Дмитрий Ляляев,

Саратов

Стихотворное Евангелие

(от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна)

назад | далее

VIII

Дней через шесть, проснувшись рано,

Он, подозвав к Себе Петра,

Иакова и Иоанна,

Сказал: В дорогу нам пора .

Взойдя на гору, Он молился,

И вдруг блеснул пред ними блик

И вид его переменился,

И стал Христа светиться лик

Ярчайшим светом; воссияла

Великолепьем неземным

Его одежда. И стояло

Два древних мужа рядом с Ним.

То были Моисей с Ильёю,

И Пётр сказал: “Учитель, здесь

Так хорошо нам быть с Тобою,

Что не хотим иных чудес.

Для вас три кущи мы раскинем...”

Тут глас с небес прервал его,

И Бог сказал: Не спорьте с Сыном,

Его люблю, как никого .

Ученики на лица пали

От страха голоса того.

Когда ж, открывши очи, встали,

То зрят Иисуса одного.

Не разглашайте это чудо,

Его лишь в памяти храня,

До срока, как распят Я буду

И через три воскресну дня”, -

Так Он сказал. Они ж спросили:

“А как понять загадку ту,

Что должен был, как говорили,

Илья предшествовать Христу?

Он отвечал: “И вам не лгали,

Илья и вправду приходил,

Но подданные не узнали,

А царь главу ему срубил”.

Когда сказал им так Учитель,

Смогли прочесть они меж строк,

Что это Иоанн Креститель,

Казнённый Иродом пророк.

Спустя немного, приступили

Опять к Нему ученики

И так Иисуса вопросили:

“Сомненья наши нелегки:

Кто в Божьем Царстве будет главным?”

Тогда Иисус дитя призвал

Улыбкою и жестом плавным,

Средь них поставил и сказал:

“Кто к чистой вере обратится

В прелюбодейном сем краю,

Кто, как ребёнок, умалится,

Тот возвеличится в раю.

А если кто себе на горе

Дитя такое соблазнит,

Того бы лучше бросить в море,

И да навеки поглотит

Его пучина! Пусть опасны

Все искушенья наших дней,

Как ни страшны в миру соблазны,

Расплата всё-таки страшней.

Но если брат тебя обидит,

Полтыщи раз ему прости.

Тому, кто брата ненавидит,

Небесный рай не обрести”.

При сём сказал: “Правитель некий

Решил со слуг взыскать долги.

И вспомнил он о человеке,

Чьи займы были велики.

Да так, что долг его составил

Большую груду серебра.

И царь платить его заставил,

Давно, мол, подошла пора.

Но тот взмолился: “Не имею

Я серебра, чтоб заплатить!”

Тут царь сказал: “В тюрьму злодея.

Его ж семью - с торгов пустить!”

Должник пал в ноги: “Повелитель,

Моя вина не так страшна!”

Умилосердился правитель

И долг простил ему сполна.

Царю тот раб казался беден,

Но у него товарищ был,

Которому пригоршню меди

В былое время он осудил.

Как только, упросив владыку,

Злой раб тот вышел на простор,

То к должнику с ножом к кадыку

Пристал жестокий кредитор:

“Мне принцип мой всего дороже,

И я своё с тебя возьму!”

Друг умолял его, но всё же

Мерзавцем брошен был в тюрьму.

Узнав об этом, повелитель

Призвал злодея и сказал:

“Ещё сегодня, злой мучитель,

Ты на коленях умолял

Меня о милости, и сразу

Ты получил её. И вдруг

По твоему уже приказу

В темницу брошен твой же друг?

Иди ж вослед ему в оковах

И знай, противник доброты,

Что всех жестоких и суровых

Ждут тюрьмы, цепи и кнуты”.

Так при кончине века будет,

И Я вам послан предвещать,

Что и Всевышний тех осудит,

Кто не научится прощать”.

И Он дошёл до Иудеи

Из Галилейской стороны.

И приступили фарисеи,

К Иисусу зависти полны,

И говорят: “Перед Тобою

Мы в восхищеньи третий год.

Но что Ты скажешь на такое:

Сколь позволителен развод?”

Иисус ответил: “Фарисеи,

Мне в том загадка не видна.

Ведь сказано у Моисея,

Что будут двое плоть одна.

И всем, кто развестись мечтает,

Одно пристало отвечать:

Что Бог на небе сочетает,

Не человеку разлучать”.

Тут подошёл богатый малый

И говорит: Равви благой!

Что в мире мне творить пристало,

Чтоб в рай ступить своей ногой?

Иисус сказал: “Лишь Бога только

Благим мы можем называть.

А чтобы в рай войти, изволь-ка

Сии законы соблюдать:

Не убивай; добра чужого

Не домогайся; не блуди;

Не клевещи на ближних словом;

Отца и матерь свято чти;

И в Божье Царство смело вступишь,

И примут там тебя, любя,

Когда ты ближнего возлюбишь,

Как любишь самого себя.

Но все сие не состоится,

Ты это к сведенью прими,

Коль не захочешь ты делиться

Богатством с нищими людьми.

Раздай имение и следуй

За Мной без суетных забот,

И славу Божию наследуй”.

Но отошёл с печалью тот.

Иисус воскликнул: “Святотатство,

Когда богатый входит в храм!

Нельзя и Богу, и богатству,

Двум столь различным господам

Служить одним и тем же духом,

А потому скорее, знай,

Пройдёт верблюд игольным ухом,

Чем попадёт богатый в рай!”

IX

Сказал и притчу: “Лазарь нищий

У врат богатого лежал,

Мечтая напитаться пищей,

Какую тот не доедал.

Пришла пора, скончались оба,

И Лазарь был на небо взят,

А дух богатого из гроба

Был в тот же час низвержен в ад.

Из ада глядя, он увидел

Вдруг Авраама и того,

Которого не раз обидел

И презирал, как никого.

И он взмолился: “Аврааме!

Я так к страданьям не привык,

А в этой раскалённой яме

Мой весь потрескался язык.

Пошли же Лазаря с водою,

Мне б охладить язык чуток,

И я смирился бы с бедою .

Но Авраам сказал: Сынок,

В миру ты только веселился

Весь век, а Лазарь - лишь страдал.

Теперь же Божий суд свершился

И час возмездия настал.

А сверх всего того, меж нами

Такая пропасть пролегла,

Что пересечь её крылами

Ничья душа бы не смогла”.

Богач сказал: “Да не откажет

Мне Лазарь в малости такой:

Пусть он родне моей расскажет,

Как в аде мучусь я с тоской”.

И был ответ ему: “Имеют

Живые Библию всегда,

И коль прочесть её сумеют,

Не попадут к тебе туда”.

Богач сказал: В скрижалях стёртых

Не признаёт уж мир закон,

Но если б кто воскрес из мёртвых,

То убедил бы многих он .

Но Авраам в ответ заметил:

“Коль Божье слово мир не чтит,

То Лазарь, воскрешённый в свете,

Навряд ли многих убедит”.

Тут Пётр сказал: “Оставив всё, мы

Пошли с Тобой. Чего ж нам ждать?”

“Все, кто оставит семьи, домы

И будут за Меня страдать,

Получат во сто крат в сём веке,

Где так тяжёл сомнений груз,

А после смерти в вечной неге

Пребудут”, - отвечал Иисус,

И продолжал: “Хозяин дома

Решил работников найти,

Чтоб в винограднике знакомом

Всё подравнять и подмести.

И поутру, когда не ранил

Ещё жестокий зной поля,

Хозяин тот рабочих нанял,

Им по динарию суля.

С полуденным нещадным жаром,

Он вновь работников призвал:

“Идите, будете недаром

Трудиться”, - людям он сказал.

Спустя же время, вновь выходит

Хозяин и к себе зовёт

Всех тех, кто за день не находит

Работы у других господ.

Когда же вечер опустился,

Хозяин прежде тех призвал,

Кто меньше всех в тот день трудился,

И по динарию им дал.

И ту же плату получили

С полудня нанятые им.

Но первые из званых были

Уверены, что только к ним

Хозяин будет щедр особо,

И, получив не больше тех,

Один сказал из них: “До гроба

Мы не забудем этот грех!

Здесь целый день мы спину гнули.

А ты сравнял в оплате нас

С работниками, что тянули

Ту лямку лишь последний час!”

Хозяин молвил: “Иль не волен

Я заплатить им, как хочу?

Возьми своё и будь доволен,

Я, как условились, плачу”.

Вот так и первые у Бога

Уступят арьергарду честь,

Поскольку званых в мире много,

А избранных недолго счесть”.

В одном селении Он сразу

Десятком встречен был больных,

Что умоляли от проказы

Освободить скорее их.

Он рёк: “К священникам пойдите

И, как велел вам Моисей,

Их указанья соблюдите,

Чтоб избежать болезни сей”.

Они отправились убоги

И стали здравы через час.

Один же, возвратившись, в ноги

Иисусу пал, и, много раз

Прославив Бога, удалился,

И это Самарянин был.

Иисус же только подивился:

“Иноплеменник не забыл

Прославить Господа, а эти

Ушли, спасибо не сказав.

Как злы бывают Божьи дети,

Когда имеют гордый нрав!

Их благодарность будет взвесить

Нетрудно, если захотим.

Ведь излечилось целых десять,

А возвратился лишь один”.

X

Во Ерихоне, славном граде,

К Иисусу рвался богатей,

Который, словно о награде,

Мечтал о встрече с Ним, Закхей.

Никто с ним в городе не знался

И не здоровался никто.

Он главным мытарем считался

И ненавидим был за то.

Иисус сказал ему: Возлягу

С тобой Я нынче пировать, -

И осчастливил тем беднягу.

А люди начали роптать.

Тогда сказал Он притчу: “Двое

Вошли с молитвою во храм.

И был один душой спокоен,

Что Бог бандитам и ворам

Не сотворил его подобным,

Что был он славный фарисей,

А не мытарь с обличьем злобным,

Живущий в мерзости своей.

Другой же поодаль молился,

Не смея даже глаз поднять,

И всей душой своей казнился,

Не мог рыдания унять,

И к Богу вопиял открыто,

Чтоб был Он милостив к нему,

Поскольку грешник он и мытарь

И ненавидим потому.

И Богом был в тот час услышан

Сей грешник более, чем тот:

Смиренный будет Им возвышен,

Себя же хвалящий - падёт”.

Закхей сказал тогда: “Учитель,

Богатство нищим я раздам,

А если был кому мучитель,

Тому я вчетверо воздам”.

Иисус сказал: “За отреченье

От денег Бог тебя простил.

Моё в миру предназначенье -

Средь вас погибшее спасти”.

В селе Вифания в ту пору

Был муж, имевший двух сестёр.

Он заболел и очень скоро

Всевышний длань над ним простёр

И дух изъял его. И сразу

Иисусу сёстры донесли:

Учитель, умер друг Твой, Лазарь,

Его спасти мы не смогли''.

Иисус, придя в селенье это,

Был встречен сёстрами. Одну

Мы на страницах этих где-то

Уже встречали. Намекну:

Она Учителю слезами

Обмыла ноги, а потом

Своими вытерла власами

И умастила их притом.

Иисус, увидев скорбь людскую,

Сам опечалился, и рёк:

Воскреснет брат ваш, и такую

Вам сипу ни один пророк

Здесь не являл. В Меня лишь верьте,

Кто с верой имя призовёт

Моё, тот не подвластен смерти,

И, умерев, он оживёт .

И, подойдя ко склепу, камень

Велел отдвинуть Он, а Сам

Сказал с воздетыми руками:

“Отец, пусть верят чудесам,

Через Меня Тобой творимым”, -

И крикнул: “Лазарь, выходи!” -

И воскресенье стало зримым,

И вопль раздался из груди

Толпы, от ужаса дрожавшей,

Когда из гроба вышел сам

Покойный, в саване лежавший,

Четыре дня пробывший там.

Туман сомнений был рассеян,

И люди веру обрели.

Но были те, кто к фарисеям

С доносом на Христа пришли.

Те, совещаясь, говорили:

“Что делать с тем Иисусом нам?

Давно в Израиле не зрили

Подобного Сим чудесам.

Народ не может не поверить.

Он к нам идёт, мы ж ничего

Не можем сделать, чтоб умерить

Рост популярности Его.

И вскоре чернь Ерусалима

Провозгласит Его царём.

И нашу кровь когорты Рима

Прольют на улицах ручьём!”

Кайафа же первосвященник

Сказал: “Уж лучше пусть умрёт

За всех людей один мошенник,

Чем пострадает весь народ”.

В тот день собранье порешило

Убить строптивого Христа,

И над Христом крыла раскрыла

Тень деревянного креста.

Искариоту посулили

Там сребреников тридцать дать

И с тем к Иисусу отпустили,

Чтоб мог он им Его предать.

XI

И за неделю перед Пасхой

Иисус узрел Ерусалим.

С обычной кротостью и лаской

Сказал тогда Он бывшим с Ним:

В селенье ближнее идите,

Отсюда видимое нам,

И Мне ослёнка приведите,

Которого найдёте там.

Он не объезженный и будет

У врат привязанный стоять;

И если вас окликнут люди,

Должны вы будете сказать,

Что Господу он нужен срочно .

И те, которых Он послал,

Пошли в селение и точно

Нашли всё так, как Он сказал.

И, приведя осла, покрыли

Его одеждою своей.

Затем Иисуса посадили

Поверх одежды той и всей

Немалочисленной толпою

Направились в престольный град.

И был Иисусовой тропою

Ковёр из веток пальмы, рад

Был люд мостить тот путь одеждой,

Тропинку тканью опестря.

И со счастливою надеждой

Все восклицали, говоря:

“Благословен Грядущий ныне

Во имя Господа Небес!

Он всех врагов Своих низринет,

И Лазарь, друг Его, воскрес,

Едва сказал одно Он слово,

Такого не было и встарь.

Царя не нужно нам иного,

Да здравствует великий Царь!”

Был фарисеем крик исторгнут:

“Смири их, что мы слышим тут?”

Но Он сказал: “Коль люди смолкнут,

То камни здесь возопиют!”

Весь город спрашивал: “Кто это?

И был ответ сквозь шум и гам:

“Сей есть Пророк из Назарета,

Давидов Сын, пришедший к нам”.

Войдя же в храм, Он опрокинул

Столы торговцев и менял

И деньги на пол их низринул,

И их прилюдно укорял:

“Ужель Писанье вы забыли?

Был для молитвы этот дом,

А вы с успехом превратили

Его в разбойничий притон!”

Когда ж в сокровищницу клали

Богатые свои дары,

Две лепты скромные упали

Из рук стоявшей до поры

Смущённо в отдаленьи нищей.

Иисус же рёк сии слова:

“Те лишней козыряли тыщей,

А эта бедная вдова

Всё положила, что имела,

Всё пропитание своё,

И потому скажу вам смело:

Дар всех ценнее - от неё”.

Ученики же вопросили,

Зря урождённого слепца:

“Учитель, в том несчастьи были

Виной грехи его отца

Иль за свои слепец в ответе?”

Иисус сказал на это: “Нет.

Он был слепым рождён на свете,

Чтоб воссиял для мира свет.

Пока Я здесь, Мне делать должно

Меня Пославшего дела,

Что без Меня здесь невозможно,

Ничья б то сила не смогла”.

Сказав сие, Он сделал бренье,

Помазал им глаза слепца,

И возвратил страдалец зренье,

Умыв водою верх лица.

Про то проведав, фарисеи

Из храма выгнали его.

Иисус, душой о нём радея,

Нашёл несчастного того:

“Ты веруешь ли а Сына Божья?” -

Спросил его наедине.

“Когда бы это было ложью,

Ты не открыл бы очи мне”, -

Ответил тот и поклонился.

Иисус же молвил: “Для того

Я в фарисейский мир явился,

Что, зря, не видят ничего,

Слепцами ж прочих возомнили.

Пребудет гнев на таковых!

Когда б они слепыми были,

Греха бы не было на них”.

Тут фарисеи блудодейку

Во храм к Иисусу привели,

И говорят: “Казнить злодейку

Мы по закону бы могли,

Но нам хотелось знать, Учитель,

Что в этом деле скажешь Ты?

Ты веры истинной ревнитель,

Твои суждения чисты,

Как Божий путь. Не прекословя,

Мы подчинимся. Как нам быть?”

Сказали ж это, чтобы в слове

Его пред всеми уловить.

Ответ Иисуса был неспешен.

К ним повернувшись головой,

Он молвил: “Тот, кто сам безгрешен,

Пусть первым бросит камень свой.

Те, слыша совести укоры,

От обвиненья отреклись,

Каменья спрятали и скоро

Все постепенно разошлись.

И только женщина, страдая,

Стояла в трепете души.

Он рёк: “И Я не осуждаю

Тебя, Иди и не греши”.

назад | далее

 

Ваши комментарии к этой статье

 

8 дата публикации: 14.01.2002