Владимир Деревянко

 

От желаний к необходимости

 

Чёрные дыры желаний человека и их преодоление

Введение

Некоторые действия человека, вызванные сильными желаниями и острыми удовольствиями, так мало зависят от его сознания и так сильно увлекают, что очень напоминают притяжение космических чёрных дыр. Что же такое чёрные дыры желаний человека, как они проявляются и на что влияют? Каковы условия развития и существования чёрных дыр желаний - объективные и субъективные? Существует ли связь чёрных дыр желаний с отчуждением и разобщением людей? Можно ли и как преодолевать негативную энергию чёрных дыр желаний? Задача статьи - определить так называемую чёрную дыру желаний человека, которая существует от рождения и увеличивается, если у него недостаточно или вообще не формируется духовное человеческое начало, поднимающее его над инстинктами и удовольствиями и помогающее сознавать необходимость и полезность своих желаний.

 

1. Чёрные дыры в космосе и в жизни человека?

Как известно из физики, чёрные дыры во Вселенной - это области пространства, в которых гравитационное притяжение так велико, что ни вещество, ни излучение не могут их покинуть. Чёрная дыра желаний человека - явление другого рода, имеющее сходные черты и свойства непреодолимости и большой энергии притяжения или проявления чего-то, например, инстинктов и потребностей, желаний и сопровождающих их исполнение удовольствий. Последнее имеет древнюю историю от Эпикура до современных гедонистов и весьма распространено среди людей. Однако, в отличие от неподвластных человеку и его разуму космических, чёрные дыры желаний могут с помощью разума контролироваться и в той или иной степени преодолеваться, впрочем, вспоминая инстинкты, следует говорить не о полном, а лишь частичном /условном/ преодолении, а ещё лучше - их нормализации.

Чёрная дыра желаний человека - явление, имеющее биологическую основу и связанное с гипертрофией или искажением его потребностей и выражающих их желаний. Это могут быть какие-то предпочтения в пище: солёное или жирное, острое или растительное, злоупотребление едой, напитками или чем-то ещё, без чего субъективно он не может существовать. Коль скоро мы говорим о чёрных дырах желаний человека разумного, то естественно связывать их с его психикой и развитием, которые проявляются в выборе удовольствий или том или ином отношении к ним. В зависимости от этого человек может в той или иной мере нормализовать или рационализировать свои потребности, допускать или нет чрезмерность желаний и удовольствий, смягчать или нет непреодолимость желаний и подниматься над остротой и самоценностью удовольствий, что, в конечном счёте, позволяет ему управлять ими или владеть собой.

Пытаясь определить непреодолимые желания, как и вредные привычки, заметим, что они схожи в том, что обещают удовольствия, которым человек не может противостоять, даже сознавая, что они не жизненно необходимы. Непреодолимые желания чаще имеют негативный характер, но бывают и позитивными, например, когда человек привыкает к выполнению полезных для него процедур, например, зарядки утром или разрядки во время напряжённой работы, а его лишают этого. Непреодолимые желания, как правило, слабо или вообще не контролируются человеком и перерастают в зависимости, которые являются основой вредных привычек. Примером таких желаний могут быть капризы ребёнка, если ему потакают, или алкоголизм.

Обсуждая и препарируя стремление к удовольствиям, имеющее очень большое распространение среди людей, трудно освободиться от мысли о его естественности, как и о том, что оно сопутствует проявлению инстинктивных потребностей человека. Вместе с тем, нетрудно видеть за ними и недостаточную рефлексию из-за неразвитости и низкой самоорганизации человека, вследствие которых это происходит, то есть дело тут в мере, которая, как известно, устанавливается разумом... Наиболее яркими проявлениями чёрных дыр желаний являются гипертрофия желаний или нечто чрезмерное, например, потребление пищи, когда "живут для того, чтобы есть", а не наоборот, или их неисполнение/искажение, например, во внешности или одежде видят не функциональность, а возможность как-то выделиться, привлечь к себе внимание. К чёрным дырам желаний можно отнести проявления эгоизма, ну, и конечно, наркоманию, как наиболее яркое проявление чёрных дыр желаний человека.

Много ли чёрных дыр желаний вокруг? Они - сплошь и рядом, огромные и поменьше, более того, они есть у каждого человека и люди не только их не всегда сознают, но ещё и культивируют, вспомним на чём стоит наша жизнь - потребление... Ярким примером и потрясающим воображение сборником чёрных дыр желаний является книга рекордов Гиннеса. Гораздо меньше людей с малым числом или небольшими чёрными дырами желаний, да и как им не быть, когда всё вокруг: наука и техника, СМИ и искусство, вся жизнь - подчинены задачам накопления, потребления и удовольствиям, сенсационности и ярким впечатлениям, а не чему-то другому. А за этим "другим" стоят рациональные воспитание и образование, развитие и укрепление здоровья, эффективная самореализация и решение множества проблем существования людей, которые затмеваются чёрными дырами желаний... Наверное, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть прямую связь между количеством и масштабами чёрных дыр желаний людей, с одной стороны и проблемностью их жизни - с другой, или говорить о необходимости развития и совершенствования людей как важнейших условии и средстве уменьшения размеров и числа чёрных дыр желаний.

 

2. Как возникают и существуют чёрные дыры желаний?

Чёрные дыры желаний не возникают, а лучше сказать, появляются вместе с человеком при рождении, когда он ещё не имеет сознания и им безраздельно владеют инстинкты и желания. Можно говорить, что чёрные дыры желаний находятся не в сознании, а возникают вследствие его отсутствия или недостаточности, - так будет точнее. По мере развития человека и того, в какой степени он контролирует и какие реализует желания, чёрные дыры желаний варьируют или возникают новые, например, такие, как у детей ранняя тяга к курению или матерщине, алкоголю и сексу, а не к изучению того или иного предмета в школе, собственному развитию или исполнению каких-то общезначимых обязанностей?.. В более старшем возрасте это могут быть нежелание учиться и работать, формирование вредных привычек, антиобщественное или суициидальное поведение...

В определённой степени существованию чёрных дыр желаний способствует и то, что определяет нашу жизнь по большому счёту - стремление к обогащению и власти над другими для получения максимума удовольствий, стрессы и гиподинамия, развитие масс-культуры и пренебрежение интеллектуальными и нравственными ценностями. Может быть, всё это нами придумано и не имеет смысла? Пожалуй, если забыть о том, на чём стоит этот мир, неисчислимых, старых и новых индивидуальных и социальных проблемах людей и не думать об их решении, - в противном случае имеет смысл использовать ценностный подход к анализу недостатков развития и несовершенству человека для их познания и рационализации.

Появляясь на свет вместе с человеком и имея животную, физиологическую и наследственную основу, чёрные дыры желаний возникают и существуют, пока для человека самоценны желания и остры удовольствия и он совсем или недостаточно контролирует их. Когда же нечто, доставляющее удовольствие, делают раз за разом, даже в ущерб жизненной необходимости и не ограничивают, то это означает лишь одно - это нечто овладело человеком. Поскольку для контроля желаний и удовольствий необходимы разум и его усилия, которым не все обладают, с одной стороны и на которые не все способны - с другой, можно уверенно говорить о наличии связи между существованием и развитием чёрных дыр желаний и разумностью и волей человека. Чёрные дыры желаний формируются и закрепляются в детстве, когда в отсутствие собственного разума, желания ребёнка не ограничиваются до разумной нормы родителями и воспитателями и они гипертрофируются, проявляясь нередко в весьма острой форме истерик.

В случае, когда у человека не развивается разум и самокритическое начало и не возникают другие, духовные потребности и адекватные им удовольствия, способные противостоять потребительству, чувственности и желанию выделиться любым способом, он не идёт дальше удовольствий тела и реализует полную программу удовольствий: курение и алкоголь, секс и наркотики. Более продвинутые к этому добавляют ещё компьютерные и азартные игры, различные тусовки, в том числе, ночные, экстремальные и квазиполитические занятия, вроде гонений на инородцев или инакомыслящих. Практически, каждое из подобных удовольствий вызывает привыкание, провоцирует злоупотребление и в той или иной степени сокращает человеку жизнь... Не имея разума и навыков самоанализа и саморганизации при отсутствии знаний и моральных норм, невозможно жить без чёрных дыр желаний и, тем более, преодолевать их.

Итак, "механика" или суть развития чёрных дыр желаний состоит в преобладании животных или инстинктивно-физиологических потребностей человека в виде труднопреодолимых желаний над духовными, реализация которых сопровождается острыми удовольствиями. Этому также способствуют недостаточные рефлексия и самоорганизация человека, а широкое распространение этого явления среди людей и их воздействие друг на друга, вспомним стремление к запретному плоду, особенно значимое в юном возрасте, является дополнительной подпиткой... Наверное, не так сложно понять, что для трансформации или ослабления чёрных дыр желаний необходимы значительные интеллектуально-волевые усилия человека, которые следует целенаправленно развивать в процессе его воспитания и образования. Однако, по разным причинам, важнейшими из которых являются невысокий общий уровень духовного развития людей и их жизненные ценности, в которых удовольствия занимают важное место, современная жизнь отнюдь не способствует преодолению чёрных дыр желаний, а, скорее, ведёт к увеличению их негативной энергии.

 

3. О силе желаний и разума человека.

Надо ли говорить, что у людей бывают очень сильные желания, которым невозможно противостоять, и бывают сильные духом люди, которые способны превозмогать их. Увы, первое бывает сплошь и рядом, а второе встречается гораздо реже... Такой расклад не случаен и отражает акценты и проблемы современного воспитания и образования людей, с одной стороны, и жизненные ориентиры и ценности, уводящие людей от этого, - с другой. Разумеется, это касается не всех людей и не распространяется на все их желания, но мотивация обогащения и достижения превосходства над другими подавляет разум и провоцирует использование силы для захвата возможно больших ресурсов во вне. Без большого допущения современные жизненные ценности людей можно условно рассматривать как своеобразную чёрную дыру желаний... Вследствие этого культивируются не польза и жизненная необходимость, являющиеся прерогативой разума, а сила и частная выгода.

Последние - весьма сильные мотивы действий людей, реализация которых уж очень напоминает действия хищных животных, однако, если у последних это единственный способ существования, то у людей есть возможность выбора более необходимых и полезных действий. Увы, пока люди невполне рациональны в своих жизненных устремлениях, ограничиваясь примитивными удовольствиями и употребляя свои большие возможности на удовлетворение желаний тела и не всегда здорового духа... Тем не менее, успехов в науке и искусстве, бизнесе и спорте добиваются лишь те, кто обладает выраженным рефлексом цели, способен к решению сверхзадачи и преодолению многих преград, в том числе, многих своих желаний, слабости, лени!

На практике это чаще всего происходит в случайных формах и в зависимости от материальных возможностей и культуры людей, без какой-либо системы, - кто и как сумеет. Одни люди в этом более последовательны и постоянны, например, в собственном оздоровлении, и таковых сравнительно немного. Другие ограничивают свои желания или предпринимают что-то для преодоления вредных привычек время от времени, а третьи, и их большинство, иногда вспоминая об этом, на деле пренебрегают здравым смыслом или не ведают его и делают то, что желают и могут позволить, нередко во вред себе...

Что тут сказать, если не то, что наша жизнь, а точнее, люди несовершенны и не настолько разумны, чтобы сознавать единственность и конечность своей жизни и целенаправленно делать её лучше и продолжительнее?.. Надо ли говорить, что будучи частью социума и природы и потворствуя своим желаниям, люди вредят себе и другим, в том числе, своим детям и внукам... Вот, к чему ведут чёрные дыры желаний. Естественно возникают мысли о необходимости преодоления чёрных дыр желаний и о том, как это делать? Коль скоро чёрные дыры желаний появляются вместе с человеком и сопровождают по жизни, их надо контролировать с помощью разума. Как? Соотнося их с жизненной необходимостью. А что такое жизненная необходимость? А - это тот разумно необходимый минимум потребностей и реализующих их желаний, сообразный сущности человека, который надо исполнять для его высшей пользы. Разум, контроль, необходимость, польза, - как это сложно и сколько ещё надо дополнительных действий для того лишь, чтобы не желать того, что если и не вредно, то нежелательно?.. И вообще, придумали какие-то чёрные дыры желаний, - сдались они нам... И так далее, и тому подобное. Увы, это логика хилого недоразвитого человеческого разума и если его нет или он слаб, то все разговоры о чёрных дырах желаний, как говорят, "в пользу бедных".

Но бедные всегда хотят жить лучше, - так, вот, чтобы жить лучше, надо быть разумнее и желать то, что необходимо, - иначе чёрные дыры желаний будут по-прежнему владеть нами безраздельно...

 

4. Как уменьшать влияние или закрывать "чёрные дыры желаний"?

Отвечая на этот вопрос, можно наговорить массу рекомендаций и они выше, может быть, не так явно, уже не раз звучали. Кстати, так поступают теперь все, кому не лень, в частности, консультирующие врачи или специалисты-аналитики по решению каких-то проблем людей. Более того, существует большое количество литературы "добрых советов", где подробно и детально рассматриваются многие из них и, кажется, бери, читай и выполняй наставления... И многие люди, и автор этих строк пытались делать это и не раз, но, увы, или не хватало настойчивости дочитать до конца, не говоря уже о том, чтобы вести себя, как надо, или хотя бы настроить себя на серьёзное отношение к читаемому, каким бы полезным и субъективно необходимым оно ни было.

Освободиться от чёрных дыр желаний также трудно, а может и труднее, чем делать каждое утро зарядку или регулярные очищения организма, соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни, найти себе дело по душе и партнёра по жизни... И в этом и есть современный человек, для которого недостаточно консультаций и добрых советов, столь сложных и скучных рассуждений, как в нашей статье, - этому его надо учить с самого детства, чтобы оно входило в его плоть и кровь!..

Почему же этого не делают? Наверное, потому, что люди в массе своей не считают это необходимым и для них важно другое, а именно то, что порождает чёрные дыры желаний. Вот те, раз... А, что делать, - такова жизнь! Ну, и как же быть с этими чёрными дырами желаний? Может быть, а ну, их?... Что ж, как хотите, ведь именно так всё и происходит вокруг. Зачем же мы тогда изощрялись в словесах и логике, если все так плохо? Нет, это неверный акцент, - не плохо, а так, как есть, но может быть иначе, лучше, если вести себя по-другому, а это возможно, если хотеть этого... А мы хотим или нет, вот в чём вопрос? А кто - хочет, а кто - нет, и тех, кто не хочет, больше, чем тех, кто хочет реально...

Ладно, оставим разговоры и возьмём быка за рога, то есть продолжим наши рассуждения для тех, кому они интересны. Чтобы одолевать негативную энергию чёрных дыр желаний, надо этого желать или захотеть, сознавая их вред для себя и видя большую пользу другого поведения, то есть для этого нужен активный и развитый разум. Получается, что эта тема для разумных людей. А разумность проявляется в том, что человек всегда хочет действовать и жить лучше - по природе, ведь это так естественно! И здесь ему на помощь приходит наука - человековедение, которая говорит: познавай себя, делай то, что сообразно твоей сущности, что необходимо и полезно, и избавишься не только от чёрных дыр желаний, но будешь счастливо и долго жить!

Наверное, то, о чём говорилось выше, некоторым представляется какой-то отвлечённой, не нужной материей? Что ж, насильно мил не будешь... Однако, если быть серьёзным и задуматься над этими вопросами, то придёшь к таким или подобным рассуждениям и выводам. Они - не из пальца и не из ничего, они витают над нашей жизнью и их сознают только те из людей, кто неравнодушен к происходящему во вне и в себе и видит его изъяны, кто хочет и способен подняться над сиюминутным и увидеть его несовершенство. Отталкиваясь от него, естественно искать способы преодоления, в данном случае чёрных дыр желаний И чтобы не говорили самые сладкоголосые и авторитетные властители наших дум, лучшее время для каких-либо воздействий на человека - детство, когда его следует учить правильно жить и желать необходимое. Конечно, эта задача не под силу многим родителям и её должна взять на себя новая прогрессивная система воспитания и образования.

Теперь она тоже старается давать детям всё лучшее, но и педагоги и родители - плоть от плоти нашей жизни со всеми её достоинствами и недостатками. Так, вот, надо помочь им, и это задача науки, понять и научить людей более природосообразному поведению, в котором не будет чёрных дыр желаний. Понятно, что это произойдёт не сразу, а постепенно и это нужно не кому-то там вообще, а каждому из нас. Если человек считает себя разумным, он должен сам стремиться быть лучше и свободнее от негативных чёрных дыр желаний и помогать своим детям быть ещё лучше и пойти еще дальше!

03.08.2009

 

От желаний к необходимости - путь к лучшей жизни

 

Введение

Настоящая статья является продолжением и развитием важнейшей темы, являющейся квинтэссенцией человековедения - соотношения желаний и необходимости человека, которые были рассмотрены в нашей статье цикла 1: "Между желанием и необходимостью" /См. на сайте - http://ocheloveke.narod.ru/. Задача данной статьи, заглавной в 7-м  цикле, опершись на статью 1-го цикла, выстроить и обосновать понятный многим логический переход от желаний к необходимости для того, чтобы люди могли воспользоваться им для контроля своих желаний и отбора из них жизненно необходимых. Надо ли говорить, что это нужно для того, чтобы действовать более разумно и полезно и улучшать себя и свою жизнь и, что решение этой задачи - мечта многих поколений людей...

Вполне сознавая естественные ограничения в решении этой задачи, связанные с несовершенством разума человека, большой силой его природных инстинктов и остротой желаний, мы не склонны к тому, чтобы форсировать или революционизировать её, полагая более естественным и необходимым постепенную эволюционную, но последовательную и целенаправленную реализацию. Важное место в этом принадлежит педагогике и образованию, которые для осуществления рационального природосообразного учебно-воспитательного процесса должны иметь в своём распоряжении необходимые знания и методологию, методики и средства. В своей принципиальной основе они разрабатываются человековедением и в настоящей статье даётся их обоснование.

 

1. Что человек желает и почему?

Исходя из того, что желание - это стремление человека к удовлетворению некоторой потребности и получение связанного с ней удовольствия, естественно желать то, что приносит наибольшее удовольствие, как и то, без чего невозможно его существование, например: дышать, пить и есть, двигаться/действовать и отдыхать/спать, одеваться и иметь жилище... Последнее есть то, что составляет, но не исчерпывает жизненную необходимость человека, осуществление которой не всегда приносит ему сознаваемое удовольствие. Можно говорить, что желание выражает некоторую потребность человека, связанную с удовольствием и соотносимую с его жизненной необходимостью. Надо ли доказывать, что желания человека должны совпадать с его жизненной необходимостью, как и то, что для него естественно стремление к удовольствиям и нередко их гипертрофия. Это происходит потому, что между желанием и жизненной необходимостью находится удовольствие, повышающее самоценность желания и затмевающее разум, с помощью которого человек различает желания по степени их полезности и выбирает более необходимые для него.

Господствующие жизненные ценности, острота удовольствий и слабость разума приводят к тому, что человек желает то, что ему приятно и выгодно, а не то, что ему жизненно необходимо и полезно, а достижение максимума удовольствий является для большинства людей прототипом счастья. На вопрос: почему они так делает, следует ответ: потому что хочется. И, кажется, всё ясно?.. Ну, а как же разум? Получается, что он нужен человеку для того, чтобы лучше удовлетворять свои желания и получать больше удовольствий? А почему бы и нет? Разве есть что-то важнее удовольствий для человека в этой жизни? От вкусной и обильной пищи, красивой одежды и комфортного жилища, дорогих машины и яхты и ярких впечатлений от посещения изысканных заведений и перемены мест, секса и приятного времяпровождения. Пожалуй...

Но при этом кто-то имеет удовольствия в избытке, а немало людей лишены их вообще. Что ж, люди разные... В чём же, - в представлениях об удовольствиях или возможностях иметь их? Действительно, не могут же все иметь желаемое и быть довольными жизнью - кому суп с громом и чай с ромом, а кому и гуляж по коридору с подносом... Такова жизнь, в которой все хотят иметь больше удовольствий, но имеют их столько, насколько хватает сил и изворотливости. И, тем не менее, люди живут желаниями и удовольствиями и мало кому приходит в голову лишать или даже ограничивать себя в удовольствиях. Другое дело, что не всё так стереотипны, впрочем, их большинство, и есть разные люди и варианты желаний и их исполнения, - индивидуальных и в социуме. Какие же?

Ну, во-первых, бывают желания и удовольствия, необязательно связанные с инстинктами и потребностями тела, не говоря о таких архаичных крайностях поведения человека, как аскетизм и альтруизм. Несомненно человек биологичен и инстинкты - важная составляющая его сущности, но у него ещё есть дух - разум, с помощью которого он может не только предаваться гедонизму, но и подниматься над ним, чтобы видеть большую или меньшую пользу и вред своих удовольствий. Кроме того, есть и практические аспекты преодоления последствий чрезмерности удовольствий и их вреда для здоровья или исполнения каких-то обязанностей и их альтернативы. Скажем, чревоугодие - плохо и лучше питаться рационально, гиподинамия - плохо и надо больше двигаться, алкоголь вреден - пей меньше или вообще не пей, безделье даже в благополучии, когда оно затягивается, вгоняет в тоску, эгоизм – плох, ибо когда-нибудь останешься один и так далее... То есть даже, если и жить удовольствиями, надо помнить о том, что может навредить тебе в жизни, а она - одна и другой не будет, чтобы там не говорили и как бы нам этого ни хотелось...

Ещё не лишне оглянуться вокруг и увидеть себя в мире людей и природы и свой путь к счастью и радости, которые недостижимы на несчастьи других. А разве удовольствия сами по себе не приносят радости жизни? Смотря какие и в какой последовательности, если это животные удовольствия, то приносят, но в меру их полезности. А если это желания и удовольствия, способствующие развитию и совершенствованию человека и наилучшему продолжению рода, то это уже не животная, а разумная человеческая жизнь и сопутствующая ей радость.

Увы, теперь мало кто думает об индивидуальных развитии и самореализации, а уж о совершенстве социума и, тем более, всего человечества и подавно, - большинство живёт в стремлении к примитивным животным удовольствиям и это определяет господствующие жизненные ценности. Судя по числу проблем, окружающих людей, несправедливости и небезопасности их жизни, можно говорить о том, что преобладающие желания ведут их не туда и необходимо изменение маршрута...

 

2. Что есть необходимость и как её понимают люди?

Как люди сознают свои желания и какие из них необходимы? Наверное, сознают их они, прежде всего, из своего естества, благодаря сигналам тела и мыслям, возникающим при чувствах голода или холода, чем-то хорошем или плохом. А вот, необходимо это или нет, сначала определяется по ощущениям - приятным или неприятным, затем из анализа их на полезность. Последнее предполагает знание себя и своих потребностей и способность делать анализ желаний и их цели, что является прерогативой разума. Если посмотреть под этим углом зрения на желания и действия современного человека, нетрудно увидеть, что далеко не все его желания полезны и, как следствие, не являются необходимыми. Из чего это следует или как определить, какие желания необходимы? Ну, некоторые оценки делать сравнительно просто эмпирически по ощущениям: засиделся - затекли ноги и тело, надо подвигаться, клонит в сон - не выспался или плотно пообедал, съел острое - изжога, выпил лишнее - не держат ноги и плохо соображается... Однако, без разума и рефлексии, привлечения знаний и понимания того, что для тебя полезно, весьма трудно сознавать и осуществлять свою жизненную необходимость.

Что есть жизненная необходимость? Во-первых, есть некоторое количество потребностей и соответствующих им желаний, которые проявляются у всех людей, сознаются и исполняются примерно одинаково - это инстинктивные потребности, составляющие задачи самосохранения и продолжения рода человека: утоление голода и избегание холода/жары, обретение одежды и жилища, чередование бодрствования/сна, работы и отдыха, поиск подходящего партнёра и создание семьи для продолжения рода. Перечень элементов жизненной необходимости человека можно значительно расширить и систематизировать, если опереться на его сущность и определить её основания и свойства. Впрочем, это нижний уровень жизненной необходимости, а верхний, с которого естественно начинать её осознание и осуществление - это самопознание и рациональное, сообразное сущности поведение.

Если познание сущности предполагает освоение некоторого объёма знаний, в том числе, эмпирических или опытных, то реализация сущности - это не только самореализация или какая-то деятельность, но и самовоспроизводство человека, которые взаимосвязаны. В основе самовоспроизводства лежит обмен веществ с окружающим миром людей и природы, дополняемый физиологическими и психическими процессами и отправлениями человека для поддержания его здоровья и высокой работоспособности. Самореализация - это трудовая деятельность человека для обеспечения его самовоспроизводства ресурсами, осуществляемая в некотором способе самовыражения. Даже при таком беглом или кратком описании жизненной необходимости можно видеть, что всё в ней взаимоувязано и представляет собой довольно сложное системное образование, называемое жизнью людей. Судя по тому, сколько проблем сопровождает её, можно говорить о том, что люди не всегда желают и делают то, что составляет жизненную необходимость, и не только потому, что этого не хочется, но и потому, что это весьма непросто.

Почему люди не всегда желают то, что жизненно необходимо? Самый общий ответ на этот вопрос - они не настолько совершенны, а если вникнуть в него поглубже, можно назвать несколько важнейших причин: первое - развитие и жизненные ценности людей ориентируют их на удовлетворение животных инстинктивных желаний, второе - их представление о жизненной необходимости совпадает с тем, что они желают, наконец, третье - люди ориентированы вовне и полагают, что жизнь можно улучшить извне за счёт внешних ресурсов и сил. Наверное, потому люди верят в Бога или в высший космический разум и не знают себя и своей жизненной необходимости и ждут манны небесной. Фокусируясь на удовольствиях, за кадром или вне поля зрения разума остается их сущность и имманентная ей жизненная необходимость, а масса сопутствующих проблем представляется некоей данностью, как и вся жизнь, от Бога ли или ещё от кого-то...

Разумеется, сказанное выше - упрощение и довольно жёсткое, но оно не только правдоподобно, но объективно, если обратиться к сущности человека, что и делает человековедение, определяя её в развитии и логически связывая желания с его инстинктами и задачами существования посредством разума. Дополняя общий ответ на вопрос, почему люди не всегда желают то, что жизненно необходимо, следует сказать, - это происходит ещё и потому, что они в массе своей недостаточно разумны для того, чтобы сознавать, желать и осуществлять жизненную необходимость.

 

3. Желания и инстинкты, разум и необходимость.

Какова психофизиологическая кухня желаний человека? В самом общем виде желания выражают потребности человека, которые бывают врождёнными и приобретёнными. В их основе лежат инстинкты, также врождённые и приобретаемые. От рождения желания сравнительно просты и физиологичны, а по мере развития в меру разумности и социальности человека, его потребности и желания в той или иной степени приобретают черты индивидуальности и социальности. Своеобразной основой и диспетчером желаний человека являются его чувства и разум, который отнюдь не всегда превалирует во взаимодействии с ними. Причины две - и чувства бывают очень сильны и разум бывает слаб и нет пока у человека общезначимых стимулов к тому, чтобы лучше владеть и управлять чувствами и усиливать свой разум. Как следствие, у людей нет науки совершенствования человека и улучшения жизни и людей не учат разумной жизни в развитии и совершенствовании...

К этому надо ещё добавить, что, как в отношении разума человека нет определённости, так и с ролью его инстинктов не всё ясно. Скажем, человек рождается с большим числом врождённых программ поведения, которые возникли на разных этапах эволюции и могут противоречить друг другу. Кроме того, по мере развития приобретаются новые программы-стереотипы поведения и складывается несколько их ярусов от глубинных - неизменяемых, до поверхностных, которые могут изменяться. Все они имеют защитный характер и, срабатывая при возникновении некоторых ситуаций, не всегда совпадающих с исходными, могут быть неадекватными, что ещё усиливается и тем, что они воздействуют на человека через эмоции. Нелогичная и необъяснимая с рассудочных позиций инстинктивная мотивация логична и объяснима в первобытной системе координат, когда она возникла и была целесообразна. Ярким примером инстинктивного поведения является любовь, когда влюблённый не только не вполне сознаёт свои действия, но и оценивает предмет своей любви. То есть в отношении инстинктов нельзя говорить однозначно и помнить о разуме, который может оценивать желания и действия человека и управлять ими.

Чтобы судить о том, в какой степени инстинктивные потребности управляемы, стоит вспомнить о влечении к особе противоположного пола или о том, как трудно бороться с вредными привычками. Собственно, в этой фразе содержатся вопрос и ответ на очень важный для человека вопрос о возможности контроля своих желаний: действительные контроль и выбор оптимальных или разумных желаний реализовать в такой же степени непросто, как и осуществить жизненную необходимость. Выше было названо три важнейших причины, сводимые к двум - представления людей о сущности и жизненной необходимости и их внешняя жизненная ориентация на обогащение и власть, которые "затрудняют" контроль и рационализацию их желаний. Это весьма серьёзная проблема, которая если и будет решена, то ещё очень не скоро!..

Тем не менее, необходимость решения жизненных проблем людей и развитие науки, в частности, человековедения, активизируют разум, который постепенно находит более оптимальные решения. Важными и необходимыми условиями и направлениями этого процесса являются исследование и объяснение мотивации потребностей и желаний человека под углом зрения его сущности и задач существования и рационализация воспитательно-образовательного процесса на основе человековедения и в контексте познания и осуществления учащимися жизненной необходимости. Действительно, если начать выстраивать воспитание и образование детей таким образом, можно уже сейчас научить их жить с большей пользой для себя и других и позитивно влиять на решение проблемы рационализации желаний как основы улучшения людей и их жизни.

Как лучше - с большей пользой управлять желаниями? Прежде всего, надо хотеть это делать, а затем и пытаться рационализировать их. Следует заметить, что несмотря на очевидную пользу, пока у людей в их массе не сложилась насущная потребность в этом, но предпосылки и даже поводы для этого есть. Речь идёт о развитых странах и их гражданах, живущих всё более организованно и толерантно, серьёзно думающих и стремящихся к рационализации своей индивидуальной жизни и среды существования: социальной и природной. Растёт уровень жизни, реализуются социальные и экологические программы, улучшаются условия жизни и труда людей, но всё это происходит в рамках господствующих жизненных ценностей и пока не имеет научной основы рационализации жизни в целом. Подразумевается объективное системное знание о человеке, его сущности, развитии и задачах существования во всех сферах жизни в социуме и природе и конструктивные меры по их реализации. Ну, и чтобы с большей пользой управлять своими желаниями, что есть не что иное, как стремление к осуществлению жизненной необходимости и достижению высшей пользы, надо действовать всё более сообразно сущности, для чего надо с детства её познавать и учиться оптимально реализовать.

 

4. Как желать необходимое?

Исходя из того, что желания и жизненная необходимость должны совпадать, естественно знать и то, и другое и, прежде всего, свои желания в контексте пользы и вреда и жизненной необходимости в её важнейших отправлениях, для чего необходимо опереться на свою сущность. Здесь мы рассуждаем об этом в общем, однако, реальный практический процесс самопознания должен выстраиваться в соответствии с возрастом и развитием, начинаясь как можно раньше. В любом случае, но особенно это важно для самых маленьких, материал, на котором познаются азы грамоты и счёта, должен быть связан с жизненными отправлениями человека, то есть параллельно начальному обучению должен идти процесс самопознания. Логика следующая: человек делает то-то и так-то, что в этом хорошо для него и что плохо и почему? Как это сказывается на других людях и животных, растениях и природе вообще и почему?..

Главная задача обучения на основе человековедения - повернуть человека к своей сущности, показать и помочь ему познать её, чтобы затем научить жить более разумно и сообразно ей. С точки зрения информации - знаний изучение и освоение жизненной необходимости предполагает тесную взаимосвязь изучаемых предметов между собой и человеком, обществом и природой для того, чтобы учащийся непрерывно ощущал и сознавал себя неотъемлемым элементом системы социума и природы, постепенно постигая это единство и научаясь действовать всё более сбалансировано. Итак, важнейший критерий информационного /предметного/ обеспечения прогрессивного образовательного процесса - его сообразность задаче познания и осуществления жизненной необходимости для оптимального развития.

Что надо делать, чтобы желать необходимое? Самый общий ответ - быть сообразным своей сущности, находясь в русле осуществления жизненной необходимости. Решение этой задачи предполагает два направления работы: познавательное - давать-обретать /учитель-учащийся/ знания о сущности и жизненной необходимости человека и практическое - научить-научиться осуществлению жизненной необходимости или природосообразному поведению, акцентируя самоорганизацию и последовательно осваивая его в отдельных элементах и процессах. В процессе изучения и освоения природосообразного поведения будут решаться и некоторые частные задачи - нормализация индивидуальной жизни и рационализация социальной, в том числе, и на общечеловеческом уровне, позитивное влияние на интересы и устремления людей и способствование их сближению и сотрудничеству на разумных началах. Важнейшей практической задачей образования на основе человековедения является рационализация поведения учащихся в контексте улучшения их самоорганизации и их подготовка к более природосообразной жизни и эффективному развитию.

Ну, а если смотреть на вещи реально, то на первом этапе самое важное - это повернуть учащегося к своей сущности, показать её в системе общества и природы, веществ, энергии и информации, чтобы затем учить жить более разумно и эффективно развиваться сообразно ей, опираясь на знания и данные о её основаниях и свойствах, руководствуясь представлениями о задачах существования и высшей пользы и используя основные и вспомогательные средства рационализации поведения под руководством опытных наставников. Надо ли говорить, что это предполагает другие организацию и реализацию учебно-воспитательного процесса?

Как желать необходимое? Надо понимать, что желать необходимое, это действовать разумно-сообразно своей сущности. Несмотря на то, что человек живёт, прежде всего, телом, он не может без разума делать это оптимально. Основой рационализации поведения людей является постепенно осознаваемая полезность и осуществляемая необходимость в рационализации обмена веществ и информации с окружающим миром, нормализации жизненных ритмов и циклов, обеспечении двигательной активности и укреплении и единении духа и тела, развитии и совершенствовании, продолжении рода и единении с людьми и природой. Кардинальные проявления разумности человека - организация жизни и рационализация её ресурсов для обеспечения его эффективного развития.

Как только человек научается познанию вообще, примерно в старшем дошкольном возрасте, можно начинать заниматься с ним систематическим самопознанием, прививая навыки самоорганизации посредством механизмов формирования индивидуальных жизненного цикла самовоспроизводства и хозяйства жизни для эффективной самореализации, благодаря которым он скорее поймёт то, что для него жизненно необходимо и полезно. Чтобы желать необходимое, человек должен быть обращён к своей сущности и ориентирован на её эффективную реализацию в свободном развитии и непротиворечивом взаимодействии с людьми и природой. Надо ли говорить, что это расходится с господствующими жизненными ценностями людей и связано с серьёзными трудностями, впрочем, если человека с детства воспитывать в таком ключе, то ситуация может начать изменяться к лучшему.

Что же должно произойти, чтобы изменить потоки энергии, которая подпитывает эту жизнь, в которой любое желание самоценно, а их удовлетворение, в том числе, иметь больше и быть выше других, определяет господствующие устремления и существующее расслоение людей?.. Прежде всего, человек должен полнее и объективнее сознавать свою сущность и осуществлять жизненную необходимость. Самое же важное в задаче согласования желаний и жизненной необходимости человека состоит в том, что человека надо с раннего возраста приучать желать то, что необходимо. И это важнейшая задача воспитания и обучения, практически не решаемая сейчас, за которой прорисовывается кардинальная проблема человека и его жизни - отсутствие науки разумной жизни и слабость разума в осознании жизненной необходимости рационализации желаний.

03.08.2009

 

Полнее познакомиться с работами автора по человековедению можно на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

40 дата публикации: 01.12.2009