А.А.Бондаренко,

Рериховский центр Санкт-Петербургского

государственного университета

Музей Н.К.Рериха в Петербурге
История и перспективы

Опубликовано в журнале Санкт-Петербургский университет , № 17 от 18 июня 2001 г., http://www.spbumag.nw.ru

* * *

Приближается 300-летний юбилей Санкт-Петербурга в 2003 году. Многие мероприятия в городе оказываются так или иначе связаны с грядущим событием, значение которого в русской и европейской истории и культуре велико и неоспоримо. Сохраняя статус культурной столицы страны, Петербург спешит с решением многих трудных проблем в сфере образования, науки и культуры. С 7 по 9 февраля в Москве прошла выставка-презентация, посвященная подготовке празднования этого юбилея. Это был своеобразный смотр проектов самой разной направленности. СМИ освещали открытие и работу выставки, а также работу юбилейной комиссии, председателем которой является Президент РФ. В городе эту работу координирует Администрация города во главе с губернатором и специально созданный Комитет по подготовке празднования 300-летия СПб («Комитет-300»).

Принял участие в выставке и Санкт-Петербургский государственный университет. Был представлен проект создания в городе мемориального Музея-института семьи Рерихов. Проект разработан Рериховским центром университета при участии Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие», рассмотрен и одобрен специально образованной рабочей группой проекта, представлен к рассмотрению «Комитетом-300» при партнёрском участии Регионального архитектурно-художественного фонда. Проект призван решить давнюю проблему создания в Петербурге рериховского музея, несколько десятилетий стоящую перед культурной общественностью города.

Активная, созидательная роль университета в увековечении памяти своего выпускника Н.К. Рериха, сохранения наследия его семьи вполне закономерна. В его стенах давно ведётся научно-исследовательская и педагогическая работа в областях, так или иначе связанных с научным, общественным и художественным творчеством Н.К. Рериха, членов его семьи, проводятся исследования жизни и творчества всей замечательной плеяды деятелей Российского Ренессанса, организуются конференции и семинары, издаются книги, проводятся художественно-образовательные выставки, в том числе на основе новейших компьютерных технологий, предпринимаются усилия по созданию общедоступного электронного архива рериховского наследия.

«Здесь в безопасности пребывает» – гласит надпись на официальном гербе университета вокруг античного символа Божественной Мудрости Афины?Минервы, у стоп которой раскрыта Книга Священного Знания. Фоном композиции служит возносящийся двуглавый орёл Российского государства, с широко раскрытыми огнеподобными крыльями. Этот возвышенный символ в 1932 году получил иное художественное воплощение в картине Н.К. Рериха «София ? Премудрость Божия». Над тёмным силуэтом города в небе в языках пламени на летящем коне величавая фигура Божественной Софии, увенчанной короной Высшей Власти. В простёртой над землёй деснице — Свиток Священного Знания. От композиции как бы исходит зовущая и возносящая сила.

Такою зовущей возносящей силой как раз и были творчество и жизнь Николая Константиновича Рериха. Относясь к числу наиболее ярких представителей российской культуры своего времени, Рерих стал одним из символов той культурной экспансии, которая в XX веке приобрела всемирные масштабы. Именно он сумел вывести на международный уровень возросшие на русской почве идеи и опыт сохранения культурных ценностей, став основателем Пакта об охране объектов культуры, науки и образования (Пакт Рериха), подписанного в 1935 году в Вашингтоне представителями американских государств при участии президента Рузвельта. Самым трагичным в той ситуации было крушение культуры в самой России. Позднее Пакт Рериха стал основой и ядром Межправительственной конвенции 1954 года о защите культурных ценностей во время вооружённого конфликта, подписанной большинством государств Земли.

Ещё в 20-е годы для продвижения этой инициативы, поддержанной впоследствии многими выдающимися деятелями мировой культуры и руководителями государств, был создан ряд культурно-просветительских, творческих и научных организаций по всему миру. К числу наиболее известных относятся Институт Объединённых Искусств (Нью-Йорк), художественный центр «Корона Мунди» (Нью-Йорк–Женева), издательство «Алатас» (Нью-Йорк–Париж–Рига–Харбин), Институт Гимлайских исследований «Урусвати» (Кулу, Индия), агентство «Всемирная Служба» (Нью-Йорк–Рига), Музей Николая Рериха (Нью-Йорк). Нью-Йоркский Музей стал центром всей деятельности. Его отделения и Общества друзей, а также Комитеты по продвижению Пакта были созданы в десятках стран мира. Велась огромная работа по сопряжению идей охранения Культуры с национальными традициями и особенностями.

Н.К. Рерих имел к этому времени значительный организаторский опыт. Ещё в Петербурге, будучи директором Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения Художеств, он стал инициатором и организатором Музея Русского искусства при ИОПХ и Музея Допетровского искусства и быта. Вообще, роль музеев в деле охранения культуры он считал решающей: «Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?» Самое понятия Музея он толковал расширительно. Для Рериха Музей — это не только собрание предметов, имеющих художественную, историческую или какую-либо иную культурную ценность, это прежде всего Дом, Обиталище Муз всех родов и направлений человеческого творчества, их Союз как живое свидетельство фундаментального духовного единства человечества и его внутренней устремлённости к усовершенствованию и творчеству, устремлённости к Прекрасному. Такое понимание и положено в основу концепции будущего Музея-института семьи Рерихов в Петербурге в упоминавшемся выше проекте.

«Именно только единением, дружелюбием и справедливым утверждением истинных ценностей можно строить во благо, в улучшение жизни. Многие исконные понятия затмились в обиходе. Люди произносят слово Музей и остаются далеки от мысли, что Музей есть Музейон, по-гречески Дом Муз. Обиталище всех Муз, прежде всего, является символом Объединения. В классическом Мире понятие Муз вовсе не было чем-то отвлеченным, наоборот, в нем утверждались живые основы творчества здесь – на Земле, в нашем плотном мире. Так издавна, от самых далеких веков утверждались основы единства. Все человеческие примеры ярко говорят о том, что сила в союзе, в доброжелательстве и сотрудничестве», – пишет 1 января 1936 года Рерих в своей статье «Врата в Будущее». Во все времена Служение Музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное. Поэтому Музей — это «Обитель всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их».

Этот «безнадёжный» идеализм, эту незыблемую веру в «жизненность прекрасного пути» Рерих впитал и воспитал в себе с ранних лет. И доказал примером всей своей жизни, как доказывали то же другие великие подвижники культуры и знания.

Как известно, все годы жизни за пределами Родины Рерихи пытались вернуться домой. Удалось это лишь в 1957 году, уже после ухода из жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны, их старшему сыну Ю.Н. Рериху, известному в мире востоковеду. Обосновавшись в Москве, заведуя сектором в Институте Востоковедения, он огромную часть своих усилий посвятил организации Музея Н.К. Рериха в Ленинграде, родном городе своей семьи. Основу экспозиции должны были составить художественные произведения, вещи и документы из огромного собрания, привезённого Юрием Николаевичем в Союз, и документы, мемориальные предметы, вещи и мебель из их бывшей квартиры на Мойке, сохранённые в Ленинграде семьёй Митусовых. Такова была воля самих Н.К. и Е.И. Рерихов. Часть привезённой художественной коллекции предназначалась для музеев Москвы, Новосибирска, Киева и некоторых других городов страны.

Степан Степанович Митусов, двоюродный брат и близкий друг Елены Ивановны, был ближайшим другом и сотрудником Николая Константиновича по Рисовальной школе Императорского Общества Поощрения Художеств. Как и Рерих, Митусов учился в Петербургском университете. В стенах университета и состоялось их знакомство. В последствии С.С. Митусов учился в Консерватории. Прекрасный музыкант и педагог, он был учеником Н.А. Римского-Корсакова и А.Ф. Лядова, товарищем Римских-Корсаковых-младших и И.Ф. Стравинского. И после того как в 1918 году Рерихи оказались за пределами Родины, семьи Рерихов и Митусовых оставались тесно связаны и духовно, и творчески, и материально. Митусов был страстным сторонником и проводником идей Рериха ещё со времени их возникновения и становления, был неотделим от них, как неотделимы были они оба от всей благодатной атмосферы Российского Ренессанса. Конечно, во времена диктатуры пролетариата и речи не могло быть о создании в России отделений Музея Рериха или комитетов Пакта. Однако С.С. Митусов и его семья сохраняли для будущего наследие уходящей эпохи (в том числе и рериховское), её культуру, её неповторимый дух. Поддерживая связь с Нью-Йоркским Музеем, Митусов принял деятельное участие в подготовке второго этапа Центрально-азиатской экспедиции Рериха, когда встречался с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной в 1926 году в Москве. Тогда же он получил от них некоторые предметы, которыми очень дорожил, документы и в качестве материальной поддержки вещи.

В своё время некоторую часть рериховских вещей, картин и документов Митусов разделил с братом Николая Константиновича Б.К. Рерихом, что вызвало неудовольствие Рерихов. Позднее документы собрания Б.К. Рериха пополнили фонды Государственной Третьяковской галереи. Часть митусовского архива и мебели унесла блокада. Унесла она и жизни почти всей семьи: Степана Степановича, его жены Екатерины Филипповны, старшей дочери Златы, её мужа художника Олега Карташова, их дочери Натальи, мужа средней дочери Митусовых Людмилы, замечательного художника, Ростислава Тронина. В живых остались только Людмила и младшая её сестра Татьяна.

Ещё в 1927 году Людмила Степановна Митусова познакомилась с Зинаидой Григорьевной Лихтман (Фосдик), впоследствии директором Музея Рериха в Нью-Йорке, с того времени завязалась их переписка. «На тебя ложится обязанность по выполнению части заветов Николая Константиновича», – писал несколькими годами спустя Степан Степанович своей средней дочери из Хибиногорска, где он в это время организовывал Рабочую консерваторию.

«Будет по-нашему», – говорил Л.С. Митусовой в 1960 году о Музее в Ленинграде Ю.Н. Рерих, который к этому времени уже добился согласия Министерства Культуры СССР на его создание. Шла интенсивная переписка, активное участие принимали Географическое общество и Университет в лице А.В. Королёва, В.В. Струве, А.Д. Александрова, Б.А. Вальской, Д.Д. Бизюкина, О.М. Медведева. Подключились и ленинградские власти. Однако внезапная кончина Юрия Николаевича помешала довести дело до конца. Позднее заботу о сохранении фамильного наследия в мемориальном собрании Митусовых проявлял младший сын Рерихов, известный художник, С.Н. Рерих, проживавший постоянно в Индии. Именно он помог сёстрам Митусовым получить новую квартиру в доме на углу Суворовского проспекта и 4-ой Советской улицы, когда их старый дом на улице Моисеенко ставился на капитальный ремонт. Сам же вопрос о рериховском музее отошел в сторону. В сложившихся тогда условиях определённым достижением стала организация Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре. Именно вклад сестёр Митусовых стал основой коллекции подлинных вещей. Ключевую роль в его создании сыграли также кинорежиссёр Р.А. Григорьева, историк Л.В. Мищенко, архитектор Экк. Некоторые документы и предметы митусовского собрания были переданы также для музея в Барнауле, в Публичную библиотеку (в настоящее время РНБ), в Русский музей. Однако вопрос о Музее Н.К. Рериха и его семьи в Петербурге остаётся открытым.

В настоящее время сложились все предпосылки и условия для организации такого музея. Проект, разработанный Санкт-Петербургским государственным университетом, его Рериховским центром и Международным благотворительным фондом «Рериховское наследие», одобрен Комитетом по культуре Администрации города и поддержан Комитетом по управлению городским имуществом. Согласно проекту основу мемориальной экспозиции составит наследие, сохранённое Л.С. Митусовой и её семьёй. В настоящее время готовятся соответствующие документы. Ряд владельцев частных коллекций выразили готовность передать организуемому музею художественные и другие экспонаты. Решение вопросов финансового обеспечения и последующей поддержки текущей деятельности музея берёт на себя Фонд «Рериховское наследие». 24 мая в Михайловском манеже откроется петербургский вариант выставки-презентации, посвящённой подготовке празднования 300-летия города. Как и московская выставка, готовится она «Комитетом-300» и выставочным объединением «Рестэк». Ожидаем, что и на этой выставке петербургской общественности и деловым кругам будет представлен проект создания Музея-института семьи Рерихов в Петербурге.


 

Ваши комментарии к этой статье

 

6 дата публикации: лето 2001