Саратов
Стихотворное Евангелие
(от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна)
VIII
Дней через шесть, проснувшись рано,
Он, подозвав к Себе Петра,
Иакова и Иоанна,
Сказал: В дорогу нам пора .
Взойдя на гору, Он молился,
И вдруг блеснул пред ними блик
И вид его переменился,
И стал Христа светиться лик
Ярчайшим светом; воссияла
Великолепьем неземным
Его одежда. И стояло
Два древних мужа рядом с Ним.
То были Моисей с Ильёю,
И Пётр сказал: “Учитель, здесь
Так хорошо нам быть с Тобою,
Что не хотим иных чудес.
Для вас три кущи мы раскинем...”
Тут глас с небес прервал его,
И Бог сказал: Не спорьте с Сыном,
Его люблю, как никого .
Ученики на лица пали
От страха голоса того.
Когда ж, открывши очи, встали,
То зрят Иисуса одного.
Не разглашайте это чудо,
Его лишь в памяти храня,
До срока, как распят Я буду
И через три воскресну дня”, -
Так Он сказал. Они ж спросили:
“А как понять загадку ту,
Что должен был, как говорили,
Илья предшествовать Христу?
Он отвечал: “И вам не лгали,
Илья и вправду приходил,
Но подданные не узнали,
А царь главу ему срубил”.
Когда сказал им так Учитель,
Смогли прочесть они меж строк,
Что это Иоанн Креститель,
Казнённый Иродом пророк.
Спустя немного, приступили
Опять к Нему ученики
И так Иисуса вопросили:
“Сомненья наши нелегки:
Кто в Божьем Царстве будет главным?”
Тогда Иисус дитя призвал
Улыбкою и жестом плавным,
Средь них поставил и сказал:
“Кто к чистой вере обратится
В прелюбодейном сем краю,
Кто, как ребёнок, умалится,
Тот возвеличится в раю.
А если кто себе на горе
Дитя такое соблазнит,
Того бы лучше бросить в море,
И да навеки поглотит
Его пучина! Пусть опасны
Все искушенья наших дней,
Как ни страшны в миру соблазны,
Расплата всё-таки страшней.
Но если брат тебя обидит,
Полтыщи раз ему прости.
Тому, кто брата ненавидит,
Небесный рай не обрести”.
При сём сказал: “Правитель некий
Решил со слуг взыскать долги.
И вспомнил он о человеке,
Чьи займы были велики.
Да так, что долг его составил
Большую груду серебра.
И царь платить его заставил,
Давно, мол, подошла пора.
Но тот взмолился: “Не имею
Я серебра, чтоб заплатить!”
Тут царь сказал: “В тюрьму злодея.
Его ж семью - с торгов пустить!”
Должник пал в ноги: “Повелитель,
Моя вина не так страшна!”
Умилосердился правитель
И долг простил ему сполна.
Царю тот раб казался беден,
Но у него товарищ был,
Которому пригоршню меди
В былое время он осудил.
Как только, упросив владыку,
Злой раб тот вышел на простор,
То к должнику с ножом к кадыку
Пристал жестокий кредитор:
“Мне принцип мой всего дороже,
И я своё с тебя возьму!”
Друг умолял его, но всё же
Мерзавцем брошен был в тюрьму.
Узнав об этом, повелитель
Призвал злодея и сказал:
“Ещё сегодня, злой мучитель,
Ты на коленях умолял
Меня о милости, и сразу
Ты получил её. И вдруг
По твоему уже приказу
В темницу брошен твой же друг?
Иди ж вослед ему в оковах
И знай, противник доброты,
Что всех жестоких и суровых
Ждут тюрьмы, цепи и кнуты”.
Так при кончине века будет,
И Я вам послан предвещать,
Что и Всевышний тех осудит,
Кто не научится прощать”.
И Он дошёл до Иудеи
Из Галилейской стороны.
И приступили фарисеи,
К Иисусу зависти полны,
И говорят: “Перед Тобою
Мы в восхищеньи третий год.
Но что Ты скажешь на такое:
Сколь позволителен развод?”
Иисус ответил: “Фарисеи,
Мне в том загадка не видна.
Ведь сказано у Моисея,
Что будут двое плоть одна.
И всем, кто развестись мечтает,
Одно пристало отвечать:
Что Бог на небе сочетает,
Не человеку разлучать”.
Тут подошёл богатый малый
И говорит: Равви благой!
Что в мире мне творить пристало,
Чтоб в рай ступить своей ногой?
Иисус сказал: “Лишь Бога только
Благим мы можем называть.
А чтобы в рай войти, изволь-ка
Сии законы соблюдать:
Не убивай; добра чужого
Не домогайся; не блуди;
Не клевещи на ближних словом;
Отца и матерь свято чти;
И в Божье Царство смело вступишь,
И примут там тебя, любя,
Когда ты ближнего возлюбишь,
Как любишь самого себя.
Но все сие не состоится,
Ты это к сведенью прими,
Коль не захочешь ты делиться
Богатством с нищими людьми.
Раздай имение и следуй
За Мной без суетных забот,
И славу Божию наследуй”.
Но отошёл с печалью тот.
Иисус воскликнул: “Святотатство,
Когда богатый входит в храм!
Нельзя и Богу, и богатству,
Двум столь различным господам
Служить одним и тем же духом,
А потому скорее, знай,
Пройдёт верблюд игольным ухом,
Чем попадёт богатый в рай!”
IX
Сказал и притчу: “Лазарь нищий
У врат богатого лежал,
Мечтая напитаться пищей,
Какую тот не доедал.
Пришла пора, скончались оба,
И Лазарь был на небо взят,
А дух богатого из гроба
Был в тот же час низвержен в ад.
Из ада глядя, он увидел
Вдруг Авраама и того,
Которого не раз обидел
И презирал, как никого.
И он взмолился: “Аврааме!
Я так к страданьям не привык,
А в этой раскалённой яме
Мой весь потрескался язык.
Пошли же Лазаря с водою,
Мне б охладить язык чуток,
И я смирился бы с бедою .
Но Авраам сказал: Сынок,
В миру ты только веселился
Весь век, а Лазарь - лишь страдал.
Теперь же Божий суд свершился
И час возмездия настал.
А сверх всего того, меж нами
Такая пропасть пролегла,
Что пересечь её крылами
Ничья душа бы не смогла”.
Богач сказал: “Да не откажет
Мне Лазарь в малости такой:
Пусть он родне моей расскажет,
Как в аде мучусь я с тоской”.
И был ответ ему: “Имеют
Живые Библию всегда,
И коль прочесть её сумеют,
Не попадут к тебе туда”.
Богач сказал: В скрижалях стёртых
Не признаёт уж мир закон,
Но если б кто воскрес из мёртвых,
То убедил бы многих он .
Но Авраам в ответ заметил:
“Коль Божье слово мир не чтит,
То Лазарь, воскрешённый в свете,
Навряд ли многих убедит”.
Тут Пётр сказал: “Оставив всё, мы
Пошли с Тобой. Чего ж нам ждать?”
“Все, кто оставит семьи, домы
И будут за Меня страдать,
Получат во сто крат в сём веке,
Где так тяжёл сомнений груз,
А после смерти в вечной неге
Пребудут”, - отвечал Иисус,
И продолжал: “Хозяин дома
Решил работников найти,
Чтоб в винограднике знакомом
Всё подравнять и подмести.
И поутру, когда не ранил
Ещё жестокий зной поля,
Хозяин тот рабочих нанял,
Им по динарию суля.
С полуденным нещадным жаром,
Он вновь работников призвал:
“Идите, будете недаром
Трудиться”, - людям он сказал.
Спустя же время, вновь выходит
Хозяин и к себе зовёт
Всех тех, кто за день не находит
Работы у других господ.
Когда же вечер опустился,
Хозяин прежде тех призвал,
Кто меньше всех в тот день трудился,
И по динарию им дал.
И ту же плату получили
С полудня нанятые им.
Но первые из званых были
Уверены, что только к ним
Хозяин будет щедр особо,
И, получив не больше тех,
Один сказал из них: “До гроба
Мы не забудем этот грех!
Здесь целый день мы спину гнули.
А ты сравнял в оплате нас
С работниками, что тянули
Ту лямку лишь последний час!”
Хозяин молвил: “Иль не волен
Я заплатить им, как хочу?
Возьми своё и будь доволен,
Я, как условились, плачу”.
Вот так и первые у Бога
Уступят арьергарду честь,
Поскольку званых в мире много,
А избранных недолго счесть”.
В одном селении Он сразу
Десятком встречен был больных,
Что умоляли от проказы
Освободить скорее их.
Он рёк: “К священникам пойдите
И, как велел вам Моисей,
Их указанья соблюдите,
Чтоб избежать болезни сей”.
Они отправились убоги
И стали здравы через час.
Один же, возвратившись, в ноги
Иисусу пал, и, много раз
Прославив Бога, удалился,
И это Самарянин был.
Иисус же только подивился:
“Иноплеменник не забыл
Прославить Господа, а эти
Ушли, спасибо не сказав.
Как злы бывают Божьи дети,
Когда имеют гордый нрав!
Их благодарность будет взвесить
Нетрудно, если захотим.
Ведь излечилось целых десять,
А возвратился лишь один”.
X
Во Ерихоне, славном граде,
К Иисусу рвался богатей,
Который, словно о награде,
Мечтал о встрече с Ним, Закхей.
Никто с ним в городе не знался
И не здоровался никто.
Он главным мытарем считался
И ненавидим был за то.
Иисус сказал ему: Возлягу
С тобой Я нынче пировать, -
И осчастливил тем беднягу.
А люди начали роптать.
Тогда сказал Он притчу: “Двое
Вошли с молитвою во храм.
И был один душой спокоен,
Что Бог бандитам и ворам
Не сотворил его подобным,
Что был он славный фарисей,
А не мытарь с обличьем злобным,
Живущий в мерзости своей.
Другой же поодаль молился,
Не смея даже глаз поднять,
И всей душой своей казнился,
Не мог рыдания унять,
И к Богу вопиял открыто,
Чтоб был Он милостив к нему,
Поскольку грешник он и мытарь
И ненавидим потому.
И Богом был в тот час услышан
Сей грешник более, чем тот:
Смиренный будет Им возвышен,
Себя же хвалящий - падёт”.
Закхей сказал тогда: “Учитель,
Богатство нищим я раздам,
А если был кому мучитель,
Тому я вчетверо воздам”.
Иисус сказал: “За отреченье
От денег Бог тебя простил.
Моё в миру предназначенье -
Средь вас погибшее спасти”.
В селе Вифания в ту пору
Был муж, имевший двух сестёр.
Он заболел и очень скоро
Всевышний длань над ним простёр
И дух изъял его. И сразу
Иисусу сёстры донесли:
Учитель, умер друг Твой, Лазарь,
Его спасти мы не смогли''.
Иисус, придя в селенье это,
Был встречен сёстрами. Одну
Мы на страницах этих где-то
Уже встречали. Намекну:
Она Учителю слезами
Обмыла ноги, а потом
Своими вытерла власами
И умастила их притом.
Иисус, увидев скорбь людскую,
Сам опечалился, и рёк:
Воскреснет брат ваш, и такую
Вам сипу ни один пророк
Здесь не являл. В Меня лишь верьте,
Кто с верой имя призовёт
Моё, тот не подвластен смерти,
И, умерев, он оживёт .
И, подойдя ко склепу, камень
Велел отдвинуть Он, а Сам
Сказал с воздетыми руками:
“Отец, пусть верят чудесам,
Через Меня Тобой творимым”, -
И крикнул: “Лазарь, выходи!” -
И воскресенье стало зримым,
И вопль раздался из груди
Толпы, от ужаса дрожавшей,
Когда из гроба вышел сам
Покойный, в саване лежавший,
Четыре дня пробывший там.
Туман сомнений был рассеян,
И люди веру обрели.
Но были те, кто к фарисеям
С доносом на Христа пришли.
Те, совещаясь, говорили:
“Что делать с тем Иисусом нам?
Давно в Израиле не зрили
Подобного Сим чудесам.
Народ не может не поверить.
Он к нам идёт, мы ж ничего
Не можем сделать, чтоб умерить
Рост популярности Его.
И вскоре чернь Ерусалима
Провозгласит Его царём.
И нашу кровь когорты Рима
Прольют на улицах ручьём!”
Кайафа же первосвященник
Сказал: “Уж лучше пусть умрёт
За всех людей один мошенник,
Чем пострадает весь народ”.
В тот день собранье порешило
Убить строптивого Христа,
И над Христом крыла раскрыла
Тень деревянного креста.
Искариоту посулили
Там сребреников тридцать дать
И с тем к Иисусу отпустили,
Чтоб мог он им Его предать.
XI
И за неделю перед Пасхой
Иисус узрел Ерусалим.
С обычной кротостью и лаской
Сказал тогда Он бывшим с Ним:
В селенье ближнее идите,
Отсюда видимое нам,
И Мне ослёнка приведите,
Которого найдёте там.
Он не объезженный и будет
У врат привязанный стоять;
И если вас окликнут люди,
Должны вы будете сказать,
Что Господу он нужен срочно .
И те, которых Он послал,
Пошли в селение и точно
Нашли всё так, как Он сказал.
И, приведя осла, покрыли
Его одеждою своей.
Затем Иисуса посадили
Поверх одежды той и всей
Немалочисленной толпою
Направились в престольный град.
И был Иисусовой тропою
Ковёр из веток пальмы, рад
Был люд мостить тот путь одеждой,
Тропинку тканью опестря.
И со счастливою надеждой
Все восклицали, говоря:
“Благословен Грядущий ныне
Во имя Господа Небес!
Он всех врагов Своих низринет,
И Лазарь, друг Его, воскрес,
Едва сказал одно Он слово,
Такого не было и встарь.
Царя не нужно нам иного,
Да здравствует великий Царь!”
Был фарисеем крик исторгнут:
“Смири их, что мы слышим тут?”
Но Он сказал: “Коль люди смолкнут,
То камни здесь возопиют!”
Весь город спрашивал: “Кто это?
И был ответ сквозь шум и гам:
“Сей есть Пророк из Назарета,
Давидов Сын, пришедший к нам”.
Войдя же в храм, Он опрокинул
Столы торговцев и менял
И деньги на пол их низринул,
И их прилюдно укорял:
“Ужель Писанье вы забыли?
Был для молитвы этот дом,
А вы с успехом превратили
Его в разбойничий притон!”
Когда ж в сокровищницу клали
Богатые свои дары,
Две лепты скромные упали
Из рук стоявшей до поры
Смущённо в отдаленьи нищей.
Иисус же рёк сии слова:
“Те лишней козыряли тыщей,
А эта бедная вдова
Всё положила, что имела,
Всё пропитание своё,
И потому скажу вам смело:
Дар всех ценнее - от неё”.
Ученики же вопросили,
Зря урождённого слепца:
“Учитель, в том несчастьи были
Виной грехи его отца
Иль за свои слепец в ответе?”
Иисус сказал на это: “Нет.
Он был слепым рождён на свете,
Чтоб воссиял для мира свет.
Пока Я здесь, Мне делать должно
Меня Пославшего дела,
Что без Меня здесь невозможно,
Ничья б то сила не смогла”.
Сказав сие, Он сделал бренье,
Помазал им глаза слепца,
И возвратил страдалец зренье,
Умыв водою верх лица.
Про то проведав, фарисеи
Из храма выгнали его.
Иисус, душой о нём радея,
Нашёл несчастного того:
“Ты веруешь ли а Сына Божья?” -
Спросил его наедине.
“Когда бы это было ложью,
Ты не открыл бы очи мне”, -
Ответил тот и поклонился.
Иисус же молвил: “Для того
Я в фарисейский мир явился,
Что, зря, не видят ничего,
Слепцами ж прочих возомнили.
Пребудет гнев на таковых!
Когда б они слепыми были,
Греха бы не было на них”.
Тут фарисеи блудодейку
Во храм к Иисусу привели,
И говорят: “Казнить злодейку
Мы по закону бы могли,
Но нам хотелось знать, Учитель,
Что в этом деле скажешь Ты?
Ты веры истинной ревнитель,
Твои суждения чисты,
Как Божий путь. Не прекословя,
Мы подчинимся. Как нам быть?”
Сказали ж это, чтобы в слове
Его пред всеми уловить.
Ответ Иисуса был неспешен.
К ним повернувшись головой,
Он молвил: “Тот, кто сам безгрешен,
Пусть первым бросит камень свой.
Те, слыша совести укоры,
От обвиненья отреклись,
Каменья спрятали и скоро
Все постепенно разошлись.
И только женщина, страдая,
Стояла в трепете души.
Он рёк: “И Я не осуждаю
Тебя, Иди и не греши”.
Ваши комментарии к этой статье
№8 дата публикации: 14.01.2002