Т.И.Мурашкина

ДЕРЖАВА РЕРИХОВ

В этом году [статья написана в 1999 году, - ред.] мировая общественность отмечает сразу четыре юбилея, связанных с семьей Рерихов.

12 февраля 1999 года исполнилось 120 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих.

14 мая - 45 лет со дня подписания международной гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта , составленной на основе Пакта Рериха.

9 октября - 125 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха.

23 октября - 95 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

Семья Рерихов являет собой феномен в истории человечества, она известна на всех континентах планеты. Все, что связано с именем этой семьи имеет отношение к космической эволюции человечества. В настоящее время имя Рерих является синонимом нового космического мировоззрения, идеи которого пронизывают всё творчество семьи (и научное, и художественное).

Рерихов было четверо. Каждый из четверых был яркой индивидуальностью, имел энциклопедическое образование и внёс огромный личный вклад в сокровищницу мировой Культуры. Но все четверо были объединены одной задачей. Их эволюционная миссия заключалась в передаче человечеству Учения Живой Этики или Агни Йоги, четырнадцать томов которого впервые были изданы с середины 20-х до конца 30-х годов нашего века.

Живая Этика была создана в сотрудничестве с уникальной группой духовных Учителей, которых в Индии называют Махатмами или Великими душами.

Это Учение рассматривает важнейшие проблемы космической эволюции Земли и человечества. Знания эти сконцентрированы в 14 томах и являются синтезом древней и современной мысли, философских прозрений Востока и научных достижений Запада.

Все книги Живой Этики обращены, прежде всего, к земным реальным условиям жизни каждого человека. Призывая людей жить в соответствии с космическими законами, они указывают путь для расширения сознания и духовного преображения, без чего невозможна дальнейшая эволюция человека.

Живая Этика будет входить в жизнь путями науки, искусства и труда, ибо это лучшее средство открытия органа духа в человеке. Рассматривая человека как часть космоса, Живая Этика призывает нас полюбить процесс мышления и быть ответственными в своих мыслях. Ибо мысль - это сильнейшая энергия в мироздании, способная насыщать пространство и влиять на процессы, в нём протекающие.

Рерихи явили нам пример идеального сотрудничества внутри семьи. Каждый выполнял свою работу. Все вместе они помогали, поддерживали, взаимодополняли друг друга.


——————

Академик Николай Константинович Рерих (1874-1947) известен во всем мире как Водитель Культуры планетарного масштаба.

Н.К.Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса. Рерихи – древний шведский род, произошедший от Рюрика. Род этот поселился на территории бывшей Латвии при Петре I и обрусел.

Николай Константинович окончил два высших учебных заведения. Он одновременно учился в университете и в Академии Художеств в Петербурге. В университете - на двух факультетах, юридическом, по желанию своего отца, и историческом, по собственным интересам.

Природный ум, талант и огромная работоспособность позволили Николаю Константиновичу уже к окончанию высших учебных заведений стать энциклопедически образованным человеком.

Жизнь и творчество Николая Константиновича настолько многообразны, что достаточно только перечислить, чем он занимался, и становится ясно, что этого хватило бы на много жизней. Никто не может поверить, что всё это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку... Великий Человек, который проникся культурой Гималаев, назывался и почитался как Махариши , - так отзывался о нем К.Л.Вайдья, индийский учёный.

Он был учёным и художником, писателем и поэтом, философом и педагогом, путешественником и общественным деятелем.

Научно-культурное мировоззрение Н.К.Рериха так велико, что требует изучения, основанного на синтезированном мировосприятии. Наследие Н.К.Рериха объединяет науки и искусства Европы и Азии, мировосприятие Востока и Запада, этику, археологию, литературу, психологию и химию, биофизику и квантовую механику, религиеведение и ядерную физику, науку о Космосе и многое другое.

Н.К.Рерих написал огромное количество литературных работ, издано пока 30 его книг. Он был инициатором создания порядка 90 культурно-просветительских центров по всему миру. При его жизни в Нью-Йорке был создан музей его имени.

Н.К.Рерих совершил большое число научных экспедиций. Наиболее значимой и уникальной из них явилась Центрально-Азиатская экспедиция (1923-1928), которая по праву должна войти в историю географических открытий и путешествий нашей планеты.

Перед Центрально-Азиатской экспедицией стояли задачи как научные, так и художественные. Отличительной особенностью её от других подобных было то, что огромный исторический, географический, этнографический и фольклорный материал был рассмотрен и отобран с широкой философской точки зрения, где прошлое гармонично было увязано с будущим. Моменты миграции древних народов, древние археологические памятники, великие древние и современные легенды и сказания, языки, этнография приобретали иной смысл и звучание. Отличительной особенностью её явилось и то, что ни одна экспедиция в мире не имела такого количества картин (свыше 500), запечатлевших в художественной форме свой маршрут.

Центрально-Азиатская экспедиция сыграла огромную роль в космической эволюции человечества.

Многоцветны легенды о Рерихе, его личность окружена ореолом необычности. И враги, и друзья согласно объединяются в одном – все приписывают Рериху необычную мощь. Говорили, что от взгляда Рериха седеют волосы. Если трижды за время экспедиции Рерих был похоронен в Сибири и уже служили панихиды за упокой его души, то на Востоке существует легенда о его неуязвимости и неуязвимости его спутников. Во время Центрально-Азиатской экспедиции Рериха тибетцы уверяли, что они стреляли в Рериха, но их пули не могли пронзить его грудь.

Прочитав книгу «Сердце Азии», один из современников Николая Константиновича сказал: «А всё-таки, должно быть, непобедим этот человек, 5 лет проведший в пределах Азии, перенесший несколько китайских и тибетских пленений и из всех необычайных трудностей вышедший победителем».

Как художник Н.К.Рерих занимает особое место. Он работал во всех жанрах художественного творчества: расписывал храмы, делал мозаики и фрески, писал картины и театральные декорации.

Художественное наследие Н.К.Рериха велико. Им создано свыше 7000 картин, которые разошлись по всему миру. Уникальность творчества Николая Константиновича заключается в том, что его художественные полотна являются живописным воплощением мысли Рериха-учёного. Его картины - это зов Космоса. Они имеют отношение к тайнам мироздания и отражают сокровенные стороны жизни человечества.

Около двух десятилетий Н.К.Рерих провёл в Индии, где его семьёй был создан международный Гималайский Институт Научных Исследований «Урусвати», в задачи которого входило объединение духовных достижений Востока с современной наукой Запада.

Николай Константинович поднимал вопрос об охране культурных ценностей, его идеи нашли мировую поддержку и облеклись в норму международного права.

За всю историю человечества мы можем назвать только одного человека, чье личное мировоззрение ещё при его жизни стало бы международным законом. Таким человеком был Николай Константинович Рерих.

Он является основателем Пакта Мира (Пакта Рериха). Символ Пакта - Знамя Мира. Три круга в кольце – один из самых древних знаков мировой культуры, он отражает идею тройственности мироздания. Он имеет много трактовок, потому что всеобъемлющ. Это единство времени: прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности. Это единство – наука, религия, искусство в кольце культуры. Пакт Рериха был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, его подписали представители 21 американской страны. Создание Пакта имело большое значение: накануне Второй Мировой войны произошло объединение людей доброй воли, были подняты вопросы охранения культурных ценностей.

Николай Константинович в 40-е годы, накануне войны и в годы войны, пишет картины, посвящённые русскому героизму, чтобы поднять дух русского народа. Он обращается к былинным образам, к русскому эпосу. «Богатыри проснулись», «Партизаны», «Ярослав Мудрый», «Александр Невский», «Настасья Микулишна». В годы войны Николай Константинович пишет: «Неужели все бывшие битвы не сломили? Нет, не сломили. Вот же нисколько не сломили! Хочется оставить памятки народу русскому о всех Мономахах, о великих поединках за славу русской земли. Полетите светлые чайки к русскому народу».

Правительства, научные общества и различные организации многих стран удостоили Н.К.Рериха своими почетными наградами. Он был кавалером Российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира; кавалером югославского ордена Святого Саввы и ордена Почётного Легиона Франции; также имел Королевский шведский орден Полярной Звезды. Избирался действительным и почётным членом более сорока Академий и научных организаций во всем мире.

Завет Николая Константиновича: «Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. И вот что завещаю всем-всем: любите Родину, любите народ русский, любите все народы на всех необъятностях нашей родины...»

——————

Ведущей в семье Рерихов была женщина, мать - Елена Ивановна. Это духовное лидерство Н.К.Рерих определил интуитивно ещё до женитьбы, затем это почувствовали и сыновья, Юрий и Святослав, которые активно помогали родителям во всех их культурных начинаниях.

О Елене Ивановне известно мало. На то есть три основные причины.

Во-первых, она сама избегала любой огласки о себе, и все её литературные произведения вышли под псевдонимами.

Во-вторых, всё, что было написано Еленой Ивановной и уже давно могло бы составить гордость российской культуры, было запрещено именно на её родине партийной цензурой.

И третий фактор - время. Как говорил её младший сын Святослав Николаевич, должны пройти годы прежде чем мы сможем широко говорить о его матушке.

Елена Ивановна родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье известного академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова. Она принадлежала к лучшим дворянским родам России - была двоюродной праправнучкой великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, двоюродной внучатой племянницей замечательного русского композитора Модеста Петровича Мусорского. По женской линии род Елены Ивановны был связан и с князем Дмитрием Пожарским, избавившим Россию от поляков.

С детства Елена отличалась особой чуткостью, впечатлительностью и острой наблюдательностью. Она была очень одарённым ребенком. С ранних лет в ней жило стремление к красоте в природе и гармонии красок. Рано проявился талант к музыке и способности к языкам. Ей была присуща глубокая врождённая религиозность - «с детства трогательно любила образ Христа. Он жил в её сердце с самого раннего детства и крестик, носимый девочкой во имя Его, был ей защитой от детских страхов». Первой и самой большой радостью были два тома Библии с иллюстрациями Гюстава Дорэ.

В очерке «Великий облик» Николай Константинович писал о Елене Ивановне: «От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжёлое огромное издание. Склонясь под тяжестью непомерной ноши, она украдкой от больших уносит к себе сокровище, чтобы смотреть картинки и, научась самоучкою, - уже читать. Из тех же отцовских шкафов, не по времени рано, уносятся философские сочинения и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду - преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа».

Елена Ивановна с отличием закончила женскую Мариинскую гимназию в Санкт-Петербурге и качеством её образования восхищались впоследствии многие отечественные и зарубежные учёные. После гимназии окончила музыкальную школу по классу профессора Боровка. Была вдохновенной пианисткой, и ей прочили блестящее будущее именно на музыкальном поприще.

Девушке, принадлежавшей к высшему обществу, открывалась светская жизнь с балами, приёмами и развлечениями. Круг знакомых - титулованные аристократы, промышленники, банкиры. Признанная красавица, Елена Ивановна имела большой успех в свете. Но Елена Ивановна тяготилась светским образом жизни, отвергала все блестящие предложения богатых женихов. Духовные устремления её уже в юности были высоки и серьёзны - она решила, что выйдет замуж только за человека, служащего искусству, чтобы вдохновлять его и помогать нести людям прекрасное. Не только о личном счастье мечтала она, но и о большой творческой жизни и служении людям вместе с близким по духу человеком.

Возможность для осуществления её мечты появилась в последнее лето уходящего девятнадцатого столетия, когда Елена Ивановна познакомилась с молодым, но уже известным художником Николаем Константиновичем Рерихом. По сохранившимся письмам Николая Константиновича к своей невесте мы можем судить о том, что встретились близкие родственные души, давно стремящиеся друг к другу: «Без тебя не сдвинуть этих громад, висящих надо мною. Помнишь ли в сказке... требовалась молитва чистой девушки, чтобы спасти кого-то откуда-то. Чистая женщина невидимой рукой ведёт мужчину далеко.

Ты поведешь меня вперед!

Я верю, что ты явилась, чтобы дать мне новые силы... и помочь в жизненной битве.

Как я горжусь, что ты подала мне руку именно на этом слове «бороться»!»

Елена Ивановна и Николай Константинович, несмотря на все чинимые со стороны её родственников препятствия, твёрдо решили соединить свои жизни. Свадьба состоялась 28 октября 1901 г. в церкви Академии Художеств.

Вскоре в семье появились два сына... Елена Ивановна, как и Николай Константинович, большое внимание уделяла вопросам воспитания. Свои глубочайшие познания в педагогике она применяла прежде всего в отношении своих детей и была замечательной матерью, ласковой и внимательной, умела сочетать трогательную заботливость с настойчивостью и строгостью.

Елену Ивановну очень волновал женский вопрос. Она основала в Америке при Музее им.Н.К.Рериха Всемирное Единение Женщин с целью помочь женщине занять достойное место в общественной жизни. Она писала, что женщина есть олицетворение самопожертвования и вечного даяния. На пути тяжкой эволюции человечества именно женщина шла путем Подвига .

Она утверждала это всей своей жизнью...

В очерках «Лада» и «Сорок лет» Николай Константинович пишет о своей жене чудесные строки. «Ведущей, другиней, спутницей, водительницей и вдохновительницей» называл он жену, подчёркивая, что каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. Неизменно восхищаясь её трудолюбием, мужеством, благородством, он говорил, что произведения его «должны бы носить два имени - женское и мужское». Елене Ивановне первой он показывал свои картины, полагаясь на её художественную интуицию и тонкий вкус. Сюжеты многих картин были подсказаны Еленой Ивановной. Особое место в творчестве Николая Константиновича занимают картины, посвящённые жене. Среди них: «Ведущая», «Держательница Мира. Камень несущая», «Властитель ночи», триптих «Жанна д’Арк».

Елена Ивановна - первая женщина, принявшая участие в сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, организованной её мужем. Аристократка, знавшая жизнь великосветских петербургских салонов, в сорок пять лет села в седло и отправилась в Трансгималаи. За пять лет вместе с мужем и старшим сыном она преодолела 25 тысяч километров труднейших дорог, 35 высокогорных перевалов в сложнейших климатических условиях.

Николай Константинович сравнивал свою жену с Жанной Д’Арк, когда в опаснейших ситуациях, Елена Ивановна первая призывала: «Вперед! Смелее!». Любимыми словами её были «дух воинствующий». Больше всего нелюбившая в людях малодушие, она вынесла невероятные условия зимнего стояния на Тибете, когда экспедиция, казалось, была обречена на гибель. Англо-тибетские власти препятствовали продвижению путешественников и стояние на плато Чантанг продлилось вместо нескольких дней пять месяцев в летних палатках при морозе - 600 С!

Вот как писал об этом сам Николай Константинович: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она... Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера.»

Елена Ивановна была избрана первым президентом Гималайского института исследований Урусвати .

Она переписывалась с президентом Франклином Рузвельтом и он прислушивался к её советам.

Даже из друзей многие не знали, что Еленой Ивановной написан ряд книг: «Чаша Востока», «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и др., - книги писались под псевдонимами. Большое количество неопубликованных работ Елены Ивановны хранится в архиве Международного Центра Рерихов и готовится к изданию.

Еленой Ивановной переведён с английского языка огромный философский труд Е.П.Блаватской «Тайная доктрина» (2 тома, 2000 страниц), раскрывающий основы эволюции Вселенной.

Уже эти краткие данные биографии Елены Ивановны говорят нам о том, что это была необыкновенная женщина! Но... есть нечто, что ставит её поверх всех жителей планеты двадцатого столетия. Её имя связано с созданием Учения Живой Этики - философско-этического труда, не имеющего аналогов в современной науке.

Всю жизнь помыслы этой замечательной женщины были устремлены к её великой и страдающей Родине. Ей принадлежат пророческие слова: «Родина наша уже вступила на путь выздоровления и ищет новый славный путь... Конечно, перебои неизбежны. Но большой сдвиг в сознании народа несомненен. Потому не следует ли проявить к Родине сугубую бережность?

Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это сознавать...

Очищенная и возрождённая на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира!» (1936 г.).

5 октября 1955г. Елена Ивановна завершила свой жизненный путь. Во время похорон за погребальными носилками с телом русской женщины шли представители почти всех народов Азии: индусы, тибетцы, афганцы, китайцы, монголы, непальцы, бутанцы и японцы. В Калимпонге, на месте её кремации, была воздвигнута по древнему индийскому обычаю белая каменная ступа.

——————

Юрий Николаевич Рерих – старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих – выдающийся учёный-востоковед, лингвист, этнограф, археолог, историк, искусствовед, оригинальный мыслитель. Он знал около 30 европейских и азиатских языков, что позволило ему глубоко изучить культуру многих стран.

Летом 1902 года Елена Ивановна Рерих сопровождала своего мужа в одной из первых его больших экспедиций. Ю.Н.Рерих родился 16 августа в Новгородской губернии близ села Окуловки в простой крестьянской избе.

Детство и юношество будущего учёного прошли в Петербурге в атмосфере семьи, где интерес к духовной культуре Востока был очень велик. Как и его отец, Юрий Николаевич учился в известной петербургской гимназии К.Мая. Уже в гимназии он проявлял необычайный интерес к древним культурам Египта и Вавилонии. Серьёзному увлечению Востоком способствовали также занятия с выдающимся русским египтологом академиком Б.А.Тураевым.

Дальнейшее образование Ю.Н.Рерих продолжил в Школе восточных языков при Лондонском университете. Затем в Америке, в Гарвардском университете. Закончив Гарвард со степенью бакалавра по отделению индийской филологии, он завершил свое образование в Школе восточных языков при Парижском университете - крупнейшем центре европейского востоковедения. Кроме того, Юрий Николаевич имел экономическое и специальное военное образование - закончил высшую военную Школу Сенсир в Париже.

Как учёный-исследователь с необычайно широким кругозором Юрий Николаевич сформировался во время Центрально-Азиатской экспедиции, на маршрут которой он вступил когда ему едва исполнился 21 год. Несмотря на молодость, Ю.Н.Рерих был незаменимым помощником своего отца. Благодаря его глубокому знанию восточных языков экспедиция не знала сложностей в общении с местным населением на всём протяжении пути, имела доступ к древним философским манускриптам, хранящимся в монастырях. На Юрии Николаевиче лежала также почти вся организационная часть экспедиции и её охрана там, где грабёж караванов был основным источником существования местных жителей. В своём путевом дневнике он писал, например: Дорога в Чугчак считалась небезопасной из-за частых нападений в узких ущельях. Нам довелось постоянно вести разведку местности, зорко наблюдая за странными всадниками, то и дело появляющимися ... на гребнях ближайших гор .

Богатый фольклорный, этнографический и археологический материал, собранный на маршруте, дал возможность проявиться во всей полноте силе его научной мысли. В самый трагический момент экспедиции, на плато Чантанг, родилась его классическая работа Звериный стиль у кочевников северного Тибета . Изделия, выполненные в «зверином стиле», найденные в Тибете, свидетельствовали о богатом кочевом прошлом этой горной страны и подтверждали гипотезу о кочевом мире, сыгравшем в своё время историческую роль культурного моста между Востоком и Западом. «Пустынные нагорья Тибета, — писал Юрий Николаевич Рерих о результатах своих археологических исследований, — неожиданно оказались богатыми остатками древней кочевой культуры, дремлющей и в быте современных кочевников-тибетцев. Находки целого ряда «звериных» мотивов, хорошо известных из раскопок скифо-сибирских погребений, ещё раз подчеркнули древнюю связь кочевого Тибета с богатым кочевым миром Внутренней Азии... Занесённый иранскими племенами «звериный», скорее неозвериный стиль, был воспринят тибетскими племенами и остается и поныне любимой орнаментировкой предметов быта и вооружения».

По окончании экспедиции Юрий Николаевич возглавляет Институт гималайских исследований Урусвати и в течение 10 лет работает его директором.

Перу этого выдающегося востоковеда принадлежат такие основополагающие работы как Пути к сердцу Азии , Изучение Калачакры , Тибетская живопись , Сказание о царе Гэсэре из страны Линг , перевод на английский язык Голубых анналов , перевод на русский язык Дхаммапады - сборника изречений Будды.

Основной особенностью научной концепции Юрия Николаевича было то, что он, вопреки традиции европейского востоковедения, рассматривал Тибет не как изолированный высокогорный район в центре Азии, а как особое место на планете, где надо искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою весьма удаленных во времени и пространстве от Тибета.

Ю.Н.Рерих заложил фундамент новой науки – номадистики, науки о кочевниках. Особого внимания также заслуживает его оставшийся в рукописи многолетний труд История Средней Азии , над которой он работал ещё в Индии и которую намеревался закончить в России. Под термином Средняя Азия Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа до Большого Хингана и от Гималаев до Алтая. Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор судьб важнейших государственных и культурных образований Евразии.

Как выдающийся учёный-энциклопедист, Ю.Н.Рерих имел мировую славу, был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского Археологического и Этнографического обществ и многих других.

Около 35 лет Юрий Николаевич прожил в Индии, но всегда оставался патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. В июне 1941 года вместе с младшим братом Святославом Николаевичем он послал телеграмму в Лондон советскому послу И.И.Майскому с просьбой зачислить их добровольцами в ряды Красной Армии, чтобы с оружием в руках защищать свою Отчизну, но в этой просьбе им было отказано.

Благодаря личному разрешению Н.С.Хрущёва Юрий Николаевич Рерих сумел вернуться на Родину в 1957 году. Он возглавил сектор истории религии и философии Индии в Институте востоковедения АН СССР в Москве. Здесь он руководил работой по изучению, переводу и публикации древних философских памятников народов Востока, был активным членом редколлегии Bibliotheca Buddhica , преподавал тибетский, санскрит и три индийских языка, опубликовал несколько работ, внесших существенный вклад в советское востоковедение. За 2,5 года работы в Москве он сумел возродить школу российского востоковедения, создал школу тибетологии, впервые в советской России начал преподавать санскрит.

Большим трудом его жизни была работа по составлению английского словаря с санскритскими параллелями, объемом свыше двух тысяч страниц. Законченный его учениками, словарь был издан в 1984 году.

Много усилий приложил Ю.Н. Рерих к тому, чтобы вернуть Родине имя своего отца, выдающегося мыслителя-космиста. Он привёз на Родину девятьсот девяносто очерков Н.К.Рериха Моя жизнь (изданные МЦР в 1996 году) и около 400 его картин, которые были переданы в дар нашему народу с условием, что они будут постоянно экспонироваться в картинных галереях. Условие это не выполнено до сих пор. Знакомя советскую общественность с творчеством Николая Константиновича, Юрий Николаевич устраивал его персональные выставки, рассказывал о научной и общественной деятельности, уделяя особое внимание Центрально-Азиатской экспедиции.

21 мая 1960 года в Москве Юрий Николаевич завершил свой путь. Прах его был похоронен на Новодевичьем кладбище под стеллой из красного гранита, взметнувшейся в небо как столб огня. Памятник выполнен по проекту его брата С.Н.Рериха.

——————

Святослав Николаевич Рерих (1904-1993) - младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих - всемирно известный художник и выдающийся общественный деятель, создал около 4000 живописных полотен, работал во всех жанрах живописного искусства.

Святослав Николаевич родился 23 октября в Петербурге в 1904 году и был крещён сразу двумя именами. Отцы церкви отказывались крестить его языческим именем Святослав. Его матушка, Елена Ивановна, настаивала: «либо Святослав, либо никак не крестить». Тогда священники выяснили, что в христианстве есть имя, близкое по значению – Николай, и его крестили двумя именами - Святослав и Николай.

Святослав Николаевич получил начальное образование в Петербурге, затем учился в Карелии, у частных профессоров, затем - в трёх университетах в Европе и Америке учился живописи, скульптуре, графике. Большая выставка творческих работ художника была организована когда ему было всего 19 лет. В период учёбы Святослав Николаевич находился далеко от родителей, но в своих письмах к нему Елена Ивановна наставляла его на жизненном пути. В её письме юному Святославу мы читаем: «...постоянно совершенствуй свое мастерство, не верь ничьим похвалам, только самому себе. Будь требовательным в оценке своих картин. Бойся пошлости, которая может вползти незаметно. Спасение от пошлости только в постоянном качественном труде...».

Свой путь художника С.Н.Рерих начал как портретист и достиг недосягаемых высот в этом. Портреты кисти С.Н.Рериха лаконичны и имеют эффект «присутствия личности». «Когда я пишу портреты, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю», - говорил художник. Только портретов своего отца он написал около 30-ти, за один из которых был занесен в список бессмертных художников, когда его работа была приобретена Люксембургским музеем в Париже. Художнику было в то время 35 лет.

С.Н.Рерих как живописец работал во всех жанрах живописи. Он был изначально портретистом, но кроме того писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены и большие монументальные философские полотна, отражающие идеи Живой Этики».

С.Н.Рерих большое внимание уделял вопросам просвещения. Он был инициатором создания и активным членом большого числа культурно-просветительских центров во всём мире. Так под его руководством в Бангалоре был построен известный культурно-просветительский центр Читрикала Паришад. Этот комплекс включает в себя школу изобразительных искусств, Музей древнеиндийского искусства и выставочные залы им.Н.К.Рериха. На выставках творчества самого Святослава Николаевича художник проводил уроки эстетики для индийских школьников, рассказывал о своем творчестве, о своем жизненном кредо. Своим творчеством Святослав Николаевич открывал красоты Индии не только для иностранцев, но и для самих индийцев.

С.Н.Рерих был доктором искусствоведения, академиком живописи, почётным академиком Академии Художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии и постоянным представителем её в правительстве этой страны.

В 1923 г. он стал директором Международного Центра искусств «Корона Мунди», основанного в Нью-Йорке, в 1928 г. - вице-президентом Музея Рериха в Нью-Иорке. Кроме того, Святослав Николаевич являлся членом-организатором Пакта Рериха, членом-основателем 2-х французских обществ - помощи приютским детям и ослепшим в 1-ю Мировую войну. За эту работу он был представлен к высшей государственной награде Франции - Ордену почётного легиона. От этой награды он отказался в пользу своего отца, т.к. считал Николая Константиновича более достойным ее. В 1931 г. С.Н.Рерих основал в США общество по изучению философии и религии.

За выдающиеся достижения на ниве культуры, а также за вклад в дело мира С.Н.Рерих был награжден многими правительственными наградами различных стран. Он был лауреатом международной премии Дж.Неру, кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия, высшего гражданского ордена Индии «Падма-Бхушан» и советского ордена «Дружба Народов». Всю свою жизнь самой высокой наградой считал он орден «За культурную деятельность», учрежденный Музеем Н.К.Рериха в Нью-Йорке, который получил в 1933 г. Диплом был подписан Николаем Константиновичем.

Святослав Никлоаевич много занимался наукой. Он интересовался минералогией, орнитологией, ботаникой, химией, был знатоком тибетской фармакопеи. В институте Урусвати он возглавил ботанический отдел.

В годы Великой Отечественной войны он помогал, как мог, своей Родине из далёкой Индии. В пользу Красного Креста в СССР он организовывал выставки, выступал по радио с программами о победоносной Красной Армии.

Святослав Николаевич активно участвовал в работе конгресса Индии, где познакомился с Дж.Неру. В зале заседаний индийского парламента находятся три портрета выдающихся деятелей Индии, написанные кистью русского художника С.Н.Рериха по заказу индийского правительства. Один из них - портрет первого премьер-министра независимой Индии Дж.Неру. Второй - портрет философа, доктора Радхакришнана, который в 1962–1965 гг. возглавлял индийкое правительство и был другом Рерихов. И третий - портрет госпожи Индиры Ганди, который был написан по просьбе Р.Ганди, уже после её смерти и в 1988 году был подарен Святославом Николаевичем индийскому народу.

С Джавахарлалом Неру и его семьёй Святослава Николаевича ещё с 1942 года связывала долгая и близкая дружба. Дж.Неру с большим уважением и теплотой отзывался о Святославе Николаевиче: «он никогда не старался выдвигать себя, а работал в тишине, в соответствии со своим делом, пытаясь найти себя в гармонии с окружающим, будь то снежные пики Гималаев или другие места...Он входил в соприкосновение с окружающей природой и одновременно как бы устремлялся вперёд по всем направлениям».

Святослав Николаевич много сделал для укрепления культурных связей между Индией и Россией. Я чувствую себя русским несомненно... Я верю в Россию, Россия богата талантами, которые проявят себя... Я всегда верил, что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад - такими словами художник и мыслитель выразил свое отношение к Родине...

По инициативе С.Н.Рериха в Москве в 1989 году был создан Советский Фонд Рерихов, переименованный впоследствии по его же инициативе в Международный Центр Рерихов, Почётным президентом которого С.Н.Рерих является до сих пор. Ещё при жизни С.Н.Рерих передал наследие своё и своих родителей Международному Центру Рерихов. На основе этого наследия в Москве в Усадьбе Лопухиных, выбранной самим Святославом Николаевичем, создан и успешно работает Музей имени Н.К.Рериха.







 

Ваши комментарии к этой статье

 

5 дата публикации: весна-лето 2001