентируясь на мнения других людей или свои желания, которые не всегда выражают его пользу. В любом случае - для каждого человека есть лучший и худший выбор. Существуют ли критерии выбора? Безусловно, и они, прежде всего, определяются его потребностями, сопровождающими их удовольствиями и жизненной необходимостью. В современной жизни большинство потребностей людей, кажется, можно удовлетворить за деньги, - может быть, умение делать деньги и есть то, что определяет правильный выбор? Возможно... Но, ради денег люди нередко идут на обман и насилие.

А сколько людей оказываются в этой борьбе вне конкуренции и пополняют армию безработных, нищих и преступников? Ну, а те, кому повезло, разве они ничего не теряют в этой гонке за деньгами и властью? В первом приближении, кажется, что нет? А при ближайшем рассмотрении - потерять можно всё... Если, делая деньги, человек наносит кому-то или чему-то хотя бы минимальный вред, то в силу всеобщей взаимосвязи явлений это может повредить ему или его близким, если не прямо, то опосредовано, не сейчас, так в будущем. Нанося себе вред, человек самоотчуждается, действуя противно своей природе. "Мы умираем раньше срока, так как нам не достаёт здравомыслия", - говорил Пол Брэгг.

Свою пользу, а значит, и лучшую жизнь, каждый человек представляет по-своему, в меру разумности, развития и возможностей. Выбирая между желаниями и необходимостью, он самореализуется тем эффективнее, чем лучше осознаёт себя и свою высшую пользу. Поскольку человек социален, в его выборе должны присутствовать и социальные мотивы. А по мере развития человека и его социума и осознания высших человеческих ценностей к ним должны присоединиться и общечеловеческие мотивы. Очень сложно? Пожалуй...

Человеком движет то, что он считает более нужным и полезным для себя, что определяется его разумом и находится между его желаниями и необходимостью. Этот выбор труден не только потому, что высшая польза не вписывается в привычные рамки сложившихся норм и стереотипов мышления и поведения людей, но и потому, что ставит человека один на один с самим собой и вынуждает становиться хозяином своей судьбы. И только от разумности, энергии и природосообразности поведения будет зависеть его успех - это ли не возможность воплощения давней мечты каждого здравомыслящего человека о лучшей жизни и счастье?

 

2. К достижению высшей пользы человека

Высшая польза - категория идеальная, определяющая смысл существования человека. Разумеется, прежде, чем стремиться к ней, она должна быть осознана и определена. В первом приближении высшую пользу можно представить как сумму полезности всего того, что способствует и, собственно, реализует свободное и эффективное самоосуществление человека в развитии и оптимальном взаимодействии с окружающим миром людей и природы. То есть высшая польза - это осознаваемая разумом и определяемая его сущностью жизненная необходимость свободного развития и взаимодействия с окружающим миром для снижения энтропии системы его жизни и её непрерывного улучшения. Коль скоро высшая польза - категория формируемая разумом человека, процесс её познания, определения и достижения может быть детерминирован и это делает возможным изучение и практическое применение категории высшей пользы всеми людьми. Однако, в силу больших различий в развитии и разумности людей, эта задача сейчас не имеет однозначного решения, более того, можно предположить, что этот процесс будет продолжительным и непростым, зависимым от того, как люди будут сознавать и осуществлять свою жизненную необходимость.

Что представляет собой жизненная необходимость человека? В первом приближении она складывается из самопознания и реализации потребностей, определяемых его сущностью или короче - познания и реализации сущности. Надо заметить, что этим занимается каждый человек, но с разным успехом в зависимости от многих обстоятельств - условий рождения и жизни, материальных возможностей и образования, индивидуальных усилий и жизненных ценностей, которые являются отражением развития и разумности людей и задают направление преобладающих усилий. Фактически жизненные цели и ценности и есть тот неявный камертон жизни людей, который настраивает их сейчас на делание денег и стремление к власти. Должно быть понятно, как непросто людям преодолевать мотивацию обогащения и следовать голосу своей природы, который заглушается эгоизмом и своекорыстием и тянет их назад...

Задача человековедения - науки о познании и реализации сущности человека - определить новый камертон жизни людей, который будет помогать им в достижении, если не высшей, то всё большей пользы и тем самым способствовать улучшению их жизни. Решение этой задачи представляет собой активизацию и развитие разума для преодоления инерции жизни и силы желаний людей, чреватых для них тем, о чём давно говорят религиозные и светские мудрецы - апокалипсисом или мировым катаклизмом. Сделать это непросто и, чтобы найти в себе силы усомниться в действующей системе ценностей и начать делать то, что полезнее, нужно опереться на знание своей сущности и осуществлять жизненную необходимость.

Чтобы это происходило более эффективно, людям необходимо средство, которое способствовало бы удержанию их в направлении высшей пользы и помогало в её достижении. Разумеется, речь идёт не о чём-то вроде волшебной палочки, ограничителя удовольствий или стимулятора разума, а базируется на знаниях и позитивных мыслях и чувствах человека. Поскольку люди различаются по силе разума и чувств, это средство не может быть одинаковым для всех, наводя на мысль о том, как непросто, что не означает невозможно, двигаться к высшей пользе при такой неоднородности человечества.

Как росток с неиссякаемой энергией жизни, пробивается в самых сложных условиях через камни и тернии к свету или ребёнок, поначалу совершенно беспомощный и неразумный, растёт и постепенно сознаёт себя и мир вокруг, приспосабливается к нему и самопроявляется, так и человечество, развивается и по мере осознания своей большей пользы движется к лучшей жизни.

 

3. Аккорды радости

Человек вышел из природы - уж очень многое в его жизни напоминает о животном происхождении - и обмен веществ и борьба за ресурсы, и продолжение рода и положение в обществе-стае. Самое любопытное и немного печальное состоит в том, что эта общность слишком велика, ибо в отличие от животных люди имеют разум с огромными возможностями, которые они в большинстве своём, увы, используют слабо. Более того, разум, кажется, даже мешает людям быть цельными, предопределяя некую их двойственность и противоречивость во взаимодействии тела и духа между собой и с окружающим миром. Впрочем, дело не в самом разуме, а в его развитии: неразвитый мозг, как бы ненужный довесок тела, отвлекает, мешает человеку лучше слышать звуки тела и его потребностей, чтобы лучше их удовлетворить.

Другое дело - развитый разум - с ним человек способен не только хорошо слышать и распознавать сигналы тела, но и формировать оптимальную дисциплину их обработки с учётом его положения в социуме и природе с максимальной пользой для всех. Однако, не надо быть проницательным, чтобы догадаться о том, что человек слышит то, что его интересует в данный момент. Голодного интересует пища, холодного - одежда и кров, одинокого - общение и поддержка, зависимого - свобода, алчного - деньги... Впрочем, разум, и чем лучше он развит, тем в большей степени, позволяет человеку подниматься над своими текущими потребностями и видеть свою пользу шире, дальше и глубже, сообразно своей сущности. То есть любой человек слышит то, что созвучно его состоянию и способен слышать то, что составляет его жизненную необходимость.

Предел возможностей человека, как абсолютный слух музыканта, - слышать то, что выражает его высшую пользу! Само собой, это требует выдающихся способностей и одновременно позволяет предположить, сколь велики возможности и задачи человека в познании и реализации его сущности! Разумеется, как высшая польза трудно определима и, тем более, трудно достижима, будучи многообразным выражением его сущности, так и камертон высшей пользы - не металлическая вилка или какое-то более совершенное устройство, задающее чистый звуковой тон для настройки музыкального инструмента, это некая опора для разума и тела человека, ориентирующая его на достижение высших интересов и направляющая на осуществление жизненной необходимости.

Если исходить из того, что высшая польза человека интегрирует полезность движения и пищи, режима жизни и труда, проявления индивидуальности и единения с людьми и природой, рационализации жизненных ресурсов и свободного развития, наилучшего продолжения рода и улучшения вида, то есть всего того, что определяется его сущностью и жизненной необходимостью, то многообразие жизненных отправлений и процессов, кажется, должно существенно усложнить задачу её определения и достижения. И это действительно так, поскольку высшая польза человека - идеал, определяющий высший смысл его существования, к которому, как к абсолютной истине, он будет стремиться, пока жив человеческий род. Тем не менее, как в реальной жизни, вдалеке от высшей пользы, людям удаётся жить и радоваться жизни, так и на пути к идеалу людей ждут отнюдь не только тернии. Человек разумен, и чем в большей степени он сумеет проявить свой разум для достижения высшей пользы, чем громче будет звучать голос его природы, тем лучше и радостнее будет жизнь. Если с разумом, высшей пользой и жизненной необходимостью, хочется думать, должно быть более или менее ясно, то с голосом природы и радостью жизни, наверное, следовало бы определиться. Применительно к телу это понять не трудно, когда вспоминаешь о еде или сексе, но сущность человека это и психика с её потребностями и, если не голосом, то сознанием необходимости чего-то или его отсутствием, вспомним, радость познания и муки творчества, потребность в общении с людьми и единении с природой. Получается, что голос природы - это и голос тела со всеми его отправлениями и проявления духа в виде мыслей, чувств и представлений, его состояний и целых мировоззрений.

Без преувеличения голос природы человека - это целый оркестр, состоящий из множества различных инструментов, каждый из которых нужно настраивать своим камертоном, а произведение - жизнь человека - своеобразная партитура радости, объединяющая их под управлением дирижёра - разума. Когда человек реализует свою жизненную необходимость, звучат аккорды радости жизни, которые и есть лучший камертон высшей пользы!

21.05.2006 - 14.05.2010

 

 

Об увлекающей суетности сиюминутного
и труднодостижимом спокойствии и мудрости вечного

Цикл статей 7/6: "От желаний к необходимости"

Введение

Словосочетание "Сиюминутное и вечное", как мысли и ассоциации, возникающие при его звучании, весьма интересны и неоднозначны. В н`м как бы соприкасаются конечное и бесконечное, относительное и абсолютное, преходящее и вечное. На эту тему написано так много интересного и любопытного, что, кажется, и добавить уже нечего... Но человек и его жизнь столь многообразны и динамичны, а разум пытлив, что будут писать ещё и ещё. Эта тема является смысловым отражением и проявлением ещё не вполне познанной сущности человека и в ней можно обсуждать и находить так много, что хватит и для нашего и будущих поколений...

Если взглянуть на сиюминутное и вечное под углом зрения человековедения и сущности человека, можно увидеть их, как разные и взамодополняющие её стороны в микромасштабе жизни и насущных и повседневных дел человека и в масштабе целого мира в бесконечности пространства и времени, которые в той или мере им воспринимаются и осознаются, пересекаются и воздействуют на него. На протяжении своей жизни человек постоянно находится между сиюминутным и вечным и воплощением этой альтернативы является непрестанная внутренняя борьба между его телом и духом, инстинктами и разумом, желаниями и необходимостью, эгоизмом и альтруизмом. При этом отнюдь не обязательно пренебрегать насущным в пользу вечного, ибо последнее существует не само по себе, а как позитивные опыт и знание сущего, но необходимо и полезно жить сию минуту, помня о вечности, чтобы не только не потеряться, но и оставить в ней свой добрый след...

 

1. Между сиюминутным и вечным

Имея разум и будучи существом социальным, человек не перестаёт быть животным с его потребностями тела. Эта общность предопределяет не только его насущные потребности и заботы, но и видение себя, мира вокруг и себя в мире. Однако, в отличие от ограниченных жёсткими рамками инстинктов животных, люди способны сознавать свои желания, видеть себя во времени, социуме и пространстве и варьировать свои действия. Впрочем, эта способность присуща не всем и немало людей видят себя не дальше одного дня, недели или месяца и застревают в настоящем и своих желаниях, недооценивая или пренебрегая необходимостью и пользой всей - целой жизни. Людьми владеют насущное и сиюминутное и тем в большей степени, чем менее они способны подняться над своими желаниями, сознавая их необходимость и пользу.

Если бы наши рассуждения были бы только интеллектуальным экзерсисом? Увы, многие сиюминутные желания и удовольствия людей, как и их избыточность, отнюдь не только не полезны, но и сокращают им жизнь... Благодаря разуму, если он достаточно развит, люди потенциально способны подниматься над инстинктивной заданностью поведения и не только анализировать, но и оптимизировать его, как в индивидуальной жизни, так и в социуме и природе. Однако, нередко люди примитивизирут своё поведение, предпочитая руководствоваться инстинктами, а не разумом. Кажется, в рациональном поведении - высшая логика жизни, оно - проявление разумной сущности человека и в этом должен быть заинтересован каждый, но жизненные цели и ценности людей ориентируют их на обогащение и достижение более высокого положения в социуме, что есть продолжение модели поведения животных в стае.

Разумеется, люди неодинаковы в своём развитии и по-разному видят свои пользу и идеалы, но большинство из них редко или вообще не поднимается над сиюминутным и, тем более, не думает о разумном, добром и вечном, иначе говоря, - о лучшей жизни...

Не будет ошибкой утверждение о том, что жизнь современного человека - торжество сиюминутного. Он по природе своей должен жить насущным, ибо от многого зависит: воздуха, воды и пищи, ему нужны одежда и жилище, он нуждается в общении и взаимодействии с людьми, себе подобными и противоположного пола. Он живёт в тех или иных месте и этносе, зависит от многих факторов и обстоятельств, которые захватывают его с утра и не отпускают до вечера. Насущные и сиюминутные потребности и желания сопровождают человека на протяжении жизни и держат его в постоянном напряжении. У одних людей преобладает зависимость от недостатка средств к существованию и их большинство, другие, имеющие их в достатке, озабочены тем, как их лучше сохранить и приумножить. Одни хотят быть не хуже других, другие стремятся завоевать зрительские симпатии, а кто-то - и благосклонность власти. Все люди постоянно чем-то озабочены и, кажется странным и каким-то нечеловеческим, когда рядом оказывается некто, всем довольный или необеспокоенный, - таких людей считают ненормальными или не от мира сего...

Люди живут насущным и мало кто из них пытается усомниться в его необходимости и целесообразности. Впрочем, с возрастом и опытом человек становится рассудительнее, обретая иногда не только способность, но и потребность к анализу и даже критике происходящего, пусть и в форме брюзжания... Ну, и во все времена были и есть люди, коих немного, склонные к созерцанию и философии и обретшие возможность проявить её, сумев умиротворить свои тело и дух!.. Наверное, их и не нужно много, - мыслителей, пока люди так погружены в повседневность, живут сиюминутным и не сознают необходимости и пользы чего-то иного - лучшего! Да и как этого желать, когда тебя несёт некий огромный многомиллиардный поток жизни на земле с его колоссальной инерцией привычного многовекового существования, который кажется неподвластным разуму человека и заданным откуда-то извне: природой ли, Богом или неким высшим комическим разумом?.. Впрочем, всё в мире относительно и человек своим разумом способен сознавать своё несовершенство и преодолевать его, устремляясь к труднодоступным вершинам мудрости, сияющим в вечности.

Путь к высокому, вечному труден. Человек вышел из природы и является её органическим элементом - он связан с ней и зависим от неё. Человек социален и, будучи частью общности, должен это понимать, наконец, человек смертен и своим разумом способен сознавать конечность своей жизни в бесконечном потоке жизни человечества. В этих соотношениях, которые непросто сознавать и, тем более, рационализировать, соприкасаются субъективное и объективное, частное и общее, настоящее и будущее, сиюминутное и вечное. Но в том и проявляется разумная сущность человека, чтобы разумом одного, другого, третьего по крупице собирать, накапливать и передавать другим людям знания о единстве человека и природы, как и о неразрывной связи индивидуального и сиюминутного с общезначимым и вечным.

Этот путь постижения смысла существования и достижения его высшей пользы труден и долог, но постепенно человек обретает способность сознавать себя индивидуальностью и частью общности, отдельной песчинкой и цельным микрокосмом. Что же самое важное, - человек разумный через осознание конечности и неповторимости своей жизни в бесконечном потоке жизни человеческого рода способен научиться выше ценить свою жизнь и стремиться сделать её лучше, улучшая себя. Поднимаясь над сиюминутными желаниями и удовольствиями, человек сможет увидеть то, что отличает его от животных и возвышает над ними - способность к познанию и совершенствованию себя, без чего его жизнь никогда не станет лучше!..

 

2. Тело и желания, низкое и высокое

Религия учит: тело человека - средоточие порока и в своих желаниях оно греховно и примитивно. А вот душа - чиста и непорочна, если устремлена к Богу и подчиняет себе тело... В этом и ему подобных противопоставлениях заключено очень важное - тело с его желаниями и разум с идеалами существуют как бы независимо и отчуждённо, как неродные, и лишь некая высшая сила способна их подчинить себе и примирить для достижения большей пользы. Человековедение связывает это с уровнем развития и разумности человека, - чем менее он разумен, тем в большей степени им владеют желания тела и ему требуется помощь извне. И напротив, - чем более человек разумен, тем более организован, тем выше его помыслы и чище желания, тем теснее связь тела и духа.

Рассматривая человека в единстве тела и духа, как целое, каковым он и является, человековедение связывает их через категории необходимости и пользы, которые по-разному понимаются людьми. От рождения, естественно, преобладают потребности тела, выражающие их желания и связанные с ними удовольствия. По мере развития человек в той или иной мере научается соотносить их по необходимости и оценивать по степени полезности. Однако, власть удовольствий бывает так велика, а сила разума недостаточна, что люди, естественно, предпочитают первые - вторым, и не потому, что они такие уж плохие, - люди неотъемлемая часть этого мира, они млекопитающие и отрываться от земного, материального не всегда необходимо для них и трудно.

Просыпаясь утром и соприкасаясь в течение дня с морем забот и проблем, которые его окружают, человек погружается в них, погрязает и иногда погибает... Как, будучи зависимым от чего-то и не подчиниться ему? Оно увлекает и захватывает человека, а он и не сопротивляется до тех пор, пока у него достает терпения испытывать неудобства. Когда же терпения уже нет, он пытается найти выход из трудного положения и тогда так важно остановиться, оглядеться, приподняться над сиюминутным...

Как и сами люди, их жизнь несовершенна и относительна их представлений о необходимости, - в ней преобладают потребности тела и острые ощущения, которые не всегда жизненно необходимы. Впрочем, некоторые люди, и чем более они разумны, тем в большей степени, способны анализировать свои потребности и желания и даже предвосхищать то, что хочется сделать, во-первых и сознавать их пользу или вред, во-вторых. Однако, это не всегда связывается с их сущностью и выражающими её необходимостью и пользой. Отсутствие единого и общезначимого представления о сущности в единстве тела и духа человека имеет следствием многообразие представлений о пользе и идеалах, отражающих высоту и иерархию его устремлений и деяний, индивидуальных и социо-природных. Идеалы человека, как и он сам, дуальны и противоречивы, выражая его духовную и телесную ипостаси...

В силу своей природы идеалы формируются и существуют в сознании людей и их значение и воздействие велики настолько, насколько люди способны их сознавать. Несмотря на то, что идеалы показывают высшую цель человека, значение их в жизни относительно его разумности и жизненной ориентации. Проблемы современной жизни свидетельствуют о том, что ценностная ориентация человека ещё далека от его идеалов и, в конечном счёте, является производной его развития и духовности и вместе с ним будет совершенствоваться, отражая процесс гармонизации его духа и тела и единения с окружающим миром людей и природы. Сущность человека - в гармонии тела и духа, но примитивы желаний тела и высокие идеалы духа, несмотря на противопоставление взаимосвязаны и формируются в разуме, который относителен его развития и сообразности поведения сущности. В такой же связи находятся сиюминутное и вечное, которые отнюдь не противоположны, а комплементарны, являясь отражением и двумя сторонами жизни человека. Сиюминутное - то, что здесь и сейчас, а вечное - то, что вокруг и всегда. Между ними - разум и жизненный опыт. Чем больше и положительнее опыт и выше разум, тем ближе человек к идеалам - вечности. Весь человек: и его тело в гармонии метаболизма и отношений с другими людьми и природой, и дух-разум, сознающий его сущность и помогающий человеку в её познании и действии, сообразном ей!

Человек един и, если он живёт своими желаниями и чувствами, не слушая или не слыша разум, то он таков есть - не развит и не разумен. Напротив, если человек духовен или разумен, он владеет своими чувствами, желает и делает то, что необходимо и полезно. Идеалом человека разумного является следование своей сущности в осуществлении жизненной необходимости для достижения высшей пользы - улучшения всего вида. А это возможно только в гармонии тела и духа, человека и мира людей и природы. И чем более гармоничен человек, тем более сиюминутное будет возвышать его, приближая к высокому и вечному!

 

3. О необходимости сиюминутного и пользе вечного

Как бы ни были высоки его идеалы, человек не может пренебрегать сиюминутным, - являясь соединением духа и тела или, иначе говоря, животным с разумом, он, естественно, сознаёт и насколько возможно реализует свои животные физиологические потребности для самосохранения. И без этого нет человека, что означает не отрицание в принципе сиюминутного и потребностей тела, а выбор из них жизненно необходимых. То есть, перестав быть животным, инстинкты которого в основном определяют его поведение и, используя разум, он должен желать необходимое и полезное, организовать и рационализировать свою жизнь и её ресурсы для более полноценного решения задач существования.

Можно предположить, что со временем сиюминутное, насущное будет становиться всё более разумным и природосообразным и о нём никто не будет говорить критически или высокомерно, как о чём-то низком, неполноценном и недостойном человека. Другое дело, что в современном насущном много рутины и несообразностей, - ради хлеба насущного одни люди перешагивают через свои способности и идеалы, другие, не имея открытых возможностей удовлетворения потребностей, становятся на преступный путь, третьи злоупотребляют удовольствиями и вредят себе и окружающим. А за всем этим просматривается мысль о том, что надо сиюминутно стремиться жить разумно, с большей пользой - индивидуально, в социуме и природе. И весьма показательно в этом смысле то, как решается людьми насущная задача продолжения рода. В животном мире продолжение рода и естественный отбор в основном построены на силе - выживает и продолжает род сильнейший. У людей много общего с животными в продолжении рода, но, благодаря экономике, науке и медицине, этот процесс проходит в более благоприятных условиях и естественный отбор постепенно заменяется рациональным, впрочем, крайне медленно, не везде и во всём. Более того, в последнее столетие задача продолжения рода решается людьми во всё меньшей степени - у цивилизованных народов снижается рождаемость, институт семьи и брака отнюдь не процветает, отношения между полами неоднозначны, они всё менее строятся на любви и более - на сексе, а человечество растёт в основном за счёт развивающихся стран, - жёлтой и чёрной рас. Возможно, в этом есть какой-то смысл, - может быть, он в свежей струе обновления, а можно смотреть на происходящее иначе, например, как на примитивизацию половых отношений в сексе и преувеличение его значения вследствие несообразного сущности и жизненной необходимости поведения и неисполнения людьми важнейшей задачи продолжения рода. Явление чрезмерной сексуальности человека, как отметил З.Фрейд, связано с упрощением решения задачи самосохранения, оставляющей ему много сил и в случае примитивизации желаний или их гипертрофии способствующей увлечению сексом. Всё это было бы хорошо, если бы не было демографических проблем и население нормально воспризводилось... И вот здесь должен был бы включиться разум и помочь людям осознать необходимость и не просто продолжения рода, а рационального, обеспечивающего расширенное воспроизводство с улучшением генофонда. Последнее невозможно у животных, но возможно и необходимо у людей, только тогда в сиюминутном, связанном с отношениями мужчин и женщин, должна зазвучать другая песня, - не однодневка случайной связи и похоти, а нечто более серьёзное и разумное, сообразное их сущности и связывающее с основами бытия и бесконечностью жизни на земле!..

В отличие от животных у человека есть высшие цель и польза - улучшение всего его вида. Кажется, сказать так применительно к сфере интимных отношений людей, значит, забыть об инстинкте и чувствах, столь сильных, что люди не могут им противиться и вполне сознавать?.. Отнюдь, только и не надо ничему противиться, а вот сознавать смысл того, что делаешь, надо всегда, ведь ты - человек! Впрочем, это слишком высоко для многих, но ни для кого - не чуждо, потому что у каждого есть голова на плечах, которая должна хорошо делать своё дело...

Что же это за дело такое? А если коротко, то - относиться к сиюминутному, как безвозвратно уходящему, и стараться прожить его как можно лучше, сообразуясь со своей сущностью! Так. Ну, если переоценку сиюминутного ещё как-то можно понять, хотя и не просто, то что означает жить, сообразуясь со своей сущностью? Последнее возможно тогда, когда хорошо знаешь, что ты есть, что можешь и должен, и что для тебя необходимо и полезно, как индивидуума, части общности и всего человечества. Но, что это такое и почему этого не знают люди и не говорят об этом детям, как и не учат их делать то, что необходимо и полезно. Ответ неожиданный - люди в массе своей не сознают необходимости и пользы этого и потому не хотят этим заниматься. Ну, и как к этому относиться, если не философски, как к сиюминутному и преходящему с нашим развитием и совершенствованием. Но человек развивается и совершенствуется естественно и, кажется, не стоит вмешиваться в этот процесс? Насилием не стоит, а разумно - через познание и всё более эффективную реализацию сущности человека, постепенное осознание своей высшей пользы и её осуществление - жизненно необходимо!.. Исторический опыт способствует пониманию того, что процесс развития имеет свою внутреннюю логику, а люди не изменят своего поведения до тех пор, пока не захотят этого делать. Становится всё более очевидным, что решена эта проблема может быть только разумными, а не силовыми действиями и её решение невозможно без науки о познании и реализации сущности человека. Человековедение призвано помочь человеку жить разумно в соответствии со своей природой, действуя всё организованнее и рациональнее используя жизненные ресурсы, гармонизируя дух и тело в их взаимодействии между собой и с окружающим миром и связывая частное и насущное с общезначимым и вечным.

 

4. Как приподняться над сиюминутным и соприкоснуться с вечным?

Природа так устроила, что человек - самое сложное и совершенное её творение - не рождается таковым, а становится, и происходит это довольно долго. Далеко не всем удается реализоваться вполне в силу разных неблагоприятных обстоятельств, одно из которых состоит в том, что людей этому не учат. Впрочем, последнее вторично, а первично то, что жизненные ценности людей теперь состоят в другом - обогащении и власти, для достижения которых не столь важны самопознание и совершенствование, сколько своекорыстие и нацеленность на деньги, изворотливость и предприимчивость. Та самая сиюминутная, ближайшая выгода - заветная мечта многих и в первую очередь не самых развитых и совершенных людей, ведёт их по жизни, в которой разумное и совершенное, доброе и вечное - категории абстрактные и невостребованные. В среде таких людей рассуждения о сиюминутном и вечном могут не найти отзвука, если вообще имеют смысл...

Можно ли и как позитивно влиять на это? Наверное, но при этом надо сознавать, что быстро и существенно улучшить то, что есть сейчас, весьма сложно. А вот о будущем подумать стоит, тем более, что в отсутствие высоких и сообразных сущности ориентиров у людей накопилось столько проблем, что очевидно не случайны регулярные упоминания об апокалипсисе и неуверенность многих в своём будущем. Коль скоро в будущем предстоит жить нашим детям, то было бы естественным помочь им становиться лучше и научить более разумной и совершенной жизни. На этом пути им откроются такие возможности, что не захочется размениваться на мелочи и застревать в сиюминутном, а не останавливаясь, идти вперёд к лучшей жизни, которая станет лучше только тогда, когда станут лучше они сами. Впрочем, сказать это легче, чем сделать...

Особенностью поведения человека является его инерционность с полярными разновидностями: увлечённостью и инертностью. Занявшись чем-то интересным для себя и делая это регулярно, человек научается делать это всё лучше и успех стимулирует его увлечённость и высокие результаты. От противного, если ничего не делать, делать нерегулярно или заниматься нелюбимым делом, скажем, учёбой в современной школе, не дождёшься успеха и потеряешь интерес к делу. Это идёт от сущности человека, которая побуждает его непрерывно действовать телом и духом в решении более сложных задач, чтобы и мышцы и мышление развивались и совершенствовались. Если нарастания нагрузки и сложности не происходит, развитие останавливается и начинается обратный процесс деградации тела и разума человека... Другая особенность человеческой сущности, и их немало, состоит в том, что многое в человеке закладывается в детстве. Тогда это происходит более эффективно, ребёнок впитывает всё, как губка, и хорошее и плохое, - вот тут смотри воспитатель и постарайся повернуть ребёнка к его сущности и научить самопознанию и совершенствованию во всё более природосообразном поведении. И это важнейшая задача современных педагогики и образования, решение которой будет уводить ребёнка от сиюминутного и запретного к необходимому и более полезному, которые достигаются более развитыми разумом и телом.

А что помогает человеку соприкасаться с вечным или хотя бы иногда думать о разумном, добром, вечном, ведь в жизни, как и в поисках истины, сто дорог уводят от цели и лишь одна единственная ведёт к ней? /М.Монтень/. Может быть, какие-то моменты или ситуации, мимолетное настроение или светлые мысли о высоком и идеальном? Пожалуй, но светлые мысли не могут возникнуть в тёмной голове и дремучих мозгах, это происходит тем более часто и бывает более желанно для того, кто более развит и богаче духовно, кто более естествен, природосообразен и свободен. Увы, таких людей сравнительно немного, а преобладают те, для кого сиюминутное и особенно его выгода - основа и суть существования. Они и задают тон и определяют правила этой жизни, в которой преобладают частная выгода и масскультура, пошлость и гламур, для которой важнее не содержание, а форма, не смысл, а эффект, наконец, не разумное, доброе и вечное, а чувственное, злоострое и сиюминутное... Слава Богу, не все таковы, но серьёзных перспектив изменения этой ситуации, к сожалению, пока нет. Впрочем, как известно, количество переходит в качество и, если люди не учатся чему-то полезному систематически, то постигают на собственном опыте, методом проб и ошибок и не всегда без потерь. Логика жизни мудра и неумолима, - идёт накопление знаний и опыта, формируется всё более верная картина мира и человека, но люди ещё очень многого не знают, не ведают и не видят. И, прежде всего, себя, - индивидуально, в социуме и природе, в пространстве и во времени...

Когда в человеке возобладает собственно человеческое духовное начало, а для этого надо познавать и эффективно реализовать свою сущность, он осознает себя органической составной часть единого потока жизни в её развитии и бесконечности и для него перестанет существовать альтернатива сиюминутного и вечного ибо он станет хозяином себя и своего времени, управляя им и раздвигая его границы!..

 

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru/

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

42 дата публикации: 01.06.2010